Меню

Двухобмоточный двигатель переменного тока схема подключения

Как определить рабочую и пусковую обмотки у однофазного двигателя

Однофазные двигатели — это электрические машины небольшой мощности. В магнитопроводе однофазных двигателей находится двухфазная обмотка, состоящая из основной и пусковой обмотки.

Две обмотки нужны для того, что бы вызвать вращение ротора однофазного двигателя. Самые распространенные двигатели такого типа можно разделить на две группы: однофазные двигатели с пусковой обмоткой и двигатели с рабочим конденсатором.

У двигателей первого типа пусковая обмотка включается через конденсатор только на момент пуска и после того как двигатель развил нормальную скорость вращения, она отключается от сети. Двигатель продолжает работать с одной рабочей обмоткой. Величина конденсатора обычно указывается на табличке-шильдике двигателя и зависит от его конструктивного исполнения.

У однофазных асинхронных двигателей переменного тока с рабочим конденсатором вспомогательная обмотка включена постоянно через конденсатор. Величина рабочей емкости конденсатора определяется конструктивным исполнением двигателя.

То есть если вспомогательная обмотка однофазного двигателя пусковая, ее подключение будет происходить только на время пуска, а если вспомогательная обмотка конденсаторная, то ее подключение будет происходить через конденсатор, который остается включенным в процессе работы двигателя.

Знать устройство пусковой и рабочей обмоток однофазного двигателя надо обязательно. Пусковая и рабочие обмотки однофазных двигателей отличаются и по сечению провода и по количеству витков. Рабочая обмотка однофазного двигателя всегда имеет сечение провода большее, а следовательно ее сопротивление будет меньше.

Посмотрите на фото наглядно видно, что сечение проводов разное. Обмотка с меньшим сечением и есть пусковая. Замерять сопротивление обмоток можно и стрелочным и цифровым тестерами, а также омметром. Обмотка, у которой сопротивление меньше – есть рабочая.

Рис. 1. Рабочая и пусковая обмотки однофазного двигателя

А теперь несколько примеров, с которыми вы можете столкнуться:

Если у двигателя 4 вывода, то найдя концы обмоток и после замера, вы теперь легко разберетесь в этих четырех проводах, сопротивление меньше – рабочая, сопротивление больше – пусковая.

Подключается все просто, на толстые провода подается 220в. И один кончик пусковой обмотки, на один из рабочих. На какой из них разницы нет, направление вращения от этого не зависит. Так же и от того как вы вставите вилку в розетку. Вращение, будет изменятся, от подключения пусковой обмотки, а именно – меняя концы пусковой обмотки.

Следующий пример. Это когда двигатель имеет 3 вывода. Здесь замеры будут выглядеть следующим образом, например – 10 ом, 25 ом, 15 ом. После нескольких измерений найдите кончик, от которого показания, с двумя другими, будут 15 ом и 10 ом.

Это и будет, один из сетевых проводов. Кончик, который показывает 10 ом, это тоже сетевой и третий 15 ом будет пусковым, который подключается ко второму сетевому через конденсатор.

В этом примере направление вращения, вы уже не измените, какое есть такое и будет. Здесь, чтобы поменять вращение, надо будет добираться до схемы обмотки.

Еще один пример, когда замеры могут показывать 10 ом, 10 ом, 20 ом. Это тоже одна из разновидностей обмоток. Такие, шли на некоторых моделях стиральных машин, да и не только.

В этих двигателях, рабочая и пусковая – одинаковые обмотки (по конструкции трехфазных обмоток). Здесь разницы нет, какой у вас будет рабочая, а какая пусковая обмотка. Подключение пусковой обмотки однофазного двигателя, также осуществляется через конденсатор.

Подключение электродвигателя

Время на чтение:

В промышленности наибольшее распространение получили трехфазные асинхронные двигатели. Такие привода обладают массой достоинств, как, например, жесткая характеристика. Это выражается в том, что при увеличении нагрузки и снижении оборотов крутящий момент резко возрастает. Схема подключения трехфазного асинхронного двигателя имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при монтаже и ремонте устройств.

Условия для подключения электродвигателя

Основным условием для нормальной работы трехфазных двигателей является стабильность напряжения и тока в каждой из фаз электрической сети. Обрыв хотя бы одной фазы приведет к тому, что двигатель потеряет значительную часть мощности и при нагрузке на валу свыше 50 % нормативной остановится и выйдет из строя. Пуск на двух фазах возможен только при полном отсутствии нагрузки и только в то время, когда ротор сохраняет хотя бы небольшую угловую скорость.

Асинхронный двигатель

К сведению! В момент пуска асинхронный двигатель потребляет ток, в 3-5 раз превышающий номинальный до тех пор, пока ротор не наберет определенные обороты. Это явление исходит из принципа работы двигателя.

Читайте также:  Капитальный ремонт двигателя ява 634

Таким образом, если в рабочем режиме ток двигателя позволяет использовать обычные автоматические выключатели, то для обеспечения нормального пуска коммутацию следует производить через мощный контактор (магнитный пускатель).

Магнитный пускатель

В отдельных случаях возможно подключение трехфазного двигателя в бытовую однофазную сеть. При этом сильно падают мощностные характеристики. Такая ситуация возникает очень часто, когда необходимо использовать промышленный привод в бытовых условиях. Используя специальную схему включения, обеспечивают нормальную работу мотора с учетом снижения мощности.

Как подготовить для подключения

Для правильного включения трехфазного двигателя необходимо помнить, что существует несколько схем соединения обмоток, среди которых:

  • «Звезда». Одни концы обмотки соединяют вместе, а другими подключаются к фазным проводам сети;
  • «Треугольник». Все три обмотки соединяются последовательно — конец каждой обмотки с началом следующей. Напряжение сети подается на точки соединения.

Обратите внимание! Для получения одинаковой мощности при соединении типа «звезда» требуется напряжение в √3 раз больше, чем при «треугольнике». Для двигателей, у которых допускается произвольное переключение обмоток, на шильдике обязательно указывается рабочее напряжение «220/380» или «127/220». Первое значение относится к соединению «треугольник», второе к «звезде».

В таких электродвигателях на клеммную колодку попарно в три ряда выведены начало и концы всех обмоток:

  • начало первой обмотки — конец второй;
  • начало второй — конец третьей;
  • начало третьей — конец первой.

Колодка двигателя, соединение «треугольник»

Для соединения «звезда» подключают один ряд из трех клемм двумя перемычками, а для соединения «треугольник» замыкают каждую пару тремя перемычками.

Как правильно подсоединить электродвигатель

От правильности включения обмоток электродвигателя зависит как ток потребления, так и направление вращения. Ток потребления вырастает, если двигатель, у которого на данное напряжение сети обмотки должны быть соединены «звездой», переключить на «треугольник». Такой режим работы является аварийным и приведет к выходу из строя.

Из теории трехфазного тока известно, что направление вращения электрической машины можно изменить, поменяв любые две фазы из трех местами. На этом основана схема реверсирования трехфазных асинхронных электродвигателей.

Важно! Схема реверсирования должна обеспечивать невозможность переключения фаз до момента остановки двигателя (прекращения подачи питания). В противном случае произойдет короткое замыкание сети.

Как подключить с 3 или 6 проводами

В большинстве случаев соединение двигателя с питающей сетью производится при помощи трех проводов. Даже если на клеммную колодку выведено шесть проводов, что соответствует трем парам обмотки, то путем соединения в нужную схему для подключения к питанию используется три провода.

Для мощных устройств учитывается, что асинхронный двигатель в момент запуска потребляет в несколько раз больший ток, поэтому используется сложная схема запуска, в которой в момент пуска обмотки подключаются «звездой», а после того как ротор наберет необходимые минимальные обороты, обмотки переключаются в «треугольник».

Шестипроводная схема включения

Важно! Для таких схем включения нужно подсоединять все шесть проводов обмоток электрической машины.

Схема подключения асинхронного электродвигателя

Асинхронные двигатели бывают не только трехфазные. Разработаны конструкции, которые могут подключаться в бытовую однофазную сеть. Схема электродвигателя для подключения к однофазной сети состоит из двух обмоток — рабочей и пусковой. Пусковая обмотка предназначена для формирования внутри статора вращающегося магнитного сдвига в момент пуска. Это необходимо для обеспечения начала вращения ротора. Фазный сдвиг осуществляется за счет включения пусковой обмотки через конденсатор.

Подключение однофазного двигателя

После того как ротор наберет обороты, пусковая обмотка уже не нужна. Маломощный однофазный привод будет работать нормально в таком режиме, но мощность двигателя возрастет, если оставить в работе пусковую обмотку, включенную через рабочий конденсатор.

Обратите внимание! Емкость рабочего конденсатора меньше, чем у пускового, так как нет необходимости сильного сдвига фазы. При высокой емкости через пусковую обмотку будет проходить большой ток, что приведет к ее перегреву.

В трехфазную электрическую сеть электромоторы включаются согласно их характеристикам и напряжению сети. Здесь главное — правильно выполнить необходимые соединения обмоток в соответствии с напряжением питания.

Нестандартная схема подключения трехфазного асинхронного электродвигателя применяется при использовании промышленных устройств в быту.

Подсоединение производят по нескольким вариантам:

  • с использованием частотного преобразователя;
  • через конденсатор.

Электронный частотный преобразователь (инвертор) позволяет не только сохранить мощность, но и улучшить целый ряд характеристик, недостижимых при включении по стандартной схеме. Это:

  1. Плавный пуск.
  2. Регулирование мощности.
  3. Регулирование оборотов.
Читайте также:  Просела дверь автомобиля ремонт

Частотный преобразователь преобразует однофазное питание в полноценную трехфазную сеть, в которой можно менять частоту, амплитуду, выполнять стабилизацию тока и напряжения в фазных проводах.

Обратите внимание! Большой недостаток частотных инверторов — их высокая стоимость.

Схема с конденсатором разработана таким образом, чтобы получить на одной из трех обмоток сдвиг фазы, достаточный для работы двигателя. Конденсаторная электросхема работоспособна как для «треугольника», так и для «звезды». Включение электромотора через конденсатор является наиболее простым решением проблемы, но имеет несколько недостатков:

  • максимальная мощность двигателя снижается до 50 %;
  • емкость фазосдвигающего конденсатора сильно зависит от нагрузки на электродвигатель.

То есть при работе на холостом ходу емкость должна быть минимальна и достигать максимума на полной мощности двигателя. Наиболее высокий ток потребления у асинхронного двигателя в момент запуска.

Подключение в однофазную сеть

Обратите внимание! На практике используют усредненное значение емкости для наиболее ожидаемого режима работы, поскольку малое значение не даст необходимую мощность, а высокое приведет к перегреву обмоток.

Правильный расчет емкости учитывает напряжение сети, схему включения обмоток и мощность двигателя. Конденсаторная схема включения должна предусматривать запуск двигателя через отдельный пусковой конденсатор, емкость которого должна быть выше рабочей в 2-3 раза.

Принципиальный момент — реверс обеспечивается подключение конденсатора к любой другой обмотке.

Однолинейная схема подключения электродвигателя

В энергетике часто применяются однолинейные схемы, в которых все линии питания вне зависимости от количества проводов и фаз обозначаются одной линией. Однолинейный чертеж не перегружен мелкими деталями, и это упрощает его чтение.

По однолинейной схеме удобно получать общее представление о работе и устройстве электроустановки. Трехфазные электродвигатели также обозначаются на однолинейных схемах. Важно учитывать при этом, что при разных способах коммутации фаз необходимо на чертеже указывать каждую фазу во избежание путаницы.

Чтобы подключать электрический двигатель к сети важно правильное определение назначения выводов обмоток и уже на основании имеющихся данных количество фаз, напряжение, мощность. Немаловажно выбрать наиболее подходящую схему включения.

Двухскоростные электродвигатели АИР, 4АМ, 4А

  • Количеству фаз – однофазные (220 В), трехфазные (380 В, 660 В);
  • Сфере применения – общепромышленные (АИР, 4А, 4АМ, 5А, 5АМ, АО, АДМ), крановые (МТКН, 4МТКН), взрывозащищенные;
  • Исполнению корпуса – на лапах, фланцевые, комбинированные, с одним или двумя валами.

Каталог

В каталоге указаны технические характеристики асинхронных трехфазных двухскоростных электродвигателей АИР с короткозамкнутым ротором производства Белоруссии. Параметры 2-х скоростных двигателей иных производителей могут несущественно отличаться.

Тип Технические характеристики двухскоростных двигателей Масса, кг
Р, кВт Частота вращения, об/мин КПД, % cos f Iп/Iн Мп/Мн Мmax/Мн Мmin/Мн
АИР63А4/2 0,19 1380 55,0 0,66 3,5 1,6 1,8 1,0 5,1
0,265 2640 61,0 0,75 4,0 1,2 1,8 0,8
АИР63В4/2 0,265 1350 57,0 0,68 3,5 1,6 2,0 1,0 6,0
0,37 2580 61,0 0,82 4,0 1,2 1,7 0,8
АИР71А4/2 0,48 1360 69,0 0,76 4,5 1,5 1,9 1,4 8,6
0,62 2780 68,0 0,85 4,5 1,5 1,9 1,3
АИР71В4/2 0,71 1360 69,0 0,84 4,5 1,75 1,9 1,5 9,4
0,85 2780 68,0 0,86 4,5 1,85 2,0 1,4
АИР80А4/2 1,12 1410 74,0 0,78 5,0 1,9 2,2 1,6 13,0
1,50 2730 73,0 0,85 5,0 1,9 2,0 1,5
АИР80В4/2 1,50 1380 75,0 0,75 5,0 2,0 2,0 1,6 15,0
2,00 2720 75,0 0,84 5,0 2,0 2,1 1,6
АИР90L4/2 2,20 1430 79,0 0,83 6,0 1,9 2,4 1,6 19,7
2,65 2850 76,0 0,82 6,0 2,0 2,4 1,5
АИР90L6/4 1,32 930 74,0 0,68 5,0 1,6 1,9 1,5 19,6
1,60 1430 74,0 0,85 5,5 1,6 2,1 1,2
АИР90L8/4 0,80 710 62,0 0,60 3,0 1,7 2,0 1,6 19,0
1,32 1410 75,0 0,86 5,0 1,5 2,0 1,3
АИР100S4/2 3,00 1430 82,0 0,84 5,5 2,1 2,4 1,6 24,2
3,75 2790 80,0 0,90 5,5 2,0 2,4 1,6
АИР100L4/2 4,00 1400 82,0 0,88 5,5 1,9 2,1 1,6 29,2
4,75 2820 82,0 0,91 6,0 2,2 2,4 1,6
АИР100S6/4 1,70 940 76,0 0,76 4,5 1,3 1,8 1,3 22,5
2,24 1400 80,0 0,86 5,5 1,3 1,9 1,2
АИР100L6/4 2,12 950 77,0 0,73 4,5 1,4 2,0 1,3 27,1
3,15 1430 80,0 0,86 5,5 1,5 2,1 1,4
АИР100S8/4 1,00 720 70,0 0,61 4,0 1,2 1,8 1,1 21,5
1,70 1430 79,0 0,87 5,0 1,1 1,8 1,0
АИР100L8/4 1,40 720 72,0 0,60 4,0 1,6 2,0 1,5 26,2
2,36 1430 81,0 0,89 5,5 1,4 1,9 1,0
АИР100S8/6 1,00 710 72,0 0,64 5,0 1,4 2,0 1,3 22,0
1,25 970 77,0 0,66 5,5 1,5 2,2 1,0
АИР100L8/6 1,32 710 71,0 0,66 4,0 1,6 1,9 1,4 26,0
1,80 960 76,0 0,73 5,0 1,4 2,0 0,9
АИР112M8/4 2,2 710 70,0 0,65 5,0 1,2 1,8 1,0 38,6
3,6 1420 77,0 0,88 6,0 1,2 1,6 1,0
АИР160S4/2 11,0 1460 89,5 0,84 7,0 1,6 2,9 1,6 99,8
14,0 2790 85,5 0,90 7,0 1,6 2,9 1,0
АИР160М4/2 14,0 1460 89,5 0,86 7,0 1,5 2,9 1,5 103,9
17,0 2930 86,5 0,91 7,0 1,6 2,9 1,0
АИР160S6/4 7,5 980 86,5 0,78 6,5 1,8 2,8 1,7 88,9
8,5 1460 87,5 0,90 6,0 1,5 2,2 1,3
АИР160М6/4 11,0 980 87,5 0,79 6.5 1,7 2,8 1,7 113,9
13,0 1460 88,0 0,91 6,0 1,4 2,1 1,4
АИР160S8/4 6,0 730 81,0 0,69 5,5 1,8 2,0 1,0 86,9
9,0 1460 84,0 0,88 7,0 1,5 2,0 0,8
АИР160М8/4 9,0 730 81,5 0,71 5,5 1,5 2,0 1,0 108,9
13,0 1460 84,0 0,89 7,0 1,5 2,0 0,8

Двухскоростные двигатели с хранения либо под заказ

Двухскоростной электродвигатель Мощность Две скорости вращения Двухскоростной электродвигатель Мощность Две скорости вращения
АИР132S4/2 6,0/7,1 1455/2900 АИР200М6/4 20,0/22,0 1000/1500
АИР132М4/2 8,5/9,5 1455/2925 АИР200L6/4 24,0/27,0 1000/1500
АИР132S6/4 5,0/5,5 965/1435 АИР200М8/4 15,0/22,0 750/1500
АИР132М6/4 6,7/7,5 970/1440 АИР200L8/4 17,0/24,0 750/1500
АИР132S8/4 3,6/5,0 715/1435 АИР200М8/6 15,0/18,5 750/1000
АИР132М8/6 4,5/5,5 720/970 АИР200L8/6 18,5/23,0 750/1000
АИР132М8/4 4,7/7,5 715/1440 АИР200М12/6 8,0/15,0 500/1000
АИР132S8/6 3,2/4,0 725/965 АИР200L12/6 10,0/18,5 500/1000
АИР160S8/6 7,5/8,5 750/1000 АИР225М4/2 42,0/48,0 1500/3000
АИР160M8/6 11,0/13,0 750/1000 АИР225М8/4 23,0/34,0 750/1500
АИР160S12/6 3,5/7,1 500/1000 АИР225М12/6 14,0/25,0 500/1000
АИР160M12/6 4,5/10,0 500/1000 АИР225М8/6 22,0/30,0 750/1000
АИР180S4/2 17,0/20,0 1500/3000 АИР250S4/2 55,0/60,0 1500/3000
АИР180М4/2 22,0/26,0 1500/3000 АИР250М4/2 66,0/80,0 1500/3000
АИР180М6/4 15,0/17,0 1000/1500 АИР250S8/4 33,0/47,0 750/1500
АИР180М8/4 13,0/18,5 750/1500 АИР250М8/4 37,0/55,0 750/1500
АИР180М8/6 11,0/15,0 750/1000 АИР250S8/6 30,0/37,0 750/1000
АИР180М12/6 7,0/13,0 500/1000 АИР250М8/6 45,0/55,0 750/1000
АИР180М12/4 3,7/11,0 500/1500 АИР250S12/6 16,0/30,0 500/1000
АИР200М4/2 27,0/35,0 1500/3000 АИР250М12/6 18,5/36 500/1000
АИР200L4/2 30,0/38,0 1500/3000 5АМ250М12/6 18,5/36 500/1000

Двухскоростные двигатели АИС | AIS стандарта DIN для замены импортных многоскоростных моторов

Для замены европейского двухскоростного электродвигателя на новый отечественный с более низкой ценой и сроками доставки — подберите модель по таблице и позвоните специалистам Систем качества. Также вам может быть полезен Каталог односкоростных двигателей АИС

Маркировка Мощность Частота вращения Маркировка Мощность Частота вращения
АИС71А4/2 0,19/0,265 1380/2640 АИС100LA6/4 1,32/1,60 930/1420
АИС71B4/2 0,265/0,37 1350/2580 АИС100LA8/4 0,80/1,32 700/1400
АИС80А4/2 0,48/0,62 1360/2780 АИС112M4/2 4,00/4,75 1400/2820
АИС80В4/2 0,71/0,85 1360/2780 АИС112М6/4 2,12/3,15 940/1420
АИС90S4/2 1,12/1,5 1410/2730 АИС112М8/4 1,40/2,36 720/1420
АИС90L4/2 1,50/2 1380/2730 АИС112M8/6 1,32/1,8 710/950
АИС90L8/4 0,18/0,37 710/1200 АИС132M4/2 4,20/530 1450/2860
АИС100LA4/2 2,20/2,65 1420/2850 АИС132S8/4 2,20/3,60 710/1420

Устройство и конструкция

Конструктивно двухскоростные электродвигатели отличаются от стандартных, особой конструкцией статора, ротор – обычный короткозамкнутый. Наиболее распространённые типы конструкции двухобмоточных электродвигателей:

  • с двумя зависимыми обмотками;
  • с двумя независимыми обмотками.

Устройство двухскоростных электродвигателей с двумя зависимыми обмотками может отличаться исходя из соотношения числа полюсов – 1:2, 3:2, 4:3. При соотношении частоты вращения 1:2, используется одна полюснопереключаемая обмотка статора по схеме Даландера. При соотношениях 3:2, 4:3 – одна полюснопереключаемая обмотка по методу амплитудно-фазной модуляции.

При использовании зависимых обмоток 2-х скоростные электродвигатели производятся в стандартных габаритах, независимые – имеют незначительно большие размеры.

Стоит обратить внимание, двухскоростной электродвигатель АИР на каждой частоте вращения будет выдавать разную мощность. В тоже при использовании частотных преобразователей, мощность остается не изменой. Большинство общепромышленных приводов, согласно руководству по эксплуатации, не предусматривают работу с частотными преобразователями. Преобразователи частоты могут уменьшить паспортный ресурс в разы или вывести оборудование из строя

Схемы подключения

Схемы подключения асинхронных двухскоростных электродвигателей зависят от соотношения числа оборотов:

  • 500/1000, 750/1500, 1500/3000 об/мин – треугольник-двойная звезда (Δ/YY)
  • 500/750, 1000/1500, 750/1000 об/мин — тройная звезда — тройная звезда (YYY/YYY)

На чертежах показано устройство схемы обмотки двухобмоточных электродвигателей и принцип подключения двигателя на 2 скорости.

Adblock
detector