Меню

Электрические машины ремонт трансформаторов

Атабеков В. Б.
Ремонт трансформаторов и электрических машин

Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для средних и профессионально-технических училищ

МОСКВА
«ВЫСШАЯ ШКОЛА»
1983

Рецензенты: канд. техн. наук, доц. Б. К. Клоков (МЭИ), инж. М. Г. Полянин (Мосэнергоремонт)

Атабеков В. Б. Ремонт трансформаторов и электрических машин: Учебное пособие для средн. проф.-техн. училищ. Москва, Высшая школа, 1983.

Книга содержит описание устройства трансформаторов, электрических машин и коммутационных аппаратов, а также технологии электрослесарных работ по их разборке, ремонту и сборке. В ней рассмотрены вопросы. организации и планирования электроремонтных работ, приведены необходимые сведения об оборудовании и оснастке электроремонтных предприятий и указаны наиболее рациональные способы их применения в ремонтной практике.

Книга предназначена в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ, готовящих электрослесарей по ремонту электрооборудования. Учебное пособие может быть использовано при профессиональном обучении рабочих на производстве.

Редактор М. В. Золоева.
Художник А. И. Шавард.
Художественный редактор Т. В. Панина.
Технический редактор Н. А. Битюкова.
Корректор М. А. Минкова.

© Издательство «Высшая школа», 1983

Содержание учебного пособия
Ремонт трансформаторов и электрических машин

Глава I. Основы слесарных работ
§ 1. Общие сведения
§ 2. Организация рабочего места эдектрослесаря
§ 3. Основные сведения о допусках, посадках и шероховатости
§ 4. Техника измерений
§ 5. Основные понятия о разметочных работах
§ 6. Рубка, правка и гибка металла
§ 7. Резка и опиливание металла
§ 8. Сверление, зенкерование и развертывание отверстий
§ 9. Нарезание резьбы
§ 10. Шабрение
§11. Лужение и паяние
§ 12. Основные сведения о технологическом процессе слесарной обработки

Глава II. Организация и планирование ремонта трансформаторов, электрических машин и коммутационных аппаратов
§ 13. Виды и причины износов электрооборудования
§ 14. Системы и классификация ремонтов
§ 15. Планирование ремонтных работ
§ 16. Структура электроремонтного цеха и состав его оборудования

Глава III. Устройство трансформаторов
§ 17. Общие сведения
§ 18. Магнито про воды силовых трансформаторов
§ 19. Обмотки силовых трансформаторов
§ 20. Переключающие устройства
§ 21. Отводы и вводы
§ 22. Основные элементы силового трансформатора (бак, крышка, расширитель и газовое реле)
§ 23. Воздухоосушитель и термосифонный фильтр

Глава IV. Ремонт деталей и сборочных единиц трансформаторов
§ 24. Общие сведения
§ 25. Разборка и дефектировка трансформаторов
§ 26. Ремонт и изготовление обмоток
§ 27. Ремонт магнитопроводов
§ 28. Ремонт переключающих устройств
§ 29. Ремонт вводов
§ 30. Ремонт отводов
§ 31. Ремонт бака, крышки, расширителя, термосифонного фильтра и арматуры
§ 32. Сборка трансформаторов
§ 33. Очистка и сушка трансформаторного масла

Глава V. Устройство электрических машин
§ 34. Общие сведения
§ 35. Основные конструктивные исполнения электрических машин
§ 36. Устройство синхронной машины, конструктивное исполнение ее основных деталей и сборочных единиц
§ 37. Устройство асинхронных электродвигателей и конструкция их основных сборочных единиц
§ 38. Устройство электрических машин постоянного тока и конструкции их сборочных единиц и деталей

Глава VI. Ремонт электрических машин
§ 39. Общие сведения
§ 40. Дефектировка и предремонтные испытания электрических машин
§ 41. Разборка электрических машин
§ 42. Ремонт коллекторов, щеточного аппарата и контактных колец
§ 43. Ремонт сердечников, валов и вентиляторов
§ 44. Ремонт станин, подшипниковых щитов и подшипников
§ 45. Ремонт обмоток электрических машин
§ 46. Бандажирование и балансировка роторов и якорей
§ 47. Сборка и испытание электрических машин

Глава VII. Такелажные работы
§ 48. Общие сведения
§ 49. Канаты и стропы
§ 50. Грузоподъемные механизмы

Глава VIII. Устройство и ремонт электрических аппаратов напряжением до 1000 В
§ 51. Общие сведения
§ 52. Ремонт автоматических выключателей, контакторов и магнитных пускателей
§ 53. Ремонт предохранителей
§ 54. Ремонт реостатов

Глава IX. Классификация и способы испытания трансформаторов и электрических машин
§ 55. Общие сведения
§ 56. Испытания трансформаторов
§ 57. Испытания электрических машин

Глава X. Стандартизация и контроль качества
§ 58. Общие сведения
§ 59. Метрологическая служба в СССР
§ 60. Стандартизация и качество продукции

Читайте также:  Диагностика автомобиля автоматической коробки передач

Решениями XXVI съезда КПСС предусмотрено дальнейшее развитие электроэнергетики СССР на базе роста количества и мощности электростанций, развития передающих электрических сетей высоких и сверхвысоких напряжений, совершенствования и модернизации электрооборудования, имеющегося в нашей стране.

В статье «Плюс электрификация», опубликованной в газете «Правда» (22 декабря 1981 г.), указывалось, что «главными задачами являются интенсификация развития энергетики, повышение ее экономичности. Для этого важно не только строить новые электростанции, но и быстрее модернизировать действующее оборудование, повышать качество ремонта, совершенствовать эксплуатационные режимы, снижать потери электроэнергии в сетях».

В условиях пока не полностью удовлетворяемой потребности в электрооборудовании проблемы быстрого возврата в строй и обеспечения продолжительной безаварийной работы трансформаторов, электрических машин и коммутационных аппаратов путем совершенствования технологии, сокращения сроков и повышения качества ремонта приобрели особую актуальность. Ремонт стал одним из основных направлений смягчения острой потребности в электрооборудовании.

В результате ремонта электрооборудование возвращается в строй, а высокое качество ремонта обеспечивает продление межремонтных сроков работы электрооборудования. В процессе ремонта в ряде случаев можно модернизировать электрооборудование, изменять в нужном направлении его параметры или технические характеристики, повышать экономичность работы. Многолетняя практика работы электроремонтных цехов и заводов показала, что свыше 70% поступающего в ремонт поврежденного электрооборудования составляют трансформаторы, электрические машины и коммутационные аппараты, в ремонте которых значительное место занимают электрослесарные работы.

К ремонту трансформаторов, электрических машин и коммутационных аппаратов предъявляют высокие требования в отношении качества, соблюдения государственных стандартов, сокращения сроков ремонта, экономного расходования материалов, модернизации электрооборудования, выполнения ремонта на высоком уровне технологии, увеличения межремонтной продолжительности работы электрооборудования и др.

Выполнение этих требований зависит в первую очередь от квалификации непосредственных исполнителей электроремонтных работ — электрослесарей. Электрослесарь-ремонтник должен обладать необходимыми теоретическими знаниями и хорошими практическими навыками, уметь не только безошибочно устанавливать характер и причины неисправности или повреждения, но и определять способы их быстрого устранения. Кроме того, он должен хорошо знать устройство трансформаторов, электрических машин и коммутационных аппаратов как современных, так и старых конструкций, уметь применять наиболее рациональные способы ремонта с широким использованием соответствующих средств механизации труда, выявлять возможности совершенствования и модернизации конструкций, а также изменения в нужном направлении параметров ремонтируемого электрооборудования, правильно распределять и планировать выполнение комплекса ремонтных работ, т. е. быть квалифицированным специалистом, обладающим широким профессиональным кругозором.

Учитывая развитие и перспективность одной из прогрессивных форм коллективного труда — метода бригадного подряда, при котором от каждого члена бригады требуется умение выполнять несколько смежных профессий, в книге приведены сведения об обмоточных и электроизоляционных работах в таком объеме, чтобы электрослесарь был «способен квалифицированно выполнять не только электрослесарные работы, но при необходимости и отдельные электрообмоточные и электроизоляционные операции ремонта».

Поскольку в поступающем в ремонт электрооборудовании оказывается обычно большое число трансформаторов, электрических машин и коммутационных аппаратов устаревших конструкций, но поддающихся модернизации, в книге приводятся также сведения об устройстве, способах ремонта и модернизации некоторых видов такого электрооборудования.

При подготовке рукописи книги автору оказали помощь канд. техн. наук, доцент Московского энергетического института Б. К. Клоков, главный инженер Московского областного энергетического управления «Мособлэлектро» В. П. Кирбасов, сотрудники производственного объединения «Мосэнергоремонт» Минэнерго СССР начальник конструкторского отдела Л. В. Орешкин и начальник электроцеха А. П. Козлов, высказавшие ряд полезных советов и рекомендаций.

Антонов Г. Ф., Овчаров Ф. Ф. Ремонт магнитопроводов трансформаторов. — М.: Энергия, 1975.
Бокман Г. А., Пузевский И. С. Конструкция и технология производства электрических машин и аппаратов. — М.: Высшая школа, 1977.
Брускин Д. Е., Зорохович А. Е., Хвостов В. С. Электрические машины. Ч. 2. — М.: Высшая школа, 1979.
Виноградов Н. В. Производство электрических машин. — М.: Энергия, 1980.
Гельберг Б. Т., Пекелис Г. Д. Ремонт промышленного оборудования. — М.: Высшая школа, 1981.
Елкин Ю. С. Монтаж электрических машин и трансформаторов. — М.: Энергия, 1979.
Козлов Ю. С. Основы ремонтного дела. — М.: Высшая школа, 1975.
Крапивницкий Н. Н. Основы слесарного дела. — Л.: Лениздат, 1974.
Макиенко Н. И. Общий курс слесарного дела. — М.: Высшая школа, 1980.
Минскер Е. Г., Аншин В. Ш. Сборка трансформаторов. — М.: Высшая школа, 1976.
Осьмаков А. А. Технология и оборудование производства Электрических машин. — М.: Высшая школа, 1980.
Проектирование электрических машин. / Под ред. И. П. Копылова. — М.: Энергия, 1980.
Уманцев Р. Б. Конструкции и ремонт короткозамкнутых обмоток роторов крупных двигателей. — М.: Энергия, 1976.
Худяков 3. И. Ремонт трансформаторов. — М.: Высшая школа, 1977.

Читайте также:  Диагностическое устройство для автомобиля bluetooth

Ремонт электрических машин

Содержание материала

При текущем ремонте электрических машин выполняют следующие работы:
проверку степени нагрева корпуса и подшипников, равномерности воздушного зазора между статором и ротором, отсутствия ненормальных шумов в работе электродвигателя;
чистку и обдувку электродвигателя без его разборки, подтяжку контактных соединений у клеммных щитков и присоединении проводов, зачистку колец и коллекторов, регулирование и крепление траверсы щеткодержателя, восстановление изоляции у выводных концов, смену электрощеток;
смену и долив масла в подшипники. При необходимости производят:
полную разборку электродвигателя с устранением повреждений отдельных мест обмотки без ее замены;
промывку узлов и деталей электродвигателя; замену неисправных пазовых клиньев и изоляционных втулок, мойку, пропитку и сушку обмотки электродвигателя, покрытие обмотки покрывным лаком, проверку крепления вентилятора и его ремонт, проточку шеек вала ротора и ремонт беличьей клетки (в для подшипников с принудительной смазкой (0,05 + 0,08) Дш, где Дш — диаметр шейки вала.

  • Для создания более благоприятных условий образования масляного клина рекомендуют у разъемных подшипников делать боковые зазоры В = а. В этом случае подшипники растачивают на диаметр Д + 2а с применением прокладок толщиной а.
  • Допустимая разница воздушных зазоров электрических машин не должна превышать значений, указанных в заводских инструкциях, а если таких данных нет, то зазоры должны отличаться на величину не больше, чем указано ниже для машин: асинхронных — на 10 %; синхронных тихоходных — на 10 %; синхронных быстроходных — на 5 %; постоянного тока с петлевой обмоткой и зазором под главными полюсами более 3 мм — 5 %; постоянного тока с волновой обмоткой и зазором под главными полюсами более 3 мм — на 10 %; а также якорем и дополнительными полюсами — на 5 %.
    Разбег — осевая игра вала машины в подшипниках скольжения в одну сторону от центрального положения ротора не должен превышать 0,5 мм для машин напряжением до 10 кВт, 0,75 мм — для машин 10—20 кВт, 1,0 мм — для машин 30—70 кВт, 1,5 мм — для машин 70—100 кВт. Суммарный двусторонний разбег вала не должен превышать 2—3 мм.
    Зазоры в подшипниках качения

    Осевая игра в однорядных шарикоподшипниках, мм» для серии

    Радиальный зазор, мм

    в новых однорядных шарикоподшипниках

    в новых роликоподшипниках

    наибольший допустимый при износе подшипников

    В контрольно-дефектационные операции после разборки электромашин входят: внешний осмотр и обмер всех изнашиваемых поверхностей деталей; окончательное заключение о состоянии деталей в результате осмотра, проверок и испытаний. Результаты дефектации записывают в ремонтную карту, на основании которой технолог или мастер заполняет операционную карту и назначает вид ремонта. Дефектные детали и узлы ремонтируют способами, указанными ниже.

    Технология ремонта узлов и деталей электрических машин. Конструкция коллектора.

    Дня большинства электрических машин применяют конструкцию коллектора, показанную на рис. 6. Коллектор машины должен быть очищен от грязи и смазки. Изоляция коллектора должна быть продорожена, с граней коллекторных пластин сняты фаски. Коллектор, имеющий неровности до 0,2 мм, должен быть отполирован, 0,2—0,5 мм — прошлифован, более 0,5 мм — проточен. Биение коллектора у машин (проверенное по индикатору) не должно превышать 0,02 мм для коллекторов диаметром до 250 мм и 0,03—0,04 мм для коллекторов диаметром 300-600 мм.

    Ремонт коллекторов.

    Сведения о возможных неисправностях, причинах их возникновения и способах ремонта коллекторов приведены в табл.

    Рис. 6. Устройство коллектора:
    1 — стальной корпус; изоляция; 3 — петушки; 4 — пластина коллекторная; 5— шайба конусная натяжная; 6— винт стопорный; 7— прокладка миканитовая

    Рис. 7. Формовка коллектора на токарном станке

    Неисправность коллектора

    Внутренний диаметр подшипника, мм

    Искрение. Круговой огонь

    Биение. Выступание
    пластин

    Плохая сборка. Некачественный миканит

    Выступание изоляции
    между пластинами

    Износ пластин. Ослабление коллектора

    Продороживание. Подтягивание. Обточка

    Выступание пластин на
    краю коллектора

    Предельная обточка.
    Слишком тонкие пластины

    Замена комплекта пластин и межламельной изоляции

    Обломана часть петушков (в шлице)

    Неосторожная выбивка
    концов обмотки из шлица

    Разборка. Ремонт или за
    мена пластин

    Замыкание между пластинами

    Заусенцы на поверхности. Прогар миканитной
    изоляции из-за попадания
    масла и медно-угольной
    пыли

    Осмотр. Расчистка. Глубокая прочистка между
    пластинами. Промывание
    спиртом. Замазывание пастой

    Замыкание внутри кол
    лектора

    Замыкание на корпус

    Пробой, прогар изоляционных конусов

    Разборка, ремонт или за
    мена коллектора с формовкой на станке (рис. 7)

    Ремонт контактных колец.

    Комплект контактных колец показан на рис. 8. Незначительные повреждения поверхности контактных колец (подгары, биение, неравномерная выработка) устраняют зачисткой и полировкой без демонтажа колец. При больших повреждениях поверхностей кольца снимают и протачивают с уменьшением их толщины не более чем на 20 %.
    Пробой изоляции на корпус, а также предельный износ колец вызывают необходимость их замены. Замены целесообразно производить только в крупных ЭРЦ, где на каждый вид контактных колец составляют типовой технологический процесс разборки, изготовления, сборки и испытания с обеспечением соответствующими приспособлениями и оборудованием.

    Ремонт сердечников.

    Сердечники (активная сталь) одновременно служат магнитопроводом и остовом для размещения и укрепления обмотки. При ремонте и замене обмотки необходимо проверить сердечники и устранить обнаруженные дефекты. Основные неисправности сердечников статора и ротора, их причины, а также способы устранения приведены в табл.
    Неисправности сердечников статора и ротора

    Неисправность

    Выпадение вентиляционных распорок
    Ослабление стяжных болтов
    Отлом и выпадение отдельных зубцов

    Ремонт распорок
    Подтянуть болты
    Забить и укрепить
    клинья

    Распушение зуб
    цов

    Слабые крайние листы или нажимные шайбы

    Подпрессовка.
    Усилие крайних листов

    Заусенцы. Зашлифованные места.
    Механические повреждения поверхности сердечников

    Порча изоляции стяжных болтов

    Пробой изоляции обмотки на сталь

    Неправильная сборка или монтаж машины. Механические повреждения


    Рис. 8. Кольца контактные в сборе:
    1 — втулка; 2 — электрокартон; 3 — кольцо контактное; 4 — изоляция шпилек; 5 — шпильки
    контактные (выводы от колец)

    Условия для безыскровой коммутации.

    Если плотность тока, приходящаяся на единицу поверхности соприкосновения щетки с коллектором в каком-либо месте становится слишком большой, щетки искрят. Искрение разрушает щетки и поверхность коллектора. Надежный контакт между щеткой и коллектором обеспечивает гладкая зеркальная поверхность коллектора (без выступов, вмятин, подгаров, без эксцентриситета или биения).
    Механизм подъема щеток должен быть исправным. На одной машине нельзя применять щетки разных марок. Они должны быть установлены строго на нейтрали. Расстояние между щетками по окружности коллектора должны быть равными. Отклонения в расстояниях между сбегающими концами щеток не должны превышать 1,5 % для машин мощностью до 100 кВт. От обоймы до поверхности коллектора расстояние должно быть 2—4 мм. При наклонном расположении щеток острый угол щетки должен быть набегающим.
    Допустимые отклонения обойм щеткодержателя от номинального размера в осевом направлении — 0—0,15 мм; в тангенциальном направлении, при ширине щеток менее 16 мм —0—0,12 мм; при ширине щеток более 16 мм — 0—0,14 мм.
    Допустимые отклонения размеров щеток от номинальных размеров обоймы щеткодержателя могут быть только со знаком минус. Величины допустимых отклонений: в осевом направлении от — 0,2 до — 0,35 мм; в тангенциальном направлении (при ширине щеток до 16 мм) от — 0,08 до — 0,18 мм; в тангенциальном направлении (при ширине щеток более 15 мм) от — 0,17 до — 0,21 мм.

    Рис. 9. Формы валов электромашины:
    а — машин постоянного тока; б, в — асинхронных двигателей

    Зазор щеток в обойме не должен превышать в осевом направлении — 0,2 -г- 0,5 мм; в тангенциальном направлении (при ширине щеток до 16 мм) 0,06 * 0,3 мм; в тангенциальном направлении (при ширине щеток более 16 мм) 0,07 + — 0,35 мм. Рабочая (контактная) поверхность щеток должна быть отшлифована до зеркального блеска. Удельное нажатие различных марок щеток должно находиться в пределах 0,15—4 МН/м 2 и приниматься по каталогам.
    Отклонение в величине удельного нажатия между отдельными
    щетками одного стержня допускается на ± 10 %. Для двигателей, подвергающихся толчкам и сотрясениям (крановые и др.), удельное нажатие допускается повышать на 50—75

    Авто © 2022
    Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

    Adblock
    detector
    Неисправность