Chevrolet Lanos Manual
Система охлаждения Шевроле Ланос
Система охлаждения Шевроле Ланос
Система охлаждения: 1 — расширительный бачок; 2 — пароотводящий шланг радиатора; 3 — подводящая труба насоса системы охлажения; 4 — отводящий шланг радиатора; 5 — радиатор системы охлаждения; 6 — кожух вентилятора; 7 — кожух дополнительного вентилятора (только на автомобилях с системой кондиционирования воздуха); 8 — подводящий шланг радиатора; 9 — выпускной патрубок головки блока цилиндров; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — шланг отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла; 12 — перепускной шланг; 13 — подводящий шланг отопителя; 14 — отводящий шланг отопителя; 15 — наливной шланг расширительного бачка
Узлы системы охлаждения, расположенные на двигателе сзади: 1 — подводящая труба насоса системы охлаждения; 2 — патрубок наливного шланга расширительного бачка; 3 — патрубок отводящего шланга отопителя; 4 — патрубок подводящего шланга отопителя; 5 — перепускной шланг; 6 — патрубок шланга отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла; 7 — шланг подвода жидкости к блоку подогрева дроссельного узла;
8 — тройник
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.
Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения двигателя, термостата, соединительных шлангов и радиатора с электрическим вентилятором.
К системе охлаждения подсоединен радиатор отопителя.
Заправляется система охлаждающей жидкостью через горловину расширительного бачка.
Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости.
Элементы расширительного бачка: 1 — крышка заливной горловины; 2 — верхний кронштейн крепления бачка; 3 — нижний кронштейн крепления бачка; 4 — патрубок пароотводящего шланга радиатора; 5 — патрубок наливного шланга; 6 — патрубок шланга отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла
На стенке расширительного бачка нанесены метки МАХ и MIN, между которыми должен находиться уровень жидкости на холодном двигателе.
К левому верхнему патрубку бачка подсоединен пароотводящий шланг, соединяющий бачок с радиатором, а к правому верхнему патрубку — шланг отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла.
Нижний патрубок бачка соединяется наливным шлангом с подводящей трубой насоса.
Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в крышке расширительного бачка.
Замена крышки расширительного бачка крышкой без клапанов, даже подходящей по размеру и резьбе, приведет к недопустимому повышению давления в системе охлаждения (на горячем двигателе) и, как следствие, к утечке охлаждающей жидкости в соединениях шлангов с патрубками.
Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает насос охлаждающей жидкости.
Насос охлаждающей жидкости — лопастной, центробежного типа, приводится зубчатым ремнем привода ГРМ.
Жидкость поступает к насосу через подводящую трубу, расположенную на задней стенке блока цилиндров под впускным коллектором.
Из насоса жидкость под давлением подается в рубашку охлаждения двигателя, а оттуда — к выпускному патрубку головки блока цилиндров, под которым находится термостат.
На непрогретом двигателе клапан термостата закрыт и перекрывает выпускной патрубок, ведущий к радиатору системы охлаждения.
При этом вся жидкость из головки блока цилиндров через перепускной шланг (надетый на патрубок впускного коллектора) попадает в тройник, и из него — в радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла, минуя радиатор системы охлаждения, а затем возвращается к насосу — малый круг циркуляции.
По мере прогрева двигателя, при температуре жидкости 87 °С клапан термостата начинает перемещаться, открывая выпускной патрубок головки блока цилиндров и пропуская поток жидкости в радиатор системы охлаждения.
При температуре 102 °С клапан термостата полностью открывается и жидкость поступает в радиатор системы охлаждения, где отдает тепло окружающему воздуху.
Движение жидкости через рубашку охлаждения двигателя и радиатор системы охлаждения образует большой круг циркуляции.
Через блок подогрева дроссельного узла и радиатора отопителя жидкость циркулирует постоянно и не зависит от положения клапана термостата.
Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками с охлаждающими пластинами, расположенными в один ряд.
Жидкость поступает в радиатор через патрубок правого бачка, а отводится через патрубок левого бачка.
Радиатор: 1 — кронштейн с подушкой верхнего крепления; 2 — пароотводящий патрубок; 3 — подводящий патрубок; 4 — правый бачок; 5 — резиновая подушка нижнего крепления; 6 — пробка сливного отверстия; 7 — отводящий патрубок; 8 — левый бачок
Вентиляторы системы охлаждения: 1 — основной вентилятор; 2 — дополнительный вентилятор (автомобиль с системой кондиционирования воздуха)
Для удаления охлаждающей жидкости имеется сливное отверстие.
Электрический вентилятор установлен в кожухе за радиатором.
На автомобилях с системой кондиционирования воздуха устанавливаются два вентилятора — основной (большего размера) и дополнительный.
Работой основного и дополнительного (при его наличии) вентиляторов управляет электронный блок управления (ЭБУ) двигателем, который через соответствующее реле обеспечивает вращение крыльчатки вентилятора с двумя скоростями.
ЭБУ включает основной вентилятор на низкую скорость при температуре охлаждающей жидкости 93 °С, на высокую скорость — при 97 °С, переводит вентилятор с высокой скорости на низкую при 94 °С и выключает его при 90 °С.
Дополнительный вентилятор включается ЭБУ на низкую скорость при включении системы кондиционирования воздуха, а на высокую — при температуре охлаждающей жидкости 97 °С или достижении давления в нагнетающей магистрали кондиционера 1882 кПа.
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости установлен на впускном коллекторе с правой стороны по ходу движения автомобиля (см. Снятие датчика указателя температуры охлаждающей жидкости.
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
Датчик выдает информацию на указатель температуры в комбинации приборов.
Система охлаждения шевроле ланос
Система охлаждения шевроле ланос нужна для того, чтобы не допустить перегрева двигателя внутреннего сгорания. Кроме охлаждения, данная система охлаждает жидкости в КПП, выхлопные газы, масло. Также она нагревает воздух в системе отопления и вентиляции.
Шевроле ланос система охлаждения схема
Шевроле ланос система охлаждения схема
Система охлаждения двигателя
Система охлаждение сзади двигателя
А теперь рассмотрим основные, самые важные составляющие системы охлаждения.
Радиатор
Радиатор представляет из себя две емкости, соединенные трубками, между которыми расположены металлические пластины. ВО время движения, через радиатор проходит огромное количество воздуха, благодаря которому охлаждается антифриз.
Расширительный бачок
Главное предназначение расширительного бачка заключается в том, чтобы компенсировать разницу жидкости в системе охлаждения во время нагрева или охлаждения. Изготавливается бачок из пластика. Дабы можно было контролировать уровень антифриза в системе, на бачок нанесены отметки максимально и минимально допустимого уровня. В крышке имеется два клапана, предназначенные для впуска и выпуска воздуха при определенном давлении.
Водяной насос
Как уже говорилось в самом начале статьи, вода в система охлаждение шевроле ланос циркулирует принудительно. Осуществляется это с помощью водяного насоса. Внутри насоса имеются подшипники, которые не нужно смазывать, так как данный насос не ремонтируется. В случае поломки нужно покупать новый.
Двигатель ланос схема патрубки
Chevrolet Lanos: Система охлаждения — особенности конструкции
Система охлаждения двигателя (рис. 5.15) жидкостная (с принудительной циркуляцией жидкости), герметичная, с расширительным бачком.
Систему заполняют жидкостью на основе этилен гликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 ‘С.
Порядок замены охлаждающей жидкости описан в подразделе «Замена охлаждающей жидкости», с. 67.
Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспениеающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.
Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу.
Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждаю щей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!
Кроме радиатора, водяного насоса, расширительного бачка и шлангов, в систему входят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя, окружающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока, а также радиатор отопителя салона автомобиля.
Нормальный тепловой режим двигателя определяется температурой охлаждающей жидкости, которая поддерживается автоматически с помощью термостата в диапазоне 90-100 ‘С Радиатор с горизонтальным потоком жидкости (рис. 5.16),
Рис. 5.16. Радиатор и электровентиляторы системы охлаждения:
1 — сливной кран;
2 — отводящий бачок;
3 — сердцевина;
4 — основной злектровентилятор;
5 — дополнительный злектровентилятор;
6 — отводящий бачок: 7 – кожух дополнительного электровентилятора;
8 – кожух основного электровентилятора
с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной 3 и пластмассовыми бачками 2 и 6. В нижней части левого бачка 2 находится сливной кран 1 В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя и патрубок шланга, соединяющего радиатор с расширительным бачком.
Расширительный бачок 33 (см. рис 5.15)
Рис. 5.15. Элементы системы охлаждения:
1- электровентилятор;
2 — кожух электровентилятора;
3,34 — гайки;
4. 7, 9, 10, 12, 13. 15, 17. 18, 20. 25. 27. 30, 32, 36, 38. 39. 41, 43, 45 — хомуты;
5. 28, 46. 47. 50 болты;
6 — подводящий шланг подогрева дроссельного узла;
8 тройник;
11 — подводящий шланг отопителя;
14 — перепускной шланг;
16-отводящий шланг отопителя;
19-отводящиЙ шланг подогрева дроссельного узла;
21 — корпус термостата;
22 — уплотните льнов кольцо крышки термостата;
23 — термостат;
24 — патрубок водяного насоса;
26 — отводящий шланг водяного насоса;
29 — соединительный патрубок;
31 — жидкостный шланг расширительного бачка;
33 — расширительный бачок;
35 — пробка расширительного бачка;
37 — пароотводный шланг расширительного бачка;
40 — подводящий шланг радиатора;
42 — радиатор;
44 — отводящий шланг радиатора;
48 — кронштейн крепления радиатора;
49 — верхняя подушка крепления радиатора;
51 — нижняя подушка крепления радиатора
служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его стенки нанесены метки «mах» и «min» для контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху расположена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой 35 с двумя клапанами внутри нее (впускным и выпускным), собранными в едином блоке.
Выпускной клапан открывается при давлении 130-150 кПа (1,3-1,5 кгс/см), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 3 кПа (0,03 кгс/см2) и пропускает воздух в расширительный бачок.
Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения, и часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и т.д.) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.
Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости.
в системе охлаждения, установлен на передней плоскости блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма.
Ось вращения шкива насоса выполнена эксцентрично оси его корпуса, что позволяет поворотом корпуса вокруг оси регулировать натяжение ремня.
В насосе установлены закрытые подшипники, нуждающиеся в пополнении смазки.
Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его меняют в сборе.
Термостат 23 (см. рис. 5.15) с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Он установлен в специальном гнезде на передней поверхности блока цилиндров и прижат к нему корпусом 21. При температуре охлаждающей жидкости до 87 оС термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре 87 оС термостат начинает открываться, а при 102 °С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости черв радиатор.
Злектровентилятор 4 (см. рис. 5.16) с пластмассовой семилопастной крыльчаткой обеспечивает продувку радиатора воздухом при небольших скоростях движения автомобиля в основном в городских условиях или горных дорогах, когда встречный поток воздуха достаточен для охлаждения радиатора.
Для повышения эффективности работы вентилятор через резиновые подушки установлен в кожухе 8. Кожух, в свою очередь, прикреплен к радиатору в четырех точках.
На автомобили, оборудованные системой кондиционирования, устанавливают дополнительный злектровентилятор 5 с пятилопастной крыльчаткой, прикрепленный к радиатору через кожух 7.
Работой основного и дополнительного электровентиляторов управляет электронный блок системы управления двигателем, получающий информацию от датчиков системы. Электронный блок через соответствующие реле обеспечивает вращение крыльчаток электровентиляторов с двумя скоростями. Блок включает основной вентилятор с малой скоростью вращения при температуре охлаждающей жидкости 93 оС, с большой скоростью — при 97 оС, переключает вентилятор с большой скорости на малую при 94 оС, выключает его при 90 ‘С. Блок включает дополнительный вентилятор с малой скоростью, когда включен кондиционер, переключает на большую скорость при температуре охлаждающей жидкости 97 оС или по достижении давления 1882 кПа в нагнетающем трубопроводе кондиционера.
В систему охлаждения с помощью шлангов 11 и 16 (см. рис. 5.15) включен радиатор отопителя салона.