Проверить уровень масла в картере двигателя, при необходимости, долить до нормы Проверить наличие жидкости в системе охлаждения. При необходимости, долить охлаждающей жидкости в расширительный бачок Проверить наличие жидкости в бачке главного цилиндра привода выключения сцепления
Проверить наличие жидкости в бачке тормозного управления
Проверить наличие топлива в баке, при необходимости, долить топливо Проверить давление воздуха в шинах, при необходимости, довести его до нормы. Давление проверять на холодных шинах
Проверить герметичность системы охлаждения, гидропривода управления тормозами и сцепления, систем питания и смазки двигателя, гидроусилителя руля Проверить состояние шлангов топливопроводов Проверить работу двигателя и исправность его систем. Пустить двигатель, нажать несколько раз на педаль управления подачей топлива Проверить уровень масла в бачке гидроусилителя руля. При недостаточном уровне масла в бачке необходимо проверить герметичность системы гидроусилителя руля
Проверить исправность привода и действие стояночной тормозной системы
Проверить исправность рабочей тормозной системы. Проверку производить при работающем на режиме холостого хода двигателе и при нажатии с максимальным усилием на педаль тормоза Проверить исправность генератора при работе двигателя на средних оборотах и включенных потребителях (дальний свет фар)
Проверить действие светосигнальных приборов, омы-вателя и стеклоочистителя, звукового сигнала
Виды и периодичность технического обслуживания автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66
Техническое обслуживание включает следующие работы: уборочные, моечные, заправочные, контрольные, крепежные, регулировочные и др. Рекомендуются следующие виды технического обслуживания автомобилей:
ежедневное обслуживание (ЕО);
первое техническое обслуживание (ТО-1);
второе техническое обслуживание (ТО-2).
Основным назначением ежедневного обслуживания является: общий внешний контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание хорошего внешнего вида, заправка топливом, маслом, водой. Основным назначением первого и второго технического обслуживания является снижение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение неисправностей путём своевременного выполнения контрольных, смазочных и регулировочных работ. Периодичность первого, второго технического обслуживания устанавливается в зависимости от условий эксплуатации и приведена в табл. 1.
Периодичность технического обслуживания в зависимости от условий эксплуатации автомобиляТабл.1
Условия эксплуатации автомобиля
Периодичность технического обслуживания, км
ТО-1
ТО-2
Городские в загородные дороги с асфальтобетонным и другим усовершенствованным твёрдым покрытием. Находящимся в хорошем состоянии
1700
8500
Загородные дороги с щебёнчатым, гравийным, булыжным и другим каменным покрытием, находящимся в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряжённого городского движения
1400
7000
Грунтовые, горные или неисправные дороги с щебенчатым, гравийным, булыжным или другим твёрдым покрытием. Работа в условиях повышенного маневрирования (строительство дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках)
1100
5500
Примечание. При эксплуатации автомобилей в тяжёлых условиях (в пустынно-песчаной местности, в высокогорных районах, на Крайнем Севере, в условиях тяжёлого бездорожья и распутицы) пробеги между очередными нормальными техническими обслуживаниями уменьшаются на 30%. Если среднемесячный пробег автомобиля меньше периодичности первого технического обслуживания, то Т0-1 необходимо проводить не реже одного раза в месяц, а Т0-2 не реже двух раз в год.
Ежедневное обслуживание (ЕО)
Ежедневное обслуживание является одним из основных видов ухода за автомобилем. В ежедневное обслуживание входят подготовка автомобиля к выезду и уход за автомобилем по возвращении в гараж. При подготовке автомобиля к выезду необходимо:
проверить уровень и, если необходимо, долить масло в картер двигателя. При проверке обратить внимание на качество масла;
проверить наличие топлива в воды, при необходимости долить;
убедиться, нет ли утечки топлива, смазки, воды и тормозной жидкости. Для того чтобы найти неплотные соединения, пропускающие жидкости, полезно осмотреть место стоянки автомобиля, поверхности под капотом, брызговики двигателя и пол платформы;
проверить исправность и надёжность закрытия запорного механизма кабины (для автомобиля ГАЗ-66);
пустить двигатель и по контрольным приборам проверить его работу, а также действие приборов освещения и сигнализации;
убедиться в исправности ножного и ручного тормозов и рулевого управления;
перед выездом убедиться в том, что двигатель хорошо прогрет и устойчиво работает на холостом ходу;
нажать несколько раз на педаль управления дросселями и убедиться в лёгкости перехода от малых оборотов на повышенные, в отсутствии перебоев, ненормальных шумов и стуков в двигателе.
Уход за автомобилем по возвращении в гараж заключается в следующем:
уборке кабины и кузова (если пол кабины под ковриком сырой, то протереть его, а коврик завернуть в сторону для просушки пола);
мойке автомобиля снаружи. Двигатель рекомендуется мыть только холодной водой под небольшим давлением, избегая направления прямых струй воды на приборы и узлы электрооборудования. При мойке внутри кабины необходимо следить, чтобы вода не попадала на включатели и приборы, расположенные на панели. После мойки тщательно протереть все приборы, в особенности детали с электроизоляцией.
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
Общий осмотр автомобиля. При общем осмотре автомобиля проверить состояние кузова, кабины, стёкол, окраски, номерных знаков.
Двигатель, сцепление, коробка передач, раздаточная коробка.При ТО-1 на указанных агрегатах провести следующие работы.
Проверить затяжку гаек шпилек головок цилиндров на холодном двигателе. В течение первых трёх ТО-1 эту операцию следует проводить при каждом ТО-1. В дальнейшем гайки подтягивают при необходимости (пропуск воды или газов).
Проверить крепление шкивов коленчатого вала, водяного насоса, генератора, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления.
Проверить состояние и натяжение ремней вентилятора, генератора, привода насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора.
Подтянуть гайки крепления карбюратора, Убедиться в исправной работе привода управления дросселями и воздушной заслонкой карбюратора. Приводы должны работать без заеданий.
Подвеска, рама, колеса в лебёдка. При обслуживании подвески, рамы, колёс и лебёдки проверить:
надёжность крепления рессор;
нет ли продольного смещения листов;
затяжку болтов крышек кронштейнов рессор;
затяжку стремянок передних и задних рессор;
отсутствие подтекания жидкости из амортизаторов. В случае необходимости подтянуть гайку резервуара;
крепление амортизаторов;
состояние рамы (продольных балок, поперечин и кронштейнов), обратив особое внимание на заклепки кронштейнов рессор;
затяжку крепления лебёдки; исправность действия механизма включения лебёдки;
состояние и надёжность крепления к раме буксирного приспособления;
состояние шин и давление воздуха в них. При обнаружении неравномерного износа протектора выяснить причину и устранить её;
затяжку гаек колес.
Кабана, платформа. При обслуживании кабины и платформы необходимо:
проверить состояние крепления кабины и платформы к раме автомобиля;
проверить крепление подножек, крыльев и брызговиков.
Электрооборудование. При обслуживании электрооборудования необходимо:
протереть тряпкой, смоченной в чистом бензине, наружную поверхность свечей зажигания, удалив пыль, масло и грязь;
снять крышку прерывателя-распределителя, тщательно протереть её тряпкой, смоченной в чистом бензине; осмотреть крышку и ротор;
промыть контакты прерывателя чистым бензином, проверить щупом зазор между ними и при необходимости отрегулировать его;
очистить аккумуляторную батарею от грязи, прочистить вентиляционные отверстия; проверить крепление и состояние аккумуляторной батареи: уровень, плотность электролита, определить степень заряженности;
очистить генератор от грязи и масла; проверить затяжку и при необходимости подтянуть болты крепления генератора;
проверить крепление электропроводов и их наконечников, обратив особое внимание на надежное соединение проводов стартера и массы реле-регулятора с массой генератора.
Вторичное техническое обслуживание (ТО-2)
При втором техническом обслуживании кроме работ согласно ТО-1 необходимо выполнить следующие работы.
Очистить и заправить маслом воздушный фильтр двигателя (см. «1.3. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Смазка автомобиля ГАЗ-53А;1.3.1. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Смазка кабины ГАЗ-53А;1.4. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Смазка автомобиля ГАЗ-66»).
Заменить масло в двигателе.
Одновременно со сменой масла необходимо очистить корпус и колпак фильтра центробежной очистки масла от грязи и смолистых отложений.
Промыть ротор фильтра в керосине и продуть сжатым воздухом через отверстия жиклеров.
Промыть в керосине набивку фильтра вентиляции картера и смочить её маслом.
Фильтрующий элемент воздушного фильтра гидровакуумного усилители тормоза промыть в керосине и, дав керосину стечь, окунуть в чистое масло.
Промыть в бензине фильтр тонкой очистки топлива и фильтрующий элемент фильтра-отстойника.
Через ТО-2 проверить и при необходимости отрегулировать зазоры между клапанами н коромыслами.
Через два ТО-2 промыть фильтр топливного насоса и сменить смазку в шлицевых соединениях.
Подтянуть болты крепления редукторов мостов и болты крепления муфты подшипников вала ведущей шестерни. Проверить, не засорены ли сапуны мостов.
Проверить затяжку гаек крепления шаровых опор к кожухам полуосей. Для проведения этой операции поднять передний мост.
Через ТО-2 снять ступицы с тормозными барабанами, Тщательно промыть в бензине и осмотреть роликовые подшипники ступиц и их наружные кольца. Если на рабочей поверхности наружного кольца или на роликах обнаружен пятнистый износ или выкрошившиеся места, а также если повреждены буртики внутреннего кольца или сепараторов, роликовый подшипник заменить.
Осмотреть состояние сальников ступиц колёс и их втулок. Перед постановкой ступицы на место смазать подшипники и заложить смазку в ступицы.
Отрегулировать затяжку подшипников.
Через ТО-2 проверить затяжку гайки фланца вала ведущей шестерни.
Проверить уровень масла и, если необходимо, долить или заменить его.
Проверить схождение и углы установки передних колес.
Промыть фильтры насоса гидроусилителя рулевого управления.
Снять тормозные барабаны. Проверить состояние рабочей поверхности барабанов в тормозных колодок. Убедиться в отсутствии течи жидкости из колесных тормозных цилиндров, обратив внимание на состояние защитных колпаков. Через два ТО-2 расшплинтовать болты крепления тормозных дисков, подтянуть гайки и вновь зашплинтовать.
Проверить состояние главного тормозного цилиндра, надежность его крепления и уровень тормозной жидкости. У автомобиля ГАЗ-66 заменить тормозную жидкость, предварительно промыв и смазав касторовым маслом детали тормозов и рабочий цилиндр сцепления.
Проверить состояние дисков и ободов колёс. Колеса с разработанными крепежными отверстиями в дисках, а также с забоинами и вмятинами на ободах заменить.
Проверить уровень масла в редукторе лебёдки, при необходимости долить до уровня контрольной пробки. Через ТО-2 сменить масло.
Вывернуть свечи зажигания, предварительно очистив и продув воздухом их гнёзда. Проверить состояние свечей. Тщательно очистить свечи на приборе ГАРО модели 514-2М. После очистки свечей проверить и отрегулировать зазоры между электродами. Если слой нагара велик и снять его без прибора не представляется возможным, следует заменить свечи новыми. Протереть тряпкой поверхность катушки зажигания (особенно карболитовую часть) и провода зажигания, удалив грязь и масло.
Осмотреть катушку и провода. При наличии на поверхности катушки следов перегрева или подтекания наполнителя её следует заменить.
Провода, имеющие механические повреждения изоляции, необходимо заменить. Проверить состояние щёток генератора и легкость перемещения их в щёткодержателях. Продуть генератор сжатым воздухом и протереть его коллектор чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине.
При необходимости подтянуть стяжные винты корпуса, гайку шкива генератора.
Через ТО-2 проверить силу щёточных пружин динамометром.
Проверить крепление стартера. Через четыре ТО-2 снять стартер, проверить затяжку и при необходимости подтянуть стяжные винты. Сняв защитную ленту, проверить состояние щёток и коллектора. Проверить величину вылета шестерни стартера. Проверить состояние контактов реле стартера.
Проверить чистоту и плотность соединений проводов генератора, реле-регулятора, стартера и других приборов электрооборудования, обратив особое внимание на надежное соединение массы реле-регулятора с массой генератора. Проверить состояние изоляции и крепление проводов.
Проверить при помощи приборов правильность работы реле-регулятора. В дальнейшем подобную проверку выполнять через ТО-2.
Проверить правильность действия всей осветительной системы и установку фар.
Через два ТО-2 смазать гибкий вал привода спидометра.
При переходе от зимы к лету и обратно при ТО-2 необходимо выполнить дополнительные работы.
Промыть систему охлаждения. Осенью также промыть радиатор отопителя и котёл пускового подогревателя. Если есть возможность, заполнить систему антифризом.
Промыть топливный бак и продуть топливопроводы.
Снять карбюратор и, разобрав его, промыть все детали Проверить уровень топлива в поплавковой камере и его стабильность. Проверить работу карбюратора на холостом ходу двигателя.
Заменить масло в агрегате и смазать отдельные узлы
Проверка автомобиля после проведения ТО-2. Для этого необходимо сделать контрольный пробег на расстояние 5 — 10 км, Во время движения проверить наличие давления масла, температуру воды в системе охлаждения, работу тормозов, рулевого управления, сцепления, коробки передач, двигателя на холостом ходу и под нагрузкой. Проверить нагрев тормозных барабанов, ступиц передних и задних колёс, а также коробки передач, раздаточной коробки и ведущих мостов.