Инженерное обеспечение технического
Обслуживания оборудования
В процессе технической эксплуатации оборудования должно выполняться два вида его технического обслуживания — ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) и периодическое техническое обслуживание (ТО).
При ЕТО рекомендуется выполнять такие работы:
— наружный осмотр, чистку и смазку оборудования;
— устранение небольших неисправностей и регулировку отдельных устройств;
— надзор за соблюдением правильности эксплуатации оборудования.
Указанный перечень работ ориентирован на техническую эксплуатацию оборудования применительно к системе ППР по наработке (или ресурсу).
Однако применение этого варианта системы ППР без постоянного учета технического состояния оборудования неэффективно с точки зрения управления безотказностью и долговечностью этого оборудования. Поэтому указанный перечень работ целесообразно дополнить операцией, работой по контролю технического состояния (КТС) оборудования. Алгоритм КТС представлен на рис. 5.3.
Рис. 5.3. Алгоритм контроля технического состояния
Оценка (контроль) технического состояния (КТС) — комплекс процедур и мероприятий, позволяющий определить исправность и степень работоспособности оборудования.
Различают следующие КТС: ежесменный (ЕС КТС); еженедельный (ЕН КТС); периодический (П КТС); предремонтный (ПР КТС); аварийный (А КТС) — выполняется по потребности.
Инженерное обеспечение ежесменного технического обслуживания оборудования сводится к проработке методов и средств КТС, поиска и устранения неисправностей (при начале эксплуатации импортных, новых моделей оборудования).
При периодическом, плановом ТО рекомендуется выполнять такие работы, как:
— постоянную очистку оборудования и помещений, в которых оно установлено;
— ежесменные и периодические технические осмотры;
— периодическую замену смазки в картерах оборудования;
— периодическую промывку резервуаров и систем смазки;
— регулировку подвижных сопряжений деталей в механизмах оборудования;
— подтяжку креплений разъемных соединений оборудования;
— периодическую проверку параметров оборудования и его юстировку (контроль точности);
— проверку и испытание электрооборудования и программных устройств.
Как видно из перечисленного вида работ, при плановом ТО контроль технического состояния уже предусмотрен, хотя лишь поточности и выходным параметрам функционирования оборудования. Однако и здесь, как и при ЕТО, заложены принципы системы ППР по наработке (замене подлежат детали, имеющие ресурс меньше межремонтного ресурса, т. е. фактически без учета их технического состояния). Таким образом, этот вид ТО, сточки зрения инженерного обеспечения, также сводится к проработке методов и средств КТС, а также методов и средств поиска и устранения неисправностей для новых или впервые внедряемых на предприятии моделей импортного или отечественного оборудования.
В процессе ТО оборудования рекомендуется проводить пять видов КТС, из которых ЕС КТС, ЕН КТС проводятся постоянно, ТО КТС и ПР КТС можно проводить планово в сроки проведения периодического ТО и перед плановыми ремонтами, а аварийный (А КТС) — по потребности. В зависимости от интенсивности, ремонтосложности, количества однотипного оборудования может оказаться рациональным ЕС КТС не проводить, ограничиваясь лишь ЕН КТС.
Ежесменный контроль технического состояния в принципе является обязательным, его содержание и порядок проведения следующие:
— производится предварительная оценка технического состояния оборудования на основе опроса (экспертных оценок) лиц, работающих на этом оборудовании;
— проводится регистрация средствами контроля технических и энергетических параметров, их экспертная оценка и анализ соответствия заданным значениям.
При отсутствии отклонений значений параметров от нормативных КТС считается завершенным.
При наличии отклонений параметров необходимо выполнить следующее:
— установить абсолютные значения выявленных отклонений параметров;
— провести операции по регулировке, поднастройке регулирующей аппаратуры и элементов, деталей машины с целью компенсации изменений звеньев размерных цепей и отклонений параметров.
Результаты контроля технического состояния заносятся в журнал учета и контроля технического состояния (табл. 5.4).
Форма журнала учета КТС
Журнал учета технического состояния оборудования
Наименование оборудования | Дата и вил последнего КТС | Ежесменный КТС по дням недели (результат и подпись) | Еженедельный КТС (результат и подписи) |
Вид ТО | Назначение | Периодичность проведения | Кто проводит | Материально- техническое обеспечение | Нормативно- технические документы |
Контрольный осмотр (КО) | Проверка техники и имущества перед выполнением предстоящей задачи. Устранение выявленных недостатков. | Перед маршем, занятиями, учениями и транспортированием, в местах боевого дежурства, на привалах при совершении марша. | Расчёты (экипажи). | Запчасти, инструмент и принадлежности одиночного комплекта ЗИП и необходимые материалы. | Эксплуатаци- онные доку- менты. Нор- мы расхода запчастей и материалов на эксплуатацию. |
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) | Подготовка к использованию. | После марша, занятий, учений и транспортирования. Если техника и имущество не используются, то обслуживание проводится с периодичностью, установленной НТД. | Расчёты (экипажи). | Запчасти, инст-румент и принадлежности одиночного комплекта ЗИП и необходимые материалы. | Эксплуатаци- онные доку- менты. Нор- мы расхода запчастей и материалов на эксплуатацию. |
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) | Поддержание техники и имущества в исправном (работоспособном) состоянии при очередном ТО. Контроль ТО и устранение выявленных недостатков. | После истечения установленной НТД наработки (интервала времени). | Расчёты (экипажи), водители техники и подразделения ТО, ремонта и регламентно-настро-ечных работ части (соединения). | Запасные части и материалы сог-ласно нормам расхода на эксплуатацию, инструмент и принадлежности одиночного, группового комплектов ЗИП, оборудование подразделений ТО, ремонта и регламентно-настро-ечных работ. | Эксплуатаци- онные доку- менты. Нор- мы расхода запчастей и материалов на эксплуатацию. |
Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) | Поддержание техники и имущества в исправном (рабо-тоспособном) состоянии до очередного ТО. Контроль ТО и устранение выявленных недостатков. | После истечения установленной НТД наработки (интервала времени). Перед постановкой образца на длительное хранение независимо от предыдущей наработки (интервала времени). | Расчёты (экипажи), водители техники и подразделе-ния ТО, ремонта и регламентно-настро- ечных работ части (соединения). | Запасные части и материалы согла-сно нормам рас-хода на эксплуата-цию, инструмент и принадлежности одиночного, группового комплектов ЗИП, оборудование подразделений ТО, ремонта и регламентно-настро-ечных работ. | Эксплуатаци- онные доку- менты. Нор- мы расхода запчастей и материалов на эксплуатацию. Документы на методы и сред- ства поверки средств измерения. |
В постоянных парках частей техническое обслуживание проводится в пунктах ТО и ремонта техники, на площадках (пунктах) ЕТО техники с использованием табельного стационарного оборудования и индивидуальных комплектов инструмента. Использование оборудования подвижных ремонтных мастерских для этих целей в постоянных парках разрешается в пределах годовых норм эксплуатации и только в случае отсутствия в части стационарных средств. Неисправности техники, выявленные при ТО, устраняются немедленно. Текущий ремонт может производиться на постах ТО, если его объём не нарушает организацию работ пункта технического обслуживания.
Вопрос 2. Виды и периодичность контрольных осмотров технических обслуживаний.
Техническим обслуживанием называется комплекс работ по уходу за машинами с целью содержания их в постоянной технической исправности. Высококачественное и систематическое проведение ТО обеспечивает нормальный рабочий процесс машин, эксплуатационную надёжность, увеличение межремонтных сроков и минимальный расход горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов.
Техническое обслуживание машин при их использовании в зависимости от периодичности и объёма работ подразделяют на следующие виды:
(КО) – контрольный осмотр перед выходом из парка или перед началом работы;
(КО) – контрольный осмотр во время работы или в пути, на коротких остановках;
(ЕТО) – ежедневное техническое обслуживание в конце рабочего дня или смены;
(ТО-1) – техническое обслуживание № 1;
(ТО-2) – техническое обслуживание № 2;
(СО) – сезонное техническое обслуживание, проводимое два раза в год с переходом на осенне-зимнюю и весенне-летнюю эксплуатацию;
(РТО) – регламентированное техническое обслуживание.
Периодичность, трудоёмкость и объём работ по техническому обслуживанию ВИТ определяются техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации, приказами Министра обороны РФ, Руководством «Инженерно-техническое обеспечение». При несовпадении периодичности ТО в разных документах необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации на конкретные марки техники.
Виды, периодичность и объём работ по техническому обслуживанию инженерной техники, имущества, находящихся на хранении, определяются руководством «Хранение инженерной техники и инженерного имущества».
ТО имущества, входящего в комплекты инженерной техники, проводится в сроки, установленные для этой техники.
КО и ЕТО проводятся по мере необходимости в процессе использования техники, имущества. Если они не используются, то КО не проводится, а ЕТО планируется в сроки, определяемые по НТД.
Для техники, смонтированной на автомобильных прицепах, периодичность ТО определяется периодичностью ТО основной (инженерной) составной части агрегата.
Периодичность проведения комплексного ТО техники,смонтированной на автомобильных и танковых средствах подвижности (кроме автомобильных прицепов), определяется периодичностью их ТО, которое, как правило, проводится: ТО-1 — один раз в год, ТО-2 — один раз в два года.
Если по условиям обстановки не представляется возможным провести требуемое номерное техническое обслуживание сразу в полном объёме, то в первую очередь должны быть проведены обязательные работы, без которых техника не может выполнить поставленную задачу. Остальные работы технического обслуживания должны выполняться на привалах, при возвращении в места постоянной дислокации и т. д.
Осуществление всех видов мероприятий по уходу за машинами, проводимых по системе ТО, чрезвычайно важно для инженерных войск. Машины инженерного вооружения (МИВ), как правило, работают в неблагоприятных условиях – часто в непогоду, в пыли, в непосредственном соприкосновении с грунтом, с длительными большими нагрузками. Передвигаются МИВ нередко по бездорожью или взрыхлённому грунту. Как при работе, так и при передвижении в узлы инженерных машин проникают пыль, песок и грязь.
Работы по заправке машины горючим, смазочными и другими эксплуатационными материалами являются ответственными операциями по техническому уходу и занимают до 25% времени, отводимого на ЕТО.
Небрежность механика – водителя машины при заправке горючими и смазочными материалами может привести к остановкам двигателя из-за засорения топливной системы, и неэкономному расходу материалов, загрязнению машины и ускоренному её износу.
Чистка и мойка машины не только создают ей опрятный вид, но и облегчают техническое обслуживание. Загрязнённая машина затрудняет КО, при смазке и регулировке возможно попадание абразивных частиц между трущимися поверхностями сопряженных деталей.
Промывка фильтров предохраняет проникновение абразивных частиц в наиболее уязвимые узлы агрегатов машины, тем самым обеспечивая бесперебойность работы машины и ее более длительный срок службы.
Тяжелые условия работы машин инженерного вооружения, часто с перегрузками, вибрация и сотрясения машин при их транспортировке и работе требуют постоянного контроля надёжности крепления и состояния деталей, узлов, агрегатов и приборов. Слабое крепление деталей машины, вовремя не устранённое, может привести к крупным авариям.
Наиболее часто встречающейся дефект в узлах и механизмах машины — это увеличенные зазоры между сопряженными деталями. Основной причиной появления ненормальных зазоров является изнашивание трущихся поверхностей сопряженных деталей. Ненормальные зазоры вызывают нарушение регулировок в узлах и механизмах, что приводит к усиленному изнашиванию машины, возникновению брака в работе, возможным поломкам и нарушению безопасности работы.
Восстановление установленных техническими условиями зазоров, ходов, температур, давлений и других показателей называется регулировкой. Регулировка величины зазоров может, производится и в связи с изменением условий работы. Конструкции узлов на машинах обычно создаются такими, что позволяют достигать восстановления допустимых зазоров между сопряженными деталями их регулировкой.
Сезонное техническое обслуживание техники проводится два раза в год в целях подготовки и обеспечения надежной работы в зимнее и летнее периоды эксплуатации. Подготовка личного состава, парков, а также средств технического обслуживания и ремонта к эксплуатации техники в зимний (летний) период проводится в сроки, устанавливаемым командующимивойскамивоенных округов, и по планам, утверждаемыми командирами частей.
Дата перехода на зимний (летний) режим эксплуатации и слива воды из систем охлаждения техники объявляется приказом командира по
При СО выполняются работы очередного ТО и дополнительно:
● промываются система охлаждения, топливные баки, система смазки двигателя (кроме двигателей типа В-2), фильтры топливной, масляной гидравлической систем;
● проверяются и приводятся в исправное состояние средства, облегчающие пуск двигателя;
● устанавливаются (снимаются) утеплители;
● проверяются и приготавливаются к работе (снимаются) средства обогрева кабины (кузова);
● проверяется и регулируется применительно к предстоящему периоду эксплуатации система питания двигателя, производится переход на зимние (летние) сорта топлива;
● заменяются смазка и тормозная жидкость в агрегатах и механизмах техники соответственно предстоящему периоду эксплуатации.
Регламентированное техническое обслуживание техники и имущества проводится в целях поддержания их надёжности и постоянной готовности к использованию по прямому предназначению.
Запасные части и материалы на проведение РТО техники, включая автомобильные средства подвижности, поставляются комплектами с заводов-изготовителей. Комплекты содержат документацию на РТО. Допускается на инженерную технику с собственной базой, рабочее (специальное) оборудование и электротехнические средства поставка запасных частей и материалов россыпью. В этом случае РТО проводится в соответствии с указаниями инструкций по РТО на конкретный образец техники и в сроки, указанные в них.
РТО техники и имущества включает:
●выполнение подготовительных работ: подготовку личного состава, материально-техническое и технологическое обеспечение;
● снятие их с хранения (расконсервацию);
●проверку технического состояния внешним осмотром, контрольным пробегом и работой под нагрузкой;
●чистку и мойку;
●диагностирование и дефекацию составных частей и деталей;
●замену деталей ограниченного срока службы и деталей (комплектующих изделий) по необходимости;
●промывку составных частей и систем с заменой масел и смазок (специальных жидкостей);
●выполнение смазочно-заправочных работ, предусмотренных таблицей смазки;
●проверку контрольно-измерительных приборов и электрооборудования;
●устранение отказов и неисправностей;
●проведение рихтовочных, сварочных, окрасочных и других работ;
●проверку качества выполнения работ;
● подготовку к длительному хранению и консервацию.
ТО-1 |
ТО-1 |
ТО-1 |
ТО-1 |
ТО-2 |
ТО-2 |
период |
Цикл обслуживания |
ТО-2 |
ТО-2 |
ТО-1 |
ТО-1 |
период |
Цикл обслуживания |
Цикл обслуживания |
Колёсных машин |
Гусеничных машин |
виды технического обслуживания |
при использовании машин |
при хранении |
Кратковременном |
Длительном |
Техническое обслу-живание №1 при хранении (ТО-1х) |
Вопрос №3. Требования безопасности при техническом обслуживании инженерных машин.
Техническое обслуживание инженерной техники требует соблюдения определенных норм и правил, исключающих случаи производственного травматизма и обеспечивающих сохранение здоровья всего личного состава причастных к использованию, техническому обслуживанию и ремонту техники.
Весь личный состав должен твердо знать требования правил техники безопасности и неукоснительно выполнять их на практике.
Для проведения эксплуатационных регулировок двигателей допускаются лица знающие устройство и порядок проведения регулировок.
Техника должна быть установлена на оборудованных постах, заторможена стояночными тормозами с выключенным зажиганием и включателем «массы». Под колеса и гусеницы подложить не менее двух упоров.
Регулировки выполнять только на неработающем двигателе.
Во избежание травмы рук применять только исправный инструмент.
Перед выполнением контрольно-регулировочных операций на неработающем двигателе следует проверить и застегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, заправить волосы под головной убор.
При регулировках, связанных с проворачиванием коленчатого вала двигателя, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания и включателя «массы», а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение.
Запрещается производить регулировочные работы на автомобилях со снятыми колесами и вывешенными на домкратах и талях.
Не следует складывать инструмент и детали на раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих.
После выполнения регулировочных работ перед пуском двигателя нужно убедиться, что весь личный состав, принимавший участие, находится на безопасном удалении, а оборудование и инструмент убраны на свои места.
Запрещается курить и зажигать открытый огонь под машинами и на машинах, на площадках выполнения регулировочных работ.
Напряжение переносного освещения, используемого при регулировках, должно быть не более 12.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
➤ Adblockdetector