Меню

Газ для машин будет дорожать

В России рекордно выросли цены на сжиженный газ для автомобилей, хотя еще весной они уходили в минус

Сжиженный углеводородный газ невозможно хранить в больших объемах, поэтому производители не смогли адаптироваться к росту спроса.

Параллельно с ростом цен на бензин в России рекордно подорожал сжиженный углеводородный газ (СУГ) – в первую очередь, пропан-бутан. Его используют как автомобильное топливо вместо бензина. В середине июня оптовая цена СУГ на бирже превысила 35 тысяч рублей за тонну, что на 36% больше лета прошлого года. При этом еще весной из-за спада спроса тонну СУГ в России продавали оптом всего по 10-13 тысяч рублей.

Основная причина подорожания – рост спроса на автомобильный газ, что привело к временному дефициту топлива на рынке. Участники рынка полагают, что все дело в росте спроса на газ из-за окончания режима самоизоляции. Так, весной продажи топлива были на минимуме, но в России крайне недостаточно мощностей для его хранения. Фактически заводам приходилось останавливать производство и раньше времени уходить на плановый ремонт.

Так, в НОВАТЭКе рассказали, что весной потребление газа в регионах снизилось на 70-80%, и в итоге цены на СУГ в местах производства упали до отрицательных значений. Сейчас, по данным компании, спрос восстанавливается, но пока заводы не вышли на нормальный работы, дефицит будет сохраняться.

В СИБУРе не считают, что рост цен был значительным из-за заниженных цен ранее. Несмотря на рост цен, они все еще ниже пиковых значений в 2018-2019 годах. Кроме того, на начало лета приходится пик спроса, так как автовладельцы увеличивают его потребление.

Сжиженный углеводородный газ – по сути, побочный продукт добычи нефти и газа. Поэтому дефицит мог возникнуть и из-за того, что «Газпром» сократил добычу газа на 20% из-за рекордного падения спроса, а из-за действующей с 1 мая сделки ОПЕК+ нефтяные компании также снизили добычу нефти. И если в обычной ситуации цены начали бы расти еще весной, из-за падения спроса этого не случилось, и дефицит возник только с началом летнего сезона.

Государство приняло ряд мер по поддержке рынка: до 30 июня производители могут продавать через биржу всего 2,5% произведенного СУГ (вместо 5%), а компании СИБУР и НОВАТЭК получили до конца года скидку на перевозку газа по железной дороге в размере 40%. Эксперты полагают, что цены уже достигли максимальных значений и через некоторое время стоит ожидать их снижения.

Рост неизбежен: что будет с ценами на бензин и газ в 2021 году

Руслан Давлетшин

Розничные цены на бензин и дизель в следующем году будут расти, однако правительство задействует механизмы их сдерживания. Такого мнения придерживаются эксперты, опрошенные «Вечерней Москвой».

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов считает, что повышение стоимости нефтепродуктов будет несерьезным. По его словам, чтобы сделать прогноз, нужно посмотреть цель по инфляции Центробанка на 2021 год (4 процента, согласно последним прогнозам ЦБ — прим. «ВМ») и вычесть оттуда один процент, а затем прибавить оставшееся число к текущим расценкам.

— Эта формула не регулируется никаким законом, но актуальна. Крупные нефтяные компании имеют доминирующее положение на рынке в России, и они идут на уступки регуляторам, так как цена на топливо — важная социальная составляющая. Поэтому повышается она очень медленно. Вся остальная розница ведет себя аналогично крупным игрокам. Если посмотреть на динамику цен с 2009 года, то у нас они только растут, причем растут в темпах, равных инфляции. До 2009 года они и падали, и росли в зависимости от того, какой была внешняя конъюнктура, — объяснил эксперт.

Таким образом, как прогнозирует специалист, цены на бензин и дизель поднимутся к концу следующего года в среднем на 1 рубль 50 копеек.

Читайте также:  Замена полукольца коленвала не снимая двигатель

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович считает, что вероятность повышения цен в 2021 году довольно существенная, причем независимо от того, что будет с нефтью на мировых рынках. Объясняется это, по словам собеседника «ВМ», высокими налогами для нефтяных компаний. В зависимости от стоимости углеводородов фискальная нагрузка на игроков рынка меняется.

— Налоги становятся выше, когда нефть дороже. И компаниям приходится пытаться увеличивать цены внутри страны, чтобы компенсировать этот эффект. Для уменьшения влияния от колебаний расценок на мировых рынках правительство вводит механизмы демпфера. Когда цены на энергоносители становятся ниже точки отсечения (42 доллара за баррель), компаниям приходится доплачивать в бюджет. А в условиях доплат в пользу правительства неизбежно придется что-то делать с ценами внутри страны — компенсировать свои потери за счет граждан, — пояснил Митрахович.

Так что сейчас стоимость топлива на заправках напрямую зависит от того, какими будут мировые цены на нефть, и от налоговой политики, скорректирует ли правительство тот же механизм демпфера или нет, добавил эксперт. Однако, по его словам, больше чем на 10–15 процентов они в любом случае не поднимутся. Правительство найдет механизмы их сдерживания, чтобы избежать социальных потрясений.

Фото: «Вечерняя Москва»

С газомоторным топливом «история немного другая», сказал Баженов. По его словом, ценообразование здесь более свободное и зависит от того, что происходит на внешних рынках. Поэтому пока прогнозы сделать сложно, заметил эксперт. Вместе с тем данный вид топлива становится более востребованным, потому что тот же бензин на заправках обходится автомобилистам дороже, констатирует собеседник «ВМ». Кроме того, по словам специалиста, процесс перевода автомобиля на газовое топливо становится менее затратным, а оборудование быстро окупается.

— Если коммерческий транспорт переводить на сжиженный углеводородный газ, то в течение месяца затраты окупятся. Если мы говорим про сжиженный природный газ и компримированный природный газ (КПГ), где технологический процесс сложнее, то дольше, но они дешевле бензина в 2,5 раза, — объяснил представитель Независимого топливного союза.

Митрахович в свою очередь считает, что «дело сейчас не в цене газа, а в развитии инфраструктуры». На данный момент государство предоставляет субсидии по ряду видов газомоторного топлива при переоборудовании машины. Если такая политика продолжится, конкуренция на рынке повысится, количество заправок станет больше, то цены либо снизятся, либо останутся на текущем уровне, предполагает специалист.

Однако лучше, по его словам, заниматься не переоборудованием, а производить больше автомобилей, где газовое топливо предусмотрено изначально.

— Тогда на газ будет полноценный спрос. Люди станут выбирать газ не потому, что он на несколько рублей дешевле, а потому, что это в целом нормальное топливо и оно присутствует на большом количестве заправок. А пока далеко не всем нравится переоборудовать свою машину — отдавать полбагажника на газовый баллон. Сейчас это делают либо в провинции, где уровень жизни ниже, чем в Москве, либо в коммерческих целях, — сказал эксперт.

Митрахович резюмировал, что для России масштабный переход на газ был бы рационален, поскольку его запасов много. А по сравнению с нефтепродуктами данный вид топлива более экологичен.

Машина не роскошь? В России сдержали удорожание бензина, но взвинтили цены на газ

С мая стоимость «газомоторки» выросла чуть ли не на четверть — эксперты задаются вопросом, почему бездействуют антимонопольщики

После вмешательства властей резкое подорожание бензина в России удалось затормозить. С мая популярные марки — 92-й и 95-й — выросли лишь на 5%, в то время как продавцы газомоторного топлива, похоже, не сдерживали аппетиты — их продукт подорожал аж на 20%. С чем это связано и когда нас ждет вторая волна топливной лихорадки — подробнее в материале «Реального времени».

Читайте также:  Как подобрать автомобиль по размерам дисков

Мечты сбываются у «Газпрома»

Аналитическая служба «Реального времени» продолжает замерять цены на заправках в городах ПФО. За последние три месяца статистика показала удивительные результаты. Как и обещали в правительстве, после договоренности с крупными нефтяными компаниями те притормозили резкий рост цен на бензин в ответ на обещание не повышать топливные акцизы. С мая средние цены на популярные марки в округе выросли лишь на 5% — с 38,66 до 40,66 рубля за литр 92-го и с 41,25 до 43,51 рубля за литр 95-го.

Однако с газомоторным топливом ситуация прямо противоположная. За тот же период средние цены подскочили более чем на 21%. Так обстоят дела по всем городам Поволжья. Например, в Казани стоимость газа на АЗС за три месяца выросла с 18,50 до 22,50 рубля за куб (+22%), в Набережных Челнах и Нижнекамске и того больше — с 17,75 до 22,25 руб./куб и 22,20 руб./куб соответственно (+25%), в Альметьевске — с 18,20 до 21,95 руб./куб (+21%).

У соседей цены выросли больше всего в Уфе — на 22% (18—22 руб./куб), меньше всего в Йошкар-Оле — на 16% (19—21,95 руб./куб). Газ также подорожал в Чебоксарах — на 20% (18,90—22,7), Ульяновске — на 21% (18—21,70) и Самаре — на (18—21,75). Самая дорогая заправка газом — в Чебоксарах, наиболее дешевая — в Ульяновске.

Все претензии к ФАС

— Причины повышения стоимости газа неизвестны, потому что цены на него отвязаны от цен на нефть — и в России, и в мире они развиваются своим путем. В нашей стране для нефтепродуктов существует рынок, а для газа, в общем-то, рынка нет — здесь регулируемые цены, «Газпром» не может ни поднимать, ни опускать стоимость ресурса. Вероятно, это какие-то сознательные действия, потому что они каждый месяц публикуют новые расценки. Поэтому тут все претензии к ФАС — цены они определяют, — считает аналитик нефтегазового сектора, партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.

— Такого быть не должно, потому что есть же тарифная политика. Честно говоря, для меня это новость. Надо посмотреть, с чем это может быть связано. Я знаю, что есть часть газовых тарифов, связанных с ценой на нефть, — они привязаны к средней цене на период. Соответственно, это могло повлиять. Если цены на нефтепродукты продолжительное время были высокими, то после этого подтягиваются и цены на газ, но в принципе, глобально такого быть не должно, — добавил заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.

По мнению и.о. начальника управления по реализации нефти и нефтепродуктов ОАО «Татнефть» Ильгиза Рахимова, резкое весеннее подорожание топлива потянуло за собой и газ: «В данном случае подорожавший бензин переключил спрос на газ. Расход у него на 100 км на 15—20% выше, чем у бензина. Но при этом цена в два раза ниже, чем у бензина. В принципе, пока автомобилистам выгоднее ездить на газе. Поэтому растет спрос, возникает небольшой дефицит газа, соответственно, растут и цены на него. Я думаю, в ближайшее время они достигнут какого-то потолка и стабилизируются».

Здесь стоит отметить, что рынок газомоторного топлива в Татарстане растет не так быстро, как планировалось. Программу развития рынка стоимостью около 75 млрд рублей уже два года подряд признают малоэффективной. Все упирается в противоречие: транспорта на газе не становится заметно больше из-за нехватки заправок, а заправки убыточны из-за отсутствия спроса. Не помогает делу и монополия «Газпрома», да и сами по себе преимущества газа преувеличены, добавляют эксперты.

Читайте также:  Киа рио мотор 1 4 какое масло

Что касается бензина, закупочные цены на него стабилизировались, сообщил Ильгиз Рахимов. Фото Максима Платонова

«Если второй раз такой трюк устроят, будет еще хуже»

Что касается бензина, закупочные цены на него стабилизировались, сообщил Ильгиз Рахимов: «Плюс-минус 100—200 рублей туда-сюда играют, но в целом стабилизировались оптовые цены. Пока, конечно, маржинальность АЗС не самая лучшая, не покрывает всех издержек. Но пока каких-то предпосылок, что цены будут расти, нет».

Однако нельзя исключать, что из-за налогового маневра ситуация может измениться, считают эксперты. Правительство России намерено повысить сборы с нефтегазовых компаний, продающих топливо, что может создать условия для бесконтрольного удорожания бензина на внутреннем рынке. В течение ближайших пяти лет будет идти поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти. Таким образом, фискальные сборы с нефтяного сектора вырастут и бюджет получит дополнительные доходы.

— Если просто математически считать, то надо, чтобы цена поднялась где-то на 2 рубля на заправках с учетом того, что акциз вырастет. Поэтому исключать очередного повышения стоимости бензина нельзя. Все будет зависеть от того, как наши законодатели будут решать этот вопрос. Конечно, еще полгода есть, поэтому я не переживаю. Но маржинальность АЗС пока приближается к нулю, мы стараемся работать в рынке, на заправках цены не повышаем, но предпосылок к снижению точно нет, — подчеркнул Рахимов.

Михаил Крутихин прекращение резкого повышения цен на бензин считает «искусственной приостановкой». По его мнению, после проведения налогового маневра горючее может снова сильно подорожать:

Налоговый маневр больше рассчитан на крупные компании с экспортом нефти. Фото st.volga.news

— Во-первых, очень трудно станет работать тем, у кого нет экспорта и добычи, — небольшим нефтеперерабатывающим предприятиям. Себестоимость приобретаемых ими нефтепродуктов существенно повысится. Во-вторых, в новом законе о налоговом маневре говорится, что правительство сможет регулирующим порядком вводить какие-то дополнительные экспортные пошлины на нефтепродукты и нефть. То есть мы опять видим неустойчивое положение, налоговые правила по воле правительства меняются часто, по несколько раз в год. И для того чтобы быть в прибыли, реализаторам бензина и дизтоплива необходимо держать более высокие цены, чтобы не остаться в убытке.

Мелкие игроки по этой причине могут вовсе уйти с рынка. Налоговый маневр больше рассчитан на крупные компании с экспортом нефти. Что если «правительство опять обманет, как и в предыдущий раз с таким же маневром, когда обещали поднять налог на добычу полезных ископаемых и, соответственно, понизить экспортную пошлину? Но налог повысили, а пошлины не понизили. Если второй раз такой трюк устроят, будет еще хуже, компании будут вынуждены поднимать цены», — отметил Михаил Крутихин.

Впрочем, налоговый маневр не может поднять цены настолько, насколько это было весной, полагает Танурков: «Это будет растянуто лет на пять»:

— Есть обратный акциз на нефть, который будет сдерживать цены. Поэтому, думаю, сам по себе налоговый маневр сильной угрозой для подорожания топлива не является. Собственно, стоимость бензина росла из-за того, что был рост цен на нефть, а еще доллар дорожал к рублю, и все это наложилось. Поэтому я не думаю, что сдерживание цен сейчас искусственное, а нефтепродукты по старым ценам продавались только из хранилищ, цены постепенно подтягиваются к тому уровню, который должен быть равновесным. На текущий момент это все исчерпалось на подтягивании цены, и, в принципе, я думаю, сейчас равновесие восстановилось.

В дальнейшем стоимость горючего снова будет зависеть от цен на нефть и курса рубля, добавил собеседник издания.

Adblock
detector