Меню

Инструкционные карты для проведения практических занятий слесарь по ремонту автомобилей

Учебно — методическое пособие (комплект инструкционно-технологических карт) по УП .01 Учебная практика ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
методическая разработка

В пособии приведены инструкционно- технологические карты для обучения обучающихся процессам и операциям обслуживания и ремонта автотранспорта.

Комплект содержит инструкционные карты с подробным, пошаговым описанием выполнения операций, правила безопасной работы и контрольные вопросы для проведения занятий по учебной практике. В картах даны рекомендации по организации труда и рабочих мест обучающихся; описаны машины, инструменты и приспособления; рассказано о технологии выполнения и приемах работ, а также о контроле качества работ и технике безопасности.

Пособие предназначено для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик».

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskoe_posobie.docx 689.4 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно — методическое пособие (комплект инструкционно-технологических карт) по УП .01 Учебная практика

ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

(для обучающихся по профессии 23.01.03 «Автомеханик»).

В пособии приведены инструкционно- технологические карты для обучения обучающихся процессам и операциям обслуживания и ремонта автотранспорта.

Комплект содержит инструкционные карты с подробным, пошаговым описанием выполнения операций, правила безопасной работы и контрольные вопросы для проведения занятий по учебной практике . В картах даны рекомендации по организации труда и рабочих мест обучающихся; описаны машины, инструменты и приспособления; рассказано о технологии выполнения и приемах работ, а также о контроле качества работ и технике безопасности.

Пособие предназначено для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик».

В ФГОС СПО по профессии 23.01.03 Автомеханик предусмотрена квалификация «Слесарь по ремонту автомобиля».

Обучающиеся готовятся к следующим видам работ:

  • техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;
  • транспортировка грузов и перевозка пассажиров;
  • заправка транспортных средств.

В ходе учебной практики необходимо сформировать ОК (общая компетенция) и ПК (профессиональная компетенция).

Методические указания составлены в соответствии с программой учебной практики по профессии 23.01.03 «Автомеханик».

Целью практических занятий является приобретение, закрепление практического опыта при выполнении заданий имеющих практическую направленность, формирование ОК и ПК. Необходимые справочные материалы, таблицы имеются в комплекте инструкционно-технологических карт по выполнению каждого практического занятия.

Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности обучающегося дает наличие инструкционно-технологических карт на каждом рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет обучающемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея инструкцию, обучающийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.

Представленные инструкционные карты, выполнены в соответствии с программой профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта .

В процессе прохождения учебной практики обучающиеся приобретают практический опыт, формируют практические профессиональные умения по виду профессиональной деятельности, осваивают общие и профессиональные компетенции по профессиональному модулю ПМ.01 в рамках профессии 23.01.03 «Автомеханик» .

Рекомендуется для обучающихся по основной профессиональной образовательной программе в рамках реализации ФГОС СПО 3 го поколения I и II курсов по профессии 23.01.03 «Автомеханик» .

ИНСТРУКЦИОННО — ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт

автотранспорта Учебная практика

Профессия: 23.01.03 «Автомеханик »

Разработал: мастер производственного обучения Максимов Николай Сергеевич

Тема урока: «Разборка-сборка кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателей»

Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций.

Цель урока: формирование практических навыков по ремонту ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130

Инструкционно -технологическая карта № 1

Технические условия и указания

  1. Разборка ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130

1. Отвернуть гайки крепления всасывающего коллектора.

Ключ торцовый 13 мм

2.Снять коллектор, прокладки.

3. Отвернуть гайки крепления крышки из рядов цилиндров

Ключ гаечный 17 мм

4. Снять крышку головки блока

5. Отвернуть гайки крепления оси коромысла

Ключ торцовый 17 мм

6. Снять ось коромысла в сборе

7. Вынуть штанги толкателей

8. Извлечь толкатели

9. Отвернуть гайки крепления (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) головки цилиндров

Ключ торцовый 22 мм(ЗМЗ-53) , 19 мм ( ЗИЛ-130)

10. Снять головку цилиндров, прокладку головки

11. Снять головку цилиндров на другом ряду, выполнив операции пп.3-10 ИТК № 1

12. Отвернуть гайки крепления передней крышки распределительных шестерен

Ключ гаечный 13 мм

13. Снять крышку

14. Снять масло отражатель

15. Вывернуть болты крепления фланца распределительного вала

Ключ торцовый 13 мм

Болты выворачивать через отверстие в шестерне

16. Вынуть вал с шестерней

17. Расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров

18. Отвернуть гайки крепления крышек (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130)

Ключи торцовые 15 мм (ЗМЗ-53), 19 мм ( ЗИЛ-130)

19. Снять крышки с вкладышами

20. Отвернуть гайки и контрогайки крепления шатунных крышек первого и пятого цилиндров

Ключи гаечные 17, 19 мм

21. Снять шатунные крышки первого и пятого цилиндров

22. Вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами

23. Зажать в тисках шатун

24. Извлечь штопорные кольца из канавок бобышек

25. Освободить шатун из тисков

26. Зажать в тисках поршень

Использовать в тисках деревянные губки

27. Снять компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца

Расширители маслосъемного кольца снять в ручную

Инструкционно- технологическая карта № 2

Технические условия и указания

1. Установить на место крышки коренных подшипников первого и пятого цилиндров

Вкладыши предварительно смазать моторным маслом

2.Завернуть гайки (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) крышек

Ключи торцовые 15мм ( ЗМЗ-53) , 19 мм ( ЗИЛ-130), ключ динамометрический

Гайки, болты завернуть сначала торцовым ключом, окончательно-динамометрическим, момент силы, Н м : ЗМЗ-53-100…110 ЗИЛ-130-110…130

3. Зашплинтовать гайки

Проволока 1,8 мм, пассатижи

4. Соединить поршень с шатуном поршневым пальцем

Поршень нагреть в чистом моторном масле до 60С. На автомобили ЗМЗ-53 шатуны правого ряда соединить с поршнями так, чтобы выштампованные номера на стержнях шатунов и надпись « Перед» на поршнях располагались в противоположных сторонах. Для шатунов левого ряда номера и надпись должны располагаться с одной стороны. На автомобиле ЗИЛ-130 шатуны правого ряда соединить с поршня и так, чтобы стрелки на днищах поршней указывали в противоположные стороны специальным выступом на стержнях шатунов а для шатунов левого ряда- в одну сторону.

5. Вставить в бобышки поршня штопорные кольца

6. Установить на поршень поршневые кольца

Компрессионные кольца вставить внутренний вытачкой в верх, замки окончательно другого на 180 для ЗМЗ-53 и на 120 0 для ЗИЛ-130. Замки маслосъемного кольца располагать у кольцевых дисков под углом 180 0 , а у радиального и осевого расширителя под углом 90 0 к ним и с направлением в противоположные стороны

7. Вставить поршень в гильзу с надписью «Перед» к носку коленчатого вала ( ЗМЗ-53), стрелками к носку коленчатого вала( ЗИЛ-130)

Перед установкой поршневые кольца обжать специальным приспособлением, поршень смазать маслом

8. Установить нижние головки шатунов на шейке коленчатого вала

Перед установкой вкладышей смазать маслом выступ на крышке должен находиться на одной стороне с номером на стержне шатуна ( ЗМЗ-53)

9.Затянуть гайки крепления шатунных крышек

Ключи гаечные 17 мм (ЗМЗ-53), 19 мм ( ЗИЛ-130)

Затягивать сначала торцовым а затем динамометрическим ключом Н м: ЗМЗ-53-68…75 ЗИЛ-130-70…80

Ключи гаечные 17 мм ( ЗМЗ-53) 19 мм (ЗИЛ-130)

Контргайки навернуть до конца и окончательно завернуть на 1-2 оборота

11.Установить распределительный вал с шестерней на место

Шестерни коленчатого и распределительного валов установить по меткам

12.Зввернуть болты крепления фланца распределительного вала

Ключ торцовый 13 мм

13.Установить масло отражатель

14.Установить крышку распределительных шестерен на место

15.Завернуть гайки крепления крышки

Ключ гаечный 13 мм

16.Установить прокладки головок цилиндров

Прокладки натереть графитным порошком

17.Установить на место головки цилиндров

18.завернуть гайки( ЗМЗ-53) болты ( ЗИЛ-130) крепления головок

Гайки ( ЗМЗ-53), болты ( ЗИЛ-130) затягивать равномерно в 2 приема в определенной последовательности. Окончательный момент силы при затягивании, Н м: ЗМЗ-53-73…78 ЗИЛ-130-70…90

20.Установить штанги толкателей

21.Установить оси коромысел в сборе

22.Завернуть гайки осей коромысел

Ключ торцовый 17 мм

Инструкционно- технологическая № 3

Технические условия и указания

1.Установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия

Так сжатия определить по выталкиванию пробки, установленной в место свечи. Оба коромысла должны свободно покачиваться на оси в пределах зазора

2.Повернуть коленчатый вал следующим образом: ЗМЗ-53-до совмещения выемки на шкиве коленчатого вала с выступом указателя; ЗИЛ-130-до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на шкале указателя установки момента зажигания

3.Орегулировать клапаны первого цилиндра для чего: отвернуть ключом контргайку регулировочного болта; поворачивая болт отверткой, установить зазор по щупу; завернуть контргайку регулировочного болта

Отвертка, щуп, ключ гаечный 14 мм

Двигатель должен быть холодный. Для всех клапанов зазоры равны 0.25… 0.30 мм

4.Отрегулировать зазор в остальных цилиндрах

Порядок регулирования соответствует порядку зажигания- 15426378. При переходе от цилиндра к цилиндру коленчатый вал поворачивать на 90 0

5.Установить крышки коромысел

6.Завернуть гайки крепления крышек коромысел

Ключ гаечный 17 мм

7.Установить прокладки под всасывающий коллектор

8.Установить всасывающий коллектор

9.Завернуть гайки( ЗМЗ-53) и болты (ЗИЛ-130) крепления всасывающего коллектора

Ключ торцовый 13 мм

Гайки или болты затягивать крест на крест ( момент силы 15…20 Н м)

Инструкционно- технологическая карта № 4

Технические условия и указания

1.Вывернуть болты и гайки крепления картера двигателя

Ключ торцовый 17 мм

3.Отвернуть гайки крепления крышек шатунов 1 и 2 цилиндров

Ключ гаечный 22 мм

4.Снять крышки шатунов с вкладышами на 1 и 5 цилиндрах

5.извлечь поршни с шатунами на 1 и 5 цилиндрах

6.Снять поршневые кольца с поршней 1 и 5 цилиндра

7.Извлечть стопорное кольцо поршневого пальца

8.Выпрессовать поршневой палец

9.Запрессовать поршневой палец для соединения поршня с шатуном

Запрессовку вести осторожно. Шатун с поршнем собирать таким образом чтобы выточка под клапаны в днище поршня и паз в шатуне а однозамковый уз вкладыша были на одной стороне

10.Установить стопорное кольцо поршневого кольца

11.Установить поршневые кольца на поршни первого и пятого цилиндров

Перед установкой колец удалить нагар из канавок. Компрессионные кольца установить клеймом «Вверх» в сторону камеры сгорания; при установке маслосъемных колец сначала установить пружинный расширитель, затем маслосъемное кольцо таким образом чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; замки сменных колец расположить в противоположные стороны

12.Установить поршни в сборе с кольцами и с шатунами в гильзы 1 и 5 цилиндров

Номера цилиндров выбиты на нижней крышке шатуна. Выборки под клапаны в днище поршня должны располагаться ближе к середине

13.Установить верхние крышки шатунов

14.Затянуть гайки шатунных болтов

Резьбу болтов смазать моторным маслом. Затяжку проводить в 2 приема . момент силы первого приема ( 30 плюс минус 1) Н м для выполнения второго приема довернуть гайку на 90 0 . Зазора в стыке шатуна быть недолжно

Инструкционно- технологическая карта № 5

Технические условия и указания

Внимание! Зазоры регулировать одновременно на двух головках в положениях I, II, III, IV, которые определяются поворотом коленчатого вала двигателя относительно начала впрыска топлива в первом цилиндре на соответствующий угол.

1.Установить фиксатор маховика в нижнее положение

Комплект инструкционных карт по профессиональному модулю ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта (слесарное дело) по профессии 190631.01 Автомеханик

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования (ССУЗ)

«Коркинский горно-строительный техникум»

Комплект инструкционных карт по профессиональному модулю

ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта (слесарное дело)

по профессии 190631.01 Автомеханик

Разработала мастер производственного обучения

2020год

Одобрено Методическим советом КГСТ

Рец ензенты:

1.Ф.И.О, должность в КГСТ 2.Ф.И.О, должность, место работы

Содержание

Введение . 4

  1. Тема 1. Охрана труда при слесарно-ремонтных работах. Оборудование и инструменты, применяемые при слесарной обработке 7
  2. Тема 2. Разметка плоскостная и пространственная . 12
  3. Тема 3. Рубка металлов . 16
  4. Тема 4. Правка и гибка металла . 19
  5. Тема 5. Резка металлов . 23
  6. Тема 6. Опиливание . 27
  7. Тема 7. Сверление, зенкерование . 34
  8. Тема 8. Нарезание резьбы . 8
  9. Тема 9. Притирка и доводка . 43
  10. Тема 10. Лужение и паяние . 47
  11. Тема 11. Клепка, склеивание деталей . 50

Введение.

Обучение по профессии «Автомеханик» осуществляется на основании положения об учебной и производственной практике для обучающихся, освоивших основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования.

Учебная практика включает в себя: формирующую у обучающихся

первоначальные практические профессиональные умения и навыки в рамках профессиональных модуля для освоения рабочей профессии (ПМ.01

«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта») обучающую необходимым приемам, операциям и способам выполнения рабочих процессов, характерных для профессии «Автомеханик». Для каждой темы представлена схема выполнения работ, включающая в себя цель занятия, применяемые инструменты, оборудование, материалы; инструкционную карту с упражнениями; оценку выполнения упражнения; контрольные вопросы.

Задачами учебной практики являются закрепление и совершенствование обучающимися приобретенных ими в процессе обучения профессиональных

умений по изучаемой профессии, развитие общих и профессиональных компетенций, освоение современных производственных процессов, адаптация к конкретным

условиям трудовой деятельности.

Формируемые ПК

ПК 1.1.Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.

ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности. ПК 1.4.Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.

Формируемые ОК

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Обучающиеся при прохождении практики должен:

полностью выполнять задания, предусмотренные программой учебной практики; соблюдать действующие правила внутреннего трудового распорядка;

изучать и строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности.

В процессе учебной практики:

обучающиеся должны научиться организовывать рабочее место, качественно выполнять задания, контролировать, анализировать и оценивать собственную деятельность.

Форма отчетности (обучающихся заполняют в дневниках).

По результатам каждого этапа производственного обучения обучающийся получает оценку и (или) зачет.

Слесарное дело (учебная практика)

тематический план учебной практики

п/п

Тема

Количество

учебных

часов

Охрана труда при слесарно­ремонтных работах. Оборудование и инструменты,

применяемые при слесарной обработке

Разметка плоскостная и

Правка, гибка металла

Притирка и доводка

Лужение и паяние

Тема 1. Охрана труда при слесарно-ремонтных работах.

Оборудование и инструменты, применяемые при слесарной обработке.

Оборудование

и инструменты, применяемые при слесарной обработке

Цель занятия: обучение правильной организации работы слесаря, получение навыков использования оборудования, приспособлений и инструментов.

Применяемые оборудование и инструменты: слесарный верстак с тисками, напильники разных профилей, слесарный молоток, измерительная линейка,

штангенциркули, угольники, щетки, ветошь, детали для выполнения замеров с помощью линейки, угольников, штангенциркулей.

Правила техники безопасности:

  • работу производить в специальном головном уборе;
  • прежде чем приступить к работе, необходимо самым тщательным образом проверить инструменты и приспособления, убедиться в их исправности и подготовить к работе;
  • использовать для работы только исправные инструменты;
  • рубку в тисках производить только при наличии на верстаке защитной сетки или экрана;
  • при работе на заточных станках обязательно использовать защитные очки или экран с блокировкой. Не допускать биения заточных кругов;
  • не смахивать опилки и стружку рукой, а использовать для этой цели волосяную щетку;
  • в случае применения при слесарных и слесарно-сборочных работах

электрифицированных инструментов, работающих от сети с напряжением свыше 36 В, обязательно использовать резиновые перчатки и резиновый коврик;

  • не; класть тяжелые детали на край верстака;
  • при применении для очистки деталей растворов, содержащих агрессивные вещества (например, каустическую или кальцинированную соду, фосфат натрия и т.п.), необходимо использовать защитные очки и резиновые перчатки для предохранения от ожогов. После работы с кислотами, щелочами,

флюсами, клеями следует вымыть руки горячей водой с мылом;

  • рабочее место должно хорошо освещаться.

Общие рекомендации по проведению и отработке всех последующих тем:

а) разложить инструменты и заготовки в строго определенном порядке; б) отрегулировать высоту тисков по росту;

в) сохранять порядок на рабочем месте;

г) рабочие инструменты располагать отдельно от измерительных инструментов; д) все, чем в процессе работы приходится пользоваться чаще,

располагать ближе к себе, а все, что требуется реже, — дальше от себя; е) следить за состоянием тисков, постоянно очищать их от

стружки, грязи и мусора.

По окончании работы следует:

а) очистить рабочее место и инструменты от стружки и грязи, убрать инструменты в ящики верстака;

б) смазать винт тисков машинным маслом, завернуть винт, оставив между губками небольшой зазор.

Инструктивные указания и пояснения:

  • внимательно осмотреть рабочее место слесаря, изучить расположение рабочего места и измерительного инструмента;
  • научиться регулировать тиски по росту и в зависимости от выполняемой работы;
  • рассмотреть отличия параллельных тисков от стуловых;
  • выполнить ряд упражнений по замерам различных деталей измерительной (масштабной) линейкой и штангенциркулями.

Измерительная, или масштабная, линейка имеет штрихи — деления, расположенные друг от друга на расстоянии 1 мм.

Измерительные (масштабные) линейки изготавливают из инструментальной стали марки У7 или У8 толщиной 0,3. 1,5 мм, шириной 10. 25 мм и длиной 100; 150;

200; 300; 750 и 1 000 мм. Эти линейки используются для контроля наружных и внутренних размеров с точностью до 1 мм.

Провести с помощью линейки ряд замеров различных деталей.

При выполнении замера торец линейки следует прижимать к измеряемой детали, как показано на рис 1.

Штангенциркули предназначены для измерения внутренних и наружных размеров деталей.

Изучить устройство штангенциркуля:

  1. подготовить штангенциркуль к работе:
  • проверить его комплектность;

Рис. 1. Измерение детали измерительной металлической линейкой

  • промыть в авиационном бензине, протереть досуха льняной тканью (особенно тщательно протереть измерительные поверхности);
  1. произвести наружный осмотр штангенциркуля:
  • губки и торец штанги должны быть в полном порядке;
  • на измерительных поверхностях не должно быть следов коррозии, царапин, затупления острых концов губок или других дефектов, влияющих на точность измерения;
  • штрихи и цифры шкал должны быть отчетливыми и ровными;
  • проверить взаимодействие отдельных частей штангенциркуля, плавность хода рамки, параллельность губок, передвижение движка рамки.


На рис. 2 представлен прием использования штангенциркуля для измерения наружного размера детали:

  • взять штангенциркуль и слегка ослабить зажимной винт рамки;
  • развести губки на размер, немного больший размера детали;
  • передвинуть подвижную рамку до полного соприкосновения обеих губок с поверхностью измеряемой детали;
  • прочитать полученный размер.

Произвести несколько замеров.

На рис.3 представлен прием использования штангенциркуля для измерения внутреннего размера детали:

  • развести губки штангенциркуля на размер, меньший размера измеряемой части детали или отверстия;
  • ввести малые губки штангенциркуля в отверстие (проем) и передвинуть подвижную рамку до соприкосновения губок со стенками отверстия (проема);
  • прочитать полученный размер.

Произвести несколько замеров.

Упражнение считается выполненным, если отклонения измеряемых размеров деталей от базовых не превышают нормативных значений.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Перечислите основные пункты правил техники безопасности при выполнении слесарных операций.
  2. Какова точность контроля, производимого измерительными линейками?
  1. Какие вы знаете марки штангенциркулей и чем они отличаются?

Тема 2. Разметка плоскостная и пространственная

Цель занятия: обучение подготовке под разметку обработанной и

необработанной поверхностей; получение навыков использования разметочных инструментов, выполнения разметки и накернивания разметочных рисок.

Применяемые оборудование и приспособления, инструменты и материалы: разметочная плита, стальные щетки, скребки, наждачная бумага, посуда для раствора и мела, медный купорос, мел, быстросохнущие лаки и краски, клей

казеиновый, карандаш, измерительная линейка, угольник с широким основанием, штангенциркуль, циркуль разметочный, кернер, чертилка, сталь листовая толщиной 2. 4 мм, ветошь.

Инструкционная карта

Упражнение 1. Подготовка поверхности металла к разметке.

Перед выполнением разметки металла следует:

  • тщательно вытереть разметочную плитку;
  • очистить заготовку стальной щеткой или скребком от пыли, грязи и следов коррозии;
  • размечаемые места заготовки зачистить шкуркой;
  • неочищенные поверхности закрасить молотым мелом, разведенным в воде, с клеем или краской. Для нанесения на плоскость равномерного слоя покрытия необходимо использовать перекрестные вертикальные и горизонтальные

движения кисти (рис. 1);

  • обработать очищенные поверхности раствором медного купороса (2—3 чайных ложки на стакан воды) или лака и просушить.

Рис. 1. Нанесение покрытия на деталь

Упражнение 2. Нанесение прямых линий.

Сделать на заготовке два керновых углубления — метки. Через нанесенные метки по наложенной на деталь линейке провести чертилкой линию.

Чтобы не получить раздвоенную линию, линейку необходимо плотно прижимать к заготовке, а линию проводить только один раз. Не использовать тупую

Нанести на заготовке параллельные линии с помощью угольника с широким

основанием. Для этого наложить угольник на размечаемую поверхность таким

образом, чтобы его плашка была прижата к обработанной стороне заготовки (рис. 2). Прижимая угольник левой рукой, провести линию. Передвигая угольник вдоль обработанной стороны заготовки, проводить параллельные

Рис. 2. Нанесение параллельных линий с помощью угольника

Нанести две взаимно-перпендикулярные линии с помощью линейки и циркуля (рис. 3).Для этого провести на заготовке произвольную линию АВ. Примерно посередине этой линии отметить и накренить точку 1. По обе стороны от точки 1 с помощью циркуля произвольным радиусом сделать на линии А В засечки 2и 3и в них керновые углубления. При этом необходимо точно устанавливать кернер в углубление и прочно удерживать его при кернении. При необходимости следует заточить кернер.

Рис. 3. Нанесение взаимно- перпендикулярных линий

Упражнение 3. Нанесение линий под углом.

Измерить циркулем размер, превышающий на 6. 8 мм расстояние между точками 1 и 2 (1 и 3). Затем, установив ножку циркуля в точку 2, провести дугу

полученного размера, пересекающую линию АВ. Этим же радиусом провести дугу из точки 3.Через точки пересечения дуг 4, 5и точку 1 провести линию, которая и будет перпендикулярна исходной линии АВ.

Накренить точку пересечения О двух взаимно-перпендикулярных линий (рис. 4).

Рис. 4. Построение угла 45′

Из точки О провести дугу произвольным радиусом. Точки пересечения дуги с линиями обозначить а и Ь и накренить эти точки. Из точек а и Ь, не изменяя

раствора циркуля, сделать две засечки внутри прямого утла и накернить точку их

Упражнение считается выполненным, если линии разметки и керновые углубления произведены четко и в требуемых местах.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Как правильно подготовить металл к разметке?
  1. От чего зависит выбор положения заготовки при разметке?
  1. Каковы причины получения при разметке раздвоенной линии?
  1. Как точно провести линию разметки перпендикулярно дуге?

Тема 3. Рубка металлов

Цель занятия: изучение приемов закрепления деталей, нанесения ударов,

правильного рабочего положения при рубке, а также приемов рубки, подрубания зубилом и крейцмейселем.

Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы: плиты для рубки (наковальни), параллельные тиски с защитной сеткой или экраном,

слесарные молотки массой 500. 600 г, зубила слесарные, линейки измерительные металлические, чертилки, кернеры, шаблоны, ножницы ручные, ножницы

рычажные, полосы, прутки, мел, масло машинное, брезентовые рукавицы, защитные очки.

Инструкционная карта

Упражнение 1. Рубка полосового металла в тисках.

Прежде всего необходимо установить высоту тисков по росту работающего. При работе на параллельных тисках согнутую в локте левую руку поставить на губку тисков таким образом, чтобы концы выпрямленных пальцев этой руки касались подбородка. Закрепить заготовку в тисках, при этом риска разметки должна

находиться точно на уровне губок тисков, а часть заготовки, уходящая в стружку, должна располагаться выше их уровня. Рабочий должен принять правильное

положение: встать устойчиво вполоборота к тискам. Левую ногу выставить на полшага вперед, а правую, которая служит опорой, слегка отставить назад,

раздвинув ступни под утлом примерно 35°. Взять молоток в правую руку, а зубило в левую и установить его под углом 30° по отношению к срубаемой плоскости (рис. 1.). Зубило следует держать за среднюю часть, т.е. на

расстоянии 20. 25 мм от конца ударной части. Рубку выполнять локтевыми ударами, соблюдая при этом следующие правила:

Рис. 1. Рубка полосового металла в тисках

  • зубило держать свободно, слегка расслабив пальцы;
  • рубку осуществлять серединой лезвия зубила;
  • выдерживать правильное положение зубила относительно заготовки;
  • после каждого удара передвигать зубило справа налево;
  • заканчивать рубку кистевыми ударами.

Обрубленная кромка может получиться криволинейной вследствие слабого зажатия детали в тисках. Причиной «рваной» кромки детали может быть выполнение рубки слишком сильными ударами или тупым зубилом.

Упражнение 2. Рубка полосового (листового) металла на плите.

При рубке полосового металла на плите (наковальне) необходимо учитывать следующие требования:

  • разрубание листового материала по прямой линии производить от дальней кромки листа к передней, при этом зубило должно располагаться точно по разметочной линии;
  • при рубке передвигать лист таким образом, чтобы место удара находилось приблизительно посередине плиты;
  • при вырубании из листового материала заготовки с криволинейным профилем оставлять припуск 1,0. 1,5 мм для последующей обработки его опиливанием (рис. 2.)

Рис. 2. Вырубание из листового металла заготовки с криволинейным профилем

Упражнение 3. Срубание слоя металла на широкой плоской поверхности.

Закрепить заготовку в тисках прочно без перекоса таким образом, чтобы она на 5. 10 мм располагалась выше тисков. Разметить и закернить канавки. Срубить зубилом фаски (скосы) на переднем и заднем ребрах заготовки. Крейцмейселем прорубить канавки глубиной 1,5. 2,0 мм на всю длину заготовки, регулируя толщину стружки его наклоном (рис. 3.). Рубку выполнять локтевыми ударами и только остро заточенным крейцмейселем. Заканчивать прорубание

канавок с обратной стороны заготовки кистевыми ударами. Срубить зубилом выступы на поверхности заготовки. Рубку выполнять плечевыми ударами

«елочкой». Заканчивать срубание выступа с обратной стороны заготовки локтевыми ударами, чтобы избежать откалывания ее ребра.

После срубания всех выступов заготовки проверить плоскостность поверхности и устранить оставшиеся неровности.

Рис. 3. Срубание слоя металла на широкой плоской поверхности

Упражнение считается выполненным, если на обработанной поверхности заготовки отсутствуют грубые завалы и зарубы, образующиеся вследствие

неправильной установки зубила в процессе рубки, использование тупого зубила, неравномерной силы ударов молотком по зубилу, а также сколы на кромке,

являющиеся следствием наличия не обрубленных фасок на заготовке.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Какие дефекты возникают при слабом закреплении заготовки в тисках?
  1. В каких случаях и для чего перед началом рубки на кромках деталей выполняются фаски?

Тема 4. Правка и гибка металла

Цель занятия: обучение пользованию инструментами и приспособлениями, применяемыми при правке и гибки полосового листового и круглого металла.

Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы:

правильная плита (наковальня), призмы, молотки слесарные массой 500. 600 г, молотки с вставкой из мягкого металла, кувалда массой 1,5 кг, линейки, угольники, стальные полосы и прутки, металлические накладки, деревянные

бруски, мел, рукавицы.

Инструкционная карта

Упражнение 1. Правка полосового металла, изогнутого в плоскости.

На отрезке стальной полосы отметить мелом выпуклые места. Надеть рукавицы, взять в правую руку молоток, а в левую — стальную полосу и положить ее на правильную плиту выпуклостью вверх. При правке стоять следует прямо, свободно и устойчиво (рис. 1). Наносить удары молотком от края к середине выпуклости до получения полного и плотного прилегания полосы к плите. Силу

ударов молотка регулировать в зависимости от сечения полосы и степени ее

искривления. Точность правки проверяют на просвет или с помощью проверочной линейки.

Рис. 1. Правка полосового металла, изогнутого в плоскости

Упражнение считается выполненным, если отклонение от прямолинейности полосы составляет не более ОД мм на длине 100 мм.

Упражнение 2. Правка листового металла.

Уложить лист на правильную плиту выпуклостью вверх. Определить вид неровности и обвести ее границы мелом. Надеть на левую руку рукавицу и плотно прижать этой рукой лист с неровностью к плите. Взять правой рукой киянку или молоток с

вставка мягкого металла и наносить удары по выпуклостям, периодически переворачивая лист (рис. 2).

Рис. 2.Правка листового металла

Упражнение считается выполненным при отсутствии на выправляемой поверхности вмятин и выпуклостей, т. е. если поверхности листа представляет собой ровную плоскость. Допустимое отклонение от плоскостности составляет

±0,01 мм на длине 200 мм.

Упражнение 3. Правка полосы, изогнутой по ребру.

Определить на глаз границы кривизны полосы и пометить их мелом. Положить искривленную полосу на правильную плиту.

Прижать левой рукой полосу к плите и носком молотка наносить удары по всей ее длине от нижней кромки к верхней, применяя способ правки растяжением (рис. 3.).

При этом у нижней кромки наносить сильные удары, по мере приближения к верхней кромке силу ударов уменьшить, а частоту их увеличить. Правку следует прекратить, когда верхняя и нижняя кромки станут прямолинейными.

Допустимое отклонение от прямолинейности составляет 1 мм на длине 500 мм.

Если после рихтовки полоса непрямолинейна по ребру, правку следует заканчивать ударами по нему с переворачиванием полосы в процессе правки на 180°.

Рис. 3. Правка металлической полосы, изогнутой по ребру

Упражнение 4. Гибка полосового металла в слесарных тисках под прямым углом.

Отметить чертилкой место изгиба полосы. Закрепить полосу в тисках таким образом, чтобы разметочная риска была обращена к нижней части губки тисков и выступала над ней на 0,5 мм (внешняя часть металла при этом вытягивается, а внутренняя — сжимается). В случае неправильного закрепления заготовки в

тисках угол изгиба получится перекошенным. Перпендикулярность полосы губкам тисков проверяется угольником. Наносить удары следует равномерно по всей длине полосы в сторону неподвижной губки тисков деревянным молотком (киянкой), а угол в месте перегиба формировать ударами металлического молотка (рис. 4.).

Рис. 4. Гибка полосового металла в слесарных тисках под прямым углом

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Какие приспособления применяются при правке металла?
  1. Почему при правке металлов применяется молоток с круглым бой­ ком?
  2. Какие инструменты применяются при гибки металла?
  1. Какова причина перекашивания угла изгиба при гибки уголка из полосы?

Тема 5. Резка металлов

Цель занятия: изучение приемов закрепления деталей, для резки металлов, правильного рабочего положения при резке, а также приемов резки металлов ручными и рычажными ножницами.

Применяемые оборудование, приспособления, инструменты параллельные тиски с защитной сеткой или экраном, слесарные молотки массой 500. 600 г, зубила

слесарные, линейки измерительные металлические, чертилки, кернеры, шаблоны, ножницы ручные, ножницы рычажные, полосы, прутки, мел, масло машинное, брезентовые рукавицы, защитные очки.

Инструкционная карта

Упражнение 1. Резание металла ножовкой.

Выбрать ножовочное полотно, соответствующее разрезаемому материалу.

Отвернуть натяжной винт 6 цельного ножовочного станка (рис. 1.) так, чтобы средняя часть подвижной головки 5 вышла из втулки (хомутика) на 12. 15 мм.

Рис. 1. Использование для резки металла цельного ножовочного станка:

1 — станок; 2 — рукоятка; 3 — неподвижная головка; 4 — ножовочное полотно; 5

— подвижная головка; 6 — натяжной винт

Вставить ножовочное полотно 4 в прорезь задней неподвижной головки 3таким образом, чтобы его зубья были направлены от рукоятки 2, и зафиксировать штифтом. Продвинуть передний край ножовочного полотна в прорезь подвижной головки 5и вставить фиксирующий штифт.

Натянуть полотно вращением натяжного винта 6. Степень натяжения проверить легким нажатием пальца на полотно сбоку: натяжение достаточное, если полотно при этом не прогибается. Установить высоту тисков по росту, правая рука с

ножовкой, установленная на губки тисков (в исходное положение), должна быть согнута в локте под прямым утлом (рис. 1.16).

Принять следующую рабочую позу:

и встать перед тисками свободно и устойчиво, вполоборота по отношению к губкам тисков или к оси разрезаемого предмета;

  • развернуть корпус влево под утлом 45° к тискам;

Рис. 2. Рабочая поза при резании металла ножовкой

  • левую ногу несколько выставить вперед (примерно по линии разрезаемого предмета), сделав на нее упор;
  • правая нога должна быть повернута по отношению к левой ноге на угол 60. 70°, при этом расстояние между пятками должно быть 200. 300 мм.

Положение рук (хватка) работающего ножовкой следующее:

  • рукоятку ножовки захватить пальцами правой руки (большой палец лежит на рукоятке, а остальные пальцы поддерживают ее снизу), а конец ручки упереть в ладонь (рис. 2. а). При этом не следует вытягивать указательный палец вдоль ручки и глубоко захватывать рукоятку, так как тогда конец ее будет выходить из кисти,

что может привести при работе к травме руки;

  • рамку ножовки держать левой рукой, охватывая четырьмя пальцами и

барашек, и натяжной болт, а не только рамку (рис. 2. б). В противном случае будет тяжело устранить покачивание ножовки во время работы.

Рис. 2. Положение рук рабочего при резании ножовкой:

а — положение правой руки; б — положение левой руки

Отметить мелом место резания со всех сторон заготовки. Закрепить заготовку в тисках таким образом, чтобы линия отреза находилась слева в 5. 20 мм от губок тисков.

Резание производить, соблюдая следующие правила:

  • в начале резания ножовку немного отклонять от себя;
  • во время работы ножовочное полотно должно находиться в горизонтальном положении;
  • в работе должно участвовать не менее 3/4 длины ножовочного полотна;
  • делать 40. 50 рабочих движений в минуту;
  • нажимать на ножовку легко и только при движении вперед;
  • заканчивая резание, ослабить нажатие на ножовку и поддержать отрезаемую часть рукой.

При резании металла ножовкой возможны следующие дефекты:

  • перекос места реза из-за слабого натяжения полотна;
  • выкрашивание зубьев вследствие неправильного подбора или дефекта полотна;
  • поломка полотна вследствие сильного нажатия на ножовку или неравномерного движения ее при резании, а также из-за слабого натяжения или перетянутости полотна.

Упражнение 2. Резание металла ручными ножницами.

Разметить заготовку. Выбрать ножницы (правые или левые) с учетом того, что при резании ножницы не должны закрывать линию реза (т.е. разметочная линия

должна быть видна).Взять ножницы в правую руку, положив большой палец на верхнюю ручку. Левой рукой (в рукавице) поддерживать лист и

направлять его при передвижении по линии реза во избежание образования заусенцев. Во время работы следить за тем, чтобы лезвия не сходились полностью, так как это приводит к разрыву металла при сжатии ручек ножниц.

При резании металла ручными ножницами возможны следующие дефекты:

  • смятие листового материала вследствие ослабления шарнира ножниц или их затупления;
  • надрывы листового материала вследствие несоблюдения правил резания (полное схождение лезвий ножниц во время работы).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Какие дефекты возникают при слабом закреплении заготовки в тисках?
  2. Как правильно установить высоту тисков при резке металла?
  1. Каковы причины смятия листового металла при резке его ручными ножницами?

Тема 6. Опиливание

Цель занятия: отработка правильной рабочей позы и рабочих

движений при опиливании, освоение координации и балансировки напильника при обработке плоских и криволинейных поверхностей.

Применяемые оборудование , п риспособления, инструменты и материалы :

слесарные верстаки с параллельными тисками, набор напильников, лекальные и измерительные линейки, молотки слесарные, разметочные инструменты,

радиусомеры, штангенциркули, стальные плитки, производственные литые заготовки из чугуна с криволинейными поверхностями.

Инструкционная карта

Упражнение 1. Отработка рабочей позы и рабочих движений при опиливании.

Отрегулировать высоту тисков по своему росту.Закрепить заготовку в тисках, при этом заготовка должна быть очищена от масла, грязи и окалины. Принять

правильное рабочее положение у тисков (рис. 1.): корпус работающего развернут под углом 45° к губкам тисков, левая нога выдвинута вперед и находится на

расстоянии примерно 150. 200 мм от переднего края верстака, а правая нога отстоит от левой на 200. 300 мм, причем угол между ступнями составляет 60. 70°.

Рис. 1. Правильное положение рабочего при опиливании:

а — положение рук и корпуса рабочего; б— положение ног рабочег

Положения рук при опиливании также имеют важное значение:

  • ладонь правой руки охватывает рукоятку напильника, т. е. большой палец

располагается сверху рукоятки, а остальные пальцы охватывают ее снизу (рис.1. а);

  • ладонь левой руки располагается на носке напильника на расстоянии примерно 20. 30 мм от его края, а пальцы полусогнуты (рис. 1. б).

Рис. 2. Правильное положение рук рабочего при опиливании:

а — на рукоятке; б— в процессе работы

При закреплении в тисках подлежащая обработке поверхность заготовки должна быть расположена горизонтально на 8. 10 мм выше губок тисков. Если заготовка имеет обработанные поверхности, то для их предохранения от повреждений на губки тисков надевают специальные загубники из мягкого

материала (меди, латуни, алюминия).

Рабочим ходом при опиливании является движение напильника вперед от работающего, а обратным — холостой ход, т.е. без нажима. Движения при рабочем ходе должны быть равномерными, плавными, ритмичными. Обе руки рабочего при этом должны перемещаться в горизонтальной плоскости. При обратном ходе не рекомендуется отрывать напильник от обрабатываемой заготовки.

Для обеспечения горизонтального движения напильника при опиливании необходимо правильно распределять усилия нажатия на него правой и левой

рукой. В начале рабочего хода основной нажим осуществляется левой рукой, а правой — напильник поддерживается в горизонтальном положении. В середине рабочего хода усилия нажима обеих рук на напильник должны быть одинаковыми. В конце рабочего хода основной нажим осуществляется

правой рукой, а левой — напильник поддерживается в горизонтальном положении.

Упражнение считается выполненным, если учащийся производит 40 — 60 движений напильника в минуту с выполнением всех условий обработки.

Упражнение 2. Опиливание плоских поверхностей.

Закрепить заготовку в тисках таким образом, чтобы опиливаемая поверхность выступала над губками на 8. 10 мм. Черновое опиливание выполняется драчевыми напильниками (№ 0 и 1). При этом чем больше припуск на опиливание, тем больше должна быть длина напильника.

Чистовое опиливание осуществляется личными напильниками (№ 2 и 3).

Напильник для опиливания выбирается с таким расчетом, чтобы его длина была больше длины опиливаемой детали не менее чем на 150 мм.

Установить (повернуть) тиски таким образом, чтобы напильник двигался вдоль заготовки. Опиливание начинается с левого края обрабатываемой поверхности. При движении назад следует передвигать напильник вправо примерно на 1/3 его ширины. После первого прохода опиливание повторить справа налево тем же способом. При этом необходимо постоянно следить за координацией и балансировкой

напильника. Установить заготовку или повернуть тиски таким образом, чтобы напильник двигался поперек заготовки. Опилить поверхность,

для чего после каждого рабочего хода при движении назад смещать напильник вправо (влево) на расстояние, примерно равного ширине.

Повернуть тиски таким образом, чтобы напильник двигался под утлом 30. 40° к заготовке. Опилить плоскую поверхность справа налево.

Качество опиливания поверхности проверяется по штрихам на поверхности:

  • если штрихи от предыдущего прохода напильника полностью исчезают при повторном проходе, то поверхность опилена правильно;
  • если штрихи от предыдущего прохода напильника остаются при повторном его проходе, то в этом месте есть впадина.

Проверка плоскостности поверхности после опиливания производится в следующем порядке:

  • удалить с опиленной поверхности опилки щеткой или тряпкой;
  • освободить деталь из тисков;
  • взять правой рукой линейку, а левой — заготовку;
  • поставить линейку на боковую сторону перпендикулярно проверяемой поверхности, при этом она должна покрывать эту поверхность по всей длине. Передвигать линейку по металлу нельзя, ее каждый раз надо отнимать от поверхности заготовки и переставлять в другое положение;
  • повернуться к источнику света, поднять заготовку на уровень

глаз и поставить линейку перпендикулярно проверяемой поверхности;

  • проверить опиленную поверхность заготовки вдоль, поперек и по диагонали с утла на угол.

Если просветы между линейкой и заготовкой равномерные, поверхность опилена правильно.

При опиливании плоских поверхностей возможны следующие дефекты:

  • «завалы», образующиеся в передней плоскости заготовки вследствие слишком низкой установки тисков;
  • «завалы», образующиеся в задней плоскости заготовки вследствие слишком высокой установки тисков;
  • «завалы», образующиеся в опиленной широкой плоскости вследствие выполнения опиливания только в одном направлении;
  • грубость окончательно обработанной опиленной поверхности

вследствие использования драчевого напильника и неправильных приемов обработки.

Упражнение 3. Опиливание выпуклых поверхностей.

Закрепить стержень (валик) в тисках таким образом, чтобы его обрабатываемая часть располагалась слева или справа от губок.

Выбрать правильно напильник, т. е. плоский или полукруглый. Опиливание производить, соблюдая правильную координацию движений напильника.

Рис. 1. Опиливание круглого стержня:

а — расположенного горизонтально; б — расположенного вертикально

При опиливании стержня (цилиндрического валика), закрепленного горизонтально (рис. 1.а), в начале рабочего хода носок напильника должен быть опущен вниз, а рукоятка поднята вверх; в середине рабочего хода напильник должен располагаться горизонтально; в конце рабочего хода носок напильника должен быть направлен вверх. При этом периодически следует освобождать стержень из тисков и

поворачивать его на себя на небольшой угол. Для опиливания круглого стержня, расположенного вертикально, его следует закрепить в тисках перпендикулярно губкам (рис. 1. б) и при обработке

соблюдать следующую координацию движений напильника: в начале рабочего хода носок напильника должен быть направлен влево, а в конце рабочего хода

— вперед. При этом следует периодически освобождать стержень из тисков и поворачивать его на небольшой угол (1/5 — 1/6 оборота) по часовой стрелке.

Упражнение 4. Опиливание вогнутых криволинейных поверхностей.

При опиливании вогнутых криволинейных поверхностей с большим радиусом

кривизны (более 20 мм) используется полукруглый напильник, а при опиливании вогнутых криволинейных поверхностей с малым радиусом кривизны (менее 20 мм)

— круглый. Круглый напильник подбирается таким образом, чтобы его диаметр был меньше двойного радиуса кривизны обрабатываемой

Заготовка опиливается по разметке с выполнением во время рабочего хода вращательных движений напильника (рис. 2).

Проверка кривизны поверхности производится с помощью шаблона и радиусомера на просвет.

Рис. 2. Опиливание вогнутой поверхности с малым радиусом кривизны

При опиливании криволинейных поверхностей возможны следующие дефекты:

  • опиленный круглый стержень может быть нецилиндрическим, т.е. иметь овальность или конусность, вследствие несоблюдения чередования опиливания и контроля кривизны;
  • опиленная криволинейная поверхность может не соответствовать профилю шаблона (радиусомера) вследствие несоблюдения последовательности обработки и координации движений напильника.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Перечислите формы поперечных сечений напильников.
  1. Покажите напильник с насечкой рашпильного типа.
  1. С какими неисправностями ручки запрещается дальнейшая эксплуатация напильника?
  2. Какие способы отпиливания применяются на практике?
  1. Каково правильное положение ног и рук при опиливании металла?
  1. Покажите правильный захват напильника «щепотью».
  1. В чем заключается сущность балансировки напильника при обработке плоских широких поверхностей?

Тема 7. Сверление, зенкерование

Цель занятия: освоение приемов сверления отверстий на вертикально-

сверлильном станке, выполнение заточки сверл и различных видов сверлений, зенкерования и развертывания отверстий.

Применяемые оборудование, инструменты, приспособления и материалы: вертикально-сверлильный станок, машинные тиски, ручные тиски, заточный станок, сверлильные патроны, клинья, кернеры, штангенциркули, молотки

слесарные, шаблон для контроля угла заточки и длины режущих кромок,

стальные и чугунные детали, охлаждающий водно-содовый раствор, деревянный брусок.

Инструкционная карта

Упражнение 1. Подготовка станка к работе, установка сверла

в шпин д ель с в е р л и л ь но г о ст а нка.

Под руководством мастера производственного обучения изучить устройство и взаимодействие составных частей и механизмов вертикально-сверлильного

станка, правила эксплуатации и ухода за ним, организацию рабочего места. Осуществить подготовку станка к работе.

Установить сверло с коническим хвостовиком непосредственно в шпиндель станка (перед установкой конические поверхности сверла и отверстия шпинделя тщательно протереть ветошью): осторожно ввести сверло в отверстие шпинделя (шпиндель должен находиться в верхнем положении) и сильным толчком вверх направить его в отверстие шпинделя до плотной посадки (рис. 1.).Положить на

стол станка деревянный брусок, опустить ручкой управления шпиндель вниз неплотно поджать сверло.

Упражнение 2. Сверление отверстий.

Разметить и накернить на заготовке центр отверстия. Рис. 2. Установка сверла с коническим хвостовиком

­

Подвести сверло к заготовке, перемещая машинные тиски с заготовкой, совместить вершину сверла с керновым углублением, поднять шпиндель. Включить станок и, плавно нажимая на рукоятку, просверлить отверстие. При выходе сверла из заготовки нажатие уменьшить.

Сталь сверлить с применением охлаждающей эмульсии, чугун — без охлаждения. При работе соблюдать следующие требования техники безопасности:

  • не сверлить плохо закрепленную заготовку;
  • убирать волосы под головной убор;
  • обязательно застегивать рукава рабочей одежды;
  • не нажимать сильно на сверло, особенно при сверлении отверстий малых диаметров.

Упражнение считается выполненным, если отверстие, выполненное на вертикально-сверлильном станке, не имеет смещений,

перекосов и выдержан заданный диаметр этого отверстия. Смещение отверстия возможно вследствие:

  • биения сверла в шпинделе;
  • неверно выполненной разметки заготовки;
  • слабого крепления заготовки на столе.

Перекос отверстия происходит вследствие:

  • попадания стружки под нижнюю поверхность заготовки;
  • неправильной установки заготовки на столе.

Превышение заданного диаметра отверстия определяется:

  • неправильными углами заточки сверла или разными длинами режущих кромок;
  • смещением поперечной режущей кромки.

Упражнение 3. Заточка сверла.

Под руководством мастера производственного обучения про­

верить исправность заточного станка и защитных ограждений абразивного круга.

Заточку выполнять в следующем порядке (рис. 3):

  • левой рукой опереться на подручник 3,удерживая сверло за спиральную часть 2,как можно ближе к режущей части — конусу;

1 — хвостовик сверла; 2 — спиральная часть сверла; 3 — подручник; 4 — абразивный круг

  • правой рукой захватить хвостовик 1, слегка прижимая режущую кромку к боковой поверхности абразивного крута 4таким образом, чтобы режущая кромка располагалась горизонтально и плотно прилегала задней поверхностью к кругу (заточку выполнять с охлаждением, используя водно-содовый раствор в ванночке);
  • плавным движением правой руки, не отнимая сверло от абразивного круга, поворачивая вокруг своей оси и соблюдая правильный наклон, заточить его заднюю поверхность. При этом необходимо следить за тем, чтобы режущие

кромки сверла были прямолинейными, имели одинаковую длину и были заточены под одинаковыми углами.

Правильность заточки сверла следует периодически проверять по специальному шаблону.

Сверло правильно заточено:

  • если длина его режущих кромок одинаковая;
  • утлы между режущими кромками и боковой поверхностью одинаковые;
  • утол наклона поперечной режущей кромки соответствует шаблону.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Для чего применяются ружейные сверла?
  1. В каких случаях применяются зенкеры?
  1. Каковы основные правила сверления при использовании ручной электрической дрели?
  2. Какие правила сверления необходимо соблюдать при ручной подаче сверла?
  3. Каковы основные правила безопасности при сверлении?
  1. От чего зависит скорость резания при обработке отверстия?

Тема 8. Нарезание резьбы

Цель занятия: обучение правильному подбору сверла и освоение приемов нарезания резьбы нарезной плашкой и нарезания резьбы в сквозных и глухих отверстиях.

Применяемые оборудование, инструменты, приспособления и материалы: вертикально-сверлильный станок, тиски параллельные, круглые плашки

неразрезные, метчики слесарные разные, воротки для плашек и метчиков,

кернеры, молотки, напильники разные с насечкой № 2 и 3, штангенциркуль, угольники, резьбовые калибры (резьбомеры), масло минеральное, заготовки разного профиля (болты, гайки, шпильки).

Инструкционная карта

Упражнение 1. Нарезание внутренней резьбы.

Подобрать диаметр сверла под нарезание резьбы по справочным таблицам с помощью мастера производственного обучения.

Просверлить отверстие в заготовке насквозь. Раззенкеровать это

отверстие зенковкой 90 или 120° на глубину 1. 1,5 мм для наилучшего ввода метчика. Подобрать метчики на заданный размер резьбы (с помощью мастера).

Смазать рабочую часть перового (чернового) метчика и обрабатываемое отверстие минеральным маслом.

Надежно зажать заготовку в тисках. Вставить в отверстие метчик и проверить перпендикулярность его оси к обрабатываемой поверхности (по угольнику).

Надеть на квадрат хвостовика метчика вороток. Нажимая одной рукой на вороток вдоль оси, другой рукой провернуть его вправо (при правой резьбе), чтобы

метчик врезался на один-два витка в отверстие и занял устойчивое положение (рис. 1. а).Взяв вороток за рукоятки двумя руками (рис. 1.б), вращать

его по направлению резьбы с перехватом рук, делая при этом че­ рез пол-оборота оборот на 1/4 оборота в обратную сторону, что способствует обламыванию и выпадению стружки из отверстия, а

следовательно, предупреждает заедание инструмента. Окончив нарезание, вывернуть или пропустить насквозь метчик.

Рис. 1. Этапы (а, б) нарезания резьбы в сквозных отверстиях

Выворачивают метчик обратным ходом.

Прорезать резьбу вторым метчиком с двумя круговыми рисками на хвостовике. По окончании нарезания резьбы метчики протереть чистой ветошью и смазать.

При правильно выполненном упражнении резьба не должна быть рваной или тупой, а чистота поверхности профиля резьбы должна быть удовлетворительной.

Болт или шпилька должны завинчиваться в полученное отверстие легко, без качания дна.

При нарезании резьбы возможны следующие дефекты:

выкраивание зубьев или поломка метчика вследствие приложения слишком больших усилий к воротку в процессе работы;

образование тупой резьбы вследствие использования отверстия под резьбу с диаметром, превышающим заданный, и из носа метчиков;

образование рваной резьбы вследствие использования затупившегося метчика, плохого охлаждения или перекоса метчика

получение профиля резьбы с неудовлетворительной чистотой поверхности вследствие использования сильно затупленного и неправильно заточенного

метчика или применения чрезмерно высоких скоростей резания;

вхождение калибра-пробки в отверстие с большим зазором вследствие большого биения метчика, снятия метчиком стружки при его вывертывании из отверстия или неудовлетворительного качества смазочно-охлаждающей жидкости; получение

резьбы с размерами, отличающимися от заданных, вследствие неправильного выбора метчика, перекоса его при установке и срезания резьбы при обратном ходе метчика.

Упражнение 2 . Нарезание наружной резьбы.

Подготовить и закрепить стержень в тисках. Диаметр стержня должен быть на ОД

. 0,2 мм меньше наружного диаметра нарезаемой резьбы. Для обеспечения врезания плашки на конце стержня необходимо сделать фаску, ширина которой немного больше высоты нити резьбы. Немного отвернуть все винты на воротке. Вставить плашку в гнездо воротка таким образом, чтобы клеймо на плашке было

снаружи, а углубление располагалось напротив стопорных винтов (у разрезанных плашек разрез должен располагаться напротив среднего винта), и стопорными винтами ее закрепить, смазав окончание стержня маслом.Нажимая ладонью правой руки сверху на корпус плашки, левой рукой вращать плашкодержатель по

часовой стрелке до техпор, пока заборная часть плашки не врежется в стержень (рис. 2. а). Затем, вращая плашкодержатель за ручки (рис. 2, б),повернуть

стержень на один-два оборота по часовой стрелке, после чего сделать пол-оборота в обратную сторону для обеспечения дробления стружки. При этом необходимо обильно смазывать рабочую часть плашки маслом. Обратным вращением снять

плашку со стержня.

Упражнение считается выполненным, если резьба не имеет задиров и сорванных нитей. При этом эталонная гайка должна навинчиваться легко и без качания на

стержне. При проверке резьбовым калибром (кольцами) проходное кольцо должно навинчиваться, а непроходное — не должно навинчиваться. Шаг резьбы

проверяется резьбомером (с помощью мастера).

При нарезании резьбы плашками возможны следующие дефекты:

  • образование рваной резьбы вследствие использования зату­ пленной плашки или неудовлетворительного охлаждения;

Рис. 2. Этапы (а, б] нарезания резьбы плашками

  • получение профиля резьбы с неудовлетворительной чистотой поверхности вследствие выкрашивания зубьев плашки, неравномерной подачи плашки в начале нарезания резьбы, необильного смазывания или использования смазочно-

охлаждающей жидкости плохого качества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Какие инструменты применяются для нарезания внутренних и наружных резьб?
  2. Каковы правила обрезки наружных и внутренних резьбовых поверхностей?
  1. Чем отличаются накатанные резьбы от нарезных?
  1. Каковы причины образования рваной резьбы?
  1. Для чего при нарезании резьбы применяется смазочно-охлаждающая жидкость?

Тема 9. Притирка и доводка

Цель занятия: обучение выбору притирочных материалов, притирке на плите широких и узких граней деталей, а также притирке конических пар.

Применяемые оборудование, инструменты, приспособления и материалы: плита притирочная, плоские и круглые притиры, струбцины слесарные, детали плоские и конические, порошки шлифовальные разных номеров, пасты доводочные разные, керосин, масло машинное, ветошь.

Инструкционная карта

Упражнение 1. Подготовка к притирке.

Проверить и подготовить поверхность притираемой детали:

  • на поверхности не должно быть царапин и забоев;
  • поверхность должна быть точно отшлифована или пришабрена;
  • промыть поверхность бензином или керосином и насухо про­ тереть ветошью.

Подготовить притирочную плиту:

  • рабочую поверхность плиты промыть керосином и насухо про­ тереть ветошью;
  • покрыть плиту смесью машинного масла и керосина, посыпать шлифовальным порошком соответствующего номера (по ука­ занию мастера производственного обучения) или нанести слой пасты.

Упражнение 2. Притирка широких плоских поверхностей.

Притирку выполнять в следующем порядке:

  • выбрать притиры в зависимости от формы и размеров притираемой детали (детали и изделия толщиной не более 6 мм для притирки плоских поверхностей закрепляются на деревянном бруске);
  • смочить керосином рабочие поверхности притиров и начисто
  • на поверхность притира с канавками нанести тампоном тонкий равномерный слой притирочной пасты, рекомендованной мастером производственного обучения (рис. 1.а);

* наложить деталь (или деревянный брусок с закрепленной на нем деталью) притираемой плоскостью на притир с канавками и, слегка нажимая на нее, сделать 14— 16 круговых движений по всей плоскости притира;

  • удалить с поверхности притира отработанную массу мягкой тряпкой, смоченной керосином;
  • выполнить окончательную притирку (рис. 1.22, б), не нанося

на гладкую притирочную плиту пасту, а смазывая ее смесью керосина и порошка.

а — предварительная; б — окончательная

Упражнение считается выполненным, если на доведенной поверхности заготовки нет «завалов», а на притертой поверхности не имеется светлых пятен.

«Завалы» на доведенной узкой поверхности заготовки и непрямолинейность поверхности возникают вследствие неравномерного нажатия на заготовку в процессе притирки.

Светлые пятна на притертой широкой поверхности свидетельствуют о том, что притирка поверхности не окончена.

Упражнение 3. Притирка конических поверхностей.

Притирка выполняется в следующем порядке:

  • очистить притираемые поверхности от пыли, грязи и насухо вытереть;
  • зажать корпус притираемой детали (крана) в слесарных тисках (рис. 2);

Рис. 2. Притирка внутренних конических поверхностей:

а — притир; б — прием выполнения притирки; в — притертые поверхности

  • на конический притир (пробку) нанести ровным слоем абразивно-притирочный материал и вставить его в гнездо (отверстие в корпусе крана);
  • на квадратный хвостовик притира надеть вороток для обеспечения вращения притира (пробки) или рукоятку крана;
  • сначала делать неполные обороты (на 30. 40°) воротка (рукоятки крана) то в одну, то в другую сторону, а затем выполнить полный его оборот;
  • после выполнения 15—20 полных оборотов притир (пробку) вынуть, насухо протереть, нанести на него абразивно-притирочный материал и продолжить

совместную притирку пробки и крана.

Аналогично производится притирка клапанов к клапанным седлам. При этом

используются коловорот и лыски в тарелке клапанов, под которые подкладывается пружина.

Упражнение считается выполненным, если притираемые поверхности матовые и не имеют блестящих пятен, полос и царапин.

Проверить качество притирки можно методом «на карандаш», т.е. вдоль притертой поверхности провести черту карандашом, вставить пробку в гнездо (или клапанное отверстие) и слегка повернуть. Если черта, проведенная

карандашом, стерлась, значит, притирка выполнена хорошо.

Также качество притирки можно проверить с помощью керосина: в головке блока цилиндров при закрытом положении клапанов керосин, налитый на тарелки клапанов, должен удерживаться в течение 2. 3 мин. При хорошем качестве притирки керосин

должен удерживаться и в кране.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Какие материалы используются для притирки и доводки?
  1. Какие инструменты используются для притирки и доводки?
  1. Как осуществляется подготовка притира к работе?
  1. Какие правила необходимо соблюдать при доводке с помощью притира?
  1. Каковы причины появления на притертой широкой поверхности светлых пятен?
  2. Чем различаются притирка и доводка?
  1. Какова причина возникновения «завалов» на доведенной поверхности?

Тема 10. Лужение и паяние

Цель занятия: обучение подготовке мягких припоев, флюсов,

деталей к пайке и выполнению пайки с использованием электрического паяльника, а также обучение подготовке детали к лужению и приобретение навыков лужения.

Применяемые оборудование, инструменты, приспособления и материалы:

паяльники электрические, плоскогубцы, ножовки по металлу, олово, цинк, припой из латуни, нашатырный спирт, ацетон, стеарин, соляная кислота, сода,

канифоль, древесный уголь, заготовки из меди, стали и латуни, пищевая посуда, резиновые перчатки и защитные очки.

Инструкционная карта

Упражнение 1. Пайка металла электрическим паяльником.

Очистить место спая изделия от грязи и следов коррозии. Замасленные места обезжирить ацетоном. Плотно подогнать в месте пайки детали друг к другу, промыть и просушить их. Подготовить электрический паяльник к работе, обратив особое

внимание на исправность электропровода и штепсельной розетки. Зажать в

слесарные тиски с мягкими нагубниками электропаяльник и обработать личным напильником его рабочую часть, (рис.1.). Положить электропаяльник на стойку и подключить его к сети. Нагрев определять по легкому потрескиванию рабочей

части паяльника. Взять от прутка рабочей частью паяльника две-три капли припоя и облудить ее.

Наложив рабочую часть паяльника на место спая без отрыва от шва перемещать ее в одном направлении, заполняя припоем зазор между двух деталей.

Рис. 1. Подготовка электропаяльника к работе

Упражнение считается выполненным, если в паянном соединении нет

непропаяных неровных мест, отсутствуют наплывы припоя, трещины, а также нет смещений и перекосов.

При пайке возможны следующие дефекты:

  • наличие непропаяных мест в соединении вследствие плохой зачистки места спая или использования недостаточно прогретого паяльника;
  • наличие наплывов припоя вследствие использования большего, чем требуется, его количества;
  • образование неровного шва вследствие использования недостаточно прогретого паяльника;
  • наличие смещений и перекосов в паянных соединениях вследствие некачественной фиксации соединяемых деталей перед пайкой.

Упражнение 2. Лужение растиранием.

Очистить поверхность заготовки от грязи и следов коррозии с помощью

корцовочных щеток или напильников. Обезжирить поверхность и удалить

оксидные пленки 25%-ным раствором соляной кислоты, промыть заготовку в 10%- ном растворе каустической соды, а затем в воде.

Поверхность заготовки покрыть флюсом, используя хлористый

цинк, раствор которого нанести на заготовку с помощью кисти или куска войлока.

Поверхность, подлежащую лужению, посыпать порошком нашатырного спирта и нагреть до температуры плавления олова, которое затем нанести на эту поверхность в виде порошка (рис.

2. а). После того как олово, соприкоснувшись с нагретой по верхностью заготовки, начнет плавиться, растереть его холщевой


тряпкой (паклей), предварительно пересыпанной порошком наша­ тырного спирта (рис.2. б).

Рис. 2. Этапы лужения растиранием.

Упражнение считается выполненным, если нанесенный сплав

олова распределен равномерно по поверхности обрабатываемой заготовки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что используется в качестве флюсов при пайке мягкими припоями?
  1. Каковы основные правила выполнения пайки мягкими припоями с помощью электрического паяльника?
  2. Каковы преимущества пайки твердыми припоями?
  1. Как должна подготавливаться поверхность заготовки перед лужением?
  1. Какие способы лужения применяются на практике?
  1. Каковы основные правила безопасной работы при лужении?

Тема 11. Клепка деталей

Цель занятия: освоение подготовки деталей к клепке и выполнение клепки заклепками с круглой, полукруглой и потайной головками.

Применяемые оборудование, инструменты, приспособления и материалы:

сверлильный станок, молотки слесарные массой 400. 500 г, ножовки слесарные, натяжки, поддержки, обжимы, сверла, зенковки, пробойники, кернеры,

напильники плоские с насечкой № 2 и 3, плита правильная, тиски, заклепки различные, струбцины, циркуль разметочный, чертилки, слесарные детали из

листовой стали толщиной 3. 5 мм, различные производственные детали.

Инструкционная карта

Упражнение1. Подготовка деталей к клепке.

Очистить склепываемые детали от грязи, ржавчины и окалины. Обработать и подогнать сопрягаемые поверхности (правкой или опиливанием), так как они должны плотно прилегать друг к другу.

При выполнении клепки внахлестку размечают только одну деталь. При клепке встык размечают только накладку.

Подготовленные поверхности разметить по чертежу (с помощью мастера), нанести основные риски и накернить их.

Рис. 1. Сжатие скрепленных деталей струбцинами

Выбрать сверло, соответствующее диаметру заклепки, просверлить отверстия и прозенковать их под головки заклепок. Совместить детали и сжать их вместе ручными тисками или трубцинами (рис. 1.). Просверлить отверстия в обеих деталях.Сверлить отверстия следует в два приема: сначала пробное, за­

тем окончательное. По краям отверстий снять фаски, а под потайные заклепки раззенковать отверстия коническими зенковками.При использовании заклепок с

полукруглыми головками следует ввести в отверстие снизу стержень под закладную головку, подготовить сферическую поддержку и ударами молотка по вершине

натяжки осадить склепываемые листы, устранив зазор междуними. Затем осадить стержень заклепки бойком молотка, расплющить и боковыми ударами придать головке полукруглую форму (предварительно мастер показывает все необходимые действия и дает соответствующие указания).Заклепки с потайными головками подбираются в зависимости от толщины детали (с помощью мастеа

производственного обучения).Наложив одну соединяемую деталь на другую,

следует вставить в крайнее отверстие одну заклепку и упереть закладную головку в плоскую поддержку. Затем осадить детали в месте клепки натяжкой до плотного прилегания (рис. 2), после чего осадить стержень заклепки бойком мо­

лотка, расплющить заклепку носком молотка и выровнить головку бойком молотка. Аналогично расклепать другую крайнюю заклепку (в целях

фиксации детали), а потом и все остальные.

Рис. 2. Осаживание склепываемых листов с помощью натяжки:

1 — натяжка; 2 — поддержка

Клепку необходимо выполнять вдвоем с напарником, т. е. один человек должен поддерживать склепываемые детали, а другой — выполнять клепку.

Упражнение считается выполненным, если склепываемые детали плотно прилегают друг к другу, нет перекоса заклепки, а ее замыкающая головка полная, но без излишков металла.

При клепке возможны следующие дефекты:

  • изгиб стержня заклепки при расклепывании вследствие большого ее вылета;
  • образование неполной замыкающей головки вследствие малой расчетной длины заклепки;
  • образование вмятин на замыкающей головке заклепки и излишков металла вследствие неаккуратного выполнения процесса и неиспользования обжимки для замыкания головок.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Как подготовить деталь к клепке?
  1. Чем отличается клепка внахлест от клепки встык?
  1. Почему заклепки изготовляют из пластичных материалов?
  1. Как подготовить отверстие для клепки?
  1. Почему стержень заклепки при расклепывании изгибается?
Читайте также:  Инструмент для ремонта автомобиля список
Adblock
detector