Для чего на некоторых машинах стоит указатель температуры масла, а не охлаждающей жидкости?
Перегрев силового агрегата — это одна из распространенных причин, появления критических неисправностей у двигателей. Подобные проблемы возникают при поломках помпы, завоздушивании системы или же протечках в радиаторе. Многие современные двигатели оснащёны различными датчиками, в том числе специальными сенсорами температуры охлаждающей жидкости и масла. Поговорим поподробнее о том, почему на отдельных автомобилях на приборной панели используются указатели температуры охлаждающей жидкости, тогда как у других измеряется температура масла.
Отличие датчиков
Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой сложное устройство, контролирующее нагрев антифриза, и при достижении жидкости своей максимальной и критической температуры подаётся соответствующий сигнал на блок управления, после чего включается обдув радиатора. Если температура продолжает расти, то на приборной панели выводится соответствующее предупреждающее сообщение.
Для определения температуры масла используется специальный сенсор, который имеет контактную клемму, термистор и резистор. Принцип работы такого датчика аналогичен сенсору в системе охлаждения, однако выполнить какое-либо дополнительное охлаждение смазки в данном случае невозможно. Автовладельцу выводится соответствующее предупреждающее сообщение, при появлении которого следует незамедлительно остановиться, охладить двигатель, и при возможности на эвакуаторе доставить машину в сервис.
Прогрев охлаждающей жидкости происходит зимой достаточно быстро. Буквально 2-3 минут будет достаточно, чтобы поднять температуру антифриза, который первоначально будет прогоняться по малому кругу. Однако такой нагрев охлаждающей жидкости вовсе не означает, что двигатель прогрелся, поэтому начав движение, в особенности при активных ускорениях и повышенной нагрузке на мотор, будет отмечаться быстрый износ силового агрегата. В подобном случае возникают различного рода поломки, устранение которых может потребовать проведения капитального ремонта.
Указатели температуры масла и антифриза на приборной панели
В зависимости от конкретной модели автомобиля на приборной панели имеется указатель температуры охлаждающей жидкости или масла. Дело в том, что судить о прогреве мотора по температуре охлаждающей жидкости не совсем правильно. Поэтому на многих спортивных машинах и авто премиум-класса устанавливают не указатели температуры антифриза, а именно датчики нагрева моторного масла, что позволяет водителю делать выводы о правильности работы двигателя.
Для правильной работы двигателя и предупреждения его преждевременного износа необходимо не только прогреть антифриз, но и вывести масло на оптимальные параметры температуры, что обеспечивает качественную смазку всех подвижных элементов внутри мотора. Зимой, когда холодное масло быстро густеет, куда важнее знать его температуру, чем температуру охлаждающей жидкости, которая может нагреться буквально за 2-3 минуты, циркулируя по малому кругу радиатора.
Также такие указатели температуры масла являются стандартными для спортивных автомобилей. Дело в том, что на мощные форсированные моторы приходится повышенная нагрузка, в особенности, когда двигатель не прогрет, а автовладелец начинает выкручивать его до красной зоны тахометра с целью получения максимально возможного ускорения авто. Именно чтобы предупредить водителя о необходимости аккуратного управления авто до полного прогрева машины, такие спорткары оснащаются на приборной панели указателем температуры масла.
Подведём итоги
Многие автомобили премиум-класса, а также спортивные авто оснащаются вместо указателя температуры охлаждающей жидкости специальными приборами, которые позволяют контролировать температуру масла. Дело в том, что прогрев антифриза вовсе не означает нагрев мотора, тогда как о выходе на оптимальный режим силового агрегата можно судить по температуре масла. Как только температура смазки подымется до рабочих 90 градусов, обеспечивается правильная работа мотора, предупреждается его преждевременный износ, а, следственно, сокращаются расходы автовладельца на ремонт машины.
Наличие на приборной панели указателя температуры масла позволяет лучше контролировать прогрев мотора, что исключает преждевременный износ и критические поломки силового агрегата.
Выбираем дополнительные датчики для автомобиля: как не переплатить и не испортить прибор собственными руками
При любых вмешательствах в техническую часть автомобиля актуальна информация о различных параметрах (температура, скорость, давление и прочее). Многие показатели достоверно…
При любых вмешательствах в техническую часть автомобиля актуальна информация о различных параметрах (температура, скорость, давление и прочее). Многие показатели достоверно проверяются посредством диагностических разъёмов, замеров сопротивления на датчиках и пр. Но водителю куда комфортнее видеть показания на приборной доске: это понятно и доступно.
Дополнительные приборы и тайны народной любви к ним
Вспомним приборные панели эпохи расцвета экономики Японии: Toyota Supra третьего поколения (A70) или машины GT-класса. Производитель оснастил их множеством разнообразных датчиков, которых не встречалось в других моделях. Но всё меняется. Автопром предлагает всё более упрощенную продукцию, и датчики один за одним покидают «приборку». У некоторых современных «японцев» стрелку показаний температуры охлаждающей жидкости заменили лампочками. Синяя — холодный, не горит — всё в порядке, красная — перегрев.
Итак, дополнительные приборы пригодятся и в штатных авто (где отсутствует полноценный датчик, информирующий владельца о важных характеристиках), и при тюнинге (ведь повышенные нагрузки требуют строгого контроля определенных параметров).
Датчик давления турбины. Популярный, любимый, полезный
Крайне желательный и необходимый инструмент. С его помощью владелец автомобиля контролирует разряжение-давление во впускном тракте авто. По данным датчика давления наддува мы делаем выводы о том, корректно ли работает турбина, цел ли впускной тракт. Недостаточное давление снижает мощность. Избыточное отрицательно сказывается на ресурсе двигателя.
Универсальные датчики размечены до 2…3 бар. Самые ходовые до 2 бар: в большинстве штатных автомобилей давление 0,7–0,8 бар, бустап 1–1,2 бар, максимум, 1,5.
Покупатели могут выбирать из электронных и механических вариантов. Разница в точности измерений между ними несущественная. Специалисты рекомендуют электронную версию, поскольку она уведомляет о пиках и варнингах.
Пик (PEAKS) — фиксация максимальных, пиковых значений. Варнинг (WARNING) — предупреждение о достижении допустимого порога. «Механика» же не запоминает максимумов и не оповещает об опасности передува.
Конечно, с эстетических позиций механический датчик более привлекателен. Но функционально он проигрывает цифровой версии. Спустя небольшой срок после установки красивый «показометр» превращается в деталь интерьера. На высокой скорости или при большом количестве поворотов нужно следить за происходящим на дороге, а не рассматривать циферблаты, ловя пиковые значения. Информация с указателей должна быть хорошо заметной и быстро читаемой. Без «варнингов» велик риск пропустить overboost (то есть передув, превышение положенного давления во впускном коллекторе)
Двигатель любит смазку: следим за маслом
Для работы ДВС необходимо масло. Жизненно необходимо. Подобно сердцу, качающему кровь в человеческом организме, масляный насос перегоняет масло под нужным давлением по необходимым каналам и смазывает трущиеся пары и поверхности.
При цене нынешних турбодвигателей довести его до капремонта последствиями нехватки масла — разорительно и печально. Поэтому датчик давления масла пользуется заслуженной популярностью. Их ставят не только в форсированные двигатели, но и в штатные моторы. Ведь многие европейские автопроизводители, особенно коммерческого транспорта, отказались от установки штатного датчика давления масла: приборы следят лишь за его уровнем.
Датчик подключается в систему смазки в промежутке между масляным насосом и масляным фильтром, либо после фильтра, но до первых потребителей.
Вопрос «зачем всё это, есть же штатная лампочка?» задают нередко. Контрольная лампа на приборной доске загорается при давлении 0,15 бар. И если мотор долго функционирует около этих значений, ему может быть уже очень плохо.
Не кипи! О горячих точках
Как правило, на приборной панели почти каждого автомобиля есть датчик температуры охлаждающей жидкости. Проблема в том, что большинство автопроизводителей, беспокоясь о нервной системе владельцев, делают их очень инертными. Каждый видел: после прогрева движка стрелка замирает на середине шкалы.
Как это возможно? При нагрузке температура ОЖ растёт. Понятно, что остаётся в определённом диапазоне, но по такому датчику мы ничего не понимаем — стрелка даже не колеблется!
В итоге штатная «приборка» покажет перегрев, когда у движка уже основательные проблемы, и ОЖ «ушла» далеко за 120 градусов. Чем грозит такой расклад? Старый длинный мотор вроде рядной шестёрки страдает от перегрева особенно сильно: поведёт ГБЦ, пробьёт прокладку, — и, здравствуй, дорогой ремонт!
Ещё один аспект знания о том, какова реальная температура двигателя, обоснован географией нашей большой страны. Зима во многих регионах долгая и морозная, и нередко автовладельцы трогаются с места без предварительного прогрева мотора. Споров на тему «греть или не греть» более чем достаточно. Но если мы возьмём ДВС, условно нагретый до 50°С, то получим минимальный расход топлива и траты времени, а мотору будет значительно «легче» переносить ударные нагрузки.
Система охлаждения в целом зависит от многих составляющих: радиатор, термостат, охлаждающая жидкость, вентиляторы, помпа. Сенсор выносного датчика температуры ОЖ ставится в одну из самых горячих точек: на выходе из головки блока цилиндров. Грамотная установка датчика обеспечит корректные показания. Выводы можно делать лишь в том случае, когда замеры производятся в нужных местах.
Масло масляное и горячее. Насколько горячее?
Оно залито в сам двигатель, в КПП, в систему ГУР, редуктор и ещё много куда. За температурой масла во всех этих местах можно и нужно следить.
Почему датчики, информирующие об уровне нагрева масла, так популярны?
Возьмём для примера Toyota Mark II. Тюненый, хороший. Газа дали, прокатились, остудили, охлаждающая жидкость уже в пределах нормы. Притормаживаем… блок нагрет, поршни горячие, в камерах сгорания температура высокая, и весь этот жар «уходит» в масло.
- Чем оно горячее, тем выше текучесть и ниже вязкость. То есть при перегреве масла насос не может обеспечить нужный уровень давления.
Возвращаемся к нашей поездке: решили стартануть на светофоре, газ, масло перегрето, система смазки не отрабатывает — мотор, до свиданья.
- Ещё один аспект: при тюнинге двигателя и высоких нагрузках сжигается больше топлива, что автоматически означает излишки тепла, которое нужно отводить. Стабильно высокие показатели температуры масла даже в пределах допуска производителя (110–115°) — это вредно. Присадки в составе масла быстрее теряют свою эффективность, в итоге оно начинает гореть, плохо смазывать, коксоваться и т.п.
Датчики температуры масла часто приобретают для автоматических коробок передач. В нашей огромной стране климат различается, рельеф тоже. В летние «за +35» можно так «удачно» смотаться на дачу по горному серпантину, что масло в коробке раскалится до 140°, если не выше. Оно не должно испытывать таких нагревов. Значит, после каждой поездки масло нужно менять! Но это в идеальном мире, а мы живём не в сказке.
Exhaust gas temperature, или Следи за выхлопом
Ценность датчика температуры выхлопных газов (ЕГТ) многим не очевидна. Казалось бы: к чему знать, что там на выходе?
Однако при тюнинге это один из важных показателей, которые требуют контроля, если у нас нет цели быстро «убить» движок настройкой. К примеру, если удвоить мощь мотора навешиванием здоровой турбины и хитрыми настройками, мы можем столкнуться с чрезмерным повышением температуры отработавших газов.
Итак, датчик ЕГТ (EGT) наряду со своими «коллегами» честно помогает автовладельцу грамотно и безопасно эксплуатировать доработанный двигатель. При подъёме в гору мотор испытывает максимальные нагрузки. Поднялись, остановились на светофоре, переключились на нейтраль. Далее катимся на холостом ходу. Притормаживаем при необходимости педалью. А внутри камеры сгорания 800-900, а то и 1200 градусов! Порог температуры, который ещё выдерживают поршни, у различных ДВС разный. Если JZ может «переварить» кратковременные 1150°, то EJ205 в этот момент «утекает в выхлоп»: поршни прогорают, головка плывёт. Вряд ли кого-то обрадуют такие последствия.
Итак, одной из наиболее распространённых причин «прогара» поршня является нарушение его охлаждения. Поршневой мотор фактически является насосом. Когда жмём газ, там сгорает смесь. Когда тормозим двигателем (дроссель закрыт), он просто качает воздух. И дать поршням после долгой высокой нагрузки «прохладиться» — это грамотно, это правильно. Поршень может «переварить» и очень высокие температуры, но кратковременно, на протяжении буквально нескольких секунд. В то же время продолжительное термосиловое воздействие со стороны горячих газов способно его расплавить. Датчик ЕГТ и даёт водителю понимание происходящего.
Более того, он может показать и эффективность мотора. Чем горячее выхлоп, тем в теории лучше для наддува, но все узлы автомобиля имеют конструктивный предел. Излишнее давление при EGT выше 1000° в большинстве случаев легко прикончит китайскую турбину.
Смесь: топливо + воздух. Тонкие моменты пропорций
Эффективность сгорания, мощность и динамика авто, экономичность и экологичность напрямую зависят от состава топливно-воздушной смеси. На температуру отработавших газов стехиометрия тоже влияет. Слишком бедная смесь не только самопроизвольно воспламеняется, но и даёт повышенные показатели температуры выхлопа. Чересчур богатая смесь также даёт нездорово высокую ЕГТ, поскольку долго горит.
С помощью чего измерять показатели и делать выводы, всё ли в порядке?
Широкополосные датчики анализируют концентрацию свободного кислорода в выхлопных газах и предназначены для тонкой корректировки соотношения «топливо/воздух».
Оптимальное сочетание — это 14,7 граммов кислорода к 1 грамму топлива. Но это справедливо не на всех режимах работы ДВС, поскольку при нагрузке мотору нужна смесь побогаче, а на холостых оборотах подойдёт и более бедная. При использовании газа стехиометрическое соотношение изменится.
Вольтметр, понятный и популярный
С ним всё очевидно, и больше всего он востребован:
а) в северных регионах с долгой зимой и крутыми морозами;
б) у меломанов, таскающих в багажнике несколько киловатт звука. «Порубить музыки», а потом обнаружить, что аккумулятор высажен — это отстой.
Выносной тахометр
«Бюджетные» малолитражки и многие авто для городской езды постепенно регрессировали и лишились штатного тахометра. А ведь при тюнинге и доработке авто необходимо знать, до скольких оборотов раскручивается мотор при какой нагрузке; как и когда движок после прогрева возвращается к холостым оборотам…
На помощь приходит тахометр выносного типа. Помимо прочего, он помогает сохранить моторесурс как трансмиссии, так и двигателя, информируя водителя о необходимости переключения передач.
Три в одном. Преимущества мультидатчиков
По названию понятно: мультидатчик — это один прибор, измеряющий различные показания. Производители предлагают приборы до 9 в одном. Да, китайцы ещё больше. Неплохое сочетание у моделей DEPO 4 в 1 : это вариант для тех, кто вместо грядки ставит небольшой прибор размером чуть больше сигаретной пачки. Мультидатчик даёт возможность отслеживать всё необходимое (масло, воду, буст и т.д.), не загромождая приборную панель. И по цене это может быть доступнее набора разрозненных датчиков.
Как выбрать датчики из обилия предложений
Рынок дополнительных датчиков для авто взрывается обилием вариантов. Поскольку одни из самых трендовых позиций среди автовладельцев, продавцы и производители отвечают на запрос широким ассортиментом. И шуточная фраза про вкус и цвет фломастеров не описывает в полной мере сложнейшую задачу, встающую при выборе.
Рассматриваем варианты
«Новая» Япония . Надёжно, оооочень дорого. Но если хочется, почему бы и нет?
Япония б/у . Это так называемые «контрактные» аксессуары, снятые с распилов во Владивостоке. Японское качество, но бывшее в употреблении. То есть, если вы осознаёте риски использования ненового датчика, можете проверить.
«Хороший» Китай : подороже и выше качеством.
Доступный Китай : …зато любой может купить!
Реплики
Эти копии, часто незаконные, нередко не совпадают с оригиналом и внешне, и по функциональности. Но они представлены в огромном ассортименте, чаще всего доступны по стоимости (от 1000 до 3000 рублей за единицу) и на базовом уровне в городских авто вполне перекрывают потребности владельца.
Но эксперты особо отмечают факт постоянного развития реплик. Последние 2 года принесли столько новых линеек, сколько не было разработано за предыдущие десять лет. Появились DEFI A1, DEFI BF с обновлёнными сенсорами: точные, хорошие. И классика (DEFI BF stile) никуда не делась: как они были в начале нулевых с «хрустящей» стрелкой и страшным звуком, так и остались. Они всем знакомы, показания у них на приемлемом уровне.
И сегодня свежие модели копий не особо уступают в качестве оригинальным! У Depo, Shadow обновлены сенсоры: показания вполне чёткие, проблем с эксплуатацией не возникает.
Оригиналы
Производителям реплик важен доход, а не репутация. А вот владельцы топовых брендов заботятся об имидже: разрабатывают новые продукты, улучшают их качество, повышают точность и надёжность. Работают над оформлением и стилем, предлагая классические линейки, которые выглядят вполне достойно и строго.
В ассортименте нашего магазина это тайваньские производители Depo, Shadow, Prosport .
Самый топ — датчики Shadow . Они довольно дорогие, и по качеству немного превышают популярную продукцию Depo. Prosport похож на Depo как двоюродный брат: часто даже корпуса совпадают, а «начинка» немного разнится. Нередко из-за их схожести говорят, что их выпускает один завод. На самом деле это не так.
Depo в итоге — золотая середина по соотношению цены и качества. Для примера возьмём один из самых распространённых датчиков буста. В китайских репликах он будет стоить 1000-2000 рублей. В зависимости от цены и работать будет на свои деньги, и выглядеть чуть похуже. И погрешности небольшие выдавать. Переходим к Depo: по цене он «стартует» от 2000, и у них тоже есть градация моделей: попроще, демократичнее и подороже, посерьёзнее. Тем не менее, это оригинал, который приемлем по цене и будет стабильно выполнять свои функции. Годами.
Можно выбрать модель подороже с более точными сенсорами, при этом датчик буста будет стоить, допустим, 4000, но за эти деньги вы получите красивый, надёжный прибор с гарантией производителя. В интернете выложено много обзоров по их работе и установке.
Как официальный дилер Depo, мы можем обеспечить клиенту гарантию на дорогие датчики и 50%-ную скидку на сменные сенсоры для дешевых серий.
Грамотная проверка, сборка, установка
Своим клиентам мы рекомендуем после приобретения датчика проверить их на столе. Почти все выносные датчики можно диагностировать (работает, не работает) таким образом. Те, что меряют температуру, тестируем горячей водой или зажигалкой (кратковременно подогреваем сенсор и смотрим: работает?). Зажигалка поможет проверить и датчик EGT(греть чуть подольше). Датчикам давления достаточно силиконового шланга и медицинского шприца.
Собирая гирлянду датчиков, один за другим, мы можем столкнуться с нехваткой напряжения, потому что какой-то из элементов «грядки» полностью потребляет 1-2 ампера, что выдаёт нам адаптер из розетки.
Важно знать, что для тестирования необходимы постоянные 12 вольт. Именно с аккумулятора! Адаптер для розетки, дающий это же напряжение, — неправильный выбор. Он позволит проверить датчики температуры и давления, а вот с ЕГТ возникнут проблемы.
Собрали, соединили все провода (в том порядке, как оно планируется к установке в автомобиле), проверяем. Почему акцент именно на проверке на столе? Новый датчик, который не монтировался в машину, можно вернуть производителю в случае, если прибор оказался нерабочим. Но в случае, когда покупатель сам протягивает проводку: «будильник» в салоне, сенсор где-то под капотом, да по ходу где-то промахивается с подключением питания — исходно качественный датчик можно повредить. Именно поэтому рекомендуется не «колхозить» своими руками, а найти специалистов.
Эксперты за многие годы работы выяснили: подавляющее большинство проблем с датчиками объясняются их неправильной сборкой и установкой. К примеру, один из распространённых случаев — недовоткнутый разъём. Либо подсоединение измерительных приборов в электросеть автомобиля, где есть нехватка напряжения. Нередко автовладельцы-меломаны подсоединяют датчик буста на магнитолу. Пока музыка тихонько играет фоном, всё отлично. Прибавили громкости — магнитола затребовала больше напряжения. «Голодный» датчик начинает показывать ерунду.
Вторая по распространённости причина проблем — ошибки в установке сенсоров. Их и ломают, и монтируют неправильно. Были истории, когда датчик температуры масла вкручивают в поддон значительно выше уровня самого масла. В итоге мониторили температуру поддона. Вряд ли это было целью. Сенсоры, измеряющие температуру чего бы то ни было, должны находиться либо в объёме этой жидкости (как в поддоне), либо в потоке (например, под фильтром, через который масло постоянно течёт). Лишь тогда гарантированы адекватные измерения реальной температуры масла, а не того места, куда вкручен сенсор.
Это касается и датчиков давления масла. Сенсор необходимо размещать между масляным насосом и первыми потребителями. В расположении датчике между ДВС и турбиной нет смысла! Всё масло, поступающее в турбину, самотёком сливается. Соответственно, о корректности измерения его давления при таком монтаже говорить не приходится.
Итак, главное, что нужно при установке дополнительных датчиков: грамотный подход, аккуратность, внимание и контроль бортового напряжения. И, пожалуйста, внимательно читайте инструкцию!
Нюансов здесь очень много, специфики конструкций разных автомобилей также достаточно. Поэтому если вы не уверены в своих способностях, — пусть всё сделают профессионалы.