Волга ГАЗ-24, варианты исполнений, 1969-1992 г.в.
В 1969 году с конвейера Горьковского автомобильного завода сошли первые серийные автомобили Волга ГАЗ-24, которые оказались долгожителями, и выпускались до 1992 года. В 1972 году, на базе ГАЗ-24, появилась Волга ГАЗ-24-02, с семиместным кузовом универсал. По мере выпуска автомобиль Волга ГАЗ-24 модернизировали и вносили изменения. Условно, серийные автомобили Волга ГАЗ-24/2402 и их модификации, можно разделить по исполнениям на три серии, но все условные серии имели переходные варианты.
1-я серия с 1969 год по 1977 год: отличительными признаками исполнения являются: металлическое торпедо, окрашенное в цвет кузова, имеющее облицовки с шагреневым хромом, верхняя крышка стальная, обтянута дерматином, оригинальная комбинация приборов, со спидометром типа «градусник», на торпедо стоит замок зажигания без противоугонного устройства, стоит радиоприемник АТ-64, обивка салона имеет оригинальную фактуру, имеются подлокотник и подушка, между передними сидениями, бампера без клыков с резиновым демпфером, на переднем бампере имеются полуклыки обрамления госномера, номер крепится на подиуме, приваренном к передней панели, стоят оригинальные боковые зеркала, омыватель ветрового стекла гидромеханического типа, с ножным управлением (как на ГАЗ-21Р), на ранних ГАЗ-24 1969-1971 годов ставили электромагнитную муфту отключения вентилятора охлаждения двигателя, задние пепельницы отличались от более поздних, на крышке багажника стоял молдинг. 1-я серия не оставалась неизменной: с 1973 года изменилась рулевая колонка, появилась модифицированная с замком зажигания жигулевского типа, запирающим рулевое управление, на торпедо исчезло отверстие под замок зажигания, стали серийно ставить ремни безопасности, с 1974 года стали устанавливать радиоприемник А-271Г, изменилась и лицевая накладка облицовки радиоприемника.
В 1975 году появилась новая комбинация приборов со спидометром стрелочного типа, с блоком дополнительных сигнальных ламп, на переходных 1-х сериях фон комбинации приборов имел серо-голубой фон, на автомобилях 1976 года, ближе к концу, начали ставить салон 2-й серии.
2-я серия с 1977 года по 1985 год: была модернизирована электропроводка, стал устанавливаться омыватель ветрового стекла с электроприводом, появилась система аварийной сигнализации, штатно стали устанавливать противотуманные фары, на передних крыльях повторители поворотов 2101, система охлаждения двигателя была оснащена расширительным бачком «жигулевского типа», стали устанавливать бампера нового образца с клыками, в салоне появилась новая обивка салона, упразднили подлокотник и подушку, между передними сидениями, торпедо было модернизировано, на нем появились полиуретановые травмобезопасные накладки, обтянутые пластикой пленкой, фон комбинации приборов был изменен на черный. С 1982 года стали ставить модернизированную переднюю панель без подфарников-габаритов, габаритные огни переместились в оптику фар 21011, также упразднили подиум крепления госномера, перестали ставить хромированные шильдики «Волга» на передние крылья, изменилась отштамповка под госномер на задней панели, перестали ставить катафоты на задней панели, они переместились в измененные задние фонари, упразднили стоячные габаритные огни, стал устанавливаться обновленный радиоприемник А-275Э. Изменения 1985 года, коснувшиеся ГАЗ-24, следует отметь отдельно, в народе этот автомобиль называли 24М, хотя заводская модель оставалась прежней, ГАЗ-24.
Модель ГАЗ-24 1985 года, была переходной к ГАЗ-24-10, попадались разные комплектации, но выделю основные. На ГАЗ-24 модели 1985 года преимущественно ставили двигатель ЗМЗ-401 (хотя в начале года попадились и «чистые» ЗМЗ-24), но маркировка на двигателе была набита ЗМЗ-24, этот двигатель имел расположение помпы на блоке, измененную ГБЦ, фактически это был переходной двигатель к ЗМЗ-402, основное отличие стяжные шпильки блока, на 401-м — 11мм, на 402-м -12 мм. Коснулись изменения тормозов, в систему стали ставить ВУТ и ГЦЦ от 3102, рычаг управления стоячным тормозом 3102, размещен между передними сидениями, консоль рычага оригинальная с индексом 24-10, но устанавливалась только на данной переходной модели, 1985 года. Изменена геометрия передней подвески под установку колес измененного типоразмера, на которые стали устанавливать пластиковые колпаки, редуктор заднего моста стал с передаточным числом 3,9, как у 3102. В салоне были установлены сиденья 3102 с упрощенной обивкой, обивка дверей была фактуры 2-й серии, только черного цвета, ранее такая не встречалась, был упразднен вентилятор обдува заднего стекла, взамен было установлено заднее стекло с обогревом 3102, введен краник отопления, жигулевского типа, установлен блок управления заслонками вентиляции и печкой от экспортной модификации 2476 (2477). Фактически, переходная модель ГАЗ-24 1985 года это была близка к ГАЗ-24-10 (точнее остов кузова) с дверями и торпедо от чистокровной 24-ки. Наружная облицовка имела переднюю пластиковую решетку 24-11, бампера 24-10. Переходная модификация такси 2401 1985 года, в целом соответствовала по комплектации базовой версии. Встречались улучшенные, номенклатурные варианты исполнения, преимущественно черного цвета, их в личное пользование не продавали, на таких ставили, галогенные противотуманные фары 3102, галогенную оптику фар, хромированную решетку от 24-ки, югославскую велюровую обивку сидений от 3102, на части ставили передние дисковые тормоза 3102, колпаки на колесах ставили от 3102, на ребра боковин клеили финские молдинги.
3-я серия, с 1986 года по 1992 год, получила измененное обозначение модели, ГАЗ-24-10, фактически это была переходка 1985 года, с двигателем ЗМЗ-402, с дверями 3102,, с пластиковым торпедо 24-11, изначально разработанном для такси. Были и номенклатурные версии ГАЗ-24-10-50 с полноценным салоном 3102, включая мягкое торпедо 3102, ГАЗ-24-10-52, аналогичная, но еще и с дисковыми тормозами 3102, колпаки на таких версиях ставили усиленные блоки двигателя ЗМЗ-4022, колпаки на колесах ставили 3102. Версия такси имела обозначение 24-11.
Все три версии имели служебные модификации с дефорсированными двигателями под бензин А-76, которые отличались ГБЦ, под АИ-93 высота ГБЦ — 94,5 мм, под А-76, высота ГБЦ — 98 мм, при необходимости перевести на нужный бензин можно было заменой ГБЦ на нужную. Также были модификации такси: 2401, 24-11, 24-17 (с газобалонным оборудованием, и повышенной степенью сжатия двигателя), отличались обивкой сидений из дерматина, установкой таксометра, зеленого фонаря «такси свободно», на некоторых исполнениях водительское сидение было с тряпичной обивкой, иногда комплектовали тряпичным чехлом-накидкой. Такси часто собирались по остаточному признаку, красились по обходным технологиям, поэтому их качество было ниже чем у базовых 24-к.
Комплектации универсалов ГАЗ-24-02/24-03(СП)/24-04 (такси) по сериям соответствовали седанам, за исключением переходной ГАЗ-24-02 выпускавшейся с 1985 года по 1987 год, эта модификация получила меньше изменений чем седан, салон оставлен без изменений, управление ручным тормозом оставлено как на ранних 24-ках, передняя подвеска, ВУТ, двигатель, блок управления вентиляцией и отопителем, ставились аналогично седану. В аналогичной комплектации выпускалась и модификация 24-04 (полугрузовое такси), 24-03 (скорая медицинская помощь). Универсал 24-12 на базе 24-10, имел торпедо 24-11, передние сидения 3102, двери с замками 3102, аналогична была и версия 24-03 (скорая медицинская помощь), со своей спецификой, а также 24-14 (полугрузовое такси).
С 1972 года, для экспорта ГАЗ серийно выпускал дизельные версии, которые укомплектовывались французским двигателем Peugeot-Indenor XDP 4.90 обьемом 2.1 л, мощностью 62 лс: 24-76 (седан), 24-77 (универсал), 24-56 (седан с правым рулем), дизельные версии имели двухконтурную тормозную систему, с ГВУТ на каждом контуре. Для экспорта в страны с тропическим климатом выпускался универсал 24-50, который отличался от 24-02 тропическим исполнением. Экспортные версии выпускались как в стандартном исполнении, так и с модернизированным салоном для западно-европейских дилеров Scaldia Volga (Бельгия) и Konela (Финляндия). Обивку сидений, подголовники, карты дверей для модернизированного салона, делала югославская фирма Saturnus, подобные салоны по заказу дилеров ставили и на экспортные ГАЗ-24/2402 с бензиновыми двигателями. Дилеры Scaldia Volga (Бельгия), Konela (Финляндия) дорабатывали автомобили Волга ГАЗ-24, в связи с требованиями различных европейских рынков, устанавливали инерционные ремни безопасности, радиоаппаратуру, задние фонари противотуманного света, на универсалы устанавливали омыватели и очистители заднего стекла, для рынка Северной Европы устанавливались фароочистители, менялись шильдики, ставилась дополнительная сводная табличка. Дилеры, продававшие автомобили ГАЗ-24 в Ю.В. Азии, странах Б. Востока, Африке, Индии, доукомплектовывали их подвесными кондиционерами, различных фирм.
Серийно выпускались модификации специального назначения: ГАЗ-24-24, ГАЗ-24-25, ГАЗ-24-34. Данные модификации оснащались двигателями V8 ЗМЗ-2424, ЗМЗ-505, объемом 5,53 л., мощностью 195 л.с., данные двигатели работали в комплекте с трехступенчатой АКПП, передаточное число редуктора заднего моста было 3.18. Внешне специальные модификации не отличались от стандартных ГАЗ-24 по годам выпуска, но кузова этих автомобилей имели серьезные отличия, у них был оригинальный полик, оригинальные усиленные лонжероны, оригинальные брызговики моторного отсека, оригинальная передняя панель, рассчитанная на установку радиатора большего объема. ГАЗ-24-24, ГАЗ-24-25, ГАЗ-24-34 поставлялись в КГБ, МВД, МО, МИД, ряд других министерств, партийные органы власти, а также поставлялись на экспорт, в страны Варшавского договора. Информация о количестве выпущенных ГАЗ-24-24, ГАЗ-24-25, ГАЗ-24-34 являлась ДСП, поэтому цифры приведенные в различных источниках, являются домыслом, мне приходилось сталкиваться с данными автомобилями по службе, могу сказать одно, срок амортизации составлял 6 лет, капитальному ремонту они не подлежали, и их меняли на новые, поэтому их выпускали массово и в достаточном количестве, т.е. они не являлись штучным эксклюзивом.
Опытные образцы ГАЗ-24 с двигателями MB, BMW, FORD, ГАЗ-24-95 4х4, описывать нет смысла, они были выпущены в единичных экземплярах.
Автомобиль Волга ГАЗ-24 был самым престижным автомобилем в СССР в 70-80-х, продавался в личное пользование ограничено, его можно было купить на инвалютные рубли, заработанные за рубежом, за чеки, сертификаты, выдавались открытки лауреатам различных премий, выдающимся спортсменам, деятелям искусств и пр., но все-таки это был автомобиль, рассчитанный на служебное использование, требовал постоянного технического обслуживания, при этом был долговечен и надежен, кузова травились и грунтовались методом полного окунания, поэтому коррозийная стойкость была на высоте (не относится к кузовам 24-10, конца 80-х, тогда качество кузовов резко упало). Мне довелось поездить на разных служебных 24-ках, была одно время, у отца 1-я серия, была у меня 2402 2-й серии, но самой зачетной я считаю переходку 1985 года, особенно в номенклатурном исполнении, сборка еще была качественной, она осталось классической 24-кой, на ней устранены многие недостатки, присущие ранним выпускам, и не приобретены болезни 24-10, в частности, связанные с электропроводкой.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, будет еще много интересного и занятного! С уважением к читателям!
GAZ24.RU
сайт о классических автомобилях ГАЗ
Модификации
Здесь описаны все известные автору модификации «Волги» ГАЗ-24.
Уже в какой-то мере устоявшимся, хотя и не официальным, термином «первая серия» в этом тексте называются машины, выпущенные до модернизации 1977-78 годов; после неё, но до перехода к ГАЗ-24-10 — «второй серией».
Если у Вас есть уточнения и дополнения — просьба отписать в комментариях!
- С зимы 1962 по осень 1964 — ходовые образцы I и II опытных серий (шасси № 1. 6), внешне не имели общего с серийными машинами.
Ходовой макет III опытной серии с шасси №12, построен весной 1965 года.
- С осени 1964 по середину 1966 — ходовые образцы III опытной серии (шасси № 7. 18).
- 1966-69 — экспериментальные образцы и постановочные серии. В целом соответствовали последовавшим за ними серийным машинам, но в мелочах имели существенные отличия. На ранних встречалась как двух- , так и четырёхфарная система головного освещения. Различные варианты двигателей (4-цил. и V6) и трансмиссий (МКПП и АКПП).
Базовый седан — модификации
- 1969-77 ГАЗ-24 — базовый седан первой серии. Двигатель 24Д (95 л.с., АИ-93) либо 24-01 (85 л.с., А-76); комбинированная обивка сидений, спереди — раскладной диван с откидным подлокотником и выемным третьим местом; приемник и антенна с электроприводом в стандартной комплектации; на протяжении первых лет выпуска многократно модернизировался как по внешности, так и технически.
- 1971-77 ГАЗ-24-01 — седан-такси первой серии. Двигатель только 24-01 (85 л.с., А-76), обивка сидений легкомоющимся кожзаменителем, спереди — два раздельных сидения без подлокотника и третьего места, сзади — нет подлокотника в спинке дивана, нет приемника и антенны, таксометр под панелью приборов, задняя левая дверь не открывается, окраска как правило желто-зеленым фисташковым цветом (другие цвета по заказу автокомбинатов), с черными «шашечками» на бортах и зелёным опознавательным огнём за лобовым стеклом.
- 1973-? ГАЗ-24-54 — экспортный праворульный седан. Правый руль, двигатель 24Д.
ГАЗ-24-24 (скорее всего, т.к. есть переделки) в Московском музее транспорта.
Двигатель V8 ЗМЗ-2424.
- 1973-88 ГАЗ-24-24 — малосерийная быстроходная версия ГАЗ-24 I и II серий. Двигатель ЗМЗ-2424 — V8, 5,53 литра, 195 л.с., АКПП-3, спецоборудование, в остальном как базовый седан. Внеконвейерной сборки.
- 1981 (?) -88 (?) ГАЗ-24-25 — быстроходный седан с экранированным электрооборудованием.
- 1983 (?) -88 (?) ГАЗ-24-26 — быстроходный седан со спецоборудованием.
- 1985-90 ГАЗ-24-27 — газобалонный. Больше информации нет. Видимо, к предыдущим трём модификациям отношения не имел. Выпущено по имеющейся информации около 1000 штук.
- 1976-77 ГАЗ-24-76 — экспортный седан с дизельным двигателем Peugeot для поставок в Бельгию. Поставлялся из СССР в виде машинокомплекта и оборудовался дизелями уже в Бельгии. По информации из достаточно надежного источника, вся партия 1976-77 годов была цвета «морская волна».
Имел уникальную двухконтурную систему тормозов с тандемным гидроцилиндром и двумя гидровакуумными усилителями в соответствиями с требованиями целевого рынка.
Вместе с аналогичными универсалами ГАЗ-24-77 было выпущено около 8 000 таких автомобилей.
- 1977-85 ГАЗ-24 — базовый седан второй серии. Как у базового седана первой серии, но спереди раздельные сидения без третьего места и подлокотника, другая обивка сидений (верх тканевый, боковины виниловые).
- 1977-85 ГАЗ-24-01 — седан-такси второй серии. Особенности те же, что у такси первой серии. Ближе к восьмидесятым годам окраска такси стала, как правило, жёлто-лимонной. Тогда же введён опознавательный фонарь ФП-147 на крыше.
- 1977-85 ГАЗ-24-07 — газобалонный седан-такси II серии. С газовым оборудованием. Двигатель конвертирован для работы на газовом топливе, установлены баллон для газа, испаритель и редуктор.
- 197?-? ГАЗ-24-50 — экспортный седан для стран с тропическим климатом. По словам владельца — другой термостат в двигателе, обивка только кожзамом, другие шины и с завода другое масло, в остальном обычный экспортный седан.
- 1978 ГАЗ-24-56 — экспортный праворульный седан второй серии с дизельным двигателем Indenor XDP 4.90. То же, что и обычный седан, но с дизелем и правым рулем (выпущено менее 1000 шт.)
- 1985 ГАЗ-24М — переходный вариант от ГАЗ-24 к 24-10. Неофициальное наименование, официально машины шли либо как 24, либо как 24-10. Тем не менее, упорно продолжает поступать информация о наличии машин с обозначением именно 24М на табличке, в том числе и от представляющихся владельцами. Представители завода наличие их по-прежнему отрицают.
- 1985/86-92 ГАЗ-24-10 — базовый седан ГАЗ-24-10. Двигатель ЗМЗ-402.10 (100 л.с., АИ-93) или 4021.10 (90 л.с., А-76).
- 1985/86-92 ГАЗ-24-11 — седан-такси на базе 24-10. Двигатель ЗМЗ-4021 (90 л.с., А-76).
- 1985/86-92 ГАЗ-24-17 — газобалонный седан-такси. Газобалонное такси на базе ГАЗ-24-10. Двигатель конвертирован для работы на газовом топливе, установлены баллон для газа, испаритель и редуктор.
Двигатель ГАЗ-24-24 (ЗМЗ-2424 ?). Закрытая вентиляция картера и другие особенности поздних моторов. С завода зажигание была экранированным.
- 1987-93 ГАЗ-24-34 — малосерийная быстроходная версия ГАЗ-24-10 (см. ГАЗ-24-24). Мотор — судя по всему также обозначался как 24-24, но поздней версии, отличающийся закрытой вентиляцией картера и другими деталями. Теоретически, мог ставиться и ЗМЗ-505, но вообще он типичен для машин на базе 3102 (31013). Резервная система зажигания с переключением из салона. Тормоза спереди дисковые (как минимум с начала 1990-х гг.), колёсные диски от ГАЗ-3102. Собирались вне конвейера.
Универсал — модификации
- 1972-77 ГАЗ-24-02 — базовый универсал первой серии. См. базовый седан. Три ряда сидений, два задних складные, при складывании образуют ровную площадку для груза.
- 1973-77 ГАЗ-24-04 — грузопассажирское такси первой серии. См. седан-такси.
- 1975-77 ГАЗ-24-03 — медицинский универсал первой серии. Перегородка в кузове, места для носилок сзади, матовые задние стекла со знаком Красного Креста, опознавательный огонь с красным крестом на крыше, фара-искатель на правом крыле (вместо антенны), спецокраска. Двигатель 24Д (АИ-93) — 95 л.с.
- 1976-77 ГАЗ-24-77 — экспортный универсал с дизельным двигателем Peugeot для поставок в Бельгию. Поставлялся из СССР в виде машинокомплекта и оборудовался дизелями уже в Бельгии. По информации из достаточно надежного источника, вся партия 1976-77 годов была цвета «морская волна». Система тормозов аналогична дизельному седану. Вместе с аналогичными седанами ГАЗ-24-76 было выпущено около 8 000 таких автомобилей.
- 197?-? ГАЗ-24-52 — экспортный универсал для стран с тропическим климатом. Из отличий, резинотехнические изделия, стойкие к тропическому климату, другой термостат в двигателе, обивка только кожзамом, другие шины и с завода другое масло, в остальном обычный экспортный универсал.
- 1977-87 ГАЗ-24-02 — базовый универсал второй серии. См. универсал первой серии.
- 1977-87 ГАЗ-24-03 — медицинский универсал второй серии. См. медицинский универсал первой серии.
- 1977-87 ГАЗ-24-04 — грузопассажирское такси второй серии. См. грузопассажирское такси первой серии.
- 1987-92 ГАЗ-24-12 — базовый универсал на базе ГАЗ-24-10. См. базовый ГАЗ-24-10.
- 1987-92 ГАЗ-24-13 — медицинский универсал на базе ГАЗ-24-12. См. медицинский универсал первой-второй серии. Двигатель 402.10, 100 л.с. (АИ-93)
Несерийные и опытные
Один из прототипов ГАЗ-24-14 (V6)
- 1964. 1966 (прототипы): ГАЗ-24-14 — прототип с V6 модели 24-14
- ? (прототипы): ГАЗ-24-18 — прототип с V6 модели 24-18
- ок. 1972. 73 ГАЗ-24-Fiat — попытка создания люксового варианта «Волги» для экспортирования при участии иностранного партнёра, с установкой двигателя V6 и салона от Fiat 130. Оказалась не востребована ввиду бензинового кризиса 1970-х годов; даже сам Fiat 130 по той же самой причине оказался в сущности провальной моделью — за 8 лет выпуска удалось продать лишь порядка 15 тыс. штук. Что уж говорить о «Волге» с тем же двигателем.
ГАЗ-24-95 в Московском музее транспорта.
- 1973. 74 ГАЗ-24-95 — опытный седан с колесной формулой 4×4, построенный в основном на агрегатах УАЗ и ГАЗ-69, но с целым рядом индивидуальных решений (по большинству сообщений, выпущено 5 экземпляров, два из которых эксплуатировались лично Л. И. Брежневым в качестве транспорта для охоты в охотничьем хозяйстве Завидово).
- 1973 ГАЗ-24-BMW — опытный седан с рядным шестицилиндровым двигателем BMW
- 1975 ГАЗ-24-91 — модификация с рядным шестицилиндровым двигателем Mercedes-Benz. В серию не пошла.
- ГАЗ-24-29 — также упоминается в качестве модификации с двигателем Mercedes-Benz.
- 1978 ГАЗ-24-78 — фургон на базе универсала. В серию не пошел.
- 1978 ГАЗ-24-P.R.V. — опытный ГАЗ-24 с двигателем V6 P.R.V. (Пежо-Рено-Вольво)
- 1984 ГАЗ-24-Ford — опытный ГАЗ-24 с двигателем V6 от европейского Ford Granada (2,8 литра), выпускался малой серией.
- 1991 ГАЗ-24-1301 — заводская разработка пикапа, два места, 500 кг в кузове.
Незаводские разработки
- 1971 НАМИ-0173. Опытный переднеприводный вариант, созданный в НАМИ для изучения возможностей переднего привода на автомобиле среднего класса. Двигатель от «Москвича-412», расположен продольно; коробка передач в поддоне картера двигателя, оригинальная, широко унифицированная с «Волговской»; передняя подвеска оригинальная, задняя — неведущая балка на штатных рессорах.
Продукция авторемонтных заводов
- Таксомотры АРЗ. Авторемонтные заводы по всей стране проводили капремонт автомобилей ГАЗ.
Капремонт проводился в соответствии с технологическими возможностями конкретного предприятия. Например, Второй московский авторемонтный (ВАРЗ) фактически был полноценным автосборочным заводом, который выпускал автомобили под своей маркой, ВАРЗ-2401 и −2402, для московского такси. ВАРЗ самостоятельно изготавливал кузовные панели на копиях оригинальных штампов, собирал двигатели из комплектов, поступавших с ЗМЗ. Его продукция поставлялась в таксопарки взамен списанной, но фактически это были новые автомобили, а не продукт капитального ремонта старых — это было удобнее для местных таксопарков, так как не надо было перевозить машины из Горького, да и проблем с оформлением полученных автомобилей было меньше, так как по документам это обычно оформлялось именно как капремонт с заменой кузова и двигателя, номер шасси оставляли прежним.
Внешне машины производства ВАРЗ отличались отсутствием молдингов на порогах и боковых зеркал, а также другими мелкими деталями. Ну, и качество этих автомобилей было всё же ощутимо ниже, чем на ГАЗ-е — ездить на «Варзухе» среди водителей такси считалось чем-то сродни каторжным работам.
Кабриолет производства Бронницкого АРЗа.
- ?-? Четырёхдверный кабриолет. Несерийная продукция Бронницкого авторемонтного завода (для Министерста обороны), не имел подъемного верха и использовался исключительно для парадов, на днище — Х-образный усилитель, правая задняя дверь заварена, в салоне — поручни, красился обычно в шаровый (темно-серый) цвет.