ГАЗ-66 КУНГ: размеры, характеристики и особенности
Грузовой автомобиль отечественного производства ГАЗ-66 КУНГ, размеры которого практически не отличаются от предшественника серии 62, — довольно популярная машина в своем сегменте. Дизельная версия была востребована не только в аграрной и строительной отрасли, но и активно использовалась в военной сфере. Такой популярности способствовали относительно компактные габариты, большая вместимость кузова и расположение силового агрегата под водительской кабиной. Рассмотрим особенности и характеристики этого авто.
Технические параметры и габаритные размеры ГАЗ-66 КУНГ
Характеристики рассматриваемого грузовика не особо отличались от параметров предшественника. Изначально производитель монтировал двигатель карбюраторного типа ЗМЗ-513. Объем мотора составил 4,2 литра, показатель мощности — 125 «лошадей». На то время (60-е годы XX столетия) — это был просто превосходный показатель. Автомобиль являлся прямым конкурентом европейским и американским прототипам. Размеры ГАЗ-66 КУНГ являлись его основным преимуществом. Длина общая — 5,65 м, ширина — 2,34 м, высота по тенту — 2,52 м.
- масса — 3,5 тонны;
- скорость по максимуму — 90 км/ч;
- вместимость бака для горючего — два резервуара по 105 литров.
Дизельная версия рассматриваемого автомобиля имела практически идентичные характеристики, однако использовалась для специализированных задач (в медицинской и военной сфере).
Особенности
За время серийного производства было выпущено порядка трех десятков модификаций грузовика ГАЗ-66 КУНГ, размеры которого практически не менялись. Сфера эксплуатация указанных машин весьма разнообразна (спасательные операции, использование в регионах с тропическим климатом, модели для горных местностей, выполнение военных задач, перевозка грузов, пассажиров и тому подобное).
Например, модификация ГАЗ-66-01 оснащалась централизованной системой контроля давления в шинах. Это обусловило ее работу в условиях горной местности, где степень наполнения колес нужно было периодически менять. Сам процесс происходил автоматически, что для того периода казалось фантастикой.
У модели с дополнительным индексом 03 все приспособления экранировались, что было своеобразным последствием холодной войны, когда Америка обвинялась в применении электроимпульсного оружия. Кроме того, подобная машина могла спокойно ехать в пределах досягаемости радаров, оставаясь незамеченной.
Модернизация
В 1991 году вышла обновленная версия ГАЗ-66 КУНГ, размеры внутри которого остались прежними. Эта модификация получила добавочный индекс 16. Изменения коснулись двигателя. На обновленный вариант установили мотор ЗМЗ-513-10, полностью переработанные тормоза. Также убрали ниши под колеса, что позволило увеличить устойчивость транспортного средства к бездорожью и динамическим нагрузкам.
Таким образом, рассматриваемый грузовик снова вернулся в серийное производство с обновленными параметрами:
- показатель максимальной мощности составил 140 «лошадей»;
- рабочий объем — 3,5 л;
- грузоподъемность — 2 300 кг;
- появился узел контроля работы карбюратора.
ГАЗ-66 с КУНГом: различные модификации
У модели 66-21 осталась конструкция, идентичная предыдущей версии. Но у данного грузовика появились сдвоенные мосты, что дало возможность увеличить параметр грузоподъемности. Колесная база 6х6 выгодно отличалась появлением функции отключения переднего привода. Прототипом для этой машины стал опытный образец ГАЗ-34, созданный еще в 1964 году.
Первая дизельная модификация вышла в 1992 году. Наддува она не имела, что и стало основным недостатком, как утверждали сами конструкторы. Размеры ГАЗ-66 КУНГ в этом исполнении остались прежними, зато существенно снизилась мощность. Кроме того, для хранения транспортного средства требовались специальные ангары. Невзирая на это, данная модель вполне устроила оборонную промышленность, где техника частично эксплуатируется до сих пор. Основное предназначение — перевозка личного состава и переносных ракетных установок (конфигурации «земля-земля» и «земля-воздух»). Дополнительно вышла аналогичная серия для стран с тропическим климатом.
Перечень прочих моделей
Ниже приведен список некоторых других модификаций рассматриваемого грузовика:
- 1991 год — северная вариация с дополнительным обогревателем и кабиной с парными стеклами;
- 1992-1994 годы — ГАЗ-66-22 (народнохозяйственная версия с бортовой платформой);
- 1992-1994 — модель 31 (шасси для монтажа самосвальных кузовов, оснащенная узлом отбора мощности);
- 1995-1998 — версия под индексом 40 (грузовик с бортовой платформой и турбинным дизелем);
- 1985-1996 — низкий ГАЗ-66 КУНГ, размеры которого соответствовали версии 11, использовался для создания вахтовых автобусов.
Специализированная техника на базе рассматриваемой машины:
- санитарное авто для транспортировки раненых;
- дезинфекционная машина;
- транспорт для медицинской перевязки;
- заправщик масла;
- командно-штабной вариант;
- почтовые и хлебные фургоны;
- передвижные мастерские;
- самосвалы для аграрной сферы;
- понтонный десантируемый парк;
- передвижные клиники;
- автобусы ПАЗ-3201, «Волгарь», 38-АС.
Подробнее о КУНГе
КУНГ (или кузов 66-го ГАЗа) имеет унифицированные габариты, изготовлен по типу шаблонного каркасно-металлического фургона. Собран он из швеллеров и уголков, которые изнутри пропитаны лаком. Рабочий ресурс такой конструкции в военных подразделениях ограничивался 15 годами. Масса КУНГа с лебедкой в снаряженном состоянии — 4,54 тонны. Подобный тип кузова монтировался на легендарные модификации ГАЗ-66-11.
Что сейчас?
Несмотря на солидный возраст, грузовик ГАЗ-66 КУНГ К-1 и его некоторые вариации используются до сих пор. В основном это армейская сфера и государственные службы. По причине сложности хранения транспортное средство не пользуется популярностью у широких масс населения. Зато большой спрос имеется у системы крепления кабины, позволяющей при помощи шарниров сдвигать ее вперед. Размеры и чертежи ГАЗ-66 КУНГа можно увидеть ниже. Пассажирское либо спальное место размещалось за водителем. Оно было несъемным, что закрывало доступ к распределительной коробке.
В связи с указанными конструкционными особенностями, владельцы данного автомобиля изначально удлиняют кузов, уменьшая грузовой отсек. Также желательно заменить грузовую платформу, качество которой было хорошим только в 70-80-х годах. После 90-х этот показатель значительно ухудшился. Стоит отметить, что базовая комплектация кабины предусматривала наличие только одного места. Пассажирская часть прикрывалась кожухом, под которым располагался мотор и некоторые другие узлы транспортного средства. При консервации грузовика для длительной стоянки нужно проводить дополнительную герметизацию этого элемента.
Эксплуатация
В гражданском обиходе указанный автомобиль вполне можно эксплуатировать для перевозки габаритных и прочих грузов. Причем это можно делать, перемещаясь по бездорожью, так как машина оборудована отключаемым полным приводом. Кроме того, ГАЗ-66 с КУНГом имеет модификации с трансмиссией под автобусы, что дает возможность использовать его для транспортировки пассажиров, например, вахтовых рабочих. Сельскохозяйственные модели преимущественно перекраивают на газобаллонные версии, что позволяет снизить потребление топлива почти в два раза. При этом показатель мощности падает до 90 лошадиных сил. Управляемость грузовика устраивает не всех владельцев, поскольку после длительной езды очень устают руки от вращения руля, невзирая на наличие гидравлического усилителя.
Подытожим
Серийное производство ГАЗ-66 с КУНГом приостановлено в середине 90-х годов прошлого столетия. Тем не менее его можно найти на вторичном рынке. Цена машины зависит от ее состояния, модификации и пробега, стартует от 400 тысяч рублей. Во многом на стоимость влияет значительный расход горючего, что является существенным недостатком авто. К преимуществам относят наличие системы подкачки всех колес, широкие возможности для модернизации, высокую ремонтопригодность, минимальные затраты на обслуживание, надежность и простоту комплектующих деталей.
ГАЗ-66: технические характеристики
Советская «легенда №66»
Полноприводной грузовик ГАЗ-66 стал живой легендой ещё в годы своего серийного производства. Уникальная машина спустя более чем полвека со времени своего создания продолжает широко использоваться как организаторами охотничьих рейдов и курортных «покатушек», так и теми, кому приходится часто иметь дело «не с дорогами, а с направлениями». Столь долгую службу ГАЗ-66 обеспечили его отменные внедорожные характеристики, при относительно компактных размерах и простом устройстве.
Немаловажную роль в продолжении активного практического применения данной модели сыграло ещё и то, что немало этих автомашин находятся сегодня в довольно приличном техническом состоянии.
Благодаря тому, что в период вывода ГАЗ-66 из состава вооружённых сил у многих появилась реальная возможность приобрести за сравнительно небольшие деньги этот, снятый с консервации, армейский вездеход. А на консервации их хранилось немало!
В народе ГАЗ-66 получил прозвища «шишарик», или «шишига». Не по аналогии с «роднёй лешего, что живёт в камышах» (значение старинного славянского слова «шишига»), а просто по созвучию со словосочетанием «шестьдесят шесть».
Особенности конструкции ГАЗ-66; коротко о его отличиях от ГАЗ-63
ГАЗ-66 – советский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4; рамной конструкции, безкапотной компоновки; грузоподъёмностью 2 тонны. Этот грузовик в своё время неоднократно становился лауреатом различных выставок, в том числе и международных. Но самая большая награда 66-го — это всенародная любовь и признание, за его безотказность и надёжность в самых трудных условиях эксплуатации .
Поразительная проходимость ГАЗ-66, не раз выручавшая в нашей стране многих, достигается, в значительной степени, за счёт использованных в нём самоблокирующихся дифференциалов переднего и заднего мостов. Но не только этого.
При разработке нового полноприводного грузовика команда конструкторов Горьковского автозавода опиралась на конструкцию 2-тонного внедорожного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в 1948—1968 гг. Эту модель можно с полным правом назвать предшественником и прообразом 66-го. Однако ГАЗ-66 стал автомобилем совершенно новой конструкции – бескапотником с откидывающейся кабиной.
Предшественник «шишиги» – полноприводный ГАЗ-63.
Серьёзные сравнительные испытания убедительно показали значительное превосходство ГАЗ-66 перед его предшественником. Автомобиль ГАЗ-66 с полной нагрузкой в кузове (2 тонны), плюс с прицепом массой (весом) ещё в 2 тонны оказался способен пересечь песчаную пустыню в любом направлении.
В тех же условиях автомобиль ГАЗ-63 не смог далеко продвинуться даже без прицепа. Было установлено, что ГАЗ-66 может преодолевать песчаные подъёмы 22-23°, а ГАЗ-63 – подъёмы не более 4°.
Если грузовик ГАЗ-63 способен двигаться по снежной целине глубиной до 0,4 м, то у автомобиля ГАЗ-66 этот показатель – 0,7 м. Для 66-го был разработан новый, более мощный двигатель, улучшивший его динамические характеристики и, в конечном итоге, способствующий повышению проходимости. Применены самоблокирующиеся дифференциалы повышенного трения в ведущих мостах, которые обеспечили возможность передачи до 80% момента на одно колесо.
Расположение кабины над двигателем позволило при колёсной базе, равной базе автомобиля ГАЗ-63, увеличить полезную длину грузовой платформы и разместить запасное колесо за кабиной. Это дало возможность понизить погрузочную высоту платформы. Что, в свою очередь, способствовало улучшению поперечной устойчивости автомобиля.
Испытаниями было установлено: если автомобиль ГАЗ-63 при движении с низко расположенным (немного выше уровня бортов) грузом по бетонной площадке по кривой радиуса 25 м начинает опрокидываться набок при скорости 44 км/ч, то грузовик ГА3-66 в этих условиях не теряет устойчивости при любых скоростях движения. И только при скорости свыше 65 км/ч его заносит (боковой юз, без опрокидывания).
Лучшую устойчивость ГАЗ-66 придали также лучший баланс центра тяжести и увеличение колеи передних колёс – на 200 мм, и задних колес – на 150 мм. Для 66-го были разработаны также и новые шины увеличенного профиля, с развитыми грунтозацепами (размер шин 12.00–18).
Установка распорных колец в колесе даёт возможность ГАЗ-66 двигаться по слабым грунтам при сниженном до 0,5 кГ/см2 давлении в шинах. Понижение давления в шинах обеспечивает большую площадь опорной поверхности шин, резко уменьшая удельное давление на грунт.
Серьёзные усовершенствования были внесены в шасси основного ГАЗовского грузового внедорожника. На ГАЗ-63 стояли рессоры короткие и жёсткие, а на ГАЗ-66 использовали длинные и мягкие. Поэтому ГАЗ-63 при прохождении канав склонен к диагональному вывешиванию колёс. А ведь это полностью останавливает автомобиль: колёса крутятся – машина стоит! ГАЗ-66 же уверенно преодолевает самые сильные неровности рельефа.
ГАЗ-66 на службе в ВДВ СССР
Эти особенности ГАЗ-66 – превосходное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось; компактность за счёт кабины над двигателем – дали старт многолетней успешной «карьере» машины в воздушно-десантных войсках СССР. «Шишига» – пока единственный в истории нашей армии серийный «грузовик-десантник».
ГАЗ-66Б – первоначальный десантный вариант со складной кабиной.
В течение 1965 года ГАЗ-66 успешно выдержал весь комплекс испытаний на наземных стендах и в реальном десантировании с разных высот, и 2 марта 1966 г. приказом Министра обороны СССР № 38 десантный автомобиль ГАЗ-66Б был принят на вооружение ВДВ Советской Армии. Он отличался от серийного складной кабиной с мягким верхом и откидной рамкой ветрового стекла. Дело в том, что в то время военно-транспортная авиация располагала самолётами АН-8 и АН-12, в грузовые кабины которых ГАЗ-66, установленный на парашютную платформу, не помещался по высоте.
Когда основным транспортным самолётом в армии стал Ил-76, эта проблема была снята, и в подразделения ВДВ стали поступать ГАЗ-66 с обычной цельнометаллической кабиной. «Шишига» превосходно проявила себя в реальных боевых и приближенных к боевым условиях войсковых учений и локальных военных конфликтов.
За исключением одного – в условиях минных засад афганских душманов. Ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказались опасными для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66 вывели из состава боевых частей в Афганистане уже вскоре после начала этой десятилетней войны.
ГАЗ-66 на платформах для десантирования.
По состоянию на 2017 год ГАЗ-66 так и остался единственным в истории десантируемым грузовым автомобилем. Хотя имеется проект создания более современного аэромобильного грузовика, в рамках программы «КамАЗ-Мустанг»; есть опытные образцы этого преемника ГАЗ-66 в ВДВ; на 2018-2019 годы намечены его испытания.
Из состава вооружённых сил ГАЗ-66 были выведены ещё в конце 90-х годов. По современной концепции, ВДВ не нуждается в десантируемых с самолётов грузовиках – только для перевозки личного состава. Ведь уже 40 лет используются гусеничные плавающие легкобронированные БМД, с пушечно-пулемётным вооружением и возможностью установки на них ПТУР, АГС и прочего эффективного вооружения.
Об истории ГАЗ-66
Однако те, кто говорят о сугубо армейском предназначении «шишиги», разумеется, не правы. Разрабатывался ГАЗ-66 на рубеже 50-х/60-х годов ХХ века в качестве многофункционального вездеходного шасси универсального спектра применения.
В первую очередь, конечно – в вооружённых силах, но далеко не в последнюю – и в народном хозяйстве. Этот автомобиль многократно сослужил хорошую службу геологам и нефтяникам, специалистам лесного хозяйства и т.д., и т.п.
К созданию ГАЗ-66 приложили руку действительно выдающиеся личности, имена которых вписаны золотыми буквами в историю предприятия и всего отечественного машиностроения: конструкторы Александр Просвирнин, Олег Образцов, Ростислав Заворотный. Работы над созданием нового двигателя для внедорожного грузовика возглавлял Павел Сыркин.
Первая партия грузовиков ГАЗ-66 была выпущена в 1962 году, а 1 июля 1964 года модель поступила в серийное производство. Триумфом нового внедорожного грузовика стал организованный в 1967 году супер-автопробег по немыслимому маршруту Горький – Владивосток – Горький. Большая часть пути проходила по Уралу, Сибири, Забайкалью и Дальнему Востоку, в условиях лютого бездорожья.
Грузовики ГАЗ-66 с честью выдержали это суровое испытание. В 1968 году в устройство машины была также внедрена система централизованного регулирования давления в шинах.
ГАЗ-66 продержался на заводском конвейере, в разных модификациях, вплоть до 1995 года. Тогда ему на смену пришло построенное на той же платформе и снабжённое дизельными двигателями семейство полноприводных машин ГАЗ-3308 «Садко». Самый последний, 965 941-й по счёту, экземпляр ГАЗ-66 сошёл с конвейера Горьковского автозавода ровно в канун 35-летнего юбилея массового производства модели: 1 июля 1999 года. Но это была уже не серийная (конвейерная), а штучная сборка из оставшихся машинокомплектов.
Технические характеристики ГАЗ-66 в цифрах
- Макс. длина (с лебёдкой): 5,806 м; Ширина: 2,322 м; Высота по тенту без нагрузки: 2,520 м; Высота по кабине с полной массой: 2490 мм.
- Грузоподъёмность: 2000 кг; Масса: 3470 кг; Разрешённая максимальная масса: 5940 кг.
- Колёсная база: 3,3 м; Колея передних колёс: 1,8 м; Колея задних колёс: 1,75 м.
- Дорожный просвет: от 315 мм до 870 мм.
- Радиус поворота: 9,5 м.
- Глубина преодолеваемого брода (по дну): 0,8 м.
- Объём топливных баков: 2 по 105 литров.
Двигатель ГАЗ-66
Штатный двигатель ГАЗ-66 – ЗМЗ-66 Заволжского моторного завода – карбюраторный, восьмицилиндровый четырёхтактный, V-образной компоновки, с жидкостным охлаждением. Рабочий объём данного мотора – 4254 кубических сантиметра.
- Мощность – 120 лошадиных сил.
- Максимальный крутящий момент (при частоте вращения коленвала 2500 оборотов в минуту) – 284,4 Нм.
- Диаметр цилиндра –92 мм. Ход поршня – 80 мм.
- Степень сжатия: 6,7.
- Масса двигателя: 262 кг.
- Тип карбюратора: К-126 (до конца 80-х годов) или К-135 (оставшиеся годы производства).
- Вид топлива: низкооктановый бензин (А-76).
- Расход топлива: 20-25 литров на 100 километров.
Мотор ГАЗ-66 оказался и короче, и меньше по габаритам мотора ГАЗ-63. Двигатель автомобиля ГАЗ-66 был также снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12.
Мотор ЗМЗ-66-06 под кабиной «шишиги».
Гораздо меньшая часть грузовиков ГАЗ-66 была укомплектована двигателем ЗМЗ-513.10, представляющим собой усовершенствованный на рубеже 80-х/90-х годов вариант мотора ЗМЗ-66-06 (объём тот же, мощность – 125 л.с.)
В 90-х годах в небольшом количестве также выпускались ГАЗ-66 с дизельным двигателем ГАЗ-544 мощностью 85 л.с. и крутящим моментом 235 Нм; а также с турбированными дизелями ГАЗ-5441. (116 л.с.). Данные модификации получили индекс ГАЗ-66-41.
Определённая производителем максимальная скорость составляет 90 км/ч. Хотя и есть возможность самостоятельно снять ограничитель оборотов двигателя (тогда можно будет разгоняться до 110-120 километров в час), данному автомобилю это, в общем-то, ни к чему.
Трансмиссия, ходовая часть, рулевое и тормозное управление
Коробка переключения передач на ГАЗ-66 механическая, 4-х ступенчатая, с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах. Раздаточная коробка имеет две передачи, с понижающей и отключаемым передним мостом. Включение прямой передачи в РК ещё не означает отключения переднего моста. Он включается отдельным рычагом и может работать при любой передаче в «раздатке». Тип рулевого управления – глобоидальный червяк с трёхгребневым роликом, имеется гидроусилитель.
С целью облегчения управления автомобилем использованы не только синхронизаторы. С той же целью в конструкцию рулевого управления введён гидравлический усилитель, применена тормозная система с гидровакуумным усилителем тормозов. Сцепление сделано по однодисковому типу, также установлен гидропривод.
Передняя и задняя подвеска – на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, ГАЗ-66 отличался плавностью хода. Из-за одинарных рессор на заднем мосту и самоблокирующихся дифференциалов в главных передачах эту автомашину нельзя перегружать.
Рабочая тормозная система – раздельная (но данное техническое решение стало применяться только в 80-90 гг. производства модели); стояночная – барабанный трансмиссионный тормоз. Рабочий механизм тормозной системы – барабанный, имеет гидропривод и гидровакуумный усилитель. Такая конструкция обеспечивает хорошее торможение на любом дорожном покрытии. Стояночный тормоз действует на все колёса грузовика. Но «ручник» установлен на валу привода заднего моста. А в этом случае, блокировать и передние колёса он может только тогда, когда в «раздатке» включён и передний мост.
Мосты ГАЗ-66
Ведущие мосты ГАЗ-66 гипоидного типа. Конструкция заднего моста ГАЗ-66 представлена следующими узлами и деталями: картер, сборный редуктор, две полуоси. Редуктор располагается в картере: для него здесь есть специальное утолщение. Он обеспечивает оптимальное число оборотов, передаваемое от карданной передачи на полуоси, и увеличивает крутящий момент на колёсах.
Редуктор ГАЗ-66 состоит из корпуса, ведущей и ведомой шестерней главной передачи, сборного дифференциала и подшипников. Передний мост Газ-66 включает в себя такой же редуктор, что и сзади.
Задний мост ГАЗ-66 – агрегат с цельной балкой моста; главная передача одинарная, гипоидная, полуоси полностью разгруженные.
Кузов и кабина ГАЗ-66
Кузов ГАЗ-66 представляет собою металлическую платформу, вдоль высоких решётчатых бортов которой располагаются откидные скамейки. Задний борт открывается, тент натягивается на пяти дугах.
В цельнометаллической кабине расположено два унифицированных сиденья – для водителя и для пассажира, разделённые верхним кожухом двигателя. Для отдыха водителя при длительных поездках в кабине предусмотрено подвесное спальное место. Проще говоря, брезентовый гамак на четырёх крючках.
Обстановка в кабине более чем брутальная и спартанская – вокруг один металл, ничего лишнего. Но комфорт всё же лучше, чем у предшественника, ГАЗ-63: кабина оборудована эффективной вентиляцией и отоплением, устройствами обдува и обмыва ветрового стекла.
В наше время ГАЗ-66 катают отдыхающих на многих курортах Краснодарского края.
Для осмотра и ремонта мотора кабина довольно легко откидывается на шарнирах вперёд. Между сиденьем водителя и сиденьем пассажира расположен несъёмный кожух, прикрывающий двигатель, и из-за этого изогнутый рычаг коробки переключения передач расположен справа-сзади от водителя. Это вызывает немалые неудобства при переключении передач; к такому рычагу ещё надо приноровиться.
Обзор модификаций ГАЗ-66
- ГАЗ-66-1 (1964-1968) – первая модель, без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах.
- ГАЗ-66А (1964-1968) – с лебёдкой.
- ГАЗ-66Б (с 1966) – для ВДВ СССР, с телескопической рулевой колонкой, складным верхом кабины и откидной рамкой ветрового стекла.
- ГАЗ-66Д (1964-1968) – шасси с коробкой отбора мощности.
- ГАЗ-66П – седельный тягач (не получил распространения).
- ГАЗ-66Э (1964-1968) – с экранированным электрооборудованием
- ГАЗ-66-01 (1968-1985) – базовая модель, есть централизованная система регулирования давления воздуха в шинах.
- ГАЗ-66-02 (1968-1985) – плюс лебёдка.
- ГАЗ-66-03 (1964-1968) – с экранированным электрооборудованием.
- ГАЗ-66-04 (1968-1985) – шасси с экранированным электрооборудованием.
- ГАЗ-66-05 (1968-1985) – с экранированным электрооборудованием и лебёдкой.
- ГАЗ-66-11 (1985-1996) – базовая модель модернизированная. Кстати, до сих пор служит в качестве тягача авиатехники на тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов».
- ГАЗ-66-12 (1985-1996) – модернизированная, с лебёдкой.
- ГАЗ-66-14 (1985-1996) – шасси с экранированным электрооборудованием.
- ГАЗ-66-15 (1985-1996) – с экранированным электрооборудованием и лебёдкой.
- ГАЗ-66-16 (1991-1993) – модернизированный вариант с 125-сильным двигателем ЗМЗ-513.10, с усиленными шинами и односкатными колёсами, доработанными тормозами, платформой без надколёсных ниш и увеличенной до 2,3 тонн грузоподъёмностью.
- ГАЗ-66-21 (1993–1995) – народно-хозяйственная модификация, с двойными шинами на заднем мосту и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъёмностью 3,5 тонны.
- ГАЗ-66-31 – шасси для установки самосвальных кузовов.
- ГАЗ-66-41 (1992-1995) – с дизелем-атмосферником ГАЗ-544.
- ГАЗ-66-40 (1995-1999) – оснащённый дизелем ГАЗ-5441 с турбонаддувом.
- ГАЗ-66-92 (1987-1995) – для северных регионов.
- ГАЗ-66-96 – специальное шасси для вахтовых автобусов
На экспорт в братские (и не очень братские тоже) страны шли ГАЗ-66-51 (1968-1985); ГАЗ-66-52 (1968-1985) – с лебёдкой; ГАЗ-66-81 (1985-1995) – для стран с умеренным климатом; ГАЗ-66-91 (1985-1995) – тропический вариант.
Обзор распространённых спецмашин на базе ГАЗ-66
- АП-2 – автоперевязочная, армейский мобильный раскладной медицинский пункт. Расширенный вариант серийной транспортной санитарной машины Вооружённых сил СССР.
- АС-66 – транспортный армейский санитарный автомобиль для эвакуации раненых.
- ДДА-66 – дезинфекционно-душевой автомобиль, для санитарно-гигиенических и дезинфекционных мероприятий.
- ДПП-40 — понтонный парк, спецмашина армейских инженерных подразделений для наведения переправ через водные преграды.
- ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 – автофургоны типа «Почта», «Хлеб» и «Медикаменты».
- МЗ-66 – маслозаправщик.
- Р-125 и Р-142 – командно-штабные машины/радиостанции с кунгом.
Командно-штабная машина Р-142.
- 3902, 3903, 39021, 39031 – передвижные мастерские для оказания техпомощи сельхозтехнике. («Технички», или «походки»).
- 2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 – передвижные мобильные клиники.
- ГАЗ-САЗ-3511 – самосвал сельскохоз назначения (сборка на шасси ГАЗ-66-31 в Саранске, Удмуртия).
- ГАЗ-КАЗ-3511 – самосвал сельскохоз назначения (сборка на шасси ГАЗ-66-31 в Бишкеке, Киргизия).
Автобусы на базе ГАЗ-66
- НЗАС-3964, «Волгарь-39461» – вахтовые автобусы.
- АПП-66 и 38АС – полноприводные автобусы для нужд Министерства обороны СССР.
- ПАЗ-3201 – полноприводной вариант ПАЗа-672.
- ПАЗ-3206, полноприводной вариант ПАЗа-3205.
Рама и шасси ГАЗ-66 как основа для создания вездеходов
Самый массовый двухосный грузовик Советской армии стал популярной базой для вдохновенной фантазии народных умельцев. ГАЗ-66 даже можно назвать рекордсменом по количеству различных переделок и оригинальных машин, созданных на его шасси. Всё дело – в превосходном внедорожном потенциале «шишиги».
Созданные на обычной заводской раме и ходовой части 66-го кунги-«дома на колёсах», а также монстро- и «хаммеро»-подобные джипы не раз поражали воображение публики своими размерами и брутальным внешним видом. В том числе и на крупных форумах, таких, как Московские и Алма-Атинские автовыставки.
Особенно прославились в качестве «мастеров глубокого тюнинга» 66-го ГАЗона умельцы из мастерской «Ретро-Стиль», что в Киргизии. Их созданные из серийных «шишиг» внедрожники «Бархан» (2002) и «Булат» (2007) не просто много раз выставлялись на популярных выставках, но и нашли нескольких реальных покупателей. А подробные обзоры этих моделей появились не только на просторах интернета, но и в ряде уважаемых изданий с безупречной репутацией. К примеру, в журнале «За рулём».
Среди других ставших знаменитыми переделок ГАЗ-66 – пикап «Партизан», джипы «Бизон» Александра Чувпилина и «МегаКрузер» Вячеслава Золотухина. Ну и, конечно, вне конкуренции – собранный из трёх списанных ГАЗ-66 и одного УАЗика вездеход «Матрёна».
Этот работящий чудо-автомобиль создан умельцами одной из аварийных бригад РЖД в Красноярске и помогает им добираться до самых труднодоступных мест, по которым проходит железная дорога.
Отзывы водителей и владельцев ГАЗ-66
Без сомнения, ГАЗ-66 – машина чрезвычайно суровая и брутальная; ни о каком комфорте здесь даже речи быть не может. Во время быстрой езды в тяжёлых дорожных условиях есть реальный риск набить себе шишек о твёрдые поверхности как в кабине, так и в кузове грузовика.
Стихия ГАЗ-66 – бездорожье и сельская местность, короткие маршруты, здесь он как дома. По трассе ехать на нём на далёкие расстояния тяжко. Передний мост тяжёлый, и, по признаниям водителей, в кабине при долгой поездке «прыгаешь, как козёл» и «отбиваешь все печёнки».
Кроме того, многие водители с иронией отмечают неудобность кабины и расположенных в ней средств управления: «Для ГАЗ-66 нужен водитель с короткими ногами и длинными мощными руками, и чтобы правая рука ещё назад изгибалась. Кабина крайне неудобная, хотя едет хорошо и имеет самоблоки в мостах. Кабина ГАЗ-63 для водителя удобнее».
Хотя, в то же время, водители отмечают, что через некоторое время к этим неудобствам привыкаешь, приноравливаешься и начинаешь воспринимать их как норму. Среди других минусов отмечают присущие 66-му неповоротливость и слишком большой для такой машины радиус разворота.
Из прочих плюсов все отмечают простоту конструкции и чрезвычайную ремонтопригодность машины; дешевизну и доступность запасных частей на неё.
Актуальные цены на ГАЗ-66
На электронных досках объявлений нет недостатка в предложениях о продаже как бортовых и тентованных грузовиков ГАЗ-66, так и кунгов, и вахтовых автобусов на этом шасси. Автомобиль 80-х годов выпуска обойдётся, в зависимости от своего технического состояния, от 120 до 300 тысяч рублей.
За снятые с хранения в Росрезерве ГАЗ-66, с пробегом всего в пару тысяч километров, просят от 400 до 600 тысяч рублей. Это машины, которые долгие годы простояли на консервации (хранились в закрытых боксах), и имеют близкие к состоянию нового автомобиля характеристики.