Стеклоочистители: устройство и принцип работы
Грязное лобовое стекло авто значительно ухудшает видимость на дороге, что негативно сказывается на качестве и безопасности вождения. Потому эксперты Моторпейдж напоминают о необходимости поддерживать лобовое в чистом состоянии.
Специально для этой цели в машинах установлены стеклоочистительные системы. На некоторых авто они присутствуют не только на лобовом, но и на заднем стекле.
Устройство стеклоочистителя
- Дворники — продолговатые элементы, которые перемещаются по стеклу. В состоянии покоя находятся внизу лобового стекла. Оба дворника соединены тягой, благодаря чему они движутся синхронно. Основную функцию очистки выполняют щетки с резиновым, либо силиконовым лезвием или лентой, расположенные на дворниках с помощью специального поводка (щеткодержателя). Они являются расходным элементом, так как со временем лента изнашивается и качество очистительной процедуры ухудшается. Если это происходит, то расходник (щетку или ленту) необходимо заменить.
- Привод стеклоочистителя с редуктором Обеспечивает движение дворников. Бывает разных видов: механический, пневматический и др. В современных легковых авто устанавливаются приводы электрического типа. Если этот агрегат выходит из строя, то при включении стеклоочистителя дворники не двигаются.
- Трапеция — элемент находится между приводом и дворниками. Состоит из тяг и рычагов, задача которых заключается в том, чтобы преобразовывать вращательное движение, создаваемое электроприводом, в возвратно-поступательное, и передать его на поводки.
- Бачок представляет собой пластиковую тару (объем от 2,5 до 5 л), расположенную под капотом или крылом машины. В бачок заливается вода, которая в дальнейшем подается на стекло при активации соответствующей функции стеклоочистителя.
- Форсунки расположены на капоте и соединены с бачком посредством резиновых шлангов, через них жидкость распрыскивается на стекло.
- Моторчик омывателя — это насос в бачке, который обеспечивает подачу воды. В момент, когда автовладелец включает режим опрыскивания, устройство создает давление в системе, которое выдавливает жидкость через форсунки на стекло.
- Переключатель расположен под рулевым колесом для управления стеклоочистительной системой. Используя его, водитель настраивает движение дворников (одинарный взмах, либо с заданным интервалом или постоянное движение на низкой/высокой скорости), а также активирует подачу жидкости, если необходимо.
- Блок управления — устройство устанавливается не во всех авто, его основная функция заключается в автоматическом запуске и выключении стеклоочистителя. Определять, когда нужно активизировать систему очистки, помогает датчик дождя, который анализирует текущие погодные условия и чистоту стекла.
- Прерыватель — прибор позволяет настроить интервал между взмахами стеклоочистителя при выборе прерывистого режима работы. Данная функция полезна в слабый дождь, чтобы дворники не терли сухое стекло.
Принцип работы
Стеклоочиститель запускается с помощью подрулевого переключателя. После его использования команда передается на электродвигатель. Тот начинает работать в темпе, необходимом для обеспечения скорости движения дворников, выбранной автовладельцем. Крутящий момент, создаваемый электроприводом, передается на редуктор (зачастую червячный), благодаря которому усиливается.
Далее вращательное движение поступает на трапецию, преобразующей его в возвратно-поступательное. С помощью тяг усилие направляется к дворникам, и те начинают работать согласно заданным настройкам.
За подачу омывающей жидкости также отвечает переключатель. Для этого его необходимо установить в нужное положение, либо в некоторых машинах предусмотрена отдельная кнопка для распрыскивания воды. Команда запускает моторчики омывателя, подающие жидкость из бачка по шлангам к форсункам, через которые происходит орошение стекла.
Виды щеток
Классификации по типу конструкции:
- Каркасные. Наиболее распространенная и доступная по цене разновидность. Такие щетки хорошо прижимаются к стеклу, однако не подходят для эксплуатации при низких температурах. К тому же со временем из-за особенностей строения появляется люфт, ухудшающий качество очистки.
- Бескаркасные. Характеризуются отличной аэродинамикой: при движении транспортного средства на высокой скорости щетки остаются на своих местах. Можно использовать в зимний период. Плюсом также является, что при износе ленты можно заменить только ее, а не всю щетку целиком.
Примечание. Бескаркасный вид щеток обойдется дороже каркасных. Эксперты Моторпейдж рекомендуют тщательно подбирать щетки такого типа под форму лобового. Иначе в районе центра своей конструкции они могут недостаточно плотно прилегать к стеклу. - Гибридные. Сочетают в себе достоинства двух предыдущих видов и дополняют их наличием кожуха на подвижных соединениях, защищающего от попадания грязи. Из представленных видов щеток именно гибридный — самый дорогой.
Способы крепления щеток
Единственным типом крепления до 2000 года был так называемый «крючок», позволяющий защелкнуть щетку. Потому многие автовладельцы и по сей день часто имеют дело как раз с этим приемом.
В последние десятилетия автопроизводители стали использовать индивидуальные разработки. Например, у Audi — это система Pin Lock, фиксирующая щетки с помощью встроенного замка. А у BMW или Volvo щетки крепятся боковым штырем.
Стоит заметить, что перечисленные виды крепежа — лишь немногие из всего разнообразия на современном авторынке. Однако «крючки» остаются наиболее популярным способом относительно остальных.
Как выбрать дворники для автомобиля — пошаговая инструкция
На современном рынке автозапчастей представлен огромный ассортимент стеклоочистителей для легковых грузовых машин — каркасных, бескаркасных, специализированных и универсальных, оснащенных различными дополнительными устройствами — спойлерами, датчиками износа и т. п.
Выбор так велик, что разбегаются глаза, ценовой диапазон тоже необычайно широк — цены на дворники начинаются от 150 рублей и заканчивая порогом в несколько тысяч.
Разберемся, по каким критериям нужно делать выбор щеток стеклоочистителя для вашего автомобиля, чтобы обеспечить идеальную очистку стекол и не переплатить лишнего.
Содержание:
Конструктивные разновидности
Все современные виды дворников делятся на 3 типа:
У первых еще выделяется «подтип» — особый вид зимних щеток, предназначенных для использования зимой, в условиях активного выпадения снега и быстрого обмерзания машины.
Каркасные дворники
Каркасные дворники — самый старый тип устройств для очищения ветрового и заднего стекол от грязи и пыли. Они появились больше полувека назад.
Конструктивность таких щеток представляет из себя держатель резинового лезвия из двух (на очень длинных дворниках — трех) коромысел, которые в свободном состоянии слегка согнуты, но, будучи прижатыми к стеклу, раздвигаются на шарнирном соединении.
Этим обеспечивается плотный прижим резинового лезвия к ветровому стеклу, необходимый для качественного очищения.
Современные каркасные дворники выполняются из нержавеющей стали и пластика.
В отличие от других типов конструкции, они не так сильно «привязаны» к конкретной модели автомобиля — их проще подобрать, если специальные дворники для вашего авто найти по какой-то причине не удается.
Плюсы каркасных дворников:
- распространенность;
- универсальность;
- легко заменяемые щетки;
- умеренная цена .
Минусы каркасных дворников:
- имеют высокую «парусность», что сказывается на аэродинамике машины, увеличивает уровень шума и т. п
Большинство каркасных дворников на скорости свыше 90 км/ч дает плохое прилегание к ветровому стеклу — требуется дополнительное ветроприжимное устройство, спойлер.
Кроме того, недостаток таких систем в том, что зимой они сильно обмерзают, и степень прилегания к стеклу ухудшается в разы. Особенно страдают от наледи каркасники с шарнирами из металла.
Также минусом каркасных дворников является наиболее короткий среди всех типов срок службы. Стандартный ресурс — 1 сезон, у наиболее качественных моделей — 2 сезона.
У этих стеклоочистителей есть «зимний» подвид. Все элементы зимних каркасных дворников упрятаны в резиновый кожух, поэтому устойчивы к обледенению. Но использовать в теплое время их не стоит — очень высокая парусность, во время движения щетки будут отходить от стекла.
Бескаркасные дворники
Это более современный тип дворников.
Бескаркасные устройства представляют собой гибкую резиновую или резинолатексную полосу, в которую для обеспечения упругости вплавлен двойной металлический профиль.
Встречаются изделия с заменяемой резиновой полосой. Решая, какие щетки стеклоочистителя выбрать, рекомендуется делать выбор в пользу последних, т. к. само резиновое лезвие стоит значительно дешевле всего дворника в сборе.
Плюсы бескаркасных дворников:
- хорошая аэродинамика (нулевая парусность)
- плотное прилегание к ветровому стеклу
- небольшая масса, а значит, и усилие для привода дворников
- малошумность в работе
- устойчивость к обледенению выше, чем у каркасников
Минусы бескаркасных дворников:
- узкая специализация — нужно подбирать бескаркасные дворники под конкретный автомобиль;
- довольно высокая цена.
Подводя итог: эти щетки — лучший выбор для скоростной езды. Неплохо, хотя не идеально показывают себя и в зимнее время.
Гибридные дворники
Гибридные дворники — нечто среднее между каркасным и бескаркасным типами.
Существует несколько конструктивных подходов к изготовлению таких стеклоочистителей, самый распространенный из которых — замена верхних коромысел с шарнирами гибким стальным или пластиковым кронштейном.
Если в бескаркасных моделях резиновое лезвие натянуто между двумя стальными профилями, либо они запрессованы в него, то в гибридном лезвие как бы «висит» на гибком кронштейне, так же, как и в каркасном.
Плюсы гибридных дворников:
- хорошая аэродинамика — чем выше скорость, тем лучше щетки прижимаются к стеклу;
- высокая степень прилегания к стеклу, даже если оно имеет сильно выгнутый профиль;
- долговечность (срок службы от года до двух).
Минусы гибридных дворников:
- плохая устойчивость к обмерзанию и холоду вообще
- на сильном морозе даже при отсутствии льда и снега они могут терять гибкость
Кроме того, дворники-гибриды характеризуются высокой стоимостью. Цена, в зависимости от бренда, варьируется от 800 до 2000 рублей.
Лучшие производители дворников
Как выбрать автомобильные щетки стеклоочистителя, чтобы не пожалеть о выборе? Необходимо учитывать не только тип конструкции, но и производителя, т. к. эффективность работы щеток напрямую зависит от качества примененных материалов.
Мировые бренды, специализирующиеся на автозапчастях, следят за уровнем качества — ведь от этого зависит их репутация.
Автомобильные дворники — не та вещь, на которой стоит экономить. От чистоты стекла напрямую зависит безопасность движения, да и замена износившихся прежде положенного щеток — это потеря времени и денег.
Bosch
Немецкий бренд, производящий все виды щеток, причем как специализированные по конкретную марку, так и универсальные. Среди товаров этой марки можно найти щетки с любым типом крепления, в том числе редким. Bosch производит как дорогие модели, так и дворники с вполне демократичной ценой, которая не влияет на их качество.
Champion
Один из мировых людеров в этой отрасли, производящий 25% всех автомобильных дворников в мире. Применяет резину с покрытием повышенной износоустойчивости — на основе брома.
Также немецкий производитель, отличительная особенность которого — применение в производстве щеток резины двух типов, синтетической и натуральной. Это повышает прочность, износостойкость, улучшает прилегание к стеклу и, соответственно, очищающие свойства дворников.
Denso
Японский бренд, работающий в основном на японский же автопром. Обеспечивает 99% всех дворников для японских машин (в том числе для внутреннего потребления).
Trico
Также один из ведущих мировых изготовителей дворников. Располагает 80-ю заводами во всех частях света. Отличается очень жесткими внутренними требованиями по качеству, поэтому продукция Trico имеет значительный ресурс службы.
Valeo
Французская корпорация, поставляющая дворники премиум-класса для установки на французские и немецкие автомобили соответствующего уровня, в том числе Мерседес, Ауди и БМВ. Щетки этой фирмы устанавливаются также на шведские Вольво. Об уровне качества говорит один этот факт.
Valeo производит также и дворники эконом-класса, подходящие для бюджетных авто.
Китайских производителей в этом перечне нет.
Несмотря на то, что на рынке присутствует больше количество оригинальных и «скопированных» с западных образцов китайских стеклоочистителей, их плюсом может быть только низкая цена.
Среди дворников китайского производства можно встретить удачные и долговечные образцы, но это всегда «русская рулетка» — может, попадутся хорошие, а может, и нет.
Параметры выбора
При выборе дворников для автомобиля необходимо учитывать многие параметры.
Перед автовладельцем стоит задача не только приобрести оптимальные по соотношению цена/качество стеклоочистители, но и подобрать их в соответствии с размерами и профилем изгиба стекла, обстоятельствами использования и даже основным стилем езды.
Нужно учесть, что для авто, которое используется преимущество для езды по городу на короткие расстояния, необходим совершенно другой тип дворников, чем для машины, на которой часто ездят по скоростным трассам — и зимой, и летом.
Подбор оптимального размера
Для каждой машины существует рекомендованная производителем длина щеток. Ее разумно придерживаться, но некоторые автовладельцы предпочитают подбирать длину дворников по своему усмотрению.
Здесь необходимо учитывать, что:
- дворники меньше рекомендованной длины могут иметь лучшее прилегание к стеклу, но сужают площадь обзора;
- дворники больше рекомендованной длины увеличивают площадь обзора, но это достоинство может нивелироваться ухудшенным прилеганием к поверхности, а значит, плохими очищающими свойствами.
Выбирая щетки большего размера, чем положено заводом-изготовителем авто, в некоторых случаях нужно изменить прижимную силу дворников, отрегулировав их поводки.
Необходимо также учесть, что щетки лобового стекла изначально имеют разную длину. Разница длин подбирается исходя из конструктивных особенностей машины.
Поэтому при установке удлиненных щеток нужно тщательно проверить, чтобы они не цеплялись друг за друга, за нижнюю и верхнюю кромку стекла и т. п.
Стандартная длина большинства щеток — 500-510 мм. При их замене рекомендуется воспользоваться старыми дворниками как образцом.
Если это невозможно — в автомагазине нужно спросить специальный каталог дворников, по которому можно подобрать рекомендованные для вашей машины стеклоочистители.
Выбор креплений дворников
Перед тем, как выбрать щетки стеклоочистителя, нужно правильно подобрать тип креплений к держателю. На данный момент существует много различных видов креплений — стандартизация в этой области выражена слабо.
Некоторые типы креплений распространены больше других и считаются «условно стандартными». Другие — специализированные. Многие производители дворников создают собственные, фирменные замки для своих щеток — и это тоже нужно учитывать.
Фирменными замками часто оснащаются дворники от Bosch и Valeo — щетки сторонних производителей к ним не подойдут.
Наиболее распространенные типы креплений дворников
1. Крючок, он же «hook». Маркируется буквой U, существует в двух основных размерах — 9х3 и 9х4 (для легковых авто). Самый старый и распространенный.
2. Боковой штырь, он же «side pin». Распространен на автомобилях марки Пежо, Мерседес, встречается на БМВ и Вольво (в зависимости от модели), а также на Фольксвагенах — Джетта и Пассат.
3. Кнопка — «push button». Такая система устанавливается на шведский Вольво, французские Ситроен и Рено, американский Форд и некоторые модели Фольксвагенов.
4. Крепление сбоку — «side mounting». В основном применяется на автомобилях производства США, а также в некоторых моделях Рено.
5. Боковой зажим — «pinch tab». Этот способ крепления щеток любят ведущие европейские автопроизводители — Мерседес, Ауди, Сааб, Фиат. Иногда встречается на машинах марки Опель.
6. «Штыковой замок», он же «bayonet arm». Оригинальная разработка шведов, используется на шведском же Саабе и иногда — на французском Рено. Версия этого замка, имеющая небольшие конструктивные отличия, применяется для крепления дворников на грузовиках.
Для дворника, очищающего заднее стекло в универсале, лифтбеке или хэтчбэке, применяются другие системы крепления, которые могут отличаться от вышеописанных.
Спойлер
Спойлер — это аэродинамическое «крыло», которое обеспечивает дворнику дополнительную прижимную силу. Таким устройством оборудуются некоторые очистители лобового стекла.
Спойлер снижает парусность каркасных и гибридных дворников, нейтрализуя подъемную силу, которая неизбежно возникает, когда автомобиль движется на высокой скорости — свыше 100 км/ч.
Поэтому спойлеры на лобовых дворниках необходимы каждому автовладельцу, который часто ездит по высокоскоростным трассам. На скорости свыше 110-120 км/ч ни один стеклоочиститель без спойлера не способен обеспечивать удовлетворительную очистку ветрового стекла, таким образом скоростная езда без этого устройства опасна для жизни.
Существует 2 вида спойлеров — симметричный (с центральным расположением аэродинамического киля) и асимметричный — с килем, сдвинутым вбок.
Асимметричный спойлер обеспечивает значительно большую прижимную силу, но его можно установить не на все типы автомобилей. В частности, он не подходит для машин с «распашным» типом работы дворников, который встречается у некоторых марок Хонды и Пежо.
Также асимметричный спойлер нужно подбирать под машину с левым или правым (англо-японским) рулем. В случае с праворульным авто найти на него асимметричный спойлер сложно.
Устройство симметричного типа дает меньшую прижимную силу, зато отличается универсальностью.
Датчик износа
Датчик износа дворников — полезная опция, которой оснащаются некоторые модели.
Она незначительно влияет на цену, но при этом дает понять, когда пришло время менять дворник (при длительной езде глаз «замыливается» и уже не сразу может определить, насколько хорошо очищается лобовое стекло).
Этот датчик выглядит как специальная метка или маркер на щетке, окрашенная в яркий цвет и обращенная к водителю. Сверху она покрыта темной краской. Как только слой краски (одновременно со слоем резины) стирается, и метку становится хорошо видно, это знак — дворники надо менять.