Бензовозы ГАЗ-53 — популярные отечественные автомашины
Бензовозы на основе ГАЗ-53 – это заслужившие в советское время известную популярность среди отечественных потребителей автомашины, имеющие на базе грузовика ГАЗ цистерну (бочку) для кратковременного хранения и дальних перевозок светлых нефтепродуктов (бензина и др.).
Бензовоз ГАЗ-53
Главная особенность этих автоцистерн – шасси производства Горьковского автозавода с маркировкой ГАЗ-53, выпускавшиеся в серийном варианте с 1961-го до 1993-го года. Они представляют собой среднетоннажные автомобили третьего поколения из модельного ряда ГАЗ аналогичной грузоподъемности, за годы выпуска превысившие общим числом более 4-х миллионов единиц. Став самым массовым советским грузовиком, эта машина имела множество модификаций – самосвалы, седельные тягачи, пожарные автомобили, молоковозы, бензовозы и др.
Преимущества применения основы ГАЗ для транспортировки бензопродуктов исходят из следующих факторов:
- Надежности самой машины;
- Простоты устройства и, как следствие, доступности текущего ремонта;
- Длительного ресурса двигателя – до 400 тысяч километров;
- Возможности размещения в кабине до 3-х человек, что позволяет персоналу меняться в управлении и участвовать в совместных действиях при возникновении экстренной ситуации;
- Цельнометаллическим конструкциям, обеспечивающим безопасность обслуживания;
- Дешевизны используемых в ремонтных работах запчастей.
Устройство
Внешне бензовозы на базе ГАЗ-53 выделяются характерными для торговой марки и конкретной модели особенностями – небольшого объема кабиной с длинным капотом и выступающими крыльями, а также овальной бочкой с насосом. Эти агрегаты предлагают пользователю ряд возможностей, полностью зависящих от технической комплектации устройства:
- Установленный двигатель марки ЗМЗ-53 (карбюраторный, 4-хтактный, с 8-ю рабочими цилиндрами) дает сравнительно высокую для среднетоннажника мощность – 125 л.с.
- КПП рассчитана на 5 скоростей – 4 передних передачи и одна задняя.
- Ходовая представлена 2-мя осями с формулой колес 4*2 и зависимой рессорной подвеской, оснащенной для придания машине более плавного хода телескопическими амортизаторами.
- Трансмиссионный механизм – механический 4-ступенчатый.
- Рулевая без гидроусилителя, что несколько усложняет управление, но значительно упрощает конструкцию.
- Тормозная система – барабанного типа.
- Цистерна (бочка) – овальной формы, сваренная из высокопрочной листовой стали, горизонтально расположенная, имеющая внутренние ребра жесткости для увеличения ее прочности и безопасности использования (волнорезы исключают повреждения бочки как из-за внешних механических воздействий, так и вследствие внутренних гидроударов).
- Насос, которым снабжена цистерна, используется лопастного центробежного типа, имеет привод к двигателю грузовика через ВОМ.
Габариты бензовоза ГАЗ-53
Технические характеристики
Технические характеристики бензовоза ГАЗ-53:
Характеристики | Показатели |
Масса, кг: | |
— общая для всего агрегата | 7157 |
— базового шасси | 3470 |
Габариты, мм: | |
— длина | 6190 |
— ширина | 2380 |
— высота | 2590 |
Длина автомобильной базы, мм | 3700 |
Дорожный просвет, мм | 245-265 |
Параметры двигателя, л.с., марка / мощность | ЗМЗ-53/125 |
Объемы двигателя, см3 | 4254 |
Расход горючего на 100 км, л | 25-28 |
Скорость макс., км/ч | 85 |
Цистерна марка | 806 (АЦ-4,2-53А), 808 (АЦ-4,2-53А) |
Емкость (объем) бочки, л | 4200-4800 |
Наибольшая допустимая плотность перевозимых нефтепродуктов, г/см3 | 0,86 |
Видео обзор бензовоза ГАЗ-53:
Устройство и характеристики топливозаправщика ГАЗ-3309
ГАЗ 53 является чуть ли не самым популярным грузовым автомобилем в России. На шасси этого грузовика было создано много различных спецмашин. В частности, выпускался ГАЗ 53 02 самосвал, на шасси ГАЗ 53 40 собирались автобусы КАВЗ 685. На шасси ГАЗ 53 собирались молоковозы и бензовозы.
ГАЗ 53 бензовоз был всегда востребован, а в наше время к подобной технике проявляется особый интерес. Бензовозы часто покупают частные предприниматели, так как на перевозке топлива можно построить неплохой бизнес.
Бензовозы на базе ГАЗ 53 нередко продают по частным объявлением. Цены на технику могут быть очень разными, стоимость напрямую зависит от состояния автомобиля. В потрепанном состоянии «бочка» стоит от 50 тысяч рублей, цены хорошо сохранившихся машин с небольшим пробегом доходят до 250 тысяч рублей и более.
характеристики, устройство, фото и видео
Привычно пользуясь коммунальными удобствами, мы меньше всего задумываемся о магистралях где-то глубоко под нами, по которым все смытое и слитое перемещается, и о колодцах, где оно накапливается. На самом же деле в исчезновении отходов жизнедеятельности нет никакого чуда и все инженерные коммуникации, о которых в приличном обществе и за столом не принято говорить, являются обычной технической системой, требующей ремонта и обслуживания. Практически основным инструментом в этом процессе являются ассенизационные машины, созданные, в основном, на базе шасси автомобилей ГАЗ разных модификаций.
Ассенизаторская машина на базе шасси ГАЗ
Ассенизационные машины применяются везде, где есть необходимость откачки жидкостей, содержащих большое количество органических и неорганических примесей – песка, ила, фекальных масс. Собственно этим и определяется сфера их применения:
- откачка септиков систем локальной канализации;
- очистка сливных систем автомоек, ливневых канализаций;
- осушение дренажных и смотровых колодцев, подземных магистралей;
- осушение буровых отверстий, небольших водоемов.
Устройство и принцип работы
Основой устройства ассенизационной машины является металлическая емкость, которую можно герметично закрыть. Поскольку перед этой специальной машиной стоит задача откачки не вполне жидкости, а скорее суспензии, насыщенной примесями, то к этой бочке подключается вакуумный насос. Он создает в цистерне разрежение настолько большое, что через широкий гофрированный приемный шланг можно засосать, например, всю воду из пруда вместе с тиной и карасями.
Вакуумный насос приводится в действие двигателем специальной машины через распределительное устройство, сопряженное с его коробкой переключения передач.
При достижении определенного уровня жидкости в цистерне срабатывает датчик и глушится двигатель. После этого раздаточную коробку привода насоса отключают, и ассенизационная машина может двигаться к месту (специальному полигону), где бочка опорожняется, а ее содержимое утилизируется.
Фото ассенизаторской машины ГАЗ-53
Ассенизационные машины ГАЗ исполняются на базе шасси моделей газ 53, 3307 и 3309. Основа их конструкции – цельносварная металлическая цистерна с герметично закрываемой горловиной вверху, к которой подключается магистраль вакуумного насоса, и приемным патрубком с четырехходовым краном большого диаметра внизу. Она выдерживает большое давление, изнутри на ее поверхность нанесено химически стойкое покрытие, защищающее металл от коррозии и облегчающее уход за цистерной. Снаружи ее обычно красят в ярко-красный или оранжевый цвет.
Модели несколько отличаются друг от друга набором оборудования и способом их работы. Например, в ассенизационных машинах на базе ГАЗ 3307 при заполнении цистерны автоматически отключается двигатель, приводящий в действие вакуумный насос, у нее самый длинный заборный шланг – 6 метров.
Машины на базе ГАЗ 3309 имеют много дополнительного электрооборудования, в числе которого автоматический клапан на заборной магистрали и звуковой сигнал, срабатывающие при заполнении бочки. Машина на базе ГАЗ 53 имеет самую большую цистерну, в которой есть отсек для чистой воды.
Все ассенизационные машины, согласно правилам дорожного движения, оборудуются проблесковыми маячками и красятся в яркие цвета.
Технические характеристики
У каждой ассенизационной машины на базе автомобиля ГАЗ свои технические характеристики, но основное отличие – в объеме бочки и производительности вакуумного насоса.
Технические характеристики ассенизаторских машин на базе ГАЗ:
Объем цистерны (м3) | Производительность насоса (м3 в час) | Дополнительные емкости | Остановка откачки при наполнении цистерны | Звуковая сигнализация | |
Спецмашина ГАЗ 53 | 5 | 260 | доп. отсек холодной воды | механическое отключение | есть |
СпецмашинаГАЗ 3307 | 4 | 240 | нет | автоматическая остановка двигателя | есть |
СпецмашинаГАЗ ЗЗ09 | 3,75 | 240 | нет | электромеханический клапан | есть |
Видео обзор ассенизаторской машины ГАЗ-3307:
Бензовоз на базі ГАЗ-53: будову, технічні характеристики, фото і відео
Бензовози на основі ГАЗ-53 – це заслужили в радянський час відому популярність серед вітчизняних споживачів автомашини, що мають на базі вантажівки ГАЗ цистерну (бочку) для короткочасного зберігання і дальніх перевезень світлих нафтопродуктів (бензину та ін).
- 1 Бензовоз ГАЗ-53
- 2 Пристрій
- 3 Технічні характеристики
Бензовоз ГАЗ-53
Головна особливість цих автоцистерн – шасі виробництва Горьковського автозаводу з маркуванням ГАЗ-53, що випускалися в серійному варіанті з 1961-го до 1993-го року. Вони являють собою середньотонажні автомобілі третього покоління з модельного ряду ГАЗ аналогічної вантажопідйомності, за роки випуску перевищили загальним числом більше 4-х мільйонів одиниць. Ставши самим масовим радянським вантажівкою, ця машина мала безліч модифікацій – самоскиди, сідельні тягачі, пожежні автомобілі, молоковози, бензовози і ін.
Переваги застосування основи ГАЗ для транспортування бензопродуктов виходять з наступних факторів:
- Надійності самої машини;
- Простоти пристрою і, як наслідок, доступності поточного ремонту;
- Тривалого ресурсу двигуна – до 400 тисяч кілометрів;
- Можливості розміщення в кабіні до 3-х чоловік, що дозволяє персоналу змінюватися в управлінні і брати участь у спільних діях при виникненні екстреної ситуації;
- Суцільнометалевим конструкцій, що забезпечують безпеку обслуговування;
- Дешевизни використовуваних у ремонтних роботах запчастин.
На базове шасі встановлюється цистерна еліптичного перерізу, що дає машині найбільшу компактність і маневреність в русі по міській місцевості. При цьому машина адаптована до умов російського клімату і доріг, як у відношенні вантажний основи, так і для цистерновой ємності.Фото бензовоза на базі ГАЗ 53
Пристрій
Зовні бензовози на базі ГАЗ-53 виділяються характерними для торгової марки та особливостями конкретної моделі – невеликого обсягу кабіною з довгим капотом і виступаючими крилами, а також овальної бочкою з насосом. Ці агрегати пропонують користувачеві ряд можливостей, повністю залежать від технічної комплектації пристрою:
- Встановлений двигун марки ЗМЗ-53 (карбюраторний, 4-тактний, з 8-ма робочими циліндрами) дає порівняно високу для среднетоннажника потужність – 125 к. с.
- КПП розрахована на 5 швидкостей – 4 передніх передачі й одна задня.
- Ходова представлена 2-ма осями з формулою коліс 4*2 і залежною ресорною підвіскою, оснащеної для додання машині більш плавного ходу телескопічними амортизаторами.
- Трансмісійний механізм – механічний 4-ступінчастий.
- Рульова без гідропідсилювача, що дещо ускладнює управління, але значно спрощує конструкцію.
- Гальмівна система – барабанного типу.
- Цистерна (бочка) – овальної форми, зварена з високоміцної листової сталі, розташована горизонтально, має внутрішні ребра жорсткості для збільшення її міцності і безпеки використання (хвилерізи виключають пошкодження бочки з-за зовнішніх механічних впливів, так і внаслідок внутрішніх гідроударів).
- Насос, яким забезпечена цистерна, використовується лопатевого відцентрового типу, має привід до двигуна вантажівки через ВОМ.
Габарити бензовозу ГАЗ-53
УВАГА! Карбюраторний двигун «трудяги» вимагає пристойну кількість пального, тому в цілях економії деякі моделі оснащуються дизельними агрегатами ММЗ Д-245.
Технічні характеристики
Технічні характеристики бензовозу ГАЗ-53:
Відео огляд бензовозу ГАЗ-53:
Бензовозы на базе ГАЗ: устройство, технические характеристики
Для перевозки бензина и дизельного топлива как в Советском Союзе, так в России часто применялись и применяются всевозможные бензовозы на базе различных грузовых авто. Каждый бензовоз состоял из закрытой емкости для перевозки бензина, установленной на шасси грузового авто. В качестве шасси выступали и выступают автомобили ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ. Для каждого из грузовиков предусматривалась емкость определенного объема.
Бензовозы на базе ГАЗ
Так, бензовозы на базе автомобилей ГАЗ выпускались Горьковским автозаводом в разные года, относились они к спецтранспорту. Практически с каждым появлением нового поколения грузовиков ГАЗ, на его платформе выпускали и бензовоз.
Предназначался он для перевозки бензина и дизтоплива на короткие и средние расстояния. Объем емкости был небольшим, однако эти авто часто применялись, особенно в сельском хозяйстве, поскольку они оснащались насосами для откачки топлива из емкости, что позволяло производить подвозку и заправку техники прямо на поля.
К недостаткам бензовозов на базе автомобилей ГАЗ можно отнести разве что не особо большой объем емкости.
Устройство
Платформа
Как уже сказано, платформой для бензовозов выступали автомобили ГАЗ разных годов производства. Он практически не отличался от обычного грузовика. Единственное, на раму был установлена цистерна. Перерабатывалась у авто, предназначенных для перевозки топлива, только выхлопная система. Ее у этих авто не проводили под рамой, а выводили выхлопную трубу под передний бампер. Саму ее оснащали искрогасителем. Часто чтобы не возникало статического электричества к кузову прицепляли цепь, которая касалась земли и выполняла роль заземления.
На автомобили устанавливались проблесковые маячки, также имелись кронштейны для крепления табличек с маркировкой топлива. Автомобиль в обязательном порядке оснащался огнетушителем. В остальном это были обычные автомобили семейства ГАЗ.
Цистерна
Конструктивно цистерны, устанавливающиеся на автомобили ГАЗ очень схожи, но объемы их отличаются. Состояла цистерна из емкости, сделанной в овальной форме. Внутри емкости были сделаны волнорезы, не дающие топливу сильно двигаться внутри ее.
Сверху размещалась горловина с крышкой. В эту крышку были вмонтированы горловина для закачки топлива, перепускной клапан, поддерживающий определенное давление внутри цистерны, сзади размещалась горловина для слива топлива самотеком, а спереди цистерны был установлен насос с приводом от коробки передач. Этот насос позволял выполнять как закачку топлива в цистерну, так и дозированный слив его.
По бокам цистерны обычно размещались круглые пеналы для шлангов, которые подсоединялись либо к сливной горловине, либо к насосу, и через которые производилась закачка и слив топлива. Для контроля количества топлива имелись смотровое окно и мерная линейка.
Технические характеристики
Производство бензовозов на базе автомобилей ГАЗ началось с появления модели ГАЗ-51. Выпускались они и на базе следующего поколения этих среднетоннажных грузовиков – ГАЗ-52. Самое массовое количество бензовозов было выпущено на базе ГАЗ-53, поскольку это был самый массовый грузовик и выпускался он длительное время. Топливная цистерна 806 устанавливалась на многие модификации этого шасси – ГАЗ-53А, ГАЗ-5312.
Фото бензовоза ГАЗ-52
Бензовоз строился и на базе полноприводной модели ГАЗ-66. Но в основном этот бензовоз использовался у военных, а также в геологических экспедициях, поскольку этот автомобиль отличался высокими показателями проходимости по бездорожью.
Что касается современных бензовозов ГАЗ, то производятся они на базе таких моделей, как ГАЗ-3307 и ГАЗ-474120.
Все отличительные особенности между всеми указанными моделями, по шасси сводятся к конструкции сами авто, а также их технических показателей.
А по поводу цистерн – то отличаются они вместительностью и некоторыми конструктивными особенностями, к примеру, разные производительности насосов, наличие дополнительного оборудования, такого как счетчик расхода топлива, пистолета для заправки и т.д.
Фото бензовоза ГАЗ-3307
Технические характеристики бензовозов на базе автомобилей ГАЗ
Характеристики | Показники | Маса, кг: | — загальна для всього агрегату | 7157 | — базового шасі | 3470 | Габарити, мм: | — довжина | 6190 | — ширина | 2380 | — висота | 2590 | Довжина автомобільної бази, мм | 3700 | Дорожній просвіт, мм | 245-265 | Параметри двигуна, л. с., марка / потужність | ЗМЗ-53/125 | Обсяги двигуна, см3 | 4254 | Витрата пального на 100 км, л | 25-28 | Макс. швидкість, км/год | 85 | Цистерна марка | 806 (АЦ-4,2-53А), 808 (АЦ-4,2-53А) | Місткість (об’єм) бочки, л | 4200-4800 | Найбільша допустима щільність перевозяться нафтопродуктів, г/см3 | 0,86 |
Модель | Тип двигателя | Рабочий объем, л | Мощность, л.с. | Объем цистерны, м.куб. | Насос | Трубопроводы | |||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-51 | 6-цил., рядный | 3,4 | 90 | 2 | есть | есть | |||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-52 | 6-цил., рядный | 3,4 | 90 | 2 | есть | есть | |||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-53А | 8-цил., V-обр. | 4,25 | 125 | 2,5 | есть | есть | |||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-5312 | 8-цил., V-обр. | 4,25 | 125 | 2,5 | есть | есть | |||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-66 | 8-цил., V-обр. | 4,25 | 120 | 2,5 | есть | есть | |||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-3307 | 8-цил., V-обр. | 4,75 | 125 | 4,6 | есть | есть | |||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-474120 | ГАЗ-474120 | 4,25 | 120 | 4,7 | есть | есть |
Технические характеристики и комплектация
Тип шасси ГАЗ 33098 Объём цистерны, м.куб. 4 Материал цистерны 09Г2С, 3мм Верхняя горловина, диаметр, мм 400 Смотровое окно Прямоугольное Сливной/заборный кран Лючок АНМ 53 Крепление цистерны Опоры Напорно-всасывающий рукав Ду100, 6м, 1шт. Лакокрасочное покрытие цистерны Цвет — синий Вакуумный насос КО-503 Привод насоса Карданно-ременный
Система безопасности и предохранения
Предохранительный и поплавковый клапана в верхней горловине цистерны ✔ Мановакууметр ✔
Электрооборудование
Освещение рабочей зоны ✔ Освещение насосной группы ✔ Подсветка глазка ✔ Колесная формула / Ведущие колеса 4×2 / задние Схема компоновки транспортного средства Капотная Расположение двигателя Переднее продольное Кабина Цельнометаллическая, двухместная, двухдверная
Габаритные размеры, мм:
• длина 6705 • высота 2630 База, мм 3770 Колея передних/задних колес, мм 1630/1690 Полная масса транспортного средства (технически допустимая), кг 8180 Максимальная осевая масса, на каждую из осей транспортного средства, начиная с передней оси (технически допустимая), кг: • на переднюю ось 2180 • на заднюю ось 6000
Надежный труженик ГАЗ-53 молоковоз » Портал Пищевой промышленности FOODRUSS.ru
Молоковозом называют автомобиль, за кабиной которого закреплены цистерны большого объема. ГАЗ-53 –это советский грузовой автомобиль. Относится к серии среднетоннажных грузовых автомобилей. Начал выпускаться в октябре 1961 года и до 1992 года на Горьковском автозаводе. Эти машины были самыми распространенными среди грузовых автомобилей в
Советском Союзе. За тридцать с лишним лет вышли на дороги с конвейера завода более 4 миллионов машин. Все отрасли народного хозяйства страны пользовались тружеником советской поры – ГАЗ-53. Об удобстве водителя в то время не думали, и внутри кабина была проста и неудобна. Для водителя и пассажиров был один общий диван со спинкой и сзади небольшое место для вещей. Для своего времени ГАЗ 53 выглядел очень современно. Рама автомобиля отличалась большой прочностью. Бензобак устанавливался под сидением шофера.
А заливная горловина находилась за кабиной, у края водительской двери. Это оказалось очень удобным, когда автомобили перевели на газовое топливо. Газовый баллон установили под кузовом. С 1983 года по 1991 год сборка ГАЗ 53 производилась на болгарском предприятии «Мадара». Автомобиль экспортировался в Польшу, Румынию, Германию, Чехословакию, Вьетнам и Монголию.
На шасси ГАЗ-53 выпускали большой ассортимент моделей для различных перевозок. К ним относились бортовой ГАЗ-53, молоковоз, автолестница, передвижная ремонтная мастерская, бензовоз. Для перевозки молока за кабиной автомобиля закрепляли цистерны. Цистерны имеют одну или две секции. Общая вместимость секций колеблется от 3900 литров до 4200 литров.
Цистерны имеют плотно закрывающиеся люки с пылезащитными колпачками. И эти крышки защищают продукт от внешнего воздействия. Слив и наполнение цистерн молоком происходит посредством насоса через трубопроводы. Цистерна молоковоза обшивается с двух сторон, внешней и внутренней, нержавеющей коррозийно-стойкой сталью. Между этими слоями обязательно прокладывается термоизоляционный слой толщиной не менее 4-5 см. Даже при разнице температуры до 30 градусов, молоко может поменять температуру не более чем на 2 градуса. Этот слой позволяет держать нужную температуру молока в течение длительного времени, до 10 часов.
Цистерны молоковозов изготавливаются в эллиптической форме. Для того чтобы увеличить безопасность перевозок. Центр тяжести в таких цистернах находится на дне, ниже, чем у цистерн с круглой емкостью. Снаружи цистерны закрыты бортами из металлических листов. Чтобы можно было пройти вдоль цистерны, установлены поручни и откидная лестница. В цистернах молоковозов можно возить различные пищевые жидкости.
В них возят молоко, воду, пиво, квас, растительное масло и живую рыбу.
Автомобили ГАЗ-53 молоковоз сняли с производства более 20 лет назад. Но эти машины все еще остаются в строю. За долгие годы работы машина зарекомендовала себя надежным, ремонтопригодным и технически простым грузовиком.
ГАЗ-3309 – бензовоз и топливозаправщик
Тупоносый малотоннажный грузовик с традиционной как обрубленной кабиной четверть века выпускается на Нижегородском автогиганте ГАЗ. На шасси автомобиля монтируется эллиптическая цистерна.
Топливозаправщик АТЗ на шасси ГАЗ-3309
Цистерна бензовоза выполнена как термос. Две оболочки из 3 мм листовой стали разделены теплоизолятором, выполняющим 2 функции: снижение нагревания и испарения огнеопасного груза, предохранителя при ударе.
Оребрение изнутри придаёт жёсткость конструкции. Предотвращает гидроудары при движении и торможении. Разделение внутреннего пространства на два отсека преследует ту же цель.
Приплюснутость цистерны взамен цилиндрической формы направлена на приближение центра тяжести к остову шасси как мера противодействия опрокидыванию. Контактные поверхности по требованиям искробезопасности изготавливаются из алюминия:
- Люки заливной горловины;
- Наконечники рукавов;
- Площадка обслуживания и ступени лестницы.
Предел плотности нефтепродуктов — 0,83 кг на дм. Существуют конструктивные отличия наливных танков. Цистерна бензовоза маркируется АЦ-36135, ёмкость топливозаправщика АТЗ-36135-011. Модель бензовоза на базе грузового автомобиля АТЗ 4,9 ГАЗ-3309 стала брендом автозавода.