Мой опыт установки ГБО на Subaru
Японский бренд Subaru выпускает маневренные и мощные автомобили. Работают они на двигателе внутреннего сгорания. Отличительна черта этого бренда – использование оппозитных моторов. На если владелец авто захочет установить на этот двигатель ГБО, как это скажется на его ресурсе? Знание особенностей оппозитных компоновок позволит избежать основных ошибок при установке ГБО на автомобиль.
Особенности оппозитных двигателей
В этом типе силовой конструкции цилиндры располагаются горизонтально – это основная особенность. В каждом цилиндре находятся два поршня, что двигаются навстречу друг другу. Такое расположение цилиндров дает свои особенности:
- отсутствие вибрации, что увеличивает срок эксплуатации и добавляет комфорта;
- большой ресурс движка, из-за чего пробег до первого капитального ремонта составляет 400 000 км;
- экономия места под капотом.
Автомобиль с оппозитным двигателем стоит значительно выше, чем машина со стандартным ДВС.
Несмотря на высокую стоимость, машины на «субаровских» моторах пользуются спросом на автомобильном рынке.
Установка ГБО, возможные сложности
При монтаже газобаллонного оборудования на подобные устройства главное правило – аккуратный и осторожный сбор. Ведь большинство проблем возникает из-за ошибок мастеров, которые собирают конструкцию. Если что-то было сделано неправильно, то выпускные клапаны зажимаются и не пропускают газ.
Если перед переходом на газ не ознакомиться с особенностями подобного двигателя, то возможны серьезные последствия. Ведь газовые инжекторы размещают парами на каждую голову, а не устанавливать на одной рейке. Чтобы избежать проблем с регулировкой тепловых зазоров, мотор демонтируют. На этой процедуре экономить нельзя.
Возможные проблемы при установке ГБО на автомобиль Subaru:
- Неправильно сделанные основные настройки. Это приводит к повышенному расходу топлива или к перегреву форсунок.
- Проникновение стружки в конструкцию.
- Неправильное подключение газа. В таком случае возникает обмерзание редуктора и форсунок.
Если автомобиль находится на гарантии, то при установке на него ГБО, авто с гарантии снимается. Но есть некоторые СТО, которые предлагают услугу страхования мотора.
Переводя авто марки Subaru на газ, важно обращаться к специалистам, чтобы избежать ошибок при установке. Своевременное обслуживание позволит почувствовать все преимущества газобаллонного оборудования. Если устанавливают газ, то каждые 30 000 км пробега необходимо делать регулировку тепловых зазоров клапанов в механизме. В противном случае ДВС будет перегреваться.
Мифы и реальность о ГБО. Экспертное мнение
Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!
При нынешних ценах на бензин езда на личном авто превращается в дорогостоящее путешествие. Не удивительно, что все больше автомобилистов задумываются об установке ГБО…
АвтоПортал уже неоднократно рассказывал про тонкости газобаллонного оборудования для машин. Однако, судя по количеству писем и комментариев, остается внушительное число скептиков. В этом материале мы попытались затронуть все самые «острые» моменты, которые волнуют владельцев машин. Ведь всё больше украинцев устанавливают ГБО на свои авто.
Не для всех авто ГБО одинаково «полезно»?
Миф о том, что газ приводит к поломкам авто, берет начало еще со времен СССР. Тогда многие водители промышляли хищением топлива из служебных машин. Когда партия приказала перевести часть транспорта на газ (в целях экономии и повышения экологичности), у рядовых граждан пропал дополнительный источник доходов. Бензин слить не проблема, а вот с газом такое не пройдет. В схемы хищений нередко были включены руководители автохозяйств (вспоминаем легендарную фразу: «и для этого я позволил изуродовать собственный сарай»). Поэтому как они, так и водители объединил свои силы для дискредитации технологии газификации автотранспорта. Водители писали фиктивные рапорты об участившихся поломках, завгары передавали их по инстанции и т.д. Результат — ГБО портит двигатель внутреннего сгорания.
Если же изучить статистику и опыт других стран, можно сделать для себя совсем иные, неожиданные выводы. Например, не все знают (и хотят в это верить), что при использовании газа в узлах и агрегатах наблюдается меньший износ, а в камерах сгорания отсутствует нагар.
Очень часто, от псевдоспециалистов, мы слышим, что для некоторых видов моторов ГБО не подходит. В частности, газ буквально противопоказан для оппозитных моторов Subaru. Но мы можем поведать реальную историю из жизни, в которую попал наш коллега, пребывая в Голландии. Он наведался в автосалон Субару в Амстердаме, где между ним и продавцом состоялась любопытная беседа:
— Скажите, а я мог бы приобрести Форестер с газовым оборудованием?
— Конечно, он перед вами. Вообще все автомобили, которые вы видите, газифицицированы.
— Как? И эта спортивная Импреза тоже?
— Да, конечно. Кому она нужна без ГБО. Без ГБО на ней ездить очень дорого.
— А это не повлияет работу двигателя?
— Повлияет, его пробег будет больше в полтора-два раза. Все зависит от вашей манеры езды.
Каждый скептик может перепроверить эту информацию о газификации Субару (и не только) в Голландии. Почему у нас с ГБО встречаются проблемы, о которых не знает остальной мир? Все очень просто. Газ имеет более высокое октановое число. Соответственно, двигатель должен работать с другими регулировками угла опережения зажигания. Вы можете не переживать за сохранность любого мотора, в том числе и Субару, если установите ГБО на сертифицированной станции производителя этого оборудования. Другое дело если это будет сделано в «гаражной» конторе. Поставить могут и правильно, а вот регулировку — нет. Тогда результат может быть печальный. Чаще всего, длительная работа с неправильным углом зажигания приводит к прогоранию выпускного клапана в одном или даже нескольких цилиндрах.
Поколения ГБО. Их количество и отличия
Первое и второе поколение, это системы, предназначенные для старых карбюраторных и моноинжекторных моторов. Расход газа у них примерно на 20% больше по сравнению с бензином. Рассматривать их сегодня уже не актуально, так как карбюраторные моторы сняты с производства почти всеми производителями. Первое поколение от второго отличается возможностью работать с моторами оснащенными катализатором.
Третье поколение, может работать с карбюраторными и моноинжекторными моторами. Система подает газ во впускной коллектор очень близко к впускному клапану каждого из цилиндров. Между штуцерами, которые устанавливаются во впускном коллекторе и редуктором, который занимается подачей избыточного давления, расположен шаговый дозатор механического типа, который распределяет правильные порции газа впускному коллектору.
Недостаток этого поколения выражается в том, что ГБО не использует электронный блок управления двигателем и, соответственно, алгоритмы, по которым вычисляется момент впрыска и количество необходимого топлива. То есть, все расчеты производятся по заданным производителем ГБО алгоритмам. А они могут значительно отличатся от заводских требований и приводить к неправильной работе мотора.
Четвертое поколение, имеет электромагнитные газовые форсунки, которые обеспечивают впрыск газа в каждый цилиндр (то есть, по аналогии с бензиновой системой). Дозирование и определение фазы впрыска производит штатный автомобильный контроллер.
Преимуществ у системы ГБО четвертого поколения несколько. Например, автоматический переход двигателя с газового на бензиновое топливо. При правильной настройке ГБО, водитель практически не замечает перехода с газа на бензин и обратно. Разница в расходе газа (по сравнению с бензином) не превышает 10-20%.
Сегодня это самое популярное и выгодное оборудование для бензиновых моторов с распределенным впрыском топлива.
Пятое поколение, это система «Жидкого фазированного распределённого впрыска».
Отличие от ГБО четвертого поколения в том, что 5 поколение впрыскивает в цилиндры газ в жидком состоянии. Для этого в баллоне имеется газонасос, обеспечивающий прохождение газа в жидкой фазе из баллона (по рампам газовых форсунок) и излишков назад в баллон.
Топливные карты и ЭБУ двигателя применяются штатные. Могут вноситься лишь незначительные изменения для адаптации газовой системы к бензиновой топливной карте. В пятом поколении используются дополнительные форсунки и рампа.
Бытует мнение, что в случае с пятым поколением, есть возможность запускать двигатель на газе, да и расход идентичен растратам бензина. Но это не совсем так, считают в компании AUTOGAS CENTER:
«Системе нужно время для прокачки газа и удаления воздуха из системы, это около 30-40 секунд (в зависимости от того, как долго стояла машина). Но все равно это время намного меньше, чем прогрев двигателя в 4-м поколении, и оно не зависит от температуры воздуха (зима-лето). Расход — +10-20%, по сравнению с ездой на бензине», — развеивает мифы специалист Павел.
Шестое поколение. Да, оно тоже уже существует! В этом случае топливные рампы, форсунки и штатный бензиновый контроллер автомобиля остаются родными без каких-либо переделок.
Недостаток фактически один — чувствительность к чистоте газа. Стоимость также можно отнести к недостаткам, однако, как известно после запуска в массовое производство цена может значительно снизится. Отметим, установка 6-го поколения возможна только на двигатели с прямым впрыском топлива.
Сегодня предложения по установке ГБО 5-го и 6-го поколения в Украине уже есть, хотя их маловато. И это логично — качественный газ у нас тоже попробуй отыскать.
Всегда ли переплата оправдана?
Наиболее распространенные сегодня системы четвертого поколения. По ним легче всего отследить среднюю стоимость оборудования и установки.
Заметим, что разница в цене (зависимо от производителя) колеблется в пределах 5-10%. Основная разница может набежать за счет стоимости установки и настройки. Но! Именно от установки и настройки будет зависеть, насколько качественно и долго будет работать ваш двигатель.
Цена стоимости оборудования напрямую зависит от количества цилиндров в двигателе. Так как на каждый цилиндр ставится отдельная форсунка. Вполне логично, что за четырехцилиндровый мотор цена будет одна, а за восьмицилиндровый — другая. Кроме того, играют роль и возможности форсунок. Чем больше объем цилиндра, тем больше должно быть проходное сечение форсунки. Будет выше и цена.
Часто можно услышать, а выгодно ли ездить на газе? Ответ однозначный, выгодно. Но вот насколько, это уже второй вопрос. Ответить на него можно самостоятельно. Для этого нужно знать стоимость установки ГБО, стоимость бензина и газа. Не помешает калькулятор.
Для примера рассчитаем окупаемость ГБО для двух разных автомобилей. Первый имеет четырехцилиндровый двигатель объемом 1,6 л, а второй 4,8 л и 8 цилиндров. Средний расход бензина в первом 10 л/100 км, во втором 20 л/100 км. Стоимость установки 8 500 грн и 16 000 грн соответственно. Стоимость бензина берем 16,3 грн., а газа — 8,9 грн. Будем учитывать, что потребление газа может быть примерно на 10% больше, чем бензина.
На 100 км пробега автомобиль с двигателем 1,6 потратит 10 л бензина или 163 грн, газа 11 л или 97,9 грн., то есть разница составляет 65,1 грн. Это та самая сумма, которую вы экономите. Но нужно еще вернуть деньги за установку. Делим 8500 грн. на 65,1 грн. и умножаем на 100 км. При таких ценах и при таком расходе топлива за 1 3000 км установка окупится. Дальнейший пробег будет вам экономить 65 грн. каждую сотню километров.
По той же схеме пересчитываем автомобиль с мотором 4,8 л и получаем разницу в стоимости пробега 130,2 грн., а окупаемость ГБО — за 12288 км.
Насколько много вы ездите напрямую влияет на срок окупаемости в месяцах, днях, годах.
Что делать, если повышен расход или неравномерная работа мотора на газе?
Определить, насколько хороши установщики ГБО, «на глазок» не получится. В идеале у них должен быть сертификат, показывающий уровень их профессиональности и умение установки данного оборудования. Причем стоит внимательно изучить, кому он выдавался. Вам могут предъявить сертификат другой компании, выдав его за свой.
Неплохо, если сервис рекомендован кем-либо из ваших знакомых или друзей. Если они не имеют проблем с ГБО, установленным конкретным сервисом, то и вы, скорее всего, будете удовлетворены его услугами.
Место установки ГБО
Любые газовые баллоны имеют солидный запас прочности. Во всяком случае, если их сравнивать с бензобаком, то этот запас более, чем десятикратный. Без проблем можно установить баллон и под днищем автомобиля вместо запаски. Для перестраховщиков достаточно установить дополнительную защиту, по примеру тех, что ставят под двигатель. Этого будет более чем достаточно для спокойствия за рулем. Вероятность повреждения баллона и возгорания автомобиля с газом очень невелика, но при условии, что система исправна, и все предохранительные клапаны в рабочем состоянии. Поэтому и надо следить за системой, проходить плановое техобслуживание.
Одной из самых распространенных ошибок является заправка баллона без технического запаса свободного пространства в холодное время года. После прогрева происходит повышение давления до критических величин, разгерметизация баллона и последующий взрыв. Поэтому никогда не заправляйте баллон полностью. Кроме того, все баллоны имеют граничный срок службы. По его окончанию они должны обязательно пройти переосвидетельствование. Система газопроводов в машине должна регулярно проходить ТО на предмет выявления утечек и проведения профилактики.
Если рассмотреть зафиксированные случаи взрывов, то практически все они произошли по причине несоблюдения правил безопасности.
В следующий раз мы расскажем, можно (и нужно ли) ставить ГБО на малолитражные двигатели, как оборудовать домашние газовые заправки, и какова реальная потеря мощности при установке ГБО.