Двигатель ротакс 912 устройство
Поршневой двигатель ROTAX 912 (100 л. с.) — бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый с карбюраторным смесеобразованием.
Расположение цилиндров — оппозитное, расположение распределительного вала системы газораспределения — нижнее. Оснащён гидрокомпенсаторами зазоров в клапанах.
Двигатель имеет воздушную систему охлажденя цилиндров и жидкостную систему охлаждения головок цилиндров. Оборудован электронной дублированной системой зажигания.
Топливо — автомобильный бензин с октановым числом не менее 95 по исследовательскому методу (85 по моторному).
Cистема смазки — с «сухим картером». Топливнй насос — механический диафрагменный, водяной насос — интегрированный. Двигатель оснащён электрическим стартером. Передаточное отношение редуктора i=2,4286.
Интегрированный 12-ти полюсный генератор обеспечивает работу системы зажигания двигателя и электросистемы летательного аппарата.
Для крепления к мотораме двигатель имеет восемь резьбовых отверстий в картере.
Ресурс двигателя до первого капитального ремонта, а также межремонтный ресурс — 2000 моточасов или 15 лет эксплуатации.
Гарантийный ресурс — 100 часов наработки или 6 месяцев с даты первого запуска, или 1 год с даты покупки.
Двигатель поставляется в двух вариантах:
- ROTAX 912 ULS — несертифицированный;
- ROTAX 912 S — сертифицирован по нормам FAR 33.
Двигатели ROTAX 912 ULS и ROTAX 912 S не имеют никаких конструктивных отличий.
Существуют 4 конфигурации двигателей:
- ROTAX 912 ULS 1 (ROTAX 912 S 1) — вал редуктора с фланцем для крепления воздушного винта фиксированного шага, отверстия расположены на диаметре 100 мм. Конфигурация 1 снята с производства и заменена конфигурацией 2.
- ROTAX 912 ULS 2 (ROTAX 912 S 2)— вал редуктора с фланцем для крепления воздушного винта фиксированного шага.
- ROTAX 912 ULS 3 (ROTAX 912 S 3)— вал редуктора с фланцем для крепления воздушного винта и приводом для гидравлического регулятора постоянной скорости вращения.
- ROTAX 912 ULS 4 (ROTAX 912 S 4)— вал редуктора с фланцем для крепления воздушного винта и адаптирован для установки гидравлического регулятора постоянной скорости вращения. Конфигурация 4 снята с производства и заменена конфигурацией 3.
В Российской Федерации двигатели серии ROTAX 912 сертифицированы как тип (Сертификат типа № СТ313-АМД).
* На фото изображен двигатель ROTAX 912 ULS 3 DCDI с комплектующими.
Двигатель ротакс 912 устройство
УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ROTAX 912 ULS
Картер — базовая деталь двигателя , в которой размещены коленчатый вал с шатунами и подшипниками скольжения и распределительный вал с гидрокомпен саторами зазоров клапанов. Передняя часть картера (сторона РТО) является корпусом интегрированного редуктора
Картер воспринимает различные по величине и характеру силы, действующие на коленчатый вал и возникающие от вращения воздушного винта, при работе двига теля.
Картер — туннельного типа, разъемный и состоит из левой и правой половин, отлитых из алюминиевого сплава и совместно механически обработанных. Разъем кар тера проходит в вертикальной плоскости по оси коленчатого вала и уплотняется специальным герметиком. Половины картера центрируются по 5 направляющим втулкам и направляющему штифту и собираются с помощью шпильки и болтов .
В левой части картера имеются 3 резьбовых отверстия , а в правой — 2 резьбовых отверстия и гладкое отверстие, которые, совместно с резьбовыми от верстиями в крышке редуктора, являются узлами крепления двигателя к мотораме.
Для установки двигателя необходимо использовать минимум две пары узлов креп ления.
Для крепления цилиндров и головок цилиндров используются 16 шпилек с гай ками. Шпильки ввернуты в картер двигателя через резьбовые втулки. В передней части картера (РТО)расположены: резьбовые отверстия для крепления крышки редуктора; 4 резьбовых отверстия для крепления маслонасоса. В задней части картера ( MS ) расположены резьбо вые отверстия для крепления корпуса магнето — генератора. В верхней части картера, слева, около цилиндра N 2, расположено резьбовое отверстие М8, закры тое заглушкой . При необходимости, ввернув стопор в это резьбовое от верстие, можно заклинить KB в положении поршня N 2 в ВМТ. Ниже расположено резьбовое отверстие , в которое установлена магнитная пробка. В нижней части левой половины картера выполнены два резьбовых отверстия для ус тановки штуцера возвратной магистрали маслосистемы.
В центральной части картера расположены три опоры коленчатого вала. Подшип ники скольжения KB имеют вкладыши. Центральный подшипник имеет два упор ных полукольца. В нижней части картера расположены три опоры распределитель ного вала. Подшипники скольжения распределительного вала вкладышей не имеют.
Коленчатый вал, шатуны и подшипники.
Коленчатый вал совместно с шатунами преобразует работу поступательно движу щихся поршней во вращательную энергию ВВ через редуктор. Кроме того, он обес печивает перемещение поршней в течение их нерабочего хода и приводит в действие распределительный вал и магнето-генератор.
Коленчатый вал — пятиопорный и состоит из 7 штампованных деталей с механичес кой обработкой . Первая опора (со стороны РТО) расположена в крышке ре дуктора и имеет втулку из бронзового сплава. Вторая, третья и четвертая опора расположены в картере двигателя и имеют вкладыши из сталеалюминиевого сплава. Центральная опора имеет два упорных полукольца, которые воспринимают осевые нагрузки от КВ. Пятая опора (со стороны MS ) расположена в корпусе магнето-гене ратора.
Шатун — штампованная деталь с механической обработкой и представляет собой стержень двутаврового сечения с поршневой и кривошипной головками. Подшипник скольжения кривошипной головки имеет втулку. Коленвал с шатунами — неразборная деталь и ремонту в условиях эксплуатации не подлежит. Концевая часть коленчатого вала со стороны РТО имеет шлицы и резьбу МЗОх 1,5 • для крепления ведущей шестерни редуктора.
Концевая часть коленчатого вала со стороны MS имеет цилиндрическую поверх ность с пазом под шпонку для установки шестерни привода распределительного ва ла, цилиндрическую поверхность для опоры шестерни электростартера, коничес кую поверхность и левую резьбу М34х1,5 для крепления корпуса обгонной муфты, коническую поверхность с пазом под шпонку и внутреннюю резьбу Ml 6×1,5 для крепления ротора магнето-генератора.
Поршни, кольца и поршневые пальцы .
Поршень воспринимает давление газов и передает их работу через шатун на КВ. Поршень отлит из алюминиевого сплава, механически обработан снаружи и частич но изнутри. Днище поршня имеет углубление. В головке поршня проточены три ка навки для установки колец. Нижняя канавка имеет четыре радиальных отверстия для сброса масла. Верхнее и среднее кольца — компрессионные, нижнее кольцо — мас лосъемное и имеет распорную пружину. В средней части юбки выполнены две диа метрально противоположные бобышки с отверстиями для установки поршневого пальца. Отверстия имеют по две выборки для улучшения смазки пальца. Поршневой палец — пустотелый, плавающего типа, соединяет поршень с шатуном. От осе вого перемещения палец зафиксирован двумя стопорными кольцами.
ВНИМАНИЕ: Стопорные кольца одноразового применения.
Ось поршневого пальца смещена относительно оси поршня. При установке необходимо ориентировать поршень так, чтобы стрелка на днище была направлена к редуктору. Кольца устанавливаются так, чтобы замки верхнего компрессионного и маслосъемного колец были сориентированы вверх, а замок нижнего компрессионного — вниз. По наружному диаметру поршни разбиты на два класса: «Красный» и «Зеленый».
Цилиндры и головки цилиндров.
Цилиндр двигателя с головкой цилиндра и днищем поршня образуют камеру, в которой происходит сгорание топливо — воздушной смеси. Цилиндры отлиты из алюминиевого сплава с последующей механической обработкой. После хонингования, на рабочей поверхности цилиндра выполнено кремнийорганическое покрытие. На наружной поверхности цилиндра выполнены горизонтальные охлаждающие ребра. Цилиндр крепится к картеру совместно с го ловкой с помощью четырех шпилек и гаек. Соединение цилиндра с картером уплотняется резиновым кольцом. По диаметру гильзы цилиндры разбиты на два класса: «Красный» и «Зеленый». Головка цилиндра отлита из алюминиевого сплава с последующей механи ческой обработкой. Двойные стенки головки образуют пространство, по которому циркулирует охлаждающая жидкость. В камере сгорания головки расположены сед ла впускного и выпускного клапанов, а с противоположной стороны — полость для деталей газораспределительного механизма, которая закрыта крышкой с уплотнительными кольцами. В верхней части головки расположены отверстия для уста новки: впускного патрубка с четырьмя резьбовыми отверстиями, фланца отвод ного патрубка системы охлаждения с двумя отверстиями, свечи зажигания . В нижней части головки расположены отверстия для установки: под водного патрубка системы охлаждения , корпусов штанг, датчика температуры головки цилиндра (только для головок цилиндров N2 и 3) ; свечи зажигания . В боковой части головки расположено отверстие для установки выхлопного патрубка. Фланец, фиксирующий патрубок, устанавливается на две шпильки . Соединение между головкой и цилиндром не имеет дополнительного уплотнения.
Корпус генератора выполняет роль крышки картера со стороны MS . Корпус генератора крепится к картеру двигателя девятью болтами. Соединение уплотняется специальным герметиком.
Картер двигателя и корпус генератора образуют полость, в которой расположены: привод распределительного вала, привод водяного насоса, привод электростартера с обгонной муфтой, привод механического тахометра. В центре корпуса расположена пятая опора коленчатого вала с сальником. Нижняя часть корпуса генератора является корпусом интегрированного водяного насоса. Крышка водяного насоса крепится к корпусу пятью болтами , из кото рых два средних проходят через корпус генератора и вворачиваются в картер двига теля, а нижний болт является сливной пробкой системы охлаждения двигателя. Со единение корпуса и крышки уплотняется паранитовой прокладкой. В левой верхней части корпуса выполнены элементы для установки электрического стартера. В левой нижней части корпуса выполнено отверстие для установки корпу са привода механического тахометра.
На наружной части крышки выполнены 12 резьбовых отверстий для установки статора генератора, датчиков системы зажигания и отбортовочных хомутов.