Датчики вращения колес — для чего они, как они работают и каковы признаки их отказа?
Сегодня каждый новый автомобиль должен быть оснащен системой стабилизации, которая, в свою очередь, основана, среди прочего. на информацию из системы ABS. Это стандартно для всех автомобилей уже более десятка лет, и в принципе сегодня трудно купить подержанную машину без ABS. Читая описание работы системы ABS или ESP, мы всегда узнаем о загадочных датчиках, которые рассчитывают скорость колес автомобиля. Сегодня вы узнаете, что это за датчики, как они работают, почему они выходят из строя и каковы симптомы и последствия их отказа.
Основной задачей датчиков скорости вращения колес является сбор информации о скорости движения колес для системы ABS, контролирующей тормозное усилие. Когда скорость колеса падает ниже определенного значения, АБС включается и уменьшает тормозное усилие, чтобы колеса не скользили. Система ABS связывается с другими электронными системами, такими как система контроля тяги (TC) и система стабилизации (ESP), посылая им информацию о скорости отдельных колес. Это, в свою очередь, позволяет управлять другими компонентами, чтобы предотвратить боковое или продольное скольжение автомобиля. Вот и все, что касается цели и задач датчиков.
Датчики вращения колес делятся на пассивные и активные по принципу действия. На практике различие может быть определено таким образом, что пассивным датчикам не требуется внешнее питание для генерации выходного сигнала, а активным необходимо.
Пассивные датчики скорости вращения колес
Пассивные датчики взаимодействуют с кольцом или зубчатым диском, размещенным на ступице колеса или внешнем приводном валу, и чтобы было понятно — подсчитывает количество зубьев этого диска, посылая сигнал о количестве зубьев, которые его пропускают в данную единицу времени. Его рабочий элемент — это сердечник с обмоткой и магнитом, создающий поле, достигающее упомянутой стойки. Движение зубчатого колеса и зубьев, проходящих мимо датчика, и промежутки между ними вызывают изменения в магнитном поле датчика, что приводит к индукции напряжения в датчике. Значение этого напряжения считывается управляющим компьютером, который преобразует его в требуемую информацию.
Активные датчики скорости вращения колеса
Активные датчики работают совершенно по-другому, хотя они также взаимодействуют с диском, расположенным на колесе. Здесь, однако, мы имеем дело с многополярным магнитным кольцом, на поверхности которого имеются магнитные поля. Его можно визуализировать как колесо рулетки, на котором вместо черных и красных полей с числами у нас есть полярные поля N и S. В датчике, взаимодействующем с таким кольцом, есть полупроводниковые элементы, которые распознают изменяющееся магнитное поле, создаваемое кольцо. Это создает сигнал, который читается контроллером.
Датчики, использующие эффект Холла, являются более новым и определенно более популярным решением, так же как и датчик положения коленчатого вала. Здесь для взаимодействия с датчиком используются активный датчик с магнитом и импульсный экран. Когда колесо вращается, возникает небольшое напряжение и изменение магнитного поля, и эта информация поступает на контроллер. Датчики этих типов допускают больший зазор между циферблатом и датчиком.
Почему активные датчики — лучшее решение?
Прежде всего, они посылают сигналы в том числе и при гораздо меньшей скоростью вращения колес, чем пассивные датчики, что в сегодняшних стандартах работы систем, управляющих колеей автомобиля, имеет большое значение. Пассивные датчики реагируют только с минимальной скорости 3 км / ч, а активные — практически с 0,1 км / ч. Эти системы более чувствительны и работают более точно. Датчики, работающие с эффектом Холла, являются единственными, которые могут распознать, в каком направлении вращается колесо. Их эксплуатация позволяет упростить конструкцию ступиц колес или узлов привода. Кроме того, они меньше, легче, более устойчивы к температурам и вибрациям, менее чувствительны к помехам, а расстояние между датчиком и вращающимся элементом не влияет на правильную работу.
Симптомы отказа датчиков скорости колеса
Симптом, который указывает на неисправность датчиков скорости вращения колес — загораются ABS , ESP или TC (в зависимости от названия производителя, также VSC или DSC и др.), а иногда загорается контрольный двигатель, что означает, что в блоке управления двигателем сохранена ошибка. В этой ситуации также естественно, что АБС работает со сбоями.
Первым признаком повреждения датчиков скорости колеса является индикатор АБС или другие системы противоскольжения.
Причины выхода из строя датчиков скорости вращения колеса
Для начала вам нужно знать, что сам датчик не всегда отвечает за помехи в работе системы ABS, потому что точно такие же симптомы появятся, когда один из проводов поврежден. Также при езде на запасном колесе меньшего диаметра загорается соответствующий индикатор на приборной панели. Датчик или диск часто пачкаются, особенно зимой, когда на дорогах есть соль. Датчик не будет работать должным образом, когда есть люфт подшипника колеса. Зачастую причиной неполадок являются прозаические, например, слишком низкое давление в одной из шин или изменение размера шин на одной из осей. Иногда датчики не работают должным образом, когда аккумулятор находится в плохом состоянии или поврежден предохранитель, отвечающий за системы ABS и ESP. Сильно деформированные тормозные диски будут генерировать не только вибрации, но и ошибочные сигналы для датчиков. Бывает и так, что при замене подшипника на декодирующий диск он был установлен вверх ногами.
Сами датчики чрезвычайно надежны, и чаще всего происходит внутреннее короткое замыкание или механическое повреждение датчика. Чтобы убедиться, что проблема действительно вызвана датчиком вращения колеса, после тщательного осмотра и визуальной оценки датчиков и кабелей проверьте напряжение, подаваемое на датчик и его сигналы, с помощью соответствующих устройств (осциллограф или мультиметр). Если виновником сбоя является сам датчик, остается только его заменить. При замене обратите особое внимание на провода и их прокладку и убедитесь, что они надежно закреплены.
После замены запасного колеса на другое, может появиться сообщение о неисправности системы ABS
Индикатор положения колес автомобиля
Возник вопрос про поведение индикатора положения колес на панелях СуперВижн.
Руль прямо, индикатор по центру. 1.jpg
Чтобы индикатор сместился на деление влево, достаточно чуть повернуть руль влево. 2.jpg
Но чтоб индикатор сдвинулся на одно деление вправо, руль надо повернуть почти на 90 градусов. 3.jpg
Так было с момента покупки машины.
Сход-развал только сделан. До сход-развала машину вело чуть вправо, теперь не ведет, но на поведение индикатора это никак не повлияло.
Добавлю, что после поворота влево руль возвращается в ноль, а после поворота вправо — не в 0, а в градусов 20.
Вопрос. В чем может быть дело и как это забороть? Сдаётся мне что так быть не должно.
Тут на форуме где-то про «рулевые тяги подкрутить чтоб не уводило» где-то натыкался, вот и подумал, а не причина ли это возврата руля с вправо на 20 градусов и такого поведения индикатора.
Попробую нагнуть дилера. Хотя дилер у нас ленивый и, мягко говоря, криворукий.
А вот тут вопрос откуда сигнал снимается. Тут в форуме по панелям супервижн вроде как определились, что индикатор как-то на ESP завязан. Хотя идет только с ЭУРом, и больше верится, что как-то завязан на него.
Попробую спросить дилера. Дело или в мозгах, как говорит ув. lom.47, или что-то с рулевыми. Хотя если с мозгами — странно — шить после каждого сход-развала?
Как забойщик, закрою тему итогом. Может кому пригодится.
«Вспомнив», что машина на гарантии и забив на отрицательное к нему отношение записался к диллеру. Проблему объяснил.
Для ориентирования — это было в 15:00 в день 1. Пригнал машину. В наряде диллер указазал «Проверка р/с, гарантия». Загнали машину в бокс. Загонявший мастер по сервису сразу сказал — заметно, что ведет вправо. Наблюдать за работой в боксе — не вопрос (+1 к карме диллера), но т.к. стенд развал-сход был занят, пока ждали — показал инженеру по гарантии уже «в живую» на поведение индикатора. Мне надо было вернуться по работе, а стенд был еще занят. Договорились, что вернусь за машиной в 18:00.
День 1. 18:00. Вернулся за машиной. Диллер сказал, что проблему не удалось локализовать — р/с идеальный, комп. диагностика рулевого — без ошибок, угол поворота колес при соот. повороте руля влево-вправо по сканеру — одинаковое. Но машину ведет и индикатор врет. Сказали, что списались с поддержкой, но так как поддержка отвечает не сразу — надо бы пригнать машину на целый день. Как-бы поддержка пишет «сделайте то-то», они делают и отписываются в поддержку о результате. Не вопрос.
День 2. 9:00 Пригнал машину, оставил, «как сделаем отзвонимся».
День 2. 18:00 Отзвона не было, но проезжая мимо решил заскочить к диллеру проверить как дела. Машина в боксе. «По рекомендациям поддержки, меряли-проверяли рулевые, меряли-проверяли приводные — всё идеально. Всё равно — машину ведет, индикатор врёт. Работа кипит, мастер по сход-развалу матерится. Ждем новых советов поддержки». Зачем мешать — машину оставил.
День 3. 12:00 Звонок диллера — «Готово, забирайте». По разговору с мастером — «обновили прошивку рулевого и сдвинули руль на 2 шлица влево».
Итог: — машина стоит на дороге ровно, индикатор показывает так как надо; — из субъективного — руль стал острее, что меня радует; — всё без вопросов по гарантии — 0 рублей (к карме дилера еще +1).
ЗЫ: Намекать, что «может быть дело в «мозгах»?» я стал еще при сдаче машины. На данный момент всё отлично, но! 1. По ощущениям — улисилие на руле при повороте влево нужно чуть меньше, чем при повороте вправо. Хотя раньше не обращал на это внимание, может так и было. 2. Положение «баранки» макимально вправо — ровно 1,5 оборота, а максимально влево — где-то 1,4. Вот думаю не стоит ли с этими проблемами еще раз посетить диллера или это уже маниакальный психоз
1. Овладеть методом измерения развала, продольного и поперечного наклонов оси поворота (имеются различные типы измерительных приборов, но здесь мы рассмотрим способ с применением приспособления для установки развала, продольного и поперечного наклона оси поворота).
2. Овладеть методом измерения угла поворота колеса.
3. Овладеть методом измерения и регулировки сходимости.
• Толкатель для педали тормоза
• Устройство для измерения и регулировки сходимости
• Прибор, для измерения радиуса поворота
• Приспособление для установки развала, продольного и поперечного наклонов оси поворота и переходники
• Динамометрический ключ (570 кгс, 56 Н.м)
• Манометр для измерения давления воздуха в шинах
• Индикатор часового типа и магнитная стойка
РАЗВАЛ, ПРОДОЛЬНЫЙ И ПОПЕРЕЧНЫЙ НАКЛОНЫ ОСИ ПОВОРОТА
Измерьте развал, продольный и поперечный наклоны оси поворота с помощью приспособления для установки развала, продольного и поперечного наклонов оси поворота, используя следующую методику:
1. ПРОВЕРКА ПЕРЕД ИЗМЕРЕНИЕМ
(а) Проверьте шины на износ, неправильный размер и неправильное давление воздуха в шинах.
(б) Проверьте подшипники колес на наличие люфтов.
(в) Проверьте биение колес.
Боковое биение: Не более 1,0 мм
(г) Проверьте подвеску на наличие люфтов.
(д) Проверьте рулевой привод на наличие люфтов.
(е) Проверьте, правильно ли действуют амортизаторы, выполнив стандартную проверку работы амортизатора.
2. УСТАНОВКА ПЕРЕХОДНИКА ПРИБОРА
(а) Снимите колпак колеса.
(б) Снимите шплинт и колпачковую гайку, затем снимите контргайку подшипника. (На моделях с алюминиевыми дисковыми колесами снимите также и шину).
(в) Затяните переходник от руки до упора.
3. УСТАНОВКА АВТОМОБИЛЯ НА ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ РАДИУСА ПОВОРОТА
(а) Установите приборы для измерения радиуса поворота на нуль и застопорите их.
(б) Переместите автомобиль вперед примерно на 5 м по ровной площадке с передними колесами, установленными для прямолинейного движения.
(в) Поместите передние колеса на приборы для измерения радиуса поворота так, чтобы ось шины и ось цапфы совпадали с осью прибора.
ВНИМАНИЕ! В случае, когда измерения проводятся с помощью переносного прибора для измерения радиуса поворота, установите подставки, высота которых равна высоте прибора, под задние колеса для того, чтобы все колеса находились на одном уровне.
(г) Нажмите педаль тормоза, используя толкатель для педали тормоза. Никогда не нажимайте педаль тормоза ногой, поскольку Ваша масса будет вносить погрешность в результаты измерений.
• Продольный и поперечный наклоны оси поворота проверяются при повороте передних колес влево и вправо. Однако, если при этой проверке колеса перекатываются вперед или назад, точные значения получить невозможно.
• Чтобы предотвратить разряд батареи, снимите предохранитель стоп-сигнала, чтобы обесточить лампу стоп-сигнала и отсоедините разъем к включателю стоп-сигнала.
4. ИЗМЕРЬТЕ РАССТОЯНИЕ ОТ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОГИ ДО НИЗШЕЙ ТОЧКИ ШАССИ (КЛИРЕНС)
Если клиренс автомобиля отличается от стандартного, попытайтесь отрегулировать его, нажимая на кузов или поднимая кузов. Если клиренс по-прежнему неправильный, проверьте состояние пружин или деталей подвески.
Перед проверкой установки колес отрегулируйте расстояние от поверхности дороги до низшей точки шасси в соответствии с техническими требованиями.
5. СМОНТИРУЙТЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ УСТАНОВКИ РАЗВАЛА, ПРОДОЛЬНОГО И ПОПЕРЕЧНОГО НАКЛОНОВ ОСИ ПОВОРОТА НА ПЕРЕХОДНИКЕ
(а) Освободите стопоры прибора для измерения радиуса поворота.
(б) Совместите центральный стержень приспособления с центровочным отверстием в переходнике и установите приспособление.
Опора приспособления для установки развала, продольного и поперечного наклонов оси поворота, которая крепится к переходнику, представляет собой мощный магнит. Этот магнит используется для монтажа прибора на переходнике. Поскольку к этой опоре прикреплена защитная пластина, эту пластину следует снять перед установкой приспособления на переходник.
6. ИЗМЕРЕНИЕ РАЗВАЛА
(а) Совместите воздушный пузырек уровня с отметкой «0”.
(б) Снимите показания шкалы индикатора для измерения развала.
Хотя шкала индикатора для измерения развала проградуирована с делениями в 30′, чтобы получить отсчет с точностью до 5′, можно использовать взаимосвязь между воздушным пузырьком и линиями шкалы следующим образом:
Воздушный, пузырек немного выходит за пределы линий шкалы на одинаковую величину с обеих сторон.
Воздушный пузырек совпадает с линией шкалы с левой стороны.
Имеется небольшой промежуток между воздушным пузырьком и линией шкалы с левой стороны.
Имеется одинаковый промежуток между воздушным пузырьком и линиями шкалы с обеих сторон.
Имеется небольшой промежуток между воздушным пузырьком и линией шкалы с правой стороны.
Воздушный пузырек совпадает с линией шкалы с правой стороны.
Воздушный пузырек слегка выходит за пределы линий шкалы с обеих сторон на одинаковую величину.
7. ИЗМЕРЕНИЕ ПРОДОЛЬНОГО И ПОПЕРЕЧНОГО НАКЛОНОВ ОСИ ПОВОРОТА
Проводите эти измерения сразу же после измерения развала.
(а) Осторожно поверните измеряемое колесо наружу на 20°.
(б) Поверните регулировочные кнопки сзади прибора для установки на нуль соответствующих воздушных пузырьков индикаторов измерения продольного и поперечного наклонов оси поворота.
Корпус приспособления должен быть зафиксирован так, чтобы он абсолютно не перемещался при замерах. Если приспособление сдвинулось, обязательно отрегулируйте вновь его уровень.
Поскольку имеются две шкалы для измерения поперечного наклона оси поворота, одна для правого колеса и одна для левого, будьте внимательны, чтобы не допустить ошибки при совмещении воздушного пузырька с нулевой отметкой.
(в) Теперь поверните колесо вовнутрь на 20° от положения прямолинейного движения.
(г) Снимите показания индикаторов продольного и поперечного наклонов оси поворота по положению воздушных пузырьков соответствующих шкал.
Этим приспособлением можно выполнять измерения с точностью до 15′, если использовать следующую взаимосвязь между шкалой и воздушным пузырьком:
Воздушный пузырек немного выхбдит за пределы линий шкалы на одинаковую величину с обеих сторон.
Имеется одинаковый промежуток между воздушным пузырьком и линиями шкалы с обеих сторон.
Воздушный пузырек слегка выходит за пределы линий шкалы с обеих сторон на одинаковую величину.
8. ИЗМЕРЬТЕ РАЗВАЛ, ПРОДОЛЬНЫЙ И ПОПЕРЕЧНЫЙ НАКЛОНЫ ОСИ ПОВОРОТА С ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ СТОРОНЫ АВТОМОБИЛЯ ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ
УГОЛ ПОВОРОТА КОЛЕСА
Это измерение следует проводить вдвоем.
1. ВЫПОЛНИТЕ ПРОВЕРКУ ПЕРЕД ИЗМЕРЕНИЕМ
2. УСТАНОВИТЕ АВТОМОБИЛЬ НА ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ РАДИУСА ПОВОРОТА
При проверке только угла поворота колеса выполните вышеуказанные операции 1 и 2. Однако, если после измерений развала, продольного и поперечного наклонов оси поворота проводится проверка сходимости, нет необходимости в проведении операций 1 и 2.
Определите величины углов поворота левого и правого колес с помощью приборов для измерения радиуса поворота так же, как и при повороте по часовой стрелке.
Если углы поворота колес отличаются от стандартных, соответствующих техническим требованиям, проверьте, одинаковы ли длины левой и правой поперечных рулевых тяг.
Если длины поперечных рулевых тяг не равны, углы колес отрегулировать правильно невозможно.
Если длины поперечных рулевых тяг были изменены для регулировки углов поворота колес, проверьте сходимость.
СХОДИМОСТЬ
1. ВЫПОЛНИТЕ ПРОВЕРКУ ПЕРЕД ИЗМЕРЕНИЕМ
2. ИЗМЕРЬТЕ РАССТОЯНИЕ ОТ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОГИ ДО НИЗШЕЙ ТОЧКИ ШАССИ
Выполните операции 1 и 2, если проверяется только сходимость. В этом нет необходимости, если сходимость проверяется после проверки развала, продольного и поперечного наклонов оси поворота.
3. ПРОВЕРЬТЕ СХОДИМОСТЬ
Измерьте сходимость устройством для измерения и регулировки сходимости, используя следующий порядок:
(а) Покачайте автомобиль вверх и вниз для стабилизации подвески.
(б) Переместите автомобиль вперед примерно на 5 м по ровной площадке с колесами, установленными для прямолинейного движения.
• Измерение сходимости следует проводить путем перемещения автомобиля вперед. Не перемещайте автомобиль назад, пока не закончите измерение.
• Площадка для проведения замеров должна быть абсолютно ровной.
(в) Нанесите метку сзади каждой передней шины в центре протектора и измерьте расстояние между метками.
Метку на шине наносите мелом или с помощью ленты. Затем проволокой или ручкой нанесите знак _
(г) Перемещайте автомобиль вперед, пока метки сзади шин не окажутся на высоте устройства для измерения и регулировки сходимости спереди шин.
ВНИМАНИЕ! Если шины перекатились слишком далеко, повторите с п. (б).
(д) Измерьте расстояние между метками спереди шин.
Стандартное значение: 1 ± 2 мм
Если сходимость выходит за указанные пределы, отрегулируйте ее.
(д) Установите на место все чехлы и закрепите их зажимами.
Убедитесь в том, что чехлы не скручены.
УСТАНОВКА ЗАДНИХ КОЛЕС
1. ПРОВЕРЬТЕ СХОДИМОСТЬ
Измерьте сходимость задних колес так же, как и передних колес.
Стандартная проверка 4 + 2 мм
Если сходимость не соответствует указанной, отрегулируйте ее.
2. ОТРЕГУЛИРУЙТЕ СХОДИМОСТЬ
(а) Измерьте расстояние между каждым диском колеса и дальним нижним загибом соответствующего кронштейна эксцентрика и убедитесь, что оно одинаково для обеих колес.
Разница между расстояниями слева и справа:
Если разница между расстояниями слева и справа больше 3 мм, отрегулируйте, выполнив следующие операции:
• Если сходимость выходит за стандартные пределы в сторону обратной сходимости, удлините более короткий рычаг с помощью эксцентрика.
• Если сходимость выходит за стандартные пределы в сторону сходимости, укоротите более длинный рычаг с помощью эксцентрика.
(б) Измерьте сходимость и, если необходимо, отрегулируйте ее.
Сходимость: Стандартная величина 4 ± 1 мм
Если разница между расстояниями слева и справа находится в стандартных пределах, а общая сходимость не соответствует требуемой, удлините оба рычага на одинаковую величину путем поворота двух эксцентриков в противоположных направлениях, пока не будет достигнута стандартная величина сходимости.
Сходимость с каждой стороны будет изменяться примерно на 2 мм на каждое деление шкалы эксцентрика.