Плюсы и минусы переоборудования автомобиля на газ
Устанавливая газобаллонное оборудование, можно получить значительную выгоду при эксплуатации автомобиля. Именно ради того, чтобы сэкономить на покупке топлива, автовладельцы стремительно переходят на газ. Кому-то это дается легко, а кому-то приходится с трудом решаться на эту процедуру, ведь установка ГБО имеет не только преимущества, но и некоторые недостатки. И перед принятием соответствующего решения следует сравнить все плюсы и минусы, чтобы оценить эффективность эксплуатации автомобиля с ГБО.
Преимущества перехода на газ: почему важно уделить особое внимание процессу установки ГБО
От правильности выполнения монтажа газобаллонного оборудования зависит безопасность эксплуатации системы, а также надежность и эффективность ее функционирования. Если желаете получить максимальную отдачу и высокие показатели экономичности от ГБО, тогда доверить ее установку следует специалистам компании «Даждь-ГАЗ».
Дополнительная топливная система на автомобиле открывает перед автовладельцем целый ряд преимуществ. К ним относятся:
- Экономия средств на покупке топлива — это связано с тем, что цена газа в 2 раза ниже, чем стоимость бензина. Это основная причина, почему автовладельцы массово переходят на газобаллонное оборудование. После установки ГБО в Саратове экономия средств может достигать до 50%, что зависит от поколения системы, ее настройки и характера вождения авто.
- Безопасность — достигается за счет того, что газ считается менее взрывоопасным по сравнению с бензином, при утечке которого образуются не выветривающиеся пары, повышающие вероятность воспламенения от искры.
- Положительное влияние на окружающую среду — сгоревший газ содержит минимальное количество вредных выбросов, а такая его разновидность, как метан, вовсе относится к категории экологически чистых веществ. Благодаря тому, что газ постоянно находится в закрытых емкостях, его практически невозможно разбавить, как бензин.
- Простота эксплуатации установок — газобаллонное оборудование, начиная от 4-го поколения, работает полностью в автоматическом режиме и не требует участия водителя. При необходимости можно вручную перейти на бензин или газ благодаря устанавливаемому переключателю в салоне.
- Безопасность для двигателя — работающий на газу мотор при правильно настроенной установке прослужит до капремонта дольше, чем при его эксплуатации на бензине. Газ не разжижает моторное масло, поэтому менять его можно не раньше чем через 10-15 тысяч км пробега. Еще этот вид топлива сгорает медленнее, поэтому работа мотора отличается плавностью и сниженным уровнем шума.
В силу такого количества преимуществ можно говорить об эффективности и рациональности эксплуатации автомобиля на газу. Автовладельцы после установки газобаллонного оборудования на машину уже никогда не смогут отказаться от таких систем. И причиной тому является не только экономия.
Какие недостатки важно учитывать при установке ГБО на авто
Если решили установить ГБО на автомобиль, вам стоит знать, что первый и самый главный недостаток, с которым сталкивается каждый автовладелец, заключается в высокой начальной стоимости системы. Хотя в каталоге интернет-магазина «Даждь-ГАЗ» представлены комплекты разной ценовой категории, даже самый бюджетный вариант потребует немалых вложений. Кроме того, важно учитывать стоимость установки. Если вы хотите, чтобы монтажные работы были выполнены на высоком уровне и по регламенту, тогда следует обращаться к профессионалам своего дела.
К числу других недостатков относятся:
- Снижение мощности двигателя примерно на 5-15%.
- Необходимость переоборудования авто. Владельцам новых машин следует отказаться от соблазна экономии, так как это влечет за собой аннулирование гарантии.
- Необходимость регулярного обслуживания.
- Снижение пространства багажного отсека.
Однако все эти минусы можно считать условными, и даже самый большой недостаток в виде значительных капиталовложений исчерпывается благодаря тому, что система себя окупает в среднем за 1-1,5 года.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите — будет интересно
В каких случаях выгодно ставить ГБО?
Очередное повышение цен на бензин в России вызвало всплеск интереса к альтернативным видам топлива. Пока сторонники электромобилей доказывают перспективность транспортных средств, заряжающихся от розетки, владельцы обычных авто рассматривают возможность установки газобалонного оборудования и ищут информацию о плюсах и минусах ГБО.
Целесообразность установки ГБО и экономический эффект от переоборудования автомобилей на газ давно уже доказаны на практике. Машины такси, курьерских служб и многочисленные развозные «Газели», обслуживающие торговые точки в любом крупном городе, давно уже переоборудованы для работы на метане или пропан-бутановой смеси. Но насколько эффективной и выгодной может быть установка ГБО для обычного автовладельца, и есть ли в переоборудовании подводные камни? Попробуем разобраться.
Виды газа для автомобильных двигателей
В России на автомобили устанавливают оборудование, которое работает на метане или пропан-бутановой газовой смеси. Эти газы отличаются по цене, химическому составу, теплотворной способности, особенностям хранения, использования и множеству других признаков.
- Метан (СПГ) – это сжатый природный газ. У него такой же химический состав, как у обычного бытового газа, который сжигается на кухнях в квартирах и газифицированных частных домах. Метан хранится в специальных баллонах под давлением порядка 220–220 атмосфер. Он становится жидкостью только при температуре ниже -160ºС, поэтому сжижение метана как автомобильного топлива не практикуется.
- Пропан (СНГ) – это сжиженный нефтяной газ. Его получают в процессе переработки нефти. На самом деле он является смесью пропана, бутана и этана. Эта смесь хорошо сжижается и отлично хранится в сжиженном состоянии, поэтому СНГ можно хранить в небольших баллонах с давлением не больше 15–16 атмосфер.
У каждого из этих видов топлива есть свои особенности, преимущества и недостатки, которые стоит рассмотреть отдельно.
Переоборудование двигателя для работы на метане
Чтобы обеспечить достаточно большой запас хода, на автомобиль необходимо установить один или несколько толстостенных баллонов, которые могут выдержать давление более 200 атмосфер. Каждый из таких баллонов весит не меньше 60–65 кг. В стандартный баллон для газа входит от 11 до 15 м³ метана.
При переоборудовании авто для работы на сжатом газе следует помнить, что теплотворная способность метана ниже, чем у бензина. Поэтому мощность двигателя, работающего на метане, падает на 15–20%.
Из-за большого веса и размера метановых баллонов, падения мощности двигателя и небольшого количества газонаполнительных компрессорных станций, на которых можно пополнить запас газообразного топлива, переоборудование легковых автомобилей для работы на метане – это не самый популярный способ уменьшения эксплуатационных расходов. Установка метанового ГБО выгодна только для владельцев коммерческих автомобилей с большим суточным пробегом.
Переоборудование двигателя для работы на пропане
Пропан-бутан-этановая смесь, которую для удобства называют просто пропаном, или СНГ, более удобная в хранении и эксплуатации. Она хорошо сжижается. Поэтому даже в небольшой тонкостенный тороидальный баллон, который можно установить в багажнике вместо запаски, влезает до 45–50 литров газа – практически столько же, сколько бензина входит в топливный бак обычного легкового авто.
Пропановое ГБО дешевле, чем метановое, и проще устанавливается. Заправиться пропаном можно практически на любой АЗС. Поэтому желающие переоборудовать легковой автомобиль для работы на газовом топливе в подавляющем большинстве случае выбирают именно пропан, тем более, что производители оборудования выпускают несколько вариантов ГБО для бензиновых двигателей различной конструкции:
- ГБО первого, второго и третьего поколений устанавливается на автомобили с карбюраторными и моноинжекторными двигателями. Их не рекомендуется ставить на современные авто, потому что работа газовых форсунок в ГБО предыдущих поколений не согласовывается с алгоритмами работы электронного блока управления двигателем;
- ГБО четвертого поколения дозированно впрыскивает газ в цилиндры с помощью электромагнитных форсунок. Управление всеми параметрами работы ГБО осуществляется с помощью штатного ЭБУ автомобиля;
- ГБО пятого поколения впрыскивает в цилиндры топливо не в газообразном, а жидком агрегатном состоянии. Это усложняет конструкцию системы топливоподачи, но обеспечивает хорошие эксплуатационные характеристики авто.
В общем случае расход пропана на 15–20% больше, чем при эксплуатации автомобиля на бензине. При этом в баке всегда должен быть запас бензина, потому что запуск и прогрев двигателя на газе категорически не рекомендуются, а иногда и вовсе невозможны.
Когда же стоит ставить ГБО?
Принимая решение, ставить ГБО на автомобиль или нет, необходимо учитывать множество факторов: от стоимости оборудования до среднегодового пробега и стиля вождения.
- Установка ГБО требует капитальных вложений в переоборудование автомобиля. При этом нет совершенно никаких гарантий, что цены на метан и пропан не вырастут вслед за стоимостью бензина.
- Комплект газобалонного оборудования достаточно много весит и занимает место в багажнике. Если у вас небольшой седан или хэтчбек B-класса, вы не сможете не заметить прибавку веса и уменьшение полезного объема в багажном отделении.
- Теплотворная способность метана и пропана ниже, чем у бензина. Падение мощности ДВС на переоборудованных авто достигает 15–20%. На автомобилях с небольшими двигателями объемом до 1,3–1,4 литра ощущается резкое ухудшение динамики.
Практика показывает, что в среднем установка ГБО целесообразна только в том случае, если ежегодный пробег автомобиля достигает 20–30 тысяч километров. В противном случае расходы на оборудование и его монтаж могут не окупиться.
Переводим автомобиль на газ: сколько потратим и сколько сэкономим
Почему переводят машины на газ? Хотят сэкономить. Ставить газобаллонное оборудование выгодно в первую очередь тем, у кого большие пробеги или расход топлива. В такой список попадают развозные автомобили, такси, а также тяжелые крупные внедорожники. Сюда же отнесем любителей частых и дальних путешествий в Европу: за границей разница в ценах на бензин и газ просто шокирует — порой установленное ГБО окупается за одну поездку.
Впрочем, для массового перехода на голубое топливо предпосылок в нашей стране недостаточно. Взять, например, количество газозаправочных станций: даже в столице их не более полусотни, а на периферии порой проедешь несколько сотен километров и не встретишь ни одной. И это ситуация со сжиженным нефтяным газом (СНГ), а со сжатым природным дела еще хуже: такие станции встречаются настолько редко, что проще зарядить батарею электромобиля, чем заправиться сжатым метаном. Поэтому дальнейшие выкладки будут касаться только систем, разработанных под сжиженный пропан-бутан.
О расходе
Автомобилисты разбились на два непримиримых лагеря. Одни считают, что газ и бензин расходуются одинаково, другие — что газа улетает чуть ли не в два раза больше. Истина лежит посередине. Теплотворная способность килограмма бензина сравнима с теплотворной способностью килограмма пропан-бутановой смеси и составляет 47 300–50 000 кДж/кг. Но топливо и на колонках, и на газовых заправках отпускают в литрах, то есть в объемных единицах. Плотность бензина — 750 кг/м³, а газа — 529 кг/м³. Поэтому расход пропан-бутана и бензина в литрах на производство одного и того же количества теплоты разнится на 30–35%. Но это — в теории.
В эксплуатации удается добиться оптимальных показателей, когда газа расходуется процентов на пятнадцать больше, чем бензина. И если учесть, что бензин более чем вдвое дороже газа, то переход на новый вид топлива окупится уже через несколько месяцев интенсивной эксплуатации после установки оборудования.
Что ставить?
Согласно Правилам ЕЭК ООН № 115 на автомобили с двигателями, имеющими распределенный впрыск топлива, сегодня можно на законных основаниях устанавливать газобаллонное оборудование поколения не ниже четвертого. Такая система отличается невысокой стоимостью и сравнительно быстрой установкой, она самая востребованная на рынке. Может взаимодействовать со штатным блоком управления двигателем через диагностический разъем OBD‑2, и тогда точность регулирования становится выше. Помимо газового баллона и редуктора, понижающего давление, система четвертого поколения включает в себя электронный блок управления и модуль газовых электромагнитных форсунок, которые по принципу работы схожи с бензиновыми.
Система поколения «4+» в значительно большей степени завязана на работу с блоком управления двигателем. Только такую систему можно устанавливать на двигатели с непосредственным впрыском топлива. Ведь бензиновые форсунки, распылители которых выходят прямо в раскаленную камеру сгорания, нуждаются в подаче бензина для охлаждения.
ГБО пятого поколения принципиально отличается тем, что умеет впрыскивать газ в жидкой фазе. Это позволяет точнее дозировать подачу топлива, что повышает экономичность. Такая система малочувствительна к резким изменениям температуры и обеспечивает возможность пуска на газе в холодное время года. Газ к двигателю подают насосы постоянного и высокого давления, расположенные внутри баллона и под капотом. Обходится такая установка примерно в четыре раза дороже системы четвертого поколения. Кроме того, при невысоком качестве российского газа надежную работу системы гарантировать сложно.
ГБО шестого поколения также впрыскивает топливо в жидком состоянии, но через штатные бензиновые форсунки. Возможен пуск двигателя на газе даже в морозы. Почти полная интеграция двух топливных систем положительно сказывается на времени переключения и прочих показателях. Всё бы хорошо, но такая система на порядок дороже представительниц четвертого поколения. А ведь ГБО ставят ради экономии, поэтому столь навороченное оборудование пока слабо востребовано.
Баллоны могут быть тороидальные или цилиндрические. На них устанавливают мультиклапан, отвечающий за заправку емкости не более чем на 80%, датчик уровня и расходный вентиль. Тороидальные баллоны размещают в нише запасного колеса, а запаска переезжает в багажник или на кузов, что не всегда удобно. Цилиндрические баллоны в легковых автомобилях располагают чаще всего за спинкой заднего сиденья, при этом возможности трансформации салона ухудшаются, сводя на нет преимущества кузовов типа хэтчбек или универсал. Для систем пятого и шестого поколений нужны баллоны особого типа, приспособленные для установки газового насоса.
За и против установки газа на автомобиль
- Главное преимущество газа — существенная экономия на заправках.
- Двигатель работает мягче и тише благодаря высокому октановому числу газа: выше 100 единиц. Смесь газа с воздухом более гомогенна, что улучшает сгорание и снижает риск детонации.
- Двигатели, работающие на газе, имеют больший ресурс из-за отсутствия эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндра.
- Газ при сгорании почти не дает отложений, что продлевает срок службы масла и снижает износ мотора.
- Срок службы свечей увеличивается.
- Использование газа снижает уровень вредных выбросов в атмосферу. Серная кислота, образующаяся при сгорании бензина, не только наносит вред окружающей среде, но и губит детали двигателя.
- ГБО нецелесообразно ставить на автомобили с небольшими годовыми пробегами.
- Газовые баллоны съедают полезный объем и снижают грузоподъемность автомобиля.
- Переоборудованный для езды на газе автомобиль слетит с гарантии по многим узлам и агрегатам. Именно поэтому на газ переводят преимущественно неновые машины.
- Помимо расходов на аппаратуру и ее установку каждые 10 000 км придется заменять газовый фильтр (в среднем 1000 рублей), а с интервалом 60 000–100 000 км — резиновые диафрагмы в редукторе.
- Переделку под газ необходимо узаконить: легализация обойдется в 6000–8000 рублей и отнимет несколько дней.
- Количество газовых заправок до сих пор недостаточно. Чтобы ездить только на газе, приходится корректировать маршруты.
- Пропан-бутан ничем не пахнет, но этилмеркаптан, который добавляют в газ для обнаружения утечек, обладает неприятным запахом. Это часто отпугивает тех, кто возит детей.
- Автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями с турбонаддувом сложно переоборудовать под газ.
- Газовые машины могут не пустить на подземные паркинги. Официально прописать газобаллонный автомобиль в гараже под своим домом не получится.
Сколько стоит и где покупать?
Сумма, в которую обойдется переделка, складывается из цены комплекта аппаратуры, баллона, оплаты труда установщиков и затрат на узаконивание этой масштабной переделки автомобиля. Установка простой системы «под ключ» обходится в 30–50 тысяч рублей. Цена зависит от количества цилиндров в двигателе и размеров баллона. В интернете можно найти массу онлайн-калькуляторов: вводите цену переоборудования, расход топлива и данные о пробеге своего автомобиля — на выходе получаете срок окупаемости такой переделки.
Если позволяют финансы, лучше приобрести газовую установку итальянского или голландского производства. Отечественные и польские фирмы комплектуют наборы менее дорогими компонентами, их установки на 5–10 тысяч рублей дешевле, но сиюминутная экономия может обернуться расходами на ремонт в скором будущем. Баллон обычно приобретают отдельно. В этом случае можно довериться отечественному производителю: российские баллоны дешевле импортных, но качество ничуть не хуже.
Самое удобное и надежное решение — приобретать компоненты газовой системы непосредственно у установщика. Возможно, на стороне вы сможете найти комплект ГБО дешевле, но тогда при возникновении проблем в эксплуатации установщик может свалить вину на производителя оборудования, а так все претензии — в одно окно. Кроме того, часто и гарантия в таких случаях более продолжительная — у крупных компаний она доходит до пяти лет.
Установили ГБО на машину? Не забудьте, что это — внесение изменений в конструкцию автомобиля, которое требует легализации. Как это сделать, рассказывает директор Центра технической экспертизы ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» Андрей Васильев:
— Сначала нужно зарегистрировать устанавливаемое газобаллонное оборудование — обратиться в испытательную лабораторию (например, в ФГУП «НАМИ») для получения заключения предварительной технической экспертизы. Все компоненты должны иметь сертификаты, действующие на момент установки оборудования. Их заверенные копии следует запросить у продавца и проверить подлинность в реестре Федеральной службы по аккредитации — на сайте http://fsa.gov.ru. В настоящее время действуют поправки серии 01 к Правилам ЕЭК ООН № 67, и компоненты, прошедшие сертификацию, должны иметь маркировку 67R‑01. Если на компоненты нанесена маркировка 67R‑00, такие автомобили получат «неуд» при оценке безопасности конструкции.
При положительном заключении экспертизы можете выбирать установщика. Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у СТО сертификат на проведение таких операций. В нем должно быть указано, что услуга выполняется по коду ОКУН (017603) или ОКПД2 (45.20.11.511…45.20.11.513 или 45.20.21.511…45.20.21.513). Казалось бы, тарабарщина, но без соблюдения этого условия узаконить установку не получится. После проведения работ установщик заполняет заявление-декларацию об объеме и качестве работ, в которой перечисляются проведенные работы и приводятся характеристики автомобиля с внесенными изменениями. В заявлении-декларации обязательно должна быть указана увеличенная снаряженная масса автомобиля (масса без нагрузки).
От СТО необходимо получить свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования по единой форме Евразийского экономического союза. В свидетельстве должны содержаться все данные оборудования и газового баллона. Номер баллона должен совпадать с номером в паспорте и номером на табличке, прикрепленной к баллону в ГАИ.
Затем следует вернуться в испытательную лабораторию, чтобы получить протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства с внесенными в нее изменениями. Следующий шаг — представить в ГАИ автомобиль и все полученные ранее документы. Там внесут изменения в свидетельство о регистрации и ПТС.
Счастливого пути на голубом топливе!
Благодарим компанию «Гарант-Газ» за помощь в подготовке материала.