AutoSoftos.com
AutoSoftos.com
Литература по ремонту автомобилей, Програмы для диагностики авто
Всегда свежий софт и автомобильная литература
Доллар — 64.64
Евро — 71.70
Toyota. Двигатели 4E-FE, 5E-FE. Устройство, техническое обслуживание, ремонт
- Разместил: klays067;
- Прочитано: 4 356;
- Дата: 27-01-2019, 20:53;
В руководстве дается подробное пошаговое описание процедур по ремонту и техническому обслуживанию бензиновых двигателей 4E-FE (1,3 л); 5E-FE (1,5 л) с распределенным впрыском топлива.
Издание содержит подробные сведения по ремонту и регулировке механизмов двигателя, элементов системы впрыска топлива, зажигания, систем запуска и зарядки, инструкции по использованию системы самодиагностики, а также возможные неисправности и методы их устранения, сопрягаемые размеры основных деталей и пределы их допустимого износа.
Название: Toyota двигатели 4e-fe и 5e-fe. Устройство, техническое обслуживание и ремонт
Год выпуска: 2001
Язык: Русский
Страниц: 112
Формат: PDF
Двигатели Toyota 5E-FE, 5E-FHE
Семейство двигателей 5E не такое большое и распространенное, как серия A или другие малообъемные агрегаты. Их часто путают в плане технологий, но на деле двигатели разные, они имеют различные технологии. Версия 5E-FHE отличается от более популярной 5E-FE изменяемой геометрией впускного коллектора с целью увеличения мощности. Технология получила название ACIS, ее отголоски используются до сегодняшнего дня на различных двигателях.
В данных моторах Toyota опробовала многие нововведения по части зажигания, методов увеличения мощности. Но много модификаций в истории развития мотора не было. Проблема в том, что на данные разработки Тойота не выделяла очень большие деньги, установки служили для недорогих бюджетных авто. Но в итоге это оказалось преимуществом, так как силовые агрегаты надежные, простые и отлично служат.
Технические характеристики 5E – главные особенности
Данные ДВС сложно назвать очень технологичными. Простая система впрыска, мало сложных экологических технологий и удачный комплект датчиков создают важные преимущества для данных моторов. Производитель постарался и создал практичные установки без значительных минусов для своего времени выпуска.
Есть несколько важных характеристики, на которые стоит обратить внимание:
Рабочий объем | 1.5 л |
Мощность двигателя | FE: 93 л.с. при 5400 об/мин FHE: 110 л.с. при 6600 об/мин |
Крутящий момент | FE: 130 Н*м при 4200 об/мин FHE: 135 Н*м при 4000 об/мин |
Блок цилиндров | чугунный |
Головка блока (ГБЦ) | алюминиевая |
Диаметр цилиндра | 74 мм |
Ход поршня | 87 мм |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 16 |
Тип топлива | бензин 92, 95 |
Система зажигания | бесконтактная DIS-2 |
Расход топлива: | |
— городской цикл | 8.2 л / 100 км |
— загородный цикл | 5.5 л / 100 км |
Привод системы ГРМ | ремень |
Японцы заменили трамблер, используемый ранее на моторах 4E, установили бесконтактную систему зажигания, также изменили комплект датчиков, установили датчик температуры выхлопных газов. Была усовершенствована система ГБЦ. Не нуждаются в замене сальники коленвала до завершения ресурса агрегата.
Простая схема электрической системы способствует более или менее надежной службе агрегата даже в наше время после долгих лет эксплуатации.
Использовали мотор FE на Тойота Калдина (1992-2002), а также на Тойота Королла (1991-2002). FHE применяли на ранних версиях второй генерации Короллы – 1990-1994.
Какие плюсы эксплуатации данного двигателя?
Моторы FE и FHE практически одинаковые, в них нет значительных детских болезней, с которыми приходится бороться. Они подлежат ремонту, так как блок выполнен из чугуна. Цена большинства запчастей высокая, но комплектующие служат долго. Конструкция силовой установки простая, здесь нет сложнейшей электроники, различных экологических датчиков и прочего ненадежного оборудования.
Также отмечают следующие плюсы агрегатов:
- навесное оборудование работает отлично, стартер и генератор не придется ремонтировать или менять;
- система охлаждения не подводит, термостат выходит из строя редко, штатный радиатор работает долго;
- катушка зажигания в поздних версиях простейшая, в замене не нуждается, но нужна оригинальная, если требуется ремонт;
- зазоры клапанов регулируются вручную, на FHE это происходит сложнее, но нет сложных в обслуживании компенсаторов;
- форсунки простейшие, весь инжектор работает хорошо и не требует чрезмерного внимания в эксплуатации.
- как автомат, так и механика работают хорошо, машин с АКПП было довольно много, проблем с ними нет.
Регулировка клапанов может вызвать проблемы для неопытного мастера. Мануалов не так много, оригинальные книги не распространены в России, на русском языке их и вовсе не выпускали. Интересно, что метки в агрегатах разные, так что и ГРМ настраивать и обслуживать стоит у профессионалов. Доступна самодиагностика, многие проблемы могут быть определены с помощью простого подключения диагностического разъема к компьютеру на сервисе.
Неполадки и проблемы в работе двигателей 5E-FE и 5E-FHE
Обладатели Caldina оставляют немало отзывов, рекомендуют множество хитростей в сервисе. К примеру, на русских форумах можно найти десятки рекомендаций по заливаемому маслу, причем эти рекомендации немного отличаются от заводских требований. Если вовремя не менять антифриз, движок может перегреться и получить очень много неожиданных проблем. Стоит следить за регулярным сервисом.
Среди неполадок отмечают такие неприятности с моторами:
- Плавают обороты. Виновником могут быть топливные форсунки, а также качество бензина, к которому у 5E повышенные требования.
- Агрегат глохнет или не заводится. Проблемы с зажиганием распространены на силовых установках ранних лет выпуска. Лечатся заменой свечей, катушки.
- Провалы в холостом ходу и при старте. Проблема заключается в не самой лучшей дроссельной заслонке, ее нужно регулярно чистить.
- Помпа. Ломается насос на 90 тысячах пробега, замену чаще всего производят вместе с комплектом ГРМ.
- Масляный насос. Этот элемент в двигателях не слишком надежный, а его ремонт или замена станет проблематичной из-за цены услуг на сервисе.
- Регулярный сервис. Банальная замена маслосъемных колпачков оказывается дорогой, запчасти не так просто найти, стоимость их высокая.
- Проблемы с капремонтом. Непросто купить ремкомплекты, прокладки, оригинальный маслонасос и прочие важные детали.
Тюнинг и разгон – стоит ли вкладывать деньги в 5E?
Не очень надежная конструкция коленвала, его шкива и крепежных элементов все равно не позволит получить из этого двигателя огромную мощность. Установка турбины особых изменений не принесет, так как стоковая конструкция имеет всего 1.5 литра объема. Для двигателя тех времен 5E-FE и без всяческих наддувов выдал неплохую мощность.
Попытки увеличить порог крутящего момента или отсечки оборотов вызовет только один эффект – преждевременную смерть агрегата. Если вы хотите заняться гаражным тюнингом, лучше присмотрите для себя мотор линейки A, который гораздо легче найти в виде контрактного агрегата.
Выводы – стоит ли покупать для свапа 5E-FE или 5E-FHE?
Покупка надежного двигателя данной категории имеет смысл в том случае, если вы планируете использовать его в стоковом состоянии до завершения ресурса. До 300 000 км можно проехать на автомобиле с таким агрегатом, если использовать рекомендованные масла и проводить качественный регулярный сервис.
В качестве же основы для тюнинга этот малообъемистый мотор не имеет особых перспектив. Тем более, в версии FHE и так провели заводской тюнинг, изменив конструкцию впускного коллектора. Еще больше из этого объема и возраста получить не выйдет.
У моторов есть свои детские проблемы и болезни, но они решаются с довольно скромными бюджетами. Посмотрите фото с отчетами о капитальном ремонте, которые гаражные мастера выполняли своими руками без специализированного инструмента. Это выгодно отличает данную установку от ее конкурентов.
Toyota. Двигатели 4E-FE, 5E-FE. Устройство, техническое обслуживание, ремонт
книга по ремонту
Автомануал по ремонту Двигатели Toyota в электронном виде. Руководство будет всегда под рукой во время обслуживания и ремонта автомобиля, для этого его достаточно бесплатно скачать на планшет или телефон в формате djvu.
Перед использованием автомануала проверьте соответствие года выпуска и двигателя автомобиля.
Формат: djvu
Размер: 44,1 Mb
Toyota. Двигатели 4E-FE, 5E-FE. Устройство, техническое обслуживание, ремонт
Книга по ремонту Двигатели Toyota
Эксплуатация любого автомобиля Двигатели Toyota невозможна без знаний его устройства, особенностей обслуживания и ремонта. Не имеет значения, кем будут производиться необходимые работы, — каждый водитель просто обязан знать элементарные процедуры ухода и устранения неполадок.
Книга по ремонту Двигатели Toyota содержит в себе все необходимые сведения, которые помогут владельцу разобраться в устройстве автомобиля, научат грамотному уходу за автомобилем, своевременному техническому обслуживанию и правильному ремонту.
Руководство по ремонту Двигатели Toyota разделено на главы:
Устройство автомобиля (описываются общие сведения и паспортные данные автомобиля);
Инструкция по эксплуатации (подготовка к выезду, рекомендации по безопасности движения);
Неисправности в пути (советы, которые помогут Вам в случае неожиданной поломки в дороге);
Техническое обслуживание (подробные рекомендации по проведению всех процедур обслуживания);
Инструкции по ремонту (двигатель, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, а также включены сборочно-разборочные работы, необходимые в процессе ремонта Двигатели Toyota);
Электрооборудование (подробный мануал по диагностике и устранению неисправностей, отдельно описаны основные блоки и даны подробные электрические схемы Двигатели Toyota).
Любая из процедур ремонта Двигатели Toyota приведена по принципу от простого к сложному: от простейших операций по обслуживанию, регулировке, замене деталей, до глобального ремонта со сборочно-разборочными работами.
Все материалы книги основаны на конкретном опыте, полученном в процессе полной разборки и сборки Двигатели Toyota высококвалифицированными автомеханиками.
Книга «Toyota. Двигатели 4E-FE, 5E-FE. Устройство, техническое обслуживание, ремонт» необходима, чтобы диагностика и ремонт Двигатели Toyota могли быть сделаны профессионально и быстро даже владельцем автомобиля, который ещё имеет мало практического опыта.
Бесплатно скачать руководство по ремонту Двигатели Toyota Вы можете в формате djvu. Его достаточно закачать в свой телефон либо планшет и в любой ситуации на дороге Вы сможете им воспользоваться.
Toyota. Двигатели 4E-FE, 5E-FE. Устройство, техническое обслуживание, ремонт
книга по ремонту Двигатели Toyota в формате djvu (44,1 Mb)
Двигатель Toyota 5E FE 1,5 л/93 – 105 л. с.
Создан двигатель 5E FE внутри серии E производителя Toyota, поэтому изначально имеет чугунный блок и ременный привод распредвала, инжектор и литраж в пределах 1,5 л. За время существования мотора изготовителем вносились изменения в конструкцию:
- была одна катушка зажигания с трамблером, затем две катушки для пары цилиндров по схеме DID-2;
- сначала классическая форма поршня, затем плоские модификации;
- тонкая 0,26 мм прокладка ГБЦ с 1995 года для повышения степени сжатия;
- доработка шатунов с 1996 года и установка датчика температуры СО.
ДВС 5E-FE
Условно модификацией этого ДВС можно считать 5E-FHE с изменяемой геометрией впускного коллектора и агрессивными распредвалами, усиленными шатунами и повышенной до 9,8 степенью сжатия.
Технические характеристики 5E FE 1,5 л
Привычно для завода Toyota мощность в двигателе варьируется для конкретной модели авто и для рынка, на который она поставляется. Например, Короллы, Калдины, Пассеры и Спринтеры для Европы имели мощность в пределах 100 л. с. в соответствии с законодательной базой этих стран. Для рынка Японии, Азии, Ближнего Востока машины комплектовались моторами до 110 л. с.
Блок цилиндров 5E-FE
Для обеспечения характеристик 123 – 140 Нм и 93 – 110 л. с. схема двигателя соответствовала «рядной четверке» инжекторного типа с механизмом газораспределения DOHC – два верхних распредвала внутри ГБЦ.
В период существования движков 5E-FE 1990 – 1998 г.г. планово производилась их модернизация:
- изменение степени сжатия за счет тонкой прокладки ГБЦ;
- доработка системы зажигания путем установки второй катушки;
- изменение формы поршня и применение двухэлектродных свечей и шатунов другой формы;
- установка температурного датчика выхлопа.
ГБЦ 5E FE
Затем потребовалось дополнительно увеличить мощность, была создана версия 5E-FHE, в которой фактически произведена форсировка за счет использования распредвалов с агрессивным профилем кулачков.
Технические характеристики 5E FE соответствуют нижеприведенным табличным значениям:
Изготовитель | Toyota | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Марка ДВС | 5E FE | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1990 – 1998 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем | 1497 см3 (1,5 л) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность | 68 – 86 кВт (93 – 110 л. с.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Момент крутящий | 113 – 134 Нм (на 4200 об/мин) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вес | 115 кг | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Степень сжатия | 9,4 – 10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Питание | инжектор | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип мотора | рядный бензиновый | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зажигание | бесконтактное, DIS-2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Число цилиндров | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Впускной коллектор | дюралевый | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выпускной коллектор | литой чугунный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Распредвал | схема DOHC 16V, два верхних вала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материал блока цилиндров | чугун | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диаметр цилиндра | 74 мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поршни | классические/плоские | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коленвал | пятиопорный, чугун, литье | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход поршня | 87 мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Горючее | АИ-92/95 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нормативы экологии | Евро-3 – 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расход топлива | трасса – 5,3 л/100 км смешанный цикл 6,5 л/100 км город – 8,8 л/100 км | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расход масла | максимум 0,6 л/1000 км | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W30, 15W40, 10W30, 20W50 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, Mannol, Shell | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масло для 5E FE по составу | Синтетика, полусинтетика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем масла моторного | 3,4 л | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Температура рабочая | 90° | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурс ДВС | заявленный 250000 км реальный 350000 км | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регулировка клапанов | шайбы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система охлаждения | принудительная, антифриз | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем ОЖ | 5,3 л | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Помпа | с пластиковой крыльчаткой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Свечи на 5E FE | BKR6EYA11 от NGK или K16R-U11 от ND | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зазор свечи | 1,1 мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ремень ГРМ | 1145A051, MD041390, MD013805 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воздушный фильтр | JDA179 JD, Toyota 18801-11050 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масляный фильтр | C-113 VIC, C-110 VIC, Micro T1639 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Маховик | с посадочным диаметром сцепления 215 мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Маслосъемные колпачки | Toyota 90913-02090 впускные Toyota 90913-02088 выпускные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компрессия | 10 – 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 18 Нм маховик – 62 – 87 Нм болт сцепления – 153 Нм крышка подшипника – 60 Нм (коренной) и 40 Нм (шатунный) головка цилиндров – три стадии 30 Нм, 45 Нм + 90°
Технические характеристики мотора
Особенности конструкцииИзначально двигатель 5E FE имеет следующие особенности конструкции узлов и механизмов:
Перечень модификаций ДВСВажной особенностью моторов 5E-FE была пригодность для моделей авто Toyota С-серии. Однако для Toyota Sera с тяжелыми откидными дверками потребовался более мощный силовой привод. Производителем было рекомендовано разработать модификацию 5E-FHE с характеристиками:
Топливом для него служит исключительно бензин с высоким октановым числом от АИ-95 и выше. Несколько изменилось навесное оборудование, в частности изменена геометрия впускного тракта. Позже эту версию двигателя устанавливали на Cynos для внутреннего рынка и Paseo для экспорта в Америку.
Плюсы и минусыНесомненными достоинствами мотора 5E FE для пользователей являются:
Недостатками силового привода 5E-FE являются:
Серия E изначально не имеет гидрокомпенсаторов, поэтому при добавлении каждых 30000 км пробега на спидометре необходима регулировка тепловых зазоров клапанов. Выводы – стоит ли покупать для свапа 5E-FE или 5E-FHE?Покупка надежного двигателя данной категории имеет смысл в том случае, если вы планируете использовать его в стоковом состоянии до завершения ресурса. До 300 000 км можно проехать на автомобиле с таким агрегатом, если использовать рекомендованные масла и проводить качественный регулярный сервис. В качестве же основы для тюнинга этот малообъемистый мотор не имеет особых перспектив. Тем более, в версии FHE и так провели заводской тюнинг, изменив конструкцию впускного коллектора. Еще больше из этого объема и возраста получить не выйдет. У моторов есть свои детские проблемы и болезни, но они решаются с довольно скромными бюджетами. Посмотрите фото с отчетами о капитальном ремонте, которые гаражные мастера выполняли своими руками без специализированного инструмента. Это выгодно отличает данную установку от ее конкурентов. Список моделей авто, в которых устанавливалсяЯпонским производителем атмосферный мотор 5E FE предназначался для комплектации легковых авто С-класса Toyota:
Основные параметры двигателей Toyota 5E-FEВ коллекторе пуска размещался температурный датчик, выработавших свой ресурс газов. Если температура выхлопов стремилась за 900 °C, индикатор специальной панели световым сигналом оповещал о перегреве системы выпуска. Меры предотвращения разрушения мотора в этом случае возможны лишь такие, как остановка и полное глушение мотора. Последующие мигания индикатора — настойчивая рекомендация обратиться в автосервис с целью стабилизации отношения воздух-топливо в цилиндрах системы пуска. Обычно мотором 5E-FE комплектовались следующие авто:
Для Американского рынка сбыта в конструкцию добавлялись свечи, оснащенные 2-мя электродами. Регламент обслуживания 5E FE 1,5 л/93 – 110 л. с.Традиционно для любого силового привода двигатель 5E FE укомплектован деталями и узлами с не одинаковым эксплуатационным ресурсом. Регламент ТО выглядит следующим образом:
Обзор неисправностей и способы их ремонтаПоскольку мотор 5E FE считается надежным и ресурсным, основными неполадками для него являются:
3) проблемы в системе зажигания | 1) замена регулятора холостого хода 2) прочистка датчика положения дроссельной заслонки 3) диагностика, замена свечей, катушек или высоковольтных проводов 4) найти место подсоса и устранить его | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотор глохнет | 1) сбой угла опережения зажигания 2) поломка ДПКВ | 1) регулировка зажигания 2) замена датчика положения коленвала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вибрации | 1) выработка подушек 2) износ колец 3) отказ любого цилиндра | 1) замена подушек 2) капремонт 3) замена свечей, форсунок, колец
Неполадки и проблемы в работе двигателей 5E-FE и 5E-FHEОбладатели Caldina оставляют немало отзывов, рекомендуют множество хитростей в сервисе. К примеру, на русских форумах можно найти десятки рекомендаций по заливаемому маслу, причем эти рекомендации немного отличаются от заводских требований. Если вовремя не менять антифриз, движок может перегреться и получить очень много неожиданных проблем. Стоит следить за регулярным сервисом. Среди неполадок отмечают такие неприятности с моторами:
detector |