Фотоотчет: Ремонт двигателя мотоцикла «ИЖ-Планета» 2, 3, 4 и пятой модели
Сейчас уже редко где можно встретить «Планету», особенно в стоковом исполнении. Дедовские сараи где они когда-то стояли в изобилии уже давным давно вычищены страждущими, а помойки где они когда-то валялись — поросли травой…
Единственное место где еще можно найти что-нибудь более менее приличное — местные газеты объявлений. Можно поискать и на «Авито», но прежде чем там брать — смотрите товар в живую, а то пришлют вам сумку кирпичей вместо двигателя…
Мне повезло: я нашел в местной газетенке объявление о продаже двигателя от мотоколяски, выехал на место, осмотрел, договорился, купил и привез домой. То что двигатель от мотоколяски пусть вас не пугает — двигатель полностью идентичен родному планетовскому.
Вобщем, когда я раскидал двигатель — обрадовался и тут же огорчился… Обрадовался потому что двигатель был стоковый и не имел следов вмешательства. Там еще масло было родное и свеча СССР-овская. Огорчился потому что поршневая и нижний подшипник шатуна были убиты.
Хороший заводской цилиндр в запасе у меня был: расточенный в ремонтный размер + к нему когда-то давно был куплен заводской поршень, хромированные кольца и палец.
Шатун я купил в интернет-магазине. Удалось найти еще заводской — не пластилиновый. Я его немного доработал: сделал небольшой пропил в нижней головке для улучшения смазки подшипника, разпрессовал коленчатый вал, старый шатун выкинул, поставил новый и потом отцентрировал коленчатый вал с помощью индикатора.
Инструменты
Из инструментов на понадобится:
- Дрель или шуроповерт
- Сверло по металлу на 4 — 5 мм
- Плоский надфиль
- Технический фен
- Оправки. В качестве оправок можно использовать сантехнические сгоны
- Мощная плоская отвертка
- Рожковый или накидной ключ на 14
- Хомут
- Молоток или киянка
- Масленка или шприц
- Герметик
Подготовка
Для выполнения качественного ремонта — детали двигателя должны быть чистыми, резьба в картере прогнана, сальники и прокладки — новыми.
Сначала чистим масляные каналы в кривошипных камерах. Каналов в двигателе Иж-Планета — два: один в левой половинке картера, другой — в правой. Находим каналы и если они сильно забиты — прочищаем их проволокой, промываем чистым бензином и продуваем сжатым воздухом.
Установка подшипников и сальников
Устанавливаем в левую половинку картера стопорное кольцо.
В зависимости от модели коренного сальника — устанавливаем в посадочное отверстие коренного подшипника распорную втулку, либо, если сальник у вас изначально стоял широкий (есть такие) — нагреваем картер и с внутренней стороны картера ставим сальник до упора в стопорное кольцо.
На моем двигателе стоял обычный узкий сальник, поэтому я ставлю втулку.
При помощи оправки в предварительно нагретый картер ставим коренной сальник.
Быстро, пока не остыл картер ложем на сальник маслонаправляющию шайбу. Маслонаправляющая шайба имеет профиль в виде блюдца. Кладем ее на сальник так, чтобы вогнутой стороной она была обращена к нам, а выгнутой к корзине сцепления.
Пока картер не остыл — прессуем в него с помощью оправки наружную обойму коренного подшипника.
Если вы будите менять коренные подшипники на новые — не поленитесь: найдите лист железа толщиной 7-8 мм, выпилите в нем клин под шатун, пропустите лист железа между щек коленчатого вала и при помощи оправки набейте коренной подшипник на цапфу.
Таким образом вы обезопасите себя от порчи коленчатого вала. Коренной подшипник имеет очень большой натяг и заходит на цапфу с очень большим усилием. Не редки случаи, когда люди попросту выбивали цапфу (цапфа на планетовском коленчатом вале запрессовывается в щеку) внутрь коленчатого вала, но подшипник одеть им так и не удавалось.
Родной made in USSR 2505 КМ
Установка коленчатого вала
Смазываем чистым моторным маслом кромки коренного сальника и подшипник. Укладываем левую половинку картера на брусочки, берем в руку коленчатый вал и с проворачиванием вставляем его в картер. Вставлять коленчатый вал нужно очень аккуратно немного проворачивая его. Если коленчатый вал тупо забить в картер — 100% завернете кромку сальника!
Сборка половинок картера
Обезжириваем разъем половинок, выбиваем немного направляющие втулки так, чтобы они вышли над плоскостью на 5-6 мм. В зависимости от вашего желания — собираем КПП. Лично я, КПП собираю только после сборки двигателя, мне так удобней.
Наносим на разъем любой автомобильный герметик, устанавливаем вторую половинку картера, достукиваем ее кияночкой, устанавливаем крышку КПП и стягиваем картер болтами.
Болты тянем не абы как, а строго по фен-шую: тянем примерно на треть усилия сначала середину крест накрест, потом периферию и постепенно увеличивая усилие за несколько кругов затягиваем болты на сколько хватает силы.
Установка цилиндропоршневой группы
Пока герметик не высох — крышку КПП снимать не желательно, спешка в этом деле не к чему. Лучше не торопить события и пока сохнет герметик — установить цилиндр.
Закапываем немного моторного масла:
- в верхнею головку шатуна
- нижнею головку шатуна
- в оба масляных канала кривошипной камеры
Для улучшения смазки в бобышках поршня желательно просверлить отверстия. Но можно и не сверлить — зависит от вашего желания.
Устанавливаем в бобышку стопорное кольцо поршневого пальца. Перед установкой — стопрное кольцо желательно немного разогнуть и обязательно после установки проверить как оно село:
- Если стопорное кольцо будет болтаться — разогните его или замените на новое
- Если стопорное кольцо ляжет не всей плоскостью — замените его на новое
Нагреваем феном поршень и при помощи оправки забиваем палец в поршень так, чтобы он вышел внутрь не более чем на 5-6мм.
Ищем на днище поршня метку в виде стрелки.
Ориентируем поршень стрелкой к выпускному окну цилиндра («на выхлоп»), надеваем поршень на шатун, забиваем поршневой палец и устанавливаем второе стопорное кольцо.
Вставляем в цилиндр кольца и замеряем щупом зазор между замками:
- Если зазор будет меньше 0,3—0,45 — подточите замки колец надфилем
- Если зазор будет больше 0,3—0,45 — ставьте новые кольца, если не поможет — растачивайте цилиндр в ремонтный размер
Для улучшения притираемости колец и снижения шума от работы двигателя на кромках колец желательно снять фаски. Если охота позаморачиватся: положите кольцо на ровную поверхность и надфилем немного скруглите кромки.
Одеваем кольца на поршень, заливаем поршень с кольцами маслом, устанавливаем прокладку под цилиндр (желательно на герметик), стягиваем кольца хомутом. Хомут вырезаем из жести и из этой же жести сгибаем скобу, которой мы будем его фиксировать.
После того как кольца зайдут в цилиндр — расстегиваем хомут, осаживаем цилиндр и прикручиваем его к картеру.
Проворачиваем несколько раз коленчатый вал и если поршень будет ходить в цилиндре легко и без скрежета — опускаем его немного вниз, наливаем в цилиндр немного моторного масла, устанавливаем на цилиндр новую прокладку и прикручиваем головку.
Устанавливаем на свое место дополнительный опорный подшипник коленчатого вала, сверху ложем необходимое количество регулировочных шайб и фиксируем его стопорным кольцом. Регулировочные шайбы должны обеспечивать осевой люфт коленчатого вала в пределах 0,1мм.
Перед установкой закрытые подшипники нужно обязательно открыть! Сюда идет обычный 304.
С другой стороны коленчатого вала устанавливаем фланец с коренным сальником. Обратите внимание на масляный канал по которому масло поступает к правому коренному подшипнику коленчатого вала. По старой «доброй» колхозной традиции этот канал замазывают герметиком и смазка подшипника прекращается. Во избежание этой неприятности — ставьте фланец на сухую без герметика и будет все пучком.
После того как высохнет герметик можно приступать к регулировке и сборке коробки переключения передач и ставить на место корзину сцепления.
Номера подшипников и сальников двигателя мотоцикла Иж-планета 2, 3, 4 и пятой модели.
- Коренные подшипники коленчатого вала 2505к
- Дополнительный опорный подшипник коленчатого вала 304
- Правый сальник ИЖ-ю сб. 1-48-3
- Левый коренной сальник ИЖ-ю сб. 1-50
ИЖ-Планета — Ремонт двигателя — Часть 3
Опубликовано 23 Мая 2018
Балансировка коленчатого вала
——-
Поддержать проект http://avtoznahar.org.ua/help
Группа «Автознахарь» ВКонтакте: http://vk.com/avtoznahar
Сайт «Автознахарь» http://avtoznahar.org.ua/
Отличное видео. Объяснения технически грамотного, образованного человека — великого стоит!
У вас интересный небольшой акцент. Кто вы по национальности?
А покажите как затачивать сверла и развертки
Спасибо большое ,таких видео как у вас я не встречал многим помогли.
лайк за балансировку, я так не делал — пока мотор работает
Спасибо! Отличное видео, я бы даже сказал лучшее. Только вопрос: видел где то видео, что при центровке коленвала заглушки не снимались и не вытачивались, а просто поперек оси, сами щеки просверливались на глубину в сантиметр-пару, можно ли делать так?
А нельзя ли наделать дырки в шатуне для уменьшения веса? Вдруг не придётся маховик сверлить.
из книги «ижевские спортивные мотоциклы» Ижевск 1963г вес поршня должен быть 320г палец 55 а уравновешивающий груз 151г . Можете еще почитать книгу Григориев «Мотоцикл без секретов» и «Пособие механикам мотоциклов» . Вы неправильно уравновесили коленвал . А в кратце вес который вешается за ВГШ должен быть меньше веса поршня, пальца, колец , этот вес находится по формуле которая есть в «мотоцикл без секретов»
красно дермо герметик надобы заменить на казанский
Ты молодец Василий Делаешь правильно,но когда дело дошло до запрессовки наружных обойм коренных подшипников половины картера в обязательном порядке нужно нагреть до 80-100 градусов и смазать маслом только после этого запрессовывать и процедура эта ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ которой не следует пренебрегать.
Василий,скажите,это нормальное явление,что имеется люфт нового шатуна на коленвалу?и какие допуски?
и еще,вы не использовали прокладку между половинами картера?
Василий,подскажите пожалуйста как быть?пытаясь убрать осевой люфт коленвала подложил шайб ровно на 1.5 мм пришлось и под корзину подкладывать,и соответственно под кик-стартер(так как зацепление зубцов было малой площадью)теперь крышка не закрывается-упирается в кик стартер
не делайте так ни когда . собранный мот наверо от земли отрываться будет от вибрации. Ошибка мастера в том ,что он довёл вертикальную вибрацию к 0, тем самым увеличил круговую в 2раза . Баланс нужен между круговой и вертикальной вибрацией и от неё ни куда не деться, да и ещё китайский шатун тяжелее от ссср на 40 грамм проверенно.
Здравствуйте Василий, подскажите, каким способом поставить подшипники на коленвал не нарушив центровку?
как вы прогрели картер ?? ответте пожалуйста
Подскажите Василий а как правильно устанавливать подшипник,шариковый под корзину ? (после того как выставили колен вал по центру) и если гильза в картер с под подшипника(на коленвал) в ходит очень свободно то что делать выбрасывать картер. заранее большое спасибо!
что за сальник такой широкий , на левой цапфе вала, от чего он??
балансировка в этом видео не правильная т.к. положение поршня должно соответствовать направлению цилиндра, и сила приложения в пальце шатуна будет в разы меньше Этим видеоуроком Вы вводите в заблуждение людей и губите движки
извините я насчет осевого люфта во первых огромное спасибо за то что очень хорошо обьясняете а во вторых где можно взять такие регулировочные шайбы у меня их не было и коленвал очень сильно ходил в право-влево !
скажите порядок ? сначала стопорное кольцо , потом проставку потом сальник потом шайбу и подп=шипник??
Здравствуй Василий,на данный момент меня интересует один вопрос насчёт левого сальника,они идут двух типов широкий и узкий,у меня на планете 5 стоит узкий с завода ещё+дистанционное кольцо подскажи пожалуйста какой лучше сальник поставить если широкий, то кольцо следует убрать и чём разница этих сальников.За ранее благодарен.
Василий. Здраствуйте подскажите должен ли быть шат -люфт на подшибниках коленвала 2505
хател купить новые подшибники как собираюсь перебирать движок а без люфта из стороны в сторону немогу найти их(((((
а как вообще в пластиковой обойме.стоит ли их брать? или какие посоветуете.
да балансеровка не верная , вы уровновесили всю массу шатуна и поршня- с противовесом, а хотя уровновешиваеться часть веса шатуна это вычисляеться по формуле, поршень не крутиться вместе с каленвалом
я балнсирую так, ставлю на ровную поверхность и шатун должен висеть на 5 часов-баланс на высокие обороты, и 4 часа на низкие. (кто как гоняет)
Попробуйте технологию цинкования, на обойму наносится слой цинка электрогальваническим способом
Здравствуйте Василий,при разборке моего двигателя,судя по выработке зубчатых распорных шайб,для смазки подшипников коленвала,они крутятся или по крайней мере проворачиваются.На видео вы запрессовываете сальник шайбу и обойму подшипника коленвала, (ИЖ П ремонт двиг часть 3,25яминута)одно за другим,по идее шабу должно зажать намертво,что и случилось у меня с левой шайбой.Как Вы думаете,можно оставить шайбу в зажатом состоянии?Я считаю,то смесь поступать будет,но в уменьшенном кол-ве. Что посоветуете?
Здраствуй Василий. У нас на канале тоже затронута эта тема баланасировки. И нам тоже пишут такиеже комменты слово в слово запятая в запятую. Не обращай внимание на этих тролей. Делай как знаеш. Удачи.
Какой же вы умный человек. Молодец
Здравствуйте, подскажите пожалуйста как вы запрессовали шариковый подшипник в на коленвал и в половинку картера. Заранее спасибо!
все хорошо но есть один минус обоймы подшипников и сальники нельзя запрессовывать молотком на холодную блок надо подогреть до 80-90 градусов кипятком либо газовой горелкой и сальник и подшипник войдет от руки тем самым сальник будет более ровным чем от удара молотка и посадочное гнездо в блоке не прослабнет в следсвии чего обойма будет сидеть плотно.
Евгений иванов обращаюсь к вам лучше будет поставить широкий сальник на старых планетах шли широкие сальники а узкие шли для юпитера 2х цилинрового,преимущество широкого сальника заключается в том что через него тяжелее продавить компрессию в том случае если у подшипника есть износ и вал имеет небольшой люфт так как у широкого сальника кромки находятся далеко друг от друга из за его ширины,а ставить широкий сальник нет ничего сложного просто убираете кольцо и ставите широкий сальник незабудьте подогреть блок тогда сальник не прийдется бить молотком его можно будет просто вставить от усилия руки
Вася все супер преспособи просто клас Дякую!
ВАСИЛИЙ ты умный мужик-но у тебя все слишком сложно.Я имею ввиду центровку и балансировку коленвала
Коэффициент балансировки забыли, если не ошибаюсь 0.6
все круто но а как же на счет коренных подшипников они же не отрегулированы остались то. подшипники конусные ?
Спасибо огромное Вам. Очень помогли!
василей у меня иж планета звук палца как устранит палца новый бронзывый птулка новый.
спасибо за видео.
отличные видосы , постоянно смотрю но вапрос почему такой голос как будто вы через силу гаварите , а так только вы толково обьясняете
Привет! Ты с житомира?
Привет. Подскажите пожалуйста, как зафиксировать кольцо подшипника коленвала в картере . Постоянно выпрессовывается и трётся об коленвал ( пробовал и кернить и на холодную сварку — ничего не помогает. Вылазит и трёт об коленвал .
почему вы не проверили балансировку вала после обработки фрезой ? и почему нельзя было отцентрировать коленвал коренными подшипниками сделав немного зазора от щек вала?
Здравствуйте. В книге написано что уравновешивание коленчатый валов одноцилиндровых двигателей нужно производить с коэффициентом 0,5. Т.е.вес поршня и одну треть шатуна нужно разделить на 2 и такой вес подвесить на шатун. Что Вы на это скажете? С уважением.
Здравствуйте! С наступившим Вас 2017 годом! На моей Планете 5, левосторонний осевой люфт коленвала — 0,7-0,8мм. То есть, коленвал относительно центра под нагрузкой(отвертка) смещается на 0,7- 0,8мм в сторону корзины сцепления. При снятии нагрузки, коленвал отходит к центру на 0,3 — 0,4мм. От «руки» за вал, люфт(даже если есть) не ощущается. Вправо(в сторону генератора), дальше центрального расположения не смещается. Радиальных люфтов нет. Исходя из того, что у меня стоит БСЗ, на ходу коленвал если и имеет люфт, то незначительный. В противном случае «шторка» снесла бы датчик. Вопрос: в чем причина и нужно ли менять подшипники(коренные и 304), а также волновые шайбы.
смотрел, много раз, у вас зазор вы шайбу поставили, а у меня наоборот вал коленвала ваступает и подшипник не дает сесть звездочке, даже без шайбы
еще вопрос, вы как прогревали картер перед запресовкой?
Просто ГИГАНТСКОЕ спасибище за инструкцию, как убрать осевой люфт коленвала. Представьте, как я перепугался, когда не зная, как он выставляется скрутил половинки картера и увидел как коленвал ездит туда сюда на пол сантиметра! Короче максимально овзможное количество благодарности вам
Какой стороной запресовувать сальник?
Отлично Василий, все исчерпывающе объяснил и показал!
Василий а Вам не кажется, что балансируете вы не совсем корректно? магнит надо лепить не на край щеки ,а на том же расстоянии что и палец в щеке расположен с шатуном. например лепите магнит между щек ,и на проволоке вешаете груз тогда будет правильный баланс.
При заведенным двигателе мотоцикла аккумулятор выкидывает электролит. Где искать причину? Заменил реле зарядки, генератор результат тот же.
Василий здравствуйте. Очень люблю одноцилиндровые ижаки. Все у Вас правильно! И руки из того места, и голова, и принципы и порядок работы)) Есть небольшие помарки. но вот балансировка меня очень сильно смутила. В свою очередь с этим я не сталкивался ни в теории, ни в практике. Могу лишь написать свои догадки и предполржегия. Постараюсь убедить Вас в своих соображениях. Тут народ писали про неправильное положение магнита и про то, что поршень не крутится вместе с коленвалом. Вся суть в том, что и некоторая часть шатуна не крутится с блинами (когда поршень в верхней, нижней мт), крутится относительно поршня. Повторюсь часть шатуна, и эта часть меняет(в соответствии с фразой кв) свою балансировочную нагрузку относительно центра, как-бы перетекает. Поршень в среднем положении практически полностью становится балансировочным грузом, но его момент инерционных сил продольного движения передаваемый коленвалу не являются центробежными. По Вашей теории, тогда и компрессия и детонация. не так все просто это уравновесить)) тут и формулы не помогут. Нужен заводской балансировочный станок! Лишь он сводит все вибрации к минимуму, но не уберет их полностью. Расчитывают на вес заводского поршня с нулевым ремонтом. Вес поршня сильной роли не играет и многие об этом даже не задумываюся.(на одноцилиндровых) можно самому довести его до ума. А вот шатун, предполагаю, доводить до ума обязательно, и стараться довести-шатун, до таких-же весовых параметров, что и у старого образца, стоявшего с завода(отбалансированного). В доводках, думаю, будет играть роль их масса и центр тяжести.
Должен ли быть такой люфт иж п5 ? посмотрите пажалуста
Существует еще совковая книга Григорьева о форсировке двухтактников, там подробно расписана процедура статичной балансировки коленвала. Она отличается от той, которую используете вы. Могу скинуть если интересно