Читайте также: - C) способность диэлектрика выдерживать воздействие повышенной температуры в течение времени, сравнимого со сроком нормальной эксплуатации, без недопустимого ухудшения его свойств
- X. Изменение подхода
- XIII. Сроки действия Контракта, изменение и расторжение
- XIII. Сроки действия Контракта, изменение и расторжение
- XIII. Сроки действия Контракта, изменение и расторжение
- XIII. Сроки действия Контракта, изменение и расторжение
- XIII. Сроки действия Контракта, изменение и расторжение
| В период работы любой машины свойства моторного масла изменяются: происходит загрязнение его механическими примесями, водой, продуктами износа деталей, продуктами окисления масла и продуктами неполного сгорания топлива. Кроме того просадки, введенные в масло, при работе двигателя срабатываются, и масло постепенно утрачивает свои первоначальные свойства. Под срабатываемостью присадок следует понимать уменьшение их концентрации в масле в результате разложения, взаимодействия с продуктами горения топлива и окисления масла, взаимодействия с трущимися поверхностями и частичного улавливания фильтрующими элементами. Срабатывание присадок приводит к изменению многих свойств масла: снижается щелочное число, ухудшаются моющие свойства, повышается уровень коррозионности и т. п.
В процессе работы двигателя моторное масло подвергается интенсивным тепловым и механическим нагрузкам. В результате чего происходят изменения физико-химических свойств и эксплуатационных показателей моторных масел, (масло стареет), однако, глубина этих изменений может быть различной. Интенсивность процесса старения масла определяется условиями работы, качеством применяемого масла, различной теплонапряженностью двигателей кратностью циркуляции масла и т.п.
В качестве критерия для комплексной оценки условий работы моторного масла в двигателе предлагается оценочный показатель – коэффициент напряженности работы масла в двигателе (φм):
Nе – эффективная мощность двигателя, кВт;
Qм – подача масляного насоса, л/мин.
Коэффициент φм учитывает основные условия работы масла в двигателе – среднее эффективное давление в цилиндре, частоту вращения коленчатого вала, тактность двигателя, количество теплоты, выделяемой при сгорании топлива, кратность циркуляции масла.
В процессе эксплуатации кинематическая вязкость моторного масла возрастает в результате испарения легких фракций масла и накопления продуктов окисления на 2,5…3,5 мм 2 /с при 100 о С. В ряде случаев может наблюдаться уменьшение вязкости при попадании в масло топлива, а также в результате деструкции полимерной (вязкостной) присадки в загущенных маслах.
При испарении легких фракций повышается температура вспышки масла. Считается, что температура вспышки может повышаться не более, чем на 20 о С. Снижение температуры вспышки указывает на неисправность топливной аппаратуры.
По мере работы масла снижается щелочное число, которое характеризует его моющие свойства. Щелочное число для карбюраторного двигателя не может быть ниже 0,5…2,0 мг КОН/г масла, а для дизельного – 1,0…3,0 мг КОН/г масла.
В период работы двигателя идет интенсивное нарастание содержания механических примесей (пыль, нагар, продукты износа) в масле. Общее количество примесей не должно превышать 4…6%.
Несмотря на глубокие изменения качества моторного масла в процессе работы его основной углеводородный состав меняется незначительно. После удаления механических примесей и продуктов окисления, а также введения соответствующих присадок масло считается восстановленным.
При эксплуатации автотракторной техники принята регламентная система технического обслуживания машин, которая предписывает производить замену моторных масел через определенное время. Для грузовых и легковых автомобилей этот срок определяют количеством пройденных километров, а для тракторов, строительных и мелиоративных машин – числом отработанных моточасов.
Литература: 2, с. 124-128; 3; 4.
Вопросы для самопроверки
1. Как оценивается напряженность работы моторного масла?
2. Как изменяются основные показатели моторного масла в процессе работы двигателя?
3. В чем заключается процесс старения масла?
4. Каков срок службы моторного масла и чем он определяется?
5. Как понимать полное и частичное освежение моторного масла?
6. Роль маслоочистительных устройств в поддержании качественного уровня моторного масла?
7. Как оценивается техническое состояние и ресурс двигателя по накоплению в моторном масле продуктов износа?
Дата добавления: 2015-08-26 ; просмотров: 396 | Нарушение авторских прав
Изменение свойств масел в процессе эксплуатации
В процессе эксплуатации автомобиля происходит не только уменьшение количества масла, но и ухудшение его первоначальных качеств.
Количество масла уменьшается в результате испарения и подтекания через сальники и другие уплотнения, а в двигателе количество масла уменьшается, главным образом, за счет его выгорания в камере сгорания. Сокращение потерь масла снижает его расход, а следовательно, и затраты на масло.
Изменение свойств масел при работе происходит под действием двух причин:
— загрязнения масла попадающими в него металлическими частицами, пылью, водой, нагаром, топливом;
— образованием в масле продуктов окисления.
Ухудшение свойств масла вследствие загрязнения его продуктами, попадающими извне, не зависит от первоначального качества масла.
Интенсивность же образования в масле продуктов окисления при одинаковых условиях работы смазываемого агрегата или механизма целиком зависит от качества масла.
Обе эти причины вызывают постепенное ухудшение качества масла, что в свою очередь приводит к увеличению износа трущихся деталей, сокращению сроков службы механизмов и агрегатов, повышению затрат на их ремонт. Качество масел с присадками может также ухудшаться из-за уменьшения концентрации присадок.
Ухудшение качества масла приводит к необходимости его периодической замены.
Количество песка и пыли, попадающих в масло, может быть уменьшено тщательным уходом за воздушным фильтром, в том числе своевременной заменой в нем масла. Количество сажи и нагара, попадающих в масло, может быть уменьшено путем применения соответствующего топлива, поддержания необходимого теплового режима двигателя и безотказной работы системы зажигания и газораспределения.
Степень очистки масла от загрязняющих его нерастворимых примесей зависит от конструкции и надежности работы масляных фильтров. При надежной работе фильтров количество механических примесей в масле не превышает 0,1—0,2% и поэтому можно избежать замены масла из-за увеличившегося содержания нерастворимых примесей.
Растворимые же примеси и образуются при окислении масла и топлива не улавливаются фильтром. Содержание этих примесей в масле может непрерывно возрастать и быть причиной его замены. При сопоставимых условиях интенсивность образования растворимых примесей зависит от качества масла и полностью соответствует требованиям конструкции и условиям работы, при этом интенсивность образования растворимых примесей может оказаться настолько низкой, что их содержание не будет превышать допустимого при систематической доливке свежего масла для компенсации количественных потерь (угара, подтекания). И все же у работавшего масла всегда будут более высокие кислотное число, коррозионность и худшие моющие свойства по сравнению со свежим маслом одного и того же сорта.
Качество работавшего масла ухудшается из-за попадания в него воды. Особенно интенсивно идет образование воды при низких температурах, когда водяные пары соприкасаются с холодными стенками картеров. Вода в картер неисправного двигателя может попасть через прокладку головки блока или внутренние трещины в рубашке охлаждения.
Качество масла, работавшего в карбюраторном двигателе, может ухудшаться вследствие попадания в него бензиновых фракций. Наличие в масле 3—5 % бензиновых фракций считается недопустимым, а если их количество достигает 10% и более, то такое масло приобретает недопустимо низкие вязкость и температуру вспышки, ухудшаются смазывающие свойства масла и оно становится непригодным для дальнейшего использования.
В дизельных двигателях с течением времени вязкость масла повышается вследствие насыщения его продуктами старения.
В маслах при их работе в двигателях происходят сложные процессы, протекание которых зависит от многих факторов и в том числе от качества масла, типа двигателя, его технического состояния, режима и условий работы, качества и рода топлива, надежности работы масляных, топливных фильтров и воздухоочистителей, климатических условий и других факторов.
Поскольку соотношение факторов, влияющих на протекающие в масле процессы, в каждом конкретном случае может быть индивидуальным, то могут изменяться и причины, по которым масло становится непригодным для дальнейшего использования. В одних случаях будет недопустимо большое содержание механических примесей, в других — топливных фракций, в третьих — воды, в четвертых — кислот и т. д.
Масло меняют через сроки в километрах или часах работы, которые установлены многолетней практикой и научными исследованиями. Сроки смены масла являются примерными и средними, поэтому желательно, кроме них, пользоваться некоторыми широкодоступными критериями, позволяющими уточнить рекомендуемые сроки смены масла.
Такими критериями могут быть цвет и вязкость масла, содержание механических примесей, осадков и воды в нем.
Цвет масла в процессе работы темнеет, вязкость чаще всего понижается, но может и повышаться (особенно масел для дизельных двигателей), содержание механических примесей, осадков и воды возрастает.
➤ Adblock
detector