Меню

Гидравлические масла для легковых автомобилей

Гидравлические масла

Гидравлические масла (рабочие жидкости для гидравлических систем) разделяют на нефтяные, синтетические и водно-гликолевые. По назначению их делят в соответствии с областью применения:

  • для летательных аппаратов, мобильной наземной, речной и морской техники;
  • для гидротормозных и амортизаторных устройств различных машин;
  • для гидроприводов, гидропередач и циркуляционных масляных систем различных агрегатов, машин и механизмов, составляющих оборудование промышленных предприятий.

В данной статье рассмотрены рабочие жидкости и гидравлические масла для гидросистем мобильной техники, обозначенные ГОСТ 17479.3–85 как гидравлические масла, а также некоторые наиболее распространенные гидротормозные и амортизаторные жидкости на нефтяной и синтетической основах.

Основная функция рабочих жидкостей (жидких сред) для гидравлических систем — передача механической энергии от ее источника к месту использования с изменением значения или направления приложенной силы.
Гидравлический привод не может действовать без жидкой рабочей среды, являющейся необходимым конструкционным элементом любой гидравлической системы.

В постоянном совершенствовании конструкций гидроприводов отмечаются следующие тенденции:

  • повышение рабочих давлений и связанное с этим расширение верхних температурных пределов эксплуатации рабочих жидкостей;
  • уменьшение общей массы привода или увеличение отношения передаваемой мощности к массе, что обусловливает более интенсивную эксплуатацию рабочей жидкости;
  • уменьшение рабочих зазоров между деталями рабочего органа (выходной и приемной полостей гидросистемы), что ужесточает требования к чистоте рабочей жидкости (или ее фильтруемости при наличии фильтров в гидросистемах).

С целью удовлетворения требований, продиктованных указанными тенденциями развития гидроприводов, современные рабочие жидкости (гидравлические масла) для них должны обладать определенными характеристиками:

  • иметь оптимальный уровень вязкости и хорошие вязкостно-температурные свойства в широком диапазоне температур, т.е. высокий индекс вязкости;
  • отличаться высоким антиокислительным потенциалом, а также термической и химической стабильностью, обеспечивающими длительную бессменную работу жидкости в гидросистеме;
  • защищать детали гидропривода от коррозии;
  • гидравлические масла должны обладать хорошей фильтруемостью;
  • иметь необходимые деаэрирующие, деэмульгирующие и антипенные свойства;
  • предохранять детали гидросистемы от износа;
  • быть совместимыми с материалами гидросистемы.

Большинство массовых сортов гидравлических масел вырабатывают на основе хорошо очищенных базовых масел, получаемых из рядовых нефтяных фракций с использованием современных технологических процессов экстракционной и гидрокаталитической очистки.

Физико-химические и эксплуатационные свойства современных гидравлических масел значительно улучшаются при введении в них функциональных присадок — антиокислительных, антикоррозионных, противоизносных, антипенных и др.

Система обозначения гидравлических масел

Принятая в мире классификация минеральных гидравлических масел основана на их вязкости и наличии присадок, обеспечивающих необходимый уровень эксплуатационных свойств.
В соответствии с ГОСТ 17479.3–85 (“Масла гидравлические. Классификация и обозначение”) обозначение отечественных гидравлических масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквами “МГ” (минеральное гидравлическое), вторая — цифрами и характеризует класс кинематической вязкости, третья — буквами и указывает на принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам.

Классы вязкости гидравлических масел

Класс вязкости

Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с

По ГОСТ 17479.3-85 (аналогично международному стандарту ISO 3448) гидравлические масла по значению вязкости при 40 °С делятся на 10 классов (см. таблицу).
В зависимости от эксплуатационных свойств и состава (наличия соответствующих функциональных присадок) гидравлические масла делят на группы А, Б и В.
Группа А (группа НН по ISО) — нефтяные масла без присадок, применяемые в малонагруженных гидросистемах с шестеренными или поршневыми насосами, работающими при давлении до 15 МПа и максимальной температуре масла в объеме до 80 °С.
Группа Б (группа HL по ISO) — масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками. Предназначены для средненапряженных гидросистем с различными насосами, работающими при давлениях до 2,5 МПа и температуре масла в объеме свыше 80 °С.
Группа В (группа HM по ISO) — хорошо очищенные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками. Предназначены для гидросистем, работающих при давлении свыше 25 МПа и температуре масла в объеме свыше 90 °С.
В масла всех указанных групп могут быть введены загущающие (вязкостные) и антипенные присадки.
Загущенные вязкостными полимерными присадками гидравлические масла соответствуют группе НV по ISO 6743/4.
В таблице приведено обозначение гидравлических масел существующего ассортимента в соответстствии с классификацией по ГОСТ 17479.3-85.
В таблице кроме чисто гидравлических масел включены масла марок «А», «Р», МГТ, отнесенные к категории трансмиссионных масел для гидромеханических передач. Однако благодаря высокому индексу вязкости, хорошим низкотемпературным и эксплуатационным свойствам и из-за отсутствия гидравлических масел такого уровня вязкости они также используются в гидрообъемных передачах и гидросистемах навесного оборудования наземной техники.
Некоторые давно разработанные и выпускаемые гидравлические масла по значению вязкости нестрого соответствуют классу по классификации, обозначенной ГОСТ 17479.3-85, а занимают промежуточное положение. Например, масло ГТ-50, имеющее вязкость при 40 °С 17-18 мм2/с, находится в ряду классификации между 15 и 22 классами вязкости.

Читайте также:  После прогрева двигателя появляется стук рено меган 1

По вязкостным свойствам гидравлические масла условно делятся на следующие:

  • маловязкие — классы вязкости с 5 по 15;
  • средневязкие — классы вязкости 22 и 32;
  • вязкие — классы вязкости с 46 по 150.

Обозначение товарных гидравлических масел

Обозначение масла по ГОСТ 17479.3-85

Товарная марка

Ассортимент гидравлических масел

Маловязкие гидравлические масла

Масло гидравлическое МГЕ-4А (ОСТ 38 01281-82) — глубокоочищенная легкая фракция, получаемая гидрокрекингом из смеси парафинистых нефтей, загущенная вязкостной присадкой. Содержит ингибиторы окисления и коррозии. Обладает исключительно хорошими низкотемпературными свойствами.
Масло МГЕ-10А (ОСТ 38 01281-82) — глубокодеароматизированная низкозастывающая фракция, получаемая из продуктов гидрокрекинга смеси парафинистых нефтей. Содержит загущающую, антиокислительную, антикоррозионную и противоизносную присадки. Масло предназначено для работы в диапазоне температур от -(60-65) до +(70-75) °С.

Характеристики низкозастывающих маловязких гидравлических масел

Гидравлическое масло для авто. Виды и отличия

от Евгений 13.12.2019, 16:41 4 Г Комментариев

Гидравлическое масло — это жидкость, которая используется в гидросистемах. Она препятствует ускоренному износу частей и механизмов оборудования. При этом улучшает способность работы автомобилей при различных температурах окружающей среды. Без смазки невозможно нормальное функционирование оборудования, в котором используется гидравлика. Через него передается механическая энергия в то место, где она приводит в действие конкретный механизм. При этом величина усилия за счет масла изменяется.

Функции гидравлических масел

  • передача энергии от гидравлического механизма к действующему узлу;
  • обеспечивает смазывание трущихся механизмов. При этом уменьшает силу трения и предотвращает выработку элементов;
  • защищает части и механизмы от воздействия коррозии;
  • охлаждает узлы, в которых работает;
  • предотвращает отложение налета на стенках узлов и механизмов.

Где применяются и как маркируются

Область, где применяют такие виды масла, довольно обширна. Их используют в гидравлических приводах автомобильной и специальной технике. К тому же они используются в угледобывающей отрасли и сельском хозяйстве. Именно с целью разделения и была придумана маркировка гидравлических масел.

  1. ВМГЗ – это масло, которое применяют для гидравлических систем оборудования и механизмов, работающих под открытым небом. Чаще всего используется для строительных, транспортных и дорожных устройств.
  2. МГЕ марка используется в сельскохозяйственной технике.
  3. Марка А определяет масло предназначенное для АККП и гидротрансформаторов.
  4. Масло с маркировкой Р используют в гидроусилителях руля автомобилей, а также для гидроподъемной передачи.
  5. Маркировка АУП применяется для масляных жидкостей, которые заливают в гидравлические установки морских и наземных механизмов специального назначения.
  6. Марка АУ обозначает масло, предназначенное для гидравлических приводов, которые работают в температурах от -30 до 100 градусов Цельсия.
  7. Масляная жидкость с маркировкой ГГ используется в гидропередачах дизельных поездов, для смазки турбированых редукторов.
  8. Масло марки ЭШ используется для смазывания гидравлических систем техники, которая работает под воздействием большой нагрузки. Чаще всего такое масло заливают в гидравлику шагающих экскаваторов.

К тому же все масла этой категории имеют буквенные обозначения МГ, цифры и буквы. В таком обозначении МГ подразумевается масло гидравлическое. Цифры указывают на величину вязкости жидкости. Степень вязкости указывается цифрами от 5 до 150. Буква написанная следом за цифрами, указывает группу, к которой относится масло.

Классификация авто масел предназначена для определения компонентов и присадок, которые входят в его состав. К тому же это дает понимание того, где может использоваться данный вид жидкости. Это могут быть амортизаторы и тормозные системы, передачи, приводы, а также системы циркуляции.

При этом гидравлическое масло делится на три группы:

Групповое обозначение

Каждая группа имеет свою букву. Буквенный символ указывает на содержание в масле присадок, а также степень очистки.

  1. Буква А присваивается смазочным материалам на основе нефтепродуктов. В такие масла не добавляются никакие присадки. Эту смазывающую жидкость используют в системах, которые работают с малыми нагрузками. Обычно это механизмы с поршневыми или шестеренчатыми насосами. При этом такое масло не предназначено для высоких температур. Максимальная температура, при которой оно сохраняет свои характеристики, 80 градусов. К тому же давление не должно превышать 15 мега Па.
  2. Масла под буквой Б включают в себя присадки. Добавление этих компонентов дает антикоррозийные и антиокислительные свойства жидкости. Применение такого масла целесообразно в насосах, которые работают в температурном режиме, превышающем 80 градусов. Рабочее давление для жидкости с такой маркировкой, не должно превышать 2,5 мега Па.
  3. Буквенное обозначение В применяется для масел, в состав которых входят присадки и предназначены для работы при высоких температурах. Содержание присадок увеличивает антикоррозийные, антиокислительные и противоизносные свойства жидкости. К тому же такое масло подвергается тщательной обработке и очистке с помощью фильтров. Допустимое рабочее давление для данного типа превышает 25 мега Па.
Читайте также:  Газель ремонт двигателя плита

В чем разница между трансмиссионным и гидравлическим маслом

Трансмиссионное масло предназначено для смазывания поверхностей узлов, которые соприкасаются между собой и подшипников. При этом такой вид смазки применяется в механизмах, рабочая температура которых может доходить до 300 градусов. Также оно проявляет отличные смазывающие характеристики и при низких температурах.

Гидравлическое масло основной своей целью имеет передачу энергии на конкретные механизмы. При воздействии температуры свыше 150 градусов оно начинает выгорать. Поэтому использование такого масла в качестве трансмиссионного категорически запрещено.

Какое лучше выбрать гидравлическое масло

Для результативной работы автомобиля нужно подобрать смазывающую жидкость. Как уже говорилось, гидравлическое масло имеет свои маркировки и обозначения. Также качество масла может зависеть от его цены. Обычно жидкости европейского производства имеют лучшие характеристики, чем отечественные. Купить его можно в любом автосервисе или авто магазине. Выбирать нужно только то, которое указано в сервисной книге производителя автомобиля. При этом нужно учитывать такие моменты как:

  • среда эксплуатации автотранспорта;
  • температура окружающей среды при использовании машины;
  • частота эксплуатации автомобиля.

К тому же нужно учитывать и тот факт, в какой конкретно узел будет заливаться та или иная марка масла. Каждый вид этой смазывающей жидкости различается своими характеристиками.

Нужно знать! Категорически запрещено использовать вместо гидравлического, моторное масло. Они разные по своим техническим характеристикам. Невыполнение этого условия может привести к серьезным поломкам автомобиля.

Прочитать позже В избранное В коллекцию Пожаловаться

Гидравлические масла

Содержание статьи:

Основная функция гидравлических масел – создание жидкой среды, передающей механическую энергию от источника к месту использования.

Материалы данной категории применяются:

  • в технических средствах передвижения;
  • в гидротормозных и амортизационных устройствах;
  • в промышленном оборудовании и других системах.

Гидравлические масла в зависимости от назначения могут иметь особые свойства. Например, для металлургии выпускаются негорючие марки, для оборудования, работающего в суровом климате, – арктические и т. п.

Эксплуатационные характеристики гидравлических масел

От них зависят условия эксплуатации оборудования. Эти технические характеристики гидравлического масла определяют температурный диапазон работы исполнительного механизма.

Вязкость материала должна быть такой, чтобы обеспечить надежное смазывание узлов при высоких и низких температурах и соответствовать производительности насоса.

Они определяют эксплуатационный ресурс гидросистем. Противоизносные характеристики гидравлического масла должны соответствовать стандарту DIN 51524-2/3 и пройти ряд тестов, таких как FZG. Последний заключается в следующем: две цилиндрических шестерни погружаются в испытываемую жидкость. Будучи зацепленными и находясь под нагрузкой, они вращаются в течение 15 минут. С каждым циклом нагрузка увеличивается. Так проверяются гидравлические масла HVLP и HLP. Они должны выдерживать не менее 10 циклов.

Еще одной проверкой противоизносных характеристик гидравлического масла является тест на лопастном насосе Vickers V104C. Свойства определяются путем контроля износа отдельных элементов – лопаток и кольца. Испытания продолжаются 250 часов при вращении с частотой 1440 об/мин под давлением примерно в 70 атмосфер. Для продукции категории HLP/HVLP общий износ не должен превышать 150 мг, кольца – не более 120 мг, а лопастей – до 30 мг.

Для придания противоизносных технических характеристик в гидравлическое масло добавляются соответствующие присадки – диалкилдитиофосфаты металлов (чаще всего – цинка), реже – аминные соли и эфиры дитиофосфорной кислоты.

Читайте также:  Ремонт двигателя tsi руководство

Они характеризуют химическую стабильность гидравлического масла в процессе эксплуатации. Например, при воздействии высокой температуры и насыщения воздухом (барботажа). Окисление масла приводит к повышению вязкости, накоплению продуктов реакции, которые осаждаются на поверхностях системы, затрудняя ее работу. Чтобы сделать смазочный материал устойчивым к воздействию кислорода, в него вводятся фенольные и аминные присадки. Для устранения коррозии металлов в состав добавляются специальные ингибиторы.

Следует помнить, что причиной старения масла в гидравлике являются именно процессы окисления, происходящие при высокой температуре в присутствии кислорода, содержащегося в воздухе и воде. Некоторые металлы (например, медь) могут значительно ускорять реакцию. Методы определения склонности гидравлического масла к старению указаны в стандарте ИСО 6243.

Введение соответствующих присадок обеспечивает хорошие эксплуатационные характеристики гидравлического масла. В качестве антипенных добавок обычно используют полиметилсилоксаны. Они уменьшают поверхностное натяжение на границе «жидкость – воздух» и приводят к быстрому разрушению пены. Большое значение имеет также степень очистки исходного сырья. Смазочная жидкость не должна пениться, так как при этом нарушается ее подача к паре трения и ухудшается отвод тепла. Последнее приводит к перегреву гидросистемы и ее привода, и усиленному износу деталей.

Антипенные свойства определяют по методике ISO 9120. Тестирование заключается в нагнетании воздуха в гидравлическое масло при температуре +25 °C, +50 °C и +75 °C и проверке скорости уменьшения пены.

Она определяет устойчивость смазочного материала в присутствии воды. Последняя, попадая в гидросистему, ускоряет окислительные процессы в масле, разлагает неустойчивые присадки. Продукты гидролиза не только приводят к электрохимической коррозии, но и образуют шлам, забивающий фильтры и зазоры. Перечисленные процессы отрицательно влияют на стабильность работы гидравлического оборудования.

Для определения способности нефтяного и синтетического масел легко отделяться от воды используется метод ISO 6614. Он заключается в перемешивании при определенных условиях 40 см 3 воды с таким же количеством смазочной жидкости. После этого регистрируется минимальное время, в течение которого эмульсия разделится на два отдельных слоя.

Классификация и обозначения гидравлических масел

Основным нормативным документом, определяющим категории данных смазочных материалов, является ГОСТ 17479.4-87. Индустриальные (гидравлические) масла классифицируются в соответствии с их назначением, эксплуатационными свойствами и составом, а также функциональными присадками.

По сфере применения они подразделяются на следующие группы:

  • «Л» – предназначаются для легко нагруженных узлов;
  • «Г» – применяются в гидросистемах;
  • «Н» – используются в направляющих скольжения;
  • «Т» – рассчитаны для смазывания тяжело нагруженных узлов и зубчатых передач.

Согласно ГОСТ 17479.4-87, гидравлические масла делятся на несколько подгрупп: А, В, С, Д, Е. Первая подгруппа рекомендуется для оборудования, которое не предъявляет особых требований к свойствам смазочного материала, например антиокислительным и антикоррозионным.

Последнюю категорию (Е) следует использовать для машин и механизмов, которым необходимы масла с высокими рабочими характеристиками. Такой смазочный материал имеет максимальное количество присадок, обеспечивающих наивысшую защиту гидросистемы и оборудования.

Гидравлические масла имеют 18 классов вязкости. Последний указывается числом, равным среднему значению кинематической вязкости, измеренной в сантистоксах (сСт) – мм 2 /с.

Маркировка смазочного материала производится в соответствии с ГОСТ 17479.4-87. Например, если масло обозначено следующим образом: И-ГН-Е-68, то оно расшифровывается так:

  • индустриальное;
  • для гидравлической системы и направляющих;
  • с максимальным количеством присадок;
  • для оборудования с самыми высокими требованиями к смазочному материалу;
  • класс вязкости 68.

Масла для гидравлики могут также обозначаться в соответствии с зарубежными нормативами.

Классификация по европейским стандартам

Зарубежные производители оборудования и гидравлических масел ориентируются преимущественно на DIN 51524 и ISO 6743-4. В соответствии с этими стандартами, смазочные материалы подразделяются на несколько категорий.

Традиционные масла для гидравлики на минеральной основе обозначаются так:

  • HH/H – очищенное масло без присадок (ISO 6743-4/DIN 51524);
  • HL/HL – с антикоррозионными и антиокислительными добавками;
  • HM/HLP – с противоизносными присадками;
  • HV/HVLP – с индексом вязкости более 130;
  • L-HM/HVLDP – аналог предыдущего, но с добавкой моющих и диспергирующих присадок.

Синтетические базовые масла с противоизносными добавками обозначаются как HS/HS.

Adblock
detector