Меню

Двигатель запорожца схема подключения

Устройство двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» карбюраторный, четырехтактный, V-образный, верхнеклапанный, с уравновешивающим механизмом, с рабочим объемом 1197 см 3 , имеет 4 отдельных цилиндра, которые укреплены на картере под углом 90° попарно .

Охлаждение двигателя МеМЗ-968Н воздушное, производится от осевого вентилятора, который расположен в развале цилиндров.

Головки цилиндров и цилиндры двигателя автомобиля ЗАЗ-968М с целью увеличения площади охлаждения обладают оребренной поверхностью.

Объем камеры сгорания 41,2-43,7 см 3 .

Компоновка ДВС выделяется удобством и простотой обслуживания. Узлы двигателя, которые требуют регулировки либо ухода (свечи 8, распределитель зажигания 34, воздушный фильтр, генератор 28, карбюратор 33, регулировочные винты коромысел, стартер, центробежный маслоочиститель), установлены в легкодоступном месте.

Карбюратор с одной камерой обеспечивает равномерную работу двигателя «Запорожца» сразу же после пуска, высокую приемистость, уверенный пуск и экономичность двигателя.

При нормально заряженном аккумуляторе, использовании зимнего масла и правильной регулировке системы зажигания двигатель без подогрева запускается от стартера при температуре окружающего воздуха до -15° C с одной-двух попыток.

У смазочной системы двигателя МеМЗ-968Н есть механический полнопоточный центробежный маслоочиститель. Через него проходит все масло двигателя. Для обеспечения хороших смазывающих свойств, стойкости против окисления, а также для работы двигателя в большом диапазоне температур, масло имеет комплекс присадок.

Цилиндры двигателя нумеруются от вентилятора: с левой стороны 1-й и 2-й, с правой — 3-й и 4-й. Порядок работы цилиндров: 1—3—4—2 (см. схему на рисунке).

Порядок работы цилиндров двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец.

Картер 36 двигателя МеМЗ-968Н имеет туннельный тип, в нем установлен коленвал 2 на трех опорах. Коленвал отлит из специального высокопрочного чугуна. Поршни 7 отлиты из сплава алюминия. У них имеются по два компрессионных кольца и одно маслосъемное кольцо, которое состоит из двух дисков и расширителей – радиального и осевого. Шатуны 3 имеют двутавровое сечение. Нижняя головка шатуна является разъемной, с тонкостенными вкладышами, в верхнюю головку запрессована втулка. Картер снизу закрыт масляным картером 1, который отлит из магниевого сплава. В трех расточках картера установлен распредвал. Внутри него находится вал 46 балансирного механизма.

Головка цилиндров ДВС автомобиля ЗАЗ-968М общая на два цилиндра. На каждый цилиндр имеется по одному выпускному и впускному клапану.

Затягивание гаек крепления головки цилиндров осуществляется в два приема: сначала предварительная затяжка с усилием около 16-20 Н·м (1,6-2 кгс·м), затем окончательная затяжка с усилием около 40-50 Н·м (4-5 кгс·м) в порядке, который указан на рисунке.

Порядок затяжки гаек головок цилиндров двигателя МеМЗ-968Н на автомобиле ЗАЗ-968М Запорожец.

Привод балансирного и распределительного валов осуществляется косозубыми зубчатыми колесами 45 и 47 от коленчатого вала.

Продольный, а также поперечный разрезы двигателя МеМЗ-968Н, изображенные на рисунках, дают представление об устройстве ДВС ЗАЗ-968М, а также представление о приводе агрегатов.

Поперечный и продольный разрезы двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1 — Картер масляный; 2 — Вал коленчатый; 3 — Шатун; 4 — Датчик давления масла; 5 — Цилиндр; 6 — Термостат; 7 — Поршень; 8 — Свеча зажигания; 9 — Головка цилиндров; 10 — Штанга толкателя; 11 — Толкатель впускного клапана первого и второго цилиндров; 12 — Направляющий аппарат вентилятора; 13 — Ремень вентилятора; 14 — Трубка отсоса картерных газов; 15 — Топливный насос; 16 — Щуп масляный; 17 — Сливная пробка; 18 — Храповик; 19 — Маслоотражатель; 20 — Манжета коленчатого вала; 21 — Крышка центробежного маслоочистителя; 22 — Колесо балансирного вала; 23 — Подшипник балансирного вала; 24 — Упорная шайба; 25 — Втулка балансирного вала; 26 — Колесо привода распределительного вала; 27 — Фланец упорный; 28 — Генератор; 29 — Кожух верхний; 30 — Впускная труба; 31 — Прокладка карбюратора; 32 — Проставка карбюратора; 33 — Карбюратор; 34 — Распределитель зажигания; 35 — Масляный радиатор; 36 — Картер двигателя; 37 — Маховик; 38 — Масляный насос; 39 — Маслоприемник; 40 — Средняя опора; 41 — Вкладыш среднего подшипника; 42 — Передняя опора; 43 — Подшипник передней опоры; 44 — Прокладка крышки распределительных шестерен; 45 — Зубчатое колесо привода распредвала; 46 — Вал балансирного механизма; 47 — Колесо зубчатое привода балансирного вала; 48 — Крышка распределительных шестерен; 49 — Корпус центробежного маслоочистителя; 50 — Прокладка крышки центробежного маслоочистнтеля; 51 — Маслоотражатель; 52 — Болт крепления корпуса центробежного маслоочистителя.

На крышке распределительных зубчатых колес в верхней части находится направляющий аппарат 12 вентилятора с рабочим колесом и генератором в сборе. Осуществление привода вентилятора происходит с помощью клиновидного ремня 13 от крышки 21 центробежного маслоочистителя, которая смонтирована на переднем конце коленвала.

Передняя часть двигателя автомобиля «Запорожец» ЗАЗ-968М закрыта крышкой 48 распределительных зубчатых колес, закрепленной болтами к картеру. У крышки с правой стороны стоит топливный насос 15 с приводом.

Осуществление привода топливного насоса происходит штангой от кулачка-гайки распредвала.

Привод масляного насоса и прерывателя-распределителя осуществляется от зубчатого колеса, который выполнен на распределительном валу. Компоновка привода сделана отдельным узлом. Установка производится в вертикальную расточку двигательного картера.

Прерыватель-распределитель 34 стоит на корпусе привода и к нему крепится пластиной.

Чтобы правильно установить момент зажигания, на крышке и корпусе центробежного маслоочистителя сделаны установочные метки.

Масляный насос 38 крепится болтами к нижней части картера.

Подобная компоновка обеспечивает жесткость, прочность, надежность и компактность конструкции, а также дает возможность уменьшить массу двигателя внутреннего сгорания.

Двигатель запорожца схема подключения

ЗАЗ 968м
Описание:
Условные обозначения:

2 указатель поворотов;

3 звуковой сигнал;

4 5 пружинный контакт и кнопка включения сигнала;

6 оптический элемент;

7 лампа габаритного освещення А12-4;

8 лампа фары А12-45+40;

10 повторитель указателя поворота (лампа А12-4);

11 включатель сигнализации тормозов «стоп» ВК-412;

12 выключатель аварийной сигнализации тормозов ВК12Б; 13 реле аварийной сигнализации тормозов РС525А;

14 аккумуляторная батарея :СПБ-55;

15 блок предохранителей ПР112;

16 реле-прерыватель РС-950Б;

18 контрольная лампа работы генератора А12-1;

19 указатель уровня топлива в баке УБ-26А;

20 контрольная лампа работы отопителя А12-1;

21 контрольная лампа указателя поворота А12-1;

22 лампа освещения комбинации приборов А12-1;

23 контрольная лампа включения дальнего света фар А12-1;

24 контрольная лампа аварийной сигнализации тормозов А12-1;

25 контрольная лампа аварийного давления масла А12-1;

26 указатель температуры масла УК273;

27 розетка переносной лампы ПС500;

28 стеклоочиститель СЛ226 В;

29 рычаг переключателя стеклоочистителя и включателя стеклоомывателя;

30 рычаг переключателя указателей поворота;

31 рычаг переключателя света фар;

32 выключатель наружного освещения ВК343-02;

33 включатель аварийного состояния автомобиля или вынужденной его остановки ВК422-12 (лампа А12-0,8);

34 замок зажигания ВК347;

35 датчик уровня топлива БМ159А;

36 реле блокировки РБ1-10;

37 реле стартера РС534;

38 включатель фонарей заднего кода ВК418;

39 реле-регулятор РР310В;

40 плафон освещения салона ПК140 (ламла АС12-5);

41 стартер СТ368;

42 штепсельный разъем;

43 генератор Г-502А;

44 катушка зажигания Б115-В;

45 прерыватель-рапределитель зажигания Р-114Б;

46 свеча зажигания А23-1;

47 датчик давления масла ММ111Д;

48 датчик температуры масла TM-100A;

49 фонарь задний правый;

50 лампа указателя поворота А12-21-3;

51 лампа габаритного освещения А12-5;

52, 53 пампа сигнала заднего хода и сигнала «стоп» А12-21-3;

54 подкапотный фонарь ПД-526 с лампой А12-8;

55 фонарь освещения номерного знака с лампой А12-5;

56 фонарь задний левый.

Провод красный от поз 20 к отопитепю, провода черные от предохранителя 15 к отопителю.

Двигатель запорожца схема подключения

ЗАЗ-965А (АБ). ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Электрооборудование автомобиля 12-вольтовое, постоянного
тока Агрегаты электрооборудования соединены по однопровод-
ной системе. С кузовом автомобиля соединена минусовая клемма
батареи.

Принципиальная схема электрооборудования показана на
рис. 78

На автомобиле установлена аккумуляторная батарея 6-СТ-42.
Номинальное напряжение батареи 12 в, емкость при 10-часовом
режиме разряда 42 а-ч.

Батарея установлена в специальном гнезде в багажнике под
поликом и укреплена планкой с помощью двух стяжек с гайками-
барашками.

При нормальной эксплуатации автомобиля батарея заряжается
автоматически. Если аккумуляторная батарея постепенно разря-
жается или чрезмерно заряжается и электролит начинает «кипеть»,
необходимо проверить работу реле-регулятора и генератора. Для
увеличения срока службы аккумуляторной батареи не следует
длительно (более 10 сек держать стартер включенным, даже при
качественно заряженном аккумуляторе, так как это приводит к
преждевременному выходу его из строя

Особенно вредно пользоваться стартером при слабо заряженной
аккумуляторной батарее, так как стартер, потребляя в момент
включения большую силу тока (до 200 ампер) создает повышенную
нагрузку на аккумулятор, пластины которого коробятся, активная
масса осыпается и замыкает пластины. Аккумулятор полностью
выходит из строя

Зимой ввиду большой вязкости картерного масла холод-
ный двигатель для пуска требует большего усилия для про-
ворачивания коленчатого вала, поэтому нагрузка на аккумуляторную батарею значительно увеличивается.

На морозе, для увеличения срока службы батареи, холодный
двигатель пускайте только после его прогрева отопительной уста-
новкой или предварительной прокрутки пусковой рукояткой до лег-
кого вращения.

Электролит, которым заполняется аккумуляторная батарея, со-
стоит из серной кислоты и дистиллированной воды. Плотность
электролита в полностью заряженном аккумуляторе должна быть
разной в зависимости от климата, в котором он работает. В южных
районах плотность электролита должна быть меньшей, а в север-
ных районах, где возможно замерзание электролита малой плот-
ности,— большей. Значения плотности электролита для различных
климатических условий приведены в таблице (см. стр. 145).

Рис 78 Схема электрооборудования автомобилей ЗАЗ 965А и ЗАЗ 965АБ

1 — подфарник, 2 — фара, 3 — соединительная панель 4 — звуковой сигнал 5—аккумуляторная батарея, 6 — датчик уровня бензина, 7 —
электродвигатель стеклоочистителя, 8 — включатель стеклоочистителя, 9 — включатель зажигания и стартера 10 — плафон освещения кузова,

11 — реле включателя стартера 12 — контрольная лампа работы генератора, 13 — стартер, 14 — подкапотный фонарь 15 — свеча зажигания,
16 — катушка зажигания 17 — распределитель зажигания 18 — селеновый выпрямитель 19 — фонарь освещения номерного знака, 20 — генератор 21 — задний фонарь 22 — датчик температуры масла 23 — датчик аварийного давления масла 24 — реле блокировки 25 — реле регулятор,
26 — центральный переключатель света 27 — биметаллический кнопочный предохранитель 28 — кнопка включения звукового сигнала, 29 —
ножной переключатель света 30 — переключатель указателей поворотов 31 — прерыватель указателя поворота, 32 — контрольная лампа указателя поворота, 33 — лампа освещения щитка приборов 34— указатель температуры масла 35 — указатель уровня бензина в баке, 36 — кон-
трольная лампа дальнего света фар 37 — контрольная лампа аварийного давления масла, 38 — блок предохранителей, 39—штепсельная розетка

Читайте также:  Машина тьюринга представляет собой автоматическое устройство способное находиться

40 — фонарь бокового сказателя поворота 41 — включатель сигнала «стоп»
Цвета проводов к — коричневый, кр — красный, ж — желтый, о — оранжевый г —голубой з —зеленый, ч — черный, с — серый, б — белый

Автомобиль ЗАЗ-968М «Запорожец» (стр. 14 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Рис. 144. Схема соединений для про­верки реле-регулятора на автомобиле: 1 — генератор; 2 — вольтметр: 3 — реле-регулятор; 4 — выключатель зажигания; 5 — стартер; 6 — аккумуляторная бата­рея; 7 — включатель массы: 8 — амперметр 8.

Рис. 145. Схема соединений для провер­ки реле-регулятора на стенде: 1 генератор; 2 — вольтметр: 3, 7—-ре­остаты; 4 — реле-регулятор; 5 — выключа­тель; 6 — аккумуляторная батарея; 8 — амперметр

При несоответствии напряжения указанным значениям необ­ходимо отрегулировать реле-регулятор, для чего следует открыть крышку реле-регулятора и проверить зазор между якорьком и сер­дечником, который должен быть в пределах 1,2..1,4 мм. При необ­ходимости устанавливают зазор, перемещая неподвижный кон­такт, закрепленный на стойке двумя винтами.

Окончательную регулировку реле-регулятора осуществляют изме­нением натяжения пружины якорька: при повышенном напряжении

необходимо уменьшить натяжение пружины якорька, а при понижен­ном увеличить. Натяжение пружины изменяют подгибкой хвостовика угольника на реле-регуляторе.

Для проверки и регулировки на стенде реле-регулятор устанавливают в рабочее положение и подсоединяют выводы изме­рительных приборов, как показано на рис. 145.

Доводят частоту вращения ротора генератора до 4300 об/мин и, поддерживая работу генератора в заданном режиме, устанавлива­ют реостатом ток нагрузки генератора 10 А. В таких условиях регулируемое напряжение должно быть в пределах 13,8. 14,8 В. При несоответствии напряжения указанным значениям необходимо подрегулировать реле-регулятор (см. выше).

УСТРОЙСТВО РЕЛЕ БЛОКИРОВКИ

Реле блокировки служит для автоматического выключения стартера после пуска двигателя и управления контрольной лампой, указывающей на нормальную работу генератора. Реле блокировки РБ1-10 (рис. 146) состоит из электромагнитного реле с нормально замкнутыми контактами и выпрямительного моста из диодов типа Д7-Б для питания электромагнитного реле.

Техническая характерястика реле блокировки РБ1-10 при температуре прибора и окружающей среды +20 °С

Напряжение размыкания контактов реле блокировки, измеренное на клеммах «

Напряжение замыкания контактов реле, измеренное на клеммах «

Зазор между якорьком и сердечником при замкнутых контактах (регулируется перемещением держателя верхнего контакта), мм 0,35 . 0,45

Рис. 146. Схема реле блокировки

В рабочем диапазоне частот вращения коленчатого вала дви­гателя (генератора) контакты реле блокировки постоянно разомкну­ты, благодаря чему предотвращается включение стартера при случайном повороте ключа зажигания в положение включения стартера. При остановке двигателя напряжение на зажимах генератора исчезает, реле блокировки отключается, подготов­ляя цепь питания стартера для последующего пуска двигателя.

При включении зажигания на неработающем двигателе ввиду зам­кнутости контактов реле контроль­ная лампа на панели приборов загорается, а после пуска двигателя гаснет, что свидетельству­ет о нормальной работе генератора.

При этом снимается напряжение двух фаз генератора и пода­ется на выпрямительный мост, катушка реле намагничивается и притягивает якорь — контакты размыкаются. Уход за реле блокиров­ки тот же, что и за реле-регулятором.

Реле блокировки РБ1-10 имеет следующие данные обмотки. Основная обмотка состоит из 2500±10 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,19 мм, намотанных против часовой стрелки (смотря на катушку сверху). Сопротивление обмотки при температуре +20°С — (81+6) 0м.

Вспомогательная обмотка состоит из 90± 1 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,41 мм, намотанных против часовой стрелки (смотря на катушку сверху).

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЕ БЛОКИРОВКИ

Реле блокировки можно проверить на специальном стенде и на автомобиле. При этом необходимо иметь:

вольтметр переменного тока со шкалой не более 20 В класса точности не ниже 1,0;

реостат на 150. 350 0м при силе тока 0,3. 0,7 A:

понижающий трансформатор 220/(12. 16) В или лабораторные автотрансформаторы ЛАТР-1, ЛАТР-2;

контрольную лампочку 12 В мощностью 3 Вт.

Рис. 147. Схема соединений для про­верки реле блокировки

Для проверки работоспособности реле блокировки на авто­мобиле при неработающем двигателе и включенном зажига­нии необходимо снять с двух клемм «

» наконечники. От клемм «-)-» и «—» аккумуляторной батареи подвести напряжение к клеммам реле блокировки в следующей последовательности: к нижней клемме «

» подсоединить «+», а к верхней клемме «

» прикасаться проводником «—», при этом должны прослушиваться резкие щелчки (притягивание якоря к сердечнику), а контрольная лампа должна гаснуть. Затем к верхней клемме «

» подсоединить «+», а к нижней клемме «

» прикасаться проводником «—», при этом также должны прослушиваться щелчки и должна гаснуть контрольная лампа.

Если в первом случае или втором не были слышны щелчки и контрольная лампа не гасла, значит, реле блокировки неисправ­но, пробиты диоды или обрыв в катушке. Может быть и так, что щелчки в обоих случаях прослушиваются, а реле блокировки неисправно (лампочка не гаснет).

Это указывает на то, что в реле блокировки произошло за­мыкание вывода «ЛК» на массу.

Для проверки и регулировки на стенде реле блокировки устанавливают в рабочее положе­ние.

» реле блоки­ровки (рис. 147) подключают ис­точник регулируемого синусои­дального напряжения с частотой 50 Гц и вольтметр переменного то­ка. К клемме «PC» подключается «+» аккумуляторной батареи, а клемму «—» соединяют с массой реле блокировки. Между клемма­ми «PC» и «ЛК» включают лам­почку 12 В, 3 Вт.

При плавном изменении напряжения источника по вольтметру определяют напряжение включения и отключения реле блокировки. Момент включения и отключения фиксируют соответственно по по­туханию контрольной лампы.

Напряжение аккумуляторной батареи при проверке должно быть (12,5±0,3) В.

Если размыкание и замыкание контактов (о чем сигнализирует контрольная лампа) происходит при напряжениях, отличающихся от приведенных в характеристике, то необходимо подрегулировать реле блокировки, для чего открыть крышку реле и проверить зазор между якорьком и сердечником, который должен быть в пределах 0,35. 0,45 мм.

Эту регулировку выполняют путем перемещения неподвижного контакта, который находится на стойке и прикреплен к ней двумя винтами.

Окончательную регулировку выполняют путем изменения натяже­ния пружины якорька с помощью подгибки хвостовика угольника, имеющегося на реле.

УСТРОЙСТВО СТАРТЕРА

Стартер типа СТ-368, предназначенный для пуска двигателя, представляет собой электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения.

Он включается с помощью электромагнитного тягового реле (рис. 148) типа РС904-А, смонтированного на фланце крышки стартера.

Техническая характеристика стартера

Номинальное напряжение, В 12

Номинальная мощность, кВт 0.87

Сила тока холостого хода, А, не более 70

Частота вращения якоря при холостом ходе, об/мин, не менее 5000

Сила тока при тормозном моменте 0,66 кгс-м, не более 260

Напряжение включения тягового реле в момент соприкосновения шестерни привода с прокладкой толщиной 20 мм, помещенной меж­ду шестерней и ее упором, В, не более 9

Сила воздействия пружин щеткодержателя на щетку, гс

Число зубьев шестерен привода стартера 9

Рис. 148. Схема электрических соеди­нений системы пуска двигателя: G — аккумуляторная батарея; К — реле включения стартера; М стартер; SI выключатель зажигания и стартера; Т катушка зажигания; S2 прерыватель-распределитель зажигания

Стартер (рис. 149) имеет четыре полюса 37, на которых рас­положены катушки 36 возбуждения, три из которых соединены между собой последовательно, одна — параллельно им. Конец па­раллельной обмотки винтом соединен с корпусом статора.

Параллельная катушка состоит из 150 витков медного эмали­рованного провода диаметром 0,55 мм; сопротивление катушки при 20°С 1,9. 2,1 0м. Снаружи катушка изолирована изоляцион­ной клейкой бумагой, одним слоем в полуперекрытие хлопчато­бумажной лентой толщиной 0,25 мм, шириной 15 мм и пропитана эмульсионным лаком на основе лака МА-0121 ТУ 7. Последовательные катушки имеют по семь витков проволоки 1,81х4,7 мм, изолированных электроизоляционным картоном ЭВ толщиной 0,25 мм, шириной 15 мм с полуперекрытием и пропитаны водоэмульсионным лаком на основе лака МА-0121 ТУ 7.

Обмотка якоря — двухслойная, состоит из 23 секций медного эмалированного провода диамет­ром 2,02 мм. Число витков в сек­ции два, число пазов в якоре 23, шаг по пазам 1. 7 мм, число кол­лекторных ламелей 23, шаг по коллектору 1. 12 мм. Якорь 21 стартера вращается в двух брон-зографитовых втулках 14 и 29, установленных в передней 13 (со стороны привода) и задней 32 крышках. Колпак 28, задняя 32 и передняя 13 крышки с располо­женным между ними статором 22 стянуты двумя стяжными болта­ми 23.

На задней крышке 32 винтами 27 закреплен пластмассовый щет­кодержатель 30, имеющий фигур­ные гнезда под изолированные щетки 35. Неизолированные (массовые) щетки 34 находятся в фи­гурных гнездах, выполненных в крышке 32. Щетки поджимаются к коллектору цилиндрическими пружинами 31, которые находятся в отверстиях пластмассового щеткодержателя и упираются в изоля­ционную прокладку 26. Все щетки имеют гибкие канатики. Канатики массовых щеток к крышке крепятся теми же винтами 27, что и пласт­массовый щеткодержатель.

Рис. 149. Стартер СТ-368: 1 — крышка реле: 2 — контактный диск; 3 — шток реле; 4 — винт крепления крышки реле; 5 — корпус реле; 6 — обмотка реле; 7 — пружина якоря; 8 — якорь реле; 9 — серьга якоря; 1 — рычаг; 11 — уплотнительная прокладка; 12 — ось рычага; 13 — крышки со сто­роны привода; 14, 29 — втулки якоря; 15 — пружинная шайба; 16 — упорная шайба; 17 — стопорное кольцо: 18 — упорное кольцо; 19 — шестерня; 20 — роликовая муфта; 21 — якорь в сборе; 22 — статор; 23 — стяжной болт; 24 — стальная шайба; 25 — фибровая шайба; 26 — изоляционная прокладка; 27 — винт; 28 — колпак; 30 — пластмассовый щеткодержатель; 31 — пружина щетки; 32 — крышка со стороны коллектора; 33 — контактные болты тягового реле; 34 —неизолированная щетка; 35 — изолированная щетка; 36 — катушка возбуждения; 37 — полюс; 38 — полюсный винт; 39 — дополнительный контакт тягового реле; 40 — вывод обмотки реле; 41 — вывод от катушек возбуждения.

Читайте также:  Уровень масла при горячем двигателе

Изолированные щетки соединены между собой и имеют общий вывод от одного из концов последовательно соединенных катушек обмотки возбуждения. Второй конец этих катушек присоединен к контактному болту 33 тягового реле. Для доступа к щеткам и осмотра коллектора необходимо снять стартер, отвернуть стяжные болты 23, снять колпак 28 и заднюю крышку 32.

На конце вала якоря находится привод стартера, состоящий из шестерни 19 и роликовой муфты 20 свободного хода. При помо­щи привода, перемещающегося, по винтовым шлицам вала, осу­ществляется зацепление шестерни стартера с венцом маховика и передача крутящего момента от стартера к двигателю. Наличие муфты свободного хода предохраняет обмотку и коллектор якоря от разноса.

Электромагнитное тяговое реле РС904-А имеет катушку из 252 витков медного эмалированного провода диаметром 1,16 мм. Со­противление обмотки при температуре 20°С равно 0,44 0м. Реле служит для перемещения привода по винтовым шлицам вала якоря и ввода шестерни в зацепление с венцом маховика. Реле прикреп­лено двумя винтами к крышке стартера.

Внутри катушки находятся передвигающийся якорь 8 реле с возвратной пружиной 7. На одном конце якоря имеется серьга 9, соединенная с рычагом 10 включения привода стартера. Другой конец якоря упирается в шток с контактным диском 2. Дополнитель­ное реле стартера и реле блокировки предохраняют якорь от разно­са, а также от случайного включения стартера при работающем двигателе.

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТАРТЕРА

Выявление неисправностей стартера и их устранение. Неисправ­ности стартера в основном вызываются следующими причинами: загрязнением и обгоранием коллектора, зависанием щеток, разносом обмоток якоря, отказом в работе тягового реле с включателем и отказом в работе муфты свободного хода.

В реле стартера чаще всего повреждаются рабочие поверхности выводных болтов и контактной пластины, которые обгорают вслед­ствие большой величины тока, проходящего через них. Наблюда­ются также случаи заедания якоря реле в направляющей втулке электромагнита и нарушение дополнительного контакта 39 реле (см. рис. 149). Однако причиной отказа в работе стартера часто являются неисправности не стартера, а неисправности и отказы в работе электрической схемы (провода, дополнительное реле).

Проверка стартера на контрольно-испытательном стенде. Про­верку выполняют в двух режимах: на холостом ходу и в режиме полного торможения. Кроме того, следует отдельно испытать тяговое реле РС904-А включения стартера. Источником питания стартера при испытаниях служит аккумуляторная батарея или генератор постоянного тока с силой тока нагрузки до 350 А, напряжением 12 В.

Для испытания стартера на холостом ходу не­обходимо иметь стенд или тиски, амперметр с шунтом, вольтметр, тахометр с пределом измерений до 6000 об/мин. Перед испытанием требуется закрепить стартер на стенде в тисках или в каком-либо другом зажимном приспособлении. Питание и измерительные прибо­ры подключают, как показано на рис. 150.

Аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена. Соединительные провода от батареи к стартеру через шунт должны иметь сечение не менее 16 мм.

При напряжении на зажимах 12 В исправный стартер в режиме холостого хода потребляет ток силой не более 70 А при частоте вращения якоря не менее 5000 об/мин. Повышенный потребляемый ток, пониженная частота вращения, а. также чрезмерный шум во время работы свидетельствуют об электрических или механических неисправностях стартера.

Для испытания стартера в режиме полного тор­можения необходимо иметь стенд или зажимное приспособление, амперметр с шунтом, вольтметр, динамометр, тормозной рычаг. Схема электрических соединений стартера та же, что и для проверки при работе на холостом ходу (см. рис. 150).

Рис. 150. Схема соединения для проверки стартера: G — аккумуляторная батарея; РA ам­перметр; Q —включатель; PV — вольт метр: М —. стартер

Рис. 151. Схема соединений для провер­ки реле стартера: G — аккумуляторная батарея: R нагруз­ка; Q—выключатель; PV —вольтметр; М стартер.

На шестерню привода стартера закрепляют тормозной рычаг, связанный с динамометром, для измерения крутящего момента. В процессе испытаний включают стартер на время не более 2. 3 с во избежание перегрева обмоток стартера. У исправного стартера при напряжении на клеммах не более 9,8 В и силе тока стартера 260 А момент должен быть не менее 0,66 кгс- м.

Одновременно с испытанием стартера в режиме полного тормо­жения проверяют и муфту свободного хода. Если при испытании обнаруживается проворачивание вала якоря, требуется отремонти­ровать или заменить муфту свободного хода привода стартера.

Для испытания реле включения стартера не­обходимо иметь прокладку 20 мм, реостат, вольтметр. Реостат, реле и вольтметр подключают в цепь, как показано на рис. 151. Между торцами шестерни привода стартера и крышкой помещают прокладку толщиной 20 мм, что соответствует сопротивлению, кото­рое испытывает якорь в момент входа в зацепление зубьев шестер­ни с зубьями венца маховика. Напряжение включения тягового реле (при упоре торца шестерни в заложенную прокладку) не должно быть более 9 В.

Включать тяговое реле следует не более чем на 5 с: длительное включение приводит к чрезмерному его нагреванию и повреждению катушки.

РЕМОНТ СТАРТЕРА

Снятие и установка стартера. Для снятия стартера необходимо иметь гаечные ключи на 9, 13 и 17 мм.

Автомобиль ставят над смотровой канавой, отсоединяют провода от аккумуляторной батареи, снимают люк брызговика и отсоеди­няют провода от стартера. Затем отвертывают две гайки шпилек крепления стартера, сдвигают на длину шпилек стартер в сторону крышки распределительных шестерен и снимают его через люк. Установку стартера выполняют в обратной последовательности.

Разборка и сборка стартера. Разборку рекомендуется выполнять в следующей последовательности: отвернуть гайку контактного болта 33 (см. рис. 149) крепления провода и отсоединить провод от вывода 41,

снять реле и разобрать его, для чего следует отпаять вывод 40 обмотки реле, отвернуть винты 4 крепления крышки реле и вы­нуть их. Снять крышку 1 реле, не нарушая вывода включающей обмотки, вынуть шток 3 реле в сборе с контактным диском 2 и якорь 8 реле. Вынуть ось 12 из крышки;

отвернуть и вынуть два стяжных болта 23 статора, снять колпак 28, изоляционную фибровую прокладку 26 и пружины 31 щеток. Снять статор 22 в сборе с задней крышкой 32, легким постукива­нием снять заднюю крышку со статора и вынуть из гнезд крышки изолированные щетки 35;

на задней крышке отвернуть гайки винтов 27, крепящие изоли­рованный щеткодержатель и выводы неизолированных щеток, снять щеткодержатель 30 и щетки 34-,

с вала якоря, со стороны коллектора, снять фибровую 25 и сталь­ную 24 упорные шайбы: ^

снять с передней крышки резиновую уплотнительную прокладку II, вынуть якорь 21 вместе с приводом и рычагом 10. При этом заметить положение рычага в собранном стартере и при последую­щей сборке установить его в то же положение,

снять две шайбы 15 и 16 с шейки вала со стороны привода (одна упорная шайба, вторая специальная пружинная шайба), сдвинуть упорное кольцо 18, освободив при этом стопорное кольцо 77, снять с вала стопорное и упорное кольцо и привод;

при снятии поврежденной обмотки катушки 36 возбуждения отпаять вывод, отметить на полюсах обмоток и корпусе места уста­новки полюсов и с помощью приспособления отвернуть полюсные вин­ты 38. Вынуть полюсы 37 и обмотки катушек 36 из корпуса статора 22.

Сборку стартера выполняют в обратной последовательности, при этом необходимо соблюдать следующие особенности (см. рис. 149):

установить полюсы 37 с обмотками возбуждения в корпус, совмещая при этом метки. Расклинить полюсы по внутреннему диаметру, смочить винты 38 в натуральной олифе, завернуть их и зачеканить по шлицам (зачеканку винтов осуществляют с упором в полюс, винт которого зачеканивается):

на вал якоря установить муфту 20 и упорное кольцо 18, а в выточку на валу якоря — стопорное кольцо 17 и надвинуть на него упорное кольцо. На шейку вала со стороны привода установить опорную шайбу 16 и пружинную 15,

установить крышку /3 со стороны привода на шейку вала якоря. При этом рычаг должен войти в паз крышки, а его пальцы во втулку отводки. Вставить ось 12 рычага и зашплинтовать ее новым

шплинтом 2х15 мм (использование старых шплинтов не разреша­ется), установить уплотнительную прокладку 11;

на заднюю крышку 32 установить пластмассовый щеткодержатель 30, неизолированные (массовые) щетки 34 и закрепить их винтами 27. Вставить в гнезда пластмассового щеткодержателя изолиро­ванные щетки 35:

установить на статор 22 заднюю крышку, совместив канавку на торце со штифтом на статоре. Надеть на шейку вала якоря со стороны коллектора две шайбы — сначала стальную 24, а затем фибровую 25. Надеть статор с задней крышкой на якорь, совместив при этом штифт на статоре с канавкой передней крышки. Установить пружины 31 щеток в их гнезда, уложить на них фибровую изоля­ционную прокладку 26, а затем колпак 28, вставить и завернуть два стяжных болта 23. .

Сборка реле. Устанавливают (см. рис. 149) контактный диск 2 со штоком 3, устанавливают крышку 1 реле и завертывают винты 4 крышки.

Припаивают вывод 40 обмотки реле к наконечнику, заводят серьгу 9 якоря на рычаг 10, вставляют якорь 8 с надетой на него пружиной 7 в катушку. Устанавливают и закрепляют реле на крышке стартера.

После сборки проверяют работу стартера на стенде.

Проверка состояния деталей стартера. После разборки детали стартера необходимо очистить от грязи и масла, протереть салфет­кой и тщательно осмотреть, нет ли повреждений и сильного изно­са. Изношенные или поврежденные детали заменяют новыми или ремонтируют.

Винтовые шлицы, по которым перемещается привод, шейки вала и привод тщательно промывают, продувают сжатым воздухом и смазывают маслом, применяемым для смазки двигателя.

Читайте также:  Функциональная схема теплового двигателя работающего по циклу карно

Проверяют состояние контактов реле, которые в случае значи­тельного подгара зачищают стеклянной шкуркой. Если же контакт­ные болты в местах соприкосновения с контактным диском имеют износ более 0,5 мм, их следует повернуть на 180° или заменить.

Проверяют отсутствие замыкания статорной и якорной обмоток и изолированных щеткодержателей стартера на массу. При этом необходимо отсоединить вывод обмотки возбуждения стартера от реле и массовый вывод параллельно подсоединенной обмотки от корпуса статора.

Наличие межвиткового замыкания обмотки якоря проверяют на стенде для проверки якоря. Если поверхность коллектора имеет выработку от щеток, коллектор следует прошлифовать. Биение торца коллектора на максимальном диаметре относительно шеек вала допускается не более 0,05 мм.

Проверяют на замыкание изолированный щеткодержатель на массу, а также легкость перемещения щеток в щеткодержателях.

Щетки, изношенные по высоте до размера 9 мм, заменяют. Новые щетки необходимо притереть по коллектору. При наличии забоин на торцах шестерни следует отшлифовать заходную часть зубьев тонким наждачным кругом малого диаметра.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕЛЕ СТАРТЕРА

Для уменьшения тока в цепи включения стартера и обеспече­ния своевременного отключения стартера после пуска двигателя применяется дополнительное электромагнитное реле PC 534. До­полнительное реле установлено на стенке отсека двигателя с левой стороны.

На основании 2 (рис. 152) реле смонтировано ярмо // с сердечни­ком 8 и обмоткой 10. Сверху ярма установлен якорь 7 с контактом. Для присоединения проводов на основании имеются штекеры. Реле закрыто крышкой 4. При прохождении по обмотке 10 тока возника­ет магнитное поле, которое притягивает якорь, при этом замыкаются контакты 9. В случае отсутствия в обмотке тока или когда ток ниже определенного значения, пружина 5 возвращает якорь в исход­ное положение и контакты размыкаются. Включение реле происходит при напряжении 7. 8 В, а отключение при напряжении 3. 4 В.

В эксплуатации особого ухода за реле не требуется. Через каждыекм пробега автомобиля рекомендуется проверить регулировку реле и состояние контактов.

Техническая характеристика дополнительного реле

Напряжение номинальное, В 12

» включения, В 7. 8

» выключения, В 3. 4

Усилие размыкания контактов, гс, не менее 130

Зазор между контактами в разомкнутом состоянии, мм 0,4

Зазор между якорем и сердечником при замкнутых контактах, мм, не менее 0.1

Число витков катушки (провод 0,21 мм) 1000

Рис. 152. Дополнительное реле: 1 штекер; 2 — основание; 3 — стойка пружины; 4 — крышка; 5 — пружина; 6 — кронштейн; 7 — якорь; 8 — сердечник; 9 — контакты; 10 обмотка; 11 — ярмо.

Рис. 153. Схема для проверки допол­нительного реле: 1 — аккумуляторная батарея; 2 реостат; 3 — контрольная лампа; 4 — реле; 5 — вольтметр; 6 — выключатель

Для проверки реле (рис. 153) приборы включают включателем 6 и с помощью реостата 2 устанавливают напряжение по вольтметру 5 в пределах 1. 2 В. Затем плавным перемещением движка реостата увеличивают напряжение до момента включения реле (при этом должна загораться контрольная лампа 3). Показание вольтмет­ра, при котором зажглась лампа, будет соответствовать напряже­нию включения реле.

Передвижением движка реостата в противоположную сторону снимают напряжение до выключения реле. Показание вольтметра в момент погасания лампы соответствует напряжению выключения реле

Если при проверке окажется, что напряжение выключения реле превышает 4 В, то его следует отрегулировать подгибанием стойки 3 (см. рис. 152) пружины так, чтобы напряжение выключения реле находилось в пределах 3. 4 В, а напряжение, при котором реле замыкает контакты (напряжение включения), в пределах 7. 8 В. Зазор между якорем 7 и сердечником 8 при замкнутых контактах, а также зазор между разомкнутыми контактами должен соответ­ствовать данным, приведенным в технической характеристике.

После проверки напряжения включения и отключения проверяют отсутствие замыкания обмотки реле на ярмо. Для этого отсоеди­няют провода от клеммы К (см. рис. 153), а провод от контроль­ной лампы, который был присоединен к клемме С, поочередно при­соединяют к клеммам К. При исправном реле контрольная лампа не должна загораться.

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Система зажигания двигателя (рис. 154) состоит из прерывателя-распределителя, катушки зажигания, соединяющих проводов, нако­нечников свечей и свечей зажигания.

Рис. 154. Схема электрических соединений двигателя: К1 реле-регулятор напряжения; GI генератор; G2 — аккумуляторная батарея; K2 — реле блокировки стартера; КЗ — реле включения стартера; М стартер; S1 включатель зажигания и стартера; Т катушка зажигания; S2 прерыватель-распределитель зажи­гания; FI, F2, F3, F4свечи зажигания; В1 датчик давления масла; В2 датчик ука­зателя температуры масла

Устройство прерывателя-распределителя

Прерыватель-распределитель Р-114Б (рис. 155) установлен в корпусе привода валика распределителя зажигания и жестко при­креплен к нему при помощи пластин 17 и 38 октан-корректора. Он приводится во вращение от валика привода масляного насоса. Направление вращения левое. Прерыватель-распределитель зажигания состоит из прерывателя тока низкого напряжения, рас­пределителя тока высокого напряжения, центробежного и вакуумного регулятора опережения зажигания и октан-корректора.

Прерыватель включает стальную пластину 30 с неподвижным контактом 26, рычажок 28 с подвижным контактом и четырехгран­ный кулачок 10, который вращается от муфты привода распредели­теля и размыкает контакты гранями, набегающими на текстолито­вый кулачок 29 рычажка.

Распределитель тока высокого напряжения состоит из ротора 5 с резистором 6 и контактной пластиной 8 и крышки 9 с электро­дами, которые соединяются проводами с катушкой и свечами зажи­гания. В центральный электрод крышки распределителя вмонти­рован контактный уголек 7 с пружиной.

Центробежный регулятор опережения зажигания служит для изменения угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Вакуумный регулятор опережения зажигания изменяет угол опе­режения зажигания в зависимости от нагрузки двигателя.

Октан-корректор предназначен для изменения угла опережения зажигания в зависимости от октанового числа бензина. Чем выше октановое число бензина, тем больше должен быть угол опережения зажигания.

Рис. 155. Прерыватель-распределитель зажигания: 1 — муфта привода валика распределителя; 2 — колпачковая масленка; 3 — грузик; 4 — защелка; 5 — ротор распределителя; 6 — резистор ротора; 7 — контактный уголек с пружи­ной; 8 — контактная пластина ротора; 9 — крышка; 10 — кулачок; 11— клемма низкого напряжения; 12 — шариковый подшипник; 13 — пружина грузика; 14 — подшипник; 15 — резиновое уплотнительное кольцо; 16 — пружинное кольцо; 17 — неподвижная пластина октан-корректора; 18 — гайка крепления неподвижной пластины октан-корректора к корпусу привода распределителя; 19 — тяга диафрагмы; 20 — стопорный винт; 21 — вакуум-коррек­тор; 22 — диафрагма: 23 — пружина диафрагмы; 24 — регулировочная прокладка угла опережения зажигания; 25 — регулировочная прокладка жесткости пружин; 26 — непод­вижный контакт; 27 — пружина прерывателя; 28 — рычажок прерывателя; 29 — кулачок подвижного контакта; 30 — пластина неподвижного контакта; 31 — эксцентричный винт: 32 — корпус; 33 — фетровая щетка для смазки кулачка; 34 — фетр для смазки оси кулачка; 35 — изолированный провод низкого напряжения; 36 — регулировочный рычаг; 37 — гай­ка болта крепления пластин октан-корректора; 38 — подвижная пластина октан-корректо­ра; 39 — болт хомута подвижной пластины корректора: /, //, ///, IV — порядок подсоеди­нения проводов высокого напряжения к соответствующим цилиндрам

Регулировка системы зажигания

Регулировка зазора между контактами прерывателя. Для обеспе­чения нормальной работы системы зажигания зазор между контак­тами прерывателя должен быть 0,35. 0,45 мм, или угол замкнутого контакта по валику распредели°.

Регулировку зазора рекомендуется выполнять следующим обра­зом. Снять крышку распределителя и ротор и, медленно провора­чивая пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя, установить кулачок 10 (см. рис. 155) в положение, когда зазор между контакта­ми прерывателя будет наибольшим, т. е. когда текстолитовый кулачок 29 прерывателя установится на вершине грани кулачка 10. После этого плоским щупом проверить зазор между контактами. Если зазор не соответствует указанной выше величине, необходимо ослабить винт 20 и, поворачивая эксцентричный винт 31, уста­новить требуемый зазор. Закрепить винт и снова проверить зазор. Поставить крышку на место и закрепить ее защелками 4. После регулировки зазора между контактами прерывателя-распределителя нарушается правильность установки момента зажигания. Поэтому после регулировки зазора необходимо проверить установку зажига­ния и при необходимости подрегулировать.

Установка зажигания. Зажигание устанавливают по меткам «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя. Эта метка указы­вает момент зажигания в первом цилиндре. Начало размыкания контактов прерывателя должно происходить в момент, когда метка «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя совпадает со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). При этом ротор 5 (см. рис. 155) должен находиться против электро­да крышки распределителя с цифрой 1. Порядок операций при установке зажигания следующий: установить коленчатый вал в положение, соответствующее на­чалу такта сжатия в первом цилиндре. Для этого вывернуть свечу первого цилиндра (первый с левой стороны, если смотреть на вентилятор) и плотно закрыть отверстие для свечи пробкой из смя­той бумаги. Выталкивание пробки при проворачивании коленчатого вала укажет на начало такта сжатия,

медленно провернуть коленчатый вал двигателя до совпадения метки «МЗ» со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). Убедиться, что ротор стоит против контакта крышки,

соединенного с проводом, идущим к свече зажигания первого цилиндра;

установить октан-корректор на нулевое деление шкалы поворо­том регулировочного рычага 36 (см. рис. 155), затянуть гайку 37 болта крепления пластин октан-корректора’,

ослабить затяжку болта 39 хомута крепления корпуса распре­делителя к подвижной пластине 38 октан-корректора и повернуть корпус против часовой стрелки, чтобы контакты прерывателя замкну­лись;

взять переносную лампу и два изолированных провода. Присо­единить при помощи дополнительных проводов один конец штыря вилки переносной лампы на массу, а другой к клемме низкого напряжения катушки зажигания, к которому крепится провод, идущий к клемме II прерывателя-распределителя;

включить зажигание и осторожно повернуть корпус 32, прерыва­теля-распределителя по часовой стрелке до момента загорания лампы. При этом необходимо прижимать ротор в сторону, противо­положную его вращению, чтобы выбрать зазоры. Остановить вра­щение прерывателя точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию повторить;

удерживая корпус прерывателя-распределителя от проворачива-н^я, затянуть болт 39 хомута крепления корпуса, поставить крышку 9 и центральный провод на место. После этого проверить момент установки зажигания, проворачивая заводной рукояткой коленчатый вал двигателя;

Adblock
detector