Как пройти техосмотр автомобиля и проверку на выбросы
Для обеспечения максимальной чистоты и безопасности транспортных средств в большинстве стран действуют законы, которые предписывают и регулируют периодические проверки транспортных средств.
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ИНСПЕКЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА?
Точные детали проверки безопасности могут быть разными, но большинство проверок безопасности охватывают одни и те же компоненты вашего автомобиля. Инспектор, скорее всего, не будет проверять чистоту вашего салона, но вы должны ожидать, что он или она устроит вашему автомобилю тщательную проверку всех основных функций безопасности.Следующие компоненты которые будут проверены:
- Тормоза : инспектор проверит наличие изношенных или поврежденных барабанов, тормозных колодок и тормозных магистралей.
- Световые сигналы и сигналы поворотов . Инспектор проверит, соответствуют ли ваши лампочки и другие компоненты минимальным нормам закона и что все ваши сигналы работают правильно.
- Рулевое управление и подвеска : ключевые конструктивные элементы вашего рулевого управления и подвески, такие как амортизаторы, стойки и опоры двигателя, должны быть в хорошем состоянии без значительного износа. Инспектор также проверит ваши жидкостные линии на наличие утечек и убедится, что рулевое колесо имеет правильную величину люфта.
- Колеса и шины : колеса должны быть конструктивно прочными, а шины должны иметь достаточную глубину протектора и быть подходящего типа для транспортного средства.
- Зеркала, окна и стекло: антиобледенитель должен работать правильно, переднее левое окно должно быть исправным, а на лобовом стекле не должно быть трещин, наклеек и других нарушений. Инспектор также проверит, что зеркала достаточно отражающие и надежно закреплены на транспортном средстве.
- Система выпуска отработавших газов : инспектор проверит наличие всех необходимых компонентов системы выпуска отработавших газов и отсутствие утечек газа между двигателем и выхлопной трубой.
- Сиденье водителя и ограничители: сиденье должно быть надежно закреплено на полу кабины и находиться в хорошем состоянии. Ремни безопасности, подушки безопасности и другие удерживающие системы должны соответствовать юридическим нормам конструкции и качества.
- Топливная система . Инспектор позаботится о том, чтобы все компоненты топливной системы были надежно закреплены на автомобиле и чтобы в топливной системе не было утечек.
- Напольный поддон: Отверстия, которые позволяют выхлопным газам проникать в салон или представляют другие опасности, могут привести к тому, что транспортное средство не пройдёт проверку.
В интернете можно пройти техосмотр онлайн, диагностическая карта. Компания берет сведения об автомобиле из базы ЕАИСТО и изготавливает по ним документ.
ЧТО ВХОДИТ В ТЕСТ НА ВЫБРОСЫ?
Правила чистого воздуха требуют, чтобы транспортные средства периодически проходили испытания на выбросы, чтобы убедиться, что их системы контроля загрязнения работают правильно. Есть три способа проверки транспортных средств; возраст, категория и другие детали автомобиля определяют, какая процедура используется. Однако независимо от деталей автомобиля испытания на выбросы обычно делятся на три этапа.
ЭТАП ПЕРВЫЙ: ВИЗУАЛЬНЫЙ ОСМОТР
Первый этап испытаний на выбросы одинаков для всех транспортных средств. Как правило, инспектор просит вас подождать снаружи вашего автомобиля, пока он выполняет визуальный осмотр вашего автомобиля. В ходе этой проверки он проверит наличие всех компонентов вашей системы контроля загрязнения и отсутствие серьезных утечек или других угроз безопасности, таких как лысые шины, которые могут сделать остальную часть теста небезопасной. Наконец, инспектор свяжется с вашим VIN, чтобы определить нормы выбросов для вашего автомобиля.
ЭТАП ВТОРОЙ: ТЕСТ НА ВЫБРОСЫ
На втором этапе теста будут фактически измерены выбросы вашего автомобиля, и точная процедура будет меняться в зависимости от вашего автомобиля.
- Новые транспортные средства. Бензиновые автомобили, выпущенные после 1996 года, и дизельные автомобили, выпущенные после 1997 года, обычно имеют бортовой компьютер, который собирает данные о выбросах. Инспекторы выбросов могут просто подключиться к порту OBD II с помощью портативного устройства и собирать данные с компьютера.
- Тест динамометра: если у автомобиля нет бортового компьютера, тест на выбросы проводится на динамометре, устройстве на беговой дорожке, которое позволяет автомобилям двигаться в стационарном положении. После того, как вы подъедете к машине, инспектор вставит пробник в вашу выхлопную трубу и попросит вас двигаться с моделируемой скоростью примерно 25 миль в час. Датчик позволяет инспектору проанализировать ваш выхлоп и определить, работает ли ваша система контроля загрязнения.
- Проверка на холостом ходу: если ваше транспортное средство не может быть подано на динамометр из-за его размера или других характеристик, вас попросят выполнить аналогичную процедуру. Однако вместо того, чтобы ехать на динамометре, вы просто будете держать свой автомобиль на холостом ходу и включите двигатель в соответствии с инструкциями инспектора.
ТРЕТИЙ ЭТАП: ИСПЫТАНИЕ ГАЗОВОЙ КРЫШКИ
Заключительная стадия испытания на выбросы гарантирует, что ваша газовая крышка не позволит парам выйти из топливного бака. Инспектор снимает ваш газовый колпачок и подключает его к специально разработанному инструменту, который измеряет производительность колпачка. Если ваша крышка выдерживает предписанные уровни давления и ваш автомобиль прошел оставшуюся часть теста на выбросы, вам будет присвоен проходной балл по результатам теста на выбросы.
ПОЧЕМУ АВТОМОБИЛИ НЕ ПРОХОДЯТ ТЕСТЫ НА ВЫБРОСЫ?
Существует ряд условий, которые могут привести к тому, что транспортное средство не пройдет испытание на выбросы. Некоторые из этих проблем просты и относительно недороги в решении. Другие условия могут потребовать более существенного ремонта, прежде чем ваш автомобиль сможет успешно пройти испытание на выхлопную трубу.
- Соотношение воздуха и топлива: если соотношение воздуха и топлива в вашем двигателе неверное, ваше топливо не будет гореть правильно и может выделять больше загрязнений, чем должно.
- Утечка вакуума: если в вакуумных линиях вашего двигателя протекают, ваш двигатель будет неэффективно сжигать топливо и выделять больше загрязняющих веществ.
- Время зажигания: Оптимальная топливная эффективность требует точного выбора времени системы зажигания вашего автомобиля. Если ваше время выключено, ваш двигатель будет страдать от неполного сгорания и увеличения загрязняющих веществ.
- Свечи зажигания: Неисправные свечи зажигания также могут вызвать неполное сгорание.
- Датчик кислорода. Если датчик кислорода работает неправильно, ваш автомобиль не сможет правильно отрегулировать систему сгорания и может выделять больше загрязняющих веществ, чем необходимо.
- Грязное моторное масло: Загрязненное масло может снизить эффективность.
- Засоренный воздушный фильтр. Засоренный воздушный фильтр может уменьшить поток воздуха в двигатель и привести к дисбалансу соотношения воздуха и топлива.
- Неисправные детали двигателя: поврежденный двигатель не может работать с оптимальной эффективностью.
- Каталитический нейтрализатор: каталитический нейтрализатор вашего автомобиля очищает выхлопные газы до того, как они покинут выхлопную трубу. Если преобразователь работает неправильно, ваши выбросы будут выше.
- Положительная вентиляция картера: Если клапан вашей системы PCV работает со сбоями, отходящие газы могут выходить из вашего двигателя, сохраняя при этом горючий бензин, снижая эффективность и увеличивая выбросы.
- Рециркуляция выхлопных газов: Ваша система рециркуляции отработавших газов повышает эффективность и снижает выбросы, поэтому это может вызвать проблемы при неисправностях системы.
ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ, ЕСЛИ Я ПРОВАЛЮ ТЕСТ НА ВЫБРОСЫ?
Последствия провала теста на выбросы зависят от состояния. Как правило, испытания на выбросы требуются в сочетании с регистрацией транспортного средства; если ваша машина не справляется с выбросами, ваша регистрация может быть отклонена. У вас будет льготный период, в течение которого вы сможете отремонтировать и протестировать свой автомобиль; Невыполнение этого требования может привести к истечению срока действия номерных знаков вашего автомобиля и сделать его незаконным для вождения.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПРОВЕРКЕ
Если вы знаете или подозреваете, что вам необходимо провести осмотр вашего автомобиля до следующего продления регистрации, не ждите, пока вы получите письмо с инспекции. Выполните проверку самостоятельно, используя контрольный список, и решите все вопросы, прежде чем отправиться на официальный осмотр.
Начните с исправления любых проблем, которые вы можете найти, с помощью простой визуальной проверки. Отремонтируйте сколы или трещины на ветровом стекле или замените ветровое стекло, если повреждение слишком велико. Вы также можете проверить руководство на предмет рекомендуемых шин и размеров колес и убедиться, что ваши колеса соответствуют требованиям. Если срок службы шин приближается к концу, приобретите новые шины перед осмотром.
После того, как вы решите какие-либо очевидные проблемы, отремонтируйте двигатель вашего автомобиля. Замените масло и воздушный фильтр и проверьте на наличие признаков неисправности свечей зажигания. Если в вашем автомобиле есть бортовой компьютер, вы также можете взять его с собой в магазин автозапчастей и попросить подключить считыватель OBD к вашему автомобилю, чтобы проверить коды неисправностей или другие ошибки, которые могут указывать на проблему с вашей системой контроля выбросов.
Проверка транспортных средств может быть хлопотной, но она гарантируют, что каждый автомобиль на дороге будет максимально безопасным и чистым. Поддержание вашего автомобиля в хорошем состоянии и регулярное техобслуживание гарантируют, что вам никогда не придется бояться проверки.
Порядок проверки выхлопа на содержание CO, CH и дымность
По Правилам дорожного движения эксплуатация транспортных средств запрещена, если содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность, а также уровень внешнего шума превышают величины, установленные ГОСТами:
ГОСТ Р 52033-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния;
ГОСТ Р 52160-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния;
ГОСТ Р 52231-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения.
Все указанные ГОСТы отменены. Постановление Правительства Российской Федерации N 1008 от 5 декабря 2011 г. «О проведении технического осмотра транспортных средств» отсылает нас к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), а именно к пунктам 9.1-9.2 (выбросы и дымность), а также к пункту 9.3 (шум) приложения N 8. Прежде, чем изучать данное приложение, стоит ознакомиться с категориями транспортных средств.
Категории и комплектация транспортных средств
L — Мототранспортные средства.
M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.
M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.
M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.
N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.
N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
1. Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, относится к категории:
M, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает массу перевозимого одновременно с пассажирами груза;
N, если это условие не выполняется.
Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, относится к категории M.
Приложение N 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)
Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации
9. Требования к двигателю и его системам
9.1. Требования в отношении выбросов
9.1.1. Содержание оксида углерода (CO) и углеводородов (CH) в отработавших газах транспортного средства с бензиновыми и газовыми двигателями в режиме холостого хода на минимальной и повышенной частотах вращения коленчатого вала двигателя не должно превышать значений, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных — не должно превышать значений, указанных в таблице 9.1.
Измерение содержания углеводородов (CH) проводится только на транспортных средствах с карбюраторными двигателями.
Категории и комплектация транспортных средств | Частота вращения коленчатого вала двигателя | CO (объемная доля), процентов | CH (объемная доля), млн -1 |
M и N, не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов | минимальная | 3,5 | 1200 |
повышенная | 2,0 | 600 | |
M и N, экологического класса 2 и ниже, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов | минимальная | 0,5 | 200 |
повышенная | 0,3 | 200 | |
M и N, экологического класса 3 и выше, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов | минимальная | 0,3 | — |
повышенная | 0,2 | — | |
L, не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов | минимальная | 4,5 | — |
9.1.2. Требования пункта 9.1.1 должны выполняться при частоте вращения коленчатого вала двигателя, установленной изготовителем транспортного средства. При отсутствии данных изготовителя о величине повышенной частоты вращения проверка проводится при частоте вращения коленчатого вала двигателя не ниже 2000 мин -1 (кроме транспортных средств категорий L) и 1500 мин -1 (у транспортных средств категорий L).
9.1.3. В условиях, установленных в пункте 9.1.2, значение коэффициента избытка воздуха для транспортных средств экологического класса 3 и выше при повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя должно быть в пределах, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение. При отсутствии таких данных проверка не проводится.
9.2. Дымность отработавших газов транспортных средств с дизелями в режиме свободного ускорения не должна превышать значений коэффициента поглощения света, указанного в документах, удостоверяющих соответствие транспортного средства Правилам ООН N 24-03, либо значений, указанных на знаке официального утверждения, нанесенном на двигатель или транспортное средство, либо установленных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации. При отсутствии вышеуказанных сведений дымность отработавших газов не должна превышать следующих значений:
9.2.1. Для двигателей экологического класса 3 и ниже:
2,5 м -1 для двигателей без наддува;
3,0 м -1 для двигателей с наддувом.
9.2.2. для двигателей экологического класса 4 и выше — 1,5 м -1 .
9.3. При проведении проверки соответствия требованиям пунктов 9.1 и 9.2 пробег транспортного средства должен быть не менее 3000 км. При меньшем пробеге проверка не проводится.
9.4. Отсутствие и видимые повреждения элементов системы контроля и управления двигателем и системы снижения выбросов (электронный блок управления двигателем, кислородный датчик, каталитический нейтрализатор, система вентиляции картера двигателя, система рециркуляции отработавших газов, система улавливания паров топлива и другие) не допускаются.
9.5. Показания размещенных на комбинации приборов сигнализаторов средств контроля двигателя и его систем должны соответствовать исправному состоянию двигателя и его систем. На транспортных средствах, оснащенных системой бортовой диагностики, эта система должна быть комплектна и работоспособна, а также должны отсутствовать коды неисправностей систем обеспечения безопасности транспортного средства, сохраненные системой бортовой диагностики.
9.6. Системы питания и выпуска транспортных средств должны быть комплектны и герметичны. Подтекания и каплепадение топлива в системе питания двигателей не допускаются. Подсос воздуха и (или) утечка отработавших газов, минуя систему выпуска, не допускаются. Системы улавливания паров топлива, рециркуляции отработавших газов и вентиляции картера, предусмотренные изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, должны быть комплектны и герметичны.
9.7. Запорные устройства топливных баков и устройства перекрытия топлива должны быть работоспособны. Крышки топливных баков должны фиксироваться в закрытом положении, повреждения уплотняющих элементов крышек не допускаются. Отсутствие, повреждение или ослабление деталей крепления элементов системы питания не допускается.
9.8. Система питания газобаллонных транспортных средств, ее размещение и установка должны соответствовать следующим требованиям:
9.8.1. На каждый газовый баллон должен иметься паспорт, оформленный его изготовителем.
9.8.2. На каждом газовом баллоне, установленном на транспортном средстве, должны быть четко нанесены нестираемым образом, по меньшей мере, следующие данные:
обозначение «СНГ» или «КПГ».
9.8.3. Газобаллонное оборудование на транспортных средствах в специально уполномоченных организациях подвергается периодическим испытаниям с периодичностью, совпадающей с периодичностью освидетельствования баллонов, установленной изготовителем баллонов и указанной в паспорте на баллон (баллоны). По результатам периодических испытаний специально уполномоченные организации оформляют свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на транспортном средстве.
9.8.4. Внесение изменений в конструкцию и комплектность установленного газобаллонного оборудования при эксплуатации не допускается. Изменения, вносимые при ремонте газобаллонного оборудования (замена редуктора или баллона), оформляются специально уполномоченными организациями свидетельством о соответствии газобаллонного оборудования требованиям безопасности.
9.8.5. Единые для государств — членов Таможенного союза формы документов, упомянутых в пунктах 9.8.1, 9.8.3 и 9.8.4 выше, устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. Указанные документы предъявляются при проведении проверки технического состояния транспортного средства.
9.8.6. Не допускается:
9.8.6.1. Использование газовых баллонов с истекшим сроком их периодического освидетельствования.
9.8.6.2. Нарушения крепления компонентов газобаллонного оборудования.
9.8.6.3. Утечки газа из элементов газобаллонного оборудования и в местах их соединений.
9.9. Уровень шума выпуска отработавших газов транспортного средства, измеренный на расстоянии 0,5 м от среза выпускной трубы под углом 45° ± 10° к оси потока газа на неподвижном транспортном средстве при работе двигателя на холостом ходу при поддержании постоянной целевой частоты вращения коленчатого вала двигателя и в режиме замедления его вращения от целевой частоты до минимальной частоты холостого хода, не должен превышать более чем на 5 дБ А значений, установленных изготовителем транспортного средства, а при отсутствии этих данных — значений, указанных в таблице 9.2.
Целевая частота вращения коленчатого вала двигателя составляет:
75% от частоты вращения, соответствующей максимальной мощности двигателя, для транспортных средств с частотой вращения коленчатого вала двигателя, соответствующей максимальной мощности, не выше 5000 мин -1 ;
3750 мин -1 для транспортных средств с частотой вращения коленчатого вала двигателя, соответствующей максимальной мощности, более 5000 мин -1 , но менее 7500 мин -1 ;
50% частоты вращения коленчатого вала двигателя для транспортных средств с частотой вращения коленчатого вала двигателя 7500 мин -1 и выше.
Если двигатель внутреннего сгорания не может достичь указанной частоты вращения коленчатого вала, то целевая частота принимается на 5% ниже максимально возможной для неподвижного транспортного средства.
Для транспортного средства, у которого двигатель внутреннего сгорания не может работать, когда транспортное средство неподвижно, проверка не проводится.
Предельные уровни шума выпуска двигателей транспортных средств
Категория транспортного средства | Уровень звука, дБ А |
M1, N1, L | 96 |
M2, N2 | 98 |
M3, N3 | 100 |
9.10. Не допускается внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов.
Методы проверки
Как видите, в Приложении N 8 указаны требования, но нет методов проверки. Зачастую порядок проверки нарушается, что может привести к неверным результатам измерений.
В поисках методов проверки я нашёл «Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия — национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)».
Изучив данный Перечень, я пришёл к выводу, что единственным подходящим документом, где можно найти методы проверки, является ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки».
Настоящий стандарт распространяется на колесные транспортные средства категорий L, М, N и О, эксплуатируемые на автомобильных дорогах (далее — КТС).
Действие настоящего стандарта не распространяется на КТС:
1) максимальная скорость которых, предусмотренная их конструкцией, не более 25 км/ч;
2) предназначенные исключительно для участия в спортивных соревнованиях;
5.8 Методы проверки двигателей с принудительным зажиганием
5.8.1 В эксплуатационных документах КТС изготовители указывают штатную комплектацию КТС оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ; предельно допустимое содержание СО и диапазон допустимых значений коэффициента λ избытка воздуха; минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя при выполнении проверок; экологический класс КТС.
5.8.2 При отсутствии данных изготовителя о минимальной частоте nmin вращения коленчатого вала двигателя, ее значение не должно превышать:
— 1100 мин -1 — для КТС категорий М1 и N1;
— 900 мин -1 — для КТС остальных категорий М и N.
Значение повышенной частоты nпов вращения коленчатого вала двигателя КТС категорий М и N при проверке должно быть в пределах 2500. 2800 мин -1 .
5.8.3 Для измерений применяют газоанализаторы, соответствующие требованиям приложения Г, а также штатные на КТС или внешние тахометры и измерители температуры масла.
5.8.4 Выполнение измерений содержания СО и коэффициента избытка воздуха λ в отработавших газах допускается при следующих атмосферных условиях:
— температура окружающего воздуха — от минус 7°С до плюс 35°С;
— атмосферное давление — не ниже 92,0 кПа (690 мм рт.ст.).
5.8.5 Перед измерениями выполняют следующие операции.
5.8.5.1 Проверяют техническое состояние систем КТС и двигателя органолептическими методами согласно таблице 5.1.
Таблица 5.1 — Требования к КТС, предъявляемые перед проверкой отработавших газов бензиновых и газовых двигателей
Система КТС | Требования к техническому состоянию |
Система выпуска отработавших газов | Комплектность (отсутствие элементов системы выпуска не допускается). Герметичность (отсутствие механических пробоев и сквозной коррозии; при работе двигателя на холостом ходу в соединениях и элементах системы выпуска отработавших газов не должно быть утечек) |
Система нейтрализации отработавших газов и другое оборудование для снижения вредных выбросов | Комплектность (отсутствие или несоответствие эксплуатационным документам элементов системы нейтрализации, системы улавливания паров топлива, рециркуляции отработавших газов, экономайзера принудительного холостого хода, а также перепуск отработавших газов, минуя нейтрализатор, не допускаются) |
Система вентиляции картера | |
Система управления двигателем | Функционирование диагностического индикатора встроенной (бортовой) системы диагностирования двигателя соответствует исправной работе двигателя и его систем (диагностический индикатор при работе двигателя выключен) |
Система питания | Герметичность (подтекание бензина и утечки газа* не допускаются) |
* Герметичность газовой системы питания проверяют на открытой площадке течеискателем. |
При несоответствии КТС указанным требованиям состав отработавших газов не проверяют, а КТС признают несоответствующим требованиям к двигателю.
5.8.5.2 На КТС категорий М и N, оснащенных системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования двигателя, по показаниям диагностического индикатора на приборной панели проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации:
— при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включиться на короткий промежуток времени;
— после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться.
При отсутствии сигнала диагностического индикатора после включения зажигания и в случае включенного состояния диагностического индикатора при работе двигателя дальнейшую процедуру проверки прекращают, а КТС признают несоответствующим требованиям к двигателю.
5.8.5.3 Двигатель КТС прогревают до рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, установленной изготовителем, а при отсутствии таких данных — до температуры не ниже 60°С. При проверке КТС с уже заведомо прогретым двигателем допускается не проводить измерения температуры.
5.8.5.4 После прогрева двигателя проводят следующие операции:
— устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передач для КТС с автоматической коробкой передач устанавливают в положение «Нейтраль» или «Паркинг»;
— затормаживают КТС стояночным тормозом и заглушают двигатель;
— устанавливают противооткатные упоры под ведущие колеса;
— на КТС, не оборудованные штатным тахометром, подключают датчики внешнего тахометра, а при необходимости — и измерителя температуры масла;
— вводят пробоотборный зонд в выпускную трубу КТС на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При невозможности введения пробоотборного зонда на требуемую глубину допускается использование дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность соединения с выпускной трубой. При проведении измерений в закрытом помещении обязательно используют принудительный отвод отработавших газов от выпускной трубы с ответвлением для пробоотборного зонда;
— полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии);
— проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора с учетом инструкции изготовителя газоанализатора.
5.8.6 Измерения на КТС, не оснащенных системой нейтрализации отработавших газов, проводят в следующем порядке:
— запускают двигатель, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до nпов и выдерживают ее не менее 15 с;
— отпускают педаль управления дроссельной заслонкой, устанавливая nmin и не ранее, чем через 30 с, измеряют содержание СО;
— устанавливают nпов и не ранее чем через 30 с измеряют содержание СО;
— полученные результаты сравнивают с нормативами.
5.8.7 Измерения на КТС, оснащенных системой нейтрализации отработавших газов, выполняют в следующем порядке:
— запускают двигатель, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до nпов, выдерживают этот режим в течение 2. 3 мин при температуре окружающего воздуха не ниже 0°С или 4. 5 мин при температуре окружающего воздуха ниже 0°С.
После стабилизации показаний фиксируют содержание СО и значение λ для КТС 3-го экологического класса и выше;
— устанавливают nmin и не ранее чем через 30 с, но не позднее чем через 60 с измеряют содержание СО;
— полученные результаты сравнивают с нормативами.
5.8.8 На КТС с раздельными выпускными системами измерения выполняют для каждой из них, а за результат принимают наибольшее значение.
5.8.9 На двухтопливном КТС измерения проводят как на газовом топливе, так и на бензине.
5.8.10 Для бензиновых двигателей гибридных КТС измерения проводят в соответствии с 5.8.6 или 5.8.7 в сервисном режиме, предусмотренном изготовителем. При отсутствии сервисного режима двигатель и систему нейтрализации проверяют по показаниям диагностического индикатора на приборной панели по 5.8.5.2.
5.8.11 Для двигателей с принудительным зажиганием двух- и трехколесных мотоциклов массой без нагрузки менее 400 кг, у которых конструктивная скорость более 50 км/ч и/или рабочий объем двигателя более 50 см 3 , содержание оксида углерода (СО) в отработавших газах измеряют в режиме холостого хода двигателя.
5.8.12 Для мотоциклов, оснащенных коробкой передач с ручным или полуавтоматическим управлением, измерение проводят при нейтральном положении рычага переключения передач и при включенном сцеплении.
5.8.13 Для мотоциклов с автоматической трансмиссией измерение проводят при стояночном либо нейтральном положении селектора.
5.8.14 Выпускные трубы мотоциклов должны быть оборудованы воздухонепроницаемым удлинителем достаточной длины для введения пробоотборника на глубину не менее 600 мм без нарушения нормальной работы двигателя и без подсоса воздуха.
5.8.15 Для газобаллонных КТС проверяют наличие документа, подтверждающего проведение периодических испытаний газового оборудования, установленного на КТС, а в случае изменений, вносимых при его ремонте (замена редуктора или баллона) — наличие документа, подтверждающего соответствие газового оборудования требованиям безопасности.
5.8.16 Соответствие газовых баллонов установленным требованиям проверяют визуально. Герметичность газовой системы питания проверяют с использованием специального прибора — индикатора-течеискателя.
5.8.17 При проверках отработавших газов в помещениях для проведения измерений состава должны соблюдаться предписания по безопасности труда национальных нормативных документов. Перед въездом в помещение газобаллонного КТС течеискателем проверяют герметичность газовой системы питания, наличие обозначений (СНГ, КПГ, СПГ) на КТС и нестираемых данных на газовых баллонах, а при необходимости принимают дополнительные меры для исключения самопроизвольного перемещения КТС.
Дымность, шум и дизельные двигатели
В статье для наглядности приведены лишь методы проверки бензиновых двигателей. Методы проверки дымности, шума, дизельных двигателей, рулевого управления и т.п. вы можете найти самостоятельно в ГОСТе 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки».