Профессиональная сварка кузова вашего автомобиля — виды и преимущества
Корпус авто является важной частью транспортного средства, как и прочие узлы или детали. Корпус находится в зоне риска, являясь буфером при соприкосновении с внешней средой — неизбежное механическое воздействие окружающих предметов, других транспортных средств и объектов при дорожно-транспортных происшествиях гарантированно приводит к поломкам и нарушению формы элементов деталей и потере внешнего привлекательного вида. Не стоит забывать и об агрессивном воздействии окружающей среды — влага, грязь и соль становятся причиной появления пятен коррозии и трещин. Во всех перечисленных случаях требуется кузовной ремонт автомобиля.
Требования к проведению сварки кузова автомобиля
Сварка кузова авто — трудоемкий процесс, будь то дуговая, точечная или другой вид сварки. Она в любом случае требует наличия качественного сварочного аппарата для кузовных автомобильных работ и высокой квалификации сварщика — только это сочетание гарантирует удовлетворительный результат. Отсутствие должного опыта и хорошего сварочного аппарата не позволяет добиться точного и тонкого шва. Сварочные кузовные работы следует проводить в специально оборудованном помещении, где имеется точка подключения к сети с соответствующими параметрами частоты, напряжения и силы тока, источник газа и т.п. Сварка кузова автомобиля своими руками возможна только в несложных случаях и для ремонта кузова в тех местах, где эстетичность шва не так уж и важна.
Профессиональный подход к обработке кузова в оборудованном СТО позволяет получить сварочный шов с нужными критериями:
- вид шва выбирается в зависимости локализации повреждения;.
- учитывая характеристику металла выбирается тип сварки;
- метод сварочного ремонта — газовый, ручной дуговой, полуавтоматический, лазерный -выбирается в каждом случае индивидуально.
Действительно, универсального варианта не существует, элементы автомобиля после ремонта подвергаются разному по силе воздействию, да и выполнены из разных материалов. Точечная сварка применяется в подавляющем большинстве случаев для ремонта крыльев, порогов, тогда как соединение внахлест будет оптимальным для элементов под высокой нагрузкой. Если необходимо частично заменить какую-либо деталь, то разумно применить соединение встык, к примеру, при латании дыр на днище авто.
Своевременная диагностика авто позволяет выявлять повреждения на ранней стадии, что дает возможность решить задачу без серьезных финансовых затрат.
Какой сваркой варить кузов?
Как указано выше, выбором, какая сварка и какие материалы подойдут для сварки кузова автомобиля, должны заниматься профессионалы, как и тем, какой аппарат выбрать для реализации процесса. Корпус автомобиля изготовлен из низколегированных сталей с небольшим содержанием титана или углеродистых сталей с содержанием углерода в пределах 0,08 – 0,14 %, и такая сталь толщиной в среднем порядка 0,8 мм отлично штампуется, устойчива при сильном растяжении. Что касается видов сварочного ремонта, то специалист выбирает из следующего ассортимента:
- ручная дуговая сварка с помощью многопостового сварочного выпрямителя типа «ВДМ 1202» или его аналога с электродами диаметром 1,6мм марки УОНИ 13/45, положение шва – нижнее;
- газовая сварка корпуса авто выполняется газовой горелкой с ацетилено-кислородным пламенем и присадочной проволокой диаметром 0.8 мм марки Св-08Г2С;
- сварка кузова полуавтоматом авто также весьма востребована – она потребует баллон с углекислым газом и проволоку диаметром 0.8 мм марки Св-08Г2С. Впрочем, можно сваривать полуавтоматом и без газа, использую порошковую проволоку или проволоку с флюсом.
Можно ли варить кузов автомобиля сварочным инвертором?
Инверторный сварочный аппарат для кузовных работ с высокочастотным электротоком используется для сварки бампера, дополнительных рам, задних и передних лебедок, бычьих планок и даже противотуманных фар, если заказчику захотелось разместить их на крыше транспорта. Базовое преимущество сварки кузова автомобиля инвертором составляет высокая скорость — работы будут завершены в кратчайшие сроки. Инвертор в процессе создания сварных швов на транспортном средстве активно использовался еще с советских времен, правда, только на местах корпуса, не предъявляющих претензий к эстетичному виду. Получающиеся швы надежные и прочные, но только на металле толщиной свыше 3 мм. Для получения качественного шва инвертором важно проводить процедуру в чистом помещении — попадание влаги и пыли в корпус неизбежно скажется на качестве шва.
Сварка кузова полуавтоматом
Какой аппарат выбрать для ремонта днища? Сварочный полуавтомат для кузовных работ оптимален для выполнения заплаток на пораженных ржавчиной областях корпуса. Сварка кузова полуавтоматом выполняется с помощью специальной проволоки и заслуженно получила звание наиболее универсального средства кузовного ремонта на сегодня. Данный способ позволяет соединять листы металла толщиной 0,8-6 мм. Что касается видов работ, выполняемых с помощью полуавтомата, важно отметить следующее:
- надежные соединения на лонжеронах;
- заплатки на месте корродирующего металла;
- восстановление сварочным аппаратом формы на месте обычных вмятин.
Помимо соединения деталей в ходе сваривания частей место контакта избавляется от кислорода, а корпус авто постепенно плавится, но поскольку сварка полуавтоматом кузова авто проходит под контролем оператора, то железо не сгорает.
Какой сварочный аппарат лучше выбрать для создания соединений на любых типах металла? Конечно же, это сварочный полуавтомат. Действительно, если для сварочного процесса применять не стандартный углекислый газ, а аргон, то возможно сваривать и цветные металлы вроде алюминия и нержавейки.
Особенности сварки кузова автомобиля электродом
Ручная дуговая сварка позволяет сварить тонкослойный металл, но для получения аккуратного шва требуется не только сварочный аппарат для кузовных работ, но и опыт. При отсутствии опыта самостоятельно со сварочным аппаратом можно только залатать проржавевшие насквозь участки коррозии на днище — для выполнения таких операций можно брать любые материалы, главное, чтобы они удовлетворяли требованиям к толщине и надежности. Остальное стоит доверить профессионалам. Данный вариант соединения металлических деталей является самым старым и надежным и при этом наиболее универсальным. Более того, такой вариант можно использовать для любого пространственного расположения сварного шва даже в местах с ограниченным доступом. А широкий выбор выпускаемых марок электродов дает возможность сваривать самые различные стали — как углеродистые обычного качества, так и качественные стали с различным содержанием легирующих элементов. В этом случае качество шва напрямую зависит от квалификации сварщика, и в целом производительность по сравнению с другими сварочными технологиями ниже, но актуальность ручного сварочного аппарата с электродами не снижается благодаря простоте и транспортабельности такого оборудования.
По понятным причинам сварка кузова автомобиля своими руками дешевле, но не качественнее, тем более, если полуавтомат сварочный для кузовных работ оставляет желать лучшего. Решив выбрать аппарат для ремонта кузова, квалифицированный специалист учтет химсостав, толщину металла, место расположения свариваемых деталей, так что состояние порогов после сварки будет радовать автовладельца не один год. Действительно, если иметь в наличии высокопроизводительный сварочный аппарат для кузовных работ и грамотных специалистов в оборудованном помещении, то для ремонта кузова не потребуется много времени. Так что не стоит экономить на своем автомобиле и собственной безопасности — доверьте свое транспортное средство профессионалам, у которых есть все необходимое для кузовных автомобильных работ.
Сварка кузовных деталей газовой сваркой
Газовую сварку применяют при ремонте кузовов для выполнения прихваток, нанесения латунных припоев в местах концентрации напряжений и ряда других операций
Недостатком газовой сварки являются значительные (Коробления свариваемых деталей, их перегрев и большая трудоемкость доводки поверхности.
Однако простота технологического процесса сварки и доступность используемого оборудования обусловливают широкое применение газовой сварки при ремонте кузовов.
Для газовой сварки промышленность выпускает стационарные посты с централизованной разводкой ацетилена и кислорода и передвижные посты, укомплектованные тележкой с двумя баллонами, снабженными редукторами типа БКД-50 для редуцирования кислорода и БАД-5 для редуцирования ацетилена. Шланги изготавливают из вулканизированной резины с тканевой прослойкой и нитяной оплеткой снаружи, отделанные резиновым слоем. Наружный слой ацетиленовых шлангов красного цвета, а кислородного — синего цвета.
Сварочные горелки являются основным инструментом при ручной газовой сварке.
Изменением расхода горючего газа и кислорода регулируют тепловую мощность пламени.
Для сварки металлов толщиной 0,7 — 2,0 мм применяют горелки малой и средней мощности с наконечниками № 1, № 2. Малые горелки имеют массу 0,7 кг и рассчитаны на работу с диаметром газовых каналов ниппелей 4,5 мм , средние горелки имеют массу 1,2 кг и рассчитаны на работу с диаметром газовых каналов 7,0 мм .
Соединение панелей кузова газовой сваркой предусматривает работы по подготовке кромок и непосредственно сварочный процесс.
Подготовку кромок свариваемых деталей осуществляют с учетом толщины металла и места расположения шва.
Ввиду того, что панели кузова выполняют из тонколистового металла, для уменьшения после сварки объема рихтовочных работ соединяемые детали располагают в одной плоскости.
Кромки листов обрезают ножницами или пилой так, чтобы они образовали прямой рез. Детали плотно состыковывают друг с другом. Если они подогнаны
Рис. Виды сварных соединений: 1 — встык; 2 — с отбортовкой кромки; 3 — внутренний или наружные угловые швы; 4 — расположение сварочного шва, позволяющего производить рихтовку (показано стрелкой)
не точно, то их разъединяют и подгоняют, а затем вновь состыковывают для выполнения сварки. Сварку деталей выполняют встык 1 , по отбортованной кромке 2 и с образованием угловых швов 3. Сварочные швы, расположенные в углу, практически исключают выполнение рихтовочных работ.
Для обеспечения необходимой геометрической формы панелей, образованных сваркой нескольких деталей с последующей рихтовкой, сварку производят в стык отогнутой кромки одной детали с прямой кромкой другой детали 4.
Способы сварки зависят от вида дефекта, места его расположения и формы соединяемых деталей.
Рис. Положение сопла горелки относительно сварочного шва
Сварщик, работающий правой рукой, располагает горелку под наклоном вдоль оси сварного шва так, чтобы пламя было направлено влево. Конец пламени удерживают на расстоянии около 1 мм от поверхности расплавленного металла.
Перемещая горелку справа налево, наконечник наклоняют в сторону выполненного сварного шва, а струей пламени прогревают линию сварки.
Левша, держа горелку в левой руке, перемещает ее слева направо и также наклоняет в сторону выполненного сварочного шва.
При сварке тонколистового металла кузова независимо от направления перемещения горелки, ее всегда наклоняют в сторону выполненного шва.
Если сварку производят с присадочным материалом, то его удерживают симметрично соплу, погружая конец присадочного металла короткими быстрыми движениями в расплавленный металл шва.
Сварку точками используют в качестве предварительной операции, предназначенной для прихватки двух соединяемых кромок.
Эти точки удерживают кромки в необходимом положении в процессе их сварки. Точки должны быть достаточно прочными, чтобы под действием расширения при сварке не произошло их разрыва.
Однако сварные точки не должны быть длинными, чтобы их можно было легко разрушить при необходимости подгонки расположения деталей, и не должны сильно превышать толщину свариваемой детали, чтобы не быть помехой при выполнении сварки.
Первую точку выполняют посередине линии сварки при наложении прямолинейного шва (рис. а). Если сварочный шов формирует угол, то первую Точку выполняют в вершине угла (рис.б).
Если сварка предназначена для устранения трещин или изломов, то первую точку выполняют в месте начала трещины или излома на листе (рис. б).
Точки располагают ориентировочно с шагом, равным 30h, где h — максимальная толщина свариваемого листа. Однако в большинстве случаев принимают меньшие расстояния расположения точек, т. е. точки сближают.
Сварные точки выполняют, начиная от первой, перемещая горелку в направлении несхваченных точками участков.
При нагреве кромок происходит их расхождение, а при охлаждении, следующем после расплавления, происходит усадка, вызывающая сближение кромок.
Нельзя соединять точками два конца прямолинейного шва, а затем выполнять промежуточные точки, так как при этом возникает расширение в противоположных направлениях и, как следствие этого, деформации кромок.
При сварке точками замкнутого шва (рис. г) прямоугольной формы вначале выполняют точки на двух наиболее плоских сторонах, расположенных противоположно друг другу, а затем на двух других более выпуклых сторонах.
Такая очередность наложения точек вызовет в центре временную концентрацию деформаций в результате неизбежного защемления и удлинения металла.
При сварке точками без присадочного металла приближают острие пламени и расплавляют кромки. Если расплав металла каждой кромки плохо соединяется друг с другом, то следует немного поднять горелку, что приведет к образованию единого расплава металла.
Окончание затвердевания сварной точки определяют по ее почернению. Если возникает нарушение уровня расположения кромок или неприхваченные кромки накладываются друг на друга, то последнюю точку рихтуют.
Если не соединенные точками кромки имеют большую толщину, то последнюю точку полностью охлаждают, что приведет к максимальной усадке металла.
Если этого окажется недостаточно, то производят сварку более близко расположенными точками, расплавляя при необходимости небольшие капли присадочного металла. Последующая сварка намного облегчается, если подгонка кромок и соединение точками выполнены качественно.
Сварку кузовных деталей производят без прихватки точками. Для этого один из присоединяемых листов должен быть неподвижным, а другой приваривают сразу, держа горелку в одной руке и направляя второй рукой привариваемый лист так, чтобы кромка была точно установлена для сварки.
Горизонтальную сплошную сварку панелей кузова выполняют после установки наконечника горелки, соответствующего толщине металла соединяемых деталей. Наконечник горелки выбирают по расходу газа, который ориентировочно принимают 100 дм3/ч на 1 мм толщины сварки.
После прихватки точками производят рихтовку всей линии стыка, соединенного сварочными точками. Нельзя начинать сварку с края детали, так как кромки расходятся.
Сварку начинают с внутренней части шва и ведут до конца в направлении одного из концов листа. Затем производят сварку оставшейся части листа, начиная уже с выполненной части шва и постепенно перемещаясь к другому концу детали. Если вырез, подвергаемый сварке, имеет форму угла, то сварку начинают с вершины угла и ведут в направлении одного края, а затем другого (рис.а). Заварку трещины, выходящей на край детали, начинают с ее конца, находящегося в металле, и постепенно перемещаются к краю (рис. б).
Если производят сварку детали, образующей отверстие посередине панели, то вначале попарно сваривают две противоположные стороны.
Перед сваркой тщательно регулируют острие пламени, а затем подводят его на расстояние около 1 мм до поверхности металла, наклоняя при этом сопло под углом приблизительно 45 ° к оси сварного шва. Как только произойдет расплавление металла, горелку равномерно перемещают вдоль линии сварки без бокового смещения.
Нормальное расплавление металла поддерживают путем изменения скорости перемещения горелки и корректировки угла ее наклона.
При увеличении наклона сопла проникновение зоны расплавленного металла уменьшается. Поэтому при сварке угол наклона сопла Изменяют в пределах 15 — 45 °.
Выполняя сварку, необходимо держать наготове пруток присадочного металла, чтобы заполнить случайно образовавшееся при сварке отверстие.
С внутренней стороны сварочный шов должен представлять собой тонкую линию непрерывно расплавленного металла.
Ширина сварочного шва должна быть небольшой и ориентировочно находиться в пределах 3 — 4 толщин свариваемой детали. После сварки металл охлаждают на воздухе, не применяя влажной ткани, даже если металл красного или темно-красного цвета.
Образовавшиеся сварочные швы необходимо отрихтовать, наблюдая при этом, чтобы металл сильно не вытягивался.
Сварку в любом положении производят на несъемных элементах кузова, которые невозможно расположить горизонтально. В такой ситуации сварочные швы располагаются, как правило, наклонно или вертикально.
При выполнении такой сварки выбирают наконечник, производительность которого должна быть приблизительно на 30 % меньше той, которая необходима для горизонтальной сварки панелей такой же толщины.
Вертикальная сварка двойным швом обеспечивает высокое качество при соединении внутренних деталей кузова. Сварку ведут горелкой с наконечником, имеющим расход 60 дм3/ч.
Для прихватывания сварными точками обеспечивают зазор между деталями приблизительно равный половине толщины детали.
Горелку держат под углом около 30 °, а присадочный металл— под углом 20 ° к горизонтали (рис. а). Сварку начинают с создания отверстия, а затем осуществляют перемещение горелки и присадочного металла.
Отверстие сохраняют в течение всего процесса сварки, так как расплавленный металл удерживается в нем в процессе затвердевания и исключает прилипание металла в этом месте.
Сварку внутреннего угла (см. рис. б) выполняют горелкой с наконечником, имеющим расход 125 дм3/ч.
Наконечник горелки наклоняют под углом 45 ° к вертикали и удерживают его в плоскости, проходящей через биссектрису внутреннего угла.
Присадочный металл располагают симметрично наконечнику под тем же углом и перемещают по небольшому участку круговой дуги, чтобы заполнить сварочный шов вдоль вертикального листа, а затем остальную часть шва.
Это делают для компенсации стекания жидкого металла на горизонтальный участок, в результате чего на вертикальном участке шва могут образоваться желобки, а иногда и отверстия.
При необходимости обеспечения равномерного расплавления двух соединяемых кромок производят корректировку положения сопла.
Необходимо располагать свариваемые детали так, чтобы поверхность жидкого металла сварного шва располагалась горизонтально. Образовавшийся угловой сварочный шов и зона непосредственного прилегания к нему рихтовке не поддаются.
Сварку наружного угла производят наконечником с расходом 75 дм3/ч.
Свариваемые детали располагают по возможности так, чтобы их края образовали фаску в горизонтальной плоскости. В противном случае сопло следует удерживать почти горизонтально, что затрудняет расплавление металла. Сварку выполняют с присадочным металлом или без него. Сварной шов рихтовке не подвергают, и поэтому геометрические параметры соединения определяются исключительно качеством сварки.