Тест драйв Lada Granta –
«Выживание»
О Lada Granta
Лада Гранта
Lada Granta с «автоматом»?! Версия для спецслужб, оснащенная в качестве стандартного оборудования парой АК-47? Нет. Это первый в истории российского автопрома серийный автомобиль с автоматической коробкой передач.
Для полноты картины, пожалуй, нужно начать с исходных данных, которые мне удалось собрать на момент знакомства с «автоматической» Грантой. Каждому первому автомобилисту в нашей стране известны все отличительные «особенности», присущие нашему автопрому. Мне в свое время тоже удалось поездить на широком спектре отечественных автомобилей и в том числе на продукции АвтоВАЗа. Но на Granta с «механикой» я не ездил, хоть и ознакомился со статьями коллег-журналистов. Информация читателям, скажем прямо, преподносится весьма разнообразная и местами противоречивая. Кто-то описывает типичные для ВАЗовских автомобилей проблемы: не лучшую надежность и качество сборки, нечеткий механизм переключения передач, недостаточную стойкость к коррозии. Но можно встретить и фразы, что Granta – это чуть ли не «технологический прорыв»!
Признаюсь, имея за плечами инженерное образование (если быть точным, по специальности «Двигатели внутреннего сгорания»), особых иллюзий по поводу «высоких технологий» я не питал. Окончательно мои сомнения развеяли сами представители АвтоВАЗа, поведавшие в беседе о новом четырехступенчатом «автомате», что они прекрасно понимают: «Коробка не самая передовая». Но при этом меня заверили, что была проведена масштабная работа по адаптации АКПП под модель Granta. Получилось в итоге адаптации следующее…
Откуда ноги растут
В 2010-ом году на АвтоВАЗе наконец-то по-настоящему окончательно и бесповоротно приняли решение: «АКПП быть!» И тут же стали искать партнеров, способных помочь с реализацией проекта.
Говорят, выбор есть всегда. Но в случае тольяттинского завода выбор изначально был предельно очевиден – JATCO. За японскую компанию, поставляющую свою продукцию на конвейер Nissan, «замолвили слово». Кто? Правильно, руководители альянса Renault-Nissan!
Ответ на вопрос, какую модель трансмиссии выбрать, в нашем случае тоже был предельно простой — самую дешевую (хотя сами японцы рекомендовали вариатор). Сопоставив два только что обозначенных факта, в итоге мы получаем автоматическую коробку передач JATCO JF414E.
Конструкция данной АКПП уходит своими «корнями» в далекий 1989-й год и, по сути, является модифицированной версией «автомата», устанавливавшегося двадцать лет назад на Nissan Sunny. Новая трансмиссия стала более компактной и легкой (вес снижен на 15%), более отзывчивой на нажатие педали газа, и, главное, еще более надежной. Японцы рассчитывают, что JF414E будет новым бестселлером на рынке недорогих автоматических трансмиссий (ее «предшественница» разошлась по миру тиражом более 11 миллионов экземпляров). За счет применения сверхплоского гидротрансформатора, удалось снизить общую длину коробки на 11%, тем самым увеличив возможности ее адаптации к различным двигателям. В результате еще и внутренние механические потери снизились на 32% (по сравнению со «старой» трансмиссией JATCO FF4AT). Кстати, «автомат» JF414E выпускается с 2010-ого года на заводе в японском городе Фудзи и поставляется в Китай на предприятие Dongfeng, занимающееся сборкой местной версии Nissan March. По словам представителей JATCO, за прошедшие два года вышла из строя всего одна единственная трансмиссия. Но мы-то знаем, что два года – срок совсем небольшой. С другой стороны, в то, что ресурс такого простого «автомата» приравнивается к ресурсу самой Granta, поверить не сложно. Да и японцы славятся своим качеством изготовления.
Кстати, в трансмиссии нужно будет всего лишь раз в 60 тысяч километров менять масло, если случится поломка – «автомат» вам тут же заменят по гарантии. Этот факт не особо важен, когда автомобиль новый. Но для будущих владельцев подержанных Granta такая особенность сервисной политики АвтоВАЗа может выйти боком, то есть банальным отсутствием запчастей для «автомата» (а замена КПП – удовольствие не из дешевых, да и в качестве удовольствия практикуется только тюнерами).
Адаптация и хитрости
На весь проект адаптации автоматической коробки передач к продукции АвтоВАЗа потратили около 17 миллионов евро — относительно немного. Но, можно было и меньше. К примеру, по контракту с JATCO Волжский Автомобильный Завод обязался пригласить в качестве консультантов для перенастройки АКПП под характеристики Гранты представителей австрийской инжиниринговой компании AVL. А австрийцы, благодаря своей всемирной известности, за свои услуги просят совсем не скромные суммы. Можно было найти специалистов и в России, но контракт, контракт…
Кстати, от первоначального варианта настроек, предложенных иностранцами, на АвтоВАЗе отказались – автомобиль с ними был очень медлительным и «задумчивым». В итоге в качестве отправной точки взяли ходовые оценки Nissan Note и настраивали «автомат» с оглядкой на поведение японского хэтчбека.
Надо сказать, тольяттинские конструкторы пошли на небольшую хитрость, состыковав АКПП JATCO не с «восьмиклапанным» двигателем, устанавливающимся в обычные Гранты, а с «шестнадцатиклапанным» ВАЗ-21126. Таким образом, за счет небольшого увеличения мощности (на 11 л.с.) и крутящего момента (на 5 Нм) удалось сохранить динамические характеристики автомобиля на уровне Granta с «механикой».
Не повозка
Внешность, как известно, – дело вкуса. На мой взгляд, Granta – вполне приветливый автомобиль с современными очертаниями кузова. Конечно, в условиях ограниченного бюджета нечто претендующее на приз Concours d’Elegance создать было просто невозможно. Поэтому задняя часть автомобиля напоминает Logan, а на дверях, доставшихся целиком и полностью от Kalina (впридачу к крыше и полу) есть «лишние» подштамповки под молдинги.
По словам инженеров, с первоначальными настройками «автомата» Granta по ощущениям напоминала «самодвижущуюся повозку». Но опробовав новинку как в городских условиях, так и на гоночном треке, смело могу сказать: «Granta–автомобиль, а не повозка».
В повседневных условиях ее водитель не почувствует себя ущемленным и неполноценным. Динамики полностью хватает для уверенного передвижения, включающего обгоны, перестроения и резкие маневры (когда, например, нужно быстро выехать с второстепенной дороги и влиться в общий транспортный поток). При этом, чтобы чувствовать уверенность в автомобиле, совсем не нужно постоянно нажимать педаль газа до упора. Совсем наоборот! Оптимальный режим движения – разгоны при наполовину или на три четверти открытом дросселе, ведь на максимальной нагрузке шины «Кама» очень часто не справляются с крутящим моментом, что удалось установить буквально на первом «боевом» круге на картодроме в Техническом музее города Тольятти.
Быстрая езда – явно не конек Гранты. «Автомат» излишне усердствует и часто после торможений «сбрасывает» сразу пару передач, из-за чего колеса постоянно буксуют при последующем выходе из поворота. Если же пытаться ехать плавнее, не допуская пробуксовки, темп движения падает.
Из других минусов, выявленных за время нескольких кругов на гоночной трассе, стоит отметить, прежде всего, сильные крены. Во время поворота автомобиль буквально припадает на переднее внешнее колесо, заставляя его подвеску сжаться до упора. Но в геометрии подвески, в особенности между ходами сжатия и отбоя, нет баланса. Поэтому зачастую заднее внутреннее к повороту колесо теряет контакт с поверхностью дороги и беспомощно повисает в воздухе. Конструкторы говорят, что применили более жесткие передние пружины, аналогичные таковым от автомобиля Kalina Sport. Но, на мой взгляд, можно было еще чуть-чуть увеличить общую жесткость подвески и поразмыслить над настройками сжатия и отбоя.
Советуем также тест-драйвы конкурирующих машин
Ravon R4
(седан 4-дв.)
Chevrolet Cobalt
(седан 4-дв.)
JAC J5
(седан 4-дв.)
Ладно, оставим автоспорт гоночной версии Granta Cup и отправимся тестировать Гранту с «автоматом» в ее родной стихии – городской суете.
В индустриальных джунглях
Как уже было сказано, динамического потенциала 98-сильной Granta с «автоматом» достаточно, чтобы не чувствовать себя обделенным. Самое интересное, что прогресс невооруженным глазом заметен не только в области ходовых характеристик автомобиля, но и в области удобства и комфорта, что намного важнее для бюджетного автомобиля.
Это уже совсем не «классика» с ее «дубовым» интерьером, и даже не «самара» с вечно пыльным дребезжащим салоном. Цивилизованное транспортное средство! Конечно, изысканным дизайном интерьер похвастаться не сможет, но свободного пространства хоть отбавляй и эргономика продуманная. Кнопки большие – промахнуться невозможно. Трехспицевый руль, специально разработанный для Гранты, удобно лежит в руках, правда, от упора до упора делает 3,3 оборота — довольно много (хотя раньше на Lada руль делал еще больше оборотов). Приходится дольше вертеть руль во время парковки.
А вот отличная обзорность, наоборот, процесс парковки, да и перестроений в потоке, намного упрощает – у Granta большие зеркала и внушительная площадь остекления. Остается пожалеть только об отсутствии парковочных датчиков, ведь с ними все было бы еще проще. Передний свес настолько короткий, что случаются моменты, когда трудно поверить, что автомобиль способен протиснуться в настолько ограниченное пространство. Выбираешься из Гранты, чтобы посмотреть, хватает ли места для выезда, и очень удивляешься огромному запасу расстояния до препятствия. Вывод – нужно привыкать к габаритам.
В салоне автомобиля прохладно (заслуга производительного кондиционера) и вполне уютно. Сиденья мягкие и явно не рассчитаны на активную «рулежку» — боковой поддержки маловато, и совсем не хватает поддержки бедренной. Зато места – хоть отбавляй, при моем росте 182 см, позади меня усаживался человек ростом 193 см и не доставал коленями до спинки. А еще наконец-то на АвтоВАЗе сделали удобные ремни безопасности для задних пассажиров!
Продолжение следует
Конечно, по нескольким пунктам у меня до сих пор остались претензии к АвтоВАЗу. Например – реальный расход топлива отличается от заявленного на целых два литра (в среднем Granta потребляет 10 литров на 100 км, против 7,85 л, указанных в технических характеристиках). В ответ на мою претензию, заводские испытатели начали оправдывать автомобиль тем, что он, мол, еще не прошел обкатку, при этом на одометре было около 2,5 тысяч километров (на самом деле разница в расходах проистекает из стандартных для большинства автопроизводителей хитростей с тестовыми методиками). Дальше – больше. По словам моих собеседников, «настоящая» обкатка заканчивается на отметке 10 тысяч км. Надеюсь, это была обычная оговорка, произнесенная в попытке защитить свое детище. В противном же случае на заводе применяются передовые технологии девятнадцатого века. Кстати, Гранту нужно заправлять 95-ым бензином.
Есть и другая претензия – к комплектациям. Ну почему нельзя было включить в протестированную версию «норма +» еще и электроприводы боковых зеркал? Ведь это так неудобно – тянуться через весь салон и пытаться по памяти подобрать нужный угол обзора.
С другой стороны, Granta с «автоматом» — самый доступный автомобиль с автоматической трансмиссией на нашем рынке, и гораздо более привлекательный выбор, чем Granta с «механикой» или чем ближайший конкурент – ZAZ Chance. И самое главное, новинка АвтоВАЗа – уже настоящий автомобиль, а не пресловутое «зубило» или «классика».
Протестированная Granta вселила в меня надежду, что отечественный автопром еще не до конца потерян. Тольяттинцы по-настоящему стараются сделать хороший качественный продукт. Пусть еще не все получается, но прогресс, прогресс заметен невооруженным взглядом!
Правда, новая Granta с АКПП JATCO стоит намного дороже базовой версии «стандарт» — 373 300 рублей, а в этом ценовом диапазоне уже безраздельно властвуют подержанные иномарки. Выживет ли Granta в конкурентной борьбе? Мне кажется, в современных реалиях нашей страны, безусловно, выживет.
С «автоматом» и без тормозов. Первый тест-драйв Lada Granta
На минуту мне показалось, что я в иномарке: под ногами всего две педали, а под рукой – рычаг автоматической коробки передач. Такого раньше на отечественных моделях не встречалось. Завожу двигатель, несильно нажимаю на педаль газа, и машина начинает движение, плавно набирая скорость и без рывков переключая передачи. Фантастика! И это Lada Granta! Неужели АвтоВАЗу наконец удалось сделать автомобиль с АКП, да еще и по уровню комфорта не уступающий моделям иностранных брендов такого класса?
Первую серийную модель Волжского автозавода с АКП официально представили журналистам в минувшие выходные. Трансмиссия – классический 4-ступенчатый гидротрансформатор фирмы Jatco. Однако в отличие от «автомата», который устанавливается на Nissan Note или Renault Logan (Sandero), коробка была значительно доработана специально для «Гранты».
в Lada Granta устанавливается в паре с 16-клапанным двигателем объемом 1,6 л мощностью 98 л. с., знакомым еще по модели Priora. По словам инженеров АвтоВАЗа, на то, чтобы «подружить» японскую трансмиссию с тольяттинским мотором, ушло 1,5 года, при этом пришлось вносить изменения и в работу самого силового агрегата. В комплектацию с «автоматом» входят кондиционер, вторая подушка безопасности (переднего пассажира) и антиблокировочная система тормозов. Модификация под названием «Норма плюс» оценивается в 373 200 рублей.
На первый взгляд цена может показаться завышенной, но в действительности конкурентов у Lada с АКП сейчас нет – ближайшая по стоимости модель с «автоматом», ZAZ Chance, стоит уже 420 тысяч рублей. Кстати, Granta с механической коробкой, одной подушкой, без кондиционера и менее мощным 8-клапанным двигателем стоит 291 000 рублей, так что разница в прайсе между машиной с «механикой» и автомобилем с «автоматом» вполне адекватна.
Вот Lada Granta набрала скорость, и пришло время тормозить перед первым препятствием. Жму левую педаль – ничего не происходит, давлю сильнее – автомобиль клюет «носом» и нехотя замедляется перед крутым поворотом. Рано я посчитал Granta иномаркой. Конечно, нельзя сказать, что тормозов нет совсем, но информативности и четкости им явно не хватает. «Здесь слабый вакуумный усилитель, — подтвердил мое мнение Александр – водитель Lada Granta, который подвозил меня вечером до гостиницы. – А еще хуже – тормозные колодки. Я их первым делом поменял, как приобрел автомобиль – заводские «свистели» громко».
Действительно, после иномарок тормоза у Granta кажутся «ватными». В отечественной малолитражке у педали есть заметный люфт: чтобы эффективно тормозить, надо прилагать значительные усилия, продавливая «пустую» зону. Кроме того, как показали заезды по картинговой трассе, тормоза на Granta достаточно быстро «устают».
Что еще не понравилось – гул и вибрация двигателя на холостых оборотах в районе 1000 об/мин. Складывается впечатление, что на машине стоят дизельный мотор и прямоточная выхлопная система. Особо не раздражает, но на уши давит сильно, а музыкой не заглушить – в комплектации «Норма плюс» аудиосистема отсутствует. Побеждает громкий звук силового агрегата только вой ветра в боковых передних стеклах на скоростях свыше 90 км/ч.
А вот претензий к самой 4-ступенчатой автоматической коробке не возникло: переключения передач происходит достаточно быстро и при этом плавно. В режиме «кик-даун» коробка также достаточно шустро реагирует на желание водителя немного ускориться. Немного – потому что динамика Granta с АКП никак не ураганная. Но и «овощем» автомобиль язык не поворачивается назвать: бодрый старт с места сможет удивить многих, а обгонять грузовики и другие тихоходные транспортные средства можно вполне уверенно.
Коробка Jatco, устанавливаемая на Granta, не имеет ручного переключения передач, однако у нее, кроме «драйва», «нейтрали» и заднего хода, есть режимы «1», «2» и «овердрайв». Соответственно, при выборе «1» скорость не переключается выше первой, при выборе «2» — выше второй, а при активации функции «овердрайв» — выше третей ступени. Например, при затяжном подъеме можно, в зависимости от скорости движения, выставить нужный режим, чтобы коробка не пыталась переключаться на следующую передачу, на которой машина будет терять динамику.
Кстати, «автомат» «Гранты» отлично зарекомендовал себя на бездорожье. Мы отклонились от заданного маршрута и решили проехать от Прибрежного до Тольятти не по скучной федеральной трассе, а проселочными дорогами вдоль Мастрюковских озер и Федоровских лугов. Я не принял во внимание тот факт, что накануне здесь прошел сильный дождь, и то, что раньше проезжалось на легковой машине, теперь представляло страшную картину: глубокие грязевые колеи, лужи и буераки – отличный тест на проходимость.
«Автомат» оказался в этих условиях лучше «механики». Дело в том, что на машине с механической коробкой передач приходилось бы постоянно работать сцеплением, пытаться найти оптимальную тягу для преодоления препятствий на малом ходу. Так можно и заглохнуть, недоработав сцеплением, или зарыться, переусердствовав с газом. С АКП же ничего подобного не происходит: «автомат» все делает сам, поэтому проблем с прохождением «убойного» отрезка пути не возникло. К тому же мы еще раз убедились в хорошей геометрической проходимости Granta – спокойно шли в колее УАЗа, ни разу не задев днищем землю. Перебираться из колеи в колею тоже оказалось «Гранте» вполне по силам.
В смешанном цикле «небольшой город + пустая трасса» расход топлива составил 10 литров бензина на 100 километров пути – при включенном кондиционере. Это больше, чем у Granta с механической коробкой, однако того стоит: ездить в плотном потоке на «автомате» значительно приятнее.
В крупных городах к Lada Granta с «автоматом» наверняка проявят интерес. Зачем переплачивать, скажем, за Hyundai Solaris, когда можно купить отечественный автомобиль за более скромные деньги? Для первой машины Granta с АКП, на мой взгляд, вполне достойный вариант. Опять-таки, шесть мешков картошки в багажник влезает – проверено лично. Только привычка устранять после покупки собственными силами ряд недостатков по-прежнему небесполезна.
За 6 месяцев АвтоВАЗ планирует выпустить около 10 тысяч Granta с автоматической коробкой передач – на конвейере их уже вовсю собирают. На установку 16-клапанного двигателя с АКП уходит чуть больше времени, чем на мотор с механической трансмиссией. А в следующем году объем составит уже 70 тысяч штук. Однако главным потребителем автоматической трансмиссии будет не Granta, а обновленная Kalina, которую покажут в августе на Московском международном автосалоне.