Двигатель Renault F4R 2.0 16V Дастер, Меган, Лагуна
Краткое описание
Двигателем Renault F4R 2.0 16V комплектуются автомобили Рено Дастер (Renault Duster), Рено Меган 2 (Renault Megane 2), Рено Лагуна (Renault Laguna). Особенности. Двигатель обладает хорошим ресурсом (около 300 тыс. км), и, при бережной эксплуатации, зарекомендовал себя как безпроблемный. У двигателя большая истории и все его недостатки известны — повышенный расход масла, вибрации, ненадежные катушки зажигания, возможные проблемы с фазорегулятором при пробеге в 60-70 тыс. км, а также необходимо следить за состоянием зубчатого ремня (при обрыве двигатель Рено Ф4Р 2.0 гнет клапаны).
Характеристики двигателя Renault F4R 2.0 16V Дастер, Меган, Лагуна
Параметр
Значение
Конфигурация
L
Число цилиндров
4
Объем, л
1,998
Диаметр цилиндра, мм
82,7
Ход поршня, мм
93
Степень сжатия
9,8/11
Число клапанов на цилиндр
4 (2-впуск; 2-выпуск)
Газораспределительный механизм
DOHC
Порядок работы цилиндров
1-3-4-2
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала
101,5 кВт — (138 л.с.) / 5750 об/мин
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала
195 Н•м / 3750 об/мин
Система питания
Последовательный многоточечный впрыск топлива
Рекомендованное минимальное октановое число бензина
92/95
Экологические нормы
Евро 4, Евро 5
Вес, кг
—
Конструкция
Четырехтактный четырехцилиндровый двигатель с электронной системой управления впрыском топлива, с рядным расположением цилиндров и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал, с верхним расположением двух распредвалов. Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.
Блок цилиндров
Блок цилиндров F4R отлит высокопрочного чугуна, цилиндры расточенными в теле блока. Крышки 2 коренных подшипников обработаны в сборе с блоком и невзаимозаменяемы.
Параметр
Значение
Материал
Высокопрочный чугун
Диаметр цилиндра, мм
82,710 – 82,720
Головка блока цилинд
Головка блока цилиндров F4R отлита из алюминия, впускные и выпускные клапаны расположены на V-образно. Привод распределительных валов двигателя от зубчатого ремня. Впускной распредвал имеет фазорегулятор.
Коленчатый вал
Коленчатый вал изготовлен из чугуна, но в некоторых версиях двигателя применяется стальной коленвал, например в двигатель для Renault Clio Sport.
Параметр
Значение
Диаметр коренных шеек, мм
54,795
Диаметр шатунных шеек, мм
48,00
Шатун
Параметр
Значение
Длина, мм
144,00
Диаметр отверстия верхней головки, мм
23,0 (без втулки)
Диаметр отверстия нижней головки, мм
51,587
На двигателе F4R устанавливаются кованные стальные шатуны.
Поршень
Параметр
Значение
Диаметр, мм
82,680 – 82,690
Юбка поршня имеет сложную форму, в продольном сечении юбка бочкообразная, в поперечном сечении она овальная. Палец плавающего типа, наружный диаметр поршневого пальца F4R — 21 мм.
Обслуживание
Замена маслав двигателе Renault F4R 2.0 16V. Замена масла на Рено Дастер, Меган с двигателем Renault Ф4Р 2.0 производится каждые 15 000 км или раз в год. Какое масло лить в двигатель: тип 5W-40, 5W-30, с завода в двигатель льют масло Elf Excellium LDX 5W40. Сколько масла лить в двигатель: с заменой фильтрующего элемента — 4,8 литра масла; без замены фильтра – 4,5 л. Оригинальный масляный фильтр для двигателей F4R, 2.0л,16кл бензин — 8200768913, например MANN 75/3. К слову фильтр тут такой же, как и на дизеле К9К 1.5 dci. Замена ремня ГРМ осуществляется раз в 60 тыс. км вместе с роликами или через каждые четыре года эксплуатации. При обрыве ремня газораспределительного механизма клапана гнет, так что замените ремень независимо от его состояния согласно регламенту. Замена воздушного фильтра происходит каждые 30 тыс. км пробега или раз в 2 года (что наступит раньше), но при появлении повышенного расхода топлива стоит проверить воздушный фильтр на предмет его досрочного полного загрязнения. Свечи на Ф4Р следующие: Eyquem RFC58LZ2E, Sagem RFN58LZ или Champion RC87YCL. Менять их следует каждые 30 тыс. км пробега.
Изначально в двигатель F4R заложен объем камер сгорания 2,0 л, чтобы увеличить мощность до 141 л. с. Затем изготовителем искусственно занижены характеристики для обеспечения норм Евро-4 и снижения транспортного налога, страховых взносов пользователей европейского рынка.
ДВС F4R
Однако для спорткаров производителя создана надувная версия движков F4Rt мощностью в пределах 200 л. с., которую рекомендовано эксплуатировать на топливе с высоким октановым числом.
Разработчиками использованы в двигателе практически все существующие на тот момент наработки – гидрокомпенсация тепловых зазоров, распределенное зажигание и впрыск, самое современное навесное оборудование. Для автомобилей С и D классов их полностью устраивала рядная схема двигателя атмосферного типа.
Мотор F4R под капотом
Базовые технические характеристики F4R приведены ниже:
Изготовитель
Renault Espana
Марка ДВС
F4R
Годы производства
1993 – …
Объем
1998 см3 (2,0 л)
Мощность
103,7 кВт (141 л. с.)
Момент крутящий
195 Нм (на 3750 об/мин)
Вес
130 кг
Степень сжатия
9,8 – 11,1
Питание
инжектор
Тип мотора
рядный бензиновый
Зажигание
система COP, отдельная катушка на каждой свече, нет высоковольтных проводов
Число цилиндров
4
Местонахождение первого цилиндра
ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре
4
Материал ГБЦ
сплав алюминиевый
Впускной коллектор
дюралевый
Выпускной коллектор
литой чугунный, форма каналов прямоугольная
Распредвал
литье
Материал блока цилиндров
чугун
Диаметр цилиндра
82,7 мм
Поршни
алюминиевые, короткая юбка
Коленвал
противовесы литые
Ход поршня
93 мм
Горючее
АИ-92/95
Нормативы экологии
Евро-3 – 5
Расход топлива
трасса – 6,5 л/100 км
смешанный цикл 7,8 л/100 км
город – 10,3 л/100 км
Расход масла
максимум 0,5 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости
5W30, 5W40
Какое масло лучше для двигателя по производителю
Liqui Moly, ЛукОйл, Total Quartz 9000
Масло для F4R по составу
зимой синтетика, летом полусинтетика
Объем масла моторного
4,8 л
Температура рабочая
95°
Ресурс ДВС
заявленный 250000 км
реальный 350000 км
Регулировка клапанов
не требуется, так как используются гидрокомпенсаторы
Система охлаждения
принудительная, антифриз
Объем ОЖ
9 л
Помпа
высокоресурсная, рассчитана на весь срок службы
Свечи на F4R
Champion RC87YCL, Sagem RFN58LZ, Eyquem RFC58LZ2E
Зазор свечи
0,9 мм, не регулируемый
Ремень ГРМ
Gates 035507XS
Порядок работы цилиндров
1-3-4-2
Воздушный фильтр
Mann C1858/2
Масляный фильтр
Bosch 0451103332 диаметром 76 мм, 0451103336 диаметром 78 мм или 0986АЕ034 диаметром 83 мм, резьба 20 мм
Маховик
двухмассовый LUK 6243200009
Болты крепления маховика
М12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачки
производитель Goetze, впускные светлые
выпускные темные
Компрессия
от 12 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ
750 – 800 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединений
свеча – 25 Нм
болт сцепления – 12 Нм
крышка подшипника – 68 Нм (коренной) и 43 (шатунный)
головка цилиндров – три стадии 8 Нм, 15 Нм + 90°
Кроме пошаговых инструкций ремонта и обслуживания ДВС, официальный мануал содержит описание параметров и периодичность ТО.
Особенности конструкции
Атмосферный рядный двигатель F4R содержит следующие конструкторские разработки:
блок цилиндров – цилиндры ДВС изготовлены из гильз, запрессованных внутрь чугунного блока, а не расточены в нем;
ГБЦ – каналы клапанов впуска и выпуска расположены V-образно;
система зажигания – схема СОР с отдельными для каждой свечи катушками;
ГРМ – схема DHC, два распредвала находятся внутри ГБЦ;
ШПГ – стальные кованые шатуны, юбка поршня бочкообразная в поперечном сечении с плавающим пальцем;
газораспределение – имеется регулировка фаз электромагнитным клапаном.
Блок цилиндров F4RГБЦ F4RКатушка зажигания
В атмосферных версиях F4R с завода используются литые коленвалы, в турбированном варианте F4t – кованые стальные. Чтобы увеличить межремонтный период гидротолкателей, производитель рекомендует применение высококачественного масла. В противном случае капитальный ремонт потребуется гораздо чаще.
Перечень модификаций ДВС
Изначально характеристики двигателя корректируются производителем для различных автомобилей Renault, поэтому моторам F4R присваивается несколько индексов. Например, для Renault Duster используются индексы 400 (полный привод), 402 (АКПП), 403 и 405 (МКПП).
Используется разное навесное оборудование, в том числе, впускной коллектор. Степень сжатия изменяется в диапазоне 9,5 – 9,8 единиц, хотя в базовом варианте ДВС она равна 11 (индекс 730).
Вариант впускного коллектора F4R
Высота подъема клапанов в ДВС F4R730 составляет 9,999 мм и 10,998 мм (впуск/выпуск, соответственно). В модификациях F4R701, 740, 741 и 780 составляет 10,014 мм и 10,009 мм (впуск/выпуск, соответственно).
Базовый мотор комплектуется короткими пружинами клапанов 41,3 мм, а все остальные модификации имеют пружины другой длины – 43,57 мм в свободном положении. Фазы гозораспределения отличаются на 3 и 19 градусов (впуск/выпуск, соответственно).
Турбо версия F4Rt
Кроме атмосферных модификаций силового привода, производитель выпускает турбо версию F4Rt со следующими характеристиками:
мощность – от 168 л. с.;
крутящий момент – от 340 Нм;
нагнетатель – турбина;
топливо – АИ-95/98.
Этот движок комплектуется интеркуллером для охлаждения воздушного потока на входе для большего сжатия.
Плюсы и минусы
Кроме явного минуса – изгиб клапанов поршнями в случае внезапного обрыва ремня ГРМ, и плюса – ресурс от 250000 км пробега, мотор F4R обладает достоинствами:
система зажигания СОР считается самой совершенной на сегодня, так как индивидуальная катушка на каждой свече качественно накапливает заряд, отсутствуют высоковольтный пучок проводов, коленвал раскручивается до больших оборотов без дополнительных усилий;
высокоресурсная помпа рассчитана на весь срок службы ДВС, что снижает эксплуатационные расходы;
гидрокомпенсаторы позволяют обходиться без постоянной регулировки тепловых зазоров клапанов;
фазорегулятор снижает расход топлива, улучшает характеристики мотора;
чугунный блок обладает высоким ресурсом, пригоден для капитального ремонта путем перегильзовки.
Помпа F4R
С другой стороны:
головка блока цилиндров, клапаны и впускной коллектор индивидуальны для каждой версии двигателя, что затрудняет ремонт;
ресурс фазорегулятора на практике не превышает 60 тысяч пробега, затем его нужно ремонтировать;
качество катушек зажигания часто неудовлетворительно, а их количество увеличивает стоимость ремонта и обслуживания вчетверо;
при замене помпы приходится менять и ремень ГРМ, и ремни навесного оборудования.
Замена ремня ГРМ
Однако руководство Renault постаралось максимально облегчить жизнь пользователям:
капремонт можно произвести обычным инструментом своими руками;
возможна форсировка силового привода турбиной и модернизация механическим способом.
Важной особенностью силового агрегата являются увеличенные объемы камер сгорания в сравнении с предыдущими движками этой же серии.
Список моделей авто, в которых устанавливался
Конструировался мотор F4R для использования в качестве силового привода следующего модельного ряда производителя Renault:
Megane 2 – компактный седан, универсал, хэтчбэк и купе;
Duster – компактный кроссовер;
Laguna – среднеразмерный универсал, седан и хетчбэк;
Trafic 2 – минивэн, фургон;
Espace 2/3/4 – минивэн;
Clio – субкомпактный универсал и хетчбэк.
Турбо версия F4Rt устанавливалась на автомобили Renault:
Мощность турбированного движка по данным завода составляет 167 – 174 л. с., на практике доходит до 202 л. с.
Регламент обслуживания F4R 2,0 л/141 л. с.
Французский атмосферный рядный двигатель F4R следует обслуживать согласно следующим требованиям производителя:
замена масляного фильтра и моторного масла ежегодно либо после 15000 км;
охлаждающая жидкость теряет свойства через 40000 пробега;
воздушного фильтра хватает на 30 тысяч км;
ремень ГРМ имеет ресурс 50 – 60 тысяч пробега;
топливный фильтр меняют на рубеже 40000 км, а воздушный ежегодно;
выпускной коллектор обычно прогорает после 30000 пробега;
очистка картерной вентиляции необходима каждые 2 года эксплуатации мотора;
свечи служат 1 – 2 года в зависимости от стиля езды и качества бензина.
Замена топливного фильтра
В целом устройство ДВС оценивается пользователями на +3 балла. Обслуживание некоторых узлов сложно произвести в гараже, приходится посещать СТО.
Обзор неисправностей и способы их ремонта
Из-за специфической конструкции камеры сгорания в случае обрыва ремня ГРМ мотор F4R со 100% вероятностью гнет клапана поршнями. Кроме этого, имеются другие характерные для него неисправности:
Протечка масла
выработка заднего сальника коленвала
замена сальника
Отсутствие искры
износ уплотнений катушек
замена прокладки
Мотор «дизелит»
поломка фазорегулятора
ремонт или замена узла
Ремонт F4R
К этому добавляются все существующие «болезни» французских движков – неудачная компоновка агрегатов и навесного оборудования, усложняющая самостоятельное обслуживание и ремонт мотора. Для гидрокомпенсаторов необходимо высококачественное моторное масло, про бензин А-92 пользователь может смело забыть на территории РФ, поскольку октановое число топлива этого типа не дотягивает до стандарта на 80% АЗС.
Варианты тюнинга мотора
Поскольку двигатель F4R имеет множество модификаций под конкретную марку Рено, чип тюнинг в данном случае невозможен. Перепрошивка не приносит результата без замены клапанов и пружин, впускного коллектора и распредвалов, поэтому обычно используется атмосферный тюнинг:
замена штатных распредвалов аналогами с фазами около 280 градусов;
установка прямоточного выхлопа;
перепрошивка бортового компьютера.
Дальнейший тюнинг заключается в доработке всех существующих систем:
ГБЦ – шлифовка каналов для улучшения аэродинамики;
ГРМ – «злые» распредвалы»;
впускной тракт – фильтр нулевого сопротивления, выравнивание длины каналов коллектора и шлифовка их внутренних граней;
выпускной тракт – увеличение сечения выхлопа, прямоточный паук, «обманка» на датчике СО.
Тюнинг F4R
Кроме этого, устанавливается облегченный маховик, впускные ресиверы, кованые шатуны, облегченная поршневая.
Таким образом, мотор F4R имеет базовые характеристики 195 Нм и 141 л. с., но на большинство автомобилей Renault устанавливается с заниженной мощностью и крутящим моментом. Существует турбированная версия F4Rt для спорткаров этого же производителя.