Вопрос 2. Классификация и характеристика форм и методов организации ремонта машин.
1. Форма универсальных постов. ( Бригадная форма). Это такая форма, при которой ремонт машин производится на одном рабочем посту бригадой универсалов с использованием универсальной техники. Внутри этой формы может быть индивидуальная форма организации труда. В этом случае бригада занимается разборкой и сборкой машин, выполняет ряд специализированных работ (токарные, сварочные, кузнечные), которые выполняются на специальных участках специалистами по этим видам работ. Она применяется в мастерских хозяйства при небольшой программе ремонта. Эту форму можно применять при ремонте несложных машин.
2. Форма универсально – специализированных постов. (Бригадно-узловая). Это промежуточная форма. Она рекомендуется для применения в мастерских с\х предприятий, причём специализированные посты создаются комплексно для нескольких узлов.
3. Форма специализированных постов. ( Узловая). Эта форма, при которой ремонт машин разбивается на узлы, каждый из которых ремонтируется на своём рабочем месте с использованием специализированного оборудования. Типовая технология узловой формы организации труда при ремонте тракторов предусматривает 16 – 20 специальных постов. Плюсы этой формы:
· Сокращение длительности нахождения машины в ремонте.
· Более высокое качество ремонта за счёт специализации рабочих на отдельных узлах.
· Более полное использование квалифицированных ремонтников.
· Снижение себестоимости ремонта.
Все эти преимущества можно использовать при большой программе ремонта.
4. Часто на ремонтных предприятиях применяется поточно-узловая форма. Это простейший способ поточной организации труда. При этом на конвейерной линии кроме сборочных работ выполняются отдельные ремонтные операции. Передвижение машины от поста к посту осуществляется тяговой лебёдкой или тяговым конвейером.
5. Поточная форма. Для неё характерно наличие конвейерной линии. В процессе ремонта машина передвигается от поста к посту. В отличие от других трёх эта форма не является тупиковой. Целесообразность применения этой формы возникает в том случае, когда необходимое число производственных рабочих превышает максимально возможное число по технологическому процессу.
I. По времени планирования и назначения плановых ремонтов на протяжении года.
1. Сезонный метод.
Планируется и проводится в определенный период времени, когда машина данного вида не имеет производственной загрузки, или их загрузка минимальна. Плюсы: обеспечивается более высокая степень готовности. Минусы: высокий расход запчастей, большие затраты труда и денежных средств.
2. «Круглогодовой» (метод организации ремонта по круглогодичному графику).
Планируется и проводится ремонт по круглогодичному графику, в зависимости от технического состояния машины, а не от сезонно-полевых работ. Здесь нужно учитывать сезонность сельскохозяйственных работ и вносить соответствующие корректировки в годовой план-график. Плюсы: уменьшается расход запчастей из-за более высокой степени использования заложенного в детали ресурса; уменьшается потребность в производственных площадях и затраты на их содержание; улучшение качества ремонта за счет содержания квалифицированных работников им создания специальных рабочих мест.
Условия для внедрения круглогодового метода: большое количество техники.
Специализация на ремонте сельскохозяйственных машин дает возможность бригаде наладить восстановление деталей, использовать детали с остаточным ресурсом и тем самым сократить применение новых запчастей, за что доплата. До 40% доплат — за счет выполнения месячных планов-графиков ремонта.
II. По степени обезличивания конструктивных элементов машин.
3. Обезличенный метод.
Здесь годные детали, полученные при разработке одной машины, могут быть установлены на любую из находящихся в ремонте машин. Плюсы: уменьшается длительность ремонта. Минусы: уменьшается процент использования ресурса, заложенного в деталь из-за постановки на другую машину.
Рекомендуется применять при величине программы, обеспечивающей селективный подбор деталей.
4. Не обезличенный.
Годные детали при разборке устанавливают на ту же машину. Плюсы: полное использование ресурса. Минусы: долго находится в ремонте.
Область применения: при единичном производстве (опыт Неманского объединения сельхозтехники).
Ремонт сводится к замене неисправных узлов и агрегатов на исправные, отремонтированные и новые. Плюсы: резкое уменьшение времени ремонта; можно содержать рабочих низкой квалификации; полное использование ресурса машины в целом. Минусы: более высокая вероятность отказа; необходимы дополнительные затраты на содержание обменного фонда.
Дата добавления: 2015-03-07 ; просмотров: 2583 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Формы организации ремонта машин
1983
Формы организации ремонта машин показывают, каким образом ведется технологический процесс ремонта машин на предприятии. Формы организации ремонта машин классифицируют по следующим признакам:
по степени расчленения операций технологического процесса ремонта (бригадная, узловая, поточно-узловая, поточная);
по степени обезличивания конструктивных элементов машин (обезличенная и необезличенная форма ремонта);
по степени охвата ремонтом всей машины или отдельных агрегатов (полнокомплектная и агрегатная форма).
Выбор формы организации производства определяется рядом факторов: объемом выполняемых работ, величиной программы и марочностью машин (однотипность) и их конструктивными особенностями, производственными условиями ремонта (наличие площадей и др.) и т.д.
Бригадная форма организации является простейшей. Сущность ее заключается в том, что весь объем работ по ремонту изделий производится одной группой (бригадой) рабочих без существенного разделения труда между ними. Бригада (группа) выполняет главным образом разборочно-сборочные, слесарно-подгоночные и обкаточно-испытательные работы. Специализирован-ные работы (кузнечно-сварочные, механические, электротехнические и другие) выполняются специальными рабочими.
Бригадная форма организации применяется в небольших ремонтных предприятиях. Ремонт осуществляет бригада из 2-3 человек вместе с водителями машин.
Эта форма имеет ряд существенных недостатков: не полностью используется имеющееся оборудование, приспособления и производственные площади мастерских; нерационально используется квалификация рабочих; снижается производительность труда; удлиняются сроки пребывания объектов в ремонте; ограничивается возможность механизации процессов труда; высокая трудоемкость и низкое качество работ.
Наиболее прогрессивной является узловая форма организации производства. При этой форме полностью исключаются недостатки бригадной формы. Сущность узловой формы состоит в том, что весь комплекс работ технологического процесса ремонта машин делится на части, каждая из которых представляет собой группу операций с законченным процессом ремонта этой части «узла». Каждая часть работ (группа операций) производится на специализированных соответственно оборудованию рабочих местах, за которыми закреплены постоянные рабочие или группа рабочих. Применение данной формы организации дает возможность повысить производительность труда; рационально использовать и повышать квалификацию рабочих, что улучшает качество ремонта; лучше использовать оборудование; производственные площади; облегчить контроль за выполняемыми работами; уменьшать длительность технологического цикла. Эта форма находит распространение в крупных РММ.
К ее недостаткам можно отнести отсутствие ритмичности процесса производства, неравномерность загрузки рабочих мест, отсутствие поточности. Ритмичность – повторение через определенный промежуток времени закре-пленных за рабочими местами операций.
При поточно-узловой форме организации производства сохраняется такая же специализация работ, как и при узловой. Однако при этой форме организации разборочно-сборочные операции по машине и отдельным агрегатам выполняются на поточных линиях, а разборочно-сборочные работы по другим агрегатам и восстановлению деталей выполняются на специализированных рабочих местах. На поточных линиях для перемещения машин и агрегатов используются рольганги, тележки, эстакады и другие устройства.
Такая форма организации производства позволяет обеспечивать более полное использование производственных площадей, оборудования, значительно повышается производительность труда и сокращается длительность ремонта.
Поточная форма организации производства представляет собой высшую форму организации производства и характеризуется непрерывностью, ритмичностью и высоким уровнем операциализации рабочих мест. Поточная линия представляет собой совокупность специализированных рабочих мест, расположенных в соответствии с последовательностью операций технологического процесса. Рабочие места согласовываются по загрузке путем расчленения производственного процесса на равные части или кратные по времени выполнения или трудоемкости операции.
В зависимости от количества и разновидности монтируемых объектов могут быть поточные линии одно- и многопредметными, по движению различаются на непрерывно- и прерывно-поточные. Наиболее совершенной формой является однопредметная непрерывно-поточная линия.
Для организации поточного метода необходимо наличие большой программы, минимальная разномарочность 1-3, наличие отработанного технологического процесса и хорошо организованное планирование и снабжение производства. Применяется данная форма на ремонтных предприятиях с большой программой.
Вследствие различия межремонтных сроков службы агрегатов при сдаче в ремонт полнокомплектных машин наблюдается недоиспользование их ресурсов. Поэтому агрегатная форма организации ремонта имеет особое значение.
Сущность ее заключается в том, что ремонт вышедшей из строя машины сводится к замене дефектных агрегатов на исправные (отремонтированные или новые) из оборотного фонда, что обеспечивает восстановление работоспособности и ресурса машин при наименьших затратах. Ремонт дефектных агрегатов производится на специализированных ремонтных предприятиях. Для организации данной формы ремонта необходимы запасные детали, узлы, агрегаты, которые подразделяются на оборотные, обменные и страховые. Величина оборотного фонда агрегатов, узлов и деталей для хозяйств должна быть оптимальной. Повышенное их количество ведет к омертвлению оборотных средств, а занижение – к снижению коэффициента технической готовности машин. Оборотный фонд (узлов и агрегатов) создается на предприятиях, обслуживающих технику, и на ремонтных предприятиях. Он является резервным фондом, который используется в первом случае для быстрого восстановления работоспособности машин, ремонтируемых на месте; во втором случае в качестве задела, обеспечивающего бесперебойную работу производства.
Расчет потребности в оборотном фонде можно определять по формуле
где – списочное количество машин данной марки;
– среднегодовая нагрузка, км, усл, га;
– время оборачиваемости;
– коэффициент, учитывающий разбросанность машин в хозяйстве (при одном лесопункте – 1,0; двух – 1,25; трех – 1,5; четырех – 1,75; пяти – 2,0);
– количество рабочих дней в году;
М – межремонтный интервал, км, ч, и т.д;
– количество однотипных агрегатов на машине.
Обменный фонд создается на ремонтных предприятиях и технических обменных пунктах (ТОП), которые служат посредниками между хозяйствами й ремонтными предприятиями. Они позволяют повысить эффективность агрегатной формы организации за счет снижения затрат на доставку неисправных агрегатов и сокращения времени оборачиваемости. Величину обменного фонда можно определить по формуле
где – годовая производительная программа ремонта;
– длительность ремонта, дни;
,
,
– соответственно, длительность приемки производственного цикла, выдача агрегата.
Номенклатура и величина оборотного фонда агрегатов, узлов на 100 списочных машин даны в положении, разработанном ЦНИИМЭ.
Страховой запас – это количество узлов и агрегатов, необходимое для нормальной работы машины предприятий, а также ремонтных предприятий в случае непредвиденных обстоятельств.
где – коэффициент доверительной вероятности (0,6-0,75);
Р – программа или количество машин в хозяйстве.
Лучшей формой организации ремонтного производства в настоящее время считают организацию фирменного ремонта, когда существует прямая и обратная связь в системе производство-ремонтный завод, что позволяет совершенствовать не только ремонт, но и конструкцию и технологию производства машин.
Обезличенный ремонт – это ремонт изделия, при котором выполнение восстановительных операций производится без учета принадлежности восстанавливаемых деталей и сборочных единиц к определенному экземпляру данного вида изделия.
При необезличенном ремонте сохраняется принадлежность деталей и узлов к ремонтируемой машине. Снятые с объекта ремонта детали, узлы и агрегаты после их восстановления устанавливают на тот же объект сборки. Однако и при этом методе имеется обезличивание, когда одна деталь заменяется новой или отремонтированной.
При обезличенном ремонте упрощается производственный учет, отпадает необходимость составления дефектовочных ведомостей на каждый объект. Недостаток – повышенный износ деталей, сопряжение которых нарушено. Но и при этом методе есть элементы необезличивания – крышки коренных подшипников, шатунов и др. деталей. Обезличенный ремонт применяется на предприятиях с большой производственной программой, а необезличенный ремонт – на предприятиях с малой программой ремонта типа РММ.
Полнокомплектный ремонт – это такой, когда полнокомплектная машина доставляется на ремонтное предприятие.
Предприятия РОБ проектируют проектные организации. Для сокращения затрат на проектирование работы ГИПРОЛЕСТРАНС разработал ряд типовых проектов для РММ, гаражей, леспромхозов. Однако для других видов объектов, как, например ПЦТО, не имеется типовых проектов. Типовые проекты на РМЗ, ТРЗ также не разрабатываются, так как они в большей мере определяются плотностью распределения на территории обслуживаемой зоны. При разработке типовых проектов РММ в основу кладется годовой объем работ предприятия. Этот объем работ выражается объемом заготовок для автомобильной вывозки. Автомобильная вывозка производится непосредственно из леспромхозов. В ГИПРОЛЕСТРАНС разработаны два типовых проекта РММ: № 416-7-200-8 на 50 единиц оборудования для леспромхозов с автомобильной вывозкой в объеме 250 — 350 тыс.
Для определения места размещения ремонтного предприятия на карте района, помещенной в прямоугольные координаты, наносят точки (пункты) нахождения и концентрации объектов ремонта. Спроектировав точки (пункты) расположения объектов ремонта на оси координат, находят значение абсциссы X: Х1, Х2, . Хn и ординаты Y1, . Yn, а массы машин, подлежащих ремонту, Q1, Q2, . Qn известны.
Место расположения определяют путем нахождения средневзвешенного значения абциссы Хр и ординаты Yp . Это легко сделать, зная массу машин и значения абцисс и ординат (рис. 2):
Точка пересечения Xp и Yp и будет местом строительства ремонтного предприятия. Может оказаться, что найденная точка не отвечает условиям обеспечения завода топливом, электроэнергией, водой, рабочей силой и др. Тогда определяют ближайшие две-три точки, удовлетворяющие указанным условиям, и путем расчета определяют минимальную стоимость перевозок, что является критерием оптимальности размещения предприятия в данном пункте.
Рис. 2 Схема определения рационального размещения ремонтного предприятия