Схема электропроводки Газель: особенности монтажа
Малотоннажный российский автомобиль марки «Газель» стал надежным помощником во многих отраслях бизнеса. Однако, суровые условия эксплуатации не самым качественным образом отражаются на его узлах и механизмах, в особенности на электропроводке и электронных компонентах.
А без знаний принципов их работы это сделать непросто.
Как и в любом другом автомобиле, электропроводка на Газель имеет множество модификаций, которые неизбежно затрагивают все внутренние электронные системы:
- Разные формы кузова предусматривают разную грузоподъемность и иные параметры электропроводки;
- Разные модификации силового агрегата;
- У каждого двигателя есть свои особенности, которые затрагивают и компоненты электрической сети.
На практике это выражается в том, что применение разных силовых агрегатов неизбежно влечет и применение иных электронных компонентов. В частности, электропроводка Газель для каждой модификации устанавливается своя .
Функции электрических систем автомобиля
В любом современном автомобиле электропроводка служит для передачи сигналов к исполнительным устройствам и электронным компонентам. Соответственно, что в зависимости от функциональности транспортного средства и его технических особенностей, электропроводка имеет свои уникальные особенности .
Совет: при обнаружении неисправности и последующем ремонте следует применять только ту электрическую схему, которая соответствует данной модификации автомобиля семейства Газель.
Например, схема проводки на Газель разных модификаций отличается из-за разного расположения тех или иных электронных компонентов в автомобиле, вызванного использованием разных систем:
- Карбюраторные версии силового агрегата предусматривают свою собственную независимую систему зажигания;
- В инжекторных версиях моторов система зажигания функционирует совместно с системой впрыска топлива.
Виды силовых агрегатов
Горьковский автозавод, освоивший выпуск автомобилей «Газель», которые впервые вывел на автомобильный рынок в 1994 году, вначале имел двух поставщиков силовых агрегатов:
- Ульяновский моторный завод поставлял силовые агрегаты семейства УМЗ (карбюраторные);
- Заволжский моторный завод, поставлявший семейство карбюраторных и инжекторных двигателей ЗМЗ.
Это особенность отечественного автопрома, которая заключалась в унификации линейки бензиновых силовых агрегатов для Газели с легковыми автомобилями Волга производства завода ГАЗ и внедорожниками УАЗ Ульяновского автозавода, на протяжении всего времени их производства, однако схема проводки была переработана под грузовую версию.
Автомобили с такими двигателями получили в среде автомобилистов собственные имена – Газель 421 (от двигателя УМЗ-4216), Газель 405 (от двигателей семейства ЗМЗ-40522.10 и 40524) и другие.
Соответственно, что разные системы управления работой двигателя требовали иной системы электропроводки:
- Инжекторные силовые агрегаты как более требовательные к системе воспламенения горючей смеси, наделены компонентами электронного зажигания, системой управления впрыском топлива, работоспособность которых зависит от качества топлива;
- Карбюраторные версии двигателя более традиционны, однако имеют свои конструктивные особенности, соответственно, электропроводка газели в моторном отсеке выполнена несколько иначе.
В 2001 году в списке модификаций появилась дизельная версия мотора семейства Горьковского автозавода (ГАЗ), которая стала предлагаться для комплектации автомобиля.
На такую Газель электропроводка также требовалась с видоизмененными характеристиками (более мощные стартер, генератор и АКБ).
Экологические требования
Приступив к выпуску автомобиля Газель, автопроизводитель использовал имеющиеся наработки схем электропроводки, в частности двигатель ЗМЗ 402, которым комплектовались автомобили семейства Волга. Естественно, что о соответствии экологическим нормативам в те годы речи не шло.
Экологический стандарт Евро 2, который появился в странах Западной Европы в 1995 году, и регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах, постепенно вынуждал и отечественных автопроизводителей видоизменять конфигурацию силовых агрегатов:
- Модернизация имеющихся двигателей внутреннего сгорания путем установки электронного впрыска топлива (инжекторная система);
- Выпуск многоклапанных двигателей (16 вместо 8-ми) позволил оснастить силовой агрегат более современной электронной системой зажигания и питания.
Дополнительные меры, предпринимаемые на законодательном уровне в виде введения сертификационных требований, способствовали появлению у семейства Газелей новых силовых агрегатов, соответствующих нормам Евро-3. С 2008 года ними стали:
Соответственно, что и проводка на Газель 405 двигатель которой соответствовал нормам Евро-3, также как и 421-й мотор, была основательно переработана с учетом возросшей функциональности и технических особенностей работы силовых агрегатов.
Отечественные реалии
При использовании автомобиля Газель схема электропроводки нужна владельцу для того, чтобы уметь находить неисправности, которые вызывает в системе питания и зажигания некачественное топливо и суровые условия эксплуатации:
- Климатические особенности проявляются в зимнее время, когда нагрузка на электропроводку Газели с 406 или другим двигателем существенно возрастает, особенно в периоды утреннего запуска силового агрегата;
- Перебои и даже отказы системы впрыска и зажигания топливовоздушной смеси могут возникать в любое время года;
- Другие неисправности (замыкания, отпаивание контактов, коррозия), вызванные низким качеством сборки.
Выводы: как видно из данной статьи, большое число модификаций, которым подвергалось семейство автомобилей Газель до модели Бизнес, неизбежно затрагивало и систему схем электропроводки. Вот почему при обслуживании электронной части автомобиля и диагностировании неисправности, следует иметь схему электропроводки нужной модификации.
2. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-40524
На двигателе установлено электрооборудование постоянного тока. Номинальное напряжение в системе 12 В. Приборы электрооборудования подсоединены по однопроводной схеме. С «массой» двигателя соединены все клеммы «-» (минус) приборов и агрегатов электрооборудования.
Генератор двигателя ЗМЗ-40524
Генератор предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобиля.
На двигателях ЗМЗ-40524.10 устанавливаются генераторы: 5122.3771, 4052.3701000-01 (ААК 5730 14V 80A 11.203.640 ф. «ПРАМО ИСКРА») или
Генератор 3212.3771000-10 с повышенной токоотдачей (90 А) предназначен для использования на двигателях, установленных на специальных автомобилях скорой помощи.
Основные технические характеристики генератора 4052.3701000-01
Генератор 4052.3701000-01 — переменного тока, с электромагнитным возбуждением, встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком.
Направление вращения (со стороны шкива)
Номинальное напряжение, В
Максимальный ток, А
Ток отдачи, при напряжении 14 В, температуре окружающей среды 23 ± 5 С в горячем состоянии и частоте вращения ротора генератора, мин –1 :
Устройство и эксплуатация
Привод генератора осуществляется от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем (см. рис. 1.28) с передаточным отношением 2,4.
При эксплуатации генератора недопустимо проверять работоспособность генератора замыканием его выводов на «массу» и между собой, а также попадание на генератор воды, электролита, антифриза и т.д.
Необходимо при эксплуатации следить за состоянием электропроводки, особенно за чистотой и надежностью соединений контактов проводов, подходящих к генератору (при плохих контактах бортовое напряжение может выйти за допустимые пределы).
Техническое обслуживание
Работоспособность генератора контролируют по контрольной лампе разряда аккумуляторной батареи и указателю напряжения, расположенным на комбинации приборов. При нормально работающем генераторе контрольная лампа не должна гореть, а стрелка указателя напряжения должна находиться в зеленой зоне шкалы.
В случае неисправности работоспособность генератора проверить на стенде.
При проведении технического обслуживания двигателя следует проверять надежность крепления генератора к двигателю и шкива на валу генератора. Периодически рекомендуется также очищать генератор от загрязнения и проверять надежность соединения проводов с выводами генератора.
Возможные неисправности генератора и методы их устранения
Причина неисправности
Метод устранения
Лампа сигнализатора неисправности горит постоянно или периодически при движении автомобиля
Проскальзывает ремень привода генератора и водяного насоса
Проверить исправность автоматического механизма натяжения ремня и при необходимости заменить
Неисправен регулятор напряжения
Заменить регулятор напряжения
Короткое замыкание обмотки возбуждения генератора
Заменить ротор на СТО
Обрыв или короткое замыкание диодов выпрямительного блока
Заменить выпрямительный блок на СТО
Лампа сигнализатора неисправности генератора не загорается при включенном зажигании
Неисправен регулятор напряжения
Заменить регулятор напряжения
Изношены щетки генератора
Заменить щетки
Зависли щетки генератора, окислены контактные кольца
Очистить от пыли и грязи, протереть кольца тряпкой, смоченной в бензине
Обрыв в обмотке возбуждения генератора
Заменить ротор на СТО