Устройство
V-образные двигатели ЗИЛ — восьми-цилиндровые, карбюраторные, четырехтактные с двухрядным расположением цилиндров. Угол между рядами цилиндров равен- 90°. Выпуск двигателей был впервые освоен на заводе в 1964 г. Двигатели (рис. 1 и 2) устанавливают на грузовых автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
На базе большой группы основных деталей единого размера, таких, как блок цилиндров, коленчатый вал, его подшипники,, шатуны, детали газораспределительного механизма, удалось создать семейство короткоходных двигателей, способных работать в самых тяжелых условиях. Комплектуя блок цилиндров гильзами с внутренним диаметром 100 мм, получают двигатель с рабочим объемом 6 л, а гильзами с внутренним диаметром 108 мм — двигатель с рабочим объемом 7 л. Ход поршня в обоих случаях равен 95 мм.
Семилитровые двигатели носят название ЗИЛ-375 и используются на грузовых автомобилях Уральского автомобильного завода.
Основные параметры V-образных двигателей:
Основные отличия двигателей на изображениях ЗИЛ-130 (рис. 3, 4), ЗИЛ-131 (рис. 5, 6). Заводской номер двигателя выбит на специальной площадке, расположенной на верхнем торце блока цилиндров, в передней правой части. Кроме того, номер выбит на заводской табличке, расположенной на подставке сиденья с правой стороны.
Особенности двигателя автомобиля ЗИЛ-131
Двигатель 3ИЛ-131 V-образный, восьмицилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, с жидкостным охлаждением.
Двигатель прикреплен к раме в трех точках.
Передней опорой двигателя является кронштейн, установленный под крышкой распределительных шестерен; задними опорами служат лапы картера сцепления.
Между кронштейном и передней поперечиной рамы, а также между лапами картера сцепления и задними кронштейнами крепления двигателя установлены круглые резиновые подушки.
Подушки передней и задней подвески взаимозаменяемы. Кроме того, двигатель соединен с передней поперечиной рамы при помощи реактивной тяги, имеющей резиновые амортизаторы.
Реактивная тяга предназначена для удержания двигателя от продольных перемещений при выключений сцепления, включении раздаточной коробки или при торможении автомобиля.
Подвеска двигателя показана на рис. 4
В сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание автомобиля», необходимо производить проверку затяжки гаек болтов передней и задней подвесок двигателя, а также проверку крепления реактивной тяги.
Момент затяжки гаек болтов 8 задней подвески должен быть равен 20—25 кГм, а гаек болтов 4 и 12 соответственно передней и задней подвесок 8—10 кГм.
Двигатель ЗИЛ 131
Многие автолюбители встречались с ЗИЛ 131. Это, по большей части, военный грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров. Но, существует много модификаций этого транспортного средства, поэтому он нашёл себя и на гражданке, как автомобиль специального назначения, или обычный грузовик.
Технические характеристики
Двигатель ЗИЛ 131 имеет схожую конструкцию со своим старшим братом 157-м. Технические характеристики 131-го значительно улучшились, мощности стало больше, а конструктивные недочёты прошлого были исправлены.
Итак, рассмотрим технические характеристики двигателя ЗИЛ 131:
Наименование | Технические характеристики |
Марка | ЗИЛ |
Модель | 131 |
Объем двигателя | 6,0 литра (5969 см куб) |
Мощность двигателя | 150 |
Конфигурация | V8 |
Расположение | Рядный, продольный |
Расход | 49,5 литра на каждые 100 км пробега |
Количество цилиндров | 8 |
Количество клапанов | 16 |
Диаметр поршня | 100 мм |
Охлаждение | Жидкостное |
Топливо | Бензин (газ — как дополнительное оборудование) |
Система питания | Карбюратор |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Вес мотора | 490 кг |
Все ЗИЛ 131 двигатель оснащались 5-ти ступенчатой механической коробкой переключения передач. Также, раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,08; 2 передача — 1,00. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 7,34.
Обслуживание
Обслужить мотор достаточно просто. Межсервисный интервал составляет 15 000 км. При проведении технического обслуживания меняется моторное масло и центробежного маслянного фильтра.
Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля. Что же входит в техническое обслуживание двигателей серии ЯМЗ 236:
- Замена масла.
- Регулировка клапанного механизма.
- Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр.
- Другие операции, направленные на техническое обслуживание силового агрегата.
Неисправности и ремонт
Ни что не вечно, и так силовой агрегат ЗИЛ 131 также имеет свойство выходить со строя. Конечно, поточные ремонты — это хорошо, но есть неисправности, которые встречаются практически на каждом двигателе с маркировкой 131. Рассмотрим основные неисправности и методы их устранения.
Основные технические неисправности мотора, которые наиболее часто встречаются:
Признак неисправности | Причина неисправности | Метод устранения |
1. Двигатель не пускается или плохо пускается при исправной работе стартера | Нет топлива в поплавковой камере карбюратора | Продуть топливопроводы, проверить работу игольчатого клапана карбюратора, топливный насос |
Переобогащена рабочая смесь по вине водителя | Продуть цилиндры, провернуть коленчатый вал двигателя стартером (не более 5 … 10 с) при полностью открытых дроссельных и воздушной заслонках | |
Не закрывается воздушная заслонка | Проверить работу воздушной заслонки и устранить неисправность | |
Засорились жиклёры | Промыть жиклёры в ацетоне, затем продуть воздухом | |
2. Двигатель работает с перебоями или быстро останавливается на режиме холостого хода | Поплавковая камера карбюратора медленно заполняется топливом | Промыть игольчатый клапан карбюратора, продуть топливные магистрали, промыть топливный фильтр грубой очистки топлива |
Не открываются дроссельные заслонки при закрытии воздушной заслонки | Отрегулировать работу рычага привода дроссельных заслонок | |
Не отрегулированы винты качества, и количества горючей смеси карбюратора | Отрегулировать карбюратор на режиме холостого хода | |
Засорились жиклёры системы холостого хода карбюратора | Промыть жиклёры системы холостого хода в ацетоне и продуть их воздухом | |
Просачивается воздух между фланцем карбюратора и фланцем впускного трубопровода | Подтянуть крепление карбюратора. При повторении дефекта заменить прокладку | |
3. Внезапная остановка двигателя | Прекращение подачи топлива | Установить причину прекращения подачи топлива и устранить ее |
4. Двигатель не развивает полной мощности | Не отрегулированы зазоры в клапанном механизме | Отрегулировать зазоры |
Переобогащена рабочая смесь из-за дефектов игольчатого клапана или негерметичности поплавка карбюратора | Промыть игольчатый клапан карбюратора в ацетоне | |
Отогнуть рычаг поплавка и установить требуемую высоту уровня топлива в поплавковой камере или заменить поплавок | ||
Неправильно работает привод клапана экономайзера | Проверить и, если требуется, отрегулировать момент включения клапана экономайзера | |
Переобедненная рабочая смесь, засорены жиклёры | Промыть жиклёры в ацетоне, затем продуть воздухом | |
Засорены топливопроводы и топливный фильтр | Прочистить трубопроводы. Заменить фильтр тонкой очистки топлива | |
Рано срабатывает ограничитель частоты вращения | Отрегулировать ограничитель частоты вращения | |
Неполностью открываются воздушная или дроссельные заслонки карбюратора | Отрегулировать тягами открытие заслонок | |
Засорен воздушный фильтр | Промыть воздушный фильтр | |
5. Стуки в двигателе | Большой зазор между клапанами и коромыслами | Отрегулировать зазоры в клапанном механизме |
Детонационное сгорание | Залить топливо с необходимым октановым числом, удалить нагар в камерах сгорания, установить правильно угол опережения зажигания | |
6. Повышенный расход топлива при эксплуатации | Повышен уровень топлива в поплавковой камере карбюратора | Устранить негерметичность игольчатого клапана или отрегулировать положение иглы |
Неисправна топливоподающая система. Течь в местах соединений, дефект мембраны топливного насоса | Устранить течь. Заменить мембрану топливного насоса | |
Засорённость воздушного фильтра | Промыть воздушный фильтр |
Вывод
Устройство и ремонт силового агрегата ЗИЛ 131 предоставленное в статье является поверхностным. Двигатель ЗИЛ 131 стал легендой целой эпохи, но и на этот момент продолжает эксплуатироваться в полной мере. Ремонтируется и обслуживается движок зачастую своими руками, а поэтому его относительно выгодно содержать.
Единственным серьёзным недостатком является высокий расход, что бьёт по расходам владельца.
Характеристики и ремонт двигателя ЗИЛ 131
Большинству автолюбителей известен легендарный ЗИЛ-131. Это, в большинстве своем, военная грузовая машина, которая предназначена для перевозки различных грузов и людей. Однако, существует также множество различных модификаций данного транспорта, а соответственно и двигателя ЗИЛ-131, поэтому он имеет повышенную популярность и востребованность в гражданских условиях в качестве авто специального назначения, или же простого грузовика.
Разновидности двигателей
Главный, то есть первоначальный, двигатель ЗИЛ 131 представляет собой четырёхтактный 8-ми цилиндровый мотор на шесть литров с мощностью в 150 лошадиных сил. Примерно на 100 километров хода расход топлива составляет почти 40 литров. Такое значительное потребление потребовало установки двух баков по 170 литров.
В 1986 году был выпущен модернизированный двигатель ЗИЛ 131, который отличается от предыдущего, головками цилиндрических блоков. Также этот вариант двигателя ЗИЛ 131 экономнее предыдущей версии.
Уже в новой истории ЗИЛ 131, автомобили оснащались дизельными двигателями, например, Д-245.20. Расход дизельного топлива также не мал — 18 литров дизеля на 100 километров пути, однако это значительно дешевле его «прародителя».
Технические характеристики
Двигатель ЗИЛ-131 очень похож на своего старшего «родственника» 157-го. Технические особенности 131-го двигателя в значительной степени стали лучше, мощность гораздо больше, а конструктивные неполадки прошлой системы были приняты во внимание и исправлены.
Итак, среди базовых и наиболее значимых технических параметров стоит выделить следующие:
- Общий объем двигателя составляет 6 литров или 5969 кубических сантиметров.
- Конфигурация — V8.
- Расположение двигателя рядного и продольного типа.
- Расход топлива составляет примерно 59,5 литров на каждые 100 километров хода.
- Двигатель ЗИЛ-131 имеет 8 цилиндров, которые работают в таком порядке:1-5-4-2-6-3-7-8.
- Система оснащена 16 клапанами.
- Диаметральный размер поршневой системы составляет 100 миллиметров.
- Охлаждения двигателя ЗИЛ-131 осуществляется жидкостью.
- Структура питания машины карбюраторная.
- Общий вес двигателя ЗИЛ-131 равен 490 килограммов.
Абсолютно все двигатели ЗИЛ 131 оборудованы 5-ти ступенчатой коробкой передач механического типа. Раздаточная коробка имеет двухступенчатую структуру.
Обслуживание
Обслуживание мотора осуществляется довольно просто, поэтому с этим процессом может справиться даже не специалист. Приблизительно через каждые 15 тысяч километров хода необходимо производить осмотр и обслуживание мотора. При произведении техобслуживания машины нужно заменить моторное масло, а также масляной фильтр центробежного вида.
Каждое техническое обслуживание представляет собой комплекс специальных операций и процедур, которые необходимы для того, чтобы сохранить надлежащее техническое состояние машины. Для обслуживания двигателя ЗИЛ 131 потребуется выполнить следующие операции и процедуры:
- замена масла;
- регулировка механизма клапана;
- замена фильтрационной системы. Стоит отметить, что в зависимости от модификации мотора, некоторые фильтрующие элементы могут и отсутствовать, в частности это касается фильтра тонкой и грубой чистки масляной жидкости, системы чистки топлива и воздушного фильтра;
- другие процедуры обслуживания силового агрегата.
Неполадки, поломки и ремонт
В случае, если при техническом обслуживании были обнаружены какие-то неполадки и поломки, то потребуется ремонт.
Практически ничего нет вечного, это же относится и к двигателю ЗИЛ 131. Мотор может выходить из строя, поэтому поточные ремонты встречаются очень часто. Однако, зачастую поточные ремонты могут не оказаться действенными при определенных неисправностях, потому приходится прибегать к особым методам их исправления.
Наиболее часто можно встретить следующие поломки:
- Если двигатель отказывается запускаться, или же пускается очень плохо, хотя работа стартера нормальная, то проблема заключается в том, что в поплавковой камере карбюратора нет топлива. Для устранения проблемы нужно продуть топливные проводы, перепроверить функцию игольчатого клапана карбюратора и насосную систему топливного типа.
- Иногда двигатель ЗИЛ 131 может работать с определенными перебоями или же быстро останавливается на холостом ходу. В таком случае, вероятнее всего, причина неисправности таиться в том, что поплавковая камера карбюратора медленно наполняется топливной жидкостью. Чтобы устранить неисправность, необходимо помыть игольчатый клапан, продуть магистрали и помыть фильтр грубой чистки топлива.
- Если двигатель ЗИЛ 131 внезапно остановился и отказывается работать, то придется обращаться в сервисный центр для тщательной диагностики и установления причины прекращения работы, ибо проблема имеет внутренний характер.
- Если же двигатель не может полностью развить свою мощность, то необходимо отрегулировать зазоры в клапанной системе.
- Если в двигателе слышны стуки и трески, то, скорее всего имеется большой зазор меж клапанами и коромыслами. В таком случае, нужно хорошо отрегулировать расстояние в клапанной системе.
- Если при работе машины наблюдается слишком большой перерасход топливной жидкости, то проблема может быть в повышенном уровне топлива в камере карбюратора. Необходимо убрать негерметичность игольчатого клапана или правильно становить положение иголки.
Конечно же, представленные проблемы и пути их решения поверхностные и наиболее распространенные. С теми же симптомами могут повстречаться и другие неисправности, которые требуют совершенно иного подхода в ремонте двигателя ЗИЛ 131. Именно по этой причине, если вы не знаете наверняка в чем заключается неисправность, не стоит самостоятельно пытаться осуществить ремонт. Особенно это касается тех случаев, когда речь идет об автомобилисте-любителе, а не о специалисте.
Стоимость
В интернет-сети можно увидеть множество объявлении о продаже б/у грузовиков ЗИЛ 131 разного типа исполнения и назначения (бортовые, самосвалы, бензовозы и другие). При этом стоимость на автомобиль может колебаться от 100 до 300 тысяч рублей, так как техническое состояние авто разное. Если же говорить о более новых моделях грузовиков с дизельным двигателем, то речь идет уже о ценах от 500 тысяч до миллиона рублей. Отдельно двигатели ЗИЛ 131 практически не продаются, ибо нигде больше не используются.
Итоги
Следует отметить, что двигатель ЗИЛ 131 представляет собой легендарного представителя целой эпохи автомобильной промышленности, но и на данный момент машина и двигатель ЗИЛ 131 активно используется в военных и гражданских целях. Необходимо заметить, что в гражданском виде очень часто военные автомобили, которые работают на базе двигателя ЗИЛ 131, переоборудованы в спецмашины: пожарные, маслозаправщики, бензовозы, аэродромные передвижные агрегаты, универсальные автоцистерны и так далее.
Зачастую владельцы автомобиля уже знают, как нужно ремонтировать двигатель, поэтому машину относительно выгодно содержать. Единственным серьезным недостатком автомобиля, а соответственно и двигателя ЗИЛ-131 является высокий расход топлива (в том числе и дизеля), что существенно бьет по карману владельца.