Последствия запуска двигателя в мороз
Запуск двигателя в мороз, одна из самых больших проблем которую встречает водитель на своём пути. Низкая температура, настоящее испытание, которое негативно влияет на все механизмы и системы, оказывая пагубное воздействие на ресурс мотора в целом. Нарушая тепловой режим, не давая нормально завестись, мороз способствует повышенному расходу топлива, порче масла и резиновых компонентов агрегата.
Холодный запуск вреден, чтобы избежать негативных последствий, необходимо заранее минимизировать риски, подготовив мотор к зиме. Зная последствия запуска двигателя в мороз, необходимо шаг за шагом проверить все системы, выявить слабые места и устранить их.
Последствия переохлаждения
Начнем с того, что рабочая температура силовой установки 70-80°С. При понижении температуры окружающего воздуха, мотор необходимо прогревать, что бы он вышел на нормальную температуру эксплуатации. Кроме того, прежде чем греть, установку надо еще завести, а в сильный мороз это не простая задача.
Переохлаждение двигателя приводит к следующим последствиям:
- усложненное формирование рабочей смеси;
- разбавление моторного масла топливом;
- повышение густоты масла под воздействием мороза;
- увеличение зазоров между деталями вследствие сжатия металла от низких температур.
Пусковой износ двигателя
В холодное время года, негативные последствия запуска двигателя в мороз намного выше, от 5 до 15 раз. Причиной повышенного износа является несколько факторов.
При запуске холодной силовой установки, для того, что бы все узлы получили смазку маслу надо от 40 секунд до нескольких минут. Все это время детали и механизмы работают на сухую, испытывая максимальное трение, что очень опасно.
- Смывание масляной пленки.
Холодный пуск характерен плохим распылом топлива, топливо в камере сгорания поджигается не в газообразном, а в сжиженном состоянии. На момент пуска масляная пленка в цилиндрах мотора или отсутствует вообще, или очень тонкая, что грозит максимальным износом. Холодное топливо, скатывается по стенкам цилиндра, смывая остатки масляной пленки.
Влияющим фактором на скорость протекания масла по системе является его вязкость. Перейдя в холодный период на масло с правильными характеристиками, можно минимизировать последствия пускового износа.
Причины и последствия холодного запуска
К основным причинам можно отнести:
- Потеря ёмкости аккумулятора;
- Потеря работоспособности системы питания;
- Утрата искрообразования системой зажигания;
- Усложненная работа системы смазки;
- Несоответствие качества топлива;
- Резиновые детали.
- Аккумуляторная батарея.
Чтобы запустить движок в холодную погоду требуется более сильный заряд аккумулятора. Уровень заряда падает на 70-80%, тогда как нагрузка на него увеличивается, поскольку более вязкое масло не дает легко прокрутить маховик, стартер и коленчатый вал.
При попадании в систему питания холодного воздуха силовые установки запускаются сложней, работают с перебоями. Одна из причин, нарушение герметичности резиновых шлангов (трещины, разрывы) из-за температурных перепадов.
В бензиновом двигателе, холодный окружающий воздух увеличивает свою плотность, а низкие температуры мешает нормальному испарению топлива. Эти два показателя делают рабочую смесь обедненной, из-за чего ее воспламенение затрудняется.
Дизельное топливо становится гуще, содержащийся в нем парафин начинает кристаллизоваться. Холодные детали мотора снижают температуру заряда, мешают смесеобразованию и самовоспламенению.
Для правильного и достаточного образования зажигания рабочей смеси необходима слаженная работа системы в целом. Для этого используются компоненты, такие как провода, свечи, и прочее оборудование установленного образца и рассчитанные на работу в климатических условиях с низкими температурами. Не стоит забывать, что правильное выполнение функций батареи зависит он генератора. Для обеспечения достаточной зарядки, он должен быть в хорошем техническом состоянии с нормально натянутым ремнем.
Рабочая температура масла должна соответствовать уровню 70-90°С, пока эта температура не достигнута, говорить о нормальной работе силовой установки нельзя.
Загустевшее до состояния желе масло трудно прокачать по магистрали, для слабого аккумулятора или изношенного стартера это может стать настоящей проблемой. Большая нагрузка приходится и на насос, который при чрезмерно высокой вязкости не может нормально прокрутить лопатки ротора.
При наличии в системе топлива, несоответствующего требуемому качеству, запуск двигателя будет практически не возможен. Особенно актуальна эта задача для солярки, которую с наступлением холодов необходимо сменить с «летней» на «зимнюю».
Забыв, или не успев это сделать, фильтр и топливная система дизельного мотора будет забита парафином. Для осуществления запуска силовой установки необходимо будет полностью вымыть её.
В холодную погоду, при температуре ниже −25°С на резиновых изделиях появляются трещины, из которых могут вытекать рабочие жидкости. Потеря жидкостей в большом количестве делает эксплуатацию мотора невозможной и требует проведения ремонтных работ.
Итоги
На самом деле, последствий холодного запуска намного больше. Основной совет, что бы избежать неприятностей в мороз, содержите ваш агрегат в хорошем техническом состоянии. При конструктивном расчете, инженеры закладывают достаточный запас прочности мотору, что бы он нормально работал в наших условиях. Сократить этот запас может только безответственная и безграмотная эксплуатация.
Эксплуатация автомобиля в мороз
Опытные автолюбители утверждают: «насиловать» автомобиль при лютом морозе категорически не рекомендуется! Мы попробуем подойти к этому утверждению со всей серьезностью и ответить читателю на вопрос: а почему, собственно, нельзя, если мотор завелся?
Дело в том, что автомобиль, пребывающий в «сонном состоянии», но часто подвергающийся «стрессовому» началу работы, сильнее изнашивается. Машина не является статичным монолитным элементом, и потому при неблагоприятных условиях появляются изгибы кузова, деформируются резинки для элементов подвесок и электоротехнические изделия. Так, как материалы при воздействии мороза становятся особенно хрупкими, что особенно заметно на пластике и резине, часто страдают и пыльники трансмиссии, и другие детали.
Известно, что при работе мотор и подвеска создают вибрации. Вот они и являются губительными для многих элементов, утративших прочность в морозную погоду. Поэтому каждая из поездок, совершенная в мороз от -20, дается машине с ее многочисленными резиночками и соединениями с особыми трудностями, ведь все они находятся в неприрывном движении, мнутся и ломаются. Старение сайлентблоков в таких условиях ускоряется, на шаровых шарнирах выходят из строя пыльники, и смазка теряет свою эффективность внутри. Если же температура падает ниже, чем 30 градусов, подвеска рискует уже своими алюминиевыми рычагами.
С резиной при морозе так же происходят необратимые процессы: всесезонная, или же летняя резина трескается, что разгерметизирует колесо в общем. Могут даже отходить от корда слои, что особо трагично. Заметим, что даже резина с морозостойкими особенностями при большом морозе может утратить свои свойства, что грозит ее разбортированием и отсутствием возможности держать боковые нагрузки.
Мнение, что мотор при запуске перестает собой рисковать даже в лютые морозы, совершенно ошибочно. Но мотор – это же не кусок железа, и даже – не блок цилиндров. В нем, к сведению наших читателей, содержатся пластиковые и резиновые детали, которые при нагревании двигателя все равно остаются с одной стороны холодными. К примеру, это происходит при функционировании вакуумной системы или топливной. Самым стойким в работе на морозе остается металл цилиндров, которым при нормальном количестве и качестве смазочного материала ничего фактически не угрожает. Но некоторые конструкции допускают повышенный расход масел, хотя, это не так и страшно.
Наиболее проблематично в мороз приходится работать вентиляционной системе картера. Ее застывание приводит почти к трагическим последствиям и этой проблеме подвержены машины большинства производителей. Содержащие множество кислот и воды, такие системы страдают от конденсата веществ, превращающегося с добавлением масла в своеобразную эмульсию. Подобная эмульсия при -30, к сожалению, замерзает в различных патрубках, или, что еще хуже – в трубках дроссельной заслонки, маслоловушках. Не функционирующая из-за замерзания вентиляция грозит выбросом щупа масла, или же вбросу запахов выхлопных газов в салон. В некоторых случаях может произойти и разрыв трубок, или же течь сальников, потеря масла, и, как следствие, — поломка мотора.
К слову, эмульсия в дроссельной заслонку может обледенить ее, и это сделает практически невозможным последующий запуск мотора, как бы вы не старались. «Оживить» вашу машину поможет разве что длительное прогревание мотора.
- Повышенная вязкость масла может вызвать обрыв цепей на маслонасосе при избытке давления. А может и его привод повредить.
- Мотор может не заработать, так как гидрокомпенсаторы приведут к утрате компрессии.
- Трещины опор двигателя, разгерметизация коллектора впуска, трещины на коллекторе выпускном, увеличение износа ремней (даже ГРМ) или течение шлангов с отказом вакуумного тормозного усилителя, — вполне реальные последствия эксплуатации автомобиля в морозную погоду.
Низкие температуры влияют и на электрику. Среди проблем, появляющихся в электропроводке, выделим такие:
- Портится изоляция, происходит растрескивание припоя плат;
- Влага разрушает контакты, а в зимних условиях это происходит часто;
- При перепаде температуры от подложки отрываются чипы, разрушаются гибкие проводники, что приводит через время к отказу системы в целом;
Как бы ни хотелось заблуждаться, но в мороз мотор работает, максимально изнашиваясь. И от фатальных поломок на трассе, когда моторный отсек продувается с особой силой, а обороты мотора – особенно высоки, никто не застрахован.
Говоря о деформации деталей автомобиля в леденящем холоде, стоит вспомнить и о кузове, который не является исключительно сталью или пластиком. И нельзя сказать, что держится кузов только на «сварке» — здесь присутствуют клей, болты, герметик и мастика, лакокрасочное чувствительное к температуре покрытие. Как же алюминию или синтетическим материалам кузова уцелеть, если при – 30, например, страдает даже сталь определенных марок?
Поломка бампера, например, при повороте колеса из-за снежного на нем нароста, — явление достаточно распространенное. В принципе, так же распространена поломка креплений фар, омывателей (даже при неосторожном закрытии капота!) В морозе легко повреждаются и кронштейны из алюминия на зеркалах, и электропороводка. При диагональных нагрузках, часто неизбежных при офф-роуде или вылазках «на дачу» в зимний период, трескаются стекла и теряют герметику в соединении с кузовом.
Салон не менее подвергается деформации – например, расползается по швам обшивка, а хваленая «экокожа» разразится и даже ломается уже при температуре – 20!
Конечно же, все вышесказанное не запрещает выезды на машине зимой, и от нескольких поездок по необходимости катастрофы не будет. Но вот от регулярных выездов, конечно же, стоит в мороз воздержаться, если хотите радоваться исправному автомобилю подольше! Помните, что иногда дешевле будет вызвать такси, чем вернуть свой автомобиль в прежнее состояние.
Холодный запуск двигателя и ресурс силового агрегата
Многие автолюбители хорошо знают, что зимний период считается достаточно тяжелым для разных узлов и деталей автомобиля. Как правило, опытные водители заранее отдельно подготавливают машину к зиме, причем такая подготовка не ограничивается банальным переходом на зимние шины и подзарядкой аккумулятора.
Важно понимать, что двигатель также не является исключением из списка узлов и агрегатов, которые подвержены усиленному износу при эксплуатации в условиях холодов. Другими словами, если затрагивать холодный пуск, ресурс мотора в этом случае несколько сокращается. В этой статье мы рассмотрим, к каким последствиям приводит холодный запуск двигателя, вред такого пуска, а также способы свести возможные риски к минимуму.
Холодный пуск двигателя: вред для ДВС
Как известно, даже исправный двигатель может с трудом заводиться при сильном похолодании. Дело в том, что моторное и трансмиссионное масло густеет, АКБ сильнее расходует заряд, бензин хуже испаряется, а солярка в дизеле становится вязкой и с трудом прокачивается по системе питания. В результате стартеру труднее проворачивать коленчатый вал, горючее также хуже воспламеняется в цилиндрах.
Так как моторное масло становится менее текучим и хуже прокачивается, в момент запуска «на холодную» получается так, что двигатель первые секунды испытывает масляное голодание. Так или иначе, но увеличенного износа двигателя не избежать. Как правило, речь идет об износе ЦПГ (поршни и стенки цилиндров), шеек коленвала, коренных и шатунных вкладышей и т.д.
Если просто, масло становится вязким и до определенного прогрева не подается к нагруженным парам в должном количестве и под нужным давлением. Результат — детали испытывают высокие нагрузки и страдают от сухого трения.
Но и это еще не все. Как уже было сказано выше, компрессия холодного мотора понижена, что требует больше топлива для его запуска. При этом через увеличенные зазоры между поршневыми кольцами и стенкой цилиндра горючее в холодном ДВС попадает в поддон картера, ухудшая в дальнейшем свойства смазочного материала. Особенно эта проблема актуальна в том случае, если мотор приходится долго крутить, чтобы он завелся.
На практике это значит, что если в моторное масло попадает бензин или солярка, причем в больших количествах, такой разбавленный топливом смазочный материал не способен обеспечить надежную защиту мотора от износа после выхода двигателя на рабочие температуры. Результатом может стать не только сокращение ресурса, но и поломка двигателя, его заклинивание и т.д.
Также любые уплотнители и прокладки страдают от перепада температур, так как холодный ДВС после запуска начинает быстро нагреваться, при этом нагрев происходит неравномерно. Не удивительно, что в резиновых изделиях появляются трещины, которые затем приводят к утечке масла и других технических жидкостей.
Достаточно вспомнить простой наглядный пример, когда после длительной стоянки с вывернутыми колесами зимой на автомобилях с ГУР можно наблюдать течь рулевой рейки. Причина-потеря эластичности манжетов и сальников механизма рулевого управления, которые после запуска мотора и начала работы насоса гидроусилителя попросту не держат рабочее давление. Похожая ситуация происходит и с сальниками в двигателе.
Как избежать проблем при холодном запуске мотора
Если проанализировать основные рекомендации специалистов, большинства описанных выше проблем можно избежать, хотя и не полностью. Давайте разбираться.
- Когда речь заходит об автомобилях, которые эксплуатируются в регионах, где нет значительного понижения температур в зимний период, тогда в рамках подготовки машины к зиме следует выполнять ряд общих стандартных процедур.
- Первым делом необходимо убедиться в работоспособности АКБ и стартера. От эффективности работы аккумулятора напрямую будет зависеть возможность крутить стартер, который, в свою очередь, прокручивает маховик двигателя. Аккумулятор нужно зарядить при помощи ЗУ. В том случае, если он обслуживаемый, следует проверить плотность электролита в аккумуляторе, при необходимости долить или заменить электролит и т.д.
2. Также перед наступлением холодов необходимо проверять и своевременно менять свечи зажигания (свечи накаливания для дизеля), а также другие ответственные элементы (например, высоковольтные свечные бронепровода). Такой подход позволит исключить проблемы с воспламенением смеси в цилиндрах.
3. Еще отметим, что перед зимой следует также заменить все фильтры (воздушный, масляный, топливный), проверить уровень и состояние антифриза в системе охлаждения. Также с наступлением холодов нужно заливать в бак качественное топливо на проверенной АЗС. Что касается горючего, особенно это важно учитывать для дизельных двигателей, которые остро нуждаются в специальной «зимней» солярке.
4. Заключительной рекомендацией, конечно же, является прогрев двигателя перед поездкой. Хотя многие автопроизводители утверждают, что современные моторы не нуждаются в прогреве, практическая эксплуатация показывает обратное.
- Если учесть все сказанное выше, особенно ответственные автомобилисты сразу могли подумать, что можно и вовсе не заводить мотор «на холодную». Другими словами, автомобиль ставится в гараж и зимой не эксплуатируется.
Сразу отметим, такие автовладельцы встречаются, но по понятным причинам их меньшинство. При этом важно понимать, что далеко не всегда отказ от эксплуатации в зимний период позволяет говорить о том, что такой подход только увеличивает срок службы автомобиля и двигателя.
- Итак, перейдем к варианту, когда машина используется круглый год, при этом зимой отмечается значительное понижение температур (от -30 и ниже). Самым простым выходом из ситуации может быть теплый паркинг или отапливаемый гараж, куда авто ставится на ночную стоянку.
Также в этом случае можно дополнительно оборудовать автомобиль предпусковым автономным подогревателем двигателя типа Webasto или Гидроник, установить отдельный подогреватель масла в поддоне, реализовать подогрев топлива, утеплить двигатель и капот, приобрести пускозарядное устройство для запуска двигателя и т.д.
Естественно, такие решения потребуют дополнительных затрат (иногда достаточно объемных), однако в случае комплексного подхода двигатель будет легко заводиться даже в сильные морозы, меньше расходовать топливо на прогрев и медленно остывать. Также в значительной мере повышается комфорт эксплуатации как бензиновых, так и дизельных ДВС.
Что в итоге
Как видно, некоторых последствий холодного пуска можно избежать только путем достаточно серьезных денежных вливаний (установка автономных предпусковых подогревателей двигателя, подогревателей масла в поддоне и т.д.) в сочетании с хранением авто в теплом гараже.
Однако, если техническое состояние автомобиля хорошее или машина новая, не стоит бояться холодного пуска. Ресурс многих современных двигателей составляет, в среднем, около 300-350 тыс. км. (как бензиновые, так и дизельные ДВС).
Перечисленного выше вполне может быть достаточно для того, чтобы ущерб после холодного пуска оказался минимальным, а двигатель в процессе работы максимально безболезненно вышел на рабочие температуры.
Почему стоит установить предпусковой автономный отопитель Вебасто на бензиновый двигатель. Преимущества отопителя на бензиновом авто, особенности работы.
Как завести дизель в морозы: особенности холодного запуска дизельного мотора. По каким причинам холодный дизельный двигатель не заводится, диагностика.
Подогрев моторного масла перед запуском: для чего это нужно. Доступные способы подогрева масла, что нужно знать. Предпусковой подогреватель масла в поддоне.
Типы предпусковых подогревателей двигателя: электрические 220 В или с автономным источником питания, жидкостные. Отличия, особенности выбора и установки.
Что такое Вебасто (Webasto). Принцип работы автономных предпусковых подогревателей. Плюсы и минусы жидкостного подогревателя и воздушного отопителя (фена).
Запуск дизельного мотора зимой. Присадки-антигели в солярку, керосин и замена топливного фильтра. Обогрев топливного бака, свечи накаливания, аккумулятор.