Начинаю новую тему про семейство дизельных двигателей ЗМЗ-514. В которой хочется собрать и разложить по полочкам всю доступную информацию по отказам двигателя имеющим массовый характер и методах их профилактики. А так же сравнить изменения по проблемным вопросам в процессе эволюции. Как говорится предупрежден, значит вооружен. Информацию буду выкладывать по мере готовности. На абсолютную истину не притендую, но постараюсь максимально быть близко.
Прошу в теме не флудить, высказываться и обсуждать по существу, на техническом языке без лишних эмоций. К модераторам просьба закрепить тему.
Итак начну с крупных отказов и отказов с остановом двигателя. Таких я выделяю 7 штук, на всю династию с 2006 года. 1. Трещина ГБЦ. Отмечалась на двигателях до 2008 года выпуска. Признаки: уход ОЖ в картер двигателя, прорыв газов, эмульсия на масломерном щупе. Причина дефект литья, завоздушивание системы охлаждения, нарушение технологии протяжки. На ГБЦ с 2008 года устанавливаемых на конвеере дефект не отмечался. Ремонт: замена ГБЦ на современную отливку. Профилактика для ГБЦ из «зоны риска»: 1)изменение компенсации ОЖ на систему с клапанами в пробке расширительного бачка с подъемом его выше уровня радиатора. 2)Выбор режимов работы двигателя без длителных нагрузок свыше 3000 об/мин. (Если кому это покажется малым, то к примеру на резине 245/75 на 5 передаче даймоса при скорости 110км/ч, обороты 2900). 3) Проверка протяжки ГБЦ на моторах 7-8 годов выпуска. ссылки: тайное письмо с ЗМЗ на СТО Расширительный бачек, переделка
2. Перескок/обрыв цепи привода ГРМ. Возможен на всех моторах. Признаки: Резкая остановка двигателя. Двигатель не запускается. Рассогласование меток ГРМ. Причина: устаревшая конструкция гидронатяжителя не обеспечивающая надежность. Некачественная деталь стороннего производителя. Ремонт: Замена сломанных рычагов привода клапанов. Корректировка меток ГРМ. В случае обрыва цепи, дефектовка и замены вышедших из строя деталей привода. Профилактика: 1) контроль состояния натяжения цепи через маслозаливную горловину. 2) замена гидронатяжителей на конструкцию обеспечивающую надежность. ссылки: о гидронатяжителях замена гидронатяжителей На моторах евро4: конструкция не изменилась.
3. Выход из строя привода маслонасоса. Характерен на двигателях евро3 с вакуумным насосом на блоке двигателя. С конца 10 года не отмечалось. Признаки: падение давления масла до 0. Причина: не качественный матерьял шестерней. Повышение нагрузки на привод из-за подклинивания вакуумного насоса. Ремонт: замена шестерней привода маслонасоса с ревизией маслонасоса и вакуумного насоса. В случае эксплуатации двигателя без давления масла, детальная дефектовка и при необходимости более сложный ремонт. Профилактика: контроль за давлением масла. Проверка подводящего масленного шланга к вакуумному насосу на отсутствие перегибов. Проверка вакуумного насоса на подклинивание. При необходимости устранение найденных дефектов.
На моторах евро4: вакуумный насос измененной конструкции расположен на передней крышке ГБЦ. Привод вакуумного насоса напрямую от верхней цепи. Конструктивно дополнительной нагрузки на привод маслонасоса нет.
4. Попадание тарелки клапана СРОГ в цилиндр двигателя. Признаки: Дымление черным дымом, удар/удары в районе двигателя, троение, незапуск. Причина: не качественная деталь стороннего производителя, отгорание тарелки клапана СРОГ от штока, проход тарелки по впускной трубе в цилиндр двигателя. Ремонт: Замена вышедших из строя деталей, в зависимости от степени повреждения: поршень, клапана, ГБЦ. Профилактика: Отключение клапана СРОГ с глушением системы.
На моторах евро4: клапан срог производства германия с электронным контролем положения с установленным ресурсом до замены 80000 км пробега.
5. Откручивание заглушки КВ. Признаки: снижение давления масла, в зависимости от ситуации пробой блока. Причина: не законтрены или не качественно законтрены заглушки КВ. Ремонт: установка и контровка заглушек, в зависимости от последствий, ремонт или замена блока двигателя. Профилактика: Контрлоль за давлением масла. Снятие поддона двигателя с контролем состояния заглушек, при необходимости протяжка и контровка кернением. ссылки: заглушки КВ
На моторах евро4: О изменении контроля качества работ на конвеере в лучшую сторону неизвестно.
6.1 Перескок ремня привода ТНВД. Принаки: снижение тяги дымление, вплоть до глушения и незапуска. Причина: попадание грязи на шкив КВ, ослабление натяжения ремня. Ремонт: выставление ремня по меткам. Профилактика: соблюдение регламента контроля натяжения ремня и требований к замене. ссылки: установка ремня ТНВД
На мотрах евро4: привод ТНВД поликлиновым ремнем с автоматическим натяжителем.
6.2 Боковой износ ремня привода ТНВД, обрыв ремня при предельном износе. Отмечено на моторах евро2. Признаки: Стремление к сползанию ремня со шкива ТНВД, износ боковины натяжным роликом, задевание ремня за кожух. В случае обрыва, самопроизвольное глушение двигателя. Причина: наклон ролика из-за ненадежной конструкции и выработка на оси крепления ролика. Ремонт: замена ремня и натяжного ролика, разворот оси ролика. Замена ролика на исправленную конструкцию. Профилактика: при регламенте замена ролика на исправленную конструкцию. На моторах евро3: натяжной ролик измененной конструкции с эксцентриковым натяжением. ссылки: натяжной ролик ремня ТНВД, евро2
На моторах евро4: поликлиновый ремень привода с автоматическим натяжителем. 7. Обрыв трубопровода высокого давления от ТНВД к форсунке. Отмечался на двигателях евро2 2006-частично 2007 гв. Наиболее часто на 4 цилиндре. Признак: внезапное троение двигателя, запах дизтоплива. Причина: неправильный выбор углов загиба трубок при проектировании не обеспечивающих компенсации нагрузок. Неправильный монтаж в натяг. Решение: замена трубок на нового образца выпускаемых с 2007 года. Профилактика для старых трубок (не помешает и новым): при снятии установке трубок не допускать затягивание в натяг. Сначала прижимаем трубку к седлу форсунки, затем накручиваем гайку и протягиваем. Не допускать касания трубопроводов друг об друга. Правильно выбирать центральное положение ТНВД перед монтажем и регулировкой впрыска.
На моторах евро4: новая система.
Спасибо, Иван, за сообщения! Давно слежу, но вот только решил отписаться. По окрестностям нашей деревеньки бегало пять дизелей 514 с евро 2 и все от 30 до 50 т.км попрощались с ГБЦ. Кто-то пытался варить, кто-то ставил старый бензиновый движок. И, как ни странно, то же самое случилось с машиной евро 3, жаль не могу уточнить когда она была сделано. У меня евро 3, 2008 г. и почти 30 т. пробега (долго стоял).
Иван, пожалуйста, дайте подробности, как выполнить рекомендованные пункты профилактики 1) и 3). Что такое «система с клапанами в пробке. » и как это связано с трещинами? Как правильно подтянуть ГБЦ? Вообще, с трудом понимаю, что изменение устоявшегося распределения нагрузок на ГБЦ обкатанного двигателя может предохранить от растрескивания. Не болтается ведь она, а новые нагрузки — новый фактор риска.
И еще немного вопросов: не влияет ли на растрескивание бешеная болтанка холодного движка на холостых? А может краник отопителя не закрывать, пусть лучше часть тепла равномерно в салон, даже если и так не холодно, чем перепады от термостата? Предполагаю, что проблемы коренятся в перепаде температур с ОЖ.
Последнее: для профилактики выхода из строя маслонасоса лучше заливать масло под самый максимум (и что будет, если малость перебрать?), или средне, или меньше?
Теперь о неисправностях, не имеющих фатальный характер, но всеже доставляющих неудобства.
1. Не глушение двигателя. Наблюдается на повышенных оборотах ХХ. Признаки: при повороте ключа зажигания в положение 0, двигатель не глохнет, бывает уходит на пониженные обороты 400-500. Причины: особенность ТНВД. Клапан отстанова не закрывается плотно при высоких оборотах ХХ. Решение: регулировка минимальных оборотов ХХ, внешним винтом на ТНВД «минимальные обороты ХХ» При выставлении минимальных оборотов ХХ 850+-25 проблема полностью изчезает. Профилактика: контроль оборотов, установка тахометра.
На моторах евро4: ипользуется топливная система CR с электронной регулировкой.
2. Отпотевание двигателя маслом по крышке клапанов, в районе заливной горловины, а также возможно в местах соединения впускного тракта. Признаки: следы масла в указанных местах. Причина: повышенное давление в картере, которое создается работой вакуумного насоса при негерметиной вакуумной системе. Решение: восстановление герметичности вакуумной системы. Профилактика: контроль соединений, хомутов, шлангов. Установка качественных хомутов. Отбортовка вакуумной магистрали, во избежание протираний об элементы конструкции.
На моторах евро4: без изменений.Прокладка клапанной крышки новой Т-образной формы.
3. Масло во впускной трубе. Признаки: Появление масла на стыке ТКР и впускной трубы, следы масла во впускной трубе, следы масла в шланге вентиляции. Причина: прогон масла из вентиляции картера (не спешите менять турбину). Малая эффективность штатного маслоотделителя. Повышенное давление в картере. Решение: установка дополнительного маслоотделителя в разрыв шланга вентиляции промышленного производства или самодельного. Профилактика: контроль за состоянием давления в картере, по внешним признакам. ссылки: установка маслоотделителя На моторах евро4: маслоотделитель увеличенной длины, об эффективности не известно. Возможность установки дополнительного маслоотделителя сохранена.
4. Черный дым из выхлопной трубы. Признаки: выброс черного дыма при движении, особенно заметен при ускорении и не правильном выборе передачи. Причина: недостаточное кол-ва кислорода для эффективного сгорания топлива, вызванное работой СРОГ (системой рециркуляции отработанных газов). Негерметичность клапана СРОГ, некачественныя деталь стороннего производителя. Решение: глушение СРОГ. Профилактика: никакой профилактики, СРОГ надо глушить с нуля. При заглушенной системе дымность отсутсвует. ссылки: СРОГ и его глушение СРОГ и его глушение 2 На моторах евро4: электронное управление двигателем и контроль СРОГ.
5. Снижение тяги, неэффективность разгона. Наблюдается при эксплуатации двигателя с негерметичной СРОГ, при наличии черного выхлопа. Признаки: двигатель слабо развивает обороты, пропадает ощущение подхвата турбины. Причина: отсутствие коррекции по натдуву в ТНВД, вызваное забиванием отвода на корректор с впускной трубы, засорение самого коррректора(в крайнем случае). Ненормальная работа СРОГ, негерметиный клапан СРОГ, некачественная деталь стороннего производителя. Решение: прочистка/ продувка отвода на корректор во впускной трубе, шланга на корректор, при необходимости корректора в ТНВД Профилактика: глушение СРОГ снуля. ссылки: смотри выше На моторах евро4: клапан СРОГ производства Германия, с электронным контролем. Но думается, что глушить будет возможность и там.
6. Потертость нижнего патрубка радиатора. Признаки: появление потертостей на патрубке в районе ГУР, прорыв шланга, течь ОЖ с левой стороны двигателя. Причина: касание патрубка о шкив насоа ГУР сверху и/или о штуцера ГУР снизу. Неправильный монтаж патрубка. Неправильный подбор длины ремня привода насоа ГУР. Решение: прокладка и крепление патрубка исключающее его касание о штуцера насоса ГУР. Установка ремня 6рк905, в замен 6рк925. Установка на патрубок защитного экрана. Профилактика: контроль за состоянием, своевременные действия по решению проблемы.
На моторах евро4: неизвестно.
7. Нарушение компенсации ОЖ. Признаки: Сжимание верхнего патрубка радиатора при охлаждении двигателя. Раздутие патрубков при прогреве. Подтекание ОЖ в местах соединений при работающем двигателе, завоздушивание системы, неэффективная работа отопителя салона. Причина: неэффективность системы компенсации, залипание клапанов пробки радиатора, засорение шланга на расширительный бачек. Решение: изменение компенсации на систему с клапанами в расширительном бачке, размещение бачка выше уровня радиатора. (Так называемая система с патриота) Профилактика: контроль за штатной системой, принятие решения о модернизации системы. ссылки: Расширительный бачек, переделка На автомобилях евро4: система компенсации с клапанами в пробке бачка.
8. Не полный прогрев двигателя при низких температурах НВ. Признаки: очень медленный прогрев, не прогрев двигателя выше 60 градусов зимой при низких температурах. Причина: неэффективность системы охлаждения, вызванная применением термостата под использование воды в качестве ОЖ (такая система нацелена для армии). Термостат с препускным отверстием без клапана. Решение: установка термостата с клапаном на перепускном отверстии и байпасом (волга-камаз). При обязательной доработке корпуса термостата (сверление отверстия 2-4 мм в нижнем отводе на помпу), с целью обеспечения циркуляции ОЖ через корпус термостата. Профилактика (дополнительно): жалюзи, утепление отсека, предпусковые подогреватели для более эфективного прогрева. ссылки: доработка корпуса термостата установка Бинар5 На моторах евро4: неизвестно.
9. Превышение температуры двигателя выше рабочей (перегрев), при высоких температурах НВ. Отмечается на моторах евро3. Причина: Влияние охладителя системы рециркуляции. Перегиб шлангов идущих с ЖМТ, завоздушивание системы. Решение: глушение СРОГ, удаление охладителя, укорочение и прокладка освободившихся шлангов без перегибов. Профилактика: контроль состояния, контроль работы компенсации ОЖ. Примечание: это же актуально при неэффективной работе отопителя салона на евро3 ссылки: смотри темы по глушению СРОГ На моторах евро4: неизвестно.
10. Тряска двигателя на ХХ при прогреве. Признаки: чрезмерная тряска двигателя, заметно по ручке КПП. Причины: неравномерность смесеобразования, прогрева свечей накала, нарушение регулятора угла опережения впрыска ТНВД, из-за повышенного внутрикорпусного давления. Неверное выставления ТНВД при замене ремня или сбитие меток. Низкие мин обороты ХХ, густое масло не посезону Решение: промывка форсунок на стенде или самостоятельно методом из бутылки, проверка свечей накала с заменой неисправных, промывка сетки выходного штуцера ТНВД, для нормализации давления и работы автомата опережения. Проверка меток ТНВД, корректировка. Выставление мин оборотов ХХ на прогретом 850+-25, при этом на холодном допустимо снижение до 780+-25 Профилактика: своевременная замена фильтров, использование качественного топлива по сезону. Контроль работы свечей накала. Контроль натяжения ремня ТНВД. Использование масла соответственно сезону.
ЗЫ. Все перечисленные пункты касаются исправного двигателя без естественного износа.