Меню

Газ 69 с вазовским двигателем

Двигатель ВАЗ 1,7л под капотом ГАЗ 69. Что в итоге получилось

Замена двигателя на более современный – обычное явление для легендарных советских внедорожников ГАЗ 69. Среди доживших до наших дней можно найти машины как с доступными, но идеологически верными «волговскими» ЗМЗ, так и с разнообразными моторами от иностранной техники, от экономичных немецких турбодизелей до бензиновых японских V6 и даже V8. У 99,9% доработанных 69-х новый мотор имеет как минимум такой же объём, как у родного «нижнеклапанника» – 2,1л.

ГАЗ 69, о котором пойдёт речь в этой статье – тот самый 0,01%, под капотом которого по прихоти владельца оказался малолитражный мотор объёмом всего 1,7л! В конце статьи мы попробуем рассчитать, может ли относительно тяжёлый рамный внедорожник без проблем передвигаться с откровенно «легковым» двигателем. Второй необычный факт об этом автомобиле – с момента своего выпуска в 1969 году и по сей день жертва европейского «даунсайзинга» обитает в Венгрии:

Свою трудовую карьеру этот 50-летний 69-й начал в Венгерской народной армии. В середине 90-х годов, когда в Венгрии начались распродажи старой армейской техники, неплохо сохранившийся внедорожник (в России про такие пишут «с консервации») приобрёл местный фанат советских автомобилей, в гараже которого уже прописались пара Жигулей и «ранняя» Нива:

В середине 2000-х владелец решился на капитальное обновление своего 69-го. Раму и кузов ждали пескоструйная обработка, локальные сварочные работы и окраска современными материалами. Для кузова выбрали более актуальный для прогулочного автомобиля белоснежный цвет; «кожзамом» того же цвета перешили оригинальные сиденья. Самым заметным отступлением от аутентичности стали современные оранжевые указатели поворота и тент из серого пвх-материала:

Система полного привода с мостами и раздаточной коробкой (а она, напомним, у ГАЗ 69 соединяется с коробкой передач промежуточным валом) остались «родными», а вот тихоходный 52-сильный мотор и трёхступенчатая коробка передач в качестве эксперимента уступили место менее объёмному (1,7 л против 2,1 л у оригинального двигателя) 79-сильному двс от Нивы в паре с 4-ступенчатой механикой от ВАЗ 2101! Основные причины отказа от старого двигателя – прожорливость (по документации контрольный расход составляет 14 л на 100 км) и слишком низкая степень сжатия 6,5 (против 9,3 у двигателя ВАЗ) по советский 66-й бензин. С такими характеристиками на дорогом высокооктановом европейском топливе далеко не уедешь:

Ещё одно преимущество двигателя ВАЗ – меньшая масса, по разным данным разница составляет внушительные 90-100 кг! 4-цилиндровый двигатель ГАЗ 69 с нижним расположением клапанов ведёт свою родословную от довоенных 6-цилиндровых моторов ГАЗ-11 и с небольшими отличиями впервые появился на ГАЗ М20 в 1946 году; блок цилиндров чугунный, головка блока алюминиевая; диаметр цилиндров 82 мм и ход поршня 100 мм, рабочий объём 2,12 л. С карбюратором К-22Д этот мотор выдаёт 52 л.с. при 3600 об/мин и 127 Нм крутящего момента при 2000 об/мин коленчатого вала. Верхневальный верхнеклапанный мотор ВАЗ 21213 при рабочем объёме 1,69 л выдаёт те же 127 Нм момента, только при 3200 об/мин, и 79 л.с. при 5200 об/мин; как и у горьковского двигателя, блок цилиндров чугунный, а головка блока отлита из алюминия; ход поршня 80 мм, диаметр цилиндра 82 мм:

Чтобы рассчитать, насколько успешно двигатель от лёгкой Нивы сможет «тянуть» рамный ГАЗ 69, мы построили простейшую динамическую характеристику. Горизонтальная ось – скорость, с которой движется автомобиль; вертикальная ось – динамический фактор, показывающий отношение избыточной силы тяги к весу автомобиля (формулы расчёт можно найти в любом учебнике по расчёту автомобилей). По этой характеристике можно легко сравнить тяговые возможности автомобилей разных конструкций, выяснить максимальную скорость при движении по ровной дороге и максимально возможный коэффициент сопротивления движению или уклон дороги, преодолеваемый на каждой передаче.

Для расчёта динамической характеристики с двигателем ГАЗ использовались следующие данные: полная масса 2175 кг, коэффициент 0,56 и площадь лобового сопротивления 3 м кв., максимальная мощность 38,2 кВт при 3600 об/мин, повышающая передача раздаточной коробки 1,15; передаточные числа КПП 3,115/1,772/1,00 и главной передачи 5,125; размер шин 6,5х16. При стандартном коэффициенте сопротивления ровной дороги, к примеру, 0,02 максимальная скорость по графику составит примерно обещанные заводом 90 км/ч:

Динамическую характеристику с тольяттинским двигателем мы построили с коробкой 2101 и для сравнения с 5-ступенчатой кпп 2105. Использованные данные: полная масса 2085 кг, коэффициент лобового сопротивления 0,56 и площадь лобового сопротивления 3 м кв., максимальная мощность 58 кВт при 5200 об/мин, передаточное число повышающей передачи раздаточной коробки 1,15; передаточные числа 4-ступенчатой КПП 3,753/2,303/1,493/1 и 5-ступенчатой КПП 3,667/2,1/1,361/1/0,82; главная передача 5,125; колёса на этом ГАЗ 69 чуть больше стандартных, от УАЗ 469, размер шин 215/90R15. Как вы можете видеть на графиках, за счёт больших передаточных чисел у вазовских КПП (в этом кпп 2101 предпочтительнее) запас тяги на первых передачах с двигателем от Нивы у ГАЗ 69 даже больше, чем с родным двигателем! Максимальная скорость также возросла примерно до 105 км/ч, причём она достигается на 4 передаче, а 5-я понадобилась бы только для снижения оборотов коленвала на ровной дороге и средних скоростях:

Читайте также:  Тест драйв автомобиля форд фьюжн

ГАЗ-69 с нестандартными моторами

Все 19 лет серийного производства стандартные автомобили ГАЗ-69 выпускались с одним и тем же двигателем, который обозначался тем же индексом «69». По сути это был «победовский» карбюраторный мотор: нижнеклапанный и низкооборотистый. С объема 2,1 литра он выдавал всего 52 силы на 3600 об/мин и обеспечивал скромные тягово-динамические качества даже по меркам 1954 года: на сравнительных испытаниях «газик» уступал и американским, и английским аналогам. И это ограничивало экспортный потенциал машины. На более мощном двигателе настаивал и основной заказчик – Министерство обороны СССР. Но поначалу заменить «победовский» мотор было попросту нечем.

Первая альтернатива появилась после того, как двигателисты Горьковского автозавода подготовили к производству мотор ГАЗ-21Б. Несмотря на «волговский» индекс, это по сути был всё тот же «победовский» нижнеклапанный мотор, только форсированный за счет увеличения диаметра цилиндров (88 вместо 82 мм), изменения фаз газораспределения и установки другого карбюратора. Дополнительные 300 «кубиков» рабочего объема позволили поднять мощность до 65 сил и на четверть увеличить крутящий момент. Именно этим агрегатом начали комплектовать первые серийные «Волги», а в чуть измененном виде – еще и «буханки» и «головастики» семейства УАЗ-450.

Проработку возможности использования мотора ГАЗ-21Б на «газике» на Ульяновском автозаводе начали в 1957 году (надеюсь, не требует уточнения, что к тому моменту производство ГАЗ-69 уже было полностью переведено из Горького в Ульяновск). До конца того же года на УАЗе построили и первые опытные образцы ГАЗ-69 и ГАЗ-69А с моторами ГАЗ-21Б, попутно опробовав на этих же машинах новый механизм управления раздаточной коробкой при помощи единственного рычага.

Испытания этих образцов у основного заказчика – сначала краткие сравнительные, а затем и длительные эксплуатационные – продолжались два года. В сопроводительном письме главного конструктора Горьковского автозавода от 11.02.1958 г. касаемо форсированных моторов отмечалось: «Двигатель ГАЗ-21Б является временной конструкцией, созданной для легкового автомобиля «Волга» на период освоения нового верхнеклапанного двигателя. Следует иметь в виду, что двигатель ГАЗ-21Б рассчитан … на работу на бензине А-70, а поэтому при работе на автомобиле ГАЗ-69 большей частью на режимах, близких к оборотам максимального момента, возможны случаи появления детонации».

Но проведенные испытания показали, что двигатель ГАЗ-21Б детонировал не только на бензине А-70, но и на сортах с более высоким октановым числом (А-72 и А-74), а еще был подвержен возникновению калильного зажигания. С другой стороны, у «шестьдесят девятых» с двигателями ГАЗ-21Б снизился расход топлива, максимальные тяговые усилия выросли на 27%, существенно улучшилась динамика разгона и максимальная скорость (с 90 до 100 км/ч). По этим показателям «газик» сравнялся с автомобилем Land Rover 88 и смог превзойти по силе тяги Willys MB. Тем временем в декабре 1958 года на полигон поступили из Ульяновска два опытных образца ГАЗ-69 и ГАЗ-69А с 70-сильными верхнеклапанными двигателями ГАЗ-21А…

После этого интерес военных к «газикам» с моторами ГАЗ-21Б стал быстро угасать, поскольку верхнеклапанный «движок» ГАЗ-21А оказался более предпочтительным и по весу, и по мощности, и по экономичности. В итоге полная программа испытаний машин с моторами ГАЗ-21Б даже не была выполнена до конца и завершилась досрочно в октябре 1959-го. Испытания же «газиков» с моторами ГАЗ-21А продолжались еще целый год, но также выявили проблемы: длительной эксплуатации с 70-сильным агрегатом не выдержала существующая раздаточная коробка, в которой слишком быстро стали ломаться зубья ведущей шестерни.

С учетом этого обстоятельства, а также острой дефицитности верхнеклапанных моторов, объемов производства которых едва хватало на комплектацию «Волг», РАФов и машин семейства УАЗ-451, к производству все же была принята версия «газика» с мотором 21Б. В дальнейшем форсированные «козлики» выпускались в Ульяновске под обозначениями ГАЗ-69М и ГАЗ-69АМ, и основной объем этих машин забирала экспортная программа завода. После внедрения на них мостов типа УАЗ-452 они стали именоваться как ГАЗ-69М/71 и ГАЗ-69АМ/71 по фактическому году освоения.

Практически параллельно с эпопеей по постройке и испытанию «шестьдесят девятых» с моторами ГАЗ-21Б и ГАЗ-21А в столичном институте НАМИ проводили свои опытно-конструкторские работы по созданию принципиально нового двигателя для ульяновских внедорожников. Эта история берет начало в 1955 году, когда в институте приступили к проектированию семейства карбюраторных двигателей воздушного охлаждения НАМИ-030 с числом цилиндров от 2 до 8 и проектной мощностью от 22 до 100 сил. В 1957 году в рамках этих работ изготовили образец V-образной «шестерки» НАМИ-030-6. При рабочем объеме 2,48 л этот агрегат выделялся весьма высокой мощностью – 77 л.с. при 4000 об/мин. Это было достигнуто применением системы питания с двумя карбюраторами. Для охлаждения двигателя служили два механических вентилятора с шестеренчатым приводом, расположенные в развале блока цилиндров, и масляный радиатор внушительных размеров. После проведения стендовых испытаний и доводочных работ двигатель НАМИ-030-6 в том же 1957 году смонтировали на автомобиль ГАЗ-69А для дорожных испытаний. Общий вес автомобиля снизился на 60 кг.

Читайте также:  Как заменить масло двухтактного двигателя

В 1960 году этот автомобиль после монтажа испытательных приборов и специального оборудования прошел полигонные испытания у основного заказчика, где продемонстрировал значительное улучшение динамических и тяговых качеств. Максимальная скорость увеличилась до 103 км/ч, а сила тяги на крюке выросла на 33,5%. Но вот расход топлива оказался на 70% больше, чем у обычного «газика»! Вероятно, проблема частично была обусловлена неисправностями или неправильной регулировкой опытных карбюраторов, однако это уже не имело значения, поскольку решение об освоении всего семейства «воздушников» серии НАМИ-030 так и не было принято.

Николай Марков, фото из архива автора
Читайте также на канале «МАШИНА»:

Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Сообщений [ 23 ]

1 Тема от andrejzhitlov@yandex.ru 26.10.2011 09:47:16

  • andrejzhitlov@yandex.ru
  • Участник
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 23.08.2011
  • Сообщений: 373

Тема: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного с наименьшими затратами.

2 Ответ от MOHCTPOXOD 26.10.2011 10:17:36

  • MOHCTPOXOD
  • Учaстник
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 03.10.2007
  • Сообщений: 7232

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

Зависит от назначения автомобиля, мостов, колёс и текущего расклада по агрегатам.

3 Ответ от aziat 26.10.2011 10:25:22

  • aziat
  • Участник
  • Неактивен
  • Откуда: Сочи Красная Поляна
  • Зарегистрирован: 06.09.2008
  • Сообщений: 2831

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного с наименьшими затратами.

можно вот так например

4 Ответ от MOHCTPOXOD 26.10.2011 10:41:43

  • MOHCTPOXOD
  • Учaстник
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 03.10.2007
  • Сообщений: 7232

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

Там же написано «с наименьшими затратами»

5 Ответ от Vaha 26.10.2011 10:46:17

  • Vaha
  • Участник
  • Неактивен
  • Откуда: с.Гремячье Воронежской области
  • Зарегистрирован: 29.06.2011
  • Сообщений: 6645

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

ага и затраты небольшие

от волги ставь — бюджетнее врядли придумаешь. и раздатку осавляй газоновскую коробас можно уазовский

6 Ответ от aziat 26.10.2011 10:49:27

  • aziat
  • Участник
  • Неактивен
  • Откуда: Сочи Красная Поляна
  • Зарегистрирован: 06.09.2008
  • Сообщений: 2831

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

Там же написано «с наименьшими затратами»

А что есть наименьшие затраты ? кому то 100рэ жалко , а кто-то и лимон баксов не пожалеет .

7 Ответ от MOHCTPOXOD 26.10.2011 14:29:38

  • MOHCTPOXOD
  • Учaстник
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 03.10.2007
  • Сообщений: 7232

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

А что есть наименьшие затраты ? кому то 100рэ жалко , а кто-то и лимон баксов не пожалеет .

Наименьшие затраты — это самый дешевый из возможных вариантов. Самым дешевым вариантом мне видится двигатели ЗМЗ или УМЗ старого поколения, при чём без замены трансмиссии. Правда не самым лучшим

8 Ответ от Dima93 26.10.2011 14:36:29

  • Dima93
  • Участник
  • Неактивен
  • Откуда: Cамый большой в мире хутор
  • Зарегистрирован: 02.03.2010
  • Сообщений: 409

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

MOHCTPOXOD, а какой лучше будет по весу и габаритам?

9 Ответ от MOHCTPOXOD 26.10.2011 14:47:43

  • MOHCTPOXOD
  • Учaстник
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 03.10.2007
  • Сообщений: 7232

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

MOHCTPOXOD, а какой лучше будет по весу и габаритам?

Из кого? Если выбирать из 406 и старого поколения то старое поколение легче. По габаритам примерно одинаково. Но у старого поколения и мощность в полтора раза меньше если это конечно не 4216 (инжекторный, Евро-3), но это уже не бюджетный вариант а достаточно дорогое удовольствие.

Есть ещё вариант контрактного ТД27Т с кпп и раздаткой Ниссан Атлас, но всё же это дороже, много переделок, высокая масса и большие габариты, низкая мощность примерно как у старого УМЗ. Но можно съэкономить топливо и увеличить запас хода.

Из доступных вариантов я бы лично предпочёл ЗМЗ-406. Обойдётся несколько дороже старого поколения, чуть тяжелее, но за то в полтора раза мощнее, менее шумный, меньше обслуживания, хорошо раскручивается что прекрасно сочетается с непрямой раздаткой ГАЗ-69 и можно даже военные мосты поставить.

Отредактировано MOHCTPOXOD (26.10.2011 14:53:48)

10 Ответ от DmS 26.10.2011 14:50:37

  • DmS
  • Участник
  • Неактивен
  • Откуда: Краснодар
  • Зарегистрирован: 29.09.2007
  • Сообщений: 6578
  • instagram.com/: 3DtoKRD
  • vk.com/: dmiytr

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

в газ-69 влазит рядная шестерка от газ-52 ))

Читайте также:  Руководство по ремонту каталог деталей двигателя

11 Ответ от Barin93 26.10.2011 14:53:42

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

Дизельный с нового Хантера

12 Ответ от MOHCTPOXOD 26.10.2011 14:56:54

  • MOHCTPOXOD
  • Учaстник
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 03.10.2007
  • Сообщений: 7232

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

в газ-69 влазит рядная шестерка от газ-52 ))

Это гораздо менее практичный вариант чем рядная шестёрка от иномарки

Дизельный с нового Хантера

13 Ответ от nikola9204 26.10.2011 15:09:01

  • nikola9204
  • Участник
  • Неактивен
  • Откуда: uzlovoe.ru
  • Зарегистрирован: 27.09.2009
  • Сообщений: 3573

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

товарищ ставил 616 мерсовский дизелек вместе с коробкой. полет нормальный уже 4 года. только шумный он, шо пипец. зато на парах ездит от солярки

14 Ответ от MOHCTPOXOD 26.10.2011 15:18:59

  • MOHCTPOXOD
  • Учaстник
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 03.10.2007
  • Сообщений: 7232

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

оварищ ставил 616 мерсовский дизелек вместе с коробкой. полет нормальный уже 4 года. только шумный он, шо пипец.

Шумный, тяжелый и совершенно по характеристике не подходит к УАЗовским мостам. Ездил на такой машине. Передачи получаются адски короткими, не успеваешь переключать, низкая максималка. Выстреливает с холостых, копая грунт, но фуру не то что обогнать, её даже догнать не всегда получается несмотря на 5-ступенчатую коробку и 35-ые колёса. И там раздатка не 69-ая а с прямой повышенной.

15 Ответ от nikola9204 26.10.2011 15:26:24

  • nikola9204
  • Участник
  • Неактивен
  • Откуда: uzlovoe.ru
  • Зарегистрирован: 27.09.2009
  • Сообщений: 3573

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

MOHCTPOXOD, верно 80 км в час у него уже максималка почти. да еще и мосты вояки)))

16 Ответ от Barin93 26.10.2011 15:51:47

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

Выстреливает с холостых, копая грунт, но фуру не то что обогнать, её даже догнать не всегда получается несмотря на 5-ступенчатую коробку и 35-ые колёса. И там раздатка не 69-ая а с прямой повышенной.

Ну так а зачем на такой машине по асфальту ездить
А вот для леса это самое то

17 Ответ от MOHCTPOXOD 26.10.2011 16:03:51

  • MOHCTPOXOD
  • Учaстник
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 03.10.2007
  • Сообщений: 7232

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

Ну так а зачем на такой машине по асфальту ездить
А вот для леса это самое то

А зачем в лесу тяжеленный агрегат который копает на холостых грунт? Тогда можно по принципу как у АлексаТ была машинка: МОтор от жигулей и адские передаточные числа. Крутящий момент на колёсах не меньше чем с мерсовским мотором, максималка тоже 80, но при этом существенно меньше масса и цена.
Тем не менее лично я против тракторостроения. Это как минимум не спортивно. Автомобиль должен уметь ездить и по дорогам даже если это внедорожник. Иначе проще сразу трактор купить, можно гусеничный. Лучше с башней и пушкой И по городу удобно

18 Ответ от Barin93 26.10.2011 16:18:58

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

Ну так а зачем на такой машине по асфальту ездить
А вот для леса это самое то

Автомобиль должен уметь ездить и по дорогам даже если это внедорожник. Иначе проще сразу трактор купить, можно гусеничный. Лучше с башней и пушкой И по городу удобно

Ну это вечная тема. На вкус и цвет товарищи есть, так что .

19 Ответ от Талан 26.10.2011 16:29:22

  • Талан
  • Участник
  • Неактивен
  • Откуда: Краснодар
  • Зарегистрирован: 04.07.2010
  • Сообщений: 206

Re: Нужен совет, какой дигатель поставить на ГАЗ-69 в место родного.

Ну так а зачем на такой машине по асфальту ездить
А вот для леса это самое то

А зачем в лесу тяжеленный агрегат который копает на холостых грунт? Тогда можно по принципу как у АлексаТ была машинка: МОтор от жигулей и адские передаточные числа. Крутящий момент на колёсах не меньше чем с мерсовским мотором, максималка тоже 80, но при этом существенно меньше масса и цена.
Тем не менее лично я против тракторостроения. Это как минимум не спортивно. Автомобиль должен уметь ездить и по дорогам даже если это внедорожник. Иначе проще сразу трактор купить, можно гусеничный. Лучше с башней и пушкой И по городу удобно

Поставил тракторные редуктора на спайсера, ограничив себя в скорости по асфальту до 60км, и не капли не жалею. В горах компенсация и преимущества огромные. Много мнений и они имеют право быть. Родного 421 двигателя в горах хватает за глаза.машина имеет, неограниченный запас прочности трансмиссии, и повышенную проходимость.

Adblock
detector