Восстановление геометрии кузова: стоит ли делать самому?
Даже наезд на препятствие или попадание в яму чревато нарушением угла установки колес. А после ДТП или легких столкновений геометрия кузова нарушается без оговорок. Идентифицировать проблему можно по увеличенному расходу топлива, вибрациям на скорости более 80 км/час, повышенному износу резины, плохой управляемости. Можно ли самостоятельно повлиять на ситуацию или все-таки не обойтись без помощи специалистов?
Даже наезд на препятствие или попадание в яму чревато нарушением угла установки колес. А после ДТП или легких столкновений геометрия кузова нарушается без оговорок. Идентифицировать проблему можно по увеличенному расходу топлива, вибрациям на скорости более 80 км/час, повышенному износу резины, плохой управляемости. Можно ли самостоятельно повлиять на ситуацию или все-таки не обойтись без помощи специалистов?
Что такое геометрия кузова?
Под этим термином подразумевают точные параметры транспортного средства, просчитанные конструктором и указанные в техпаспорте. Самыми важными, влияющими на ходовые качества автомобиля, считаются ширина передней и задней колей, длина колесной базы и лонжеронов, а также расстояние между последними. Нарушение остальных – величин дверного и оконного проемов, моторного отсека, салона, багажного отделения – приводит к ухудшению внешнего вида машины и практически не сказывается на функциональности.
Главные причины проблемы
- ДТП. Механические воздействия приводят к деформациям (в том числе к микродеформациям).
- Перегрузка автомобиля. Транспортное средство проседает, что вызывает перекос каркаса.
- Езда в новых дорожных условиях. Например, по пересеченной загородной местности после привычных столичных магистралей.
- Использование на колесах одной подвески разных шин.
Автомобиль с нарушенной геометрией теряет устойчивость, что крайне опасно на больших скоростях. Езда сопровождается вибрациями и посторонними звуками. Возникают неисправности подвески, проблемы с ходовой частью. Из-за неравномерного износа шин возможны потеря управляемости, трудности с выполнением маневров, «заносы».
Как понять, что кузов нуждается в восстановлении?
Если налицо визуальные признаки (смятая дверь или капот, деформированная рама), диагностировать проблему несложно. Но общий осмотр, тем более в условиях гаража, а не профессионального автосервиса, не всегда дает полную картину.
- наружные поверхности и скрытые сечения лицевых панелей;
- стыки, фланцевые соединения, сварные швы;
- внутренние поверхности салона и багажника, моторного отделения;
- днище.
Если визуальный осмотр дал неоднозначный результат, замеряют расстояние между передним и задним колесами с каждой стороны. При идеальном раскладе промежутки будут идентичными. Еще один профессиональный способ – проверить геометрию по заложенным в конструкции базовым точкам (крепление штанг задней подвески, осей верхних рычагов и др.). Базовая точка отсчета – самая жесткая центральная часть днища. Правда, для измерения некоторых диагоналей понадобится демонтировать подвеску.
Несколько тревожных «звоночков»
- Поочередно закройте двери, капот, крышку багажника, не прикладывая больших усилий. Если двери не захлопнулись с первого раза – искривлена стойка, если капот или багажник сработали неидеально – деформирован лонжерон.
- Изучите в положении сидя на корточках борт автомобиля. На нем не должно быть неровностей и увеличенных зазоров.
- Вертикальные трещины на заднем стекле, которые идут по одной стороне, указывают на смещение стоек.
Обязательно проверьте состояние кузова, если вы приобрели подержанное транспортное средство: езда на нем может быть опасной из-за смещения осей. Не пренебрегайте проверкой, если самостоятельно восстанавливаете авто после ДТП: вмешательства в колеса или подвеску могли изменить технические характеристики ТС. При интенсивной эксплуатации и отсутствии тревожных сигналов выполнять проверку рекомендуют не реже, чем раз в три месяца.
Тонкости восстановления в автосервисах
Процедура контролируется компьютером и проходит с нулевой измерительной погрешностью.
- установка авто на стенд;
- компьютерный расчет уровня вытяжки металла;
- присоединение тянущих приспособлений;
- вытяжка в проблемных местах.
Компьютер просчитывает усилия вытяжки, направление, время воздействия, поэтому вероятность ошибки из-за человеческого фактора сведена к нулю. Корректировка выполняется в реальном времени, а как только показатели достигают заданных расчетных условий, происходит автоматическое отключение оборудования. По результатам контрольного промера оператор получает отчет по каждой точке.
Стоит ли «вытягивать» самостоятельно?
Если проверить геометрические значения и обнаружить «перекосы» под силу каждому водителю, то решить проблему способны единицы – те, кто в первую очередь имеет доступ к профессиональному оборудованию.
Кто-то покупает для корректировки геометрии кузова стапель, кто-то монтирует его из подручных средств. Однако даже если и удастся «вытянуть» автомобиль, проблему перерасхода топлива и быстрого износа резины полностью решить все равно не получится.
Для успеха операции нужны дорогостоящий стенд, стапель, ультразвуковая дефектоскопия и точные измерительные приборы. Исключение составляют крохотные локальные повреждения, с которыми можно справиться и с меньшими усилиями. В остальных случаях потребуется лазерное оборудование, да и неплохо бы иметь какой-никакой опыт. Хоть новичкам и везет, но восстановление геометрии кузова – это не та область, в которой стоит испытывать удачу!
Особенности восстановления геометрии автомобильного кузова
Кузовной ремонт автомобиля может быть нетрудным и включать только выправление двух вмятин, полученных при ДТП. Однако абсолютно иная ситуация имеет место в случае, когда нарушена кузовная геометрия: тогда ремонтные работы необходимо выполнять очень точно, причём из соображений прежде всего не эстетики, а безопасности. Восстановление геометрии кузова определяет ходовые характеристики машины, создавая защитный каркас для людей, которые находятся внутри.
Содержание:
Виды работ, выполняемые перед восстановлением авто
После значительного ДТП автомобиль, как правило, не может самостоятельно передвигаться и доставляется с помощью эвакуатора на станцию ремонта. Затем проводят дефектовку, снимая части кузова для выявления всех повреждений и оценки ущерба. Список будущих работ и выполненные вышеупомянутые операции заносят в акт с подсчётом общей цены ремонта. Потом принимают решение о целесообразности восстановления авто в принципе. В случае, когда расходы на ремонт выше средней рыночной цены данной модели, автомобиль признают погибшим.
Ещё во время дефектовки зрительно определяют нарушение кузовной геометрии либо отсутствие такового. Это определяется по зазорам: их неравномерность между дверями, а также на стойках и крыльях, говорит о повреждении силовой структуры. Последующую проверку геометрии можно провести двумя методами. Первый метод предполагает применение специальных линеек, второй — использование измерительных систем. Днище любого автомобиля содержит специальные точки, на которые вывешивают «мишени». Под машиной располагают сканер, направляющий лазерные лучи на вышеупомянутые мишени с определением их расположения в 3-х измерениях. Затем результаты соотносят с данными в базе, предоставленной автопроизводителем. Допускается погрешность до 2 мм. В случае смещения контрольной точки становятся сразу заметными направление и расстояние её смещения. По окончании ремонта, выполнив восстановление геометрии кузова, снова проводят оценку геометрии.
Что подразумевается под «геометрией кузова»?
Данное понятие означает силовую структуру автомобильного кузова. Крылья и бамперы являются навесными элементами и не входят сюда. А вот из остальных частей (днища, лонжеронов, порогов, стоек и крыши) состоит собственно кузов.
Кузов выполняет 3 функции:
- несущая, что означает, что он обязан выдерживать всю совокупность навесных деталей, в том числе мотор;
- безопасность. Есть каркас безопасности, который в случае ДТП должен подвергнуться минимальному сминанию. Детали, обеспечивающие пассивную безопасность, оснащены программируемыми участками деформации, тогда как от кузова в случае удара требуется максимальное сохранение целостности и защита водителя с пассажирами;
- обеспечение ходовых характеристик авто.
Правда ли, что рамные машины крепче?
С точки зрения безопасности рамные авто при ДТП оказываются надёжнее и лучше защищают людей в машине. Однако раму, повреждённую при аварии, восстановить будет труднее, чем вытянуть несущий кузов. При невозможности её восстановления геометрии кузова необходима замена рамы, которая является довольно дорогостоящей операцией.
Ныне почти у каждого легкового авто несущий кузов, поскольку он легче, упрощает управление и стоит дешевле. Рамы встречаются редко, в соновном у грузовиков.
Какие повреждения делают восстановление авто невозможным?
Сгорание — после него можно лишь заменить каждую сгоревшую деталь. Прочность металла снижается под влиянием высоких температур.
Все зависит от целесообразности проведения работ. Производители авто выпускают все запчасти для любой модели, возможна замена чего угодно. Может возникать вопрос лишь о том, есть ли смысл делать это, если цена превышает стоимость самого авто. При восстановлении элемента или установке нового главную роль играют гарантия на восстановление геометрии кузова и безопасность эксплуатации автомобиля после этого.
Проверяем геометрию кузова своими силами без стенда: 4 простых способа
Покупка автомобиля с пробегом требует большой осторожности. Особое внимание следует обращать на геометрию кузова, поскольку отклонения в параметрах могут говорить о возможных деформациях. Вследствие этого ухудшаются эксплуатационные свойства машины, управляемость, пассивная безопасность.
Проверить авто можно по внешним признакам, а также с помощью специальных инструментов для измерения. Самым простым вариантом является закрывание дверей, крышек капота и багажника. Здесь не должно возникать никаких трудностей. Кроме того, существуют и другие способы проверки.
Визуальная оценка – стыки и двери
Вначале следует внимательно осмотреть корпус автомобиля и его стекла. Особо насторожить должны горизонтальные трещины стекол, которые являются главным признаком нарушения геометрии. Корпус лучше осматривать вдоль борта, присев на корточки.
Здесь важно концентрировать внимание на любых неровностях, зазорах между различными элементами кузова.
Визуально оценивать корпус автомобиля нужно по следующему алгоритму:
- вначале нужно поочередно открыть и закрыть все дверцы – если данный процесс будет сопровождаться определенными трудностями, то это может свидетельствовать о повреждении стоек;
- наличие вертикальных или горизонтальных трещин лобового стекла говорит о различных деформациях кузова;
- осмотреть боковые кузовные поверхности, прощупывая складки, неровности, особенно уделяя внимание несовпадениям зазоров между различными элементами;
- на последнем этапе нужно внимательно изучить днище автомобиля – здесь также нужно концентрироваться на складках, неровностях в разных локациях.
Таким образом, эти простые способы позволяют выявить первичные признаки нарушения симметричности кузова любого автомобиля, поэтому не стоит пренебрегать данной процедурой.
Симметрию диагоналей – масштабной рейкой
Масштабная рейка имеет телескопическую конструкцию, указатели, которые регулируются по высоте. Измерения инструментом следует начинать с центра основания кузова, который можно считать главной точкой отсчета. Именно в этой точке практически не бывает деформаций.
От центрального отверстия под осью нужно измерять расстояние до контрольных точек на уровне передней и задней оси.
Результаты замеров с обеих сторон должны полностью совпадать, поскольку каждый автомобиль, который не был в аварии, сохраняет изначальную симметричность кузова.
Расположение колес – штангенциркулем
Правильное расположение колес относительно друг друга можно измерять с помощью специального штангенциркуля. Здесь сравнивается расстояние между двумя контрольными точками на колесах, расположенных с одной и другой стороны кузова. Для этого ножки прибора фиксируются с помощью специального крепежа.
После проведения необходимых замеров с каждой из сторон нужно сравнить показания. Явное несовпадение результатов замеров будет свидетельствовать о нарушении геометрии кузова. Расположение правого и левого колеса должно полностью совпадать. Это свидетельствует о нормальном состоянии кузовной части.
Следует учитывать, что конструкция любого авто подразумевает определенную симметричность. Любые отклонения свидетельствуют о нарушении геометрии кузова.
Проверка на скорости
Данный тест проводится достаточно просто. Он основывается на ощущениях самого водителя.
На пустой дороге нужно разогнаться до скорости 50 км/час, после этого на несколько секунд отпустить рулевое колесо. Если машину будет уводить влево или вправо, то можно смело предполагать, что машина получила удар именно в данную сторону.
После этого можно проделать такую же процедуру на скорости 90 км/час. Если прямолинейное движение при таких обстоятельствах будет сохраняться, то это свидетельствует о том, что геометрия кузова и ходовой в нормальном состоянии.
Вследствие деформации кузова при ДТП нарушается геометрия автомобиля. Из-за этого меняются диагонали, происходят перекосы дверных проемов, рамок стекол. Учитывая такие обстоятельства, во время приобретения подержанного авто важно уделять этому моменту максимальное внимание.