Двигатель ВАЗ 21083
1,5-литровый 8-клапанный карбюраторный двигатель ВАЗ 21083 впервые был показан в 1987 году и по сути представлял собой модификацию агрегата 2108. Этот мотор является самым объемным и мощным представителем семейства.
В восьмое семейство также входят двс: 2108 и 21081.
- Характеристики
- Описание
- Применение
- Отзывы
- Поломки
- Цены
Технические характеристики мотора ВАЗ 21083 1.5 литра
Самые важные параметры этого двигателя нами сведены в единую таблицу.
Марка двигателя | 21083 |
Система питания | карбюратор |
Тип двигателя | рядный |
Объем двигателя | 1499 см³ |
Кол-во цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Ход поршня | 71 мм |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Степень сжатия | 9.9 |
Мощность | 73 л.с. |
Крутящий момент | 106 Нм |
Экологические нормы | Евро 0 |
Немного о конструкции двигателя Лада 21083 8 клапанов
Недостаточная мощность 1,3-литрового двс восьмого семейства потребовала создания более крупного силового агрегата. Конструкторы расточили базовый блок под поршни 82 мм, тем самым увеличив рабочий объем на 200 кубиков. В результате получившийся мотор прибавил 9 л.с. и 11 Нм крутящего момента.
Именно на этом моторе инженеры АвтоВАЗа впервые применили хонингование цилиндров, что им позволило практически отказаться от обязательной обкатки двигателя. А также диаметр впускных клапанов увеличили с 35 мм до 37 мм. Привод ГРМ остался без изменений, однако при обрыве ремня клапана не гнет.
Как раз такая головка блока попала на разборку к Евгению Травникову.
На какие модели АвтоВАЗ устанавливали двигатель 21083
Этот же мотор под капотом машин десятого семейства несет индекс ВАЗ 2110:
2108 | 1987 — 2003 |
2109 | 1987 — 2004 |
21099 | 1990 — 2004 |
Аналогичные двигатели других производителей:
Отзывы владельцев, замена масла и ресурс двс 21083
Самый прогрессивный мотор советского периода владельцы чаще хвалят чем ругают. Он вполне экономичен, довольно надежен и недорог в обслуживании. А мелкие проблемы, которые нередко возникают в процессе его эксплуатации решаются быстро и недорого, так как уже накоплен огромный опыт по ремонту.
Менять масло и фильтр рекомендуется почаще, идеально раз в 5 — 7 тысяч км, но не реже чем каждые 10 000 километров пробега. Использовать желательно полусинтетику типа 5W-30, в мотор ее входит три литра. Подробности на видео.
По данным завода-изготовителя ресурс двигателя равен 125 000 километров, однако на практике он существенно выше. При должном уходе примерно вдвое.
Устройство двигателя ваз 21083 карбюратор
Появившись в 1984 году на отечественном рынке, легендарная «восьмерка» сразу завоевала армию поклонников. Модель стала не только отличным семейным автомобилем, но и приобрела статус молодежного хетчбека. Долгое время машина стояла на вооружении многих спортивных клубов.
Модель сошла с конвейера только в 2003 году, спустя почти 20 лет после своего появления. За этот срок на машину устанавливали совершенно разные силовые агрегаты. Одним из них был двигатель ВАЗ 21083.
Движок специально создавали под поперечное расположение. Это объясняется передним приводом «восьмерки». До сих пор многие автолюбители интересуются особенностями работы двигателя, его недостатками и возможностями.
Технические характеристики
Благодаря малому весу хетчбека (915 кг) и небольшой длине (4006 мм) его можно было разогнать практически любым мотором своего времени. Двигатель 21083 имеет следующие технические характеристики:
- объем —1,5 литра;
- чугунные блокицилиндров;
- рядный тип двигателя;
- система питания представлена карбюратором;
- ход поршня равен 71 мм;
- мощность — 73 л.с.;
- 4 цилиндра (по 2 клапана на каждый);
Для двигателя 21083 подходит топливо АИ93. Мотор расходует в городе 7,9 л, на трассе — 7 л. На каждую 1000 км расходуется 50 г масла. Заливать в мотор стоит такие масла:
Согласно заводским данным, ресурс агрегата составляет 125 тыс. км. В действительности он может достигать 250 тыс. км. Предшественником агрегата является мотор 1.3 л.
Возможности двигателя достаточно широки. Без потери ресурса мотора можно повысить мощность до 90 л.с. Если «выжимать» из двигателя весь потенциал, мощность можно поднять до 180 л.с.Мотор 1,5 л имеет модификацию с инжектором. Работает такой агрегат в связке и 5-ступенчатой коробкой передач.
Мотор 1,5 линжектором обладает мощностью 78 л.с. при 5400 об/мин. Использование двигателя с непосредственным впрыском позволило поднять динамические характеристики машины, а также повысить экономичность. Кроме того, существенно снизилось количество вредных выбросов.
Особенности двигателя
ВАЗ 21083 (карбюратор) имеет несколько характерных черт, которые важно знать владельцу «восьмерки». Описание некоторых особенностей двигателя:
- Стоит отказаться от применения для данной модели низкооктанового топлива. Это негативно сказывается на работе карбюратора. Изначально мотор создавали для 93 бензина.
- Вад расположен сверху, что позволяет избавиться от инерционных моментов.
- Двигатель имеет ременной привод — автовладельцу стоит менять направляющие ролики и сам ремень через каждые 50 тыс. км.
- В этой серии агрегатов диаметр поршня был увеличен до 82 мм.
- Надежность мотора объясняется его конструкцией. Если обрывается приводной ремень, движущиеся поршни не соударяются с клапанами. Также это позволяет облегчить капитальный ремонт двигателя.
Кроме того, агрегат отличается небольшим весом и экономичностью. Такие особенности пришлись по вкусу многим отечественным автолюбителям. Инжектор обеспечивает более экономичный расход топлива, а также легкость запуска мотора в любых погодных условиях.
При забитом инжекторе возможно детонационное сгорание топливной смеси, что чревато повреждением двигателя.
Недостатки
Стоит обратить свое внимание и на несколько серьезных недостатков агрегата. К одним из проблемных мест относится масляный фильтр, который часто дает течь. Работа всухую негативно отражается на состоянии агрегата.
Частой неисправностью является неисправная работа датчика распределителя. Нередко выходят из строя топливные насосы. Карбюратор также является слабым местом агрегата. Особенно это касается первых моделей.
Качество топливной смеси для ДВС 21083 должно быть достаточно высоким. Если для первых модификаций машин ВАЗ можно было применять 76 бензин, то в случае с21083 он может быстро выйти из строя.
Тюнинг
Для автолюбителей, владеющих «восьмеркой» (карбюратор, инжектор), важно знать, на что способен тюнинговый силовой агрегат при должном оснащении. Оптимальным и простым способом форсировки мотора является замена распредвала на ОКБ Динамика. На выходе получится около 80 л.с.
Если к этому доработать впускной коллектор и ГБЦ, а также фрезеровку ГБЦ и клапаны, можно получить 85-90 л.с. Увеличение мощности в дальнейшем возможно при повышении объема мотора до 1,6 л. Это выполняется путем монтажа коленвала с ходом 74,8 мм. При этом можно получить все 95 л.с.
Если применять клапаны с большим диаметром, а также использовать облегченные тарелки клапанов, можно выжать из двигателя до 110 л.с. Такой тюнинг двигателя ВАЗ способен удовлетворить многих автовладельцев.
Также для повышения мощности агрегата можно установить компрессор. Лучше перейти на инжекторный впрыск. Однако и с карбюратором можно ставить компрессор. Повышать характеристики мощности без турбины можно и до 150 л.с., однако ресурс двигателя существенно сократится.
Кроме того, в городе машина будет вести себя слишком «агрессивно».Оптимальный вариант — установить 16-клапанный ГБЦ. Если использовать типичный городской набор (ресивер с выхлопом на 51 мм трубе, дроссельная заслонка 54 или 56 мм), можно запросто получить 105-110 л.с., при этом не теряя ресурса.
Некоторые автовладельцы ставят карбюратор от ВАЗ 21083 на УАЗ, чтобы снизить расход топлива. Однако такой вариант лучше не применять — расход практически не падает, а тяга уменьшается.
Ремонт
Выполнить ремонт двигателя ВАЗ 21083 своими руками достаточно просто. Главное — знать причину поломки. Многие владельцы автомобилей с известным двигателем на протяжении многих лет сталкивались с типичными неисправностями. Благодаря этому удалось выделить основные симптомы нарушенной работы двигателя и найти меры избавления от них:
- Неприятный стук — часто является причиной изменения зазора клапанов. Выполняется регулировка каждые 50 тыс. км.
- Мотор начинает троить. При таком симптоме стоит замерить компрессию.
- Машина не заводится, после продолжительной стоянки. Причина нередко кроется в электронике. Ремонтной мерой является диагностика автомобиля в СТО.
- Повысился расход топлива — часто такая неисправность становится результатом загрязнения карбюратора.
Ремонт двигателя ВАЗ 21083 в сервисных центрах выполняется достаточно просто в силу большой распространенности автомобиля в России.
Лучшая модель Лады
ВАЗ 21099 оснащался несколькими типами моторов. Самым массовым силовым агрегатом, устанавливавшимся на автомобили ВАЗ 21099 карбюратор, был двигатель ВАЗ 21083. Этот бензиновый 4-цилиндровый 8-клапанный мотор стал родоначальником целого семейства движков, которые монтировались на все машины из модельных рядов «Лада Самара-2», «Лада 110» и «Лада Приора». Среди его потомков — инжекторный атмосферник ВАЗ 2111-80. Именно этот мотор чаще всего устанавливали на ВАЗ 21099 инжектор.
Капитальный ремонт двигателя автомобиля ВАЗ 21099 сложно провести самостоятельно, но если неисправности вызваны поломками навесного оборудования или систем зажигания, охлаждения и подачи топлива, то их можно устранить, не обращаясь в автосервис.
Устройство двигателя ВАЗ 21083
В 1991 году для семейства «Лада Самара» разработали новый мотор — ВАЗ 21083. Его выпуск был продиктован необходимостью устранения проблем, возникавших при эксплуатации ранее устанавливавшихся силовых агрегатов. Дело в том, что на менее мощных двигателях при обрыве ремня ГРМ гнулись клапаны. В поршнях нового мотора были сделаны углубления, позволившие устранить данное явление.
Двигатель ВАЗ 21083 включает в себя следующие детали и узлы.
- Карбюратор ДААЗ 21083 Солекс.
- Крышка газораспределительного механизма (ГРМ).
- Головка блока цилиндров (ГБЦ).
- Пластиковая пылезащитная крышка ремня газораспределительного механизма.
- Помпа.
- Генератор переменного тока 37.3701.
- Шкив коленвала.
- Масляный насос.
- Отверстие для слива моторного масла.
- Картер двигателя.
- Масляный фильтр.
- Блок цилиндров.
- Маховик с зубчатым венцом.
- Бензонасос.
Технические характеристики
С другой стороны силового агрегата, внизу, возле кожуха сцепления, установлен стартер.
Технические особенности двигателя ВАЗ 21083:
- тип — 4-тактный, бензиновый, атмосферный;
- блок цилиндров — рядный, 4-цилиндровый;
- количество клапанов — 8;
- диаметр цилиндра — 82 миллиметра;
- ход поршня — 71 мм;
- рабочий объем двигателя — 1,5 литра;
- степень сжатия — 9,9;
- топливная система — карбюратор;
- наибольший крутящий момент — 106,4 Ньютон-метра;
- частота вращения коленвала при наибольшем крутящем моменте — 3400 оборотов в минуту;
- мощность двигателя — 70 лошадиных сил, или 51,5 киловатт.
Вернуться к оглавлению
Особенности двигателя ВАЗ 2111-80
В конце 80-х годов прошлого века автомобили из семейства «Лада Самара» поставлялись на экспорт в государства Восточной Европы. В частности, они отправлялись в Чехословакию, Польшу, Румынию, Болгарию, Финляндию и ГДР. В период распада социалистического блока в 1989-1991 годах продажа отечественных автомобилей на внешние рынки прекратилась. Место советских машин в Восточной Европе заняли подержанные немецкие и итальянские авто. В начале 90-х годов АВТОВАЗ попытался отвоевать потерянную нишу, для чего в 1994 году выпустил экспортные модификации автомобилей ВАЗ 2108-99. На эти машины был установлен новый инжекторный двигатель ВАЗ 2111-80. Но попытка вернуть утраченные позиции провалилась. Большинство экспортных машин поступило на внутренний рынок. Зато новый инжекторный силовой агрегат стал основным мотором семейства «Лада 110».
Устройство двигателя ВАЗ 2111-80 отличается от конструкции мотора ВАЗ 21083 только наличием дополнительных отверстий в блоке цилиндров для крепления кронштейнов датчика детонации, модуля зажигания и генератора.
Технические характеристики мотора ВАЗ 2111-80:
- тип — 4-тактный, бензиновый, атмосферный;
- блок цилиндров — рядный, 4-цилиндровый;
- количество клапанов — 8;
- диаметр цилиндра — 82 миллиметра;
- ход поршня — 71 мм;
- рабочий объем двигателя — 1490 кубических сантиметров;
- степень сжатия — 9,8;
- топливная система — распределенный впрыск;
- наибольший крутящий момент — 115,7 Ньютон-метров;
- частота вращения коленвала при наибольшем крутящем моменте — 3000 оборотов в минуту;
- мощность двигателя — 77 лошадиных сил, или 56,4 киловатт.
Вернуться к оглавлению
Что чаще всего ломается в моторе
Если учесть, что вышеописанные двигатели при правильной эксплуатации имеют большой ресурс до первого капитального ремонта — до 250000 километров пробега, чаще всего они выходят из строя из-за поломок навесного оборудования.
К примеру, если троит двигатель, то это, скорее всего, говорит о неисправности в системе зажигания, а не о поломке в шатунно-поршневой группе. Подобная проблема возникает достаточно часто. Если мотор троит, то есть не работает какой-нибудь цилиндр, устранять поломку нужно следующим образом.
- Сначала необходимо надеть резиновые изолирующие перчатки или приготовить пассатижи с диэлектрическими накладками на ручках.
- Затем нужно по очереди снимать колпачки высоковольтных проводов со всех свечей. При снятии колпачка со свечи неработающего цилиндра мотор не заглохнет. В остальных случаях заглохнет однозначно.
- Неисправную свечу нужно выкрутить и закрутить на ее место новую, рабочую. Если после этого двигатель перестанет троить, значит, ремонт мотора ВАЗ закончен. Если же цилиндр не заработает, тогда смотрим следующий пункт.
- Необходимо заменить высоковольтный провод, идущий от распределителя зажигания к свече неработающего цилиндра.
- Если и после этого мотор троит, замените крышку распределителя зажигания. Теперь все должно работать.
Вернуться к оглавлению
Перегрев силового агрегата
В дороге случилась беда
Многие владельцы автомобилей ВАЗ «Самара» жалуются на то, что очень сильно греется двигатель. Особенно часто такая ситуация наблюдается в южных регионах нашей страны. Причин этого явления может быть много, и не все они связаны с системой охлаждения.
Рабочая температура двигателя ВАЗ 21083 — 90 — 95°С. Вентилятор радиатора должен включаться при 101 — 105°С. Греется двигатель в основном по 6 причинам.
- Имеются воздушные пробки в системе охлаждения жидкости (ОЖ).
- В систему ОЖ залит некачественный антифриз.
- Неисправен датчик включения электровентилятора радиатора.
- Не работает термостат.
- Загрязнена система вентиляции картера.
- Сильно изношена шатунно-поршневая группа.
Вне зависимости от выявленной причины неполадок необходимо предпринять следующие меры.
- Слить старую охлаждающую жидкость.
- Промыть систему ОЖ.
- Проверить герметичность системы, в том числе и крышки расширительного бачка.
- В случае обнаружения мелких протечек устранить их.
- Проверить исправность термостата. Если необходимо, заменить его.
- Убедиться в исправности датчика включения вентилятора и датчика температуры охлаждающей жидкости. Заменить их в случае необходимости.
- Продуть сжатым воздухом систему вентиляции картера.
- Залить новый, качественный антифриз.
Если после всех этих процедур снова очень сильно греется двигатель, готовьтесь к капитальному ремонту.
Дрожание рычага ПП на холостом ходу
Дергает ручка? Проверь подушки мотора
Дергание рычага переключения передач на холостом ходу — довольно распространенное явление, если автомобиль старый. Мало кто связывает данную проблему с силовым агрегатом, а зря. Указанный симптом свидетельствует о чрезмерном износе подушек крепления мотора. И если проблему не устранить, двигатель просядет, появятся другие осложнения — затрудненное переключение передач, сильное дрожание передка машины при движении и усиленный износ шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов). В результате ШРУСы придется менять через каждые 5 000 километров пробега.
Порядок действий при замене подушек двигателя ВАЗ 21099.
- Устанавливаем машину на смотровую яму, подкладываем упоры под колеса, ставим авто на ручник.
- Отключаем «массу» от аккумулятора.
- Открываем капот до упора вверх.
- Снимаем защиту картера.
- Подвешиваем силовой агрегат и КПП на талях и чуть-чуть подтягиваем их наверх.
- Откручиваем болты крепления центральной передней опоры.
- Снимаем старую опору, немного подтянув таль, помечаем ее верх маркером. Это необходимо для правильной установки новой опоры.
- Монтируем новую опору, наживляем ее болты, закручиваем их, но не затягиваем до конца.
- Снимаем стартер.
- Откручиваем болты крепления левой подушки и снимаем ее.
- Устанавливаем новую левую подушку. Ее болты также наживляем, закручиваем, но не затягиваем окончательно.
- Ставим стартер обратно.
- Таким же образом меняем заднюю опору.
- Опускаем мотор и после этого окончательно затягиваем все болты крепления подушек.
- Убираем тали.
Замена опор силового агрегата завершена. Если нет возможности подвесить мотор на талях, можно подставить под картер деревянную доску и приподнять движок с помощью домкратов, подставленных под нее.
все полезное находится здесь
Двигатель -21083
1 — шкив привода генератора;
2 – масляный насос;
3 – ремень привода механизма газораспределения;
4 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости;
5 – передняя крышка привода механизма газораспределения;
6 – натяжной ролик;
7 – зубчатый шкив распределительного вала;
8 – задняя крышка привода распределительного вала;
9 – сальник распределительного вала;
10 – крышка головки блока цилиндров;
11 – распределительный вал;
12 – передняя крышка подшипников распределительного вала;
13 – толкатель;
14 – направляющая втулка клапана;
15 – сетка маслоотделителя системы вентиляции картера;
16 – выпускной клапан;
17 – впускной клапан;
18 – задняя крышка подшипников распределительного вала;
19 – топливный насос;
20 – корпус вспомогательных агрегатов;
21 – датчик-распределитель зажигания;
22 – отводящий патрубок рубашки охлаждения;
23 – головка блока цилиндров;
24 – свеча зажигания;
25 – шланг вентиляции картера;
26 – маховик;
27 – держатель заднего сальника коленчатого вала;
28 – задний сальник коленчатого вала;
29 – блок цилиндров;
30 – поддон картера;
31 – указатель уровня масла (масляный щуп);
32 – коленчатый вал;
33 – поршень;
34 – крышка шатуна;
35 – шатун;
36 – крышка коренного подшипника коленчатого вала;
37 – передний сальник коленчатого вала;
38 – зубчатый шкив коленчатого вала.
Поперечный разрез двигателя ВАЗ-21083
1 – пробка сливного отверстия поддона картера;
2 – поддон картера;
3 – масляный фильтр;
4 – насос охлаждающей жидкости;
5 – выпускной коллектор;
6 – впускной коллектор;
7 – карбюратор;
8 – топливный насос;
9 – крышка головки блока цилиндров;
10 – крышка подшипников распределительного вала;
11 – распределительный вал;
12 – шланг вентиляции картера;
13 – регулировочная шайба клапана;
14 – толкатель;
15 – сухари клапана;
16 – пружины клапана;
17 – маслоотражательный колпачок;
18 – направляющая втулка клапана;
19 – клапан;
20 – головка блока цилиндров;
21 – свеча зажигания;
22 – поршень;
23 – компрессионные поршневые кольца;
24 – маслосъемное кольцо;
25 – поршневой палец;
26 – блок цилиндров;
27 – шатун;
28 – коленчатый вал;
29 – крышка шатуна;
30 – указатель уровня масла;
31 – маслоприемник.
Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, восьмиклапанный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система питания — с карбюратором. Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2, отсчет — от шкива коленчатого вала. Двигатель с коробкой передач и сцеплением образует силовой агрегат — единый блок, закрепленный в моторном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах.
Справа (по ходу автомобиля) на двигателе расположены: приводы распределительного вала и насоса охлаждающей жидкости (зубчатым ремнем) и генератора (клиновым ремнем). Слева расположены: датчик-распределитель зажигания (трамблер), термостат, датчик температуры охлаждающей жидкости, стартер (на картере сцепления). Спереди: свечи и провода высокого напряжения, масляный щуп, шланг вентиляции картера, генератор (внизу справа). Сзади: впускной и выпускной коллекторы, масляный фильтр; а также бензонасос, карбюратор и корпус воздушного фильтра (в верхней части).
Двигатель -21083 стал основой для двигателя -2111, поэтому у них одинаковые блок цилиндров, коленчатый вал, головка блока цилиндров. Отличается шатунно-поршневая группа: в двигателе -21083 палец не со свободной посадкой и стопорными кольцами, как в двигателе -2111, а запрессован в верхнюю головку шатуна. При отсутствии шатунно-поршневой группы -21083 можно установить группу -2110.
В этом случае заменяйте всю группу целиком: поршни, пальцы, шатуны, — использование деталей разных групп не допускается!
В двигателе -21083 устанавливается распределительный вал 21083 (в отличие от двигателя -2111, где могут также устанавливаться валы 2110 и 2111). В задней части вала расположен эксцентрик для привода топливного насоса, а в заднем торце имеется паз для соединения с датчиком-распределителем зажигания. Установка распределительного вала в двигателе -21083 не отличается от описанной для двигателя -2111. Порядок контроля деталей, их подбора и сборки двигателя также совпадает.
Системы питания, охлаждения, выпуска отработавших газов и зажигания описаны в соответствующих разделах.