GAZ 31 «Черный Танк» › Logbook › Переходник масляного фильтра на ЗМЗ-402.
Пока ГБЦ снята продолжил разбирать мотор и совершенствовать.
Дошло дело до установки 2 года лежащего без дела переходника под универсальный масляный фильтр.
Переходник масляного фильтра.всем известен и оспорен 2410-1017001.
Для качественной установки если не хоти возвращать масляный радиатор, потребуется дополнительный:
Болт-Штуцер 24-1017391
и 4 новые медные шайбы соответствующего размера.
1.Устанавливаем прокладку, я все прокладки мажу графиткой для лучшей сохранности при возможнм демонтаже и обеспечения лучшей герметичности.
2.Устанавливаем переходник, закручиваем в отверстие на цилиндрической части сливную пробку((Пробка ГАЗ К 1/4″ фильтра масляного (353052-П29\ 35305229) )если что по каталогу), и датчик аварийного давления.
Устанавливаем подающую трубку на Штуцер-болты, если решились избавить автомобиль от маслорадиатора, трубку необходимо будет подогнуть по месту поскольку качество изделия кривое, !гнуть нужно держа за трубку, а не за кольца на ее концах иначе 100% испортите деталь добившись трещин, или вообще оторвете кольца!
Еще раз протягиваем соединения, ставим фильтр, наслаждаемся работой мотора
Фильтра масляные от 402 мотора
Ну на что уходят эти 3 минуты?
Ну. наверно с 3 минутами я загнул. секунд 20 нужно что бы вытащить элемент из стакана. 🙂
Короче предлогаю как нибудь провести соревнования. по скорости замены ФЭ.:crazy:
Лично меня напрягает только сливание масла со стакана при замене фильтра. Неудобная и грязная операция , а так не вижу разницы ни по скорости замены ни по качеству фильтрации. А на счет свободного места под капотом я удивлен: два раза проверил на каком я форууме, нет вроде все в порядке на волговском. Для сведения у меня под капотом кроме двигателя и всех штатных прибамбахов находятся:канистра с тосолом 5.л., канистра с маслом 3л, тормозная жидкость 0,5 л, сявзка инструмента, ветош. Можно было бы еще че нибудь положить но багажнику стыдно будет.Очень хотелось бы запаску куда-нибудь из багажника удалить, а под капотом, блин, чуть -чуть места не хватает, может в самом деле фильтр на жигулевский поменять?
Pavel, а то на стакане снизу нету сливной пробки чтоли??
Добавлено через 28 секунд
Юлич2411, это да. но фильтрующий элемент на порядок дороже.
какой мощный антикоррозийный налет!! :))
Зато лонжероны как новые. rolleyes:
Черный плащ, а почему у тебя датчик давления масла на стакане?
У меня он с левой стороны стоит.
А му меня их 2. один в блоке другой в стакане..
И 2 указателя.
Не по пробегу что ли?
А он у меня всегда примерно одинаковый.
Жигулевский маслянный фильтр не подходит на Волгу потому как у Волги обьем движка больше чем у таза нужно ставить фильтр от 406 двига.
у него пропускная способность меньше.
блин. ну дык что?? ставить чтоли .
а кто себе ставил, припомните плиз в комплекте прокладка была ( треугольная м-у переходником и блоком) ??
;191151′]блин. ну дык что?? ставить чтоли .
а кто себе ставил, припомните плиз в комплекте прокладка была ( треугольная м-у переходником и блоком) ??
В комплекте её нет.
Дмитрий Юрьевич, GastroVoZ, ага, пасиб! уже нашёл прокладку отдельно. но!! чего мне это стоило. в фирменых и на них похожих магазинах я её не нашёл. по всему городу катался ( легче было вырубить её но пошёл на принцип) нашёл я её. ура. я её нашёл. на выезде из города в магазине запчастей для тракторов «Беларусь», «КМЗ», ну и прочих зернодробилок )))
Добавлено через 4 минуты 9 секунд
При покупке комплекта внимательно смотри на качество изготовления маслоподводящей магистрали. Иногда она бывает сварена малость криво и не уплотняется ни под каким видом ни какими средствами. Я при капиталке движка на это налетел, так пришлось трубку эту менять. А в остальном впечатления от замены только положительные. Места под капотом стало больше, доступ к бензонасосу лучьше, да и фильтр менять проще.
имеется в виду что конец под болт не под тем углом приверен немного?
Переходник на «вазовский» масляный фильтр для 402 дв
Я ставил Нормально работает.
Фильтр подбирал по катлогу MANN 914/2. Все работало нормально.
По поводу приводимой тут статьи — отдает бредом. Достаточно посомтреть давление редукционного клапана на 406-х фильтрах и сравнить их с давлением в масляной системе ЗМЗ-406, чтобы понять, что если верить этой статье, то на заводе сидят полные идиоты, ПТУшники, ни разу не понимающие в технике.
P.S. Редукционный клапан срабатывет не от давления в системе масзки, а от перепада давления на фильтрующем элементе. Простоейшая анлогия — берем кусок трубы и паралельно ему ставим еще один кусок трубы с редукционным клапаном, скажем, на 0.5бар (кстати, 1бар — это совсем не 1кгс/м2 🙂 После этого обеспечиваем в прямом куске трубя давление , скажем, 5 бар. Думаете клапан откроется? С чего бы ему — на нем нет перепада давления т.к. паралельно ему идет прямая труба.
Дополнительно для установки нужно докупить 4 медных шайбы и отжечь их. Ну и прокладку крепления стакана масляного фильтра. Сама установка, насколько помню, проблем не вызвала, все встало с первого раза и ничего нигде не текло.
Из плюсов — 5 литров масла после этого — под максимум. Раньше было 5.5л. Легче найти нормальный фильтр — помню что тоглда у нас стало нереально найти импортный фитрующий картридж, а отечественные при замене масла приходилось извлекать в виде лохмотьев. Прекратились сопли из под прокладки крепления стакана масляного фильтра — он достаточно тяжелый и от вибраций все равно немного разбалтывается и начинает сопливеть. Менять быстрее и аккуратнее. Ну и просто эстетичнее 🙂
По ссылке, внизу > Не будет ли он хуже фильтровать, хватит ли пропускной способности? Какие еще плюсы-минусы?
Знаем, плавали Может конечно конкретный образец такой попался, но перематерились сильно
1. При установке (форма не подходила немножко)
2. При первом запуске двигла. Маслянный фонтан приятель словил фэйсом.
Гнули, подкладывали шайбы пачками, тянули метровым ключом. После этого поехало 🙂
Фильтра масляные от 402 мотора
Всем доброго времени дня! На своей буханке при замене масла случайно обнаружил, что отслуживший ЗМЗ-шный фильтр како-то не такой. Оказалось, что он деформирован, как бы вдавлен давлением внутрь. То есть наружная сеточка в норме, фильтрующая щторка и внутренняя сеточка сильно сдавлены к центру фильтра.
Подскажите, товарищи, что это может быть? Брак фильтра или чрезмерное давление? При предыдущей замене масла в старом фильтре такого не было.
Давление на холодном моторе 4, на прогретом Х.Х. — 1,5-2, по трассе 3-3,5. Вроде не запредел. Масло минералка 15W40 ТНК.
Заранее спасибо!
конечно фильтр гавно.
но давление . каждый раз читаю и удивляюсь, у меня змз 402 под 100 поршня . да на холодную давление и 4 не предел смотря как за бортом а бывает и — 40. на пргретом 0,8-1,3, по трасе на 4 передаче 80км /ч ну может 2-2,5 но точно не больше , масло п/синтетика имп.
Это нормально. сколько менял фильтров практически все как изжованные. Картон забивается грязью (на то он и фильтр) и соответственно давление в стакане стремиться сжать его чтоб просочить масло в магистраль. Попробуйте распилить неразборный фильтр Б\У(как на ВАЗ, УМЗ), (я уверен, что никто этого не делал) — там такая же картина. Когда-то давно жигулевские были разборные — их так же сдавливало
Я пилю периодически. Но такая картина наблюдается и при загустевшем масле тоже — осенью при утренних заморозках с летним(10-40) маслом. У меня двигатель чистый, поэтому бумага как правило не деформирована. А когда со сменой масла затягиваешь — может быть, но незначительно. Вот буду менять скоро КАСТРОЛ п\с 5-30 после 10 000 пробега зимой — вскрою фильтр.
Предыдущая машина была с 402-м — заминало фильтр часто именно после пусков в холода. Летом это почти не наблюдалось. Фильтры были ЦИТРОН.
А чего не так с давлением? В чем удивление?
Уж больно вкусное оно у тебя для 402 мотора. Завидую :p
Про переходники слышал. А датчик давления при установке переходника куда вкручивается?
В заводском переходнике есть все отверстия с резьбой для аварийного и неаварийдого датчиков.
В заводском переходнике есть все отверстия с резьбой для аварийного и неаварийдого датчиков.
Уточню еще — заводском — это каком? Их УАЗ выпускает, УМЗ, ЗМЗ или какой-то другой изготовитель? А вообще если уж он заводской — может кто и номер этой детальки знает?
Я нашел переходник в планете железяке за 300р. Вот теперь думаю стоит ставить или нет.
Тема про переходники очень стара, но одно НО, если уаз 469 или новее то номер не пройдет, переходник ставится на самый низ бывшего фильтра , сам фильтр стоит в нем горизонтально и.. просто упирается в рулевой вал или карданчик там крутится, пытался поставить коротенький оковский фильтр и его все равно продолбило до дырки за неделю, вовремя увидел, выкинул всю эту красоту и поставил на место старый добрый змз фильтр, штора у него нааамного больше чем у вазовского, говорили люди что есть всетаки гдето переходник с проскостью в 45 градусов под фильтр, т.е. новый фильтр под углом получается стоит и не задевает рулевой вал.. но их нет в продаже
Вот на бухань думаю пойдет этот переходник, рулевой вал у них ессно там не идет, но надо по месту смотреть
По поводу смятого змзшного элемента- была у меня такая фигня, фильтр просто грязью из двигла весь забивается и все, меняем едем дальше
Ненадо на 402 фильтр родной менять. Я этот мотор не очень люблю за отсутствие верхней плоскости блока но маслосистема и фильтр у него на 5+ сделаны. Заменить маслофильтр и сливать отстой из колбы совсем не трудно а поставив переходник места останется только на коротенький фильтр так-как большой не вкрутишь. ИМХО.
Заменить маслофильтр — согласен. А вот слить на буханке сложнее. У меня крайний раз не получилось пробку стакана вывернуть. Не подлезть к ней тем инструментом, что был в наличии. Пришлось вычерпывать.
Уточню еще — заводском — это каком? Их УАЗ выпускает, УМЗ, ЗМЗ или какой-то другой изготовитель? А вообще если уж он заводской — может кто и номер этой детальки знает?
Ну про заводской это я так ляпнул. А так вот первая позиция:
http://www.rus-treyd.ru/catalog.php?РАЗДЕЛ_22=2&BINN_CATALOG_1_ELEMENT_TITLE=переходник
В этом году буду ставить. У соседа на козле стоит фильтр уазовский его длина прибл. 10-11см. Я у себя на буханке померял влезет. Так почему на 417-том фильтр нормально, а на 402 только родной? Хотя они практически одинаковы? А про родной могу сказать что не так уж и просто отстой сливать, и потеет он, и чего-то я подозреваю что шайбочек у меня в нем не хватает, и пружина у меня там не правильная, а как должно быть никто не скажет.
Хотя они практически одинаковы? А про родной могу сказать что не так уж и просто отстой сливать, и потеет он, и чего-то я подозреваю что шайбочек у меня в нем не хватает, и пружина у меня там не правильная, а как должно быть никто не скажет.
Ничессе одинаковы. блок вообще другой, детали многие подходят , но блок совсем другой, 417 это очень древний блок , древнее 402, фильтрок вот на умз решили жигулевский поставить, усовременили так сказать, я бы на вашем месте снял родной фильтр , разобрал его да по книжке все собрал, недостающие детали установил и особое внимание уделил клапану сброса лишнего давления, что в трубке стоит, у многих оказывается он заклиненный давно, клапан этот сделан в виде кружочка гетенакса и он както боком встает в трубке и заклинивает, на половину открывая канал сброса масла минуя фильтр, я себе туда поршенек из второпласта выточил и радуюсь
Ничессе одинаковы. блок вообще другой, детали многие подходят , но блок совсем другой, 417 это очень древний блок , древнее 402, фильтрок вот на умз решили жигулевский поставить, усовременили так сказать, я бы на вашем месте снял родной фильтр , разобрал его да по книжке все собрал, недостающие детали установил и особое внимание уделил клапану сброса лишнего давления, что в трубке стоит, у многих оказывается он заклиненный давно, клапан этот сделан в виде кружочка гетенакса и он както боком встает в трубке и заклинивает, на половину открывая канал сброса масла минуя фильтр, я себе туда поршенек из второпласта выточил и радуюсь
Вот еще и клапан какой то появился, в литературе по Волгам, которая у меня есть, ничего нет. «Выннуть старый фильтр, поменять резиновые прокладки, поставить новый, собрать в обратной последовательности» Как то вроде того. Чесное слово, я рад что у Вас все работает и Вы знаете где какой клапан. Но это не для меня. Я еле добился что бы мне «Ремкомплект маслянного фильтра 402» продали (состоящего только из резинок). Продавец меня долго убеждал что таких нет, и все масляные фильтры одноразовые.
Вот еще и клапан какой то появился, в литературе по Волгам, которая у меня есть, ничего нет. «Выннуть старый фильтр, поменять резиновые прокладки, поставить новый, собрать в обратной последовательности» Как то вроде того. Чесное слово, я рад что у Вас все работает и Вы знаете где какой клапан. Но это не для меня. Я еле добился что бы мне «Ремкомплект маслянного фильтра 402» продали (состоящего только из резинок). Продавец меня долго убеждал что таких нет, и все масляные фильтры одноразовые.
Продавцы дурчика гоняют-ремкопмлект на 402 фильтр всегда есть а клапан не указан так-как на заводе посчитали что он не требует обслуживания в эксплуатации но это немного не так. Сейчас посмотрел-у меня 3 маслофильтра 402-х лежат,берегу-вдруг кому понадобится.
Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач
Устройство системы смазки двигателя ЗМЗ-402
Система смазки двигателя ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель (рис.7) комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.
Маслом под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей. Остальные детали смазываются разбрызганным маслом.
Рис.7. Схема системы смазки ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель
1 — приемный патрубок масляного насоса; 2 -редукционный клапан; 3 — масляный радиатор; 4 — отверстие для слива масла; 5 — датчик указателя давления масла; 6 — масляная магистраль; 7 — отверстие для подачи масла к шестерням масляного насоса; 8 — винтовая канавка; 9 — трубка для смазки распределительных шестерен; 10 — канавка на первой шейке распределительного вала; 11 — крышка маслозаливной горловины; 12 — канал в коленчатом вале; 13 — пробка; 14 — перепускной клапан закрыт; 14а — перепускной клапан открыт; 15 — канал для подачи масла к оси коромысел; 16 — фильтрующий элемент; 17 — пробка для слива отстоя; 18 — отверстие для разбрызгивания масла; 19 — датчик лампы аварийного давления масла; 20 — клапан масляного радиатора; 21 — запорный краник масляного радиатора; 22 -масляный насос; 21 — пробка; 24 — указатель уровня масла
В систему смазки мотора ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) входят масляный насос 22 (рис.7) с приемным патрубком и редукционным клапаном (установлен внутри масляного картера), масляные каналы, масляный фильтр с перепускным клапаном, масляный картер, указатель уровня масла, крышка маслозаливной горловины.
Масло, забираемое насосом из масляного картера двс, поступает через маслоприемник по каналам в корпусе насоса и наружной трубке в корпус масляного фильтра.
Далее, пройдя через фильтрующий элемент 16, масло поступает в полость второй перегородки блока цилиндров, откуда по сверленому каналу — в масляную магистраль — продольный масляный канал 6.
Из продольного канала масло по наклонным каналам в перегородках блока ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) подается на коренные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала.
Масло, вытекающее из пятой опоры распределительного вала в полость блока между валом и заглушкой, отводится в картер через поперечное отверстие 4 в шейке вала.
На шатунные шейки масло поступает по каналам 12 от коренных шеек коленчатого вала.
В ось коромысел масло подводится от задней опоры распредвала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель, имеющей посередине кольцевую канавку, которая сообщается через каналы 15 в блоке, головке цилиндров и в четвертой основной стойке оси коромысел с полостью в оси коромысел.
Через отверстия в оси коромысел масло поступает на втулки коромысел и далее по каналам в коромыслах и регулировочных винтах на верхние наконечники штанг толкателей.
К шестерням привода распределительного вала ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) масло подводится по трубке 9, запрессованной в отверстие в переднем торце блока, соединенное с кольцевой канавкой 10 на первой шейке распределительного вала.
Из выходного отверстия трубки, имеющего малый диаметр, выбрасывается струя масла, направленная на зубья шестерен.
Через поперечный канал в первой шейке распределительного вала масло из той же канавки шейки поступает и на упорный фланец распределительного вала.
Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, выбрасываемой из канала 7 в блоке, соединенного с четвертой шейкой распределительного вала, также имеющей кольцевую канавку.
Стенки цилиндров мотора ЗМЗ-402 смазываются брызгами масла от струи, выбрасываемой из отверстия 18 в нижней головке шатуна при совпадении этого отверстия с каналом в шейке коленчатого вала, а также маслом, вытекающим из-под подшипников коленчатого вала.
Все остальные детали, (клапан — его стержень и торец, валик привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания, кулачки распределительного вала) смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым движущимися деталями двигателя. Емкость системы смазки 6 л.
Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину, расположенную на крышке коромысел и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой. Уровень масла контролируется по меткам «П» и «О» на стержне указателя уровня.
Давление масла в системе смазки двигателя определяется по указателю на щитке приборов, датчик которого ввернут в блок цилиндров. Кроме этого, система снабжена сигнальной лампой аварийного давления масла, датчик которой ввернут в отверстие в нижней части фильтра.
Сигнальная лампа находится на панели приборов, светится красным светом при понижении давления в системе ниже 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2).
Масляный насос ЗМЗ-402
Масляный насос мотора ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель (рис.8) шестеренчатого типа установлен внутри масляного картера.
Насос прикреплен двумя шпильками к наклонным площадкам на третьей и четвертой перегородках блока цилиндров. Точность установки насоса обеспечивается двумя штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров.
Рис.8. Масляный насос двс ЗМЗ-402
1-приемный патрубок с сеткой; 2- крышка; 3 — ведущая шестерня; 4 — корпус; 5 — валик; 6 — ведомая шестерни; 7 — прокладка; 8 — прокладка патрубка
Корпус маслонасоса ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель отлит из алюминиевого сплава, шестерни 3 и 6 имеют прямые зубья и изготовлены из металлокерамики (спеченного металлопорошка). Ведущая шестерня 3 закреплена на валике 5 штифтом.
На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит вал привода масляного насоса. Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.
Крышка 2 масляного насоса изготовлена из серого чугуна и крепится к насосу четырьмя болтами. Под крышку поставлена картонная прокладка 7 толщиной 0,3 мм.
Маслоприемник и приемный патрубок 1 масляного насоса выполнены в виде одной детали из алюминиевого сплава.
На приемной части патрубка завальцована сетка. Патрубок крепится к масляному насосу четырьмя болтами вместе с крышкой масляного насоса через паронитовую прокладку 8.
Редукционный клапан плунжерного типа расположен в корпусе масляного насоса. На торец плунжера 1 действует давление масла, под влиянием которого плунжер, преодолевая усилие пружины 2 перемещается.
При достижении определенного давления плунжер открывает отверстие сливного канала, пропуская излишнее масло в приемную полость насоса.
Пружина редукционного клапана опирается на плоскую шайбу 3 и крепится шплинтом 4, пропущенным через отверстия в приливе на корпусе насоса,
Редукционный клапан не регулируется; необходимая характеристика по давлению обеспечивается геометрическими размерами в корпусе насоса и характеристикой пружины.
Привод масляного насоса ЗМЗ-402 и распределителя зажигания
Привод масляного насоса ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель и датчика-распределителя зажигания (рис.9) осуществляется от распределительного вала парой винтовых шестерен. Ведущая шестерня — стальная, залита в тело чугунного распределительного вала.
Рис.9. Привод масляного насоса и распределителя зажигания ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель
1 — датчик-распределитель зажигания; 2 — втулка; 3 и 9 — штифты; 4 — корпус; 5- валик; 6- стальная упорная шайба; 7 — бронзовая упорная шайба; 8 — шестерня; 10 — валик привода масляного насоса
Ведомая шестерня 8 стальная, термоупрочненная, закреплена штифтом на валике 5, вращающемся в чугунном корпусе. Верхний конец валика снабжен втулкой 2, имеющей прорезь (смещена на 1,15 мм от оси валика) для привода распределителя зажигания.
Втулка на валике закреплена штифтом 3. С нижним концом валика шарнирно соединен шестигранный валик 8, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.
На валике 5 между шестерней 8 и корпусом установлены бронзовая шайба 7 и стальная термообработанная шайба 6.
При вращении шестерня через шайбы поджимается к торцу чугунного корпуса привода, а для улучшения смазки трущихся пар на торце корпуса профрезерована диаметрально расположенная канавка.
Правильное положение распределителя зажигания на двигателе ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель обеспечивает такой установкой привода в блоке, при которой в момент нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия) прорезь на втулке привода располагается параллельно оси двигателя на максимальном удалении от нее.
В запчасти привод поступает в сборе и отдельно шестигранный валик привода масляного насоса.
Поэтому разбирать привод следует лишь при износе шестигранного валика или незначительном износе корпуса (зазоре между корпусом и шестерней 0,5-1,0 мм).
При износе шестерни, валика привода или значительном износе корпуса привод заменить.
Порядок разборки привода масляного насоса и распределителя зажигания ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель:
— выпрессовать штифт шестерни привода с помощью бородка и снять шестигранный валик привода масляного насоса;
— спрессовать шестерню. Для этого установить корпус привода верхним торцом за подставку с отверстием, чем обеспечивается свободный проход валика в сборе с упорной втулкой. Усилие выпрессовки прилагать к концу валика через оправку 0.12 мм
Порядок сборки привода масляного насоса и распределителя зажигания ЗМЗ-402:
— вставить в корпус валик в сборе с втулкой, смазав его моторным маслом;
— надеть на валик стальную и бронзовую упорные шайбы. Толщина шайб должна быть подобрана с таким учетом, чтобы после напрессовки шестерни между шайбой и шестерней был зазор 0,15-0,40 мм;
— напрессовать шестерню на валик до совпадения отверстия под штифт в шестерне и валике;
— вставить в шестигранное отверстие валик привода масляного насоса;
— запрессовать в отверстие штифт диаметром 3,5 -0.05 мм и длиной 22 мм, расклепав его с обеих сторон;
— проверить рукой вращение валика, зазор между упорной шайбой и шестерней и радиальное перемещение свободного конца шестигранного валика привода масляного насоса. Радиальное перемещение должно быть не менее 1 мм в любом направлении.
Фильтр очистки масла ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) (рис.10) — полнопоточный с картонным сменным фильтрующим элементом. Через фильтр проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему.
Фильтр состоит из корпуса 3, крышки 8, центрального стержня 2 с перепускным клапаном 5 и фильтрующим элементом 9. Корпус фильтра изготовлен из алюминиевого сплава и крепится к блоку цилиндров через паронитовую прокладку четырьмя шпильками.
Рис.10. Масляный фильтр ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель
1 — пробка сливного отверстия; 2 — стержень; 3 — корпус; 4 — пробка; 5 — перепускной клапан; 6 — уплотнительная прокладка; 7 — колпачковая гайка; 8- крышка; 9 — фильтрующий элемент; 10 — датчик аварийного давления масла
Центральный стержень фильтра полый.
В верхней его части расположен перепускной клапан, состоящий из текстолитовой пластины седла клапана, пружины и упора пружины.
В стержне просверлено пять рядов отверстий для прохода масла; верхний ряд расположен над клапаном и над фильтрующим элементом.
При нормальном состоянии элемента масляного фильтра его сопротивление невелико (около 10-20 кПа (0,1-0,2 кгс/см2), и все масло проходит через него, как показано на схеме стрелками.
Из фильтрующего элемента очищенное масло проходит через отверстия вовнутрь стержня и далее в систему смазки.
При засорении элемента его сопротивление увеличивается, и, когда давление достигает 70-90 кПа (0,7-0,9 кгс/см2), перепускной клапан открывается и начинает пропускать масло, минуя элемент.
В масляном фильтре ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель применяются фильтрующие элементы Нами-ВГ-10, Реготмас-412-1-05 и Реготмас-412-1-06.
Уровень масла проверяют при неработающем двигателе по меткам на стержне указателя. Рекомендуется поддерживать уровень масла около метки «П», не превышая ее.
Понижение уровня масла ниже метки «О» опасно, так как при этом прекращается подача масла в систему и возможно выплавление подшипников. Расстояние между метками «П» и «О» соответствует объему масла — 2 л.
Уровень масла в системе смазки двигателя ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель следует проверять через несколько минут после заливки или спустя 10-15 мин. после остановки двигателя.
После замены масла нужно запустить двигатель, дать ему поработать несколько минут и через 10-15 мин после остановки проверить уровень масла.
Сливать масло для замены нужно только на горячем двигателе, сняв крышку маслоналивной горловины. В этом случае масло имеет меньшую вязкость и хорошо стекает.
При смене масла следует также слить отстой из масляного фильтра, очистить внутреннюю поверхность корпуса и стержень и сменить фильтрующий элемент. Фильтрующий элемент перед установкой необходимо пропитать чистым моторным маслом.
При переводе эксплуатации на другую марку масла необходимо промыть систему смазки ГАЗ-402 специальным промывочным маслом или свежим маслом той же марки, на котором будет эксплуатироваться двигатель.
Для этого из картера прогретого двигателя надо слить старое масло, залить на 2-4 мм выше метки «О» на указателе уровня масла промывочное масло, пустить двигатель и поработать на режиме холостого хода при малой частоте вращения 15 мин; заглушить двигатель, слить масло из картера, заменить фильтрующий элемент и залить свежее масло.
Доливку масла во время эксплуатации производить только той марки, какая залита в двигатель.
Давление в системе смазки при средних скоростях движения автомоля (примерно 50 км/ч) должно быть 200-400 кПа (2-4 кгс/см2).
Оно может повыситься на непрогретом двигателе до 450 кПа (4,5 кгс/см2) и упасть в жаркую погоду до 150 кПа (1,5 кгс/см2).
Уменьшение давления масла при средней частоте вращения ниже 100 кПа (1 кгс/см2) и при малой частоте вращения холостого хода ниже 50 кПа (0,5 кгс/см2) свидетельствует о неисправностях в системе смазки или о чрезмерном износе подшипников коленчатого и распределительного валов.
При понижении давления масла ниже 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2) загорается красным светом на панели приборов лампа аварийного давления.
Эксплуатировать автомобиль со светящейся лампой аварийного давления масла нельзя. Допустимо лишь кратковременное свечение лампы при малой частоте вращения холостого хода и при резком торможении. Если система исправна, то при некотором повышении частоты вращения лампа гаснет.
В случае занижения или завышения давления масла от приведенных выше величин следует в первую очередь проверить исправность датчиков указателей.