К какому ТС относится ГАЗ 2217, у меня считают как грузовой.
В отношении применения ставки транспортного налога при налогообложении транспортных средств марки ГАЗ-2217, 22171, 22177, 221717, 3221, 32217 сообщаем следующее. Оформление паспорта транспортного средства (далее – ПТС) осуществляется на основании одобрения типа транспортного средства, является его производным, а также регулирует допуск водителя к управлению автомобилем согласно международным и российским нормам, регулирующим правоотношения в области дорожного движения. Категория транспортного средства, указываемая в паспорте транспортного средства, означает возможность управления данным автомобилем лицом, имеющим соответствующее водительское удостоверение – для целей безопасности дорожного движения, и никак не характеризует данное транспортное средство с позиции назначения и конструктивных особенностей. Документом, подтверждающим (определяющим) тип транспортного средства, является одобрение типа транспортного средства, а не паспорт транспортного средства. Именно данные, указанные в одобрении типа транспортного средства предприятием-изготовителем являются основанием для оформления паспорта транспортного средства. Согласно вышеизложенному автомобили ГАЗ-2217,22171,22177,221717,3221,32217 относятся к категории М 2, специальное пассажирское транспортное средство не является транспортным средством общественного пользования — маршрутным транспортным средством. Допуск к движению наряду с техническим состоянием подразумевает и квалификацию водителя на управление транспортным средством. Категория транспортного средства, указываемая в ПТС на основании Конвенции о дорожном движении, служит цели согласования назначения транспортного средства с квалификацией водителя на право управления транспортным средством. В Конвенции о дорожном движении под квалификацией «В» подразумеваются «Автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, и число сидячих мест которых помимо сиденья водителя, не превышает восьми» Таким образом, к категории «В» также относятся легкие грузовики и специализированные пассажирские транспортные средства (6 и 8 мест), в том числе и ГАЗ 2217, 22171, 22177 221717, 3221, 32217. С учетом вышеизложенного указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо грузовому транспортному средству. Категория «В» указывается в ПТС для того, чтобы правом управления таким транспортным средством мог обладать водитель, имеющий удостоверение водителя категории «В». Иного значения указания на категорию транспортного средства ПТС не имеет. В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» в сроке 2 ПТС «Марка модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: «1»-легковой автомобиль», цифра «2» — автобус. С учетом вышеизложенного автомобиль ГАЗ–22171 не является «грузовым» автомобилем, так как отнесен к категории М 2, специальное пассажирское транспортное средство 6 мест. А согласно отраслевой нормали ОН 025 270-66 ему присвоена маркировка ГАЗ-22171 – автобус.
Автотранспорт — правила, нормы, положения
эксплуатация автомобильного транспорта
11. ГАЗ — 2217.
ГАЗ – 2217.
1. ГАЗ – 2217 — специализированные пассажирские транспортные средства различных модификаций с колесной формулой 4х2 (заднеприводные) и 4х4 (полноприводные).
Модификации ГАЗ – 2217 Соболь – Бизнес (микроавтобус) :
а) ГАЗ-2217 типа 4×2 и ГАЗ-22177 типа 4×4 с низкой крышей на 6 или 10 пассажирских мест (низкая крыша предусматривает подъемную заднюю дверь).
б) ГАЗ-22171 типа 4×2 и ГАЗ-221717 типа 4×4 со средней крышей на 6 или 10 пассажирских мест (средняя крыша предусматривает двустворчатую распашную заднюю дверь).
Характеристики грузовых автомобилей Соболь категории N1 (с бортовой платформой и цельнометаллические грузовые фургоны) приведены здесь.
Характеристики Газель Некст с бортовой платформой, грузового и грузопассажирского цельнометаллического фургонов представлены на этой странице.
Характеристики полноприводных Газелей приведены здесь.
2. ГАЗ-2217 «Соболь-Бизнес» — микроавтобус для служебного и личного пользования. Имеет меньшие параметры по сравнению с «Газелью». По характеристикам комфорта «Соболь» приближен к классу «минивэнов» — семейных автомобилей на все случаи жизни. Пассажирский «Соболь-Бизнес» обладает эффективной системой отопления и вентиляции и очень хорошей шумоизоляцией. Автомобиль оснащен комфортными мягкими креслами и имеет два варианта салона — десятиместный пассажирский и шестиместный «купе». Имеет односкатную ошиновку заднего моста.
Модель автомобиля | ГАЗ-2217 | ГАЗ-22177 | ГАЗ-22171 | ГАЗ-221717 |
Количество пассажиров (без водителя) | 6 (10) | 6 (10) | 6 (10) | 6 (10) |
Колесная формула | 4х2 | 4х4 | 4х2 | 4х4 |
Полная масса, кг (в скобках для автобусов на 10 пассажирских мест) | 2595 (2835) | 2765 (3005) | 2595 (2835) | |
Масса снаряженного автомобиля, кг (в скобках для автобусов на 10 пассажирских мест) | ||||
Распределение полной массы автомобиля на дорогу через шины, кг: | ||||
передних колес | 1250 (1310) | 1360 (1420) | 1250 (1310) | 1360 (1420) |
задних колес | 1345 (1525) | 1405 (1585) | 1345 (1525) | 1405 (1585) |
База, мм | 2760 | 2760 | 2760 | 2760 |
Габаритные размеры, мм | ||||
длина | 4810 | 4810 | 4810 | 4810 |
ширина по зеркалам | 2380 | 2380 | 2380 | 2380 |
ширина по кабине | 2030 | 2030 | 2030 | 2030 |
высота | 2100 | 2200 | 2200 | 2300 |
Колея передних колес, мм | 1700 | 1720 | 1700 | 1720 |
Колея задних колес, мм | 1700 | 1700 | 1700 | 1700 |
Дорожный просвет (под рычагами передней подвески при полной массе или под картером переднего моста), мм | 150 | 205 | 150 | 205 |
Минимальный радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м | 5,5 | 6,0 | 5,5 | 6,0 |
Максимальная скорость автомобиля на горизонтальном участке ровного шоссе, км/ч | 135 | 130 | 135 | 130 |
3. ГАЗ-2217 имеет цельнометаллический, полукапотный кузов с двумя распашными дверьми кабины, сдвижную боковую дверь и две распашные задние двери (для автомобилей со средней крышей) или одну, открывающуюся вверх, заднюю дверь (для автомобилей с низкой крышей). Кабина ГАЗ-2217 — двух- или трехместная.
4. На ГАЗ-2217 устанавливается двигатель моделей УМЗ-42160 (Евро-3), УМЗ-42164 (Евро-4) или Cummins ISF 2.8l.
4.1. Тип двигателя УМЗ — 4-тактный, впрысковый, бензиновый
Количество цилиндров и их расположение — 4, рядное
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм — 100х92
Рабочий объем цилиндров, л — 2,89
Степень сжатия — 8,8 (Евро-3) и 9,5 (Евро-4)
Номинальная мощность, нетто кВт (л.с.) — 78,5 (106,8)
Максимальный крутящий момент, нетто, Нм (кгс·м) — 220,5 (22,5) при частоте вращения коленчатого вала в 2500 об/мин Порядок работы цилиндров (1-2-4-3)
Частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, об/мин:
Направление вращения коленчатого вала (со стороны вентилятора) – правое.
4.2. Тип двигателя Cummins ISF 2.8l — 4-х тактный дизель, с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха
Количество цилиндров и их расположение — 4, рядное
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм — 94×100
Рабочий объем двигателя, л — 2,78
Степень сжатия — 16,5
Номинальная мощность, л.с. – 120.
5. ГАЗ-2217 Соболь – характеристика трансмиссии, ходовой части, рулевого и тормозного управления.
5.1. Сцепление. Однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом.
5.2. Коробка перемены передач. Механическая, 5-ступенчатая с синхронизаторами на всех передачах
Передаточные числа:
1 передача – 4,05
2 передача – 2,34
3 передача – 1,395
4 передача – 1,0
5 передача – 0,849
Задний ход – 3,51
5.3. Раздаточная коробка (4х4) — механическая, имеет две передачи: высшую (i=1,07) и низшую (i=1,86), а также симметричный межосевой дифференциал с принудительной блокировкой.
5.4. Передний мост автомобилей с колесной формулой 4х4:
— главная передача — гипоидная, передаточное число – 5,125 (УМЗ-4216); 4,556 (УМЗ-42164);
— дифференциал- конический, шестеренчатый.
5.5. Задний мост:
— главная передача — гипоидная, передаточное число: 5,125 (УМЗ-4216); 4,556 (УМЗ-42164) – для автомобилей типа 4х4; 4,3 – для автомобилей типа 4х2;
— дифференциал — конический, шестеренчатый, полуоси полностью разгруженные.
5.6. Ходовая часть:
— колеса — стальные, штампованные, дисковые, с неразборным ободом 6Jx16H2;
— шины — пневматические, радиальные, камерные размером 225/60R16 или 215/65R16 – для автомобилей ГАЗ-2217 и модификаций. Размер шин автомобилей типа 4х4 – 225/75R16
5.7. Подвеска:
— передняя — независимая, на рычагах с цилиндрическими пружинами, со стабилизатором поперечной устойчивости;
— амортизаторы – гидравлические с газом избыточного давления (для автомобилей типа 4х2)
— две продольные полуэллиптические рессоры, амортизаторы гидравлические с газом избыточного давления (для автомобилей типа 4х4).
Задняя подвеска — две продольные полуэллиптические рессоры, со стабилизатором поперечной устойчивости; амортизаторы гидравлические с газом избыточного давления.
5.8. Рулевое управление:
— рулевой механизм с ГУР — интегрального типа, с передачей винт — шариковая гайка;
— насос (ГУР) — пластинчатый, двукратного действия;
— рулевая колонка — регулируемая по высоте и углу наклона.
5.9. Тормозное управление.
Рабочая тормозная система — двухконтурная с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем.
Тормозные механизмы: передних колес – дисковые, задних колес – барабанные.
Запасная тормозная система — каждый контур рабочей тормозной системы.
Стояночная тормозная система — с механическим тросовым приводом к тормозным механизмам задних колес.6.
6. ГАЗ-2217 – категории и техосмотр.
6.1. ГАЗ-2217 как пассажирское транспортное средство в соответствии с ГОСТ Р 52051-2003 относится к разным категориям.
ГАЗ-2217 и его модификации с 6-ю пассажирскими местами относится к категории М1 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения).
ГАЗ – 2217 и его модификации с 10 пассажирскими местами в соответствии с вышеуказанным ГОСТом относятся к категории М2 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т).
6.2. ГАЗ – 2217 проходят техосмотр в соответствии с законом № 170 со следующей периодичностью:
а) каждые шесть месяцев – 10 – местные автобусы;
б) каждые двенадцать месяцев в отношении 6-ти местных ГАЗ-2217, с года выпуска в обращение которых прошло более чем семь лет, включая год их выпуска, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства;
в) каждые двадцать четыре месяца в отношении 6-ти местных ГАЗ-217, с года выпуска которых прошло от трех до семи лет, включая год их выпуска в обращение;
г) ГАЗ-2217 в 6 — ти местном исполнении не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска.
О техосмотре всего автотранспорта написано в этой статье.
Транспортный налог для «Баргузина»
Пожалуйста, объясните мне, на каком основании я должен платить за свой автомобиль ГАЗ-2217, который является 7-местным? В ГАИ даже удивились, что этот автомобиль отнесен к автобусам. Ведь у меня и права категории «В».
Я – ветеран и пенсионер и не имею права на льготу, так как этот автомобиль «Баргузин» приравняли к автобусам, как объясняют в ИФНС.
На каком основании он вдруг стал автобусом? На автобус допускают к вождению только с категорией « D».
Согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ», утвержденных приказом МНС РФ от 09.04.2003 г. № БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:
– Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 359;
– Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г. № 5938-VIII.
При этом Минфин РФ в письме от 16.06.2006 г. № 03-06-04-04/24 указал, что Методические рекомендации не относятся к актам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, но вместе с тем, являясь внутриведомственными документами, обязательны для исполнения налоговыми органами.
Таким образом, в отношении автомобилей, аналогичных Вашему, для целей исчисления транспортного налога налоговики руководствуются не паспортом транспортного средства, а вышеуказанными документами.
Согласно положениям ст. 358 НК РФ, в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.
В целях администрирования транспортного налога, согласно ст. 362 НК РФ, сведения о транспортных средствах и лицах, на которых транспортные средства зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным ФНС РФ.
В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (утверждены приказом ФНС РФ от 17.09.2007 г. № ММ-3-09/536), предусмотрены показатели «Тип транспортного средства» и «Назначение (категория) транспортного средства».
Минфин РФ в письме от 17.01.2008 г. № 03-05-04-01/1 изложил следующее.
Предусмотренное главой 28 «Транспортный налог» НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 г.
Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.
Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г. № 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.
Согласно п. 16 приказа МВД РФ от 27.01.2003 г. № 59 «О порядке регистрации транспортных средств», при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах.
Паспорт транспортного средства — это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации.
Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта РФ от 01.04.1998 г. № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.
Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005 г., в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией.
При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.
Так, например, согласно приложению 3 к Положению, к транспортным средствам категории B (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые).
В строке 2 «Марка, модель ТС» паспорта транспортного средства указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств.
В строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
В строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств.
Исходя из этого, Минфин приходит к мнению, которое сложно назвать выводом (цитируем):
«Учитывая изложенное, считаем, что категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства». (конец цитаты)
Если в ПТС указано, что тип транспортного средства – микроавтобус, а категория ТС – В (как в Вашем случае), то следуя «четким» рекомендациям Минфина, так и останется непонятным, что выбирать: тип или категорию.
В такой «размытой» ситуации остается только руководствоваться арбитражной практикой.
Мы нашли три недавних решения судов непосредственно по автомобилю «Баргузин».
Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлениях от 17.01.2007 г. № А66-6013/2006, от 20.12.2007 г. № А56-15373/2007 указал, что правомерным является отнесение автомобилей ГАЗ-2217 к легковым автомобилям, а не к автобусам, и применение ставки транспортного налога к легковым автомобилям.
Аргументация судей следующая.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств категория «В» обозначает автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, а категория «D» – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
В соответствии с Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2 (в ред. от 18.07.2000 г.), автобусом признается автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8.
Даже если в ПТС в графе 3 «Наименование (тип ТС)» указано: «автобус на 6 мест», однако в графе 4 паспорта указанный автомобиль отнесен к категории «В», то, считают судьи, оснований для отнесения названного автомобиля к категории автобусов для целей налогообложения не имеется.
Аналогичную позицию занимает и ФАС Уральского округа (см. постановление от 15.05.2006 г. № Ф09-3756/06-С1).
Поэтому Вы вправе уплачивать транспортный налог по ставкам, установленным для легковых автомобилей.
Чтобы налоговики не «заставили» Вас обратиться в суд, покажите им вышеприведенные решения арбитражных судов.