Меню

Двигатель для газ 13 чайка

Автомобили ГАЗ-13 Чайка

ГАЗ-13 «Чайка» является автомобилем бизнес-класса, выпускался небольшой серией на заводе в Горьком. За весь период выпуска, с 1959 по 1978 год, было выпущено всего около 3179 автомобилей. Для своего времени «Чайка» смогла собрать в себе самые положительные качества российского автопрома:

Внешний вид автомобиля Чайка газ 13

  • Надежность;
  • Плавность хода;
  • Шикарный внешний вид;
  • Большой набор модификаций.

ГАЗ-13 «Чайка» является самым презентабельным автомобилем того времени, такого результата удалось достичь во многом благодаря тому, что над автомобилем трудились лучшие дизайнеры, инженеры и конструкторы России, которым удалось дать лучшую техническую составляющую автомобилю: В. С. Соловьев, Б. Б. Лебедев, П. Э. Сыркин и многие другие. Название было придумано быстро: автомобилем бизнес-класса в то время была «Волга», но конструкторы поставили цель создание автомобиля, который был бы выше в классе, а что может быть выше реки Волги? — конечно, чайка.

Конечный облик привычного нам ГАЗ-13 сложился за много лет. До нашего времени сохранилось большое количество эскизов, на которых дизайн был совершенно другим. Например, не было привычным воспринимать характерные ГАЗ-13 козырьки над фарами.

Было изготовлено большое количество макетов, на которых можно увидеть, что изначально перед ГАЗ-13 «Чайка» был схож с ЗиЛ-111, но имел более округлую пластику кузова. В далеком 1956 году скульпторами и создателями макетов было разработано как минимум два полномасштабных автомобиля, дизайн которых был далеко не похож на привычный ГАЗ-13.

В 1957 году была выпущена небольшая партия автомобилей, которые отличались внешне, а также по техническим характеристикам от «Чайки». Изначально было изготовлено два образца, объем двигателя каждого из них был равен 4,9 литра.

Среди этих двух автомобилей отобрали один и начали небольшое производство для его испытания. Всего изготовили порядка девяти автомобилей. Они имели двуцветную окраску, в различном сочетании цветов.
В пробеге автомобили проехали порядка 21 тысячи километров.

Вариант дизайна Чайки газ 13

Окончательно определились с дизайном и выпустили первую машину с конвейера в 1959 году. Первые ГАЗ-13 отличались от следующих моделей некоторыми мелочами. Например, присутствовала все та же двуцветная окраска, надпись «Чайка» на задней части находилась в другом месте, а также панель приборов была стилизована немного иначе.

ГАЗ-13 Чайка – правда и мифы про дизайн, двигатель от грузовика, АКПП и прочие особенности этого советского лимузина

Сегодня мы будем разбираться с одним из красивейших советских автомобилей – ГАЗ-13, который более известен под именем Чайка. Не знаю, как вам, а мне Чайка кажется самым красивым легковым автомобилем, созданным за всю историю советского автомобилестроения, и многие со мной солидарны в этом мнении.

Итак, давайте начнём подтверждать или развенчивать слухи про легендарную Чайку. Начнём с дизайна, который по слухам полностью скопирован с американских моделей, в частности, с автомобилей марки Паккард. Сразу скажу, что это миф, и ничего советские конструкторы не копировали.

При создании ГАЗ-13 Чайка перед советскими конструкторами стояла задача создать один из лучших и красивейших лимузинов в мире. Естественно, что было принято решение ориентироваться на американский автопром, который в те годы был лидером в этой области. Перед тем, как начать создавать ГАЗ-13 Чайка, конструкторы и руководство Горьковского автомобильного завода тщательно изучили лучшие образцы американского автопрома, и остановились на Паккардах моделей Patrician и Caribbean.

В 1955 году эти две модели были куплены в США и доставлены в Советский Союз. Именно дизайн этих моделей стал основой, от которой отталкивался Борис Лебедев при создании своей Чайки, но называть Чайку копией Паккардов – это неправильно.

Уже сравнив пропорции Паккардов и ГАЗ-13 становится ясно, что стиль – это одно, а вот автомобили совершенно разные. Много у Чайки отличий даже внешних, а про технические отличия я вообще молчу. Ну и модель Caribbean была двухдверная, если что.

И последнее, дабы начисто разбить доводы скептиков, утверждающих, что в СССР могли писать всё, что угодно про оригинальность ГАЗ-13 Чайка, всё равно это копия американских Паккардов. 1958 год, Всемирная промышленная выставка ЭКСПО-58. Как вы думаете, какой автомобиль взял на этой выставке Гран-При? Да, это была советская Чайка! Очень сомнительно, что на иностранной выставке такого уровня стали бы давать Гран-При какой-то копии Паккарда.

Следующий миф про ГАЗ-13 Чайка касается автоматической коробки передач. Многие наши современники утверждают сейчас, что именно Чайка стала первым советским серийным автомобилем, который оснащался автоматической коробкой передач. На самом деле, это не правда. Ещё до появления ГАЗ-13 Чайка, на один советский автомобиль уже ставили АКПП именно классического типа – гидромеханическую трансмиссию. И этот автомобиль был Волгой!

Да, мало кто сейчас об этом знает, но на ГАЗ-21 Волга действительно одно время ставили АКПП. Было это в период с 1957 по 1959 годы, а ГАЗ-13 Чайку начали выпускать как раз-таки с 1959 года серийно. Волг было выпущено с АКПП около 1 500 штук, но так как в СССР полностью отсутствовала техническая база для обслуживания автоматических коробок передач, было решено прекратить выпуск Волг на автомате. Те же ГАЗ-21 с АКПП, которые были выпущены в период с 1957 по 1959 годы, через несколько лет эксплуатации поломались, и АКПП на них заменили на обычные механические коробки передач.

Читайте также:  Уход за хромированными частями автомобиля

Теперь про двигатель ГАЗ-13 Чайка. Если вы в курсе, то должны знать, что на предшественников Чайки ставили шестицилиндровые двигатели. А вот Чайка получила двигатель V 8 с рабочим объёмом 5,5 литра. Так как в СССР на то время просто не существовало двигателей V 8, многие сейчас считают, что конструкторы завода ГАЗ просто взяли двигатель от грузовика, и переработали его для Чайки.

На самом деле, базой для двигателя Чайки стал двигатель V 8 от Крайслер. Именно на его основе и был создан двигатель ГАЗ-13, который изначально развивал 195 л.с, а потом его модернизировали до 215 л.с.

Так что тут дело обстоит с точностью до наоборот – именно на базе двигателя от Чайки создавали двигатели V 8 для советских грузовиков.

Ну и последний миф о ГАЗ-13 Чайка, гласящий о том, что этот лимузин назвали так в связи с названием более раннего ГАЗ-21 Волга. Согласно легенде, Чайка – это как будто птица, парящая над рекой Волгой, то есть Чайка превосходит Волгу, находится выше её.

На самом деле, Чайку назвали так действительно в связи с Волгой, но с Волгой-рекой, а не с Волгой-автомобилем. Дескать, жители Горького частенько любуются чайками, парящими над рекой Волгой, вот и новый советский лимузин такой же красивый и стремительный, как птица-чайка.

Ну а вообще, Чайка должна быдла изначально называться не ГАЗ-13, а М-13, так как предыдущий лимузин назывался М-12. Но так как во время подготовки Чайки к серийному выпуску был снят со всех постов Молотов, то и автомобиль было решено переназвать, без всяких там напоминаний об опальном Молотове.

И ещё один нюанс – изначально хотели назвать ГАЗ-13 Стрелой, но потом всё же решили выбрать название Чайка – видимо, очень уж конструкторы Горьковского автомобильного завода любили свой город, не зря же появились такие названия автомобилей, как Волга и Чайка, ведь Горький – это город на Волге-реке.

ГАЗ-13 «Чайка»

ГАЗ-13 закрытый четырехдверный кузов
ГАЗ-13А модификация с установленной внутренней перегородкой
ГАЗ-13Б открытый кузов типа «фаэтон» или «кабриолет»
ГАЗ-13С санитарный вариант с кузовом универсал

ГАЗ-13 фотографии характеристики
1959—1978 гг.

Для НАМИ были закуплены в Америке Packard Executive Patrician и Packard Caribien и конструкторы предприятий ГАЗ, ЗИЛ и НАМИ, взялись изучать эти образцы. Видимо, изучение именно этих машин повлекло за собой большое сходство позднее выпущенных ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 «Чайка» с «Паккардами». Именно Паккарду «Чайки» обязаны характерными утопленными под козырьки фарами, повторителями повторов и «зубастой» решеткой радиатора. Эмблемы на этих решетках, впрочем, несут разный смысл: у Чайки это стилизованное изображение птицы, у американского автомобиля — буква V, аллегория к мототору V8. Вместе с тем, говорить о том, что Чайка являлась полной копией Паккард, было бы не верно. При очевидных стилистических заимствованиях у «изучаемых» образцов, она обладала иным по типу кузовом, совершенно другой схемой остекления, формой боковин и задка.

«Packard Caribbean» 1955 г.

Оригинальными являлись и так называемые «сложенные крылья», образованные хромированной накладкой и вытянутой формой заднего крыла. Чайку можно считать квинтэссенцией «аэро» стиля в советском автомобилестроении, первым и ярчайшим его представителем. Наталья Колесникова (директор музея истории Горьковского Автозавода) рассказывала, что как-то на одной из экскурсий спросили Лебедева (дизайнер ГАЗа Б.Б.Лебедев — прим. автора): — А почему автомобиль назвали «Чайка«? На что Лебедев ответил: — Решение так назвать автомобиль родилось очень быстро, будущий автомобиль должен был стать классом выше до сих пор выпускавшихся на заводе, поэтому, если есть Волга, то над ней должна парить Чайка.

фото проектирование ГАЗ-13 «Чайка»

Над созданием «Чайки» работал большой творческий коллектив конструкторов и инженеров, дизайнеров и испытателей завода ГАЗ: В.С. Соловьёв, Н.А. Юшманов, Г.А. Пономарёв, В.В. Гнетнев, П.Э. Сыркин, О.И. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков, Л.Д. Кальмансон, Б.С. Поспелов, Б.Б. Лебедев, Л.Э. Дуарте и другие.

Исходно проект разрабатывался под двумя названиями — «Чайка» и «Стрела». В 1956-м году было изготовлено два натурных макета «Чайки». Эти два макета существенно отличались по дизайну от последующих опытных образцов.

фото ГАЗ-13 «Чайка»

В 1957-м году было изготовлено два ходовых опытных образца, которые отличались не только внешне (молдингами вокруг арок колес, рамкой лобового стекла, задними фонарями, передними подфарниками), но и двигателями (объем 4,9л против 5,5л). В то же время они были представлены на закрытой выставке НАМИ. Был выбран один из опытных образецов и начато его мелкосерийное производство для испытательного пробега. Судя по номерам автомобилей с испытаний — было изготовлено не менеее 9-ти автомобилей. Они отличались внешне — все имели комбинированную двухцветную окраску в различных сочетаниях.

Читайте также:  Автомобиль ваз 21093 схема панели приборов

фото ГАЗ-13 «Чайка» опытные образцы

Протяженность испытательного пробега составила приблизительно 21.000 км по дорогам России, Украины и горам Кавказа. У автомобилей была позолоченная решетка (это видно на цветных фото опытных образцов) и накапотное украшение в виде стилизованной птицы чайки.

Выставочный ГАЗ-13 «Чайка»

фото ГАЗ-13 «Чайка» выставочный

В январе 1958-го года был отправлен на Всемирную выставку ЭКСПО-58, которая проходила с апреля по октябрь в Брюсселе, «Э-2» — экспериментальный образец бирюзово-молочного окраса с позолоченной решеткой и позолоченными буквами «ЧАЙКА» на капоте. На «брюссельском» экземпляре также имелось накапотное украшение в виде чайки.
Официально автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» стал выходить из ворот автозавода 16 Января 1959-го года, однако еще осенью 1958 года на конвеере стояли первые «Чайка» черного и двуцветного окраса. Машины отличались от последующей серии расположением надписи ЧАЙКА на задней части машины, дополнительной контрольной лампой на торпедо.
В несколько последующих лет ГАЗ-13 «Чайка» неоднократно экспонировался на различных международных автомобильных и промышленных выставках: Женева, Нью-Йорк, Брно, Будапешт. На Нью-Йоркской выставке, проходившей в 1959-м году, была представлена одноцветная «Чайка» (вероятнее всего черная), но с характерным салоном от двухцветной «Чайка» (с «шахматной» фактурой узора алой ткани обивки). На протяжении нескольких лет двухцветная бордово-бежевая «Чайка» экспонировалась на ВСХВ (сейчас ВДНХ) в павильоне «Машиностроение».

фото ГАЗ-13 «Чайка» кабриолет

В 1961-м году на Горьковском Автомобильном Заводе на базе ГАЗ-13 «Чайка» был изготовлен вариант с кузовом кабриолет ГАЗ-13Б. У него имелся складной тент с электрогидравлическим приводом, рамками стекол дверей отсутствовали — вместо них на самих боковых стеклах были легкие металические окантовки, убирающиеся вместе с ними. В сложенном состоянии тент укладывался в ниши по бокам от заднего сидения, поэтому на нем помещалось только два человека, а общее число посадочных мест снизилось до шести. Автомобиль выпускался с 1961-й по 1962-й год. По разным данным выпущено от 10 до 20 экземпляров. На сегодня сохранилось только четыре кабриолета заводского изготовления. Паралельно с кабриолетом ГАЗ-13Б выпускалась модификация ГАЗ-13А с кузовом типа «лимузин» (отличия заключались в наличии перегородки в салоне). На сегодня сохранился один лимузин с перегородкой.

фото вариант ГАЗ-13 «Чайка»

В 1961-м году предприняли попытку рестайлинга ГАЗ-13 «Чайка». Судя по фотографии изменения коснулись в основном передка — появилась четырехфарная система освещения и решетка видоизменилась на полосную, также изменился передний бампер. Передняя часть приобрела более современные очертания, но при этом без изменений остались боковины кузова. По крайней мере был построен один ходовой образец. Но в серию данные изменения не внесли и «Чайка» в прежнем дизайне выпускалась количеством порядка 150-ти штук в год до самого окончания производства. Всего было изготовлено примерно 3179 автомобилей ГАЗ-13 «Чайка». На единственной известной фотографии четырехфарной «Чайки» имеется следующая надпись: «15 октября 1961 года Москва: показанный здесь 14 октября автомобиль — это новый пассажирский автомобиль «Чайка». Автомобиль — одна из двух модернизированных версий советской «Волги» и «Чайки», которые Горьковский завод произвел в этом году. Задняя часть реконструирована и количество передач повышено до 4. Крылья и капот также изменили свой дизайн. Новый автомобиль — подарок завода к 22-му Съезду Коммунистической Партии, который начнется 17 октября.» В советской прессе эта фотография была опубликованна в журнале «Автомобильный транспорт» в июле 1962-го года.
В 1962-м году базовая модификация ГАЗ-13 несколько обновилась технически: появился новый карбюратор К-114 вместо К-113, новый приемник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колесные диски на авто с другими колпаками. Изменили и материал обивки салона на более «шинельный» серо-зеленый цвет.
В начале 70-х годов на левой двери «Чайки» появилось стационарное боковое зеркало (на передней стойке рамки двери). У него свой собственный дизайн — форма и ножка. До этого из зеркал было только салонное заднего вида.
В конце 70-х годов, когда уже параллельно начался выпуск ГАЗ-14 «Чайка», на ГАЗ-13-й модели произошли изменения в салоне: с торпедо исчезла латунная сетка, вместо нее появилась обивка «под дерево», а материалы диванов и карт дверей заменили на велюр, который применялся в оформлении ГАЗ-14 — горчичного цвета. Также уже стоял третий вариант радиоприемника — транзисторный с коротковолновым диапазоном (соответствено исчез трансформатрный блок из под торпеды с правой стороны). Именно такая, одна из последних, «Чаек» стоит в музее Горьковского Автомобильного Завода.

фото ГАЗ-13 «Чайка» киносъемочный

Кроме известных модификаций ГАЗ-13Б и ГАЗ-13С, на базе ГАЗ-13 «Чайка» выпускались различные киносъемочные автомобили. Известно о еще нескольких полуфаэтонах, где передняя часть крыши (над первым рядом сидений) была жесткой, а задняя имела кабриолетный верх при сохраненных рамках дверей от стандартного седана — не исключено, что это также были варианты автомобилей для киносъемок. Известно даже о существовании железнодорожной дрезины на безе ГАЗ-13 «Чайка». Можно также вспомнить забавный вариант, представлявший собой объединенные части машин ГАЗ-13 «Чайка» и ГАЗ-12 «ЗИМ»а, получивший в народе название «ослобык». Причины его появления заключались в том, у партийно-советской номенклатуры существовал строгий «табель о рангах». И если по должности чиновнику был положен «ЗИМ», то ездить на «Чайке» было очень неосмотрительно. Но очень хотелось. Выход нашли сообразительные военные. На одном из военных заводов по заказу генералитета была изготовлена партия «Чаек» с элементами кузова от «ЗИМ»а. Машина совмещала комфорт и динамику представительской машины и внешний демократизм автомобиля руководителей среднего звена. Известен факт, так сказать, «нецелевого» использования «Чайки», вопреки номенклатурным правилам, «Чайка» находилась в распоряжении Начальника пожарной охраны Москвы, она была окрашенна в красный цвет и снабжена спецсвязью.
Одна из необычных переделок находится в Прибалтике в коллекции Кирсса — это открытый «катафалк» на базе седана ГАЗ-13 «Чайка».

Читайте также:  Автозапчасти для машины газ

фото ГАЗ-13 «Чайка» киносъемочный

фото ГАЗ-13 «Чайка» катафалк

фото ГАЗ-13 «Чайка» кабриолет

На ГАЗ-13 «Чайка» ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 «Чайка» обслуживало московский дипломатический корпус: послов ГДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР. Одна «Чайка» даже эксплуатировалась в посольстве США. Случай, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам: к примеру, «Чайку» получили писатель Михаил Шолохов и балерина Галина Уланова. Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавали в «Интурист», а также в дворцы бракосочетаний и ЗАГСы, где служили в качестве свадебных автомобилей — такие автомобили часто перекрашивали в белый цвет, но иногда оставляли в своем традиционном черном. Официально известно о двух случаях попадания «Чайки» в ДТП во времена СССР.

Двигатель ГАЗ-13 «Чайка»
(ЗМЗ-13)(ЗМЗ-13Д).

фото двигатель ГАЗ-13 «Чайка»

Двигатель ГАЗ-13 «Чайка» — V-образный восьмицилиндровый с верхним расположением клапанов . Блок цилиндров, головки цилиндров и поршни изготовлены из алюминиевого сплава. Гильзы цилиндров двигателя чугунные, сменные, «мокрые». В верхней части цилиндров запрессованы износостойкие вставки. Коленчатый вал установлен на пяти коренных подшипниках. Коленчатый вал сбалансированный, с противовесами, изготовленными заодно со щеками вала. Коренные подшипники вала имеют тонкостенные вкладыши. На каждую шатунную шейку коленчатого вала надето по два шатуна. Шатуны правого ряда цилиндров установлены цифрами на стержне вперед по ходу автомобиля. Левого ряда — назад. В нижние головки шатунов поставлены также тонкостенные вкладыши. Поршни — из алюминиевого сплава, установлены меткой вперед по ходу автомобиля.

Система смазки двигателя ГАЗ-13 «Чайка». Комбинированная — под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки валика распределителя и оси коромысел. Остальные узлы смазываются разбрызгиванием. Масляный насос—шестеренчатый, двухсекционный. Из верхней основной секции насоса масло поступает в главную магистраль двигателя, из нижней дополнительной секции—в центробежный фильтр и водо-масляный радиатор, где масло охлаждается водой из системы охлаждения двигателя. Двигатель имеет открытую систему вентиляции картера, которая осуществляет отсасывание из картера паров бензина и отработанных газов, разжижающих и загрязняющих масло.

Система зажигания ГАЗ-13 «Чайка». Распределитель зажигания типа Р-13 с центробежным и вакуумным регуляторами и октан-корректором установлен на корпусе привода, к которому он крепится одним болтом. Автомобиль «Чайка» не имеет пусковой рукоятки.

Карбюратор ГАЗ-13 «Чайка» типа К-114. Вертикальный, четырехкамерный, действующий как два двухкамерных карбюратора. Две смесительные камеры подают горючую смесь при работе двигателя на всех режимах, а две другие (вторичные) только при движении на высоких скоростях и больших нагрузках после 50—60% хода дроссельных заслонок первичных камер. Каждая пара смесительных камер имеет самостоятельную поплавковую камеру с верхним подводом топлива к клапану подачи,, с поплавками, подвешенными в корпусе поплавковой камеры карбюратора. Поплавковые камеры — cсбалансированы, имеют для наблюдения за уровнем топлива смотровое стеклянное окно.

Автоматическая коробка ГАЗ-13 «Чайка» состоит из планетарного ряда шестерен, дающего три передачи вперед и задний ход. Передачи включаются с помощью двух многодисковых сцеплений и двух ленточных тормозов. Давление масла для включения тормозов и сцеплений, подпитки гидротрансформатора и смазки коробки создается с помощью двух масляных насосов. Моменты автоматического переключения и плавность включения передач определяются системой гидравлического управления, которая имеет воздействие от скорости автомобиля (центробежный регулятор) и нагрузки двигателя (силовой регулятор). Выбор передач водителем производится с помощью кнопочного механизма, имеющего четыре кнопки: Н — нейтральное положение — для запуска двигателя и работы на стоянке, Д — для движения вперед и при кратковременных остановках, ЗХ — для движения назад и Г — для торможения двигателем.

фото кнопочный механизм переключения передач ГАЗ-13 «Чайка»

В просторном и комфортабельном салоне ГАЗ-13 свободно размещались семь человек. Эффективная система отопления равномерно обогревала все пассажирское помещение. «Бардачок» рядом с щитком приборов, пепельницы и электроприкуриватели, пяти-диапазонный приемник с автоматический настройкой и дополнительным динамиком для задних пассажиров, кнопочное управление подъемом антенны и оконными стеклами обеспечивали дополнительные удобства для пассажиров.

Adblock
detector