Как ремонтируют грузовые автомобили. Рассказ состоявшегося автослесаря о своей профессии
На рынке труда в России последнее десятилетие ощущается острая нехватка рабочих различных специальностей. Одной из причин сложившейся обстановки является элементарное незнание людьми основ таких профессий и упадок школы средне-специального образования.
Журнал Reconomica посвящает сегодняшнюю тему превращению обычного парня из Кирова в высококвалифицированного слесаря по ремонту автомобилей, получающего настоящее удовлетворение от своей работы и достигнутых в ней успехов.
В чём суть профессии автослесаря
Здравствуйте. Меня зовут Сергей Евгеньевич Кропачёв . Мой возраст — 27 лет, живу в городе Кирове и работаю автослесарем в строительной компании « КировСпецМонтаж» . Это крупнейшая организация нашего населённого пункта.
Автослесарь — это специалист, занимающийся ремонтом и обслуживанием автомобилей и спецтехники. Если быть точнее, то это общее название всех профессий, связанных с наладкой транспорта.
На высоте профессионального мастерства.
Автослесари делятся на специалистов по ремонту:
Какими навыками необходимо овладеть для успешной работы
Автослесарь должен уметь все то, что соответствует его посту:
- Хорошо знать теорию устройства автомобиля;
- Иметь навыки мастерского пользования слесарным и измерительным инструментом.
Современные автомобили требуют повышенных знаний для проведения качественного ремонта.
Как получить специальность автослесаря
Понятно, что можно прийти на практику, если с детства любил машины, стать подмастерье и быстро научиться. Но есть и более правильный путь — через образование.
Учебные заведения
На эту профессию готовят практически везде. Знаю, что даже в районах достаточно учебных заведений, поэтому молодому человеку будет несложно найти то, которое, по душе. А центры по переподготовке кадров для тех, что уже имеет образование, натаскивают всех желающих в течение 2–3 месяцев.
Обучение во время работы по профилю
Найти вакансию автослесаря несложно. Зачастую крупные и мелкие организации и автосервисы готовы брать только что отучившихся молодых людей без опыта. Единственным требованием является наличие профильного образования, хотя в какой-нибудь сервис к дяде Васе могут взять и без него.
Серьёзные организации готовы обучать новых специалистов предоставляя:
- наставника;
- специальную техническую литературу;
- курсы.
Обучение ремеслу с наставником
Так же было и со мной, когда определили в пару к опытному слесарю, под чьим руководством работал.
Обучение ремеслу с наставником.
Конечно, на первичном этапе, когда с вами нянчится воспитатель, не стоит ждать высоких зарплат, но ведь с каждым днём вы узнаёте всё больше, делаете работу быстрее, а значит, через определённое время можете рассчитывать на прибавку.
Вначале мне наставник говорил, какой ключ использовать, что открутить или привинтить. Через полгода я с легкостью выполнял простые операции. Через шесть месяцев знал и умел более сложные, через 2 сезона устранял неисправности в электропроводке громадных импортных фур. Ещё через 24 месяца стал работать на диагностическом стенде.
Как проходит мой обычный рабочий день
Теперь расскажу о рутине.
Начальный этап — постановка задач
Каждому слесарю, когда он устраивается на работу, выдается набор инструментов. Рабочий день автослесаря начинается с планерки. Все рабочие собираются, к нам приходит механик и называет фамилии, кто будет заниматься тем или иным автомобилем, гос номер транспорта, что с ним нужно сделать или какие неисправности у него есть.
Затем с напарником идём осматривать автомобиль, сразу подмечая, какие приспособления нам будут нужны.
Выполнение функциональных обязанностей
Потом начинается ремонт в следующей последовательности:
- Демонтируем неисправную деталь или узел.
- Приглашаем механика.
- Руководитель принимает решение, что дальше делать: заменить деталь на новую или отправить ее в ремонт.
Например, деталь поступает в дальнейший ремонт. В хороших автосервисах обязанности распределены, и дальнейшим ремонтом будет заниматься уже другой слесарь. После ремонта детали процесс идет в обратную сторону.
Секреты профессии
Самое главное в нашем деле, как я считаю — уметь откручивать гайки и болты. Кто-то скажет, чего там уметь, откручивай против часовой стрелки — вот и всё. Но это не так просто. Зачастую болты и гайки прикипают и тогда приходится идти на разные хитрости:
Вот один забавный пример:
Когда был ещё неопытным автослесарем, со мной приключился курьёзный случай. Мой наставник откручивал большую гайку на рессорах, не открутив до конца, передал это дело мне. Я же, не долго думая, с чего-то решил, что гайку нужно закручивать и закрутил. Как же он был удивлен, когда увидел, что гайку, которую наставник с таким трудом сорвал с места, закручиваю при помощи гаечного ключа и метровой трубы.
Сколько может заработать слесарь по ремонту грузовых автомобилей
В 2012 году, когда я только поступил на работу и был учеником, мне платили всего 16 000 р. Оплата была почасовая — 95 рублей в час. Через 2 месяца мне её повысили до 110 р, через полгода я уже получал 125 руб. Почасовую оплату готовы платить не все работодатели — что, мол, вы там будете сидеть и ничего не делать, а мы вам — плати.
Нормочас
Есть такое понятие, как нормочас. Обычно платят так: определенная операция стоит фиксированной суммы денег. Например, вам механик поручает снять КПП , отправить её в ремонт, а
затем поставить на место. В прайс-листе на эту операцию указана конкретная цена. На грузовом автомобиле это довольно трудоёмкий процесс и заплатят за него порядочно. Моя зарплата на сегодняшний день составляет 225 руб в час, так как я работаю уже 5 лет и приобрёл за эти годы немалый опыт.
Очередной грузовик готов к ремонту.
Преимущества и недостатки профессии
В моей профессии есть, как плюсы, так и минусы.
Положительные стороны
Из приятного хочу отметить сменный график работы 2 х 2, когда отработал 2 дня, а следующие 2 можешь полностью посвятить своим собственным делам или семье. Так как я неплохо знаю автомобили и у меня есть свободное время, я дополнительно подрабатываю, ремонтируя автомобили знакомых.
Также меня греет мысль о том, что автомобилей становится всё больше, они становятся всё сложнее, а это значит, что востребованность во мне, в автослесарях в целом, будет только расти, поэтому всегда буду обеспечен работой.
Отрицательные стороны
Есть, конечно, минусы. После рабочего дня руки бывают в масле и солидоле, отмыть их как следует редко получается.
Не знаю куда отнести следующий пункт — большая ответственность. Не шутка, если на ходу отвалится колесо или откажут тормоза. Нужно все время быть на чеку, помнить всё, что сделал и не сделал. Но я считаю, что без большой ответственности не добиться хороших результатов.
Этапы достижения успеха в работе. Возможности карьерного роста на сервисе
Спустя 5 лет, из простого автослесаря стал специалистом диагностического оборудования и останавливаться не собираюсь, а хочу дальше самосовершенствоваться, расти.
Первая ступень в повышении уровня профессии
Вначале под руководством наставника я крутил гайки, но интересовался и более сложными операциями. Со временем меня отправили выполнять более сложную работу, потому что:
- всегда имел интерес к автоэлектрике;
- читал схемы, чертежи;
- ремонтировал проводку на папином автомобиле;
- на работе помогал автоэлектрику и мотористу;
- проявлял инициативу;
- просил научить меня разным вещам наставника;
- смотрел обучающие видео;
- читал статьи.
Следующий уровень самосовершенствования
Спустя время потребовался второй автоэлектрик и открылась вакансия. Собравшись с духом, пошёл к механику и предложил свою кандидатуру. При этом сказал, что готов обучаться на любых условиях, даже если мне понизят ставку. Этого не потребовалось, механик и сам был рад взять кого-нибудь из своих парней. Так я стал автоэлектриком.
Ещё один этап роста как специалиста
Затем, спустя 2 года, на работе купили сложный диагностический стенд и встал вопрос о кандидатуре человека, который будет на нем работать. Нужно было отправить пару человек на обучение и, конечно же, снова вызвался я.
От подготовки толку было немного, так, в общих чертах объяснили, что можно делать на нём и как не сломать стенд. До всего приходилось доходить своей головой. На помощь опять пришёл интернет.
Главный совет начинающим автомеханикам
Конечно, не везде есть сложное дорогостоящее оборудование и не везде вам предложат на нём работать. Но ведь необязательно всю жизнь работать в сыром гараже, без соцпакета у дяди Васи, уходите в другой сервис более оснащённый, где вы можете ещё чему-то научиться, затем в другой. В конце концов, вы станете нужным специалистом и для большого, стабильного автосервиса.
Только не порите горячку, не пытайтесь изучить все подряд:
Выберите себе какую-нибудь цель. Например: хочу стать первоклассным специалистом по ремонту импортных двигателей. И во время самой практики, когда еще учитесь, начните двигаться к своей цели. Попросите начальника в автосервисе поставить вас в помощь мотористу, попросите последнего вас чему нибудь научить, попробуйте собственноручно, под присмотром выполнить какой-нибудь ремонт двигателя.
Автослесарь
Видео о профессии
На сегодняшний день в нашей стране официально насчитывается более 42 млн. легковых автомобилей в собственности граждан. Если посчитать коммерческий и грузовой транспорт, эта цифра вырастет еще на несколько миллионов. И все эти машины ломаются, требуют регулярной диагностики, технического обслуживания.
Необходимые услуги предоставляет слесарь-автомеханик — специалист с высшим или средним специальным образованием. С увеличением количества автомобилей растет и популярность профессии, с помощью которой можно хорошо заработать или даже сделать неплохую карьеру.
Определение профессии слесарь по ремонту автомобилей
В автомобильной мастерской могут работать такие специалисты:
- механик-диагност — выполняет первичный осмотр объекта, применяя для этого специальное диагностическое оборудование. Выявляет неисправности, устанавливает их причины, направляет авто к работнику, обладающему необходимыми для восстановления объекта знаниями;
- моторист — занимается ремонтом двигателей, внесением изменений в их конструкцию;
- маляр — выполняет лакокрасочные работы с учетом проблем покрытия, в соответствии с его особенностями. Знает принципы проведения шпатлевания и окраски, владеет разными техниками работ и приемами предупреждения коррозии металла;
- автоэлектрик — проверяет качество работы электрооборудования в машине, выявляет сбои и устраняет их, повышает функциональность систем;
- вулканизаторщик — занимается проверкой работы автомобильных камер и при необходимости ремонтирует их;
- автожестянщик — специалист по кузовному ремонту, вытягиванию и устранению вмятин, исправлению повреждений на автомобиле, полученных в результате механического воздействия.
Стоит учесть, что слесарь, способный отремонтировать автобус или грузовую машину, должен обладать рядом дополнительных знаний и навыков. Таких автомехаников выносят в отдельную группу.
Автослесарь или автомеханик — в чем разница
Понятия автослесарь и автомеханик часто сливаются, но это актуально только для небольших сервисов, где действительно обычно работают универсалы. На деле, описание профессии автомеханик подразумевает руководителя среднего звена. Ее представитель отлично знает строение автомобиля, функции его систем и отдельных частей, сценарии их поломки и способы ремонта. Он больше работает головой, чем руками, контролируя процесс восстановления машины, распределяя работу среди автослесарей. Именно последние, приняв во внимание рекомендации руководителя, выполняют основную часть работы по устранению проблем в работе механизма или его усовершенствованию.
Еще одно отличие в уровне образования этих специалистов. Чтобы стать автослесарем, достаточно прослушать курсы продолжительностью 3-6 месяцев. Автомеханики — это сотрудники со средним специальным или даже высшим образованием.
Общие обязанности
Перечень действий, выполняемых автослесарем на рабочем месте, зависит от уровня его образования, мастерства, профиля. Универсалы в этой области встречаются все реже, обычно сотрудники оттачивают свои навыки в одном из многочисленных направлений. При этом каждый мастер должен уметь выполнять ряд обязательных манипуляций.
В автомастерской слесари по ремонту автомобилей занимаются следующим:
- проведение диагностики с помощью специальных приспособлений и традиционных способов;
- рихтовка кузова с целью устранения последствий механического воздействия;
- ремонт очевидных и скрытых повреждений;
- проведение сварочных работ;
- проверка функциональности программного обеспечения, электроники автомобиля, отладка нарушенных функций;
- установка, замена, усовершенствование деталей, узлов и агрегатов;
- ремонт бензиновых и дизельных двигателей с учетом особенностей разных марок;
- замена фильтров, технических жидкостей;
- тюнинг, экстерьерные работы.
Обязанности автомехаников по большей части представлены контролем работы персонала. Нередко именно они общаются с клиентами, поставщиками деталей, представителями страховых компаний, проверяющими службами.
Достоинства
При наличии навыков автослесаря, подтвержденных профильным образованием, можно не переживать по поводу трудоустройства. Даже начинающий специалист всегда сможет найти себе место основной работы или подработки. Автомеханик с коммерческой жилкой и амбициями даже способен запустить перспективный и прибыльный самостоятельный проект.
Положительные стороны профессии автослесаря:
- достойный уровень дохода — то, сколько зарабатывает сотрудник, зависит только от его желания и способностей. Дополнительным плюсом считается стабильность заработка за счет отсутствия выраженной сезонности;
- разнообразие вариантов обучения — это могут быть курсы, посещение колледжа или техникума, ВУЗ. Среди автослесарей встречается и множество самоучек без профильного образования;
- постоянный и растущий спрос на услуги — количество автомобилей постепенно растет, что обеспечивает автослесарей стабильным потоком заказов;
- возможность совмещать работу с выполнением частных заказов, а также брать смены сразу в нескольких мастерских;
- хороший способ завязать полезные связи, набрать собственную базу — многие высококлассные работники довольно быстро «обрастают» собственными клиентами. Последние обычно без проблем переходят в новую мастерскую, если сотрудник меняет место работы или запускает свой бизнес;
- отсутствие ограничений по возрасту — одно из немногих направлений, где возраст не становится проблемой при поисках работы. Нередко он, наоборот, становится дополнительным плюсом.
Как и в ряде других профессий здесь важную роль играет опыт. Наличие стажа в несколько лет позволяет соискателям претендовать на хорошие места в крупных сервисах.
Недостатки
- Во-первых, на самом старте карьеры зарплата может оказаться довольно низкой, но по мере набора опыта она будет расти.
- Во-вторых, это физически сложная работа. Она подразумевает серьезные нагрузки и профессиональные риски.
- В-третьих, условия в ремонтных боксах нередко не самые комфортные. Иногда мастерам приходится работать прямо на улице в любую погоду.
Рассматривая плюсы и минусы направления, стоит учесть, что у автослесаря должны присутствовать определенные качества, без которых ему будет сложно рассчитывать на успех. В этот перечень входят: наблюдательность, способность концентрировать внимание и логически мыслить, аккуратность, ответственность. У работника не должно быть проблем с моторикой, зрением и слухом.
Профессиональные риски
В большинстве случаев работа автослесарей сопряжена с плохими условиями труда. Многие детали машин имеют значительный вес, а перемещать их зачастую приходится вручную. Повышенными физическими нагрузками сопровождается ремонт грузовых автомобилей, автобусов.
Мастера вынуждены дышать парами технических жидкостей, лакокрасочных материалов, растворителей. Они контактируют с горюче-смазочным сырьем, способным вызывать ожоги и аллергические реакции. Чтобы починить автомобиль работникам приходится в течение долгого времени находиться в неудобных позах.
Как стать слесарем по ремонту автомобилей
Автомеханик или автослесарь с дипломом на рынке труда ценится выше, чем самоучка, поэтому даже при наличии таланта в работе с механизмами стоит позаботиться об образовании. Если совсем не хочется тратить время на учебу, надо хотя бы посетить курсы. Их продолжительность составляет от 1-2 месяцев до полугода, причем, основная часть времени отводится на практику.
В профильный колледж или техникум можно поступить после 9-го или 11-го класса. Срок обучения будет составлять от 2 до 3 лет. Для поступления в ВУЗ с целью обучения на автомеханика нужно хорошо сдать профильную математику, русский язык, а также физику или информатику. Срок обучения составит 4-5 лет, а результатом станет диплом автомеханика широкого профиля.
Сколько зарабатывают автомеханики?
На начальном этапе заработная плата автослесаря составляет 25-35 тыс. рублей. По мере набора опыта этот показатель будет повышаться. Мастера, имеющие хороший стаж, в среднем получают 80-100 тыс. рублей. в месяц. Механик-автослесарь с собственной базой клиентов и связями способен открыть свой бизнес. Если все сделать правильно, доход может составлять от нескольких сотен тысяч рублей в месяц.
Зарплата на 28.02.2021
Россия
25000—120000 ₽
Москва
30000—150000 ₽
Заключение
Профессия слесаря по ремонту автомобилей стремительно набирает популярность. Задумываясь о карьере в этом направлении, стоит учитывать востребованность представителей отдельных специальностей. В частности, на рынке отмечается серьезный недобор автоэлектриков, которым работодатели готовы предлагать самые выгодные условия труда.