Мифы по вред холостого хода двигателя
Мне часто задают вопросы в комментариях, и я стараюсь быстро на них отвечать. Этот обзор также будет ответом на вопрос о том, насколько вреден холостой ход двигателю, и к каким негативным последствиям приводит очень частое использование двигателя именно на холостом ходу.
Что такое холостой ход или холостые обороты двигателя? Это низкие обороты без нагрузки. Конечно, нагрузка есть, но она минимальная. В механической части ни к чему плохому холостой ход не приводит.
Если вы от кого-то услышите, что холостой ход может приводить к каким-то повреждениям механических частей двигателя, то это полная ерунда. Единственное, что не особо любит холостой ход, это топливная система.
Она работает на холостом ходу на минимуме, поэтому в данном режиме часто возникает закоксовывание форсунок у дизеля, ухудшение распыла форсунок у бензиновых автомобилей и прочее. То есть, страдает только топливная система. Остальные системы никак не страдают и не повреждаются.
Но есть один момент: чтобы топливная система после затяжного холостого хода пришла в порядок, двигатель нужно как бы «прожарить» или «прожечь». Это просто разновидности названий, но суть остается одна: двигателю нужно дать нагрузку, прогазовать, чтобы топливо хорошо промыло возникшие закоксовки, чтобы топливная система сама себя прочистила. Иногда для этого используют специальные очистители, которые можно купить в автомагазине. После этого все нормализуется. Поэтому, холостой ход навредить двигателю не может. Надеюсь, что понятно объяснил этот вопрос.
Напишите свое мнение по этому вопросу, согласны со мной или нет, и почему, часто ли используете двигатель на холостых оборотах.
Многие указывают на мои ошибки. По каждому замечанию хочу сделать разъяснение.
Малое давление
Говорят, что на холостом ходу маленькое давление, поэтому холостой ход может вредить двигателю. Когда мотор работает на холостом ходу, значит у него нет нагрузки. Если нагрузка и обороты минимальные, то и давление тоже маленькое. Все соответствует между собой. Увеличивается нагрузка – повышается давление масла.
Таким образом получается, что все приведено в соответствие. На холостом ходу, когда минимальная нагрузка, нет нужны создавать высокое давление масла в системе. Когда вы начнете нагружать двигатель, обороты возрастут, соответственно поднимется и давление. Никак не может повлиять низкое давление в системе смазки на износ на холостых оборотах.
Масляный туман
Второе заблуждение – двигатель не создает масляный туман. То есть, коленвал на высоких оборотах настолько быстро вращается, что в картере создается масляный туман. Таким образом смазывается цилиндропоршневая группа.
Хочу сказать, что холостой ход – это 600-700 оборотов в минуту. Это значит, что коленвал делает 10 оборотов за 1 секунду. Представьте себе – 10 ударов по маслу, какой туман из масла создается коленчатым валом на холостом ходу. Поэтому в любом случае на разогретом двигателе масляный туман будет.
А рассказчики просто об этом не знают, ведь заглянуть в двигатель во время работы невозможно. Поэтому многие мотористы просто умничают. Я считаю, что это не мотористы, а неквалифицированные работники. Если вам говорят такие вещи, значит эти люди дилетанты.
Коленвал зависает
Еще один человек написал, что ему один грамотный слесарь сказал, что на холостом ходу коренные вкладыши как бы «ляпотят». А на больших оборотах они «зависают». Это не совсем грамотное объяснение, но я догадываюсь, о чем идет речь. Имеется ввиду, что давление масла настолько малое, что у коленвала появляется люфт на вкладышах. А когда давление повышается, то толщина масляной пленки становится больше, и коленвал как бы «зависает».
Я считаю, что, если двигатель работает на холостых оборотах, то на нем минимальные нагрузки. Поэтому, если уже будет настолько большой износ, что зазоры на вкладышах большие, то вы в любом случае услышите этот звук, он будет громким. Если звука нет, работа мягкая, но проблем нет. Большинство моторов на холостом ходу работают нормально. Конечно, существуют исключения, но их очень мало.
Турбина придет в негодность
У кого турбина работает на холостых оборотах? Она начинает действовать от 2000 оборотов и выше, в зависимости от настроек двигателя. Какое отношение турбина имеет к холостому ходу? Это очередной фейк.
Коленвал толкает
Еще один человек написал, что без нагрузки коленвал толкает, возникают какие-то сложности. Человек не владеет вопросом, не понимает, как работает двигатель внутреннего сгорания. Так могут говорить только мотористы самозванцы.
Образуется нагар
Другой комментатор написал, что под масляной крышкой возникает нагар. Никакого отношения к делу это не имеет. Это просто глупость.
Задиры
Еще один момент. Когда кто-то рассказывает, что задиры на поршневой группе происходят из-за того, что мотор работает на холостом ходу. Но как можно сделать вывод или заключение, что именно это из-за холостых оборотов? Двигатель работает в разных режимах. Почему тогда не выяснили, какое масло было залито, когда оно менялось, когда фильтр менялся, был ли он вообще. Здесь много факторов. Влияет даже топливо.
Масляное голодание
Отчего оно будет возникать? Масло прогрето, масляный туман есть, насос качает. Что не так? Этого вполне достаточно для смазки цилиндропоршневой группы.
Не отводится тепло
Еще один умелец написал мне интересную вещь: «давление в цилиндрах маленькое, и нет хорошего контакта колец с цилиндром, и это не обеспечивает отвод тепла». Откуда вы это берете? Наверное, наслушались мотористов дилетантов. Давление в цилиндрах нормальное, так как там постоянно происходят вспышки, сгорает топливо.
Между кольцом и цилиндром происходит смазывание. Если этого не будет, то возникнет стружка, сильный износ. Если двигатель работает, значит все нормально.
Почитайте информацию в Интернете. Например, в Якутии зимой многие автовладельцы вообще не глушат двигатели, оставляют их заведенными постоянно. Завел осенью, и он работает до весны, не глушат его. Поэтому могу сказать, что холостой ход никак не вредит двигателю. Его разрушают только высокие нагрузки и обороты.
Надеюсь, что развеял все мифы по этому вопросу. Обязательно напишите свое мнение в комментариях.
Износ двигателя
Основной вопрос этой статьи — а не приводит ли езда на низких оборотах к преждевременному износу мотора? И, какие режимы самые «износообразующие».
Постановка экспертных испытаний, в целом, понятна. Двигатель – один и тот же: ВАЗовский «восьмиклапанник». Стенд, аппаратура, бензин и несколько канистр масла – каждый цикл испытаний требует его замены. Задача простая – надо «проехать» одно и тоже расстояние, с одной скоростью, но используя различные режимы работы двигателя. На разных передачах…
Как этого достичь? Ехать можно на одной и той же скорости, поддерживая обороты двигателя и 1500, и 2500, и даже 4000 об/мин. Чем выше обороты – тем ниже передача, важно, чтобы мощность, выдаваемая мотором, была бы одинакова. На стенде это сделать просто – крутящий момент измеряем по динамометру, обороты известны – следовательно, и мощность знаем. «Скорость» множим на моточасы, которые мы тоже фиксируем – вот вам и пробег.
С износом сложнее – придется каждый раз, после наработки двигателя на фиксированном режиме заданного времени, мотор разбирать и взвешивать основные детали, образующие узлы трения, это вкладыши подшипников и поршневые кольца. Плюс к тому – дополнительный промежуточный контроль, который будем проводить, определяя содержание продуктов износа в пробах масла. Нашли хром – стало быть, изнашиваются первые поршневые кольца; обнаружили железо – цилиндры и шейки вала; появилось олово – оно определит скорость износа вкладышей подшипников (поскольку входит в состав антифрикционного слоя); алюминий – следствие износа поршней и подшипников распределительного вала.
Двигатель отработал на заданных постоянных режимах с примерно одинаковой мощностью по 50 моточасов на каждом. Немного для ресурса, но мы получаем скорости износа, а дальше простой экстраполяцией оцениваем и примерный ресурс мотора. При этом обороты двигателя на циклах испытаний меняли от 1200 до 4000, то есть больше, чем в три раза. А потом нагрузку на мотор увеличили – и еще раз прогнали цикл. А потом – еще… Получилась объемистая таблица, где для каждой точки режима была записана своя скорость износа, причем разделенная по узлам – подшипникам и кольцам.
Так меняется средняя скорость износа первых поршневых колец двигателя при изменении режима работы
«Черные зоны» активного износа обнаружились сразу. Самые серьезные — когда на малые обороты накладывается большая нагрузка, и с высокой температурой масла. Скорость износа в таком режиме максимальна – как для подшипников, так и поршневых колец с цилиндрами. У двигателистов эта область называется зоной буксировочных режимов.
С ростом оборотов зона износа сразу стала уменьшаться и где-то при 1800 об/мин – исчезла. Все узлы трения «всплыли» на масляные пленки, прямой контакт между поверхностями деталей исчез – и с ним и скорость износа обратилась практически в ноль. Но надо понимать, что ноль скорости износа на графиках, не означает, что его нет, просто износ на этих режимах меньше погрешности измерения. На практике, конечно, не совсем так. Микрочастицы пыли, продуктов износа, сажи, проскочившие масляный фильтр, дадут какой-то износ и здесь.
А так – вкладышей шатунных подшипников
С увеличением частоты вращения коленчатого вала, зона износа снова начинает появляться и расти. В нашем случае – уже где-то с режимов 3800 об/мин при большой нагрузке, и дальше – прогрессирует. Причем, здесь износ подшипников и поршневых колец с цилиндрами ведет себя по-разному. Быстрее всего высокие обороты начинают чувствовать подшипники коленчатого вала. Почему? Дело в том, что с ростом оборотов резко увеличиваются нагрузки на подшипники – давление инерционных сил от оборотов зависит в квадрате. А вот кольца свой износ снова получают с больших частот вращения – где-то с 4500 об/мин, и там это связано в основном с ростом температуры масла.
Где же наиболее благоприятная зона эксплуатации мотора? У испытанных нами вазовских «восьмерок» (неважно, карбюраторных или впрысковых, восьми- или шестнадцатиклапанных), зона оптимальных оборотов, при которых мотор способен воспринимать любые нагрузки без какого-либо ущерба для себя, составляет примерно 2000…3000 об/мин. Тут мы учитываем, что исходное состояние двигателя может быть разным, да и моторные масла – тоже… Принцип простой – чем больше изношен двигатель, тем выше нижняя и тем ниже верхняя границы зон безызносной работы. Чем выше вязкость масла, тем с более низких оборотов можно безопасно грузить мотор. Но точных цифр нет – очень это индивидуально.
А как это соотнести с моторами другой размерности? Тут есть одна зацепка… В принципе, узлы трения мотора чувствуют не обороты, а линейные скорости перемещения поверхностей деталей. Есть такой параметр мотора – средняя скорость движения поршня, это произведение хода поршня на частоту вращения коленчатого вала, деленное на тридцать. Тот диапазон, который мы получили, примерно соответствует средним скоростям поршня 5…7 м/с. Это значит, что для «длинноходовых» двигателей, которых ход поршня больше диаметра, зона оптимальных режимов сместится в область более низких оборотов. Отсюда – и их «эластичность». У «коротокоходных» зона оптимальных режимов сместится в область более высоких оборотов.
Кстати, именно этот диапазон изменения средних скоростей поршня обычно закладывают для определения основных зон эксплуатации двигателей с большими ресурсами. Судовых дизелей, дизель-генераторов и т.д.
Так что – берите свою размерность, выполните элементарные действия, и приблизительно получите свой диапазон безопасных оборотов. Но это так, приблизительно…
А в целом, вывод понятен. Мотору вредны как низкооборотные режимы с тяжелыми нагрузками, так и экстремальные обороты. Александр Шабанов
Изначально новые вкладыши отработали на низких оборотах с большой нагрузкой. Износы не замедлили проявиться.
Весы точно покажут, какая часть вкладыша «ушла» в масло
Кольца также жестко контролируются по массе
Вредит ли двигателю длительная работа на холостом ходу.
Если почитать на форумах в интернете, то можно найти много вопросов по поводу того, что вреден ли холостой ход для двигателя. Но конкретного ответа на этот вопрос, к сожалению, найти не удалось. Мнения делятся примерно по палам. Те кто считают, что вреден объясняют это тем, что в цилиндрах идет не полное сгорание смеси на этом режиме и поэтому увеличивается нагарообразование, масло больше загрязняется. Вторая половина, которая с ними не согласна, считает, что в правильно настроенном двигателе холостой ход не является причиной увеличения отложений. Развернутых и конкретных ответов, к сожалению нет.
Что такое вообще холостой ход .
Режим работы двигателя определяется по оборотам коленчатого вала и развиваемой мощности. Та мощность, которую двигатель отдает зависит от нагрузки. Чем больше буден нагрузка тем больше потребуется мощности. Значит можно считать, что холостой ход это работа двигателя без нагрузки и одни лишь обороты не могут говорить, о том, что он работает на этом режиме. Если мы поднимем обороты с 800 до например 4000, стоя на месте и ни куда не двигаясь, то без нагрузки двигатель для их поддержания будет выдавать минимальную мощность. Это значит, что холостым ходом можно считать не минимальные обороты, которые устанавливаются на уровне 800-900, а именно работу двигателя без нагрузки.
Чем может быть вреден холостой ход.
Самый главный вред холостого хода это то, что двигатель при работе на этом режиме ни какого полезного действия не совершает, а значит, его ресурс и топливо расходуются зря. В полностью исправном и прогретом до рабочей температуры двигателе, в котором состав смеси оптимальный и система охлаждения работает нормально вред от этого режима работы минимальный. Но если не прогретый двигатель будет работать на этом режиме, то он будет значительно дольше прогреваться, часть топливо в этом случае будет конденсироваться на стенках и смывать масляную пленку, чем дольше это будет продолжаться, тем больше будет износ цилиндров. Поэтому не рекомендуется прогревать двигатель продолжительное время на холостом ходу, а с неисправным термостатом он может и вовсе не прогреться без нагрузки. Рекомендуется давать ему не большую нагрузку, то есть начинать движение на автомобиле, в этом случае рабочая температура будет достигнута быстрее.
Что бы ответить на вопрос, вреден ли холостой ход двигателю конкретно, нужно знать, о каком двигателе идет речь. Все зависит от того как он настроен. Возьмем в пример тракторный двигатель. Система охлаждения в нем настроена таким образом, что при работе на холостом ходу без нагрузки он в принципе не может нагреться до рабочей температуры, а значит продолжительная работа на этом режиме для него однозначно вредна. Система охлаждения двигателей, которые устанавливаются на автомобили более оптимально продумана и может обеспечить поддержание рабочей температуры на минимальных оборотах без нагрузки.
Но даже при полностью прогретом двигателе в цилиндрах на этом режиме работы образуется большее количество нагара. Происходит так, потому, что температура горения смеси на холостом ходу ниже и поэтому те отложения которые в нем образуются, не могут выгореть.
Но стоит раз проехаться по трассе с большими оборотами и нагар который образовался на этом режиме выгорит и улетит вместе с отработанными газами на выпуск. Поэтому холостой ход для полностью исправного и прогретого двигателя вреда не несет.
На этом все, спасибо за прочтение статьи, если она была вам полезна, ставьте лайк, и подписывайтесь на канал.
Можете еще прочитать следующие статьи.