Сломалась касса: что делать?
Тема технических сбоев кассовых аппаратов в последнее время чрезвычайно актуальна. Они могут быть как глобальными, который имел место 20 декабря, так и локальными. Связаны они могут быть как с техническими неполадками, так и с неправильными действиями кассиров. Многие пользователи ККТ задают вопрос: Что делать в такой ситуации?
Общий подход к наложению штрафов
Если касса выходит из строя, большинство продавцов опасаются проводить операции. Ведь за неприменение ККТ может быть выставлен штраф. А учитывая, что санкции налагаются на каждый эпизод расчета «мимо кассы», сумма его может быть весьма внушительной.
ФНС неоднократно разъясняла, что намерена штрафовать только субъекты бизнеса, которые умышленно не применяют ККТ. Если вины пользователя онлайн-кассы в ее неприменении нет, то и штрафа не последует. Но лишь в том случае, если он предпримет все необходимые действия.
Внимание! Главное, что должен сделать пользователь онлайн-кассы в случае ее неприменения — принять все меры для исправления ситуации, добровольно и своевременно сообщить в налоговый орган о сложившихся обстоятельствах и подготовить документы, которые будут свидетельствовать о его невиновности.
Сценарии выхода из строя ККТ
Налоговая служба дала пояснения по эпизоду 20 декабря практически сразу. Справедливости ради отметим, что о действиях в критической ситуации налоговики рассказывали и раньше. Например, еще в августе 2017 года это разъяснял Андрей Бударин, глава Управления оперативного контроля ФНС.
Андрей Бударин часто разъясняет бизнесу порядок работы с онлайн-кассами
Итак, сценарии поломок могут быть таковы:
- Касса перестала работать полностью. Невозможно понять, зафиксировала ли она фискальные данные и в каком объеме. Использовать ее для пробивания чеков также невозможно.
- Касса работает, но данные в память фискального накопителя не вносятся. Продажа фиксируется в учетной системе магазина.
Кроме того, существуют незначительные сбои в работе ККТ, связанные, как правило, с отсутствием связи. Они не требуют вмешательства и самоустраняются после восстановления работы интернета.
Если касса не работает
Магазин не может продавать продукцию без выбивания чеков в момент расчета. Поэтому если касса перестал работать, то продажи все-таки придется остановить. Иначе может быть наложен штраф. А учитывая, что санкции следуют за каждый эпизод неприменения ККТ, в итоге их сумма может быть весьма внушительной.
Комментируя ситуацию, сложившуюся 20 декабря, ФНС пояснила, что если вины пользователя кассы в ее неприменении нет, то штрафовать не будут. Из этого можно сделать вывод, что продавать в такой ситуации можно и без ККТ. Однако на момент, когда произошел сбой, трудно определить, что стало его причиной. Как и установить, есть ли в этом вина пользователя или нет. Поэтому надежнее все же прекратить продажи.
Исключение составляют случаи, когда это может повлечь негативные последствия. Например, если на улице жара, а магазин, в котором сломалась касса, является единственным в районе, и в нем выстроилась очередь из жителей окрестных домов, которые требуют продать им воду. Если в такой ситуации продавец примет решение остановить продажи, последствия могут быть непредсказуемыми. Если же он решит продать воду жаждущим горожанам, то пострадать может уже он. В его интересах принять все меры, которые помогут подтвердить:
- вины продавца в неприменении кассы нет;
- он действовал в интересах жителей.
Как действовать в этом случае продавцу? Андрей Бударин рекомендует следующее:
- данные, которые не переданы в ФНС (они должны остаться в учетной системе магазина), записать на отдельный носитель и передать в налоговый орган;
- приложить к нему соответствующие пояснения.
В таком случае с большой долей вероятности налоговые органы продавца не оштрафуют.
Если касса не передает данные в ФНС
Допустим, касса работает и формирует чеки, но данные не попадают в память ККТ. Андрей Бударин рекомендует обратиться к производителю фискального накопителя. Он сможет снять данные с ФН, и тогда будет понятно, какая информация была передана в налоговую службу, а какая — нет.
Если в учетной системе, в любом другом источнике информации, включая блокнот кассира, операция отражена, а в фискальном накопителе — нет, продавцу следует составить чек коррекции. Это не зависит от того, по какой причине произошел сбой ККТ. Провести ее надо сразу после того, как касса вернется к рабочему состоянию.
О чеках коррекции
Чек коррекции можно сформировать в любое время между открытием и закрытием смены. Лучше по возможности с этим не затягивать. При этом можно применять лишь признаки расчета «приход» и «расход»:
- Приход — когда выручка принималась, но не отражалась через ККТ.
- Расход — когда корректируется в большую сторону сумма, выданная из кассы покупателю.
Обратите внимание! Некоторые продавцы до сих пор считают, что чек коррекции применяется для возврата товара. Однако это не так! В этом случае выбивается обычный чек с признаком «возврат прихода», а чек коррекции выбивать не следует.
К выбитому чеку коррекции следует составить служебную записку, в которой указать:
- дату и время осуществления операции без ККТ;
- причину нарушения или ошибки.
Документ подлежит хранению в бухгалтерии — он может пригодиться, если последует проверка.
Андрей Бударин рекомендует сообщать в ФНС обо всех фактах неприменения ККТ и проведения корректировки. В идеале нужно сообщить о нарушении еще до того, как будет выбит чек коррекции. Особенно если касса не работает долгое время.
Добровольное и своевременное сообщение в ФНС о неприменении ККТ позволит избежать штрафа
Подведем итоги
Таким образом, если касса полностью перестала работать, то за редким исключением торговлю следует прекратить. Фискальный накопитель нужно вынуть из кассы (в соответствии с инструкцией) и передать производителю. Он снимет данные и установит, какие из них не были переданы в ФНС. Их нужно записать на отдельный носитель и направить в налоговую службу вместе с пояснениями.
Если же касса работает, но не была отражена выручка (ошибка кассира, ПО), то при первой же возможности нужно выбить чеки коррекции, а также подготовить оправдательные документы на случай проверки. О допущенных нарушениях и произведенной корректировке следует проинформировать ИФНС
Множество полезной информации о работе с онлайн-ККТ можно получить из видео:
Сломалась онлайн-касса: алгоритм действий
В случае поломки онлайн-кассы необходимо остановить торговлю и вызвать специалиста, обслуживающего кассовую технику. Чтобы избежать проблем с налоговой службой, нужно подготовить разъяснительное письмо.
Рис 1. Поломка кассового аппарата
Существуют ситуации, когда онлайн-касса не способна выполнять свои функции. Помимо отсутствия электричества или связи с интернетом, кассовый аппарат может выйти из строя – не включаться, работать с ошибками, печатать некорректные чеки и т. д. Здесь следует помнить, что использовать неисправный аппарат нельзя.
Важно! Если сломалась онлайн-касса, независимо по какой причине, работать на ней и вести торговлю запрещено, поскольку законом не предусмотрены правила осуществления продаж без онлайн-кассы.
Что делать, если онлайн-касса не работает
Независимо от причины неисправности онлайн-кассы, кассиру следует выполнить ряд несложных действий, чтобы избежать административного наказания.
Остановить работу
Согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП, в случае продолжения торговли организация рискует получить административное наказание в виде штрафа, величина которого может составлять до 50% выручки, полученной за время отсутствия онлайн-кассы.
Важно! При отсутствии онлайн-кассы торговым точкам нельзя использовать бланки строгой отчётности (БСО). Исключение составляет лишь сфера услуг, где на момент поломки ККТ разрешена работа без онлайн-кассы при условии выдачи БСО.
Вызвать специалистов
Запрещается самостоятельно устранять неполадки, произошедшие с online-кассой. Необходимо вызвать специалистов, занимающихся облуживанием кассовой техники.
Техник осмотрит кассу, определит причину неисправности и даст руководство к дальнейшим действиям.
Отключили электричество или интернет
Отключение электроэнергии – форс-мажорная ситуация, независящая от организаций. Налоговики относятся к ней более лояльно и не требуют объяснений от собственников магазинов.
В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы № ЕД-4-20/25867 от 20.12.2017 г., собственник признается невиновным и освобождается от административной ответственности.
Если поломка кассы произошла только в одной фирме, а не во всем здании (при отсутствии электричества или интернета), налоговики могут предположить, что данная фирма пытается скрыть доходы. Поэтому следует как можно скорее обратиться в налоговую инспекцию для дачи разъяснений.
Как избежать наказания
Чтобы не получить штраф, налоговая служба рекомендует передать в инспекцию ФНС данные на электронном носителе и написать объяснительную.
Для этого стоит подготовить и предоставить в налоговую инспекцию следующие документы:
- объяснительная с объяснением причины отключения онлайн-кассы;
- письменное подтверждение от поставщика услуг об отсутствии электроэнергии;
- создать чеки коррекции.
Важно!Чек коррекции отражает суммы сделок, проводившихся во время отключения электроэнергии, и создается до закрытия кассовой смены. Если это невозможно, то необходимо создать чеки на следующий день.
Рис 2. Пример пояснительной записки в налоговую инспекцию
Рис 3. Образец чека коррекции
Аналогичные действия следует осуществить и при отключении связи с интернетом.
В первую очередь после запуска кассы необходимо оформить чеки по всем выполненным операциям и отправить их в налоговую инспекцию вместе с уведомлением о составлении бумаг, в котором прописаны реквизиты прилагаемых чеков.
В официальном письме № ЕД-4-20/24899 налоговая служба, в целях избежания простоев, рекомендует приобрети дополнительную онлайн-кассу на случай поломки основного аппарата, а также при выборе кассовой техники отдавать предпочтение надежным ККТ с возможностью бесперебойной работы.
Поломки кассовых аппаратов
Как и любая техника, кассовые машины имеют свойство ломаться.
Некоторые поломки можно устранить самостоятельно, если знать основы устройства кассовой машины. Конструкцию мы уже рассмотрели при разборке неавтономной кассовой машины Штрих (по ссылке — статья про разборку на нашем сайте). Там нет ничего сложного. Теперь давайте рассмотрим, что чаще всего случается с контрольно-кассовыми машинами и почему они выходят из строя. Составим этакий ТОП поломок.
Но прежде, чем начать обсуждать поломки и их устранение, нужно запомнить – кассовая машина штука официальная и её разборка, и ремонт могут принести вам ряд проблем. Просто так разобрать кассу нельзя. Нужно получить специальное разрешение из ФНС для того, чтобы можно было нарушать пломбы на аппарате и выкручивать болты. Из этого следует, что выполнять самостоятельный ремонт в сложных случаях нежелательно, как и доверить работу частному мастеру.
1. Не включается касса
Первое, что стоит проверить, когда ваша кассовая машина не включается – это узнать, поступает ли питание и есть ли соединение с электрической сетью. Кассовая машина может работать как от аккумулятора, так и от блока питания.
Если устройство работает от аккумулятора, то первым делом нужно проверить не вышел ли из строя аккумулятор. Про аккумулятор мы подробно рассказали в этой статье.
Дальше нужно проверять провода питания, начиная от внешних и заканчивая внутренними. Но для проверки внутренних соединительных проводов и поиска факта отпайки от платы, потребуется разборка корпуса. С этим лучше не спешить, т.к. есть пломбы и аппарат опечатан. Косвенный метод поиска таких проблем – потрясти устройство. Если контакт плохой, то при тряске он может иногда соединяться и разъединяться.
2. На экране кассы высвечиваются коды ошибок
Это самое верное средство для точного определения неисправности. Если появилось сообщение об ошибке, то запишите код ошибки и попробуйте перезапустить кассу. Если это не помогло, то нужно обратиться к инструкции по эксплуатации кассы и поискать там код.
|