Не стреляйте в пианиста: первый тест-драйв Haval F7x
Казалось бы, для успеха в России у Haval есть все составляющие: местное производство, огромные бюджеты на агрессивный маркетинг, ещё не растраченное доверие дилеров. И всё же продажи пока более чем скромные. Недавно мы размышляли о причинах такого положения: здесь и высокие цены, и отсутствие привычных россиянину сочетаний атмосферных моторов с гидромеханическими автоматами. Цены снижать не планируется, поставлять другие силовые агрегаты – тем более, остаётся только расширять модельный ряд, надеясь на отклик новой аудитории. Посмотрим, чем F7x с ниспадающей линией крыши отличается от базовой модели, заодно проверим новинку на размокшей грунтовке.
С Haval F7x в статическом режиме мы познакомились на автосалоне в Шанхае весной этого года, теперь пришла очередь теста, но начинаем мы с экскурсии по заводу, который тоже осматриваем не в первый раз. Просторные на первый взгляд цеха спроектированы «на вырост»: жизнь здесь зародилась, теплится, но пока не бурлит. Китайцы, замахнувшись на «полный цикл», решили тут же начать и штамповку кузовных деталей, правда, пока – по ограниченной номенклатуре. Заготовки для штамповки в виде уже раскроенного стального листа привозят из КНР, но, по словам сотрудников, сейчас ведутся активные переговоры о поставках металла с заводов «Северстали».
На штамповочном участке работа пока выглядит так: все операции выполняются в автоматическом режиме, но после того, как детали сходят с линии, они попадают в руки сотрудников, которые по определённому алгоритму проверяют их на наличие дефектов. В это время линию переналаживают под выпуск другого наименования. То же самое – на сварке: сначала мелкие элементы вручную или роботом сваривают в подсборки и передают их на окончательную сварку, где задействованы только роботы. Затем кузова поступают в окрасочный цех, где людей вообще нет. А вот на сборке без ручного труда снова не обойтись: единственный робот используется только на операции вклейки стекол.
Дизайн, интерьер, техника
Теперь – поближе к машине. Передняя часть Haval F7x практически не отличается от модели F7. Более того – в каких-то ракурсах машины настолько похожи, что легко и перепутать. Отличия лучше всего заметны в профиль и сзади. Интересно, что модная форма кузова F7x исключила возможность установки панорамной крыши, так что в качестве опции покупателям будет предложен только люк.
Интерьер F7x – почти такой же как у F7 с несущественными отличиями. Во-первых, в автомобиле появилась 7-дюймовая цифровая приборная панель с тремя режимами отображения информации – «Технологичный», «Модный» и «Динамичный», во-вторых – обещанный ротор-контроллер (в просторечии – «шайба»), упрощающий управление содержимым 9-дюймового сенсорного дисплея медиасистемы. Причем обе эти опции объединены в единый «интеллектуальный» пакет. Приятно, что заказать этот пакет можно в дополнение ко всем трем возможным комплектациям, о которых мы еще поговорим. Ну и пара стилевых решений «под спорт»: мягкую нижнюю деталь передней панели заменил пластик «под карбон», а на кожаной обивке сидений появились яркие желтые полоски.
Руль – удобный, регулируемый и по углу наклона, и по вылету. Жаль, что диапазон этих регулировок маловат. Впрочем, мне хватило и его, и возможностей по перемещению водительского сидения. Правда, хватило на пределе: чтобы достичь удобной посадки, пришлось отодвинуть кресло до упора назад, притом, что мой рост не так уж и велик – всего 182 см. А что делать гражданам типа «дядя, достань воробушка»?
Да и сами кресла восторга не вызвали: подушка коротковата, профиль – не самый удобный, регулировки поясничного подпора нет… Зато есть три слота USB, причем один из них – около салонного зеркала, предназначенный, прежде всего, для подключения видеорегистратора. Во втором ряду места для ног предостаточно – китайцы гордятся большой колесной базой. Когда я попробовал занять позицию «сам за собой», то мои колени отделяло от спинок переднего сидения как минимум сантиметров 5-7.
Если не принимать во внимание изменившийся кузов, во всём остальном F7х копирует F7. Платформа – оригинальная i-Home, второе название – Mobile Wisdom Platform («Платформа продуманной мобильности»). На ее основе в будущем предполагается выпускать сразу три модельные линейки Haval. Соответственно, у автомобиля точно такая же колесная база (равная 2725 мм) и практически такие же габариты: различия обеспечивают в основном бампера другой формы. Под капотом – тот же турбомотор в 2,0 литра, с которым сопрягается безальтернативный 7-ступенчатый автомат с двумя сцеплениями. Задние колёса подключаются многодисковой муфтой BorgWarner. В подвеске – никаких отличий: спереди – стойки МакФерсон, сзади – независимая двухрычажная.
Возможности трансмиссии расширяет система выбора режима. Для переднеприводных модификаций F7x предусмотрены: «Эко», «Спорт», «Снег» и «Нормальный», а у полноприводных таких режимов шесть: к упомянутым добавляются «Грязь» и «Песок»), причем в этом случае система получила гордое название Terrain Response, подсмотренное у Land Rover.
Мое знакомство с F7x началось на площадке маневрирования: организаторы решили продемонстрировать возможности системы кругового видеообзора и устроили тренировку по «слепому вождению», когда все стёкла закрыты, а обзор возможен только через камеры. Что ж, картинка на экране – вполне качественная: компьютер объединяет видеопоток с разных камер в единое изображение без задержек. Да, конечно, к системе нужно привыкнуть, и мне пару раз пришлось останавливаться и давать задний ход, но, тем не менее, во время маневров исключительно «по приборам» ни один конус не пострадал.
Но, пожалуй, пора переходить непосредственно к ездовым впечатлениям. И начать я хочу с обзорности… Собственно, никаких проблем с ней мне обнаружить не удалось, за исключением обзора назад: как и у многих автомобилей с «купеобразным» кузовом, в салонном зеркале заднего вида наблюдается лишь узкая амбразура, а если на заднем диване кто-то сидит, то в зеркало можно и не смотреть, все равно кроме лиц пассажиров в нем ничего не видно. Учитывая этот момент, боковые зеркала могли бы быть и побольше.
Что касается динамики и поведения автомобиля на асфальте, то мне остается лишь «присоединиться к мнению предыдущего оратора», конкретно – Андрея Ежова, тестировавшего близкородственный Haval F7. Действительно, мощности 2-литрового мотора в 190 л.с. и тяги в 340 Нм во всех жизненных ситуациях хватает с лихвой, в том числе при энергичных обгонах на «трассовых скоростях». Семиступенчатый робот вел себя на удивление адекватно: не дергался, не «пинался» и переключал передачи с плавностью породистой гидромеханики, а если вам не по душе некоторые задержки с переключением вниз при резком нажатии на педаль газа, то к вашим услугам режим «Спорт».
Настройки рулевого управления и подвески вызвали «чувство глубокого удовлетворения»: кроссовер держит траекторию без нареканий – по крайней мере подруливания ни на прямой, ни в затяжных быстрых поворотах не требуется. Хорошо ведёт себя подвеска и при езде по асфальту – во всяком случае, по испещренному «оспинами» ям участку местной дороги можно было «дубасить» на скорости 90-100 км/час. Подвеска при этом отрабатывала все неровности со звуками глухих ударов, но до позвоночного столба водителя все эти толчки практически не доходили. Не было каких-то неприятных толчков и вибраций и на рулевом колесе.
Хорошо чувствует себя автомобиль и на действительно высоких скоростях, по крайней мере, когда на пустынном прямике я разогнал F7x до 160-170 км/ч, запас под педалью еще был, а скорость практически не ощущалась. Кстати, никаких проблем с торможением мной отмечено не было. Впрочем, в программе теста не было скоростного трека, где можно было бы проверить экстремальные режимы замедления: напомню, на первом тесте в Китае наш шеф-редактор сжёг тормоза у двух машин, совершенно того не желая.
Гораздо больше вопросов оставил заезд на внедорожный участок теста. Организаторы проложили его вокруг знаменитых Кондуковских карьеров, ещё известных как Ушаковские карьеры или Романцевские горы. Когда-то здесь добывали уголь открытым способом, ну а сегодня заброшенные выработки превратились в живописные озера с окружающим их причудливым рельефом. Полагаю, что в сухую погоду прохождение этой трассы не составило бы никаких проблем. Но прошедшие дожди превратили грунт в липкое месиво, мгновенно забивающее протектор зимних шин Cooper. Дорожка вела то вверх, то вниз, в низинах превращаясь в настоящие грязевые засады с глубокими колеями.
В таких условиях маршрут оказался на грани верхнего предела внедорожных способностей F7x. Усугубили ситуацию и особенности ручного переключения передач коробки 7DCT. Перед тем, как заехать в грязь, я по привычке перевёл коробку в ручной режим, выбрал режим «Грязь». Тронулся, но через минуту машина вдруг перестает слушаться руля. Оказывается, коробка самостоятельно переключилась в режим Drive и уже включила четвертую ступень! Приходится снова нажимать на подрулевые лепестки и переключать коробку в ручной режим. Только делать это весьма неудобно: лепестки слишком короткие, к ним приходится тянуться. По-видимому, китайские эргономисты посчитали, что за рулем F7x будут сидеть исключительно концертирующие пианисты… Короче говоря, несколько километров размокшей грунтовки превратились в сплошную борьбу и с трассой, и со строптивой коробкой, и с автомобилем, то и дело пытающимся вырваться из-под контроля. Да и 190 мм дорожного просвета, доложу я вам, это не бог весть что.
В ситуации диагонального вывешивания кузов продемонстрировал отменную жесткость: все пять дверей открылись и закрылись без каких-либо проблем. В общем, трассу мы преодолели, хотя пару «засадных» мест победили только со второй-третьей попытки, а вот некоторым коллегам понадобилась помощь эвакуатора.
Тем не менее, наш заезд позволяет утверждать, что в принципе Haval F7x вполне способен доставить приятную компанию к месту пикника или рыбалки, если за рулем будет более-менее опытный водитель, понимающий, что следует делать на бездорожье. Конечно, нужно приноровиться к электронике, которая то и дело сбрасывает коробку в безопасный режим, и к тому, что можно спалить или по крайней мере подогреть межосевую муфту и т.д. Еще одной проблемой может стать объем багажника: при сложенных задних сидениях в него помещается 1152 л разнообразной поклажи, но в пятиместной конфигурации, на мой взгляд, в узкую нору под шторкой поместится не более 350 литров. Собственно, все перечисленные особенности, не считая поведения коробки, за которое китайским «настройщикам» пока можно ставить «неуд», вполне характерны и для прочих компактных кроссоверов. Но по большому счёту лучше на F7x в грязь не съезжать и радоваться машине на хорошем асфальте!
Тест-драйв кросс-купе Haval F7x: испытание грязью
Китайские автопроизводители известны своей страстной любовью к созданию машин, смутно или даже не очень смутно напоминающих творения автомобильных концернов всего мира. Но на этот раз китайцы сделали нечто оригинальное…
Наш тест-драйв новинки от Haval начался нестандартно. Хотя что там нестандартно! От такого у нас (а значит и вас эта участь не избежит) отвисла челюсть. Исполнительный директор российского офиса Haval Жером Сего прямо перед выездом журналистов на завод марки в Тульскую область торжественно заявил: «Через пять лет компания будет продавать в России столько же автомобилей, что и Hyundai с Kia». Громкое заявление, особенно если учитывать продажи корейских автомобилей в России и стереотипы относительно китайских машин.
Однако, как известно, «Терпение и труд — все перетрут», а марка Haval, совершенно очевидно, положила глаз на наш рынок, решив обстоятельно за него взяться. Китайцы построили в России свой завод со штамповкой и сваркой и высокой начальной степенью локализации (30%), реорганизовали дилерскую сеть, значительно увеличив и обогнав всех остальных производителей из Поднебесной в количестве продаж, запускают все новые и новые модели, часть из которых уже собирают в четырех часах езды от Москвы, в Тульской области. Руководство бренда все понимает, и готово к тому, что репутацию придется заслужить — корейские марки раньше тоже не пользовались особенной любовью, но если они сумели пройти путь до полноценной конкуренции c мировыми гигантами автопрома, то почему бы и Haval не попробовать?
На этом этапе, конечно, очень важно вывести на рынок хороший и очень качественный автомобиль, именно поэтому бренд нанимает западных инженеров и дизайнеров, покупает дорогие комплектующие, такие как блоки ESP 9.1 и турбокомпрессоры для 1,5-литровых турбомоторов (GW4B15) от Bosch или, например, электромагнитную многодисковую муфту NexTrac, которая отбирает мощность на задний мост от BorgWarner. Одним словом, представители бренда предпринимают все возможные усилия для достижения своей цели. Так что, вполне возможно, наполеоновские планы автопроизводителя в России реализуются.
В общем, теперь вы понимаете, что Haval F7x был создан вовсе не для того, чтобы создать чью-то очередную копию и порадовать покупателей очередной новинкой. У этой модели совершенно другое предназначение… Пока другие автопроизводители исследуют нишу уже и без того перенасыщенного класса SUV, эта модель спокойно и вальяжно вплывает в такой слабнасыщенный класс кросс-купе. Таким образом, молодежный и бюджетный кроссовер, вобравший в себя все последние технические наработки бренда, должен (и, наверняка, станет) новым прыжком к завоеванию рынка.
Ну здравствуй, красавчик
Да, внешность — это козырь Haval F7x. Пускай стереотипы, пускай вопрос: «Удастся ли через три-четыре года эксплуатации продать эту машину за вменяемую цену на вторичном рынке?» будет мучать вас каждую ночь, но, если вы человек эмоциональный, вы вряд ли сумеете удержаться от покупки этой машины. Ну хорошо, не покупки, а хотя бы мук сомнений относительно его покупки. Выглядит он очень классно!
Естественно, в этом автомобиле зоркий взгляд углядит некоторые некогда встречавшиеся дизайн-решения, но наряду с этим вы заметите и много собственных наработок, а таким балансом могут похвастаться далеко не все китайские марки. Вероятно, все дело в том, что Пьер Леклерк, бывший шеф-дизайнер BMW, теперь работает на Haval — он то и творил образ кросс-купе, стремясь создать второй оригинальный BMW X4. В Сети, кстати, эту машину еще до выхода прозвали «китайским BMW X4». Отметим, что заваленные стойки и модная форма кузова F7x исключили возможность установки панорамной крыши, так что ни за какие деньги вы не найдете панорамной крыши как у его собрата, F7… Только люк!
Интерьер кросс-купе впечатляет не только качеством материалов, но и дизайнерскими решениями. Современный дизайн, необычная текстура, хромированные дверные ручки, мягкая (действительно мягкая) отделка и совсем чуть-чуть надоевшего чёрного глянцевого пластика. Передняя панель и вовсе сделана с намеком на карбон — глазу приятно, да и на ощупь хорошо.
Девятидюймовый дисплей с разрешением 1280×720 хорош — он не подтормаживает вопреки ожиданиям, работая четко, но картинка выводимая на него с камер систем кругового обзора с динамической траекторией — не очень. Но это не главное, — главное, что в этом автомобиле есть такая функция. И она, кстати, спасла меня в момент тест-драйва, когда суровые представители завода, усмехнувшись и пробурчав что-то вроде «сейчас вам будет тюнинг по-тульски», заклеили все стекла черной глухой пленкой, не оставив ни капельки видимости в салоне. Так что обзорность в машине хороша даже несмотря на то, что тут очень компактное лобовое стекло.
Из функций здесь также есть адаптивный круиз-контроль с системой автоматического торможения, которой, ради эксперимента, я пользовалась пару раз, пока мы ехали по оживленной трассе, и вот, что я вам скажу: от китайца не ожидаешь, что она будет работать без огрехов, но, оказывается, так бывает: радар в переднем бампере, сканируя полосу, очень грамотно распознает все движущиеся транспортные средства, переключаясь при перестроениях и обгонах. Он может регулировать свою скорость в зависимости от скорости движения потока и тормозя при необходимости, причем очень плавно. Встроенной навигации тут, к сожалению, нет, но с другой стороны сюда установили Apple CarPlay и Android Auto — поэтому всего хватает: подключаем смартфон, и вот тебе все необходимые приложения, да музыка. Кстати, что касается музыки — штатная аудиосистема из шести громкоговорителей звучит вполне себе хорошо для среднестатистического водителя, но мне звук показался суховатым, и его не спасло даже изменение настроек в мультимедии.
Что касается эргономики, все более чем хорошо — вы убедитесь в этом сами, когда я скажу, что… Кнопка обогрева руля находится там, где должна находиться – на рулевом колесе, а не под рулем или у двери, куда ее обожают прятать, чтобы вы часами искали. Кнопок на центральной консоли – немного, а за дополнительные деньги в купе-кроссовер можно добавить дополнительную вращающуюся «шайбу» на центральном тоннеле, в принципе, дублирующей все то, что вы итак можете сделать на дисплее, но удобную тем, что на трассе больше не придется отвлекаться от дороги и тыкать в дисплей пальцами. «Шайба», кстати говоря, идет в комплекте с 7-дюймовой полностью электронной приборной панелью, которую многие так сильно ждали.
И вот еще что, в максимальной комплектации Premium доступно решение, которое Haval применил на этой модели впервые — кожаная отделка сидений и дверей бело-желтыми вставками (почему именно этот цвет — неясно, представители марки шепнули нам, что, скорее всего, будут еще красные и синие, но это не точно). Впрочем, если желтый цвет покажется вам чересчур ярким, то обычные тканевые сиденья в модификациях попроще будут не пестрыми, а обычными.
Ложку дегтя, я, конечно, добавлю: к путешествиям на дальние расстояния машину не подготовили, а объяснение этому заявлению простое — даже в топовой модификации здесь нет поясничного подпора, а форма водительского сидения как назло получилось какой-то… Проваленной что ли. И ладно, мне немного лет, и, в принципе, проблема начинает становиться явной только после 4 часов сидения за рулем, но если за руль сядет человек преклонных лет, то неприятных эмоций он получит гораздо больше.
А теперь очень интересная деталь: это кросс-купе, а значит пассажир заднего ряда, а точнее его комфорт, находится под угрозой. Тщательно полазив по этому самому ряду могу сказать: недостатков не обнаружено, головой и коленками не бьешься, наоборот, места более чем достаточно — всему причиной база в 2725 мм. Ну и вообще, тут даже предусмотрены воздуховоды, подогревы, и даже один USB-разъем для подзарядки гаджетов, так что где-то, в параллельном мире, возможно кто-нибудь да и решит взять Haval F7x для езды с водителем.
Багажник в кросс-купе не имеет привода багажной двери, когда в машинах такого кроссе — это моветон. Помимо этого, он небольшой — при сложенных задних сидениях от составляет 1152 литра, но если складывать их нет никакого желания, то в урожайные яблоками года стоит использовать машину попросторнее, иначе вы рискуете одарить наливными не всех родственников. С другой стороны, учитывая тот факт, что машина адресована молодежи, то аспект объема багажника не должен стать существенным фактором в выборе автомобиля. Особенно, если вспомнить, что кросс-купе хорошо проявил себя в движении.
В движении
Если учесть тот факт, что F7x в модельной линейке бренда находится выше F7, то, совершенно логично, что и мотор ему достался только топовый – 2-литровый «турбовый» на 190 «лошадок». Простенький полуторалитровый 150-сильный мотор этому кросс-купе не полагается. Двигатель агрегатируется с 7-диапазонной роботизированной коробкой передач с двойным сцеплением «мокрого» типа — ее созданием занимался сам Герхард Хеннинг, инженер, который разрабатывал похожий «робот» для Mercedes-Benz, и этим фактом китайская марка очень гордится.
Могу сказать, что никаких нареканий и претензий к мотору и «коробке» по езде в городе у меня не было, а те, кому «робот» кажется недостаточно шустрым, всегда могут воспользоваться спорт-режимом и подрулевыми лепестками. У меня, скорее, появились вопросы к шумоизоляции. На скорости около 100 км/ч мне приходилось не то что громче говорить, мне пришлось покрикивать на собеседника. В какой-то момент мы с напарником устали это делать и следующий час ехали просто молча.
Нужно отметить, что представители Haval настолько уверены в своих машинах, что без всякого страха, совершенно неожиданно, отправили всю группу журналистов на бездорожье. А отправлять журналистов на бездорожье за рулем тестовых машин, как известно, большой риск! Потому что если проходимость в них «хромает», то желательно заранее готовить трактор и встречать группу с веселыми воплями увязнувшую в первом попавшемся болоте. И знаете, что? Рискнули они не зря! F7x героически прошел все предложенные покрытия от грязевых ям до полевых дорог с замерзшей колеей почти без пробуксовок. И кстати, диагональные вывешивания для него оказались тоже элементарным заданием, благодаря системе интеллектуального полного привода, работающей за счет электромагнитной многодисковой муфты фирмы BorgWarner. Система умеет определять необходимый режим работы и в снегу, и в песке, и в грязи. В общем, проходимость очень порадовала!
О конкурентах
Сами представители марки Поднебесной уклончиво уходят от ответа, не называя прямых конкурентов модели F7x — на графике они схематично размещают свою новинку между недорогой Renault Arkana и премиальными BMW X4 (от 3 620 000 рублей) и Mercedes-Benz GLC (от 3 980 000 рублей). Естественно, в премиум наш подопытный не метит, а вот с французским кросс-купе у них будет жаркий бой. Последний, конечно, стоит подешевле — полноприводная модификация со всеми опциями стоит лишь чуть больше 1,52 млн рублей, но Haval более просторный, в салоне более приятный (вспоминаем жесткий пластик в Arkana и еще у него более мощный двигатель, а стоит на 300 тысяч дороже.
Но совсем скоро, в 2020 году у Haval F7x нарисуется более явный соперник и конкурент — кросс-купе Geely FY11 на платформе, турбомоторах (1,5 или 2 л) и трансмиссиях Volvo XC40. Интересно, сколько он будет стоить…
О ценах или «вот уж не ожидали!»
Ну и, наконец-то, вишенка на торте! Этого действительно никто не ожидал, потому что F7x стоит столько же, сколько и двухлитровый F7, хотя обычно кросс-купе стоит прилично дороже обычных версий. Таким образом, модификации с приводом на передние колеса обойдутся кошельку в сумму от 1 549 000 до 1 739 000 рублей, с полным приводом – от 1 629 000 до 1 819 000 рублей. Если возникнет желание получить интеллектуальный пакет, куда входит цифровая приборная панель и «шайба» мультимедиа, придется доплатить еще 20 тысяч рублей.
Но пройдемся по комплектациям — их всего три. В самой простой версии Comfort вы получите фронтальные и боковые подушки безопасности, систему стабилизации Bosch 9.1 (в нее также входят ассистенты старта в гору и езды на спуск, и система предотвращения опрокидываний), галогеновые фары спереди и светодиодные сзади, и даже колеса — 225/65 R17 на литых дисках с датчиками давления. Прилично, согласитесь? Но это еще не все — тут есть электрические стеклоподъемники на всех дверях, обогрев зеркал и лобового стекла, подогрев руля, воздуховоды в ногах задних пассажиров, бесключевой доступ с кнопочным запуском мотора, круиз-контроль, датчики света и дождя, задний парктроник, медиасистема с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto и экраном на 9 дюймов, плюс три USB-разъема. Все это за 1 549 000 с передним приводом и за 1 629 000 рублей с полным.
В средней версии Elite вы дополнительно получаете электрорегулировки кресла водителя в 6 направлениях, подогрев задних сидений и камеру заднего вида с динамической разметкой. Стоимость — 1 619 000 за передний привод, 1 699 000 рублей за полный.
Ну и самая продаваемая версия у F7 — Premium обойдется в 1 739 000 за передний привод и 1 819 000 рублей за полный). Здесь вы получаете LED-фары, люк, задний спойлер, складывающиеся зеркала и как раз те самые цветные вставки на кожаных сидениях. Помимо этого сюда входят боковые шторки безопасности, передние парктроники, четыре камеры кругового обзора, адаптивный круиз-контроль, функция автоматического торможения и система предупреждения о возможном фронтальном столкновении.
Подводим итог
Бренд Haval вышел на рынок всего шесть лет назад, но его стремление закрепиться на нем — восхищает. В Китае реализуется уже двенадцать моделей, в нашей стране пока пять, но, во-первых, это вопрос времени, а, во-вторых, все те автомобили, которые они выводят на наш рынок, производят впечатление насколько сбалансированных продуктов, что пусть так оно и остается. Россияне должны влюбляться в марку постепенно, а кросс-купе F7x должно стать инструментом, который поможет ей занять место в сердцах покупателей. А так оно и произойдет, уж больно он хорош!