Меню

Двигатель ротакс 912 устройство

Двигатель ротакс 912 устройство

Поршневой двигатель ROTAX 912 (100 л. с.) — бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый с карбюраторным смесеобразованием.

Расположение цилиндров — оппозитное, расположение распределительного вала системы газораспределения — нижнее. Оснащён гидрокомпенсаторами зазоров в клапанах.

Двигатель имеет воздушную систему охлажденя цилиндров и жидкостную систему охлаждения головок цилиндров. Оборудован электронной дублированной системой зажигания.

Топливо — автомобильный бензин с октановым числом не менее 95 по исследовательскому методу (85 по моторному).

Cистема смазки — с «сухим картером». Топливнй насос — механический диафрагменный, водяной насос — интегрированный. Двигатель оснащён электрическим стартером. Передаточное отношение редуктора i=2,4286.

Интегрированный 12-ти полюсный генератор обеспечивает работу системы зажигания двигателя и электросистемы летательного аппарата.

Для крепления к мотораме двигатель имеет восемь резьбовых отверстий в картере.

Ресурс двигателя до первого капитального ремонта, а также межремонтный ресурс — 2000 моточасов или 15 лет эксплуатации.

Гарантийный ресурс — 100 часов наработки или 6 месяцев с даты первого запуска, или 1 год с даты покупки.

Двигатель поставляется в двух вариантах:

  • ROTAX 912 ULS — несертифицированный;
  • ROTAX 912 S — сертифицирован по нормам FAR 33.

Двигатели ROTAX 912 ULS и ROTAX 912 S не имеют никаких конструктивных отличий.

Существуют 4 конфигурации двигателей:

  • ROTAX 912 ULS 1 (ROTAX 912 S 1) — вал редуктора с фланцем для крепления воздушного винта фиксированного шага, отверстия расположены на диаметре 100 мм. Конфигурация 1 снята с производства и заменена конфигурацией 2.
  • ROTAX 912 ULS 2 (ROTAX 912 S 2)— вал редуктора с фланцем для крепления воздушного винта фиксированного шага.
  • ROTAX 912 ULS 3 (ROTAX 912 S 3)— вал редуктора с фланцем для крепления воздушного винта и приводом для гидравлического регулятора постоянной скорости вращения.
  • ROTAX 912 ULS 4 (ROTAX 912 S 4)— вал редуктора с фланцем для крепления воздушного винта и адаптирован для установки гидравлического регулятора постоянной скорости вращения. Конфигурация 4 снята с производства и заменена конфигурацией 3.

В Российской Федерации двигатели серии ROTAX 912 сертифицированы как тип (Сертификат типа № СТ313-АМД).

* На фото изображен двигатель ROTAX 912 ULS 3 DCDI с комплектующими.

Двигатель ротакс 912 устройство

УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ROTAX 912 ULS

Картер — базовая деталь двигателя , в которой размещены коленчатый вал с шатунами и подшипниками скольжения и распределительный вал с гидрокомпен­ саторами зазоров клапанов. Передняя часть картера (сторона РТО) является кор­пусом интегрированного редуктора

Картер воспринимает различные по величине и характеру силы, действующие на коленчатый вал и возникающие от вращения воздушного винта, при работе двига­ теля.

Картер — туннельного типа, разъемный и состоит из левой и правой половин, отли­тых из алюминиевого сплава и совместно механически обработанных. Разъем кар­ тера проходит в вертикальной плоскости по оси коленчатого вала и уплотняется специальным герметиком. Половины картера центрируются по 5 направляющим втулкам и направляющему штифту и собираются с помощью шпильки и болтов .

В левой части картера имеются 3 резьбовых отверстия , а в правой — 2 резьбо­вых отверстия и гладкое отверстие, которые, совместно с резьбовыми от­ верстиями в крышке редуктора, являются узлами крепления двигателя к мотораме.

Для установки двигателя необходимо использовать минимум две пары узлов креп­ ления.

Для крепления цилиндров и головок цилиндров используются 16 шпилек с гай­ ками. Шпильки ввернуты в картер двигателя через резьбовые втулки. В передней части картера (РТО)расположены: резьбовые отверстия для крепления крышки редуктора; 4 резьбовых отверстия для крепления маслонасоса. В задней части картера ( MS ) расположены резьбо­ вые отверстия для крепления корпуса магнето — генератора. В верхней части картера, слева, около цилиндра N 2, расположено резьбовое отверстие М8, закры­ тое заглушкой . При необходимости, ввернув стопор в это резьбовое от­ верстие, можно заклинить KB в положении поршня N 2 в ВМТ. Ниже расположено резьбовое отверстие , в которое установлена магнитная пробка. В нижней части левой половины картера выполнены два резьбовых отверстия для ус­ тановки штуцера возвратной магистрали маслосистемы.

В центральной части картера расположены три опоры коленчатого вала. Подшип­ ники скольжения KB имеют вкладыши. Центральный подшипник имеет два упор­ ных полукольца. В нижней части картера расположены три опоры распределитель­ ного вала. Подшипники скольжения распределительного вала вкладышей не имеют.

Читайте также:  Тест драйвы авто соболь

Коленчатый вал, шатуны и подшипники.

Коленчатый вал совместно с шатунами преобразует работу поступательно движу­ щихся поршней во вращательную энергию ВВ через редуктор. Кроме того, он обес­ печивает перемещение поршней в течение их нерабочего хода и приводит в действие распределительный вал и магнето-генератор.

Коленчатый вал — пятиопорный и состоит из 7 штампованных деталей с механичес­ кой обработкой . Первая опора (со стороны РТО) расположена в крышке ре­ дуктора и имеет втулку из бронзового сплава. Вторая, третья и четвертая опора рас­положены в картере двигателя и имеют вкладыши из сталеалюминиевого сплава. Центральная опора имеет два упорных полукольца, которые воспринимают осевые нагрузки от КВ. Пятая опора (со стороны MS ) расположена в корпусе магнето-гене­ ратора.

Шатун — штампованная деталь с механической обработкой и представляет собой стержень двутаврового сечения с поршневой и кривошипной головками. Подшип­ник скольжения кривошипной головки имеет втулку. Коленвал с шатунами — не­разборная деталь и ремонту в условиях эксплуатации не подлежит. Концевая часть коленчатого вала со стороны РТО имеет шлицы и резьбу МЗОх 1,5 • для крепления ведущей шестерни редуктора.

Концевая часть коленчатого вала со стороны MS имеет цилиндрическую поверх­ ность с пазом под шпонку для установки шестерни привода распределительного ва­ ла, цилиндрическую поверхность для опоры шестерни электростартера, коничес­ кую поверхность и левую резьбу М34х1,5 для крепления корпуса обгонной муфты, коническую поверхность с пазом под шпонку и внутреннюю резьбу Ml 6×1,5 для крепления ротора магнето-генератора.

Поршни, кольца и поршневые пальцы .

Поршень воспринимает давление газов и передает их работу через шатун на КВ. Поршень отлит из алюминиевого сплава, механически обработан снаружи и частич­ но изнутри. Днище поршня имеет углубление. В головке поршня проточены три ка­ навки для установки колец. Нижняя канавка имеет четыре радиальных отверстия для сброса масла. Верхнее и среднее кольца — компрессионные, нижнее кольцо — мас лосъемное и имеет распорную пружину. В средней части юбки выполнены две диа­ метрально противоположные бобышки с отверстиями для установки поршневого пальца. Отверстия имеют по две выборки для улучшения смазки пальца. Поршне­вой палец — пустотелый, плавающего типа, соединяет поршень с шатуном. От осе­ вого перемещения палец зафиксирован двумя стопорными кольцами.

ВНИМАНИЕ: Стопорные кольца одноразового применения.

Ось поршневого пальца смещена относительно оси поршня. При установке необхо­димо ориентировать поршень так, чтобы стрелка на днище была направлена к реду­ктору. Кольца устанавливаются так, чтобы замки верхнего компрессионного и маслосъемного колец были сориентированы вверх, а замок нижнего компрессионного — вниз. По наружному диаметру поршни разбиты на два класса: «Красный» и «Зеленый».

Цилиндры и головки цилиндров.

Цилиндр двигателя с головкой цилиндра и днищем поршня образуют камеру, в которой происходит сгорание топливо — воздушной смеси. Цилиндры отлиты из алюминиевого сплава с последующей механической обработкой. После хонингования, на рабочей поверхности цилиндра выполнено кремнийорганическое покрытие. На наружной поверхности цилиндра выполнены горизонтальные охлаждающие ребра. Цилиндр крепится к картеру совместно с го­ ловкой с помощью четырех шпилек и гаек. Соединение цилиндра с картером уплотняется резиновым кольцом. По диаметру гильзы цилиндры разбиты на два класса: «Красный» и «Зеленый». Головка цилиндра отлита из алюминиевого сплава с последующей механи­ ческой обработкой. Двойные стенки головки образуют пространство, по которому циркулирует охлаждающая жидкость. В камере сгорания головки расположены сед­ ла впускного и выпускного клапанов, а с противоположной стороны — полость для деталей газораспределительного механизма, которая закрыта крышкой с уплотнительными кольцами. В верхней части головки расположены отверстия для уста­ новки: впускного патрубка с четырьмя резьбовыми отверстиями, фланца отвод­ ного патрубка системы охлаждения с двумя отверстиями, свечи зажигания . В нижней части головки расположены отверстия для установки: под­ водного патрубка системы охлаждения , корпусов штанг, датчи­ка температуры головки цилиндра (только для головок цилиндров N2 и 3) ; свечи зажигания . В боковой части головки расположено отверстие для установки выхлопного патрубка. Фланец, фиксирующий патрубок, устанавливается на две шпильки . Соединение между головкой и цилиндром не имеет дополнительного уплотнения.

Читайте также:  Плавают обороты газ 3110 402 двигатель

Корпус генератора выполняет роль крышки картера со стороны MS . Корпус генератора крепится к картеру двигателя девятью болтами. Соединение уплотняется специальным герметиком.

Картер двигателя и корпус генератора образуют полость, в которой расположены: привод распределительного вала, привод водяного насоса, привод электростартера с обгонной муфтой, привод механического тахометра. В центре корпуса расположена пятая опора коленчатого вала с сальником. Нижняя часть корпуса генератора является корпусом интегрированного водяного насоса. Крышка водяного насоса крепится к корпусу пятью болтами , из кото­ рых два средних проходят через корпус генератора и вворачиваются в картер двига­ теля, а нижний болт является сливной пробкой системы охлаждения двигателя. Со­ единение корпуса и крышки уплотняется паранитовой прокладкой. В левой верхней части корпуса выполнены элементы для установки электрического стартера. В левой нижней части корпуса выполнено отверстие для установки корпу­ са привода механического тахометра.

На наружной части крышки выполнены 12 резьбовых отверстий для установки статора генератора, датчиков системы зажигания и отбортовочных хомутов.

Двигатель « ROTAX -912 ULS ». Чертёж общего вида.

1 — впускной патрубок; 2 — выхлопной патрубок; 3 — масляный фильтр; 4 — редуктор; 5 — фланец ВВ; 6 — топливный насос; 7 — карбюратор; 8 — электростартёр; 9 — электронный блок системы зажигания; 10 — корпус магнетогенератора;

11 — бачок системы охлаждения; 12 — водяной насос

Двигатель « ROTAX -912 ULS ». Чертёж общего вида.

3 — масляный фильтр; 5-фланец ВВ; 7 — карбюратор; 8 — электростартёр; 10 — корпус магнетогенератора; 13-датчик

давления масла; 14-масляный насос; 15 — датчик температуры масла; 16.-цилиндр

Направление вращения

Направление вращения вала воздушного винта

против часовой стрелки, если смотреть со стороны РТО (со стороны редуктора).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Запрещено проворачивать воздушный винт

Направление вращения вала воздушного винта

В зависимости от типа двигателя, сертификата и конфигурации редуктор может поставляться с противоперегрузочной муфтой или без нее.

♦ ПРИМЕЧАНИЕ: Противоперегрузочная муфта серийно устанавливается на все сертифицированные авиационные двигатели и несерти­ фицированные авиационные двигатели в конфигурации N 3.

♦ПРИМЕЧАНИЕ: На рисунке показан редуктор с противопе регрузочной муфтой.

Конструкция редуктора имеет демпфер крутильных колебаний торсионного типа. При возникновении крутильного колебания происходит угловое перемещение ве­домой шестерни относительно кулачковой муфты, что вызывает линейное пере­ мещение муфты и сжатие тарельчатых пружин.

При наличии противоперегрузочной муфты гашение небольших крутильных коле­ баний происходит за счет фрикциона, образованного кулачками ведомой шестерни и противоперегрузочной муфтой, что обеспечивает более ровную работу двигателя на режиме «малый газ». Торсион работает только при запуске, останове и при рез­ ких изменениях режимов. Противоперегрузочная муфта обеспечивает безвред­ность для двигателя подобных режимов.

♦ ПРИМЕЧАНИЕ: Противоперегрузочная муфта также предотвращает передачу на

коленчатый вал нагрузки, вызванной ударом винта о посторон­ний предмет.

На редуктор может быть установлен вакуумный насос или гидравлический регуля­ тор постоянной скорости вращения воздушного винта. Привод указанных агрега­тов производится от вала редуктора.

Двигатель ротакс 912 устройство

Руководство по эксплуатации двигателя ROTAX-912UL

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. 8
1.1. Обеспечение безопасности и надежности. 8
1.1.1. Основные требования. 9
1.2. Краткое описание конструкции. 10
1.3. Технические данные. 13

2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ. 20
2.1. Виды подготовок двигателя. 20
2.1.1. Предварительная подготовка двигателя. 20
2.1.2. Предполетная подготовка двигателя. 22

2.2. Топливо. 23
2.3. Запуск двигателя. 23

2.3.1. Запуск «холодного» двигателя. 24
2.3.2. Запуск «горячего» двигателя. 25
2.3.3. Запуск «залитого» двигателя. 25
2.3.4. Запуск двигателя в полете. 26
2.4. Опробование двигателя. 28
2.4.1. Полное опробование двигателя. 28
2.4.2. Сокращенное опробование двигателя. 28
2.5. Эксплуатация двигателя в полете. 31
2.5.1. Руление. 31
2.5.2. Взлет и набор высоты. 31
2.5.3. Горизонтальный полет, снижение и посадка. 31
2.6. Останов двигателя. 32
2.6.1. Останов двигателя на земле. 32
2.6.2. Останов двигателя в полете. 32
2.6.3. Экстренный останов двигателя. 32

2.7. Особенности эксплуатации двигателя при низких температурах окружающего воздуха. 32
2.8. Консервация и расконсервация двигателя. 33

2.8.1. Консервация двигателя на срок хранения более 1 месяца. 33
2.8.2. Консервация двигателя на срок хранения до 1 года. 34
2.8.3. Расконсервация двигателя. 35

Читайте также:  Руководство по эксплуатации автомобиля лексус рх 300

3. КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ. 36
3.1. Картер двигателя. 36
3.2. Коленчатый вал, шатуны и подшипники. 41
3.3. Поршни, кольца и поршневые пальцы. 41
3.4. Цилиндры и головки цилиндров. 41
3.5. Корпус генератора. 44

4. МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ. 49

5. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ. 52

5.1. Размеры деталей. 52
5.2. Проверка компрессии. 58а

5.2.1. Проверка компрессии прямым методом. 58а
5.2.2. Проверка компрессии методом падения давления. 58а

6. УСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ. 59
6.1. Данные для проектирования силовой установки. 59
6.2. Основные требования. 59
6.3. Кольцевая моторама. 59

7. РЕДУКТОР. 66
7.1. Проверка деталей редуктора. 66

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
7.2. Фланец вала воздушного винта. 77

8. ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА. 78
8.1. Основные требования к топливной системе. 78

8.2. Топливный насос. 78
8.3. Топливный фильтр. 78
8.4. Карбюратор «BING 64/32». 81

8.4.1. Поплавковый механизм. 81
8.4.2. Главная дозирующая система. 86
8.4.3. Система холостого хода. 88
8.4.4. Обогатитель карбюратора. 88
8.4.5. Регулировка карбюраторов. 89
8.4.6. Установка карбюратора. 90

8.5. Входной ресивер. 92
8.6. Воздушный фильтр. 92

9. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ. 96
9.1. Элементы системы смазки и основные требования к ним. 98
9.1.1. Маслонасос. 99
9.1.2. Возвратный штуцер. 99
9.1.3. Маслобак. 99
9.1.4. Маслорадиатор. 99
9.1.5. Магистрали системы смазки. 105

9.2. Проверка системы. 105
9.3. Масло. 106
9.3.1. Рекомендуемые масла. 107
9.4. Обслуживание системы смазки. 108

9.4.1. Визуальный контроль системы. 108
9.4.2. Проверка уровня масла. 108
9.4.3. Смена масла. 109

10. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ. 110
10.1. Жидкостная система охлаждения. 110
10.2. 10.1.1. Основные требования к системе охлаждения. 115
10.3. Воздушная система охлаждения. 116

11.ВЫХЛОПНАЯ СИСТЕМА. 117
12.11.1. Основные требования к элементам выхлопной системы. 117

13.СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ И ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ. 120
12.1. Система зажигания. 120
12.1.1.Сопротивление элементов системы зажигания. 128
12.1.2.Выключатели зажигания. 128
12.1.3.Свечи зажигания. 129
12.1.4.Свечные наконечники. 129
12.1.5.Снижение радиопомех. 130
12.1.6.Установка зажигания. 130
12.1.7.Проверка системы зажигания. 131
12.2. Система электроснабжения. 133
12.2.1.Основные причины отказа выпрямителя-регулятора. 141
12.2.2.Проверка и обслуживание дополнительного генератора. 142

13. СИСТЕМА ЗАПУСКА. 144
13.1. Подключение стартера. 144
13.2. Проверка стартера. 144

14.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АГРЕГАТЫ. 148

СОДЕРЖАНИЕ <продолжение)
14.1. Регулятор шага воздушного винта. 148
14.2. Вакуумный насос. 148

15. ПРИБОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. 153
15.1. Электронный тахометр 966 403. 153
15.2. Механический тахометр 966 077. 155
15.3. Указатель температуры 956 525. 155
15.4. Указатель давления 956 520. 155
15.5. Указатель давления топлива. 159
15.6. Счетчик наработки двигателя. 159
15.7. Комплексный прибор «FLYdat». 159
15.8. 15.7.1. Технические данные. 162

16. ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ. 165
16.1. Подбор ВВ. 165
16.2. Тяга ВВ. 167
16.3. Момент инерции ВВ. 168
16.4. Дисбаланс и биение ВВ. 169

17. РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ. 170
18. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ЭКСПЛУАТАЦИИ. 177
18.1. Летное происшествие с разрушением ВВ. 177
18.1.1. Проверка двигателя с противоперегрузочной муфтой. 177
18.1.2. Проверка двигателя без противоперегрузочной муфты. 177
18.1.3. Проверка противоперегрузочной муфты. 177

18.2. Летное происшествие с затоплением двигателя. 177
18.3. Эксплуатация в пыльных районах. 177
18.4. Эксплуатация в экстремальных условиях. 178
18.5. Превышение максимально допустимой частоты вращения. 178
18.6. Превышение максимально допустимой температуры головки. 178
18.7. Превышение максимально допустимой температуры масла. 178
18.8. Давление масла ниже минимально допустимого. 178
18.9. 18.8.1. Причины падения давления масла. 179
18.10.Использование несоответствующего масла. 179
18.10. Использование несоответствующих свечей зажигания. 179

19. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. 180
19.1. Сроки гарантии. 180
19.2. Условия гарантии. 180
19.3. Выполнение гарантийных обязательств. 181

20. РЕГИСТРАЦИОННАЯ ГАРАНТИЙНАЯ КАРТА. 182

21. КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ. 182

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ — ДВИГАТЕЛЬ ROTAX-912UL

Руководство по эксплуатации двигателя » ROTAX -912 UL » представляет собой единый документ, содержащий техническое описание, инструкции по эксплуатации и установке двигателя.

Руководство по эксплуатации включает в себя информацию об устройстве, назначении, размещении и работе систем и агрегатов двигателя, а также все сведения, необходимые для правильной эксплуатации, хранения и технического обслуживания. Перед началом эксплуатации двигателя необходимо изучить настоящее руководство в полном объеме.

В тексте приняты следующие сокращения и обозначения:

ФИРМА — — BOMBARDIER-ROT АХ GMBH MOTORENFABRIK

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ А-4623 Gunskirchen — Austria ;

Adblock
detector