Инструкция по санитарной обработке автомобилей занятых перевозкой пищевых продуктов
ПО САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И КОНТЕЙНЕРОВ, ЗАНЯТЫХ
НА ПЕРЕВОЗКЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
I. Общие требования
1.1. Для обеспечения сохранности пищевых и особенно скоропортящихся продуктов автотранспортные предприятия и организации, грузоотправители и грузополучатели обязаны организовать подготовку автомобилей (прицепов, полуприцепов) и контейнеров к осуществлению перевозок.
Перевозка отдельных видов продовольственных товаров осуществляется в соответствии с Уставом автомобильного транспорта РСФСР и Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в РСФСР.
Использование автотранспорта, предназначенного для перевозки пищевых продуктов, на других перевозках категорически запрещается.
Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
1.1.1. Подвижной состав для перевозки пищевых продуктов (контейнеров) должен быть чистым и отвечать установленным санитарным требованиям, иметь санитарный паспорт на право перевозки в нем пищевых продуктов, выданный главным врачом территориальной санэпидстанции (Приложение N 1).
1.1.2. Перевозка продовольственных товаров допускается только после предварительной очистки, промывки и дезинфекции подвижного состава и контейнеров.
1.1.3. После окончания перевозки скоропортящихся грузов подвижной состав должен быть очищен от остатков груза, промыт и продезинфицирован в строгом соответствии с настоящей Инструкцией.
1.1.4. Уборка и мойка подвижного состава и контейнеров производится ежедневно по возвращении с линии, а автомобилей-цистерн для перевозки молока, растительного масла, пива и других жидких пищевых продуктов — после каждого слива (опорожнения), с отметкой в товарно-транспортной накладной «Машина промыта» и подписью мойщика (четко).
1.1.5. Подвижной состав или контейнер, не отвечающие требованиям санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил, норм, возвращаются для повторной уборки и мойки.
1.1.6. Водитель автомобиля обязан проследить за полнотой очистки и обработки кузова до погрузки груза или после его выгрузки и в необходимых случаях потребовать его промывки и дезинфекции.
1.2. Предприятие или организация, выполняющая санитарную обработку кузовов подвижного состава или контейнеров, приказом или распоряжением назначает лицо, ответственное за мойку, обработку и контроль за их состоянием.
1.3. Санитарная обработка автомобилей и контейнеров должна производиться в помещении или на специальных площадках, предназначенных для очистки и мойки автомобилей (контейнеров).
1.3.1. Помещение для мойки и площадка должны иметь водонепроницаемый пол со стоком, канализацию, водопровод с холодной и горячей водой и электрическое освещение с переносной электролампой.
1.4. Пост мойки и очистки подвижного состава и контейнеров должен иметь:
а) оборудование и инвентарь для производства уборки, мойки и дезинфекции подвижного состава и контейнеров (механизированные моечные установки, моечные машины, шланги гибкие с пистолетами с горячей и холодной водой, щетки, аппаратуру для дезинфекции, аппаратуру для сушки и проветривания автомобилей (контейнеров) после мойки и дезинфекции);
б) спецодежду для мойщиков (резиновые сапоги, резиновые перчатки, прорезиненный фартук, хлопчатобумажный костюм с капюшоном, защитные очки, респиратор);
в) шкафчик или специальные ящики для хранения уборочно-моечного инвентаря (щеток, мочалок, ведер), моющих и дезинфицирующих средств, спецодежды.
Хранение уборочного инвентаря должно производиться в специально отведенном месте.
Ежедневно по окончании уборки, после мытья в горячей воде уборочный инвентарь должен погружаться на 30 минут в 2% осветленный раствор хлорной извести или на 1 час в 2% раствор хлорамина и просушиваться;
г) помещение для сушки одежды и уборочного инвентаря.
II. Технология уборки и мойки подвижного состава
2.1. Уборка подвижного состава и контейнеров:
2.1.1. По возвращении с линии автомобиль поступает на пост уборки. Уборка кузова и кабины водителя выполняется с помощью щеток, веников или промышленных пылесосов.
2.2. Мойка подвижного состава и контейнера снаружи.
2.2.1. С поста уборки автомобиль перемещается на пост мойки. Наружная мойка кузова автомобилей производится на моечных, механизированных установках или вручную с помощью щеток теплой (35 — 40 град.) щелочной или мыльной водой с дальнейшим ополаскиванием водой из шланга.
Шланги для мытья автомобилей должны храниться и содержаться в подвешенном состоянии.
2.3. Мойка кузова (цистерн) подвижного состава и контейнеров внутри. Моющие растворы приведены в Приложении N 2.
2.3.1. Внутренние поверхности автомобилей и контейнеров, занятых на перевозке пищевых продуктов, могут промываться ручным и механическим способом. Таблицы 1, 2.
2.3.2. Ручной способ мойки.
Мойка производится щетками (при необходимости на длинных палках). Особое внимание необходимо уделить промыванию углов и швов.
Для мойки внутренних стенок мойщик в специальном комбинезоне в резиновых сапогах входит внутрь кузова (или опускается в освещенную цистерну с помощью укрепленной лестницы) с ведром моющего раствора температурой 55 — 60 град.
Раствор на внутренней поверхности кузова наносится с помощью специальных щеток, краскопультов или других установок.
2.3.3. Механический способ мойки.
Мойка производится с помощью форсунок, установленных вместо крышки люка или из шлангов под давлением 1,5 атм. при температуре 65 — 70 град. в течение 2 — 3 минут.
2.3.4. После мойки моющими растворами внутренняя поверхность кузова (цистерн) автомобилей, контейнеров обязательно тщательно ополаскивается до полного удаления остатков моющего раствора, затем просушивается и проветривается и не должна иметь посторонних запахов ( контроль за полнотой удаления моющих средств осуществляется по фенолфталеину или лакмусовой бумажке).
2.4. Съемное оборудование для удобства и улучшения санитарной обработки как внутренних поверхностей кузова, так и самого оборудования удаляется из кузова и должно обрабатываться отдельно вне кузова.
III. Дезинфекция кузова автомобиля (контейнеров)
3.1. Дезинфекцию кузова автомобиля или внутренней поверхности контейнеров можно производить только в том случае, если они хорошо омыты (очищены) от остатков перевозимых пищевых продуктов, так как наличие остатков пищевых продуктов резко снижает эффективность дезинфицирующих веществ. Способ дезинфекции приведен в Приложении N 2.
3.2. Внутренние поверхности кузовов (контейнеров) перед проведением дезинфекции должны быть вымыты и просушены, экспозиция выдержки дезинфицирующего раствора 15 — 20 минут. По окончании дезинфекции внутренняя поверхность кузова (контейнеров) промывается водой из шланга, просушивается и проветривается до полного удаления запаха хлора или хлорамина.
3.3. Расход дезинфицирующих средств составляет 2,5 г вещества на 1 кв. м или 0,5 л на 1 кв. м обрабатываемой поверхности.
3.4. Дезинфекция производится 3 — 2% (последняя для хлебных фургонов) осветленным раствором хлорной извести или 2% раствором хлорамина.
3.5. Обработка дезинфицирующим раствором может осуществляться с помощью тех же средств, что и обработка моющими средствами.
3.6. Применяемые дезинфицирующие средства не реже одного раза в квартал (раствор хлорамина не реже 1 раза в 15 дней) должны подвергаться лабораторному анализу на содержание в них активного хлора.
IV. Приготовление дезинфицирующих растворов
4.1. Для дезинфекции кузовов, оборудования и инвентаря применяют раствор холодной извести, очищенной фильтрованием или отстаиванием от нерастворимых примесей, так называемую «хлорную воду». Концентрацию хлорной воды выражают в миллиграммах активного хлора на 1 л воды.
4.2. Приготовление осветленного раствора хлорной извести для получения 10% осветленного раствора хлорной извести (основной раствор), содержащего 25 — 30% активного хлора: в емкости известь в небольшом количестве воды тщательно размешивают и оставляют в закрытой посуде в темном, прохладном месте на сутки с тем, чтобы осели на дно нерастворимые части извести. Осветленный раствор фильтруют и переливают в темную бутыль с притертой пробкой, где его можно хранить до 5 суток. В зависимости от качества сухой извести полученный раствор может содержать от 16 до 36 г активного хлора в 1 л.
Рабочий раствор требуемой концентрации готовят из основного (10-процентного) раствора путем разбавления теплой водой непосредственно перед применением, ежедневно.
Для получения 2% раствора 1 л основного (10%) раствора разбавляют 4 л воды.
Для получения 3% рабочего раствора 1 л основного (10%) раствора разбавляют в 2 — 3 л воды.
4.3. Приготовление раствора хлорамина.
Раствор хлорамина готовят непосредственно перед применением из расчета 200 г хлорамина на 10 л воды, подогретой до 50 град. C. При необходимости приготовленный раствор можно хранить в темной бутылке с притертой пробкой до 15 суток.
4.4. Можно применять дезинфекцию острым паром тех частей оборудования, которые нельзя дезинфицировать химическими способами.
4.5. Качество мойки и обработки кузова автомобиля и контейнеров уборочного инвентаря оценивается по отсутствию кишечной палочки с внутренней (исследуемой) поверхности — 100 кв. см.
5. Контроль за своевременным и тщательным проведением мойки, обработки и дезинфекции автотранспорта возлагается на территориальные санитарно-эпидемиологические станции с широким привлечением активистов Красного Креста и Красного Полумесяца (общественных санитарных инспекторов).
Санитарные врачи и их помощники, осуществляющие контроль за проведением мойки и обработки транспорта, транспортировкой пищевых продуктов, вправе запрещать перевозку продуктов автотранспортом, не отвечающим санитарным требованиям.
6. Санитарные врачи и их помощники должны производить регистрацию выданных санитарных паспортов на автотранспо рт в пр онумерованном и прошнурованном журнале по форме согласно Приложению N 3.
Настоящая Инструкция вводится в действие с 01.06.78.
С введением в действие настоящей Инструкции считать утратившей силу Инструкцию по санитарной обработке автомобилей, занятых перевозками пищевых продуктов, утвержденную Минавтотрансом РСФСР 30.01.61 по согласованию с Минздравом РСФСР.
(автомобиль, прицеп, полуприцеп, контейнер)
Марка (тип контейнера) ___________________________________________
Государственный N ________________________________________________
(номенклатурный номер контейнера)
САНИТАРНЫЙ ПАСПОРТ N _______
(автомобиль, прицеп, полуприцеп, контейнер)
(наименование, ведомственная принадлежность
Автомобиль (прицеп, полуприцеп):
Марка ______________________ Гос. N __________________________
Тип ___________________ Номенклатурный N _____________________
ПЕРЕВОЗКА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ РАЗРЕШЕНА:
«__» __________ 19__ г.
Паспорт действителен по «__» _____________ 19__ г.
Печать Главный санитарный врач _____________
Продлен по «__» ___________ 19__ г.
Печать Главный санитарный врач _____________
Продлен по «__» ___________ 19__ г.
Печать Главный санитарный врач _____________
МОЮЩИЕ РАСТВОРЫ И СПОСОБЫ ДЕЗИНФЕКЦИИ
│ Объекты мойки │ Моющее │Концентрация│ Способ │
│ │средство │ в % │ дезинфекции │
│Наружная поверхность │смесь N │0,5 — 0,6 │хозяйственное мыло│
│кузова и контейнера: │ │ │ │
│а) из алюминия │смесь N 2│1,0 — 1,5 │пропаривание ост- │
│ │ │ │рым паром в тече — │
│ │ кальцини -│0,5 │ ние 2 — 3 мин. │
│б) нержавеющая сталь │ кальцини -│0,5 │(давление пара до │
│ │ рованная │ │1,5 атм.) или об- │
│ │сода │ │работка раствором │
│ │ │ │течение 3 — 5 мин.│
│ N │ Состав смеси, % (в весовых частях) │
│ │ едкий натрий │ сода кальцинир . │ триполифосфат │
│ │ ГОСТ 4328-46 │ ГОСТ 5100-49 │ ГОСТ 201-41 │
В зависимости от объекта мойки рабочие растворы применяют различной концентрации.
При отсутствии одного из компонентов для приготовления смеси разрешаются в порядке исключения растворы каустической или кальцинированной соды или синтетические моющие средства, разрешенные Министерством здравоохранения СССР и РСФСР.
РЕГИСТРАЦИИ САНИТАРНЫХ ПАСПОРТОВ, ВЫДАВАЕМЫХ
НА ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ, АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
│ N │ Наименование│Марка и │Номер │Дата │ Дейс т — │Фамилия, и.о .│
│ п / п│организации ,│гос. N а в — │сани- │ выдачи│вителен│и подпись ли-│
│ │ее ведомс т — │ томобиля │тарного│( чис — │по │ ца , выдавшего│
│ │венная пр и- │(прицепа, │ паспор -│ ло , │( число,│санитарный │
│ │ надлежность │ полуприц е — │та │ месяц,│месяц , │паспорт │
│ │ │па), марка│ │год) │год) │ │
│1 │Подольское │ГАЗ-53 │001 │27.04.│31.12. │Фамилия, и. о .│
│ │ПОГАТ Глав- │39-05 ЮВВ │ │78 │78 │___ (подпись)│
Инструкция по санитарной обработке автомобилей занятых перевозкой пищевых продуктов
Пункт 4 статьи 19 Федерального закона №29-ФЗ в редакции, действующей с 21 октября 2011 года, сформулирован следующим образом: «Для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства». Требования о наличии санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов с 21.10.2011 г. не применяются. Обязанность контроля технического и санитарно-гигиенического состояния указанных транспортных средств законодательством возложена на перевозчика.
В соответствии с требованиями СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» и СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» транспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов и продовольственного сырья ежедневно подвергаются мойке с применением моющих средств и ежемесячно с применением дезинфицирующих средств, разрешенными для применения в установленном порядке.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие перевозки пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям перевозки и подтверждать их соблюдение соответствующими документами. Такими документами на сегодняшний день являются договор с организацией на оказание услуг по мойке и дезинфекции транспорта, предназначенного для перевозки пищевых продуктов, и акты выполненных работ.