ГАЗ 2752 (Соболь)
ГАЗ 2752 (Соболь) – некрупный фургон (грузовой или грузопассажирский), выпускаемый Горьковским автозаводом. В сравнении с семейством ГАЗель автомобиль имеет меньшую массу, длину и грузоподъемность, что расширяет возможности по его использованию в городской черте.
ГАЗ 2752 получил широкое распространение в крупных городах, где существуют ограничения на въезд в отдельные части или районы для машин с грузоподъемностью более 1 тонны. В сравнении с серией ГАЗель данные модели менее распространены. Однако спрос на них остается стабильно значительным протяжении последних лет.
ГАЗ 2752 считается базовой моделью семейства. Фургон с боковой дверью применяется для транспортировки некрупных грузов в пределах города. Основными достоинствами модели считаются простая конструкция и немалая стоимость.
История создания
Серийный выпуск ГАЗ 2752 начался в 1998 году на заводе в Нижнем Новгороде. На тот момент семейство ГАЗель уже активно завоевывало рынок. Именно это и заставило производителя задуматься о расширении линейки продуктов. В итоге началась разработка родственной серии с меньшими размерами. При создании новинки инженеры рассматривали иностранный и отечественный опыт. Модель базировалась на уже освоенных версиях ГАЗель, отдельные решения были позаимствованы у автомобилей УАЗ 3727 и Ford Transit. Раму для Соболь взяли со «старшего» семейства, укоротив лонжероны и колесную базу. Сама машина получила полукапотную компоновку.
Производство ГАЗ 2752 началось позднее моделей ГАЗель, что позволило избежать ряда проблем, присущих первым версиям семейства. Первому глобальному рестайлингу серия подверглась только в 2003 году. Разработчики решили сделать автомобиль более современным, заменив прямоугольные фары каплевидными блок-фарами и пересмотрев дизайн оперения. Кардинальные изменения произошли и с приборной панелью. Примечательно, что длительное время семейство Соболь выпускалось мелкосерийным способом. Лишь в 2006 году открылось полноценное серийное производство машины. Версия с дизайном 2003 года и доработанными узлами получила название Соболь-Стандарт.
Зимой 2010 года появилось рестайлинговое семейство Соболь-Бизнес. В автомобиль перенесли большинство улучшений, ранее опробованных на семействе ГАЗель-Бизнес.
Модификации и аналоги
Семейство Соболь представлено несколькими модификациями:
- 3- или 7-местная версия;
- дизельный или бензиновый двигатель;
- задний или полный привод.
Автомобиль доступен в нескольких исполнениях:
- грузовой ГАЗ 2752 (3-местная версия) со штатной грузоподъемностью в 770 кг. Модификация имеет грузовой отсек на 6,86 куб.м с возможностью выполнять погрузку через сдвижную дверь сбоку или задние распашные двери. Длина машины составляет 2460 мм, ширина – 1830 мм, высота – 1530 мм, погрузочная высота – 700 мм. Фургон способен разместить не только упаковки и коробки, но и весьма большие предметы (высота грузового отсека – свыше 1500 мм);
- грузопассажирский ГАЗ 2752. Версия имеет 7 полноценных мест и грузовой отсек, отделенный от мест для пассажиров. Полезная площадь здесь уменьшена до 3,7 кубометров, штатная грузоподъемность сокращена. Грузовой отсек комбо-версии имеет длину 1330 мм, ширину – 1830 мм, высоту – 1530 мм.
Полноприводная версия (ГАЗ 27527) доступна в 7- и 3-местной вариации с характеристиками, аналогичными базовому исполнению.
В качестве аналогов модели можно рассматривать следующие автомобили:
- Ford Transit;
- Mercedes Vito;
- Volkswagen Caddy;
- Fiat Light Van.
Характеристики
Базовая версия имеет следующие параметры:
- колесная база – 2760 мм;
- дорожный просвет (заднеприводная/полноприводная версия) – 150/205 мм;
- передняя колея – 1700 мм;
- задняя колея – 1720 мм;
- радиус поворота – 6000 мм;
- снаряженная масса – 1880-2190 кг;
- полная масса – 2800-3000 кг.
Размерность стандартных колес – 185/75R16C.
Двигатель
До 2006 года модели Соболь оснащались двигателями, использовавшимися в семействе ГАЗель:
- бензиновым карбюраторным 8-клапанным мотором ЗМЗ-402. Двигатель имел следующие характеристики: рабочий объем – 2,5 л, мощность – 100 л.с., максимальный крутящий момент – 182 Нм, число цилиндров – 4, диаметр цилиндра – 92 мм. Агрегат отличался неприхотливостью, простым обслуживанием и дешевизной ремонта. Для уменьшения воздействия на окружающую среду мотор получил систему рециркуляции отработавших газов;
- карбюраторным 16-клапанным агрегатом ЗМЗ-406.3. Характеристики мотора: рабочий объем – 2,3 л, мощность – 110 л.с., максимальный крутящий момент – 186 Нм, количество цилиндров – 4, диаметр цилиндра – 92 мм. Двигатель работал на бензине;
- инжекторным 16-клапанным мотором ЗМЗ-406. Картер блока цилиндров агрегата производили литьем из чугуна. Характеристики двигателя: рабочий объем – 2,3 л, мощность – 145 л.с., максимальный крутящий момент – 200 Нм, количество цилиндров – 4, диаметр цилиндра – 92 мм.
немалая партия ГАЗ 2752 была выпущена с дизелями ГАЗ-560 (мощность – 85 л.с.) и турбодизелями ГАЗ-5601 (мощность – 95 л.с.). Однако агрегаты оказались неудачными.
В 2003 году появились версии с новым инжекторным агрегатом ЗМЗ-40522.10 с улучшенными показателями. Мотор соответствовал экологическому классу Евро-2 и имел следующие характеристики: рабочий объем – 2,5 л, мощность – 152 л.с., максимальный крутящий момент – 211 Нм, количество цилиндров – 4, диаметр цилиндра – 95,5 мм.
В 2008 году на модели Соболь начали устанавливать бензиновые моторы ЗМЗ-40524.10, соответствующие классу Евро-3. Агрегаты имели большую надежность. Характеристики: рабочий объем – 2,5 л, мощность – 140 л.с., максимальный крутящий момент – 214 Нм, количество цилиндров – 4, диаметр цилиндра – 95,5 мм.
опять же появились версии с двигателем Крайслер DOHC 2.4L (рабочий объем – 2,4 л, мощность – 137 л.с., максимальный крутящий момент – 210 Нм).
Спустя год линейка двигателей, устанавливаемых на ГАЗ 2752, пополнилась агрегатом УМЗ-4216.10. Инжекторный мотор имел рабочий объем 2,89 л, мощность – 115 л.с., максимальный крутящий момент 235 Нм.
Последние модели Соболь оснащались современным турбодизелем Cummins ISF 2.8L с улучшенными показателями экономичности и экологичности. Характеристики мотора: рабочий объем – 2,8 л, мощность – 128 л.с., максимальный крутящий момент – 297 Нм.
Емкость топливного бака автомобиля составляла 70 л. Средний расход горючего:
- дизель – 9,5 л/100 км;
- бензин – 12 л/100 км.
Устройство
В основе ГАЗ 2752 лежит рамное шасси. Спереди устанавливается независимая 2-рычажная подвеска пружинного типа со стабилизатором поперечной устойчивости и амортизаторами, сзади применяется зависимая рессорная подвеска с 2 продольными полуэллиптическими рессорами и гидравлическими двусторонними амортизаторами. функционально автомобиль оснащается стабилизаторами поперечной устойчивости. В сравнении с семейством ГАЗель ведущий мост Соболь имеет ряд отличий: более слабые ступицы, удлиненные полуоси, узкие тормозные барабаны и односкатные колеса.
На машину устанавливается 2-контурная гидравлическая тормозная система с регулятором давления, вакуумным усилителем и датчиком падения уровня тормозной жидкости. Спереди монтируются дисковые тормоза, сзади – барабанные тормоза. В базовом исполнении ГАЗ 2752 оснащается галогеновой оптикой и 16-дюймовыми дисками.
Двигатель машины функционирует в паре с 5-ступенчатой МКПП, подключенной при помощи классического сухого фрикционного сцепления с гидравлическим приводом. У полноприводных модификаций дополнительно присутствуют блокируемый межосевой дифференциал и 2-скоростная раздаточная коробка с понижающей скоростью.
Салон ГАЗ 2752 выполнен в непривычном для российских потребителей стиле. Объемная приборная панель, тахометр и светлые формированные панели выгодно отличают модель от аналогичных фургонов конца 1990-х. Для установки дополнительных электронных приборов присутствует двойная ячейка. Место под динамики на первых версиях располагается у ног, что крайне неудобно. В рестайлинговых моделях точка подсоединения перенесена к приборной панели. Несомненным плюсом кабины оператора оператора Соболь является система отопления, эффективно обогревающая водителя и пассажиров. Водительское сиденье имеет минимум регулировок, амортизация практически отсутствует. Комфорт обеспечивается исключительно подушкой кресла, что крайне неудобно. Пережитком прошлого представляется и длинный рычаг для выбора скоростей, торчащий из пола. Водитель при переключении передач может задеть им пассажира, сидящего рядом. Современные малотоннажники давно применяют некрупные рычаги-джойстики.
К моделям Соболь предлагаются следующие опции:
- кондиционер;
- предпусковой подогреватель;
- электростеклоподъемники;
- электропривод зеркал;
- ABS;
- круиз-контроль;
- противотуманки;
- блокировка замков.
Ремонтопригодность и обслуживание
У серии ГАЗ 2752 есть определенные недоработки. Главным недостатком является шум при движении, который исходит от:
- подножки у кабины оператора оператора;
- моторного щита;
- накладки рычага трансмиссии;
- рулевого вала;
- верха панели приборов.
Данные области некоторые водители обклеивают шумоизоляцией, за счет чего уровень шума немного уменьшается.
В сильные морозы в салоне становится холодно. И если с обогревом первых мест отопитель справляется, то на дальние сиденья его не хватает (актуально для комби-версии). Без замены уплотнителя фургон сильно продувается.
Без серьезных проблем ГАЗ 2752 способен преодолеть 150-200 тысяч км. Далее следует обращать повышенное внимание на:
- сцепление;
- переднюю ступицу;
- шаровые;
- коробку передач;
- «мозги».
Возможны проблемы и с другими элементами. Металл и лакокрасочное покрытие автомобиля опять же не считаются сильной стороной. Большим плюсом модели является то, что запчасти к ней стоят сравнительно недорого и продаются во всех специализированных магазинах.
3.4. Двигатель ЗМЗ-40522 (автомобили с 2003г)
Размещение основных узлов и агрегатов в моторном отсеке: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – электронный блок управления двигателем; 3 – центральный (основной) блок предохранителей; 4 – регулятор холостого хода; 5 – ресивер; 6 – катушки зажигания; 7 – трос привода дроссельной заслонки; 8 – колодка диагностического разъема; 9 – главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем; 10 – расширительный бачок системы охлаждения двигателя; 11 – бачок омывателя ветрового стекла; 12 – бачок гидроусилителя рулевого управления; 13 – крышка маслозаливной горловины; 14 – дроссельный узел; 15 – воздухоподводящий шланг; 16 – топливоподводящий шланг (в металлической оплетке); 17 – датчик массового расхода воздуха; 18 – воздухозаборный шланг; 19 – воздушный фильтр; 20 – электронасос дополнительного отопителя.
Двигатель ЗМЗ-40522 с распределенным впрыском топлива и электронной системой управления выполнен на базе двигателя ЗМЗ-4062 (впрысковая модификация двигателя ЗМЗ-406, устанавливаемая на автомобиль «Волга»). При этом рабочий объем двигателя ЗМЗ-40522 увеличен до 2,464 л за счет большего диаметра цилиндров (95,5 мм против 92 мм на ЗМЗ-406). Мощность нового двигателя 145 л. с. Двигатель ЗМЗ-40522 отличается от базового системой питания и конструктивным решением некоторых узлов.
Звездочки устройств натяжения цепей: 1 – ось рычага; 2 – звездочка в сборе с рычагом; 3 – проставка.
Для повышения надежности двигателя вместо башмаков натяжителей цепей привода газораспределительного механизма установлены две звездочки, закрепленные на поворотных рычагах. Оси рычагов взаимозаменяемы с осями башмаков. Удлинитель оси рычага устройства натяжения верхней цепи заменен проставкой, которая крепится к блоку цилиндров двигателя двумя болтами. Цепи модернизированного привода газораспределительного механизма не взаимозаменяемы с цепями, устанавливавшимися ранее.
В системе смазки двигателя применен масляный радиатор с увеличенной поверхностью теплообмена.
На выпускной коллектор установлен защитный экран оригинальной конструкции. На часть автомобилей в системе выпуска отработавших газов установлены каталитический нейтрализатор и датчик концентрации кислорода. Впускной трубопровод с ресивером, дроссельным узлом, регулятором холостого хода и топливной рампой полностью заимствованы у двигателя ЗМЗ-4062 (см. раздел «4.2. Система питания двигателя ЗМЗ-40522 (автомобили с 2003г)»).
Давление бензина в топливной системе создается электрическим насосом погружного типа. Указатель уровня топлива и топливный насос объединены в единый блок — топливный модуль, который установлен в топливном баке (см. раздел «4.2. Система питания двигателя ЗМЗ-40522 (автомобили с 2003г)»).
В отличие от двигателей ЗМЗ-4061, -4063 в головке блока цилиндров двигателя ЗМЗ-40522 установлен датчик фазы (см. раздел «8.6. Система управления двигателя ЗМЗ-40522, электронный блок, неисправности и замена (автомобили с 2003г)»). На заднем торце распределительного вала выпускных клапанов установлена пластина датчика фазы, а на переднем конце распределительного вала впускных клапанов отсутствует эксцентрик (кулачок привода топливного насоса).
Система управления двигателем и передняя крышка головки блока цилиндров также заимствованы у впрысковой модификации двигателя ЗМЗ-406.
В системе охлаждения двигателя изменены форма и способ крепления расширительного бачка (см. раздел «3.4.2. Замена охлаждающей жидкости и снятие расширительного бачка системы охлаждения (автомобили с 2003г)»). Кроме того, для более удобного удаления воздуха из системы охлаждения двигателя в шланге отвода охлаждающей жидкости от радиатора основного отопителя (под панелью приборов) установлен тройник с резьбовой пробкой.
На часть автомобилей установлен вентилятор радиатора системы охлаждения двигателя с электромагнитной муфтой включения.
Грузовой автомобиль ГАЗ 2752
Автомобиль ГАЗ 2752 популярен в России под наименованием «Соболь». К основным характеристикам коммерческого авто относятся надежность и практичность. Помимо долговечности и большого ресурса агрегатов машина не затратна с точки зрения проведения ремонтных работ. Межсервисные интервалы увеличены за счет использования высококачественных механизмов.
Автомобиль популярен в сфере городских перевозок. GAZ 2752 пользуется спросом у потребителей за счет маневренности, простоты управления, современных технических решений в конструкции и экономичности.
Кузов машины имеет объем 7 м3. Простота доступа к багажному отсеку обусловлена возможностью открытия задних дверей на 180 градусов, а боковая дверь предназначена для погрузки малогабаритных грузов.
Особенности и преимущества
Модель изготавливается в нескольких вариациях. Наибольшей популярностью пользуется «Соболь-Бизнес», которая производится с 2010 года. При разработке Газель 2752 Бизнес было исключено большое количество недочетов, встречающихся в предыдущих версиях. В современной конструкции имеются элементы мировых брендов: Sachs, Anvis Group, Bosch, ZF. Это повысило надежность и долговечность техники. Внутренний объем в последней версии был значительно увеличен, а управлять ею стало удобнее. В стандартную комплектацию входят системы ABS и ГУР. ГАЗ 2752 Соболь может оборудоваться топливной системой, работающей на газе, бензине или дизельном топливе.
На заводе-производителе происходит выпуск деталей и комплектующих. Несколько этапов контроля качества позволяют повысить уровень надежности и снизить риск брака. Доступность деталей и возможность осуществления замены самостоятельно обеспечивают простоту проведения ремонтных работ. Гарантия от производителя распространяется на 80 тыс. км или 2 года работы.
Потребители отмечают высокие эксплуатационные характеристики грузового автомобиля ГАЗ 2752. К основным преимуществам относятся:
- большой угол обзора;
- увеличенный объем багажного отделения;
- сцепление с дорожным покрытием, низкий риск заноса;
- проходимость;
- высокая посадка в кабине за счет кресла.
Недостатком машины считается изготовление на российском заводе. Также в этом списке имеются другие пункты:
- низкий уровень комфортабельности в кабине;
- отсутствие стандартной системы кондиционирования в ГАЗ 2752 Соболь;
- малая степень устойчивости к коррозии (до 5 лет);
- простая конструкция рулевой тяги;
- при скорости 100 км/ч снижается управляемость.
Малая комфортность обусловлена расположением глушителя под сидением водителя. Это способствует повышению температуры пола, увеличению количества шума и вибрации. Оператор может быть недоволен малым количеством регулировок кресла и руля.
Технические характеристики и габариты
Автомобиль ГАЗ 2752 способен перевозить товары массой до 0,3 т в полупассажирской версии и 0,77-0,9 т в фургоне. При небольшом весе машины она может передвигаться в центральных районах города, в том числе в столице. Компактные габариты позволяют парковаться на малой территории, и разворачиваться на узких улицах.
Простота погрузки и выгрузки грузов осуществляется максимально просто за счет малой погрузочной высоты.
К техническим характеристикам ГАЗ 2752 относятся:
радиус поворота | 5,5 м; |
клиренс | 0,15 м; |
погрузочная высота | 0,72 м; |
привод | 4х2; |
колесная база | 2,76 м; |
вес снаряженного авто | 1,88 т; |
полный вес | 2,8 т; |
колея | 1,7 м; |
скорость | 120 км/ч; |
габариты | 4,81 м х 2,075 м х 2,2 м. |
Расход топлива
Расход топлива ГАЗ 2752 на 100 км пути определяется в зависимости от вида потребляемого топлива:
Двигатель
На машину могут устанавливаться различные виды двигателя. Наибольшей популярностью пользуются четырехцилиндровые агрегаты УМЗ-40524 объемом 2,8 л. Они способны развивать мощность до 96 кВт или 129 лошадиных сил и крутящий момент до 205 Нм.
Второй вариант двигателя ГАЗ 2752 – это четырехцилиндровая установка Chrisler-2.4L объемом 2,4 л. Она характеризуется мощностью 98 кВт или 133 лошадиные силы и предельным крутящим моментом 204 Нм.
Оба мотора функционируют на бензине А-92 и А-95. Система подачи топлива – многоточечный впрыск.
На некоторые машины ГАЗ 2752 Соболь устанавливаются двигатели Cummins объемом 2,8 л и мощностью 120 лошадиных сил. К основным преимуществам данного агрегата относится долговечность. До первого капитального ремонта можно проехать 500 тыс. км не в ущерб машине. Некоторые модели функционируют на газе.
Шасси
Переднее колесо ГАЗ 2752
Устройство ГАЗ 2752 предполагает использование рамы в качестве несущей конструкции. Техника оборудована пружинной подвеской в передней части и рессорной – сзади (со стабилизаторами поперечной устойчивости).
Стандартно устанавливается механическая коробка переключения передач с 5 ступенями.
Кабина водителя
Салон Газ Соболь
В кабине ГАЗ 2752 могут разместиться три человека. Эргономичность и достаточно большое количество внутреннего пространства стали основными преимуществами салона. Однако в нем устанавливаются кресла с малым количеством регулировок, что приводит к напряженности в конце рабочей смены.
Комбинированная версия характеризуется наличием 7 мест и небольшого отделения для багажа. Она необходима для транспортировки малогабаритных грузов или инвентаря и рабочих. На последние разработки ГАЗ 2752 Соболь устанавливается гидравлический усилитель рулевого колеса.
На панели приборов имеются современные элементы, позволяющие более легко определять основные показатели при работе. Она приятна на ощупь и функциональна. Качество отделки позволяет гарантировать долговечность покрытия основных элементов. Основные датчики на ней – количество топлива, температура двигателя, тахометр, спидометр.
Рулевое управление и панель приборов
Рулевое колесо Газель 2752 функционирует по схеме «винт-шариковая гайка», оно оборудовано гидроусилителем и двухшарнирным рулевым валом. Руль можно настроить в двух плоскостях под индивидуальные особенности водителя. Это повышает уровень комфорта при работе.
Тормозная система
Система торможения двухконтурная, работающая от гидравлического привода, усиленная пневматикой. При комплексной работе с силовой установкой обеспечивается уменьшение расхода горючего.
Передние колеса GAZ 2752 оборудованы дисковыми тормозами, задние – барабанными.
Как эксплуатировать и обслуживать?
Межсервисные интервалы составляют 20000 км или 1 раз в год. Гарантия от производителя действует 80000 км или 2 года.
Стоимость нового и б/у
Новую машину можно приобрести за 650 тыс. руб. Цена ГАЗ 2752 с пробегом ниже – она варьируется в пределах 150-600 тыс. руб.