Впадаем в детство с ретрохэтчбеком Fiat 500
Маневрировать на «пятисотке» просто. Она маленькая и озорная, а в городе её все пропускают!
«Вжик-вжик! Бзз! Бзз!» — играют дети с машинками. Потом они вырастают, но не взрослеют: меняются только размер игрушек и их цена. А что такое Fiat 500 — это маленький автомобиль или большая игрушка?
Иметь серьёзный автомобиль скучно, а несерьёзный — весело. В случае с Фиатом 500 для получения позитива даже необязательно обладать им: увидишь на улице этого энергетического антивампира и получаешь свою дозу хорошего настроения. А уж когда мне вручили ключ от «пятисотого», в голове пронеслась мысль: «И это всё моё?»
Всё — это 3546 мм длины, 1627 ширины и 1488 мм высоты. Немного за 650 тысяч рублей. Но какими единицами СИ измеришь дизайн? Тем более что каждый миллиметр Фиата — как книжка-раскраска. Видели, сколько для «пятисотого» есть вариантов цвета кузова? А бесконечные наклейки, шильдики, диски, аксессуары. хоть ключ покрась в любимый цвет! Но мой Fiat — ярко-красного цвета и на неродных колёсах (зимние шины оригинальной размерности 185/55 R16 на «пятисотку» найти сложно). Почти нераскрашенный.
На дороге он вызывает неизменный фурор: «Ах, какой глазастый», «Прелесть!», «Хочу!» — и это не мои слова, а обычных прохожих. Обычных, понимаете? Fiat 500 притягивает даже тех, кому автомобили всегда были интересны не более, чем мне — творчество нанайских . И спрашивали меня не про поршни и распредвалы «пятисотого», а о его цене.
Тогда пару слов о технике скажу сам. Мой «пятисотый» — с вполне взрослым мотором 1.4. Его вместе с шестиступенчатой «механикой» он умыкнул у модели Panda 100HP, равно как и почти всё остальное. И выпускается «пятисотый» на одной с Пандой и Ka «игрушечной фабрике» в Польше.
Внутри такое же настроение. Окрашенная в цвет кузова передняя панель, кресла со смешными блюдцами-подголовниками. Но удивительное дело: садясь внутрь, помимо несерьёзного дизайна, я жду от машины серьёзной проработки всего и вся — такой цельный и завершённый образ бывает только у дорогих машин, а не у скромных малолитражек. И искренне удивляюсь, почему это в Фиате сэкономили на отделке. Не везде, правда. Почему нет двухзонного климат-контроля или авторежима у стеклоподъёмника пассажирской двери, а на потолок пришпандырен простецкий плафон иллюминации салона? Хотя, по идее, так и должно быть.
А вот чего не должно существовать на этом свете, так это такой посадки за рулём. Если вы не обладаете кукольной анатомией (и главное — габаритами), придётся выбирать из двух вариантов: либо подгибать под себя ноги, либо еле доставать до руля. Вот вам головоломка похлеще кубика Рубика, пожалуйста! А руль, как назло, по вылету не регулируется. И как ни садись, всё равно тесно!
Сзади «по ногам» на удивление просторно. Жаль, голову всё же придётся, как у куклы, открутить и положить. скорее всего, себе же на колени. Точно не в багажник: он совсем маленький. Остальные претензии к салону — совсем детские. Ну да, к расположению части кнопок надо привыкнуть, ну и что? Зато всё остальное неплохо: научиться читать приборы легко, сами кресла неплохие, дёргать туда-сюда рычажком КПП приятно.
У «пятисотого» такая же длина и колёсная база, что и у Панды, но он ниже, шире и едет веселее! В движении машина напоминает игрушку. Подвеска — как мячик: плотно и мягко отрабатывает неровности, но короткобазная лёгкая машинка постоянно подпрыгивает на выбоинах: «Прыг!» Зато хороша управляемость. «Пятисотый» умеренно кренится, чётко реагирует на движения рулём, а в пределе ведёт себя практически нейтрально, весело повизгивая шинками.
«Вжик!» — и машинка легко уходит со светофора от серьёзно рычащих «десяток»: глаза окружающих становятся похожими на переднюю светотехнику Фиатика. Озорной мотор-жужжалка на одном дыхании выкручивается до 7 тысяч оборотов. Первая передача уж очень растянута (разгоняешься почти до 90 км/ч), а это чтоб не надоедало переключаться. Для тех, кому не нравится это делать ни при каких условиях, есть «робот» — но только с мотором 1.2.
Режим Sport — правильная штука. Спорта он, если честно, не добавляет, но руль становится тяжелее, а отклики на нажатие педали газа — оперативнее. То, что нужно для городского проныры. А обычный режим не катит: излишне плавные отклики и лёгкий руль. Но это разве что для пробки: всё равно нет. Кстати, на базовых версиях «пятисотки» вместо режима Sport — «сверхлёгкий» City.
Но на скорости Fiat 500 начинает напевать сочинённые Винни-Пухом кричалки и вопилки. Слышны и голосистый мотор, и шипованные шины, и свист ветра. Шумоизоляция никудышная: неспроста неё у Фиата были проблемы с российской сертификацией. Хотя прямую машина держит сносно, не сильно гуляет в колеях — главное, чтобы бокового ветра не было.
Город — вот стихия «пятисотого». Не только потому, что в дальней дороге оглохнешь от шума, а спина и ноги потребуют капремонта. Именно в городе Fiat 500 смотрится наиболее органично и радует не только владельца, но и окружающих. Именно в этом — смысл игрушки!
Fiat 500 не подарит владельцу отличного комфорта. Он не намного выигрышнее в плане парковки, налогов или расхода топлива. Как можно всерьёз рассуждать о его практичности? И придираться к мелочам в Фиате можно до бесконечности, но в целом — всё очень гармонично и цельно. А главное — автомобильчик даёт то, чего не могут другие, — хорошее настроение. Fiat 500 восхитителен тем, что он — самый неавтомобильный автомобильчик. После Смарта. Но если многие смотрят на Smart, как на самоходное недоразумение, то Fiat воспринимается всеми одинаково.
Тест драйв Fiat 500 –
««Пятисотый». но не «Мерседес»»
О Fiat 500
Fiat 500 уже давно не новинка. Впечатляющих обновлений у «малыша» в ближайшем будущем тоже не предвидится. Тем не менее, яркий автомобильчик, даже в нашей стране, где класс «супермини» традиционно не в почете, продолжает пользоваться небольшим, но стабильным спросом.
Зима… Если честно, мне это время года не особо нравится. Конечно, есть у снежной поры общеизвестные плюсы, но они, на мой взгляд, не перевешивают дискомфорта и уныния, которые испытываешь во время прогулок в морозную ветреную погоду. Да и световой день зимой короток, что позитива не добавляет.
С автомобильной точки зрения, зима – тоже сплошные проблемы. Дороги либо скользкие из-за льда, либо запорошены трехсантиметровым слоем снега и реагентов, дворовые площадки завалены непроходимыми сугробами, а на заправках (особенно в глубинке) с соляркой не всегда угадаешь – зимняя она или по-прежнему летняя.
В общем, в такое время года позитив нужно искать с утроенным старанием. И мы нашли его. Fiat 500 – настоящее воплощение позитива!
Посмотрите, он улыбается
Что нового можно сказать про Fiat 500? Да, в общем-то, ничего… Забавный кроха-хэтчбек выпускается практически без изменений уже больше пяти лет и за это время во всем мире были написаны тысячи, а, может, и десятки тысяч статей и заметок про эту интересную машинку.
За пять лет обычные автомобили успевают претерпеть как минимум один рестайлинг, а частенько и пару. Но автомобилю, внешность которого дизайнеры так долго и тщательно старались сделать похожей на экстерьер предшественника (Fiat 500 50-х годов), перемены ни к чему. «Пятисотый», кстати, завоевал несколько престижных наград за дизайн и, в том числе, титул «Самого красивого городского автомобиля в мире 2007».
Круглые «глазки», улыбчивая и слегка удивленная «мордашка», раздувшийся, словно большой мыльный пузырь, кузов – современный «чинквеченто» («500» по-итальянски) скорее похож на игрушку, нежели на настоящую машину. Но, как ни странно, этого малыша по праву можно считать полноценным, без каких-либо натяжек, городским автомобилем.
Удивительно, но в 3,5-метровом двухдверном хэтчбеке запросто умещаются четверо взрослых людей! Причем, даже сзади пассажиры не лишены определенного комфорта. Колени их будут упираться в спинки передних сидений только в том случае, если и водитель и все его попутчики будут ростом выше 180 см. А с учетом того, что на заднем диване смогут расположиться только два человека, им и по ширине плеч места вполне хватит. Конечно, ради пассажиров пришлось принести в жертву багажник. В «пятисотом» он объемом с небольшой аквариум – всего 185 литров (правда, спинку дивана можно сложить и увеличить пространство до «большого аквариума» или 550 литров).
Ретроинтерьер «пятисотки» остался все тем же. Небольшой руль, пухлые передние сиденья, обитые тканью с рисунком в мелкий клетчатый флаг, круглая приборная панель а-ля ретро, панорамная стеклянная крыша. Единственный чисто эстетический недостаток – салонный пластик кремового цвета беззастенчиво бюджетен. И дело не в оттенке, который, наоборот, придает определенный ретро-шарм, а в том, что на ощупь он напоминает таковой от автомобилей как минимум раза в два дешевле, а на особо грубых кочках и ямах еще и чуть гремит. Но Fiat 500 далеко не так доступен, как может показаться. В России он продается в двух комплектациях: за 562 000 и за 675 000 рублей.
Хотя есть и один смягчающий фактор – ретро-стиль, в котором выполнен «внутренний мир» «пятисотого», отвлекает на себя внимание. Меньше задумываешься о пластике, а вместо этого представляешь себя владельцем оригинального Fiat 500 1957-го года выпуска.
В рекламных проспектах Fiat сказано, что интерьер «чинквеченто» олицетворяет собой неповторимый итальянский стиль. Крупные кнопки на передней панели расположены друг от друга на больших расстояниях, в деталях прослеживается прагматичный минимализм, а формы панелей интерьера обыгрывают классические итальянские мотивы. Но, что самое главное, эргономика у автомобильчика тоже исключительно итальянская. А это значит, что за рулем приходится сидеть как в суперкаре-олдтаймере, которые так часто ругают за их эргономику: вплотную к рулевой колонке, упираясь коленями в пластик торпедо. Но радует, что у «пятисотого», в отличие от суперкаров, хотя бы педали установлены нормально, без какого–либо смещения в правую или левую сторону. Минус такой плотной посадки за рулем — она не позволяет расслабиться в дальней дороге.
С технической точки зрения, за 5 лет Fiat 500 также не претерпел кардинальных модернизаций. У нас доступны только две версии – с атмосферными бензиновыми двигателями объемом 1,2 и 1,4 литра. Мощность силовых агрегатов равна либо 69, либо 100 л.с., соответственно. Коробок передач на выбор три: пяти и шестиступенчатая механика, или фирменный «робот» Dualogic с одним сцеплением. Подвески у обеих версий одинаково простые – стойки «МакФерсон» спереди и торсионная балка сзади.
Двух зайцев одним выстрелом
Маленькие автомобили объединяет один общий очень существенный плюс – все они легкие. Наш Fiat, в комплектации Lounge с двигателем 1,4 и коробкой Dualogic весит 940 килограммов (с механикой еще на 10 кг меньше). Вес же, к примеру, еще одного неоретро-хэтчбека – MINI One – составляет 1070 кг. Значит, Fiat легче, а малый вес, как вы знаете, дает автомобилю целый ряд преимуществ: меньше расход топлива, меньше инерция в поворотах, т.е. лучше управляемость и активная безопасность, лучше разгон и торможение, меньше износ шин. Элементарная физика!
Хотя, судя по огромному количеству всевозможных тяжелых кроссоверов и внедорожников, занимающих дорожное пространство нашей страны, потребителей законы физики не особо волнуют…
Да, в представлении обывателей пассивная безопасность у автомобилей-тяжеловесов лучше, но у легкого автомобиля гораздо больше шансов увернуться, уйти от опасности, или попросту оттормозиться и обойтись без испытаний конструкции на прочность.
Нет-нет, я не «отмазываю» Fiat 500, ведь у него и с пассивной безопасностью все отлично. Комиссия Euro NCAP разбила итальянский хэтчбек еще в 2007-м, сразу же после его выхода на рынок. Автомобиль, оснащенный семью подушками безопасности (фронтальные, передние боковые, шторки и подушка для коленей водителя), получил пятизвездочный рейтинг. АБС с системой помощи при экстренном торможении устанавливается на все 500-е по умолчанию. Но система курсовой устойчивости, включающая противобуксовочную систему, систему контроля торможения двигателем и систему удержания автомобиля на уклоне, доступна в качестве стандартного оснащения лишь на автомобилях с двигателем 1,4 литра.
Правда, из всего перечисленного действительно полезна лишь система удержания на уклоне. А система стабилизации, к примеру, работает с запозданием: умелый водитель сможет гораздо раньше скорректировать траекторию автомобиля, уходящего в занос. Противобуксовочная система также вмешивается не сразу, а лишь спустя пару секунд и только если педаль акселератора уже преодолела хотя бы процентов 70 собственного хода.
По большому счету электронные помощники не сильно помогают в обращении с «пятисотым». Прекрасно настроенное шасси, отзывчивый и оборотистый моторчик (несмотря на соответствие нормам Евро-5), легкий и компактный кузов, надежные тормоза – все эти особенности Fiat 500 позволяют полностью освоиться за рулем и чувствовать себя уверенно уже через несколько сотен метров.
Маленькие габариты автомобильчика (3546х1627х1488 мм) запоминаются мгновенно и отлично чувствуются, правда, боковые зеркала не самые лучшие. Периодически, при перестроениях на одну полосу правее, чтобы убедиться в отсутствии помех, приходилось по-мотоциклетному вертеть головой. Зато «прыгает» с полосы на полосу Fiat очень бодро – не успеешь и глазом моргнуть. Чуть резче «дернул» рулем в сторону и маленький хэтчбек почти мгновенно оказывается в соседнем ряду. Рулевое управление, кстати, довольно острое, а «баранка» делает от упора до упора ровно 2,5 оборота. Но «веса» и информативности могло бы быть и побольше, не всегда удается отчетливо понять, что в данный момент происходит с передними колесами.
Все это на асфальте, конечно. На льду и снегу короткобазный Fiat запросто вертится вокруг вертикальной оси. Как я уже не раз отмечал, мне такой характер поведения переднеприводного автомобиля гораздо ближе, нежели типичный для этого класса снос передних колес на внешнюю сторону поворота. Избыточная поворачиваемость, особенно такая легко прогнозируемая и контролируемая как на Fiat 500, позволяет зимой не только получать удовольствие от небольших скольжений, но и делает процесс передвижения более безопасным. Скорректировать легкий занос, на мой взгляд, проще, чем бороться с менее прогнозируемым сносом. Хотя, конечно, в большинстве автомобильных СМИ вы с большой долей вероятности прочтете, что для обывателя лучше, когда автомобиль скользит передними колесами, нежели задними. Но все это дело вкуса, ведь даже среди профессиональных гонщиков нет единого мнения о настройках поворачиваемости автомобиля.
Советуем также тест-драйвы конкурирующих машин
Smart Forfour
(хэтчбек 5-дв.)
И, кстати, я ни за что не поверю, что Fiat 500 подстраивали под предпочтения рядового водителя. Маневренность и своевременная отзывчивость на движения рулем, в меру упругая, но немного жестковатая подвеска, допускающая лишь минимальные крены, стосильный моторчик, наделяющий «пятисотого» неплохим запасом динамики (10,7 с. до «сотни»)…
На трассе скорости выше, а динамические способности маломощных автомобилей, как известно, с ростом скорости прогрессивно снижаются. Хотя до 130 км/ч маленькому «Фиату» мощности вполне хватает. Даже скоростные обгоны он совершает вполне уверенно, ускоряясь от 60 до 100 км/ч всего за 6,5 секунд, и за 7 секунд от 80 до 120 км/ч.
Правда, все эти цифры применимы только в том случае, если активирован спортивный режим S, в экологичном режиме Fiat вообще «не едет».
Не обошлось и без ложки дегтя. Традиционные вялость и задумчивость, присущие «роботам» с одним сцеплением, полностью проявились и в случае «Фиатовского» Dualogic. Настройщики блока управления этой коробки, на мой взгляд, написали неоптимальный алгоритм работы. Мало того, что все переключения происходят медленно, с ощутимыми клевками, так еще и для включения автоматического режима нужно качнуть селектор влево не один раз, как обычно, а целых два.
Единственная возможность ехать на Fiat 500 с минимальными разрывами в потоке крутящего момента – перевести «робот» в ручной режим и самому быстро переключать скорости, на мгновение сбрасывая газ в момент переключения. В этом случае получится ехать и быстро и плавно, без паразитных клевков при смене передач.
Конечно, с учетом постоянной динамичной езды в спортивном режиме, средний расход топлива будет ощутимо отличаться от паспортного. Согласно техническим характеристикам Fiat 500 потребляет 5,6 литров 95-го бензина на 100 километров пути, в реальности же эта цифра у меня выросла до 7,6 литров. Особо отмечу, что в данном автомобиле система старт-стоп совершенно не помогает экономить топливо. Алгоритм ее работы пробуждает определенный скептицизм. Автомобиль, как водится, глохнет при малейшей остановке…и в 90% случаев тут же снова заводится! Экономии взяться попросту неоткуда.
Что вам ближе?
Да, 675 000 рублей за такую хоть и ультрапозитивную, но внешне игрушечную машинку, сумма не малая! Но я не возьмусь утверждать, что если бы маленький Fiat стоил тысяч на 150 дешевле, спрос бы на него увеличился. Нет, наши не особо креативные соотечественники за цену около 500 тысяч рублей скорее купят очередной скучный седан.
А ценник «почти 700 тысяч» отчетливо определяет главного и, по всей видимости, единственного конкурента «пятисотого» — базовую модель MINI One, которая лишь немногим дороже. Обе молодежные машинки выполнены в стиле современного ретро, обе экономичны и даже вполне практичны, а разница лишь в том, что вам ближе по духу – дождливая холодная Англия или солнечная позитивная Италия?
В Европе и Северной Америке Fiat 500 пользуется огромной популярностью, за прошедшие с момента его появления 5 лет по всему миру распродано более миллиона автомобилей. Правда, прародитель нынешнего «чинквеченто» растиражирован в еще большем количестве – почти четыре миллиона экземпляров.
Повторит ли современный Fiat 500 успех своего предшественника? Посмотрим. У ретро-хэтчбека «в запасе» еще 13 лет, ведь оригинальный «пятисотый» выпускался в течение18 лет: с 1957 по 1975 год. Одно я знаю точно: с каждым проданным «чинквеченто» наш мир становится чуть веселее и позитивнее!