Меню

Информационные устройства для автомобиля

Информационные системы автомобиля

Водители первых автомобилей полностью зависели от собственных органов чувств. Визуально определялась скорость и правильность направления движения,по тряске или скрежету двигателя шофер судил о работе подвески и мотора. Чтобы узнать дорогу или найти неисправность, водителю нужно было остановиться, открыть капот, расспросить прохожих. В современных автомобилях водитель и пассажиры получили максимальную информационную свободу. В движении можно получить информацию о работе двигателя, построить оптимальный маршрут по навигатору, узнать мировые новости, воспользоваться интернетом, посмотреть телевизор.

Основные информационные системы автомобиля

По сбору и отражению сведений информационные системы автомобиля можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние системы контролируют объективные показатели скорости, оборотов двигателя, состояния ответственных узлов машины. Для получения таких сведений используются приборы автомобиля и бортовой компьютер.

Приборная доска

Первым прибором, который появился на приборной доске автомобиля стали часы. Следом за хронометром (с 1901 г.) на щитке приборов начали монтировать спидометр, измеряющий скорость. Кстати, одна из первых моделей прибора была изобретена и запатентована Николой Тесла (1916 г.). Особое значение комбинация хронометра и одометра приобрела с введением ограничений на скорость автомобильного движения.

Одни из первых спидометров в музее Toyota

Следом за спидометром автоконструкторы оснастили приборную доску тахометром (изобретен в 1903 г., измеряет количество оборотов двигателя), приборами для измерения температуры охлаждающей жидкости двигателя, уровня горючего в топливном баке. Этот набор циферблатов традиционно используется и на современных приборных щитках.

Со временем на гоночных и элитных автомобилях стали устанавливать ряд дополнительных циферблатов, информирующих водителя о включении дальнего и ближнего света, расходе топлива, запасе хода. Пользоваться таким количеством циферблатов вряд ли было удобно обычному водителю.

С развитием электроники вся второстепенная информация перекочевала на дисплей бортового компьютера. Но традиционные круглые шкалы основного набора приборов привычны, удобны при быстром взгляде. Владельцы автомобилей с трудом принимают новшества в виде прямоугольных шкал и цифровых шрифтов электронных приборов.

Даже на виртуальных проекционных приборных щитках, которыми оснащаются такие модели, как новая «AUDI А4», изображения спидометра и тахометра постоянно присутствуют в традиционном виде.

Тем не менее, на приборном щитке прижились удобные подсвечиваемые значки разряда аккумулятора, работы указателей поворотов, включения габаритов, ближнего и дальнего света, индикация систем активной безопасности.

Функции бортового компьютера

С развитием и миниатюризацией компьютеров внутренние информационные системы автомобиля получили новые возможности и увеличили функциональность. Первый автомобильный компьютер IBM был разработан (1981 г.) для автоконцерна «BMW».

Торговое выделение универсальных компьютеров, которые можно установить на отечественную машину, носит рекламный характер. Дополнительно установленный гаджет заведомо проигрывает стационарному борткомпьютеру по набору функций.

Современный бортовой компьютер

Стационарный бортовой компьютер («бортовик») объединяет функции компьютерного маршрутизатора и автосканера. К маршрутной информации относятся сведения о:

  • скорости (реальной и средней);
  • времени в пути;
  • доступном расстоянии пробега при существующем запасе топлива;
  • потреблении топлива (среднем или в реальный момент времени);
  • температуре наружного воздуха.

В зависимости от количества датчиков, установленных автопроизводителем, функции сканирования борткомпьютера позволяют контролировать и архивировать коды ошибок и неисправности:

  • ЭБУ двигателя;
  • систем управления форсунками, впрыском;
  • блоков управления автоматическими трансмиссиями;
  • электронных ассистентов (ABS, ESP);
  • аккумуляторной батареи и бортового электропитания;
  • тормозной системы (через датчики износа тормозных колодок).

Кроме того, автосканер сигнализирует о качестве топлива, ухудшении выхлопа (загорается «чек» двигателя), снижении уровня масла, падении давления в шинах, незакрытых дверях, не пристёгнутых ремнях безопасности. Дисплей бортового компьютера небольшого размера (5 – 7 дюймов) конструкторы обычно размещают внизу приборной доски.

Ко второй категории компьютерного обеспечения автомобиля относят мультимедийный компьютер, функции которого аналогичны ПК или ноутбуку (за исключением печатания текстов, построения графиков). Эти компьютеры в англоязычной технической литературе получили отдельное название («карпьютеры» или «онбордеры»)

Мультимедийный карпьютер, связанный с интернетом, способен заменить целый ряд отдельных приборов:

  • тюнеры радио, ТВ;
  • музыкальный проигрыватель, не ограниченный форматом, накопителем дисков;
  • GPS-навигатор;
  • ноутбук или планшет с функциями приема электронной почты, поиском информации в Интернете, подключением компактных электронных носителей информации;
  • мобильный телефон;
  • радиостанцию, обеспечивающую постоянную радиосвязь с несколькими автомобильными или стационарными рациями.

Большой (до 15 дюймов) дисплей, вмонтированный в центральную консоль «торпедо» (или выдвижной), позволяет смотреть телепередачи, кинофильмы, просматривать фотографии. На экран жидкокристаллического монитора выводятся регулируемые по масштабу карты навигационной системы, показания парктроника.

Читайте также:  Устройство масляного фильтра автомобиля камаз

Огромный дисплей совмещенного компьютера Tesla

По большому счету, функции видеоряда, которые активно культивируются конструкторами карпьютеров, предназначены для пассажиров машины, удобны для отдыха водителя. Водителю, сосредоточенному на управлении автомобилем, полезны только новостные радиосообщения, прослушивание музыки, голосовые сообщения навигатора, пользование мобильным телефоном в режиме «свободные руки».

На дорогие иномарки, как правило, устанавливают оба вида компьютеров (бортовой и мультимедийный). Автоконструкторы начали объединять две компьютерные системы в единое целое. Но ряд экспертов возражает против такого подхода, так как сбой одного из компонентов может полностью лишить автомобиль всех источников информации.

Стандартные источники внешней информации

Так как компьютеризация удорожает себестоимость автомобиля, бюджетные отечественные машины и недорогие иномарки используют стандартный набор мультимедиа, состоящий из автомагнитолы (с ресивером радио, проигрывателем CD или DVD – дисков) и акустической системы с несколькими динамиками.

Автомагнитолы, как многофункциональные устройства, пришли на смену автомобильным радиоприемникам, которые много лет были единственным источником внешней новостной и музыкальной информации для пассажиров машины в движении.

Расширенные функции современной автомагнитолы позволяют:

  • управлять гаджетом с помощью кнопок на руле;
  • подключать внешние накопители через порты AUX, USB;
  • использовать несколько форматов воспроизведения музыки;
  • подключать мобильный телефон или смартфон через адаптер Bluetooth;
  • выводить на дисплей показания навигации, задней видеокамеры.

Стандартное мультимедиа автомобиля

Функции недорогой автомагнитолы можно расширить установкой дополнительных устройств — навигаторов, видеорегистраторов с определителем радаров, CD-чейнджеров.

Контроль за дорожной обстановкой и парковкой

Вместе с карпьютерами наиболее активно развиваются информационные системы автомобиля, призванные улучшить контроль дорожной обстановки. Основными опасностями обычного визуального контроля становятся «мертвые зоны» сзади и по бокам машины, помехи от боковых стоек ветрового стекла. Плохой задний обзор увеличивает сложности парковки.

Простые задние парктроники, определяющие расстояние до препятствия с помощью радара или ультразвукового сонара, в пользовании неудобны, требуют привыкания. На дисплее прибора расстояние до преграды определяется по цифровым показателям или интенсивности световых индикаторов. Невозможно определить точное расположение столба, стены, запаркованной машины.

Система кругового обзора

Эффективнее работают парктроники (передние и задние), в которых сканирование ультразвуковыми датчиками накладывается на изображение задней видеокамеры. Существующие системы кругового обзора, состоящие из четырех широкоугольных видеокамер, позволяют убрать все «слепые зоны» при движении или парковке. Видеокамеры устанавливаются в передний, задний бампер и боковые зеркала заднего вида.

Как правило, показатели всех камер выводятся на отдельный дисплей, разделенный на четыре секции. В движении видеокамеры подключаются к видеорегистратору, на стоянке систему кругового обзора можно подключить к охранной сигнализации.

Дальнейшая разработка таких систем направлена на установку на крыше авто одной камеры кругового обзора. Принцип действия подобных систем строится на компьютерной «сшивке» видеоряда двух или трех камер, собранных в одном корпусе. Картинка, переданная с верхней точки машины, будет более реалистичной, с меньшим числом угловых искажений. О несовершенстве разработок можно судить по тому факту, что такие системы серийно не устанавливаются даже на элитные иномарки.

Контроль водителем дорожной обстановки ухудшается ночью, при плохой видимости, ограничен конусом ближнего или дальнего света. При ночном движении водителя слепят фары попутных (через салонное зеркало) и встречных машин.

Для ликвидации этих несовершенств человеческого зрения предназначены системы ночного видения, при плохой видимости распознающие дорожные препятствия, машины с выключенным светом, пешеходов и животных, выбегающих на дорогу.

Работа системы ночного видения автомобиля

Из существующих приборов (активных и пассивных) для дальнейшей разработки более перспективны активные системы, построенные на использовании инфракрасных излучателей, вмонтированных в головное освещение.

Принимающая видеокамера с тепловизором передает серое изображение автомагистрали (с подсвеченным желтым контуром помехи) на отдельный дисплей. В других моделях систем ночного видения изображение тепловизора передается на экран навигатора или проецируется на лобовое стекло автомобиля (при появлении помехи).

Активные системы ночного видения уже устанавливаются на «Мерседесы» (класса «E», «S»), «Фольксвагены», «БМВ», «Тойоты». Дальше других в распознавании живых помех движению продвинулся «БМВ», системы которого используют датчики сердцебиения, работающие на стометровом расстоянии, захватывающие обочины дороги.

Топ-10 автомобильных информационно-развлекательных систем

Какие самые лучшие информационно-развлекательные системы?

Как ни странно, принимая решение о покупке нового автомобиля, многие из нас руководствуются чаще всего не техническими характеристиками, а есть ли в машине современные цифровое гаджеты. На многих из нас важное влияние о покупке того или иного авто оказывает наличие информационно-развлекательной системы. Мы хотим качественную систему управления функциями автомобиля, которая хорошо реагирует на наше прикосновение а также хотим чтобы управление было интуитивно понятным.

Читайте также:  Пистолеты для заправки машины газом

Наше интернет издание изучило множество информационно-развлекательных систем, которые в настоящее время предлагаются производителями автомобилей, для того, чтобы выявить лучшие из них. Прежде, чем перейти к обзору развлекательных систем, хотели бы отметить, что в наш рейтинг мы не включили автомобиль Tesla S с его 17-ти дюймовым экраном и отличным управлением. Причина проста. Этот автомобиль мало, кто может позволить себе иметь, и данная марка занимает ограниченную нишу на авторынке.

Тем не менее, отметить информационную систему автомобиля мы были обязаны, так как она работает качественно. Управление осуществляется сенсорным экраном. Меню простое в использовании. В систему управления встроен интернет браузер.

Правда при первом взгляде на экран Tesla, он несколько обескураживает количеством различных данных, меню и подменю. Но при внимательном просмотре все становится понятным и логичным. Жаль, что фирменная информационная система на автомобилях Тесла, не доступна на большинстве автомашин представленных на рынке.

1) Uconnect (Chrysler, Dodge, Maserati и Jeep)

Без единого сомнения это лучшая информационно-развлекательная система на сегодняшнем рынке автомобилей. Экран системы имеет яркие и четкие визуальные эффекты. Экран имеет качественный отклик на прикосновения. Удобная программа навигации. Также система позволяет создать точку доступа Wi-Fi. Новые модели Jeep и Chrysler также устанавливают специальное приложение, которое связывает автомобиль с Вашим смартфоном, с помощью которого Вы можете блокировать и разблокировать сигнализацию автомобиля, дистанционно запустить двигатель. Также это приложение позволяет с помощью телефона и интернета слушать сетевое радио на аудиосистеме автомашины.

Правда есть один минус. Это разрешение экрана 640 х 480, которое не позволяет достаточно четко отображать мелкие детали. Но на фоне интуитивно понятного интерфейса, быстрой загрузкой данных и тактильной четкости сенсорного дисплея это кажется пустяком.

2) BMW IDrive

Система iDrive появилась еще в 2001 году. К сожалению, первые версии были ужасны и работали очень плохо. Но с каждым годом система улучшалась и дорабатывалась. Теперь спустя 12 лет мы рассматриваем информационно-развлекательную систему, как одну из лучших на рыке. По мнению пользователей и экспертов именно так и должна работать автомобильная информационная система. Главная особенность данной системы это возможность настроить экран для сегментного отображения. То есть вместе с картой навигационной системы, Вы можете настроить на этом же экране отображение новостей Ваших любимых СМИ.

Система IDrive эргономична и интуитивно понятная. Кнопка управления системой располагается в удобном месте рядом с ручкой переключения передач. В самых последних версиях системы БМВ установила новую интеграцию BMW ConnectedDrive, с помощью которой Вы можете получить доступ к Вашим любимым социальным сетям в интернете и даже доступ к электронной почте.

Экран имеет разрешение 1280 × 480 пикселей. Визуальность впечатляет. 3D карты отличаются плавной скользящей анимацией. IDrive выглядит премиальной системой, как продукция компании Apple.

3) Mercedes COMAND

COMAND не может похвастаться красивым художественным отображением информации на экране, как другие подобные системы в нашем рейтинге. Но работает система очень хорошо и проста в использовании.

В этом году компания Мерседес обновила систему COMAND в автомобилях C-Class и S-Class, добавив более красивую анимацию и новые эффекты графики. Надеемся, что простота в использовании останется такое же, как в предыдущих версиях системы.

Новые настройки радиоканалов, позволят Вам более детально настроить по Вашему вкусу любимый радиоканал.

4) Audi MMI

Отличные 3D-карты навигационной системы и разрешение экрана 800 × 480. Система MMI реагирует четко и быстро и поэтому данная система находится в нашем рейтинге. Вам не понадобится много времени, чтобы привыкнуть пользоваться системой. В новой версии MMI есть тачпад, который позволяет отвечать на письма электронной почты.

5) Chevrolet MyLink (Chevrolet, Buick и GMC)

MyLink (в некоторых автомобилях имеет другое название — IntelliLink) часто бывает несколько медленным при реагировании на прикосновение к сенсорному экрану. Но эта система предлагает широкие возможности настройки и подключения дополнительного оборудования. К примеру, если в Вашем автомобиле отсутствует навигационная система, то установив на смартфон специальное приложение BringGo, Вы сможете, подключив телефон к информационно-развлекательной системе автомобиля, выводить на экран автомобиля навигационную карту с телефона.

Читайте также:  Маркер для ремонта царапин автомобилей

Правда стоит отметить, что такая возможность доступна только на автомобилях эконом класса (к примеру, Spark, Sonic and Trax).

Кроме того система MyLink помимо сенсорного управления расширена несколькими реальными кнопками для быстроты и удобства доступа к наиболее важным функциям автомобиля.

6) Infiniti InTouch

Новая информационно-развлекательная система Infiniti дебютировала на Q50. На первый взгляд два экрана могут ввести в заблуждение. Один экран управляется прикосновениями к ЖК экрану, другой дисплей управляется с помощью обычных кнопок. К сожалению, сенсорный дисплей не так быстр при реагировании на прикосновение. Оба экрана имеют высокое разрешение, что делают выводимую информацию на них удобочитаемой.

Единственный минус это маркость экранов (быстро пачкаются от пальцев). Поэтому водителю всегда нужно иметь тряпку для протирки экранов.

Infinit позволяет к системе подключить интернет, чтобы пользоваться социальными медиа, на экране автомобиля. Также возможно использовать поиск Google. Кроме того производитель автомобилей предусмотрел возможность использовать Ваш смартфон для диагностики машины и вывода на экран телефона расхода топлива, запаса хода, спидометра и других данных.

7) Mazda Connect

Новый сенсорный экран и круглая ручка управления, которая расположена в удобном месте рядом с ручкой переключения передач, имитирует управление информационно-развлекательных систем, которые в основном устанавливаются на Немецкие автомашины. Тактильная круглая кнопка для управления функциями автомобиля очень удобна для пользования во время движения. Сенсорный экран очень удобен для ввода маршрута на навигационной карте. Программное обеспечение навигации разработано компанией Nokia.

Тем не менее, у многих пользователей данной системы есть несколько типичных жалоб. Такие функции, как настройка радио и подключение электронных гаджетов с помощью Bluetooth являются слишком сложными в использовании по сравнению с другими системами в этом рейтинге.

8) Kia UVO

Система Kia UVO имеет массу положительных отзывов за простой и удобный интерфейс использования. Эта привлекательная и красочная система, которая скрашивает интерьер автомобиля. Размер экрана позволяет системе выглядеть высокотехнологично. Как правило, она устанавливается на премиум автомобили Kia, добавляя транспортному средству ценности и роскоши. Стоит отметить, что навигационная система Kia использует карты Google Maps.

Но самый главный недостаток это медленная работа управления, которая может раздражать и сильно отвлекать во время движения.

9) Cadillac CUE

Система Cadillac CUE довольно продвинутая, а ее особенность технологий не найти на других автомобилях. Чего стоят одни бесконтактные датчики и тактильная обратная связь. Датчики необходимы, чтобы скрывать необходимые значки, пока ваша рука не приблизится к экрану. Это сделано для того, чтобы не занимать ими экран. Как только Ваш палец приближается к экрану, значки меню появляются на дисплеи. Функция тактильной обратной связи необходима для того, чтобы понимать, не глядя на экран, что Вы нажали кнопку. Это точно также как на некоторых мобильных телефонах при наборе номера ощущается небольшой толчок в пальцы рук.

С разрешением 800 × 480 графика выглядит приемлемо, но все-таки сенсорному управлению несколько недостает быстроты реагирования.

Понятно, что CUE еще находится в зачаточном состоянии и все новинки и новшества еще впереди. Мы с нетерпением ждем новых моделей автомобилей вместе с новой информационно-развлекательной системой, в которой программное обеспечение будет оптимизировано и быстрее работать.

10) MyFord Touch

MyFord Touch работает медленно, плохо и склонно к поломкам, в также сильно отвлекает водителя от дороги. Но есть и плюсы. В этой системе одно из лучших программных обеспечений для управления голосом. К тому же очень простое. Дисплей разделен на четыре разных экрана с помощью которых Вы можете воспользоваться телефоном, климат-контролем, навигацией и приложениями СМИ. По сути, каждый раздел настроек относится к каждому углу экрану. Это сделано для того, чтобы Вы могли, не отвлекаясь быстро найти необходимую функцию.

Но главное преимущество это управление голосом, которое позволяет пользоваться многими функциями автомобиля, не отвлекаясь от дороги.

Adblock
detector