Двигатели ЗМЗ-402 неприхотливы в эксплуатации и достаточно просты в техническом обслуживании. Это бензиновые, карбюраторные, 4-цилиндровые рядные моторы. Устанавливались преимущественно на автомобили Волги и Газели. За годы производства было выпущено 6 125 136 экземпляров двигателя.
Модификации двигателя ЗМЗ 402-й серии:
ЗМЗ-402.10 как основной базовый вариант под бензин марки АИ-92;
ЗМЗ-4021.10, потребляющий топливо А-76 (80);
ЗМЗ-4022.10, имеющий зажигание нового типа, так называемое форкамерно-факельное;
ЗМЗ-4025.10 — предназначен для автомобилей семейства Газель (тот же 4021.10);
ЗМЗ-4026.10 — предназначен для автомобилей семейства Газель (тот же 402.10).
Технические характеристики
Производство
ЗМЗ
Марка двигателя
ЗМЗ-402
Годы выпуска
1981-2006
Материал блока цилиндров
алюминий
Система питания
карбюратор
Тип
рядный
Количество цилиндров
4
Клапанов на цилиндр
4
Ход поршня, мм
92
Диаметр цилиндра, мм
92
Степень сжатия
8.2 6.7*
Объем двигателя, куб.см
2445
Мощность двигателя, л.с./об.мин
100/4500 90/4500*
Крутящий момент, Нм/об.мин
182/2500 172/2500*
Топливо
92 76*
Экологические нормы
—
Вес двигателя, кг
181 184**
Расход топлива, л/100 км — город — трасса — смешан.
13.5 — —
Расход масла, гр./1000 км
до 100
Масло в двигатель
5W-30 / 5W-40 / 10W-30 / 10W-40 / 15W-40
Сколько масла в двигателе, л
6
При замене лить, л
5.8
Замена масла проводится, км
10000 (лучше 5000)
Рабочая температура двигателя, град.
90
Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике
200
* — для двигателей ЗМЗ 4021.10 и 4025.10 ** — вес двигателя для Газели
Обслуживание ЗМЗ-402
Замена масла в ДВС производится каждые 10 тыс.км. Объем масла в двигателе — 6 литров. При замене вместе с масляным фильтром понадобится около 5,8 литра. Масло подходящее по SAE 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40 (многие автовладельцы рекомендуют лить полусинтетическое масло, а использование жидких масел и синтетики ведет к излишним течам).
Регулировать зазоры необходимо раз в 15 тыс.км. Для выпускных клапанов нормальный тепловой зазор в пределе 0,4 — 0,45 мм. Для впускных клапанов первого и четвёртого цилиндра — 0,35 — 0.4 мм. Зазор клапанов второго и третьего цилиндра составляет 0,4 — 0.45 мм.
Бензиновый, карбюраторный, 4-цилиндровый двигатель с рядным расположением цилиндров и алюминиевым блоком. Простой и неприхотливый, он несложен в техническом обслуживании и не требует высокой квалификации обслуживающего персонала. Для снижения загрязнения окружающей среды двигатель оборудован системой рециркуляции отработавших газов.
Двигатель ЗМЗ-402.10 предназначен для установки на легковые автомобили среднего класса. Двигатель ЗМЗ-4026.10 предназначен для установки на грузовые автомобили малой грузоподъемности.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗМЗ-402
Количество цилиндров
4
Рабочий объем, л
2,445
Степень сжатия
8,2
Номинальная мощность брутто при частоте вращения коленчатого вала мин’1, кВт (л.с.)
73,5(100) 4500
Максимальный крутящий момент брутто при частоте вращения коленчатого вала мин1, Нм (кгс м)
182,4(18,6) 2400-2600
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт (г/лсч)
292,4 (215)
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм
92×92
Масса, кг
181/184
Экология
ЕВРО-0
Модификации двигателя ЗМЗ-402
Обозначение двигателя по КД
VDS-описательная часть маркировки
Характерные особенности омплектности и исполнения двигателя
Применяемость на автомобиле
Комплектации с карбюратором К151С, СРОГ, блоком цилиндров, отлитым под давлением — для автомобилей «ГАЗ»
4021.1000400-02
40210А
Базовая комплектность в едином исполнении с головкой цилиндров 4021.1003007-40.
Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, термостатом 4022.1306008-11
ГАЗ-31021 «Волга»
402.1000400-11
40200К
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, с кронштейном ГУР
ГАЗ-3110 «Волга»
402.1000400-62
40200D
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, термостатом 4022.1306008-11
ГАЗ-3102 «Волга»
4021.1000400-90
40210В
Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, датчиками со штекерным соединением под новую панель приборов
ГАЗ-3110 «Волга»
402.1000400-91
40200F
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, датчиками под новую панель приборов
ГАЗ-3110 «Волга»
402.1000400-101
40200М
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, термостатом 4022.1306008-11, датчиками под новую панель приборов
ГАЗ-3102 «Волга»
4021.1000400-110
40210F
Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, датчиками под новую панель приборов – для а/м с ГУР
ГАЗ-3110 «Волга»
402.1000400-111
40200S
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, датчиками под новую панель приборов, кронштейном ГУР
ГАЗ-3110 «Волга»
402.1000400-121
40200U
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, термостатом 4022.1306008-11, датчиками под новую панель приборов, кронштейном ГУР
ГАЗ-3102 «Волга»
4021.1000400-100
40210D
Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, термостатом 4022.1306008-11, датчиками под новую панель приборов
ГАЗ-3102 «Волга»
Комплектации с карбюратором К151У, блоком цилиндров, отлитым под давлением — для автомобилей «УАЗ»
4021.1000400-60
40210U
Комплектность с ведомым диском сцепления 451-1601130-02
Автомобили УАЗ старого грузового ряда массой до 3500 кг (Евро-0)
40217.1000400-60
40217U
То же, в тропическом исполнении
4021.1000400-70
40210L
Комплектность с диафрагменным сцеплением
40217.1000400-70
40217L
То же, в тропическом исполнении
4021.1000400-71
40210Р
Комплектность с диафрагменным сцеплением, кронштейном ГУР
40217.1000400-71
40217Р
То же, в тропическом исполнении
4021.1000400-72
40210R
Комплектность с диафрагменным сцеплением, водяным насосом под муфту привода вентилятора, с кронштейном ГУР
40217.1000400-72
40217R
То же, в тропическом исполнении
40217.1000400-М
40217Е
Комплектность в тропическом исполнении, со степенью сжатия Е = 7,0 с диафрагменным сцеплением, с головкой цилиндров 4021.1003007-70, без ремня привода агрегатов
4021.1000400-130
40210М
Комплектность с диафрагменным сцеплением, датчиками под новую панель приборов
40217.1000400-130
40217М
То же, в тропическом исполнении
4021.1000400-131
40210N
Комплектность с диафрагменным сцеплением, датчиками под новую панель приборов, с кронштейном ГУР
40217.1000400-131
40217N
То же, в тропическом исполнении
4021.1000400-132
40210S
Комплектность с диафрагменным сцеплением, водяным насосом под муфту привода вентилятора, датчиками под новую панель приборов, с кронштейном ГУР
40217.1000400-132
40217S
То же, в тропическом исполнении
Комплектации с карбюратором К151С, блоком цилиндров отлитым под давлением, отдельным приводом вентилятора с передаточным отношением 1,27
4025.1000400-01
40250F
Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40
«Газель» (4х2)
4026.1000400-01
40260F
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10
«Газель» (4х2, 4х4) «Соболь» (4х2)
4026.1000400-30
40260Н
Комплектность для работы на газовом топливе с проставкой
«Газель» (4х2, 4х4) «Соболь» (4х2)
4026.1000400-10
40260Т
Комплектность с блоком цилиндров 4021.1002010-01, колоколообразным картером сцепления 410.1601015
«Газель» (4х2, 4х4) «Соболь» (4х2)
Конструкция двигателя ЗМЗ-402
Описание конструкции
Двигатель ЗМЗ-402 карбюраторный, четырехцилиндровый. Блок цилиндров изготовлен из алюминиевого сплава. Гильзы цилиндров чугунные, съемные. Крышки коренных подшипников и картер сцепления обработаны в сборе с блоком и поэтому они не взаимозаменяемы.
Коленчатый вал двигателя чугунный, пятиопорный, динамически отбалансирован с маховиком и ведущим диском сцепления. Осевое перемещение вала ограничено двумя упорными шайбами, расположенными по обеим сторонам переднего коренного подшипника.
Распределительный вал с пятью опорными шейками разного диаметра установлен в блоке цилиндров. На валу нарезана шестерня привода датчика-распределителя зажигания и масляного насоса.
Привод распределительного вала осуществляется через текстолитовую или полиамидную шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней коленчатого вала. Кулачки распределительного вала воздействуют на толкатели. Штанги толкателей через коромысла приводят в действие клапаны.
Система смазки двигателя — комбинированная. Для охлаждения масла установлен масляный радиатор. При давлении в системе 0,7–0,9 кгс/см2 предохранительный клапан открывается и масло поступает в радиатор, а затем сливается в картер двигателя. Для отключения масляного радиатора предусмотрен кран. При положении ручки вдоль шланга – он открыт.
Система охлаждения — жидкостная, закрытая. Перед радиатором установлен дополнительный электровентилятор.
Впускной трубопровод подогревается отработавшими газами. Регулятор подогрева имеет два положения – “зима” и “лето”.
Проектировался двигатель ЗМЗ 402 из мотора 24Д в 70-х годах, прототип которого использовался, еще в «полуторках» ГАЗ-56 и ГАЗ-21. Изначально был цельноалюминиевым, со штангами и коромыслами механизма ГРМ и нижним распредвалом. Уплотнение коленвала осуществлялось пропитанным графитовой смазкой жгутом, а не полноценным резинотехническим изделием.
ДВС ЗМЗ 402
Текущий ремонт и обслуживание можно было производить, не только в гараже, но и в чистом поле, «на коленке» ввиду предельно простой конструкции. Однако для капремонта требовался тельфер или кран-балка, поскольку силовой привод весит под 200 кг, учитывая навесное оборудование.
Использована в двигателе простая, примитивная старая конструкция с газораспределительным механизмом по схеме OHV, паранитовыми и асбестовыми прокладками, алюминиевым блоком, головкой и ее крышкой, чугунными коллекторами впуска и выпуска.
Конструкция ЗМЗ 402
Рядная 4-х цилиндровая схема двигателя предназначена для продольного расположения под капотом.
Основные технические характеристики ЗМЗ 402 выглядят следующим образом:
головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 69 – 85 Нм + 90° + 90°
В таблице приведено описание базового мотора, которое подходит для всех вариантов этой серии.
Особенности конструкции
В сравнении с «нулевым» прототипом двигатель ЗМЗ 402 получил весьма незначительные улучшения конструкции, так как задача увеличить мощность не стояла:
изначально блок цилиндров отливался в кокиль, гильзы цилиндров фиксировались в расточке верхней плиты, по верхнему буртику;
затем руководство завода перешло на технологию литья под давлением, верхняя рубашка стала открытой, гильзы крепились внутри нижнего пояса;
позже производитель вновь вернулся к кокильному литью, поэтому в машинах эксплуатируются, и те, и другие блоки.
Разобранный мотор
Очередной особенностью силового привода является использование масляного радиатора, чтобы система охлаждения работала эффективнее.
Масляный радиатор
Газораспределительный механизм имеет морально устаревшую уже на момент создания ДВС схему OHV – распредвал снизу, управление коромысло-штанговым механизмом. Именно из-за этого узла мотор получился очень тяжелым, несмотря на легкий блок цилиндров.
Перечень модификаций ДВС
Маркировка ЗМЗ 402 – это целое семейство однорядных 4 цилиндровых моторов, в которое входят модификации:
10 – базовая версия со степенью сжатия 8,2 под топливо АИ-92 для комплектации автомобиля Волга;
ЗМЗ 402.10 10 – адаптация под бензин А-76 для установки на Волгу;
ЗМЗ 4021.10 10 – форкамерное воспламенение для улучшения парамеров, снят с производства в 1992 году;
ЗМЗ 4022.10 10 – разработка для Газели под соответствующую коробку КПП и А-76;
ЗМЗ 4025.10 10 – аналог 402.10 под Газель для АИ-92, соответственно.
ЗМЗ 4026.10
При этом навесное оборудование осталось без изменений. В модификациях движков использована заводская форсировка механическим способом без применения турбины.
Плюсы и минусы
Основными недостатками серии двигателей ЗМЗ 402 являются:
морально устаревшая конструкция ГРМ;
головка блока цилиндров затрудняет тюнинг;
очень слабые прокладки и задний сальник коленвала;
высокие вибрации, приводящие к ослаблению резьбовых соединений.
Асбестовая прокладка ГБЦ
С другой стороны, мотор очень надежный, рассчитан на высокие эксплуатационные нагрузки. При нормальном обслуживании реальный ресурс составляет 300 – 350 тысяч км пробега.
Список моделей авто, в которых устанавливался
Создавался мотор ЗМЗ 402 для Горьковского и Ульяновского автозаводов, Рижской автобусной фабрики, поэтому применялся для комплектации автомобилей:
ГАЗ-24-10 Волга – 1985 – 1993;
ГАЗ-3102 Волга – 1981 – 2006, только форкамерные модификации ДВС;
РАФ-М1 Роксана и РАФ-М2 Стилс – выпущены в единственном экземпляре, не пошли в серию;
РАФ-33111 – грузовик двухместный бортовой 1 т;
РАФ-22038 – маршрутное такси, небольшие объемы производства;
РАФ-22039 – маршрутное такси крупногабаритное.
Характеристики двигателя позволяли использовать его в Газелях спецтехники, линейка которых выпускалась Мытищинским заводом Купава. В Украине Часовоярский ремзавод собирал автобусы Рута с этими моторами, Черниговский завод – Богдан-А049 и ТУР-А049, Бориспольский автозавод – БАЗ-2215 Дельфин.
БАЗ Дельфин
Социальные (реанимация и катафалк) и школьные автобусы с силовым приводом ЗМЗ 404 собирал Семеновский авторемонтный завод с 1995 по 2006 год. Некоторые детали использовались в двигателях УАЗ в качестве комплектующих.
Регламент обслуживания ЗМЗ 402
Официальный мануал содержит сроки замены расходных материалов, чтобы двигатель ЗМЗ 402 прослужил весь заявленный ресурс:
моторное масло через 10000 км;
охлаждающая жидкость после 60000 км или 2 лет эксплуатации;
регулировка тепловых зазоров клапанов каждые 15000 км;
протяжка гаек ГБЦ каждые 20000 км;
картридж воздушного фильтра служит 20000 км, а топливный фильтр 30000 км.
Изначально в устройство ДВС заложены очень ненадежные прокладки. Пропитанный графитом асбестовый лист толщиной 1,5 мм между блоком и головкой нормально держит температуру, но от вибраций ослабляются гайки. Крышка ГРМ и поддон картера уплотняются паранитовыми прокладками, обладающими низким ресурсом и маслостойкостью.
ГРМ привод зубчатым колесом
Ни ремня, ни цепи ГРМ здесь нет, передача вращения на нижний распредвал осуществляется зубчатой шестерней. Ее ресурс значительно выше, но контроль за состоянием венца необходим периодически.
Обзор неисправностей и способы их ремонта
В принципе, мотор ЗМЗ 402 недоработан изначально, так как на момент создания уже были более прогрессивные технические решения. Основным достоинством является безопасность при срезании зубьев шестерни ГРМ – поршень не гнет клапана.
Зато коленвал шлифуется бесцентровым методом, возникают радиальные биения, при оборотах свыше 2500 – 2700 мин -1 веревочный задний сальник не справляется с задачей. Выхлоп идет в картер, повышается давление масла. Характерны для моторов семейства ЗМЗ 402 следующие неисправности:
Течь масла
прокладка прогорает из-за более сильного нагрева средней части ГБЦ
замена прокладки и своевременная протяжка
Перегрев мотора
поломка помпы, термостата, воздушная пробка в системе охлаждения
замена помпы/термостата, удаление пробки
Вибрации
дисбаланс системы зажигания, карбюратора или КШМ, износ подушек
балансировка систем, замена подушек
Стук может возникать во вкладышах подшипников коленвала и клапанах, исчезает после замены.
Варианты тюнинга мотора
В заводской комплектации двигатель ЗМЗ 402 выдает 182,4 Нм крутящего момента и 100 л. с. мощности, поэтому для увеличения этих характеристик может использоваться механический тюнинг нескольких видов:
расточка цилиндров под гильзы – максимум 100 мм диаметра;
шлифовка ГБЦ – повышает степень сжатия для использования топлива с большим октановым числом АИ-95;
модернизация выпускного тракта – увеличение диаметра выхлопного патрубка.
Тюнинг ЗМЗ 402
Первый способ опасен перегревом силового привода, так как толщина стенок блока снижается на 4 мм, капремонт потребуется быстрее. В последнем варианте снижается экологичность ДВС. Изготовителем рекомендовано либо использовать инжектирование, что очень дорого либо применить более простой, но менее эффективный тюнинг:
замена свечей модификациями с иридиевыми контактами и высоковольтных проводов;
облегченный распредвал с регулировкой настроек клапанов, установленных с завода;
замена карбюратора производителя К-151 более свежими версиями, например, Солекс;
использование облегченной ШПГ и маховика;
расточка седел клапанов и замена их модификациями большего диаметра.
Комплексный механический тюнинг позволяет добавить 30 л. с мощности максимум. Турбировать моторы производитель не рекомендует, так как это резко снижает ресурс.
Таким образом, мотор ЗМЗ 402 является базовым вариантом целой серии движков 402.10, 4021.10, 4022.10, 1025.10 и 4026.10. Изначально до 1980 года он маркировался ЗМЗ-24Д, устанавливался на Волги, Газели и РАФ.