Новая схема автоугона: машину невозможно вернуть, даже если ее найти
Схемы угона автомобилей с каждым годом приобретают все более изощренный характер. Но если угнанная машина не покидала границы России, то шансы найти ее все-таки есть. А вот если автомобиль вывезли в Казахстан или Таджикистан, вернуть его законным владельцам практически невозможно. В последнее время таких историй все больше.
Главная проблема состоит в том, что автомобили, которые угоняют в России, не добавляют в базу Интерпола. И когда ворованная машина попадает в Казахстан, там ее с легкостью ставят на учет. Об этом Autonews.ru рассказал один из основателей компании «Угона.Нет» Алексей Курчанов.
«Действительно, складывается печальная ситуация, когда автомобиль ставится на учет в сопредельном государстве и особых инструментов для его возврата уже нет. Были случаи, когда владельцы угнанных машин через связи и с большим трудом пропихивали свои автомобили в базы Интерпола, потому что автоматически этого не происходит», — объяснил Курчанов.
Эксперт считает, что неотлаженная система международного поиска позволила злоумышленниками использовать лазейки в правилах Таможенного союза и дырки в законодательствах других стран.
«Если машина после угона в России встала на учет в Казахстане, то местные с большой неохотой идут на то, чтобы возвращать такие автомобили. Скорее всего, на местном уровне это даже законодательно не особо предусмотрено. Сейчас практика очень разношерстная — может повезти, а может не повезти», — рассказал эксперт.
Более того, собеседник Autonews.ru знаком со случаями, когда службы по поиску угнанных автомобилей приезжали в Казахстан и находили нужные машины, но видели их уже на других номерах, после чего разворачивались и уезжали. Специалисты по поиску угнанных автомобилей считают, что после постановки на учет в другой стране заниматься возвратом машины в Россию уже бесполезно.
Из-за недостаточной законодательный базы по совместному поиску угнанных автомобилей, в соседних государствах возникают препятствия по возврату таких машин настоящим владельцам. Например, в Казахстане для постановки автомобиля на учет не нужно иметь при себе ПТС, достаточно чтобы на руках был договор купли-продажи и СТС автомобиля. Но даже обязательное предоставление ПТС не добавила бы преступникам проблем, объяснил эксперт.
«ПТС легко подделать, они в Интернете продаются. Это уже давно не проблема. И машина спокойно ставится на учет на местном уровне. С Казахстаном вообще сейчас сложная история — оттуда к нам идет очень много контрафакта, там есть целые фабрики по контрафактному производству сигарет и других товаров. И поскольку мы все находимся в едином таможенном пространстве, то нет никаких ограничений по ввозу и вывозу чего-либо», — считает эксперт из «Угона.Нет».
При этом Курчанов уверен, что трафик по угнанным автомобилям работает в одну сторону. В Россию угнанные в Казахстане автомобили не перегоняют, так как нет такой потребности. А вот из России в Казахстан и Таджикистан ворованные автомобили уезжают с концами регулярно.
Эксперт по противоугонным системам объяснил, что найти автомобиль в подобной ситуации сможет только маячок-закладка. Но в установке таких систем есть много нюансов, кроме того они делятся по категориям и бюджету. Чем дороже закладка, тем сложнее ее найти и тем больше от нее будет пользы при поиске машины.
«Если закладка устанавливается на потоке, как в прокатных машинах, то ее легко обнаружить. А есть системы более сложные, которые устанавливаются в недрах автомобиля и подают редкие сигналы. Их найти гораздо сложнее. Но в прокатных машинах есть еще один минус — ключи от автомобиля находятся на руках у пользователей. И какая бы тут ни была охранная система, когда у вора есть ключ, то почти все можно сделать. Либо надо вставить в ключ специальный счетчик. Туда также записывается информация об автомобиле и его передвижениях. Но в большинстве машин, особенно японских марок, ключи не имеют такого функционала», — объяснил Autonews.ru Алексей Курчанов.
По его словам, прокатные компании, у которых чаще угоняют автомобили, могут обезопасить себя только качественными поисковыми системы. Главное правило такой системы — ее невозможно найти.
«Есть устройства, которые выходят на связь редко, установлены глубоко в недрах машины, с фантазией. Это стоит дороже — около 15-20 тысяч рублей. Но прокатные компании зачастую работают на субподряде, когда приезжает один человек и ставит эти маячки на все машины. Стоит такой потоковый маячок около 10 тысяч, их устанавливают и сразу в салоне», — считает эксперт.
Минусы потоковых спутниковых систем в том, что их устанавливают на стандартные места в автомобиле и обычно это маяки с постоянным питанием, которые легко обнаружить.
«Те машины, которые в Казахстане все-таки находили, имели качественные закладки, потому их и находили», — отметил Курчанов.
Что делать, если сломался автомобиль вдали от дома
Что делать, если сломался автомобиль вдали от дома?
Путешествие на машине – одно из интереснейших и познавательных способов времяпрепровождения. Можно устроиться удобно на сиденье, включить музыку и наслаждаться меняющимися пейзажами. Однако хорошее настроение быстро может испортить поломка авто. К этому совершенно никак нельзя быть готовым, поэтому неожиданный «сюрприз» может значительно подпортить все планы. А если машина сломалась вдали от дома, то вообще пиши пропало. Но безвыходных ситуаций не бывает. При правильном подходе можно быстро решить эту проблему. План действий у вас должен быть такой:
1. Не поддаваться панике;
2. Быстро убрать машину на обочину;
3. Сделать автомобиль заметнее;
4. Позаботиться о собственной безопасности;
5. Не пытаться самому починить автомобиль;
6. Вызвать эвакуатор.
Рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.
Не поддаваться панике
Как правило, человек, который находится в стрессе, чаще обычного принимает поспешные и необдуманные решения, может сделать то, о чем долго будет жалеть. Для того чтобы этого не было, нужно сохранять спокойствие. Безусловно, поломка автомобиля – это неприятная ситуация, но не критичная. Все можно решить, если не дать эмоциям захлестнуть вас. Трезвость ума и правильный настрой – главный ключ, который поможет решить данную проблему.
Быстро убрать машину на обочину
Очевидно, что трасса является местом повышенной опасности, потому что там машины ездят с высокой скоростью и в больших количествах. Поэтому как только ваше авто дало сбой, его необходимо отогнать на обочину. Для этого нужно включить «аварийку», повернуть ключ в замке зажигания, тем самым блокируя руль, поставить рычаг КП в нейтральное положение и открыть дверь возле места водителя. После необходимо упереться плечом в стойку и, выкручивая руль, откатить автомобиль на обочину. Эти действия можно выполнять, только если машина сломалась в крайней правой полосе. Во всех остальных случаях перемещение авто может ухудшить ситуацию или спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.
Сделать автомобиль заметнее
Каждый водитель, проезжая мимо, должен видеть, где на дороге произошла поломка. Для этого нужно активировать аварийную сигнализацию и поставить знак аварийной остановки. Помните, что по ПДД за населенными пунктами знак нужно устанавливать на расстоянии 30 и более метров от сломанного автомобиля. Он предупредит других водителей, что значительно снизит риск ДТП. В ночное время суток лучше всего включить «аварийку».
Позаботиться о собственной безопасности
Без острой необходимости не стоит выходить на дорогу. Но если вам пришлось это сделать, то следует надеть светоотражающий жилет. В таком случае другие водители смогут заметить вас издалека, что станет дополнительным элементом своей безопасности.
Если у вас нет такого жилета, то нужно им обзавестись в обязательном порядке. На сегодняшний день на рынке можно найти данную вещь в любом цвете. Его нужно всегда держать в багажнике. Тем более что наличие жилета предусмотрено ПДД.
Не пытайтесь самому починить автомобиль
Следует помнить, что чинить транспорт должен только специалист. Если у вас нет необходимых навыков, то лучше не пытаться. Это относится ко всему, даже к незначительной поломке. Подумайте только, сколько времени и сил вы потратите, пытаясь разобраться, в чем причина внезапной остановки вашего автомобиля? А если решите починить самостоятельно, то можете только ухудшить ситуацию.
К слову, подготавливать автомобиль к дальней дороге нужно заранее: своевременно пройти диагностику, убрать неисправность, залить в бак бензин. Безусловно, все это не сможет предотвратить поломку автомобиля, зато сведет появление неприятной ситуации к минимуму.
Самым правильным решением в ситуации с неисправным на дороге автомобилем будет вызвать эвакуатор. Стоит заранее обзавестись визитками хорошего и качественного эвакуатора, который работает в любое время суток и в любую погоду. А главное, который обслуживает машины даже за городом. В случае если вы отправились в далекое путешествие, поможет интернет. Там вы сможете найти нужный эвакуатор.
Когда будете заказывать специальную технику, не забудьте предупредить диспетчера о характере поломки. Сейчас эвакуаторы могут не только перевезти автомобиль, но и оказать ему техническую помощь на месте. Не стоит беспокоиться за то, сколько денег вы выкинете, прибегнув к таким услугам. Это раньше эвакуировать авто было не по карману простому человеку. Сейчас ситуация изменилась и эвакуатор может себе позволить водитель с разным доходом. Это же касается и автобусов. Эвакуатор сможет поднять и такой вид транспорта, а также поможет с передвижением грузового автомобиля.
Данные советы позволят вам не растеряться, попав в подобную ситуацию, а правильно выйти из положения. Конечно же, невозможно рассмотреть все ситуации на дорогах, ведь каждая из них специфичная. Бывают случаи, когда даже неисправное авто продолжает движение. В таком случае его можно взять на буксир. Отдельно стоит рассматривать остановки в ночное время суток или зимой. Однако основные знания, что необходимо предпринять в случаи неисправности автомобиля на дороге, должен знать каждый водитель.
Мерседес уходит в Казахстан. Как машины уезжают от хозяев и почему их не вернёшь
Коллаж © LIFE. Фото © Public Domain
» src=»https://static.life.ru/posts/2019/10/1250668/ec6d76151fb9140894729115b0f96dc4.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>
Угон автомобиля — явление нередкое, но что если машину не угнали, а взяли в аренду? А после скрылись в неизвестном направлении. По такой мошеннической схеме уголовные дела не возбуждаются месяцами. Авто перепродаётся несколько раз, а похитители совершают новые преступления. Владелец автомобиля может годами добиваться его возвращения, даже зная, где и у кого его «ласточка». Как опознать мошенника заранее и не остаться без машины, рассказывает Лайф.
Вернуть автомобиль, который перепродали несколько раз, особенно если он уже за рубежом, крайне сложно. Особенно если авто не угнали, а взяли в аренду и арендатор внезапно пропал — мало ли что с ним стряслось. И такое дело по горячим следам не открывают, а владельца машины просто отправляют в гражданский суд.
Для потерпевших начинается настоящее хождение по мукам. Можно даже знать точно, где и у кого твой автомобиль прямо сейчас, но, пока потерпевший судится и строчит жалобы с просьбой всё-таки возбудить дело, авто перепродают снова и снова. А безнаказанность может вдохновить преступника на ещё более тяжкие преступления.
Арендовал — похитил — убил
Подозреваемый Марат Ахметвалиев на следственном эксперименте. Фото © СУ СК РФ по Свердловской области
Лайф писал о жестоком убийстве Ксении Каторгиной, которое потрясло всю страну. Один из её убийц — таксист из Челябинска Марат Ахметвалиев, до совершения преступления около месяца передвигался на похищенном автомобиле Volkswagen Polo. Он взял авто в аренду с последующим выкупом у местной фирмы «Купикар», а потом пропал.
Учредитель компании «Купикар» Николай писал заявление в полицию, но уголовное дело никак не возбуждали. Кто знает, как сложилась бы судьба Ксении, если бы похищенную машину объявили в розыск, а Ахметвалиева задержали.
Николай объяснил журналистам, что уже не первый раз сталкивается с нежеланием следователей возбуждать дело о хищении авто.
В апреле этого года «Купикар» сдал автомобиль, причём тоже Volkswagen Polo, в аренду с последующим выкупом. Но арендатор уехал в Оренбург по семейным обстоятельствам. А потом перестал выходить на связь и вовсе пропал. Дело не хотели возбуждать месяц — следователи «сдались» только после жалоб в прокуратуру.
Как рассказывает Николай, ни машина, ни арендатор до сих пор не объявлены в розыск. А сейчас, через полгода после хищения машины, потерпевший узнал, что мошенник за это время совершал и другие преступления. Вероятно, их тоже можно было предотвратить, если бы преступника задержали сразу после первого хищения авто.
Простая схема, но работает!
Преступники действуют по отлаженному и крайне удобному для них алгоритму, у них всегда есть запас времени. Это не классический угон, поэтому машину не объявляют в розыск сразу после пропажи.
Арендатор-мошенник, например, может предъявить владельцу авто поддельные документы — не все заметят разницу. Далее автомобиль передают сообщникам, которые могут снять с него приборы спутникового и сотового слежения. Бывает, что их даже переставляют на другое авто, чтобы создать видимость передвижения. Какое-то время владелец авто спокоен за своё имущество, а когда догадается наконец, что машину похитили, следы преступников уже теряются во времени и пространстве.
Дальше бывает по-разному: какие-то авто продают внутри страны, какие-то перегоняют через границу России, например в Республику Беларусь или Казахстан. Этому способствует открытое единое таможенное пространство. Кроме того, поиск похищенных автомобилей в той же Средней Азии затрудняется отсутствием общей базы угнанных машин.
Даже если автомобиль удаётся найти, вовсе не обязательно, что владеет им мошенник. Наоборот, часто авто успевает приобрести добросовестный покупатель, который в итоге тоже теряет свои деньги, ведь машину могут изъять, а найти виновного и потребовать с него компенсацию — почти невозможно.
Оренбург находится у самой границы с Казахстаном и часто фигурирует в делах о похищенных авто. Например, предприниматель Александр из Санкт-Петербурга знает, что его «Мерседес Е 200» сейчас в Казахстане, и даже знает, кто его водит, но вернуть свою машину так и не может с 2017 года.
«Мерседес» уходит по рукам
Александр, владелец петербургской логистической компании, рассказал Лайфу, что осенью 2017 года он отдал в аренду новенький «Мерседес Е 200» Евгению Громову, с которым у Александра даже были общие знакомые. Евгений должен был платить по 42 000 рублей еженедельно. Ударили по рукам и разошлись.
«Мерседес Е 200», принадлежащий Александру. Фото предоставил потерпевший
Проблемы с оплатой начались почти сразу. Арендатор Громов выплатил Александру всего 100 000 рублей, почти в два раза меньше обещанного, а потом перестал присылать деньги и внезапно уехал на арендованном «мерседесе» в Оренбург, к себе на родину.
Александр безуспешно пытался получить деньги или вернуть «мерседес». Поначалу Громов тянул время — говорил, что по личным обстоятельствам не может вернуться, но уладит вопрос в ближайшее время. Но потом арендатор заявил, что авто у него отобрали… Создавая видимость такого же обманутого человека, Громов даже дал Александру контакты того, кто якобы отобрал у него машину.
Пока истинный владелец «мерседеса» Александр разбирался, почему автомобиль переходит из рук в руки, машину перегнали в Казахстан. И сейчас на ней — уже совершенно другие номера. «Мерседес» ещё и помолодел — годом выпуска теперь указан 2017-й вместо 2016-го.
Новые казахстанские номера на похищенном «мерседесе». Фото предоставлено потерпевшим
— Я самостоятельно выяснил, что мой автомобиль — в Казахстане и даже у кого, — разводит руками Александр. — Рассказал об этом следователю, но до сих пор нет никаких результатов. Дело тоже возбуждали неохотно. Сначала мне объясняли, что отыскать машину вряд ли получится, советовали идти в гражданский суд, подавать иск на Громова. Оказалось, что у него даже имущества нет… Взыскивать нечего.
Первый раз в возбуждении уголовного дела отказали, мол недостаточно данных, Громова дома нет, допросить невозможно. Получается, завели дело только в декабре 2018 года и то после того, как депутат, которому я написал, пожаловался министру МВД Владимиру Колокольцеву… Тогда уже больше года прошло с момента хищения. Время было потеряно, — разочарованно вздыхает Александр.
Александр объяснил Лайфу, что всё ещё надеется на возвращение автомобиля, но не исключает, что когда следователь наконец пошлёт поручение в Казахстан на изъятие авто, его уже перепродадут кому-нибудь другому.
Страховая компания тоже отказалась выплатить компенсацию, поскольку страховым случаем считают только угон, а дело возбудили о мошенничестве.
Да и то в деле фигурирует не арендатор Громов, а некие неустановленные лица. Ведь чтобы установить причастность Громова к преступлению, нужно его найти и допросить, но с поиском у петербургских следователей проблемы.
Кто ищет — тот найдёт. Если вправду ищет
С момента заявления Александра в полицию, то есть с августа 2018 года, следствие так и не смогло отыскать Евгения Громова для допроса. В следственных документах указано: «В ходе проведения проверки опросить гр. Громова по указанным фактам не представилось возможным, его контактный телефон не отвечает. Направлена повестка по месту регистрации гр. Громова в г. Оренбурге о необходимости дачи объяснений по указанным обстоятельствам, однако установить местонахождение гр. Громова в настоящий момент также не представилось возможным».
Похоже, поиск Громова ограничивается звонками на выключенный телефон и направлением повесток в Оренбург. Ведь, как выяснил Лайф, в базе разыскиваемых полицией Громов не значится.
Лайф провёл собственное расследование и обнаружил на сайте судебных приставов 13 исполнительных дел на имя Евгения. Его долги тянутся ещё с 2014 года. Кредиты, штрафы, задолженности. Из выписки видно, что приставы ищут Громова, но не могут найти, да и взыскать с него нечего.
Последний исполнительный лист по Громову вынесен совсем недавно (в июле 2019-го) мировым судом Дзержинского района Оренбурга.
Последнее исполнительное производство в отношении Евгения Громова. Фото © ФССП
Получается, что Александр мог избежать ситуации, всего лишь проверив Громова по открытым базам госорганов. Стал бы он отдавать Евгению автомобиль в аренду, если бы знал, что тот в долгах? Вряд ли.
Лайф выяснил, что в отношении Громова Евгения Владимировича в том же Дзержинском районе Оренбурга райсудом вынесено решение о его выселении из квартиры. Родственники подали иск, чтобы снять Громова с регистрации, так как он ушёл из семьи, а последний раз его видели в феврале 2018 года.
В этом же решении есть сведения о том, что Евгений Громов находится в СИЗО-3 Ростовской области — в том самом, где когда-то дожидался приговора маньяк Андрей Чикатило.
Сбой правоохранительной системы
Скоро пойдёт второй год с момента хищения «мерседеса». Хозяина машины — Александра уверяют, следствие работает. Но, даже зная точное местонахождение авто, его не изымают. И ни один фигурант из мошеннической цепочки до сих пор не найден.
И это явно не единичный случай. Существует негласное правило следователей — не возбуждать уголовные дела по сомнительным фактам до установления всех обстоятельств. Ведь в делах с арендой вполне могут оказаться самые обычные гражданско-правовые отношения. Что делать, если арендатор, например, попал в больницу или машину у него угнали? Осторожность следователя можно понять, ведь именно ему придётся это дело прекращать, когда окажется, что состава преступления нет.
Но, если присмотреться, у этой на первый взгляд разумной осторожности, есть и другая сторона — фатальная потеря времени для потерпевших. Пока следователи и их руководство освобождают себя от «висяков» и «прекращенок», утрачивается реальная возможность разыскать преступника и похищенное имущество.