Расчет износа автомобиля по ОСАГО
Если после автомобильной аварии страховая компания выплачивает пострадавшей стороне компенсацию, а не отправляет авто на ремонт, и необходима замена некоторых запчастей, комплектующих, агрегатов транспортного средства, то дополнительно производится расчет износа ОСАГО. После его проведения рассчитывается и выплата, на которую сможет претендовать пострадавший в ДТП.
Что такое износ автомобиля
Износ транспортного средства – процесс физического старения автомобиля при воздействии различных внешних и внутренних факторов. С помощью параметров износа конкретному авто и его отдельным элементам (двигателю, трансмиссии, ходовой части и т. д.) оценивается текущее состояние машины. Транспортные средства постепенно изнашиваются по мере эксплуатации.
К основным причинам появления износа относят:
- физические и химические изменения элементов авто;
- деформационные изменения материалов;
- усталость металлических деталей;
- появление коррозийных процессов;
- пробег;
- класс авто;
- интенсивность использования машины;
- условия эксплуатации.
Износ авто на страховку ОСАГО в 2019 и 2020 гг. оказывает непосредственное влияние, потому что размер выплат по автогражданке страховщиками выполняется как раз с учетом амортизации – он определяет, какую максимальную сумму может получить владелец по результатам экспертизы. Она в любом случае будет меньше той, которую автовладелец заплатил при покупке новой машины.
Важно! Если в 2015 г. человек купил новую машину за 500 000 рублей, то с учетом износа в 2020 г. ее стоимость упадет на 20-30%, поэтому, если автовладелец будет пострадавшим в ДТП, то от страховой компании он получит серьезно урезанную сумму. Причем это совершенно законно.
Закон об износе ТС по ОСАГО
Об износе для выплаты ОСАГО говорится в «Правилах страхования», которые были утверждены ЦБ России. В частности, там сказано следующее: «Страховая компания, определяя размер расходов на восстановление автомобиля, обязана учитывать износ деталей, механизмов, электрооборудования и других элементов автомобиля. Объем расходов на запчасти должен устанавливаться с учетом износа комплектующих, которые подлежат замене в процессе проведения восстановительных ремонтных работ. Причем на комплектующие части не может быть начислен износ в размере более 50% от их изначальной стоимости.
Когда и кем производится расчет износа
Ответственным лицом за расчет износа и выплатам по ОСАГО с учетом износа является страховая фирма. Представители автостраховщика после получения уведомления и пакета документации от пострадавшего о случившемся ДТП обязаны направить транспортное средство на экспертизу, чтобы специалисты оценили состояние авто, серьезность полученных им повреждений.
Важно! Если автовладелец после полученных результатов расчета износа по ОСАГО с ними не согласен, то он имеет законную возможность провести собственную независимую экспертизу, самостоятельно выбрав экспертную организацию и специалиста.
Если автовладелец не имеет претензий к результатам экспертизы и расчетам, которые были проведены автостраховщиком, то он выбирает подходящий способ получения компенсации: ремонт или деньги.
Узнать об особенностях ремонта авто по ОСАГО можно здесь.
На что износ не распространяется
Законодательно предусмотрен небольшой перечень элементов, комплектующих и узлов транспортных средств, которые потенциально могут быть повреждены в результате ДТП, в таком случае страховая компания и эксперты не имеют права считать уровень износа, вне зависимости от года выпуска автомобиля и иных факторов.
Таковыми элементами автомобилей являются:
- любые детали подушек безопасности;
- сигнализационное оборудование;
- системы гидравлики в авто (любые);
- ремни безопасности (все элементы механизма);
- установленная акустика;
- датчики нарушения работы тормозной системы;
- руль и все сопутствующие ему детали;
- сцепление и ряд других элементов.
С полным перечнем деталей можно ознакомиться в приложении 7 к ФЗ №40. Стоимость восстановления таких элементов рассчитывается без учета амортизации.
Методика и формула расчета
Законодательно предусмотрено наличие специального метода расчета износа автомобиля.
Применяется следующая формула:
- ИКИ – износ детали, механизма, части авто.
- е – 2,72 (основание натуральных логарифмов).
- ΔT – коэффициент, который учитывает воздействие на износ элемента общей длительности его использования.
- ТКИ – длительность использования изношенного элемента.
- ΔL – коэффициент, который учитывает воздействие на износ элемента общего показателя пробега автомобиля с этим элементом.
- LКИ – общий пробег автомобиля к моменту автомобильной аварии.
Размеры коэффициентов ∆T и ∆L для разных моделей и типов автомобилей отражены в приложении 5 ФЗ №40.
В качестве примера возьмем автомобиль Honda 2010 года выпуска, который попал в ДТП в 2019 году, имея при этом пробег в 100 000 км. В результате использования приведённой выше формуле фактический износ такого авто – 49,89%.
На специализированных сайтах можно воспользоваться калькуляторами амортизации, чтобы самостоятельно рассчитать размер полагающейся выплаты за повреждённый автомобиль по ОСАГО. Важно понимать, что в таких калькуляторах расчет примерный, но итоговые результаты не должны сильно отличаться от тех, которые будут представлены экспертной организацией.
Могут ли быть добавлены в формулу дополнительные коэффициенты
Да, страховые компании и экспертные организации, работающими с ними, часто добавляют в формулу расчета износа дополнительные коэффициенты, которые еще больше снижают размер окончательной выплаты по ОСАГО.
Применение подобных коэффициентов обычно возможно при наличии следующих факторов:
- чрезмерно сильная коррозия металлических элементов автомобиля, не характерная для конкретной детали;
- наличие повреждений кузовной части и лакокрасочного покрытия авто, которые не относятся к случившемуся страховому случаю;
- наличие следов проведения ремонта, который был выполнен с технологическими нарушениями;
- старые дефекты лакокрасочного покрытия;
- присутствие ремонтных вставок, врезов при восстановлении комплектующих деталей;
- наличие серьезных внешних недостатков: потертости на стеклах, трещины, сколы и иные дефекты на фарах, световом оборудовании.
Когда и как производятся выплаты по износу
Выплаты по ОСАГО с учетом амортизации осуществляются через некоторое время после того, как эксперты рассчитали износ и окончательный размер компенсации. Сначала размер выплаты согласуется с клиентом автостраховщика, уточняются его банковские реквизиты, после чего сумма полностью перечисляется на счет заявителя (обычно до 1-2 недель, но не более 1 месяца). От страховщиков после перечисления средств на счет приходит уведомление, что страховую компенсацию они выплатили в полном объеме.
Подробнее о выплатах по ОСАГО и в какой срок СК выплачивает денежную компенсацию можно прочитать здесь.
Ремонт по ОСАГО без учета износа
Некоторые автовладельцы имеют возможность выполнить ремонт авто, попавшего в ДТП, за счет страховой компании без учета амортизации. При покупке обычного полиса ОСАГО подобное невозможно, поэтому при оформлении автогражданки необходимо попросить сотрудника страховой фирмы добавить в договор соответствующий пункт. Обычно он так и звучит – получение выплат без учета амортизации.
Если страхователь добавляет такую опцию в свою страховку ОСАГО, то он получает следующие преимущества:
- возможность проведения полноценного ремонта транспортного средства у официального дилера (без дополнительного расчета амортизации для выплаты страховки);
- получение максимально возможной выплаты, но не более той суммы, которая предусмотрена полисом страхования по ОСАГО и текущей стоимости автомобиля;
- получение выплаты от страховщика даже в тех ситуациях, когда у виновника автомобильной аварии нет страховки ОСАГО.
Вывод
Расчет размера выплаты по ОСАГО с учетом износа – это законодательное право любой российской страховой компании. Если автовладелец, ставший пострадавшим в ДТП, запрашивает денежную компенсацию, а не ремонт, то выплаты будут сделаны только с учетом амортизации деталей авто.
Видео по теме статьи
Что такое износ по ОСАГО, как его рассчитать и каким образом отражается на выплатах?
Если произошло ДТП и предстоят выплаты от страховой компании по ОСАГО, очень важно знать, что такое износ комплектующих деталей, узлов и агрегатов. Именно за вычетом этой суммы и можно будет получить возмещение от страховщика в денежном виде. Сейчас такие выплаты редкость, но в отдельных случаях они все же производятся.
В среднем показатель износа составляет от 0 до 50% стоимости машины, т.е. его исключение из выплаты может серьезно ударить по карману потерпевшего.
Что это такое?
Износ рассчитывается по Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт, утвержденной Банком России. Если коротко, то это показатель физического старения автомобиля в период эксплуатации. Рассчитываться износ деталей, агрегатов, узлов будет буквально с первого года существования машины, кроме случаев, перечисленных в методике.
Причины износа автомобиля:
- естественное ухудшение состояния в связи с регулярным использованием;
- физико-химические изменения деталей;
- пластическая деформация и «усталость» металла;
- коррозийные явления.
По отдельной формуле можно рассчитать износ автомобиля в целом. Это важно, например, при оценке его рыночной стоимости. Но для определения большинства выплат по ОСАГО обычно используется только износ комплектующих (деталей, узлов и пр.), АКБ и шин.
Износ, кстати, можно уменьшить, если вовремя провести ремонт или замену испорченных деталей, так что этот показатель не приговор и может меняться, как в ту, так и иную сторону. При этом государством установлены ограничения для показателя износа деталей на уровне не более 50% их стоимости.
Результат износа – снижение рыночной стоимости автомобиля. Если машина не старше пяти лет, и ее износ не более 35%, то можно дополнительно рассчитать утрату товарной стоимости, которую страховщик также обязан возместить по ОСАГО. Правила подсчета УТС также определяются Единой методикой, однако далеко не все страховщики практикуют такие выплаты.
При выплатах ОСАГО рассчитывается только физический износ машины, да и то только при денежном возмещении. С конца апреля 2017 года предусмотрена обязанность страховщиков проводить восстановительный ремонт без учета комплектующих (деталей, узлов, агрегатов). Если компания пытается навязать вам обратное, то вы вправе жаловаться на неё регулятору и в российский союз автостраховщиков (РСА).
Какими законодательными актами регулируется?
Основные нормативные акты для регулирования расчетов:
- Закон «Об ОСАГО» (им установлен, например, максимальный показатель износа – 50%).
- Правила страхования ОСАГО.
- А также Единая методика определения размера расходов на ремонт.
Кто выполняет расчет?
Износ определяют технические эксперты, с которыми страховщики заключают договора о сотрудничестве. Используют этот показатель и судебные эксперты, если например, уже начат судебный процесс по поводу заниженной суммы выплаты или незаконном отказе в возмещении убытков по ОСАГО.
Поскольку все формулы расчетов находятся в свободном доступе (они указываются в Единой методике Банка России), любой автовладелец также может ими воспользоваться.
Как это сделать?
Рассчитать износ можно как с использованием формул методики, так и в онлайн-калькуляторе, который легко найти в Интернете. Калькулятор есть в основном на сайтах самих экспертов, которые предлагают свои услуги определения показателя износа и подготовки отчета для страховой компании. Величина показателя износа напрямую зависит от состояния машины и её технических параметров.
При расчетах обязательно учитывается:
- возраст автомобиля;
- дата ДТП;
- тип ТС;
- пробег;
- а также высота рисунка протектора (для расчета износа шин).
Если проводилась замена каких-либо узлов, то по ним может быть произведен отдельный расчет величины амортизации.
Комплектующие
Как было сказано выше, износ комплектующих, установленных в машине, может колебаться от 0 до 50% стоимости новых деталей, узлов и агрегатов в соответствии с расценками, которые можно найти на сайте Российского союза автостраховщиков.
Ранее верхняя планка этого показателя была на уровне 80%. Нижнее – нулевое значение может иметь, к примеру, износ ремня или подушки безопасности, а также целого списка комплектующих, по которым может не учитываться износ.
При наличии следов коррозии, «старых ран» от других ДТП может быть применен дополнительный индивидуальный износ от 25 до 45%.
Износ рассчитывается по формуле:
- Ики – износ комплектующих.
- е – основание натуральных логарифмов.
- Δ Т – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) его срока эксплуатации.
- Тки – срок эксплуатации.
- Δ L – коэффициент, учитывающий влияние на износ пробега машины.
- Lки – пробег автомобиля на дату ДТП.
Если по результатам осмотра выяснится, что какие-либо комплектующие менялись до попадания в ДТП, то их возраст принимается равным разности между датой ДТП и датой замены. Пробег в этом случае определяется путем разности между пробегом на дату аварии и пробегом на дату обмена.
Как известно, шины довольно хрупкая вещь и при активной эксплуатации изнашиваются довольно быстро. Для расчета показателя их износа также используется Единая методика и ее формулы, указанные в главе 4. Для этого используется показатель высоты рисунка протектора, который обязательно нужно измерить, прежде чем приступить к расчетам.
Износ шины определяется по следующей формуле:
- Нк – высота рисунка протектора новой шины.
- Нф – фактическая высота рисунка.
- Ндоп – минимально допустимая высота рисунка.
Показатель износа шины также может увеличиваться для старых шин. Например, если им больше трех лет, но не более пяти, то износ может вырасти на 15%. Более старые шины оцениваются на 25% выше рассчитанного показателя.
При достижении минимальной высоты протектора шина считается уже негодной к эксплуатации и должна быть заменена на новую. Об этом вам обязательно скажут при прохождении техосмотра, так как это влияет на безопасность передвижения.
Детали и агрегатные узлы
Износ этих элементов рассчитывается по той же формуле, что и износ комплектующих, т.е. с учетом срока эксплуатации и коэффициентов, влияющих на изнашивание.
Повышающий коэффициент для деталей, узлов и агрегатов применяется, в случае:
- повреждения детали более 10%, не относящееся к ДТП – 30%;
- дефекты и повреждения ЛКП более 10%, не относящиеся к аварии – 25%;
- ремонтные врезки, вставки, армирование – 40%;
- царапины, сколы и потертости фар и фонарей – 45%;
- повреждения неокрашенного пластика, не относящиеся к ДТП – 40%.
При наличии на поврежденной детали сквозной коррозии износ фиксируется по максимально допустимому значению, повышенной – с коэффициентом 25%. Таблицы с данными коэффициентами можно найти в тексте Единой методики и приложений к ней. Однако гораздо проще зайти на сайт техэксперта и рассчитать этот показатель в онлайн калькуляторе, введя все нужные параметры.
Как получить в РСА информацию о средней стоимости запчастей?
На сайте Российского союза автостраховщиков есть справочник сведений о средней стоимости запасных частей машины, материалов и нормочаса работ на восстановительный ремонт. Для этого всего лишь нужно зайти в раздел «Проверка средней стоимости запасных частей». Авторизация на сайте для получения данных сведений – не требуется. Доступ к данной информации является абсолютной открытым.
Для выяснения стоимости запчастей нужно ввести на сайте РСА:
- дату запроса (т.е. дату определения стоимости);
- экономический регион (указывается в Единой методике);
- номер запасной части (не более трех штук).
Сервис произведет поиск информации по справочнику, и вы увидите результат на экране. Для определения нормочаса и стоимости материалов также вводятся аналогичные параметры.
На какие элементы учитывается, на какие нет?
Если износ детали не влияет на безопасность эксплуатации, то он может и не учитываться. Например, с нулевым износом могут рассматриваться:
- подушки безопасности;
- тормозные диски;
- барабаны;
- элементы пневматической и гидравлической тормозных систем.
Выплаты производятся с учетом или без?
С 30 апреля 2017 года вступила в силу новая версия закона «Об ОСАГО», которое предусматривается требование проводить восстановительный ремонт без учета износа запчастей и других деталей. Размер расходов по восстановлению машины определяется с учетом затрат на материалы и запчасти, на оплату работ и без учета трат на улучшение и модернизацию.
Однако, если машина полностью уничтожена в аварии или не может быть доставлена на ближайшее СТО в радиусе 50 км, то предусмотрены денежные выплаты, которые производятся с учетом износа. Учитывайте этот факт, если намерены получить деньги на руки. Формально потерпевший вправе делать выбор: оплата ремонта или денежная компенсация. И даже если страховщик настаивает на обратном любой суд, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса, обяжет учесть выбор клиента.
Что влияет на размер возмещения?
Выплаты по ОСАГО происходят с учетом износа или без? Чем старше автомобиль, тем меньше может быть выплата по нему, если страховщик будет высчитывать показатель износа. В среднем величина износа ежегодно составляет 8-15% стоимости машины.
У старых же машин износ деталей и комплектующих может составлять до 50-80%. Соответственно доплачивать за устаревшие детали придется лично пострадавшему в аварии. Если же ТС новое, то уменьшение выплаты может оказаться почти незаметным.
Однако ничто не мешает пострадавшему отсудить увеличение выплаты у самого страховщика, если он считает, что она начислена ему неверно, с нарушением требований закона «Об ОСАГО».
Что делать, если страховщик обманывает при оценке показателя?
Если страховщик завысил показатель износа, то вы вправе не соглашаться с его действиями. Нужно попросить предоставить копию акта о страховом случае, а также акта осмотра машины с калькуляцией, где будет указана сумма восстановительного ремонта. Далее нужно пригласить для оценки износа независимого технического эксперта.
Когда на руках уже будет отчет эксперта с указанием показателя износа, вы можете отправить страховщику претензию с просьбой провести перерасчет в соответствии с Единой методикой Банка России.
К претензии нужно будет приложить копию отчета независимого эксперта. Если страховщик в течение месяца не предоставит ответа, то вы вправе обратиться в суд и требовать корректировки суммы выплаты с учетом правильно рассчитанного износа. Сроки ответа на претензию можно указать и в самом тексте. Например, часто указывается срок 5-7 дней, в течение которых компания должна предоставить письменный ответ.
Заключение
Формулу подсчета показателя износа машины должны знать не только технические эксперты. При возникновении споров со страховщиком по ОСАГО, самостоятельный подсчет износа может помочь предотвратить занижение суммы денежной выплаты. Оплата же восстановительного ремонта с 2017 года должна во всех случаях проводиться без учета износа – таковы требования обновленной версии закона «Об ОСАГО».
Указав страховщику на неправильные подсчеты, вы избежите ненужных расходов на ремонт автомобиля, и сможете получить все причитающееся вам по страховке ОСАГО. Если же компания отказывает признать результаты независимой экспертизы, то стоит направить ей претензию, а потом обратиться в районный суд.