Фазы переезда колесом автомобиля человека
Ценовая политика устанавливается индивидуально после первичного обращения и зависит от сложности, вопросов, разрешаемых при исследовании, а также от количества специалистов, необходимых для привлечения к производству экспертных исследований.
Мы предоставляем скидки на проведение экспертиз и исследований следующей категории граждан:
- Инвалидам, пенсионерам, ветеранам ВОВ, ветеранам боевых действий, героям России, студентам, действующим военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, многодетным матерям и иным слоям населения по усмотрению руководства Центра.
- Постоянным клиентам центр предоставляет систему скидок, а также специальные программы на проведение экспертиз и исследований.
Подробную информацию о стоимости проведения экспертиз и исследований и возможности предоставлении скидок Вы можете уточнить у наших специалистов.
1 | +7 (916) 146-22-01 | ||||
2 | +7 (499) 390-97-03 | ||||
3 | info@sumedx.ru | ||||
4 | 08.00-22.00 | ||||
5 | Россия, Москва, 119435, ул, Россолимо, д. 17. | ||||
Вид автомобильной травмы | Возможные варианты травмы |
1. Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом, велосипедистом, мотоциклистом) | От столкновения:
|
2. Травма от переезда (пешехода) колесом автомобиля | Полный переезд:
|
- а) передним колесом;
- б) задним колесом и т. п.
- а) из кабины автомобиля;
- б) из кузова автомобиля (вперед, в сторону, назад);
- в) от падения с подножки автомобиля и т. п.
- а) двумя автомобилями;
- б) автомобилем и другими транс- порными средствами;
- в) автомобилем и неподвижными предметами (стена, забор, парапет);
- г) автомобилем и грунтом;
- д) частями автомобиля (дверцей и рамой), частями автомобиля и перевозимым грузем и т. п.
- а) от столкновения движущегося автомобиля с человеком и последующего его переезда колесом;
- б) от выпадения человека из движущегося автомобиля и последующего переезда тела колесом;
- в) водителя или пассажира от действия внутренних частей салона автомобиля и последующего выпадения из машины и переезда колесом;
- г) другие сочетания
Детальное изучение повреждений при автомобильной травме позволило выделить следующие 3 их группы:
1. Повреждения, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ для того или иного конкретного вида автомобильной травмы.
ФАЗЫ ТРАВМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ПОВРЕЖДЕНИИ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ ДВИЖУЩЕГОСЯ АВТОМОБИЛЯ С ЧЕЛОВЕКОМ
Соударение частей автомобиля с человеком | Повреждения от удара: частями автомобиля и трения | Местные и отдаленные |
Падение тела на автомобиль | Повреждения от удара телом об автомобиль | Местные и отдаленные |
Отбрасывание тела и падение его на дорогу | Повреждения от удара телом о покрытие дороги и предметы на ней | Местные и отдаленные |
Продвижение тела но дороге | Повреждения от трения о покрытие дороги | Местные и отдаленные |
При ФРОНТАЛЬНОМ СТОЛКНОВЕНИИ движущегося легкового автомобиля с человеком прослеживаются 4 фазы. Первая фаза представляет собой удар частями движущегося автмообиля, вследствие чего образуются местные контактные повреждения в местах соударения тела с определенными частями автомобиля: ободками фар, облицовки радиатора, бампера. Если речь идет о взрослом человеке, находящемся в вертикальном положении, то удар приходится, в основном, на области тела, расположенные ниже уровня центра тяжести. Местно возникают ссадины различной формы, кровоподтеки, ушибленные и рвано-ушибленные раны, Некоторые из этих повреждений можно считать специфическими для этого вида автомобильной травмы: ссадины и раны, полностью ил я частично отображающие форму и размеры таких частей автомобиля, как ободки фар и подфарников, участки облицовки радиатора, молдингов, бампера, фирменной эмблемы на капоте, болтов и гаек и т. п. Уровень расположения этих повреждений на теле соответствует местоположению указанных частей автомобиля,
В частности, в результате выраженного гидродинамического действия при очень сильных ударах возможны разрывы полых органов на стороне, противоположной месту приложения силы.
В третьей фазе —- падении на грунт — образуются ссадины, кровоподтеки, рвано-ушибленные раны мягких тканей на другой стороне тела, чем в I и II фазах. Если тело ударяется головой, то возможно возникновение переломов костей черепа.
В IV-й фазе, при скольжении тела по грунту, могут возникать следы такого скольжения в виде полосовидных ссадин, причем при падении вниз лицом они будут располагаться на выступающих частях. Может наблюдаться стирание (иногда говорят «спиливание» кожи областей коленных и локтевых суставов.
ПРИ ФРОНТАЛЬНОМ СТОЛКНОВЕНИИ ГРУЗОВОГО автомобиля (или легкового «вагонного» типа) с человеком вторая фаза — падение на капот автомобиля — выпадает, т. к. удар частями автомобиля приходится на части тела, расположенные на уровне или выше центра его тяжести. Поэтому после удара тело отбрасывается вперед или в сторону, падает на грунт, ударяется и продвигается по грунту. Как правило, повреждения от столкновения с грузовым автомобилем являются более тяжелыми. При фронтальном столкновении и ударе грузовым автомобилем, имеющем вагонный тип кузова, характерен первичный удар по голове, вследствие чего образуются вдавленные, иногда дырчатые или односторонние оскольчатые или линейные переломы костей с ушибом вещества мозга. При первичном ударе в заднюю поверхность тела образуются прямые переломы ребер и лопаток, переломы позвоночника с повреждением остистых отростков. Характерны массивные кровоизлияния в мышцах спины. Переломы длинных трубчатых костей от удара бампером грузового автомобиля будут захватывать среднюю и верхнюю части бедренных костей, а не костей голени, как при ударах бампером легкового автомобиля.
При столкновении легкового автомобиля с человеком и ударом его частью боковой поверхности (тангенциальном столкновении) механизмы травмы такие же, как и при фронтальном столкновении, но в отличие от него вторая фаза выпадает. Тело пострадавшего, наряду с поступательным движением вперед и в сторону, получает также и вращательное движение вокруг своей продольной оси. Повреждения от первичного удара локализуются в верхней трети бедра, области таза, на верхних конечностях, иногда на голове. Тело разворачивается на 90—180° и может получить вторичный удар (при развороте на 90° на стороне, противоположной первичному удару, при развороте на 180° — на той же стороне); при этом возникают дополнительные повреждения. Затем тело отбрасывается в сторону и падает на грунт, после чего наблюдается скольжение по грунту. Характер возникающих при этом повреждений такой же, как и при фронтальном столкновении (А. А. Солохин, 1980).
ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ТЕЛА КОЛЕСОМ (КОЛЕСАМИ) АВТОМОБИЛЯ
Переездом называют перекатывание колеса (колес) автомобиля через тело человека, находящегося в горизонтальном положении. Как самостоятельный вид автомобильной травмы переезд встречается редко, чаще он сочетается с другими видами ее (столкновение с движущимся автомобилем с последующим переездом тела пострадавшего; выпадение из кабины или кузова автомобиля с последующим переездом и др.). По данным разных авторов переезд составляет от 6 до 25% всех случаев смертельной автомобильной травмы, причем чаще наблюдается переезд грузовыми автомобилями.
Возможные варианты переезда колеса через тело человека показаны в таблице 10.
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПЕРЕЕЗДА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА КОЛЕСОМ АВТОМОБИЛЯ
Полный переезд | Неполный переезд (придавливание колесом) |
Передним колесом (-ами) | Передним колесом (-ами) |
Задним колесом (-ами) | Задним колесом (-ами) |
Передним и задним колесами |
Основными механизмами, вызывающими повреждения при переезде являются: удар колесом, сдавливание тела между колесами и грунтом, трение о поверхность грунта и колеса.
Направление движения колеса при переезде через тело может быть различным: поперечное, продольное, косое (под углом) по отношению :к длиннику тела; практически возможен переезд через голову, грудь, живот, конечности.
В этом виде автомобильной травмы можно выделить несколько фаз, в каждой из которых возникают специфические и характерные повреждения (табл. 11).
ФАЗЫ ТРАВМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ПОВРЕЖДЕНИИ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ТЕЛА КОЛЕСОМ АВТОМОБИЛЯ
Соударение вращающегося колеса с телом | Повреждения от удара и трения колесом | Местные |
Продвижение и перемещение тела колесом | Повреждения от трения тела о дорогу | |
Накатывание колеса на тело | Повреждения от сдавливания тела между колесом и дорогой | Местные и отдаленные |
Перекатывание колеса через тело (переезд) | Повреждения от сдавливания тела между колесом и дорогой | |
Вторичное продвижение тела колесом по дороге | Повреждения от трения телом о покрытие дороги | Местные |
В первой фазе повреждения от удара колесом и трения об него и о грунт выражаются, главным образом, в возникновении ссадин и кровоподтеков в соударяющихся частях тела, причем они не имеют каких-либо специфических или характерных особенностей.
Рис. 4. Механизм образования повреждений шейного отдела позвоночника при резком сгибании и разгибании шеи. Объяснение в тексте.
Рис. 5. Механизм и фазы переезда колеса движущегося автомобиля через область грудной клетки з поперечном направлении к длинной оси тела. (Схема). Объяснение в тексте.
Более своеобразными являются повреждения во второй фазе — от протаскивания тела колесом. Это, прежде всего, характерные полосовидные ссадины с -отслойкой кожи от подлежащих тканей и иногда с образованием гематом. На участках перерастяжения кожи над костными выступами могут образоваться параллельные трещины — разрывы ее.
Наиболее тяжелые, специфические и характерные для этого вида автомобильной травмы повреждения образуются в фазах накатывания колеса на тело и перекатывании через него.
Прежде всего остановимся на повреждении, которое можно считать специфическим для этого вида автомобильной травмы. Речь идет об отпечатках рисунка протектора шины на коже. Отпечатки эти поверхностные, и могут быть как позитивными (т. е. следами выпуклых частей протектора), так и негативными, (т. е. отображающими форму и размеры углубленных участков протектора). Позитивные отпечатки — это следы — наложения (грязи, пыли), и отслоения — ссадины, а негативные представляют собой кровоподтеки. Механизм их образования следующий: в сдавливаемых выпуклыми частями протектора участках кожи кровь выдавливается в участки, соответствующие углублениям протектора, в этих участках сосуды разрываются, что и приводит к образованию кровоподтеков.
Следы—наложения от протектора колеса могут наблюдаться и на одежде. Об этом мы подробнее скажем, когда будем рассматривать особенности повреждения и загрязнения одежды при автомобильной травме.
Обнаружение отпечатка протектора на одежде или коже имеет очень важное диагностическое значение. Во-первых, можно категорически сказать, что имел место такой вид автомобильной травмы, как переезд колесом автомобиля. Во- вторых, если отпечаток достаточно четкий, то по нему можно решить вопрос о марке колеса и его принадлежности к легковому или грузовому автомобилю. И, наконец, в отдельных случаях, когда в отпечатке протектора отобразились его индивидуальные особенности, возможна идентификация конкретного экземпляра автомобиля, которым была причинена травма.
В момент въезда колеса на тело, как следствие вращения колеса и его сдавливающего действия, могут образоваться широкие ссадины в виде полос с отслойкой кожи от подлежащих тканей. При продолжении движения колеса по участку тела образуется комплекс тяжелых внутренних повреждений, характер и выраженность которых зависит от массы автомобиля, его скорости И особенностей повреждаемых частей тела;
ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ЧЕРЕЗ ГОЛОВУ образуются множественные оскольчатые переломы костей мозгового (свода и основания) и лицевого черепа. Череп деформируется (сплющивается), острые края отломков костей изнутри прорывают кожу, через образовавшиеся отверстия выдавливается вещество мозга. Могут наблюдаться надрывы и отрывы ушных раковин.
ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ЧЕРЕЗ ГРУДНУЮ КЛЕТКУ, если пострадавший лежал спиной кверху, образуются множественные переломы костей: остистых отростков грудных и верхних поясничных позвонков (этот признак весьма характерен, практически его можно считать специфичным для этого вида автомобильной травмы), причем по положению сломанных остистых отростков можно определить направление движения колеса автомобиля. Возникают также оскольчатые переломы лопаток, двусторонние переломы ребер. При положении пострадавшего лежа на спине характерны множественные переломы ребер по нескольким линиям. И в том, и в другом случаях страдают внутренние органы: грудная клетка сплющивается, отломки ребер могут повреждать легкие и сердце; наблюдаются разрывы, отрывы легких и сердца, иногда разрывы диафрагмы с перемещением органов грудной клетки в брюшную полость, иногда части легких выдавливаются наружу через полость рта.
ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ЧЕРЕЗ ЖИВОТ сильно повреждаются внутренние органы брюшной полости и таза, что выражается в их разрывах и отрывах, размозжениях, разрывах диафрагмы и перемещениях органов живота в грудную полость, в выдавливании их через анальное отверстие.
Весьма характерны продольные параллельные надрывы и разрывы кожи живота внутри от крыльев подвздошных костей, возникающие от перерастяжения кожи.
ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ЧЕРЕЗ ТАЗОВУЮ ОБЛАСТЬ возникают множественные двусторонние переломы тазовых костей с разрывами их сочленений, разрывы кожи промежности, мочевого пузыря, уретры, матки.
ПЕРЕЕЗДЫ ЧЕРЕЗ НИЖНИЕ КОНЕЧНОСТИ сопровождаются переломами бедра или костей голени (от деформации сгиба), имеющими поперечное направление и оскольчатый характер. В мягких тканях конечностей — обширные гематомы, размозжение мышц.
Из сказанного видно, что комплекс специфических и характерных повреждений, возникающих при этом виде автомобильной травмы, дает достаточные основания для его диагностики.
ТРАВМА ВНУТРИ АВТОМОБИЛЯ
От травм внутри движущегося автомобиля погибают от 11 до 17% от общего числа погибших при автомобильных травмах.
Такие повреждения возникают:
- — при столкновении движущегося автомобиля с другими транспортными средствами;
- — при опрокидывании автомобиля и падении его с высоты или в кювет;
- — при внезапном резком начале движения или резком торможении;
- — при столкновении движущегося автомобиля с неподвижными предметами (столбами, деревьями, стоящими автомобилями и т. п.). В подобных случаях очень важное значение имеют силы инерции, причем чем выше скорость в момент столкновения, тем больше сила инерции и тем резче выражены повреждения.
Основными механизмами возникновения повреждений являются удар о внутренние части автомобиля и сдавливание тела или его частей.
В таблице 12 представлены механизмы возникновения и фазы травмы внутри автомобиля.
ФАЗЫ ТРАВМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ ДЕЙСТВИИ НА ТЕЛО ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРА ВНУТРЕННИХ ЧАСТЕЙ АВТОМОБИЛЯ
Соударение тела с внутренними частями автомобиля | Сдавливание тела между сместившимися частями салона автомобиля |
Повреждения от удара | Повреждения от сдавливания |
Местные | Местные |
Отдаленные | Отдаленные |
От сгибания | |
От разгибания | |
От кручения | |
От сотрясения | |
От компрессии |
Все события внутри автомобиля при дорожно-транспортном происшествии разворачиваются очень быстро, в течение долей секунд.
Наиболее часто травмы внутри автомобиля возникают при дорожно-транспортных происшествиях с легковыми автомобилями у их водителей и пассажиров, поэтому мы подробно охарактеризуем их.
Как показывают результаты научных исследований и экспертная практика, повреждения у водителя, пассажиров переднего и заднего сидений различаются между собой по характеру и локализации, что обусловливается особенностями тех частей автомобиля, о которые ударяется тело, положением тела водителя и пассажиров в момент удара и некоторыми другими факторами. Одними из них являются, в частности, психологическое состояние, настрой водителя и пассажиров в момент происшествия.
Водитель (если он трезв) во время движения насторожен; он знает, что дорога полна неожиданностей, что аварийна я ситуация может возникнуть в любое время и готов, по мере своих сил, возможностей, выйти из нее без повреждений автомобиля и пассажиров. Кроме того, положение тела водителя устойчивое: ноги находятся на педалях газа и тормоза, руки — на рулевом колесе.
Пассажи р во время движения часто не собран, расслаб лен, его мысли часто далек и от того, что происходит на дороге и что может случиться на ней, внимание его рассеяно. Положение тела мало устойчивое, не фиксировано, что предопределяет большую, по сравнению с телом водителя смещаемость во время резких остановок или начал а движения.
Здесь и далее речь идет о случаях, в которых не использовались ремни безопасности для водителя и пассажиров переднего сидения легковых автомобилей. Эти ремни введены у нас в стране для обязательного использования во врем-i движения автомобиля с 1 января 1976 года. Практика показала, что в тех случаях, когда ремни безопасности использовались, количество травм было значительно меньшим. Практически при столкновениях автомобилей, двигавшихся со скоростью до 60 км/час, с неподвижными или подвижными предметами в случаях использования ремней безопасности травм со смертельным исходом не наблюдалось. К сожалению ремни безопасности используются редко.
Правда, уже появились научные исследования, которыми показано, что в некоторых случаях повреждения могут возникать от самих ремней безопасности, например, при резкой остановке автомобиля. Но эти повреждения значительно менее тяжелые, чем те, которые водители и пассажиры получали в подобных случаях, когда ремни не применялись.
Как говорят в народе, из двух зол — нужно выбирать меньшее.
Хочу отметить интересную деталь: патент на изобретение ремней безопасности был выдан в конце XIX века и более полувека прошло, прежде чем это изобретение было внедрено в практику.
Статистика утверждает , что наиболее часто страдают пассажиры , сидящие рядом с шофером. Это дал о основание профессору Буду сказать , что это «место смертника» .
У ВОДИТЕЛЯ наиболее часто возникаю т следующие повреждения , которые в основном локализуются на передней поверхности тела, а также на левой боковой его поверхности: полулунные или кольцевидные ссадины и кровоподтеки передней поверхности грудной клетки, поперечные переломы грудины и переломы ребер от удар а о рулевое колесо, ссадины и кровоподтеки передней брюшной стенки; ушибленные раны подбородка, переломы костей носа, нижней челюсти. Наиболее тяжелы е повреждения -отмечаются со стороны внутренних органов груди и живота вследствие сдавливания их: разрывы и размозжения легких и сердца, разрывы диафрагмы, печени, поджелудочной железы , кишечника, массивные кровоизлияния в грудную и брюшную полости. Характерны также повреждения конечностей: переломы и вывихи костей левого локтевого сустава, нижних конечностей и таза , возникающие от удар а передней поверхности коленного сустав а о панель приборов, переломы надколенника, разрывы связок, переломы бедренной кости и таза , переломы лодыжек . Характер и особенности этих повреждений завися т от положения бедер в момент травмы . На левой боковой поверхности тела могут возникать ссадины, кровоподтеки и раны от ударов о выступающие детали левой дверцы машины .
У ПАССАЖИРОВ ПЕРЕДНЕГО СИДЕНИЯ, при резком перемещении тела и головы вперед, возникают множественные резаные раны и ссадины от осколков ветрового стекла, переломы костей лицевого и мозгового черепа с ушибом и размозжение м головного мозга. Характерны также повреждения от сотрясения грудной клетки и живота в виде массивных кровоизлияний в их полости, ушибов, надрывов и разрывов, а также повреждения нижних конечностей, похожие на те, которые возникают и у водителей. На правой боковой поверхности тела могут образоваться ссадины, кровоподтеки и раны от выступающих частей правой дверцы.
Описаны случаи, когда тело пассажир а переднего сидения автомобиля в момент его столкновения с неподвижным предметом пробивало ветровое стекло и выбрасывалось вперед по направлению движения автомобиля, получая при удар е о грунт дополнительные повреждения.
ПАССАЖИРЫ ЗАДНЕГО СИДЕНИЯ могут получить повреждения от удара тела о заднюю спинку переднего сидения. При сильном удар е нефиксированного тела оно может резко подаваться вперед, «перелететь» через переднее сиденье и удариться о панель автомобиля, ветровое стекло. Будут иметь место повреждения от сотрясения тела.
Следует остановиться на повреждениях, возникающих у водителей и пассажиров при внезапной остановке автомобиля, двигавшегося с большой скоростью или при резком начале движения стоявшего автомобиля. В этих случаях могут возникать так называемые «хлыстовые» переломы шейного отдела позвоночника.
ТРАВМА ПРИ ВЫПАДЕНИИ ИЗ ДВИЖУЩЕГОСЯ АВТОМОБИЛЯ
Варианты условий возникновения подобных травм показаны в таблице 13.
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ВЫПАДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ДВИЖУЩЕГОСЯ АВТОМОБИЛЯ
При столкновении автомобиля с другим транспортом | При резкой остановке и маневрировании автомобиля |
При опрокидывании автомобиля | |
Из кабины | |
Из кузова | |
Из салона | |
С подножки или ступеньки |
Рис. 6. Фазы и механизм образования повреждений при выпадении из кузова движущегося грузового автомобиля. (Схема). Объяснение в тексте.
Фазы травмирования и механизмы возникновения повреждений в каждой из них показаны в таблице 14.
ФАЗЫ ТРАВМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ПОВРЕЖДЕНИИ ПРИ ВЫПАДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ДВИЖУЩЕГОСЯ АВТОМОБИЛЯ
Соударение тела с частями автомобиля | Падение тела на дорогу | Продвижение тела по дороге | |
Повреждения от удара об автомобиль | Повреждения от удара о покрытие дороги | Повреждения от трения о покрытие дороги | |
Местные | Местные | Отдаленные | Местные |
От сгибания |
От кручения