Расчет износа авто ОСАГО
ВНИМАНИЕ! С 19.09.2014 года вступили в силу новые правила расчета износа ТС в соответствии с требованиями Единой методики ЦБРФ. Калькулятор износа по методике на этой странице.
Калькулятор ОСАГО (до 19 сентября 2014 г.)
Расчет износа транспортного средства и его комплектующих в соответствии с Постановлением Правительства РФ №361 от 24 мая 2010 г. «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств», а также Постановлением Правительства РФ №717 от 30 июля 2014 г. «О внесении изменений в Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств»
- Дата выпуска ТС — дата производства автомобиля. Если информации о дате производства нет, то указывается дата первой продажи ТС. В случае, если дата первой продажи не установлена, то указывается 01 января года выпуска, указанного в ПТС
- Пробег указывается в километрах, если одометр автомобиля в милях, то его показания нужно умножить на 1,61 (1 000 миль = 1 610 км)
Дата выпуска тс: |
Дата ДТП: |
Тип АМТС: |
Пробег (км): |
Высота протектора (мм): |
Износ комплектующих: | 0 % |
Износ АКБ: | 0 % |
Износ шин: | 0% |
Износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) n-го наименования, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства, не может начисляться свыше 80 процентов его стоимости (статья 15 Постановления Правительства РФ №361 от 24 мая 2010г.)
Износ не соответствует тому, что рассчитала страховая компания?
Мы можем провести независимую техническую экспертизу
Износ автомобиля более 80
При проведении оценки транспортных средств для определения их рыночной (или иной) стоимости, а также в ходе проведения автоэкспертизы автомобиля на предмет оценки материального ущерба, оценщик (автоэксперт) рассчитывает износ транспортного средства как объекта оценки. Износ – это потеря стоимости автомобиля в следствии интенсивности его эксплуатации, сроков использования (хранения), а также ввиду развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных транспортных средств.
В первую очередь износ подразделяется на:
— устранимый износ, который технически возможно исправить (устранить, снизить и т.д.) и это будет экономически целесообразно;
— неустранимый износ, который нецелесообразно устранять вообще по чисто экономическим соображениям, т.к. расходы на его устранение превысят рыночную стоимость автомобиля как объекта оценки, а также невозможности его устранения ввиду конструктивных особенностей автомобиля.
Для оценки, решающей различные вопросы, износ подразделяется на:
— физический износ – это изменение состояния поверхностей автомобиля, его форм, размеров и т.д., а также химических, физико-механических и электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации транспортного средства, в дорожно-транпортного происшествия и длительного (неправильного) его хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю потребительских свойств (работоспособности) автомобиля или привлекательности его внешнего вида, и как следствие означает потерю его стоимости. Физический износ – основной показатель для оценки рыночной стоимости транспортного средства и единственный при проведении автоэкспертизы на предмет оценки ущерба;
— естественный (нормальный) физический износ – износ, используемый «по умолчанию» при проведении оценки (автоэкспертизы), т.к. возникает при правильной эксплуатации и хранении автомобиля, рекомендованными заводом-изготовителем;
— аварийный физический износ – износ, возникающий в результате нештатной ситуации (воздействия внешних сил, ДТП и т.п.), а также при нарушении правил эксплуатации (хранении) автомобиля.
Любой физический износ является устранимым (или частично-устранимым).
Способом его устранения является восстановительный ремонт.
— моральный (функциональный износ) – потеря рыночной стоимости транспортного средства, вызванная появлением на рынке новых, более совершенных аналогичных объектов. Моральный износ автомобиля является устранимым. Способ его устранения – техническая модернизация транспортного средства. Применяется при оценке рыночной стоимости автомобиля;
— экономический (внешний износ) износ – это потеря стоимости транспортного средства, обусловленная влиянием внешних экономических факторов, таких как изменение (снижение) потребительского спроса, которое может быть вызвано общеэкономическими или внутриотраслевыми негативными изменениями, приводящими к резкому (катастрофическому) падения спроса на определенные объекты. Экономический износ является неустранимым и входе автоэкспертизы не применяется.
Какие показатели влияют на расчет износа автомобиля потерпевшего в ДТП?
30.10.2014 произошло ДТП, я потерпевшая. Мой полис ОСАГО оформлен 15.10.2014. Полис виновного в ДТП оформлен 26.09.2014г. Для страховой выплаты собираюсь делать независимую экспертизу, так как выплаченная сумма страховки меня не устроила и на ремонт ее не хватило. При расчете стоимости ремонтных работ износ авто должен начисляться до 50% или до 80%? И почему?
Ответы юристов ( 1 )
Какой у Вас автомобиль? Существует Методика 2013 г. «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта восстановительного ремонта и оценки», в которой автомобили разделены по группам и категориям. В той же методике существует ряд важных моментов для определения износа и УТС автомобиля, а также его годных остатков. Таким образом, стоимость восстановительного ремонта и износ определяется не по дате оформления полиса, а по приведенной Методике.
Чтобы оценить степень износа, УТС и стоимость годных остатков, действительно, необходимо провести независимую экспертизу (при этом страховая компания и оценщики стоимость запчастей берут, как правило, с разных сайтов), а также следует наглядно видеть Ваш автомобиль с последствиями ДТП.
Спасибо за ответ! У меня автомобиль мицубиши Аиртрек 2002 г/в. На суде встал вопрос именно о процентах по износу. Потому что в первой судебной экспертизе износ был посчитан 50%, но ее признали недействительной, т.к. делавший аключение эксперт не входит в какой-то там реестр. Я сделала за свой счет еще одну экспертизу, в ней тоже была поставлена максимально разрешенная степень износа — 50%. Страховая компания виновника ДТП сделала еще одну экспертизу за свой счет, в ней степень износа указана 66,6%. На мое возражение, что согласно пункта 19 ст. 12 Закона об ОСАГО с изменениями от 01.10.2014 максимально начисленная степень износа не может превышать 50%, юрист страх.компании ответила, что полис виновника ДТП оформлен 26.09.2014, поэтому и расчет делается по Закону об ОСАГО без изменений от 01.10.2014. В связи с этим и возник у меня вопрос, чей полис играет роль при исчислении износа — мой, оформленный 15.10 14 после изменений в Законе об ОСАГО, или виновника, оформленный в сентябре 2014 до измений в Законе
Как рассчитывается износ автомобиля по ОСАГО
Одним из самых важных факторов, которые напрямую влияют на стоимость восстановительного ремонта, — это износ автомобиля. Любая машина имеет свойство со временем терять свои изначальные технические характеристики: какие-то детали изнашиваются или совсем выходят из строя.
Расчет износа автомобиля осуществляется как раз с учетом количества таких частей.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (804) 333-20-57
Это быстро и бесплатно !
Что такое износ
Как мы уже выяснили, износ — это естественный процесс, который возникает в результате долгой эксплуатации ТС. Он влияет на размеры страховых платежей в случае повреждения автомобиля в ДТП.
При расчете износа по ОСАГО учитываются следующие факторы:
- год выпуска и начала использования машины (эти два значения могут не совпадать);
- величина пробега ТС;
- состояние шин (высота рисунка, величина и рисунок протектора и т.д.)
При восстановительном ремонте износ отдельной запчасти учитывается при решении о ее замене. В ином случае, данная характеристика не берется во внимание.
В среднем размер износа отдельных агрегатов и узлов составляет от 8 до 15% от изначальной стоимости ТС каждый год.
Какими законодательствами регулируется
Основным законодательным актом, который разъясняет детали по данному вопросу, является: ст.12 Закона “Об обязательном страховании” №40-ФЗ (в 2017 г. туда были внесены дополнительные изменения).
Именно этот акт регулирует:
- варианты выдачи компенсации пострадавшим (По ОСАГО СК осуществляет только ремонт ТС, а выплаты осуществляются только в редких случаях. По КАСКО автовладелец имеет право выбора — получить ли на руки денежные средства или осуществить ремонт);
- процедура проведения экспертизы (после ДТП автомобиль осматривают сотрудники ДПС или представитель СК, а потом только его отправляют на экспертизу);
- документы, которые понадобятся для получения компенсации от СК и т.д.
То, как рассчитать износ автомобиля, определяется Положением Банка России №432-П, который начал действовать с 2014 года. Этот документ содержит и информацию по единой методике расчета износа.
Что делать, если вы попали в аварию без страховки? Об этом подробно — в этой статье.
Эту формулу используют как страховые компании, так и все организации, которые занимаются проведением экспертизы транспортных средств.
Кто выполняет расчет износа
Процент износа автомобиля определяет сотрудник агентства, занимающегося проведением независимой экспертизы, с которым у СК заключен договор. Это и является причиной того, что многие автовладельцы жалуются на то, что размер выплат слишком маленький. Поэтому рекомендуется:
- взять копию документа, которую вам выдадут после осмотра вашего ТС;
- отправить свое авто на дополнительную экспертизу.
Так вы получите результаты действительно настоящей экспертизы, после которой можно отправить претензию в саму страховую. Если она отклонила ее, то тогда можно начинать судебное разбирательство с СК. Вам нужно будет предоставить все документы, которые помогли бы вам доказать вашу правоту.
О том, какой штраф назначается за просроченную страховку ОСАГО, можно прочитать здесь.
Практика показывает, что в подобных делах суд встает на сторону истца, но если разница между тем, какую компенсацию определила СК и сам автовладелец, незначительна, то вряд ли судья решит дело в сторону последнего.
В случае, если вы не согласны с решением суда, вы всегда можете подать апелляцию на него и жалобы в РСА, Центробанк и т.д.
Формулы расчета износа
Для того, чтобы рассчитать износ по ОСАГО, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами, которые можно найти на просторах Интернета, или формулой. По ней легко определить процент износа комплектующего изделия.
При расчете через калькулятор на сайте потребуется ввести следующие данные:
- дата выпуска ТС (эту информацию можно найти в ПТС);
- когда произошла авария;
- тип транспорта;
- величина пробега на тот момент, когда было происшествие;
- высота протектора шин.
Если вы решили определить износ комплектующего агрегата по формуле, то вам нужно подставить нужные значения и подсчитать его. Сама формула представлена ниже.
В нее нужно подставить:
- е — основание логарифма (берется 2,72);
- ΔТ — коэффициент, который рассчитывается в зависимости от срока эксплуатации;
- Тки — сам срок эксплуатации (определяется в годах);
- ΔL — коэффициент, рассчитываемой исходя из величины пробега ТС;
- Lки — сама величина пробега (берется значение в тысячах км).
Где взять сами коэффициенты? Они перечислены в таблицах и зависят от типа и марки самого автотранспортного средства.
Законом установлен максимальный размер износа автомобиля по ОСАГО. Он составляет 50%. Ранее его повысили до 80% от цены запасной части. Это очень уменьшало размер выплачиваемого страхового возмещения.
Если СК отказывается учитывать этот фактор, то ее вполне можно привлечь к судебному разбирательству.
Износ каких деталей не учитывается
В Приложении №7, Постановления Банка России, перечислены те детали, чей износ никак не учитывается.
К ним относятся ремни и подушки безопасности, включая и устройства, предназначенные для обеспечения защиты детям. Сюда же относят:
- части тормозных с/с (пневматических и гидравлических);
- з/ч антиблокировочной с/с;
- тормозные диски/колодки и т.д.;
- индикаторы неисправности тормозной с/с;
- пружины педалей тормоза и колодок;
- суппорты;
- агрегаты рулевого управления;
- части сцепных устройств.
Как происходит выплата с учетом износа
Размеры компенсации от СК зависят от многих факторов:
- стоимость проведенного ремонта;
- покупка самих материалов (к примеру, краски для покраски авто);
- приобретение запасных частей.
С учетом износа цена необходимых деталей рассчитывается по нижеприведенной формуле, в которой представлены следующие значения:
- Кj — сколько частей одного вида требуется заменить;
- m — сколько всего частей подлежат замене;
- СДj — цена одной детали;
- Иj — величина износа.
То, сколько деталей требуется заменить, определяется при осмотре ТС. Цена же самих частей заключается по справочнику, который был составлен специалистами. На нее влияет и географический фактор — в каком регионе был зарегистрирован автомобиль.
Таким образом сам размер износа влияет и на то, сколько вы получите от страховщиков.
Заключение
Износ машины — важная величина, рассчитываемая исходя из даты выпуска авто, размера пробега и т.д. Ее можно высчитать, воспользовавшись онлайн-калькуляторами или по формуле, которая представлена выше, в этой статье. Эта величина напрямую влияет на то, сколько вы получите от СК в случае, если ваш автомобиль попадет в ДТП.
Определяет величину износа эксперт, с которым заключен договор у страховой, поэтому она не всегда является удовлетворительной для самого автовладельца. Именно поэтому автоюристами рекомендуется проводить свою собственную экспертизу для установления реального размера износа.