Тест-драйв Volkswagen Caddy: немецкий гастарбайтер в России
Однажды утром во дворе ко мне подошли два молодых таджикских гастарбайтера и на ломаном русском неуверенно попросили показать им багажник Volkswagen Caddy. Я поднял массивную заднюю дверь «каблучка», и «сезам открылся». Гости с юга с детским любопытством осматривали недра немецкой кибитки, поглаживали ладонями боковые панели, перекидывались друг с другом фразами на родном языке, причмокивали языком в знак восхищения, а потом один за другим с восторженной улыбкой подняли вверх большой палец в знак одобрения.
С тех пор, всякий раз, когда парни замечали меня во дворе на проезжающем Caddy, метла в их руке замирала, и они почтительно провожали меня этим многозначительным жестом. Замечу, что такого внимания со стороны работящих тружеников не удостаивалась ни одна соседская «ласточка», будь то премиальный BMW X5 или прямой конкурент Caddy — LADA Largus. Несмотря на то, что эта немецкая «рабочая лошадка» уже не первый год трудится в России после своего последнего обновления, живой интерес к ней ничуть не угасает.
Причем в моем случае дело не ограничилось одним только профессиональным любопытством — знакомая семейная пара, ожидающая четвертого ребенка, поближе познакомившись с тестовым «каблуком», теперь всерьез рассматривает вариант покупки Caddy Maxi с удлиненной базой в качестве второго семейного автомобиля.
Напомним, что длина обычного «фургона» составляет 4506 мм, а у «Макси» на 320 мм больше колесная база и на 470 мм — кузов. Но даже в стандартном варианте этот «немец» имеет один из самых вместительных в классе багажных отделений. В обоих исполнениях автомобили доступны с тремя рядами сидений, и объем грузового отсека в Maxi варьируется в пропорциях 530/1650/4130 л, а в стандартном варианте — 190/918/3200 л. Для сравнения: у LADA Largus, которая также доступна с семиместным кузовом, размер багажника составляет 135/560/2350 л, у Renault Dokker с двумя рядами сидений — 800/3000 л, Fiat Doblo — 790/3200, Mercedes-Benz Citan 685/3000, Citroen Berlingo — 675/3000 л.
Но Caddy не был бы Volkswagen, если бы вместительность была бы его единственным достоинством. Оценить великолепную управляемость сможет даже самый взыскательный водитель, который пересядет сюда с любого конкурента. В этом легко убедится на примере «Кэдди», в комплектации со 140-сильным 2-литровым турбодизелем TDI и шестиступенчатым «автоматом», который был у нас на тесте.
Сохранять за рулем бодрость духа и работоспособность важно не только усердному трудяге, но и перегруженной хлопотами домохозяйке. А Volkswagen Caddy позволяет водителю не просто комфортно отдыхать во время поездки, но и получать от управления массу удовольствия.
Какими автомобилями хотели бы владель жители России
Какие пятилетние кроссоверы меньше остальных теряют в цене
Традиционно высокая для «фургонов» посадка, информативный руль, мгновенный отклик на педаль газа, резвый подхват турбодизеля на низах, оперативная работа «автомата», показательная плавность хода, высокая экономичность — благодаря всему этому «Кэдди» влюбляет в себя с первых мгновений. Вот только задняя рессорная подвеска, рассчитанная на усиленные нагрузки, на грунтовке с кочками тут же теряла свою деликатность и при пустом незагруженном багажнике устраивала задним пассажирам ощутимую взбучку.
В остальном «немец» предельно учтив и вежлив к пассажирам и внимателен к водителю, он старается угодить ему даже в спортивных амбициях вопреки законам жанра. Достаточно перевести селектор трансмиссии в положение Sport, как реакции коробки и отклик на педаль газа ощутимо обостряются, и у «Кэдди» резко просыпается горячий южный темперамент. При этом даже в городских джунглях расход дизельного топлива на 100 километров не превышал 10 л, а за городом он снижался до 7 л.
Инженеры VAG знают толк не только в движении, но и в планировании пространства: салон VW Caddy спроектирован предельно лаконично, и здесь царит настоящий немецкий порядок. Доступ в просторные апартаменты с высокими потолками облегчен за счет широких проемов через сдвижные двери. Вариантов трансформации салона насчитывается несколько — сиденья двух задних рядов не только складываются в пол, но и полностью демонтируются без лишних усилий.
Конечно, немецкая территория богата на всевозможные вещевые отсеки, полочки, кармашки и ниши. С эргономикой на водительском месте никаких проблем не возникает. Тот факт, что это сугубо утилитарная модель, надрессированная на тяжелый труд и высокие нагрузки, никак не отражается на оформлении интерьера. В отличие от собратьев, здесь не чувствуется откровенной экономии на качестве материалов.
О дополнительных конкурентных преимуществах Volkswagen Caddy говорит и уникальная на нашем рынке возможность широкого выбора комплектаций, традиционного для этого производителя. Кроме того, что немецкий «каблучок» предлагается в удлиненном варианте, в отличие от остальных одноклассников у него самая богатая силовая линейка, которая насчитывает четыре бензиновых и два дизельных мотора. К тому же можно приобрести компактвэн с системой полного привода 4Motion. Всего модель насчитывает рекордные семь комплектаций.
Единственным недостатком Volkswagen Caddy можно считать его высокую стоимость, и это тоже характерная черта немецкого производителя на нашем рынке. Минимальная цена самой доступной версии Trendline с 1,6-литровым мотором мощностью 110 л. с. стартует от 1 485 600 рублей. Топовый вариант Highline со 140-сильным турбодезелем объемом 2 л обойдется в 2 441 600 «деревянных». Renault Dokker оценен в минимальные 904 990 рублей, FIAT Doblo Combi — от 1 189 000, Citroёn Berlingo — от 1 425 000, Mercedes-Benz Citan — от 1 675 000.
Фургон в обертке. Тест-драйв VW Caddy
Когда я на предпоказе в Женеве впервые изучал Volkswagen Caddy четвертого поколения, то остался уверен, что передняя панель у него выполнена из мягкого пластика. Ошибся. Не рестайлинг, а магия какая-то: внутри — как в дорогой легковушке, да и снаружи «каблучок» выглядит, будто это новый автомобиль.
Но только выглядит. Внешность изменилась, а силовая структура кузова осталась прежней, как у машины образца 2003 году. Тем не менее, в «коммерческом» подразделении концерна VW считают, что это не рестайлинг, а новое поколение Caddy. Определенная логика в таком утверждении есть: коммерческие автомобили, в отличие от легковых, меняются не так часто и не так серьезно. А количество изменений в новом Caddy внушительное: модернизированная задняя подвеска с измененными точками креплений, новые моторы, мультимедийная система с поддержкой приложений и камерой заднего вида, система слежения за дистанцией, экстренного торможения, контроля усталости водителя, активный круиз-контроль, автоматическая парковка.
Предыдущий Caddy существовал как в грузовой и грузопассажирской версиях, так и в сугубо пассажирской с улучшенным оснащением. Но более половины выпуска приходилась именно на цельнометаллический фургон Kasten. Cо сменой поколений машину постарались сделать еще более легковой: выручка в этом сегменте выше, чем в коммерческом.
«You wanna turn me on», – внезапно начинает орать аудиосистема. Это рука коллеги на пути от руля до рычага коробки передач снова зацепила ручку громкости. Звук мечется между лобовым стеклом и торпедо — колонки для высоких и средних частот задвинуты в самый дальний угол и это нельзя назвать хорошей идеей. В остальном к новому Caddy не придерешься. Линии новой передней панели простые, но качество исполнения высокое. У пассажирских версий, в отличие от грузовых, бардачок прикрыт крышкой, полка над ним — глянцевой декоративной планкой, а в более дорогих комплектациях панель блестит хромированными деталями. Это создает ощущение, что сидишь не в коммерческом «каблуке», а в легковом компактвэне. Посадка слишком вертикальная для легковушки, зато удобная: кресло с плотной набивкой обнимает тело, а руль регулируется по вылету и высоте в большом диапазоне. Немного сбивает с толку то, что блок климата расположен над дисплеем мультимедийной системы, но к этой особенности, которая была и на Caddy третьего поколения, быстро привыкаешь.
Фургон Caddy все тот же, что и был. Он может оснащаться либо распашными дверьми, либо одинарной подъемной. Погрузочная высота небольшая, а дверной проем очень широкий. Вдобавок есть сдвижная боковая дверь, значительно упрощающая погрузку. Расстояние между колесными арками — 1172 мм, то есть между ними можно поставить европаллету узкой частью. Объем отсека фургона — 3200 литров. А ведь есть еще версия Maxi c удлиненной на 320 мм колесной базой и на 848 литров большим погрузочным объемом.
Пассажирская версия может быть семиместной, но лучше такую конфигурацию заказывать с удлиненным кузовом. Но даже в версии Maxi дополнительный задний диван занимает много места, из возможностей трансформации — только складываемая спинка. Нужно либо приобретать специальную «рамку», благодаря которой третий ряд сидений может вставать вертикально, либо вынимать диван полностью, благо он легкосъемный. Но легкосъемный – не означает легкий. Кроме того, за петли фиксаторов сидений приходится тянуть с силой, а второй ряд при складывании фиксируется толстенными железными костылями — грузовое прошлое дает о себе знать. А почему в пасссажирской версии нет ни одной ручки? Представители VW удивлены этим вопросом: «Мы бы с радостью, но на отсутствие ручек никто еще не жаловался». И действительно, пассажиру Caddy нет нужды искать точку опоры: водитель «каблучка» не будет входить в поворот на запредельной скорости или штурмовать бездорожье.
Водитель подпрыгивает от усердия на сиденье, каждый раз меняя передачу. Он потеет, несмотря на включенный на полную кондиционер, снова задевает ручку громкости аудиосистемы, но догнать ушедший вперед бензиновый Caddy наших коллег не может. В темпе уходящей от Марселя загородной трассы с ограничением 130 км/ч Caddy с двухлитровым, но самым маломощным (75 л.с.) дизелем едет с трудом. Мотор приходится держать в узком рабочем промежутке: он оживает после 2000 оборотов коленвала и уже к 3000 его напор слабеет. И передач здесь всего пять — особо не разгонишься. Зато такая версия Caddy подойдет для передвижения в городском трафике: расход неразорительный — максимум 5,7 л на 100 километров. Если не спешить, мотор кажется тихим, а досаждают разве что вибрации на педали сцепления. Трогается пустая машина без добавления газа, и есть ощущение, что и с загрузкой она поедет легко. Тем более, что европейский владелец Caddy не станет перегружать фургончик.
Немногим более мощная машина со 102 л.с. под капотом едет на порядок веселее. Здесь подхват ярче, а скорости выше. Дизель менее вибронагружен, но голос его слышен сильнее. Разгоняется такой Caddy охотнее, а расходует примерно столько же дизтоплива, что и 75-сильная машина.
Еще один новый силовой агрегат семейства Евро-6 развивает 150 л.с. и способен разогнать Caddy до 100 км/ч менее, чем за 10 секунд. Но предлагается он только в паре с передним приводом и 6-ступенчатой «механикой». С двумя педалями и роботизированной коробкой передач идет 102-сильная машина, а 122-сильная оснащается полным приводом с многодисковой муфтой Haldex пятого поколения.
Бензиновая линейка представлена в Европе исключительно наддувными агрегатами и как раз самую маломощную из них с «турботройкой» объемом 1,0 л мы безуспешно пытались нагнать на трассе. Вроде бы отдача моторчика скромная — 102 л.с. и 175 Нм момента, а разгон до 100 км/ч по паспорту длится 12 секунд. Но с литровым силовым агрегатом характер Caddy становится совершенно другим. Только мы сидели за рулем коммерческого фургона, и вот уже управляем динамичной легковушкой. Моторчик взрывной, с громким и эмоциональным, точно у оппозитника голосом. Вряд ли такой нужен коммерческому фургону, но для легковой пассажирской версии Caddy он подошел бы в самый раз.
Особого смысла расхваливать этот двигатель нет: в России бензиновых моторов с наддувом не будет. Единственный возможный у нас вариант — атмосферник 1,6 MPI мощностью 110 л.с. — его производство планируют начать в Калуге к концу 2015 года. Тот же силовой агрегат, например, устанавливается на VW Polo Sedan и Golf. Калужские моторы будут поставляться на завод в польской Познани, где, собственно, новый Caddy и собирают. Еще у российского офиса есть планы продавать машины с турбомотором 1,4 л, соответствующим нормам Евро-6, но работать он будет на сжатом природном газе (CNG). Окончательного решения пока не приняли, но машиной уже заинтересовался крупный заказчик.
Не будет у нас и дизельных моторов Евро-6. Они более экономичны, раньше выходят на пик тяги, но слишком требовательны к качеству топлива. В России Caddy по-прежнему будет оснащаться теми же турбодизелями Евро-5, что и машина предыдущего поколения. Это 1,6 в вариантах 75 и 102 л.с., а также 2,0 л (110 и 140 лошадиных сил). Машина со 102-сильным мотором может оснащаться «роботом» DSG, 110-сильный — полным приводом и МКП, а 140-сильный вариант — полным приводом в сочетании с роботизированной трансмиссией.
Новомодные системы вроде активного круиз-контроля российские Caddy не получат: с прежними моторами они не сочетаются. Выбирая полноприводную машину, следует помнить, что у нее под бампером нет места для запаски. Европейские версии с 4Motion оснащаются шинами Runflat, а российские — только ремкомплектом. Дорожный просвет машины с полным приводом чуть больше 15 см, а приподнятую версию Cross с пластиковыми защитными накладками пока не представили.
Первоначально в Россию решено завозить именно дизельные машины — заказы на единственный бензиновый вариант начнут принимать позже. Пока же объявленная стартовая цена «пустого» короткого фургона с 75-сильным дизелем — 1 046 000 рублей. Версия Combi обойдется в 1 215 000 рублей, а самый доступный «легковой» Caddy Trendline – 1 321 000 рублей. За удлиненный Caddy Maxi попросят на 170-196 тысяч рублей больше.